Здесь Церковь – не местная, но всегда только универсальная Церковь, более того, космическая Церковь. Слово «Церковь» встречается в послании девять раз. Первый раз – в конце молитвы благодарения. Здесь подчеркивается высокое положение читателей послания, ибо они принадлежат Церкви, главою которой является Христос, поставленный над всем космосом: «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:22 ). Далее говорится о той высокой роли, которая отведена Церкви в откровении тайны Божественного замысла о космосе, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). Молитвенная часть послания, составляющая его первую половину, завершается славословием, единственным во всем Новом Завете, в котором упоминается Церковь , прославляющая Бога: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» ( Еф.3:21 ). Здесь Церковь представлена как та часть человечества, само существование которой служит славе Бога. Все остальные упоминания Церкви соединены в увещании, где Церковь в ее отношении с Христом представлена как прототип для отношений супругов в браке: «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» и далее ( Еф.5:23–25,27,29,32 ). Новое творение Церковь , частью которой должны сознавать себя читатели, рассматривается как новое творение Бога через Иисуса Христа, созданное для добрых дел: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). Призывая к добрым делам в увещательной части послания, апостол снова напоминает христианам о необходимости «отложить прежний образ жизни ветхого человека... и облечься в нового человека, созданного по Богу» ( Еф.4:22–24 ). Но наиболее важным в послании является функция символа нового человека – его использование для выражения корпоративного аспекта христианства и его единства. Церковь , к которой теперь принадлежат читатели-языкохристиане, – «один новый человек», которого создал Христос Своею крестной смертью в Самом Себе, «упразднив вражду Плотию Своею, а Закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» ( Еф.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Еф.5:25 .  Мужья, любите сво­их жен, как и Христос воз­любил Церковь и пред­ал Себя за нее, Еф.5:26 .  чтобы освятить ее, очистив банею водною по­сред­с­т­во­м слова; Еф.5:27 .  чтобы пред­ставить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или по­рока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Но если муж есть Глава жены и жена обязана ему повиноваться, то – отсюда начинается увещание к мужьям – и мужья обязаны свои требования к женам соразмерять с любовью. Они должны любить своих жен и любить именно так, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее. Таким образом Ап. научает мужей самопожертвованию в видах истинной пользы их жен. Но сейчас же, во избежание всяких недоразумений и перетолкований, каким могло подвергнуться это требование Апостола со стороны жен, Ап. указывает границы, какими должно определяться это самопожертвование мужа. Христос – говорит он – Своим самопожертвованием хотел освятить Церковь , очистив ее предварительно «банею водною» или омовением, какое получается в таинстве крещения, «посредством слова», т. е. посредством тайнодейственной формулы, произносившейся при крещении: «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Злат., Феодорит). Конечною целью, какую имел при этом Христос, было то, чтобы соделать Церковь чистою и непорочною и поставить ее рядом с Собою как невесту, в день Своего второго пришествия, хотя она и теперь уже является такою невестою для тех, кто способен видеть ее величие ( Апок.19:7, 8 ). Значит, и любовь мужа к жене должна доходить до самопожертвования только там, где дело идет об истинном благе жены: во всех же других случаях, когда требования жены к самоотвержению мужа не имеют такого основания, понятно, странно было бы требовать от мужа, чтобы он непременно жертвовал собою для жены. Еф.5:28 .  Так должны мужья любить сво­их жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Еф.5:29 .  Ибо никто никогда не имел не­на­висти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Го­с­по­дь Церковь , Еф.5:30 .  потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем» . Как предписывающий закон благочестивым, Апостол присовокупил: «во всем» . А что дает закон благочестивым, показывает представленный пример. Никто же из питомцев благочестия не предпочитает своего Божию. Еф.5:25.   Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Еф.5:26.   Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова. Еф.5:27.   Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Еф.5:28.   Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Еф.5:29.   Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. «Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню» : «да освятит ю, очистив банею водною в глаголе» , «да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» . «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса» . Подражайте Владычней попечительности, и какую Господь оказал в рассуждении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за невесту Свою, чтобы ее очистить, соделать славною, сгладить с нее следы прежней старости и явить свободною от всякого порока. Посему и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам, и прилагать о них попечение, как о собственном своем теле. А сие: «очистив банею водною в глаголе» , значит: во имя Отца и Сына и Святого Духа. «Любяй бо свою жену, себе самого любит» : «никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» . Если в каком-либо члене бывает какое-либо страдание, не отсекаем оного, но стараемся уврачевать. Так и вам надлежит, говорит Апостол, заботиться о женах. «Якоже и Господь Церковь» . Питает и греет ее, предлагает ей в снедь собственное Свое Тело и Кровь Свою. Еф.5:30.   Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

1Фес.4:7 ), предоставив свои тела в жертву святую ( Рим.12:1 ), будучи святы в поступках ( 1Петр.1:15:16 ) и непорочны ( Еф.1:4 ). Если Святый Дух даёт силы и помощь во всех жизненных функциях, то все функции должны быть чистыми; весь человек должен стремиться к богоуподоблению. «Сам Дух ходатайствует за верующих воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26:27 ), потому что верующие – сыны Божии, и Бог послал в сердца их Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! ( Гал.4:6 , ср. Рим.8:15 ). Поэтому и ложь есть ложь Духу Святому ( Деян.5:3 ). V Тело по преимуществу, само Тело, τ σμα не было бы таковым, если бы исключало из себя какое-нибудь частное тело. Потому-то оно и стоит над всеми отдельными телами, что несёт в себе всякое частное совершенство отдельного тела и, следовательно, не исключает из себя последнего. Но в то же время, будучи Телом совершенным, оно всегда и везде и при всяких условиях остаётся само собою. Всё для него, но оно – выше всего, не нарушая своего самотождества. Универсальность в смысле unum versum alios – таково третье и последнее существенное свойство Церкви 681 . Церковь есть полнота Христова, плирома Христа ( Еф.1:23 б). Но всё чрез Слово начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ); Христом – все, имы Им ( 1Кор.8:6 ), ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все Им стоит ( Кол.1:16–17 ). Полнота Христова – полнота всех энергий, которыми создано всё бытие. Если сейчас Церковь – не всё актуально, то она – всё в потенции, ибо исполнена полнотою Христа. Ведь Господу Иисусу Христу всё предано в руки Отцем Его ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ; Ин.3:5, 13:3 ); Отец всё покорил под ноги Сыну ( 1Кор.15:27 ; Еф.1:22 ; Евр.2:5:8 ), так что что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну ( Ин.16:15 ). А от Бога – всё ( 1Кор.11, 12, 8:6 ); всё из Него, Им и к нему ( Рим.11:36 ), ибо Он всё создал Иисусом Христом ( Еф.3:9 ); Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Здесь ясное доказательство того, что святые угодники и по отшествии своём могут за нас ходатайствовать пред Богом и приводить нам на память наши христианские обязанности: 2Мак.15:14 ; Откр.8:3–4:5, 8 . 1Ин.2:1–2 . «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Объяснение. Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и, однако, в несобственном смысле у нас имеется много иных Богом поставленных наставников в лице пастырей Церкви: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 , так и ходатай в собственном смысле один Иисус Христос, а не в собственном, по праву благодати Божией, являются ходатаями и святые люди: 2Кор.1:11 ; 2Пет.1:14–15 ; Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; 2Мак.15:14 . Рим.8:26–27 . «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Объяснение. Ходатайство о нас Духа Святого не исключает ходатайства святых угодников Божиих, так же как не исключает их заступничества и ходатайства Сам Иисус Христос: Еф.2:18 ; Мф.10:41 ; апостол говорит о «ходатайстве многих»: 1Кор.2:11 . Поскольку Православная Церковь имеет потребность в ходатайстве Духа Святого, то каждая служба и моления церковные в ней начинаются молитвой Духу Святому – «Царю Небесный». Но кроме Духа Святого своими молитвами ходатайствуют за нас грешных и угодники Божии: Еф.1:16 ; Кол.1:9 ; Откр.8:4 . Отсюда ясно открывается, что святые как при жизни непрестанно молились (ходатайствовали) за христиан, так и по отшествии продолжают ходатайствовать: 2Мак.15:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

[Col. 1400] Вот тебе, господин, письмо, которого ты требовал, и избавь меня от обвинения. Но почему, скажешь, не раньше? Потому что нам стыдно было предложить вашему почтению поучительное слово. Если же ты желаешь этого, то прими, достолюбезнейший. (675) Истинный христианин есть не что иное, как подобие и печать Христа, и должен быть в таком близком отношении к Нему, в каком каждый член к голове и ветвь к виноградной лозе. Ибо Сам Господь сказал: Я есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:5 ); также апостол: вы тело Христово, а порознь члены ( 1Кор.12:27 ). Поэтому, господин, станем приносить в качестве плодов грозди добродетелей и не будем бесплодными. Ибо Господь говорит: всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, то есть геенский ( Мф.7:19 ). Будем бояться этой страшной угрозы, будем прославлять Бога в теле нашем и в духе нашем (ср. 1Кор.6:20 ). Так же заповедует апостол, он же говорит и следующее: отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет ( 1Кор.6:15 ). Будем соблюдать это. Должно любить своих жен, как свои тела ( Еф.5:28 ), и не предаваться любви к развратному телу. Жена, говорит он, да боится своего мужа ( Еф.5:33 ). Ибо, соединяя с любовью страх, она может проводить прекрасную жизнь. Дети, повинуйтесь родителям, снова говорит он ( Еф.6:1 ). Ибо справедливость требует, чтобы родители были почитаемы и в старости питаемы детьми; ибо они после Бога были виновниками того, что эти явились на свет. И: благословение отчее утверждает домы чад, клятва же матерня искореняет до основания ( Сир. 3:9 ). И еще говорит [апостол]: отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). Таким образом, дело родителей приучать детей к миру, направлять и образовать в них благочестивый характер. Что же остается? Рабы должны повиноваться господам со страхом и трепетом (ср. Еф.6:5 ), без коварства и благодушно, но и господа смягчать угрозы и с равной заботливостью смотреть на всех, зная, что один Господь всех Бог. Здесь существует рабство, равно как и брак; а в будущем веке упразднится то и другое и все будут едино, как Ангелы. Отношение к браку и рабству

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но главное, что Священное Писание вовсе не представляет будущую историю Церкви как немедленное отступление видимой Церкви от учения Христа и апостолов сразу после смерти ап. Иоанна Богослова. Напротив, евангельские притчи и обетования показывают пребывание с нами Христа во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ), тогда как Церковь будет возрастать в мире, подобно закваске, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Очень полезно в этом отношении изучение цельных текстов, показывающих будущее Церкви,– прощальной беседы и первосвященнической молитвы Спасителя ( Ин. 13–17 ) и послания к Ефесянам. В них нет и следа будущего отпадения. Так, вся первосвященническая молитва посвящена теме единства и любви, а не защите малого остатка от скорого отпадения большинства. В свою очередь, некогда эфесских христиан ап. Павел предупреждал, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян. 20:29–30 ). И, несмотря на грехи отдельных людей, тех же Ефесян в послании ап. Павел учит, что Бог явит в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ( Еф. 2:7 ) 480 . Не сама собой, через Церковь соделалась известною начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия ( Еф. 3:10 ). Поэтому именно в видимой Церкви воссылается Богу слава во Христе Иисусе во все роды, от века до века ( Еф. 3:21 ). Ап. Павел учит, что у христиан одна надежда и одна вера ( Еф. 4:4–5 ), но не предсказывает скорое появление множества неправильных вер. Давая множество нравственных наставлений в гл. 4–6, ап. Павел нигде не пишет, что они неисполнимы и вскоре христиане перестанут их исполнять. Напротив, освящение и непорочность Церкви ( Еф. 5:26–27 ) несомненно указывают, что Господь питает и греет ее (ст. 29), навсегда оставаясь главой Церкви (ст. 23). Акцент адвентистов на папстве связан с тем, что они считают римских пап апокалиптическим зверем, предсказанным в Откр. 13 (зверь, выходящий из моря) и в Дан. 7:25 (небольшой, или малый рог 481 ). Этот зверь в течение 1260 лет, с 538 по 1798 гг., мучил настоящих христиан и искажал истинное учение Христа. Через римских пап действовал сатана 482 . В свое время папство передаст свою власть антихристу – самому сатане 483 . Папству будет помогать второй апокалиптический зверь из Откр. 13:11 (выходящий из земли), под которым Е. Уайт и последующие адвентисты обычно понимают США – христианское государство конца времен, обладающее всемирной политической властью и празднующее воскресенье как обязательный праздник 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

2Кор.2:14 . «Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте». Объяснение. Познание об Иисусе Христе, распространяемое проповедью о Нём, сравнивается с благовонием мира. Образ взят апостолом из Ветх. Завета, где священным миром помазывались священные сосуды скинии священниками и сам первосвященник: Исх.30:26–30 . В Новом Завете Иисус Христос, помазанный Духом Святым паче причастников Своих: Лк.4:18 , распространяет вокруг Себя благовоние во всей Церкви Своей чрез Своих посланников: Мф.10:5 ; Лк.10:1 ; Деян.14:23 . 2Кор.5:20 . «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Объяснение. Апостолы и их преемники, а не миряне, суть посланники Христа: Мк.6:7 ; Тит.1:5 ; посредники между Ним и людьми: Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; они довершают дело примирения и вместо Христа являются проповедниками о примирении с Богом: Еф.4:11–13 . Кол.1:28–29 . «Которого (Христа) мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы предоставить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силой Его, действующей во мне могущественно». Объяснение. Святыми, или совершенными, называются у апостола не отдельные лица, а целые общества – Церковь Христова, идеал которой есть освящение людей: Еф.5:25–27 . Этим-то освящённым членам истинной Христовой Церкви и открылась тайна воплощения Христова: Мф.13:11 ; при этом, для раскрытия тайны поставлены трудиться и подвизаться силой Божией апостол Павел и другие апостолы и их преемники, Богом на то посланные провозвестники Евангелия: Еф.4:11–12 ; 1Кор.12:28–29 . О девственности епископов 1Тим.3:2:4–5 . «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителен... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И придя и увидев, что невесту собираются привести к Нему нагую 3 и непристойную, Он покрыл ее ризой чистой, светлость и славу которой ни слово, ни ум представить не смогут. Как же мне сказать? Самим Собой, как ризой, Он нас покрыл: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27). Сию ризу увидев свыше пророческими очами, Давид воскликнул в таковых словах: Стала царица одесную Тебя (Пс 44:10). Нищая и презренная разом сделалась царицей и стала близ Царя. И, как жениха и невесту в священной почивальне, пророк представляет Церковь и Христа: В ризу златотканную облаченная, преукрашенная (Пс 44:10) 4 . Вот и о ризе он сказал тебе. Затем, дабы услышав о золоте, тебе не впасть в чувственные представления, [про­рок] возводит твою мысль и обращает тебя к созерцанию умных вещей, прибавляя: Вся слава дщери Царя внутри (Пс 44:14). Ты желаешь увидеть также ее сандалии? Не из чувственной материи сотканы они и не из обычной кожи сшиты, но из благовестия и мира: ибо, говорит [Апостол], обуйте ноги ваши в готовность благовествовать мир (см. Еф 6:15). Ты хочешь также, чтобы я показал тебе сам вид невесты, сияющий как молния, исполненный невыразимой красоты, при великом множестве ангелов и архангелов вокруг? Однако прежде возьмем еще раз за руку невестоводца Павла, и он сможет сквозь это множество [небесных сил] привести нас к ней. Итак, что он говорит? Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф 5:25–26). Ты увидел ее тело чистым и светлым? Ты увидел ее прекрасной, сияющей ярче солнечных лучей? Затем он прибавляет: дабы она была свята и непорочна, не имеющая пятна или порока, или чего-либо подобного (см. Еф 5:27). Ты увидел сам цвет молодости, саму вершину юности? Ты желаешь узнать также имя ее? Зовется она верной и святой. Павел, — говорит, — < … > Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе (Еф 1:1). 3. Но, услышав именование невесты, я вспомнил о старом долге: ведь я обещал рассказать вам, отчего мы называемся верными 5 .

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

Мы рассмотрим сейчас семью под влиянием веры и неверия, во-первых, в ее происхождении и состоянии и, во-вторых, в ее деятельности. 1 . 1) Семья имеет свое начало в браке, а христианская семья, следовательно, в христианском браке, который установил Христос как Таинство Своей Церкви. Говоря об обязанностях супругов и желая расположить их к верному исполнению их, апостол Павел замечает: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Это положено было в основание и высказано было при учреждении Богом брака еще в колыбели человеческого рода. Когда Господь Бог привел к Адаму жену, то этот в божественном озарений сказал: оставит человек отца своего и мать свою и прилепит ся к жене своей; и будут одна плоть ( Быт.2:24 ). В этих словах выражается всё, что составляет сущность брака, – выражается любовь, ибо ради жены человек оставляет отца и мать, выражается единство, ибо один только муж и одна только жена составляют брачную чету, выражается и нерасторжимость брака, ибо муж и жена так тесно связаны, что составляют как бы одну плоть, одно тело, одно лицо. После ужасного извращения брака в язычестве, после того, как за жестокосердие неискупленного человечества Бог не дал познать истинное значение брака даже и иудеям, Спаситель наш снова возвратил его к первоначальной своей чистоте и святости. Он возвел его на высокую степень святого Таинства и утвердил Своею благодатью. Христианский брак должен быть отображением исполненного любви, неразрывного союза Христа с Его земной невестой – Церковью и той искренней преданности последней, с какой она должна относиться к Нему, как невеста к своему жениху. Для сего брак должен быть запечатлен той благодатью, которая истекла из ран Господа и Его открытого сердца. Этой благодатью брак освящается во всем своем существе. Благодать эта освящает и естественную любовь, соединяющую супругов, так что Апостол мог сказать мужьям: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ), а женам: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу ( Еф.5:22 ), а тем и другим вместе: повинуйтесь друг другу в страхе Божием ( Еф.5:21 ). Эта благодать освящает единство брака, так чтобы верность супругов друг другу не нарушалась не только делом, но и помышлением сердца. Почему Господь говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:27–28 ). Благодать Таинства закрепляет, наконец, нерасторжимость брака, без которой немыслима никакая истинная любовь и верность, невозможно достижение цели, для которой установлен Богом брак, невозможно освящение супругов и детей: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010