Деян.2:33 ). Для усвоения человечеством совершенного Им дела спасения, Он основал Церковь ( Деян.20:28 ), в которой поставил, как говорит апостол Павел, одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ). Он есть глава ( Еф.5:23 ) и краеугольный камень ее ( Еф.2:20 ). По исполнении Церковью назначения своего, Он опять придет, но придет уже не в уничижении, а во славе, чтобы воздать каждому по заслугам его. Сей Иисус, говорят по вознесении ангелы апостолам, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 . 1Кор.4:5 ). Затем Он предаст Царство Богу и Отцу ( 1Кор.15:24 ) и настанет Царство Христа и Бога ( Еф.5:5 ). Учение Святых апостолов о третьем лице Святой Троицы некоторыми чертами своими дает более учения Христа Спасителя, а некоторыми – менее. Так, Божественное достоинство Его, только свойствами обозначенное в учении Христа Спасителя, выражено в учении апостолов определенным названием Духа Святого Богом. Для чего, говорит апостол Петр Анании, допустил ты сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?... Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3–4 ). Что же касается личного свойства Бога Духа Святаго, так определенно выраженного в известном изречении Христа Спасителя об исхождении Его от Бога Отца и о посольстве Его чрез Христа Спасителя ( Ин.15:26 ), то о нем говорят апостолы в выражениях довольно общих. Они называют Его: Духом от Бога ( 1Кор.2:12 ), Духом Сына, посланным с небес ( Гал.4:6 . 1Пет.1:12 ) и Духом Христовым ( Рим.8:9 ). Из всех этих, хотя и общих, выражений видно, однако, что и Апостолы признавали Духа Божия от Отца исходящим и от Сына посылаемым. Вообще же деятельность Духа Божия изображается совершенно так же, как и в учении Христа Спасителя. Ему принадлежит, по учению Апостолов, просвещение светом истины всех благовестников Христова учения. Так апостол Павел прямо говорит, что мы возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого ( 1Кор.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

3) Ближнего любить, как самого себя. (О любви Божией и ближнего в своем месте смотри). 4) Только будущего века жизни и славы искать и ожидать. XVIII. Взаимная христианская обязанность «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18). Святой Златоуст об этом Жена, которая без изволения мужа воздерживает себя (от ложа), не только никакой мзды за воздержание не будет иметь, но и жестокое наказание получит, если он в прелюбодеяние впадет; потому что она, законного схождения лишив его, в этот ров любодеяния ввергла (Слово о девстве). Мужей к женам «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19). Рассуждение Из вышеописанного учения святого Злато­уста рассуждать должно, что и мужья, оставляющие жен своих без их изволения, также грешат и такой же казни подлежат, если жены их начнут прелюбодействовать. Детей к родителям «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1). «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Святой Златоуст об этом Сын, родителей не почитающий, — общий для всех, — Божий, естества, законов и общей жизни всех нас — враг и неприятель (Беседа 4 на Книгу Бытия). Детям родителей в том только должно слушать, что благочестию не противно; а когда требуют того, что противно благочестию, не должно им повиноваться (Беседа 35 на евангелиста Матфея). Родителей к детям «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21). Святой Златоуст об этом Если бы родители детей своих прилежно воспитывали, не нужны были бы законы, суды и казни (Беседа о вдовах). Родители не только за свои грехи наказаны будут, но и за детей своих, если их в благо­честии не воспитывают (Беседа 5 против хули­телей монашеского жития).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

18. Как чистое око способно взирать на свет: так чистое сердце способно созерцать Бога ( Мф.5:8 ), и будущее блаженство ( 2Кор.12:3–4 ). Сердце есть внутреннее око и ухо ( Деян.7:51 ). 21. Названия Ангельских чинов подобны названиям человеческим, – ибо Ангелы именуются Начальствами, Властями, Силами и Господствами. 23. Церковь будет возрастать в храм Господу ( Еф.2:21 ) до скончания века; ибо она есть полнота Того, который все Собою наполняет, объемлет, зиждет, сохраняет. Гл. 2. Ст. 10. Господь наш Иисус Христос отдал Себя Самого за грехи наши, дабы исхитить нас из настоящего злого века, по воле Бога и Отца нашего ( Гал.1:3–4 сл. Тит. 2:13–14 ). 12–13. Жизнь Божия ( Еф.4:18 ) есть жизнь истинного Израильтянина; но во Христе Иисусе и язычники суть Израильтяне, близкие к Богу. 14–16. Как Иудеи, так и язычники, будучи врагами Богу, примирились смертью Сына Его ( Еф.2:13 ). Грех разлучает нас с Богом и отделяет от Него, подобно стене ( Рим.8:6 . сл.) и великой пропасти ( Лк.16:26 ). 17–18. Хотя Иудеи имеют преимущество пред язычниками ( Рим.3:1–2 ), ибо первым принадлежат и усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и Богослужение, и обетования ( Рим.9:4 ): но Бог никакого не полагает различия между отдаленными от Него (язычниками) и близкими к Нему (Иудеями), верою очистив сердца их ( Деян.15:9 ). 20. Апостольское учение о спасении чрез Иисуса Христа основывалось на учении Пророков ( Деян.3:24 – Деян.4:11, 12, 25–27 – Деян.10:43 ). Гл. 3. Ст. 10. Тайна спасения нашего чрез Иисуса Христа непостижима для самых Ангелов ( 1Пет.1:12 ), всегда видящих лицо Отца небесного ( Мф.18:10 ). Ибо кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником ( Рим.11:34–35 )? 35. И небо и земля носят на себе имя Божие; ибо Богом создано все, что на небе и что на земле, – и человеки и все чины Ангельские ( Кол.1:16 ). Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Пс.113:11 . 16. Слава Бога в отношении к спасению нашему состоит в силе благодати ( Еф.1:7 ) Его, которой мы утверждаемся во внутреннем человеке или в делах духа ( Гал.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

И кто бы не предлагал нам учение, почерпнутое из слова Его, мы к Нему должны обращаться нашим вниманием ( Лк.10:39 −40), на Него взирать ( Евр.12:2 ) очами веры, очами сердца ( Рим.10:10 ; Еф.1:18 ), Ему последовать, отвергая самих себя, и каждый ден восприемля крест свой ( Лк.4:2 ). И сколь бы не велико было разнообразие ближних, которых мы ради Его любили бы как самих себя, во всех их и в каждом из них, как и в себе самих, надлежит нам искать того, что есть Божие, и любить то, что есть Божие. т. е. истинное, доброе и прекрасное, и таким образом к Господу Богу нашему прилепляется любовью от всего сердца ( Мф.22:37 −40). На каждом также шагу в сем пути совершенствования, блаженства, спасения, будем мы воспоминать сие слово Господа Иисуса Христа: «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.14:5 ). Соединение души человеческой со Христом совершается, как говорит Ап. Павел, верою и любовью ( Еф.3:17 ; Гал.5:6 ), но и любовь Божия Духом Святым изливается в сердца верующих во Иисуса ( Рим.5:5 ), и вера приемлющая всеспасительную благодать Духа Святого, не от нас же, говорит сей Апостол, но Божий дар ( Еф.2:8 ). Посему остается нам все рассуждения, желания и намерения благочестивые оканчивать также, как и ектении заключаются в церкви сим приглашением: сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу, предадим Христу Богу. Посему и св. Павел Апостол, прощаясь с пресвитерами Ефесской Церкви говорил им: «Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его» ( Деян. 20:32 ). Сему и я, недостойный называться служителем Церкви и слова Божия, поучаюсь теперь, усердно желая Вам, достопочтенная сестра о Господе, благополучно на новом поприще подвигов, совлекаться ветхого человека, и обновляться дхом ума вашего, и облекаться в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф.4:22 −24; Кол.3:17 ). Благоволите прочитать с благоговейным вниманием у самого Апостола сии тексты мною указанные, ибо я не хочу ничего лучшего, полезнейшего представить к утешению и назиданию Вашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   2) Бога, как Создателя, Промыслителя, Отца щедрого, милостивого и человеколюбивого одного любить больше всего, и почитать, и на Него всю надежду полагать, и от Него помощи в случаях искать, имя Его со всяким почтением в случаях нужных поминать, и за оказанные и оказываемые Его благодеяния благодарить от сердца, и прославлять Его.    3) Ближнего любить, как самого себя. (О любви Божией и ближнего в своем месте смотри).    4) Только будущего века жизни и славы искать и ожидать. XVIII. Взаимная христианская обязанность...     «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22).     «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18). Святой Златоуст об этом    Жена, которая без изволения мужа воздерживает себя (от ложа), не только никакой мзды за воздержание не будет иметь, но и жестокое наказание получит, если он в прелюбодеяние впадет; потому что она, законного схождения лишив его, в этот ров любодеяния ввергла (Слово о девстве). Мужей к женам     «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).     «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19). Рассуждение    Из вышеописанного учения святого Злато­уста рассуждать должно, что и мужья, оставляющие жен своих без их изволения, также грешат и такой же казни подлежат, если жены их начнут прелюбодействовать. Детей к родителям     «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1).     «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Святой Златоуст об этом    Сын, родителей не почитающий, — общий для всех, — Божий, естества, законов и общей жизни всех нас — враг и неприятель (Беседа 4 на Книгу Бытия).    Детям родителей в том только должно слушать, что благочестию не противно; а когда требуют того, что противно благочестию, не должно им повиноваться (Беседа 35 на евангелиста Матфея). Родителей к детям     «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

2) В контекст Апостольских свидетельств об искуплении очень трудно поместить такое понятие, как " человеческая природа вообще " . Можем ли мы сказать, что, Он изъязвлен был за грехи человеческой природы и мучим за беззакония человеческой природы; наказание мира нашего было на Нем; ранами Его человеческая природа исцелилась; человеческая природа блуждала, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи человеческой природы (Ис. 53:5-6) или в Котором человеческая природа имеет искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1:7)? " Человеческая природа " не может грешить и нуждаться в искуплении грехов, не может куда-либо совращаться — для этого нужно быть личностью, а не природой. 3) Такое представление подрывает основу личной благодарности и личной преданности христианина Спасителю. Если Христос умер не за конкретных людей, а за " природу " , то связанные с этим нравственные обязательства также ложатся на " человеческую природу " , а не на конкретных людей. 4) Такое представление о спасении предполагает, что человек может находиться в процессе перехода от " неискупленного " к " искупленному " состоянию, пребывать во Христе лишь частично, по мере " усвоения " человеком плодов искупления. Между тем Писание проводит очень резкую и четкую грань между пребыванием во Христе — когда человеку уже принадлежат все настоящие и будущие блага искупления, и пребыванием вне Христа, когда человек целиком и полностью лишен этих благ: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36), Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому, что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:18), Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24). Невозможно в какой-то степени " иметь жизнь вечную " и при этом в какой-то степени быть " уже осужденным " . Невозможно быть немного " сыном противления " и " чадом гнева " (Еф. 2:2-3) и при этом немного спасенным и посаженным на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:5-6). Невозможно быть немного проклятым (Вт. 11:28; Гал. 3:10) и немного благословенным (Гал. 3:13-14; Еф. 1:3). В данный момент можно находиться либо в том либо в другом положении, но никак не посередине. Не существует никакого промежуточного или переходного состояния между благословением и проклятием, оправданием и осуждением, царством тьмы и Царством Возлюбленного Сына (Кол. 1:13). Либо вы сейчас принадлежите к Его овцам (Ин. 10:27-28) и обладаете всеми, настоящими и будущими, благами, которые Господь им обещает, либо вы не из овец Его (Ин. 10:26) и полностью лишены этих благ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его” (Еф 5: 28–30). Видишь, он показал нам, что как Ева была взята от плоти и костей Адама и двое стали одною плотью, так и Христос, по восстании из мертвых допускающий нас к Себе со словами: “осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня” (Лк 24:39), дает нам питаться от них (ср. Ин 6:56), так что в этом общении и мы становимся одно с Ним, а желая еще показать наше теснейшее соединение с Богом, апостол прибавляет: “Ради этого оставит человек отца и мать свою”, — он говорит, что ради Христа оставит их, — “и прилепится к жене своей”, — то есть Церкви, — “и будут двое одна плоть” (см. Еф 5:31), то есть [плоть] Христа и Бога. А [чтобы показать,] что именно таков смысл этой речи и мы не сами вдаемся в рассуждения, он присовокупляет: “Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви” (Еф 5:32). Да, поистине великое и превеликое будет это таинство, когда то общение и единение, близость и родство, какие существуют в отношениях жены к мужу и мужа к жене, таковые же боголепно и превыше всякой мысли и слова бывают у Владыки и Творца всяческих со всею Церковью и Он, как с единой женой, непорочно и несказанно соединяясь с ней, неразрывно и нераздельно сопребывает с ней как с возлюбленной и любезной Ему. Вот так и Церковь, соединенная с Возлюбленным Богом, прилеплена к Нему как целостное тело к своей главе. Ведь как тело вовсе не способно жить без сросшейся с ним головы, так и Церковь верных, я разумею сынов Божиих, написанных на небесах (ср. Евр 12:23) не может стать для Бога телом совершенным и целостным без Главы — Самого Христа и Бога, не может жить истинной и нетленной жизнью, если не питает Он ее ежедневно хлебом насущным (см. Мф 6:11); питаясь коим, все любящие Его живут и возрастают в мужа совершенного, в меру полного возраста Его (см. Еф 4:13). Итак, благодаря этим доказательствам и нашему рассуждению выяснен вопрос о том, что святые от века доныне и до скончания веков должны стать единым телом со Христом и во Христе.

http://pravmir.ru/nravstvennye-slova-kni...

Церковь есть премирное основание мироздания и его последняя цель («домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге», «многоразличная Премудрость Божия», Еф.3:9–10 ). Она есть пребывающее Боговоплощение, как Тело Христово («Вы одно тело во Христе» ( Рим.12:5 ), «Тела ваши суть члены Христовы» ( 1Кор.6:15 ). «И вы тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор.12:27 ), и, как пребывающая Пятидесятница, есть храм Духа Святого («Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). К этому нужно еще прибавить такие мистические определения, как Невеста Христова или Жена Агнца, Град Божий, сходящий с неба на землю (Апокалипсис), как Полнота ( Еф.1:22 ), Слава, Царствие Божие. Самая принадлежность к Церкви определяется мерой причастности верующих ко всем этим духовным благам и высшим ценностям. Церковь есть совершенное Богочеловечество, полнота Наполняющего «все во всем» ( Еф.1:23 ), жизнь во Христе, стяжание Духа Святого. Эта жизнь в Церкви, сопровождающаяся приращением Тела ее ( Еф.4:16 ), определяется у апостола как различие даров Духа, соответствующих различию членов Тела Христова. «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же тело, так мы многие составляем одно тело в Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной мне благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; (имеешь ли) служение, (пребывай) в служении; учитель ли – в учении, увещеватель ли – увещевай; раздаватель ли, (раздавай) в просторе; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли, – благотвори с радушием» ( Рим.12:4–8 . Ср. 1Кор.12:4–30 ). В этих, конечно, не исчерпывающих, но примерных лишь перечислениях мы находим, так сказать, свидетельство о реальности Церкви в человеческой жизни. Она выражается в различных дарах и в разных образах бытия в Церкви, как духовном организме, мистической реальности. Это, конечно, еще не все; что может быть сказано о Церкви как существе мистическом. Венец этого учения составило бы учение новозаветного Апокалипсиса, а еще более Ветхозаветного: Песни Песней, посвященной тайне взаимной любви Творца и творения, Христа и Церкви, каковая любовь есть Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

20. Ин. 3:20 . ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, Ин. 7:7 ; Еф. 6:12 д.; Иов. 24:16 . 21. Ин. 3:21 . а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Мф. 5:16 ; Еф. 5:8 д.; Еф. 6:10 д. Поясняя это учение о суде, – как он происходит, Спаситель продолжает: суд же состоит в том, что свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Чувственный свет есть образ света духовного, духовного просвещения, или озарения, благодати ( Прем. 7:29–30 ; Ис. 45:7, 59:9 ); тьма – образ мрака духовного, богоневедения, ослепления и нечестия ( Ин. 12:35 ; 1Ин. 1:6, 8 ; Еф. 5:8, 11 ; Рим. 13:12–13 и др.). Словом свет ев. Иоанн, у которого преимущественно это слово употребляется в приложении ко Христу и Его учению, иногда называет Самого Иисуса Христа, как источника света духовного, как Учителя и просветителя мира и всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:4, 8:12, 9:5, 12:35 и др.), иногда – учение Иисуса Христа, просвещающее людей, рассеивающее заблуждения, сообщающее человеку высшее истинное ведение о Боге и человеке, о добродетели и пороке. Этот свет пришёл в мир просветить всех и тем даровать спасение. Но люди, продолжает Спаситель, более возлюбили тьму, нежели свет, не хотели просветиться светом истины, а оставались во тьме заблуждений, по склонности своего сердца – возлюбили (ср. Ин. 5:35 ; Лк. 16:8 ; Деян. 26:18, 23 ; 2Кор. 4:4 ). Так это было постоянно ( Ин. 1:5 ), так это было и во время самого пришествия Спасителя ( Ин. 1:9–11 ). Странное, по-видимому, явление! Спаситель показывает его истинную причину в делах людей: потому что дела их были злы. Ибо всякий, поясняет Спаситель, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Дела суть внешнее выражение внутренних расположений, мыслей и чувств; следовательно, злые дела есть свидетельство о злой настроенности души, проявление злых помышлений и чувств, испорченности ума, сердца и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И придя и увидев, что невесту собираются привести к Нему нагую 3 и непристойную, Он покрыл ее ризой чистой, светлость и славу которой ни слово, ни ум представить не смогут. Как же мне сказать? Самим Собой, как ризой, Он нас покрыл: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27). Сию ризу увидев свыше пророческими очами, Давид воскликнул в таковых словах: Стала царица одесную Тебя (Пс 44:10). Нищая и презренная разом сделалась царицей и стала близ Царя. И, как жениха и невесту в священной почивальне, пророк представляет Церковь и Христа: В ризу златотканную облаченная, преукрашенная (Пс 44:10) 4 . Вот и о ризе он сказал тебе. Затем, дабы услышав о золоте, тебе не впасть в чувственные представления, [про­рок] возводит твою мысль и обращает тебя к созерцанию умных вещей, прибавляя: Вся слава дщери Царя внутри (Пс 44:14). Ты желаешь увидеть также ее сандалии? Не из чувственной материи сотканы они и не из обычной кожи сшиты, но из благовестия и мира: ибо, говорит [Апостол], обуйте ноги ваши в готовность благовествовать мир (см. Еф 6:15). Ты хочешь также, чтобы я показал тебе сам вид невесты, сияющий как молния, исполненный невыразимой красоты, при великом множестве ангелов и архангелов вокруг? Однако прежде возьмем еще раз за руку невестоводца Павла, и он сможет сквозь это множество [небесных сил] привести нас к ней. Итак, что он говорит? Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф 5:25–26). Ты увидел ее тело чистым и светлым? Ты увидел ее прекрасной, сияющей ярче солнечных лучей? Затем он прибавляет: дабы она была свята и непорочна, не имеющая пятна или порока, или чего-либо подобного (см. Еф 5:27). Ты увидел сам цвет молодости, саму вершину юности? Ты желаешь узнать также имя ее? Зовется она верной и святой. Павел, — говорит, — < … > Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе (Еф 1:1). 3. Но, услышав именование невесты, я вспомнил о старом долге: ведь я обещал рассказать вам, отчего мы называемся верными 5 .

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010