Спасение – это дар тем, кто вверяет себя Иисусу Христу. Единственное, что нужно, чтобы получить этот дар – это принять его верой. Этот акт меняет судьбу человека в вечности, обеспечивая ему рай. Некоторые все же настаивают на том, что спасение надо заслужить. Однажды люди спросили Иисуса: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Иисус ответил им: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:28,29 ). После того, как некоторые жители Ефеса уверовали в Иисуса как в своего Спасителя, апостол Павел сказал им: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8,9 ). Вдохновенные слова апостола Павла показывают, что если к вере в Христа как к условию спасения добавить еще какое-либо условие, то это будет уже спасение через дела, которого не бывает. Любой человек (или группа), утверждающий, что кроме веры в Иисуса Христа для спасения нужно еще что-то делать, имеет в виду спасение через дела, а не через благодать как дар Божий. Но спасение через добрые дела – не спасение. «А, не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» ( Рим.4:5 ). Человек должен делать добрые дела потому что он спасен, а не для того, чтобы получить спасение. Апостол Павел сказал ефесянам, что они спасены через веру, а не за добрые дела (см. Еф.2:8,9 ), и добавил: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). В первом веке некоторые верующие хотели, чтобы в дополнение к вере в Христа, в качестве условия спасения, требовалось также исполнение ветхозаветного закона. Апостол Павел ответил на это: «Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал.2:21 ). То, что сказал апостол Павел о ветхозаветном законе, относится и ко всему остальному, что люди добавляют иногда к вере в Христа, как условие спасения – например, крещение водой или принадлежность к определенной религиозной группе.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

   Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или — для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары (Еф. 4:1—8), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой. Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь?   Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Исполнил ли Господь Свое обещание?   Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как «уже учрежденном, — что оно есть Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею» (Деян. 20:28). Кто состоит Главою общества исповедников Христовых?   Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог, говорится о Христе в св. Писании, «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви» (Еф. 1:22). Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви?   Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение «положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Еф. 1:9—10) Как устроилась Церковь Христова на земле?   Когда Господь Иисус Христос «проповедовал Евангелие Царствия» Божия (Мф. 4:23), Он дал обетование устроить Церковь Свою (Мф. 16:18), но устроил ее не сразу.    Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей.    Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостольское утверждение «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5) и другие подобные выражения повторяются Святыми Отцами всякий раз, когда необходимо подчеркнуть единственность Церкви как в отношении ересей, так и в отношении расколов (Иоанн Златоуст, Толкование на Послание к Ефесянам, Беседа 11, 5, PG 62, 86). Во-вторых, единство в смысле единения всех нас, членов Церкви, между собой и с Троичным Богом, которое основывается, согласно Святым Отцам, на таинстве Богочеловека Христа. Мы — здание Христово, «возведенные на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:20-21). И, как свидетельствует тот же божественный апостол, Он «есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:15-16). Это единство нас между собой и с Троичным Богом осуществляет Благодать Святого Духа. Связующее звено единства есть «слава», которую Господь дал Своим: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин. Жизнь, объединяющая члены Церкви, есть жизнь благодатная, которая, изливаясь из Отца через Сына во Святом Духе, становится связующим звеном нашего единства. Она, согласно литургической молитве, есть «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа». В этом единстве божественной жизни не участвуют по собственному произволению упорствующие в том, чтобы быть «миром», а не телом Христа: «не о (всем) мире молю», замечает с особой выразительностью Великий Архиерей, «но о тех, которых Ты дал Мне» (Ин. 17:9). Святой Кирилл Александрийский ясно объясняет данное место архиерейской молитвы: «показывая, что быть вместе с Ним и удостоиться смотреть «славу» Его принадлежит не другому кому, как только соединенным уже чрез Него с Отцом» (Толкование на Евангелие от Иоанна, 3, 5).

http://pravmir.ru/afonskiy-monastyir-gri...

От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф. 2, 15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 48 . Исповедавший истину воплощения ап. Петр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чем и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет. 1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лице человека дыхание жизни и стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святаго ( Ин. 20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святаго ( Деян. 2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор. 15:45 ). Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ). Дух Божий живет в новой твари ( Рим. 8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Духом христиане устроятся συνοιχοσομεισυαι в жилище Божие ( Еф. 2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор. 15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор. 3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:22–24 ). Еще устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис. 65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет. 3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Апок. 21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют ея – αυτηζ ( Мф. 16:18 ). Αυτηζ может относиться и к πετρα, и к Εχχλησια. Еще Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 49 . Врата ада, сколько бы ни усиливались ( χατισχυσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Сколь счастливы мы, христиане, члены Православной Церкви, созданной и основанной Самим Спасителем, Богом нашим Христом Иисусом, «Который есть глава» ( Еф.4:15 ); «глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ). И мы христиане, – «тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор.11:27 ) И мы, будучи членами Самого тела Христова, опытно должны познавать, по сказанному: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс.33:9 ). Да, поистине, благ Господь во всех проявлениях Своей любви к нам, грешным на земле. Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе! Господи! Мне уже перевалило за 83 года и я уже переступил сказанное: «аще же в силах, осмьнадесят лет, и множае их труд и болезнь» ( Пс.89:10 ), потому хотелось бы просить Тебя: возьми меня в самые последние обители Твои, удостой быть в единении с Тобою; но зная волю Твою, благую, угодную и совершенную (ср. Рим. 12:2 ), я не смею своевольничать пред тобою, и только молюсь: да будет так, как хочешь Ты, Господи. Слава! Слава! Слава Тебе, Господи, за все! 1 «Да по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много и долго терпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы. Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами» (Св. Иоанн Кронштадтский , Моя жизнь во Христе, М, 1899, т. 1, с. З). 3 Этот вопль: «Господи, помилуй!» – чаще всего слышится нами за богослужениями в православных храмах. Благо, если каждый христианин освоит навык всегдашнего чтения молитвы Иисусовой, или сей ее краткий вариант: «Господи, помилуй!». 6 «Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:3–5,2 ). 7 Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости Истины» ( Еф.4:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

См.  Радость. 35) Церковь должна быть сообществом святых, безгрешных людей. В истории Церкви действительно были такие раскольнические учения. Во 2 и 3 веках это были монтанисты и новациане. В 4 веке – донатисты. Они настаивали на том, что Церковь является обществом святых, а не смешанным сообществом праведников и грешников. Святые отцы сравнивают церковь с лечебницей, одно из  имён Спасителя  – Врач. Святитель  Тихон Задонский : «Прочитай Евангелие: кому отказал в милости и человеколюбии Тот, Кто на то пришел, чтобы всем явить Свою милость? Кого от Себя прогнал, кого отринул Тот, Который пришел всех призвать к Себе? “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” ( Мф.11:28 ). Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, ибо Он “пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию”» ( Мф.9:13 ). 36) Христианство отрицает мистику. Христианство глубоко мистично, но чуждо  магизма . См. подробнее:  Мистика в христианстве 37) Церковь создали люди.  «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее ( Мф.16:18 )» – это слова Христа. «С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой – это Сам Господь  Иисус Христос  и спасительная  благодать , изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви (живых, усопших и Ангелов)» –  иерей  Олег Давыденков См.  Христос – основатель Церкви . 38) Глава Церкви – Патриарх. Если честно, то даже католики считают своего первоиерарха – Римского папу лишь наместником Христа. В православии единственным Главой Церкви является  Иисус Христос , что основано на Св. Писании: ( Еф.1:22-23 ), ( Еф.5:23 ), ( Кол.1:18 ). Церковь – тело, Христос – глава. “Радуюсь в страданиях моих о вас… за Тело Его, еже есть Церковь” ( Кол.1:24 ) пишет о себе Апостол Павел.И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями,… для созидания тела Христова…, дабы мы …истинною любовью всё возращали в Того, Который есть Глава, Христос, из Которого всё тело… получает приращение для созидания самого себя в любви,.. ( Еф.4 ). ( подробнее )

http://azbyka.ru/katehizacija/90-naibole...

Спасение — это жизнь во Христе и через Него. Это постоянный подвиг, благодаря которому человек проживает в Духе Святом всю жизнь Спасителя как свою собственную при помощи остальных освящающих средств, проживает ее от своего духовного рождения до вознесения, ибо хотя мы и на земле, «наше жительство — на небесах» (Флп. 3:20). Несмотря на то, что живем мы среди людей, «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге» (ср.: Кол. 3:3) и мы «помышляем о горнем, а не о земном» (ср.: Кол. 3:2). Во время своего творения мы были сотворены Богом Отцом через Сына во Святом Духе, нам была дана боговидная, имеющая образ Троицы душа, причастная Божественных свойств. Через Богочеловека Христа мы входим в кровное родство с Богом. Поэтому Новый Завет — это Завет в крови Богочеловека Христа. Это Завет не в слове или в учении, в законе или в заповеди и не в чем-либо ином, но в Божественной и человеческой крови, которая и является источником всех животворящих и чудотворных сил, соделывающих домостроительство спасения.    Домостроительством спасения Богочеловек открыл нам путь прихода к Троическому Божеству. В Его богомужном домостроительстве спасение соделывается Отцом через Сына во Святом Духе. Это является высшим законом в Церкви, высшим законом в ее жизни и в жизни каждого ее члена. Для человеческого знания величайшим таинством является таинство Богочеловека Христа. Это не может познать никакой человеческий ум, не исключая ума и богодухновенного Павла. Потому он и говорит: «мне чрез откровение возвещена тайна» (Еф. 3:3). И Павел становится благовестником этого таинства. Поэтому он сам побуждает христиан Ефеса читать его благовествование: «вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» (Еф. 3:4),— в которую он был посвящен чрезвычайными видениями и откровениями Господними, дабы открыть «всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3:9), дабы «показать, какое богатство славы в тайне сей» (Кол. 1:27), дабы «возвещать тайну Христову» (Кол. 4:3).    В Церкви Ангелы живут вместе с людьми, ибо для всех в силе одно и то же Евангелие, та же жизнь, Сам Бог и Господь Иисус Христос и с Ним безначальный Отец и животворящий Дух, вся Пресвятая и Животворящая Троица.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3416...

1 . Истинно явилась нам благодать Христова и озарил нас свет благочестия; истинно воссияло у нас солнце правды и просветило концы вселенной. Явился Владыка небес и всю землю, как восхотел, обратил в небо, как было предсказано; Он небесный, явившись среди вас, делает вас небесными, и небесным даруется небесное: от верного верующим залог верности, от святого святым святое, от живого живущим жизнь. В это мы посвящаем вас в священных и царских палатах апостолов, когда касаемся учений пророческих, когда небо и земля поделили между собою голоса их: земля имеет Иоанна, говорящего: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ( Мф.3:3 ); а небо имеет глас Отца, подтверждающего на деле, что «глас Господень над водами» ( Пс.28:3 ). Это мы вам предложили от себя; усердным это послужит к напоминанию, а верующим к утверждению. Следует знать, что повторение хорошего более укрепляет ваши души. Как землю мы тогда находим наилучшим образом обработанною, когда она одними и теми же плугами разрабатывается и за первой обработкой непосредственно следует вторая, улучшающая вид первой, так и душа, возделываемая словом Божиим, если напоминание уже сказанного, входя в ум, обновляет его, делается способнее к произведению плода добродетели. Но время уже нам обратиться к тому, о чем следует говорить, – что мы сами обещали и о чем вы думаете. Затем я прошу всех любящих Христа предоставить мне свои уши и ум, чтобы слухом без пропуска воспринимать то, что говорится, а умом тщательно обдумывать и усвоять учение. Речь будет именно о Христе; а все, что говорится о Христе, не есть простое проповедование, а таинство благочестия. Все домостроительство Христово называется таинством; а таинство не в письменах показывается, а возвещается на самом деле. Поэтому Св. Писание все домостроительство Христа называет таинством, как, например, говорит Павел: «тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ), и еще: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ), и еще: «потому что мне через откровение возвещена тайна..., то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» ( Еф.3:3–4 ), и в другом месте: «мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем» ( Еф.3:8–9 ), это и есть домостроительство «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» ( Кол.1:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2, 6.), “будучи сиянием славы и образом Ипостаси Его, через Которого и веки сотворил, и Он, держа все словом силы Своей” , “уничижил Себя Самого, приняв образ раба”(Флп. 2, 7.). И далее: “И беспрекословно — великая благочестия тайна”(1 Тим. 3, 16.). И еще: “Тайна сия велика”(Еф. 5, 32.) — о Христе и о Церкви. Все, что говорится о Христе, не простые слова, но называется тайной, по словам этого же апостола: “Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать вам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрытой от веков и от родов”(См. Еф. 3, 8–9.), ныне же открытой святым Его, “которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос”(Кол. 1, 26–27.). И еще говорит апостол: “Мне через откровение возвещена тайна… вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой”(Еф. 3, 3–4.). Что таинственнее этого таинства? Что больше этого домостроительства? Говорит Василий Великий: Бог на земле был, и был во плоти, и действовал не через пророков, но непосредственно сроднился и соединился с человеческим естеством, и от нас воспринятою, сродною Ему плотию к Себе человечество возвел. Кто-нибудь может сказать: раз человеческое сродно Божеству, то почему Бог Слово не исполнился телесных немощей? Ответим на это так: как огонь не переходит в железо, но передается ему — ведь огонь не перетекает в железо, а пребывает вместе с ним, передавая ему свою силу, которая не уменьшается от передачи и все наполняет собой, с чем ни соприкоснется, — так и Бог Слово не утратил Своего Божества, вселившись в нас, и не изменился. “И Слово стало плотию”(Ин. 1, 14.) — и не было оставлено Им Небо, когда Его, Небесного, земля восставляла в своих недрах. Не думай, что Божество было низвержено: Бог не переходит, подобно плотским, с места на место; не помышляй, что Божество изменилось, вселившись в плоть: бессмертное неизменно. Спрашиваете, почему Бог Слово не исполнился телесных немощей? Ответим так: огонь не приобретает себе свойств железа; железо — черное и холодное, но, нагревшись, становится подобно огню — просвещается огнем, а не чернит огонь, нагревается, а не остужает пламя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010