Для видения города-невесты тот же ангел ведет его на мысленную гору. Пустыня – духовное состояние города-блудницы, а высокая гора, пишет Андрей Кесарийский , есть «возвышенная и премирная жизнь святых, которою украсится и прославится жена Агнца – горний Иерусалим». «Горе имеем сердца» и мы, чтобы вместе с тайнозрителем созерцать дивную картину Небесного Иерусалима. Небесный Иерусалим, Божия обитель в тварном мире и есть жена – невеста Агнца. Теперь Иоанн начинает описывать картину небесного города. Первое, что обратило на себя его внимание, даже не сам город, а его светило и слава. Откр.21:11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Самое первое и самое важное это то, что город имеет славу Божию. Не свою славу, не свою красоту – но Божию. Истинная слава твари не в ней самой, а в ее Творце. Потому славна Церковь ( Еф. 5:27 ) и ее святые, что Сам Бог облекает их в Свою славу. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока» ( Еф. 5:25,27 ). Свет Божественной славы излучало лицо Моисея, когда сходил он с горы к народу после беседы с Богом ( Исх. 34:29–35 ). И на горе Фавор Моисей и Илия, «явившись во славе», беседовали со Христом ( Лк. 9:30–31 ). Нетварная вечная слава Божия почила на них. Апостол Петр, видевший эту славу на Фаворе, пишет всем верным: «Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:4 ). Словами «Господи Боже наш, славою и честию венчай их» сочетает священник невесту и жениха. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). Увенчанная славой и честью Невеста-город имеет славу Божию . Потому славящий святых и Церковь (собрание святых) воздает не иному кому славу, как Богу. Светило его (города) подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Не тварное светило освещает город, но свет самосущий. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Духа. Так. обр. через ее посредство совершается все спасение человека. Слово « церковь » употребляется в разнообразных значениях. В обширном смысле под церковью разумеется совокупность всех разумных существ, небесных и земных, т. е. ангелов и людей, верующих во Христа и соединенных в Нем, как единой главе своей ( Еф. 1:10,22–23 ). В менее же обширном, но более употребительном смысле под ней разумеется основанное Господом Иисусом Христом и искушенное Его страданиями общество верующих людей, соединенных между собой, под Его главенство, единой истинной верой, законным, ведущим рукоположение от апостолов, священством и таинствами. Понимаемая в этом смысле церковь и служит посредницей в деле спасения людей, руководствуя в их горний Иерусалим или церковь небесную. Основанная Христом Спасителем Церковь едина для всей вселенной. «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18), сказал Он – значит одну, а не несколько; затем, учил Он об одной виноградной лозе ( Ин. 15:1–6 ), об одном овечьем дворе (–10:1), об одном стаде (там же, 7 – 17 ст.), об одном царстве Божием на земле ( Мф. 13:24 и др.) и делал, чтобы все спасались в одной Церкви и соблюдали единство. Об этом единстве Иисус Христос молился и Отцу небесному в своей предсмертной молитве в саду Гефсиманском ( Ин. 17 гл.). Апостолы также учили об одной Церкви, когда говорили, что она имеет одно основание Иисуса Христа и «никто не может положить другого основания, кроме положенного» ( 1Кор. 3:11 ); что у ней один ( Еф. 1:22 ; Кол. 1:18 ), а у одной главы может быть только одно тело, как и говорит ап. Павел: «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего знания: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» ( Еф. 4:4–6 ). Будучи единой для всей вселенной, Церковь Христова объемлет веруюших людей из всех мест, где бы они ни находились, и из всех народов, к каким бы они ни принадлежали, почему и называется вселенской или соборной. На это ствойстзо ее ясно указал Сам Спаситель, когда учил, что многие «придут от востока и запада, и севера, и юга, и возлягут в Царстве Божием» ( Лк. 13:29 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

К этому естественный закон и совесть всякого убеждает. 2) Должное им отдавать послушание, как апостол повелевает им: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» ( Еф.6:1 ). 3) Словом и делом любовное им почтение показывать. 4) Когда ими наказываются словом или делом, за благо то их наказание принимать, не негодовать и не роптать на них, но, признавая свое преступление, со смирением, любовью и сожалением просить прощения у них. 5) В нужде и старости их питать и со всяким усердием служить им. 6) Беззаконным детям, которые родителей своих не почитают, страшные казни в законе Господнем определены. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» ( Исх.21:15 ). «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев.20:9 ). Глава 6: О должности мужей и жен «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», и прочее ( Еф.5:25 и след.). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» ( Кол 3:18 ). § 476. Сатана, всегдашний враг христиан, как между прочими христианами, так между женами и мужами тщится любовь и мир отъять и посеять вражду. Удивления или даже сожаления достойная вещь! Где большей любви ожидать, как не между мужем и женою? Естественной любовью любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт.2:24 ). Одна плоть бывают муж и жена, по Писанию. Крепкий союз в единой плоти! И кто на свою плоть враждует? «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» ( Еф.5:29 ). Но сколько вражды и между этими лицами, так тесно связанными, видим! Мало который дом найти можно, в котором бы таких плевелов дьявольских не было. Так хитрость дьявольская превозмогает, что, где примечает большую любовь, там он большее старание полагает разорвать ту и положить вражду свою. Сколько же эта язва, как прочим христианам, так особенно браком сопрягшимся вредит, изъяснить невозможно! Поэтому против сего врага должно вооружиться верою и внимать тому, что Бог в слове Своем повелевает друг другу чинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Как видим, аскетика является первичным звеном в цепочке «появившееся желание — совершенный грех». То есть мы имеем дело с человеческими страстями, которые, являясь сами по себе грехом, еще и провоцируют человека на совершение других грехов. Священник Михаил Шполянский пишет в этой связи: «Источник ее лежит в самых глубинах нашей души. По определению “Полного церковнославянского словаря” страсть (греч. παφος) — это “сильное желание чего-либо запрещенного”, то есть желание совершить грех. Сама по себе страсть есть уже грех — “грех состоянием”, но это и потенциальная возможность совершения греха делом, воплощение его в конкретном поступке… Сами страсти также есть грехи, более того, именно они — страсти — и есть грехи “в первую очередь”, ибо, постоянно гнездясь в душе человека, побуждают его к совершению грехов делом — к падениям. Поэтому грехи делом не только вторичны по происхождению, но и гораздо легче преодолеваемы на практике (удержать себя от воровства, к примеру, гораздо проще, чем удержать свою душу от страстного желания приобретать материальные блага). Искоренение страстей — основное содержания православной аскетики» . Итак, братья и сестры! «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» ( Гал. 5:26 ). Раздел II. Таинства Церкви Глава 1. Таинства Церкви. Введение Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. ( Еф. 5:29 ) Церковь — это Тело Христово ( Еф. 1:23 ; Кол. 1:24 ), Богочеловеческий организм. Тело Церкви все время растет, «составляемое и соединяемое [соединяемое] посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф. 4:16 ). Это приращение происходит в теле Церкви через Таинства, установленные Самим Богом. Во-первых, через Крещение как таинство вхождения в Церковь, затем через Миропомазание, Покаяние, Евхаристию, Брак, Священство и Елеосвящение как таинства возрастания, возрождения и жизни в ней. И если верно, что истинного христианства нет без Церкви, по слову Господа о человеке, который «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ), то значит верно, что его нет без таинств.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

«Радуйтесь с радующимися... плачьте с плачущими», – говорит апостол ( Рим. 12:15 ). «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим. 15:1, 2 ). «Молитеся друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак. 5:16 ). Любить ближнего, как себя, значит уважать его, как себя, если он, впрочем, того достоин; не думать о нем недостойно, низко, без причины к тому с его стороны, не иметь на него никакого зла; не завидовать ему, а всегда доброжелательствовать, снисходить к его недостаткам, слабостям, покрывать его грехи любовью, как желаем, чтобы снисходили к нашим недостаткам. «Снисходя друг ко другу любовью», – говорит апостол ( Еф. 4:2 ); «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство» ( 1Пет. 3:9 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» ( Мф. 5:44 ). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою», – говорит ветхозаветное Писание ( Притч. 25:21 ; Рим. 12:20 ). Любить ближнего как себя самого значит молиться за живых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов все равно как за себя и желать им столько же добра, спасения души, сколько себе. Этому и научает Святая Церковь в своих ежедневных молитвах. Любить ближнего, как себя, значит еще любить всякого без лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, здоровый или больной; полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все равно Божий, все по образу Божию, все – чада Божии, члены Христовы (если православные христиане), все члены наши, ибо мы все «одно тело и один дух» ( Еф. 4:4 ), всем одна Глава – Христос Бог (9). Господь научает нас обращаться с людьми так, как мы желали бы, чтобы с нами обращались люди, то есть простосердечно, доброжелательно, сочувственно, терпеливо. Он мерилом наших отношений к людям поставил нас самих, а эта мера, этот масштаб есть любовь, «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» ( Еф. 5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Спасение – это дар тем, кто вверяет себя Иисусу Христу. Единственное, что нужно, чтобы получить этот дар – это принять его верой. Этот акт меняет судьбу человека в вечности, обеспечивая ему рай. Некоторые все же настаивают на том, что спасение надо заслужить. Однажды люди спросили Иисуса: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Иисус ответил им: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:28,29 ). После того, как некоторые жители Ефеса уверовали в Иисуса как в своего Спасителя, апостол Павел сказал им: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8,9 ). Вдохновенные слова апостола Павла показывают, что если к вере в Христа как к условию спасения добавить еще какое-либо условие, то это будет уже спасение через дела, которого не бывает. Любой человек (или группа), утверждающий, что кроме веры в Иисуса Христа для спасения нужно еще что-то делать, имеет в виду спасение через дела, а не через благодать как дар Божий. Но спасение через добрые дела – не спасение. «А, не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» ( Рим.4:5 ). Человек должен делать добрые дела потому что он спасен, а не для того, чтобы получить спасение. Апостол Павел сказал ефесянам, что они спасены через веру, а не за добрые дела (см. Еф.2:8,9 ), и добавил: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). В первом веке некоторые верующие хотели, чтобы в дополнение к вере в Христа, в качестве условия спасения, требовалось также исполнение ветхозаветного закона. Апостол Павел ответил на это: «Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал.2:21 ). То, что сказал апостол Павел о ветхозаветном законе, относится и ко всему остальному, что люди добавляют иногда к вере в Христа, как условие спасения – например, крещение водой или принадлежность к определенной религиозной группе.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Объяснение. И зажжённую свечу требуется поставить на подсвечник, так и светильники Церкви поставляются: Еф.4:11 , а не сами собой приемлют эту честь: Евр.5:4 . Как бы ни сильна была вера или «свет перед людьми», но закон утверждения Церкви на основании апостолов и пророков не уничтожается: Рим.3:30–31 , Еф.2:20 . Притом «светильнику» нужно знать хорошо и Священное Писание: 2Тим.3:15–17 . Ин.17:15–16 . «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам». Объяснение. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10 ; Деян.4:29 ; Рим.1:1 ; Гал.1:10 . Словами «Я вас избрал и поставил...» лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собой предвосхищать не должен: Евр.5:4 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 . Деян.1:14–16 . «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его. В те дни Пётр, став посреди учеников, сказал, – было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса». Объяснение. В этом первоначальном христианском обществе не все имели одинаковое положение: отличались одиннадцать апостолов, как принявшие жребий служения (ст.17) и апостольства (ст.25). К этим одиннадцати сопричислен только избранник Божий через молитву апостолов (ст.26), поэтому и спрашивает апостол Павел: «Все ли апостолы?.. Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Деян.2:47 . «Хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Объяснение. Здесь в первый раз общество верующих названо Церковью. Если говорится здесь, что Господь Сам умножал Церковь (тогда как из 11 ст.1 гл. Деян. видно, что Он уже вознёсся на Небо), то очевидно что Господь совершал это чрез посредство апостолов. Так нужно понимать и проч. места, где говорится, что Господь Сам научает: Ин.6:4–5 ; Евр.8:10 ; Сам привлекает: Ин.6:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Требующему суда у ворот». По обычаю иудейскому, судьи разбирали тяжбы у городских ворот, на площадях, находившихся при этих воротах, чтобы всегда были на лицо свидетели того, как разбиралось дело. Ис.29:22 . Посему так говорит о доме Иакова Го­с­по­дь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не по­бледнеет. Ис.29:23 . Ибо когда увидит у себя детей сво­их, дело рук Мо­их, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и бла­го­говеть пред Богом Израилевым. Ис.29:24 . Тогда блужда­ю­щие духом по­знают мудрость, и непокорные научат­ся по­слушанию. В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью. «Искупил Авраама», т. е. избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды ( Нав.24:2, 14–15 ), выведши его из Месопотамии. «Иаков не будет в стыде», т. е. получит все, что ему было обещано от Бога (ср. Ис.19:9 ; Ис.20:5 ; Ис.37:27 ). «Лице его более не побледнеет». У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью. «Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих» – правильнее перевести: «когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них». «Блуждающие духом» – это не только иудеи, но и язычники ( Еф.4:18 ). Вообще это пророчество об обращении людей к Богу еще продолжает осуществляться и теперь (Рим.11гл.; Ин.9:5, 39 ). Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима. Подлинность этой главы не вызывает никаких сколько-нибудь серьезных возражений. Строфы поэмы у Condamin " a разделяются так: 1 строфа – 1–4 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 5–8 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 9–10 ст. – (2, 2) (Ст. 11–14 написаны прозою, а 15–16 Condamin относит к началу 30-й главы, по сходству в мыслях и конструкции с 1 –2 ст. 30-й главы). 1 строфа – 17–21 ст. – (1, 2, 2) 2 строфа – 22–24 ст. – (1, 2, 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного» ( Мф.12:29 ): пусть кто попробует прежде уничтожить Христа, а потом уже «расхитить» священство Его. Апостолам и их преемникам Господь обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин.14:16 ). Священноначалие в Церкви учит: Апостолам и их преемникам повелел Господь учить: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). «самим одиннадцати» (и их преемникам) Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» ( Мк.16:14–15 ). Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). «Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ). Самочинники не проповедуют: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). «Как проповедовать, если не будут посланы» ( Рим.10:15 ). «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как Аарон» ( Евр.5:4 ). Священноначалие священнодействует: Апостолам и их преемникам Господь повелел крещением присоединять верующих к Церкви ( Мф.28:19 ). Низводить Святого Духа в таинстве Руковозложения или Миропомазания могли только Апостолы и их преемники ( Деян.8:14–19 ). Священноначалие совершает таинство Елеосвящения ( Иак.5:14 ). Священноначалие предстоятельствует в молитвах ( 1Фес.5:12 ). Преломляет хлеб, то есть совершают литургию ( Деян.20:11 ). Священноначалие управляет: Христос поручил Апостолам и их преемникам управлять верующими, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:20 ). Епископы «пасут стадо Божие», то есть, значит, управляют верующими ( Деян.20:28 ; 1Пет.5:1–6 ). Ап. Павел приказывает Тимофею, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» ( 1Тим.3:15 ). Священноначалие поставлено «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Священноначалию должно повиноваться: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»... ( Евр.13:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Пирамидальные построения структуры Церкви неизбежно ведут к построению централизованной структуры церковной организации, нуждающейся в бюрократической администрации со всеми ее отрицательными последствиями. Такая организация легко уязвима и склонна отрицать свободу детей Божиих. Торжество такого понимания структуры Церкви прекрасно показано Ф. Достоевским в легенде о Великом Инквизиторе. Церковь Христова является местом спасения человека. Поэтому для проверки экклезиологии необходимы сотериология и антропология. Местная Церковь для апостола Павла является и Вселенской, охватывающей все создание Божие, мир небесный и земной. Соделалась известною через Церковь начальствам и властям ( ta‹j ta‹j ™xous…aij) на небесах многоразличная премудрость Божия (Еф 3:10). В Церкви Сам Спаситель поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:11–13). 1 Протоиерей Николай Афанасьев. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. С. 2. 3 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. СПб., 1911. С. 45. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010