Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или — для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары (Еф. 4:1—8), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой. Обещал ли Спаситель учредить общество исповедников Своих, то есть Церковь?   Когда Господь проповедовал на земле, тогда Он дал это обещание, сказавши: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Исполнил ли Господь Свое обещание?   Да, исполнил. Апостол Павел говорит об этом обществе, как «уже учрежденном, — что оно есть Церковь Господа Бога, которую Он приобрел Себе, Кровью Своею» (Деян. 20:28). Кто состоит Главою общества исповедников Христовых?   Глава Церкви есть Христос Спаситель. Бог, говорится о Христе в св. Писании, «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, Главою Церкви» (Еф. 1:22). Какие исповедники Христовы являются членами Его Церкви?   Христос в Церкви Своей объединил всех Своих истинных исповедников: и тех, которые на земле, и тех, которые на небе. Так что Церковь Христова состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Так и говорится в Слове Божием, что Бог Свое благоволение «положил в нем (во Христе), в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом» (Еф. 1:9—10) Как устроилась Церковь Христова на земле?   Когда Господь Иисус Христос «проповедовал Евангелие Царствия» Божия (Мф. 4:23), Он дал обетование устроить Церковь Свою (Мф. 16:18), но устроил ее не сразу.    Когда кто намеревается строить дом, то прежде, подсчитавши свои средства, начинает заготавливать материал, нанимает надежных работников и затем приступает к постройке. Когда кто учреждает школу, то предварительно заботится приготовить для школы желательных учителей.    Точно так же поступил Господь. Чтобы учредить Свое общество для спасения людей, то есть Церковь Свою, Христос Бог прежде начал приготовлять людей, чтобы они знали, как жить, как поступать, чему учить и как управлять в Его Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сколь счастливы мы, христиане, члены Православной Церкви, созданной и основанной Самим Спасителем, Богом нашим Христом Иисусом, «Который есть глава» ( Еф.4:15 ); «глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ). И мы христиане, – «тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор.11:27 ) И мы, будучи членами Самого тела Христова, опытно должны познавать, по сказанному: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс.33:9 ). Да, поистине, благ Господь во всех проявлениях Своей любви к нам, грешным на земле. Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе! Господи! Мне уже перевалило за 83 года и я уже переступил сказанное: «аще же в силах, осмьнадесят лет, и множае их труд и болезнь» ( Пс.89:10 ), потому хотелось бы просить Тебя: возьми меня в самые последние обители Твои, удостой быть в единении с Тобою; но зная волю Твою, благую, угодную и совершенную (ср. Рим. 12:2 ), я не смею своевольничать пред тобою, и только молюсь: да будет так, как хочешь Ты, Господи. Слава! Слава! Слава Тебе, Господи, за все! 1 «Да по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много и долго терпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы. Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами» (Св. Иоанн Кронштадтский , Моя жизнь во Христе, М, 1899, т. 1, с. З). 3 Этот вопль: «Господи, помилуй!» – чаще всего слышится нами за богослужениями в православных храмах. Благо, если каждый христианин освоит навык всегдашнего чтения молитвы Иисусовой, или сей ее краткий вариант: «Господи, помилуй!». 6 «Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:3–5,2 ). 7 Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости Истины» ( Еф.4:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

А мы должны повиноваться истолкователям Писания. По внушению Святого Духа говорил Павел, равно и Петр, и прочие Апостолы, и иерархи: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и прочий сонм учителей, просиявших в мире, подобно светилам, раскрывших слово жизни, проповедавших глаголы Бога нашего, и все это прекрасно нам изъяснивших. И опять, в толковании на послание к Тимофею, тот же Златоуст говорит: ««аще убо кто очистит себе, будет сосуд в честь, освящен» ( 2Тим.2:21 ). Видишь ты, что быть золотым или глиняным есть дело не природы и не физической необходимости, а нашего избрания. Там ни глиняное не делается золотым, ни на оборот; а здесь бывает большая перемена. Павел был сосудом глиняным, но сделался золотым; Иуда был золотым, но сделался глиняным». И еще в толковании на послание к Ефесянам, изъясняя слова: «благодатью есте спасени» ( Еф.2:8 ), говорит: «чтобы величие благодеяний не надмевало тебя, смотри, как Он тебя смиряет: через веру, говорит. Чтобы не нарушить самопроизволения, Он присовокупил и то, что наше, а потом опять сказал: »и сие не от вас», т. е. и вера не от нас. Ибо если бы Он не призвал, то как мы могли бы уверовать? Божий дар. Недостаточно было веры для спасения, но, чтобы не спасать праздных и бездейственных, Он потребовал веры, споспешествуемой делами. «И сие – Божий дар, да никтоже похвалится» ( Еф.2:9 ), потому что никто, говорит, и не оправдался делами, дабы явилась благодать Божия и человеколюбие ( Тит.3:4,5 ). Впрочем, Он не отвергал имевших дела, но и не имевших дел спас благодатью. Потому, дабы кто-либо, услышав, что все совершается не делами, а верою, не сделался бездейственным, смотри, что Он присовокупил: «Того есмы творение, создани во Христе Иисусе, на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим» ( Еф.2:10 ). Нам нужна постоянная и неослабная добродетель, иначе не будет никакой пользы. Надобно соблюдать все, что заповедал Христос, и не оставлять ни малейшей заповеди, дабы истинная вера обнаруживалась посредством правых дел добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

В Посланиях апостола Павла приводится одно из триадологических мест, где Дух Святой очевидно поставляется наравне с Отцом и Сыном: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь (2 Кор 13:13). Хотя данный пассаж не столь богословски нагружен, как Мф 28:19 или 1 Ин 5:7, вместе с тем это и не случайная фраза — она есть сжатое выражение всего домостроительного богословия апостола Павла, говорящего о участии в жизни верующего каждого Лица Пресвятой Троицы. Помимо указанного, у апостола Павла встречается еще целый ряд мест, где Отец, Сын и Дух упоминаются вместе (Еф 1:17; Рим 8:11; Евр 9:14), но они выражены в динамике домостроительства, и Дух в них выступает либо объектом, либо субъектом какого-то действия. Стоит отметить, что порядок поставления Божественных Лиц у апостола Павла совершенно свободный, так что “иногда перечисляет он все три Ипостаси и притом различно, не соблюдая одного порядка, но одну и ту же Ипостась именуя то в начале, то в середине, то в конце, чтобы показать равночестность естества” 63 . Апостол одинаково превозносит в разных места посланий любовь Бога Отца (2 Кор 13:13, 2 Фес 3:5), любовь Христа (Еф 3:19, Флп 1:8, 2 Кор 5:14) и любовь Духа (Рим 15:30), утверждая Их единство в любви. Дух подчеркнуто не отождествляется с Божественными дарами: дары различны, но Дух один и тот же (1 Кор 12:4). Личностность Духа недвусмысленно утверждается Апостолом в трех местах: в Рим 15:30, где говорится о любви ( Духа, Который определяется тем самым как любящий, и в 1 Кор 12:11, где Он описывается как обладающий волей: все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( kaqлj boЪlemai). Наконец, в Рим 8:27 сказано, что Дух имеет разум ( frTnhma). Так что Дух — это определенно Кто, а не что; это непрестанно действующая Личность. Дух Святой, Который живет и действует в каждом уверовавшем во Христа, одновременно с тем есть Дух, Который все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:10–11). “Дух имеет такое же отношение к Богу, какое и к каждому человеку имеет дух, находящийся в нем” 64 ; именно в силу этого становится возможным богообщение, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф 2:18); Духом, проницающем одновременно глубины Божии и сердце верующего (2 Кор 1:22), то есть глубины человеческие, осуществляется соединение человека с Богом.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

В посланиях апостола Павла приводится одно из триадологических мест, где Дух Святой очевидно поставляется наравне с Отцом и Сыном: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь ( 2Кор.13:13 ). Хотя данный пассаж не столь богословски нагружен как Мф.28:19 или 1Ин.5:7 , вместе с тем это и не случайная фраза – она есть сжатое выражение всего домостроительного богословия апостола Павла, говорящего о участии в жизни верующего каждого Лица Пресвятой Троицы. Помимо указанного, у апостола Павла встречается еще целый ряд мест, где Отец, Сын и Дух упоминаются вместе ( Еф.1:17 ; Рим.8:11 ; Евр.9:13 ), но они выражены в динамике домострительства, и Дух в них выступает либо объектом, либо субъектом какого-то действия. Стоит отметить, что порядок поставления Божественных Лиц у апостола Павла совершенно свободный, так что “иногда перечисляет он все три ипостаси и притом различно, не соблюдая одного порядка, но одну и ту же ипостась именуя то в начале, то в середине, то в конце, чтобы показать равночестность естества” 56 . Апостол одинаково превозносит в разных местах посланий любовь Бога Отца ( 2Кор.13:13 ; 2Фес.3:5 ), любовь Христа ( Еф.3:19 ; Фил.1:8 ; 2Кор.5:14 ) и любовь Духа ( Рим.15:30 ), утверждая Их единство в любви. Дух подчеркнуто не отождествляется с Божественными дарами: дары различны, но Дух один и тот же ( 1Кор.12:4 ). Личностность Духа недвусмысленно утверждается апостолом в трех местах: в Рим.15:30 , где говорится о любви (agape) Духа, Который определяется тем самым как любящий, и в 1Кор.12:11 , где он описывается, как обладающий волей: все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (katos bouletai). Наконец, в Рим.8:27 сказано, что Дух имеет разум (fronema). Так что Дух – это определенно “Кто”, а не “что”; это непрестанно действующая Личность. Дух Святой, Который живет и действует в каждом уверовавшем во Христа, одновременно с тем есть Дух, Который все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:10–11 ). “Дух имеет такое же отношение к Богу, какое и к каждому человеку имеет дух, находящийся в нем” 57 , именно в силу этого становится возможным богообщение: потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе ( Еф.2:18 ). Духом, проницающим одновременно глубины Божии и сердце верующего ( 2Кор.1:22 ), то есть, глубины человеческие, осуществляется соединение человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Еще в Ветхом Завете премудрый Сирах писал: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями ( Сир.3:2 ). Из глубины веков слышим голос этого великого мудреца, обращающегося к детям: делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания ( Сир.3:8–9 ). Апостол Павел полагает религиозные законы послушания детей своим родителям во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ). И в другом Послании говорит: дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ). Послушание и покорность детей есть заповедь Божия, данная с особыми обетованиями ( Мф.15:4 ; Мк.7:10 ; Еф.6:2–3 ). Апостол указывает на одно из главных оснований и побуждений к искреннему послушанию (повиновению) родителям – внутреннее чувство почитания родителей. Послушание служит обнаружением этого внутреннего чувства почитания и любви. Возможно послушание и не из почитания, а или по страху, или по каким-либо расчетам, например, материальным. Апостол Павел указывает, как на основание почитания родителей, на заповедь Божию, данную с обетованием: чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая в обетовании: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли ( Еф.6:2–3 ). Что может быть справедливее, как повиноваться тем, от которых мы получаем бытие, воспитание и направление жизни? Слово Божие указывает, что дети должны видеть в родителях представителей Творца и Промыслителя, чрез них изрекающего Свою волю ребенку, – это главное основание послушания и почитания родителей 563 . «Заметь, – говорит святой Иоанн Златоуст , – какое удивительное основание для добродетели (послушания) полагает Апостол – и справедливо – в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить (к учению) о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых (плодов), а потом и прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?» 564

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Не сказал: ослабил, но: « расторг », выражая, что они сделались недействительными. « Узами » он называет скорби, искушения, опасности. Есть узы добрые, в которых лучше быть заключенным, как например те, о которых говорится: « в союзе мира » (Еф. 4:3), и: « есть совокупность совершенства » (Кол. 3:14). Но есть узы и противоположные, как напр., те, о которых говорится: « в узах греха своего он содержится » (Прит. 5:22). На это указывает и Христос, когда говорит: « сию же дочь Авраамову », связанную так сатаною, « не надлежало ли освободить от уз » (Лк. 13:16)? И Исаия говорит о Христе: « восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите » (Ис. 8, 9). Эти–то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погрешит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: « я, Павел, сделался узником Иисуса Христа » (Еф. 3:1); и еще: « я исполняю посольство в узах » (Еф. 6:20; Деян. 28:20). « Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову » (ст. 8). Смотри, как он выше, и ниже, и везде приносит это воздаяние Богу. Выше говорит: « чашу спасения прииму и имя Господне призову »; и здесь: « Тебе принесу жертву хвалы », т. е. буду благодарить, буду воспевать. « И имя Господне призову ». Видишь ли, какова его жертва хвалы? « Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его, во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим » (ст. 9, 10). Это делает он не из желания показать себя, не из тщеславия, но, желая во всех возбудить собственную ревность и сделать их общниками благодарности. Так поступают все святые, призывая к общему хвалению не только людей, но и саму тварь всю, когда они получают какое–нибудь благодеяние. Действительно, ничто так не угодно Богу, как то, чтобы быть благодарным Ему не только в счастье, но и в несчастье. Это особенно и есть жертва; это — величайшее приношение! Так прославился Иов, так — Павел, так — Иаков, так — каждый из праведников, воздавая признательность и благодарность Богу особенно в трудных обстоятельствах. Так будем поступать и мы, будем всегда благодарными, чтобы получить и вечные блага, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 116

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Помимо указанного, у апостола Павла встречается еще целый ряд мест, где Отец, Сын и Дух упоминаются вместе (Еф 1:17, Рим 8:11, Евр 9:13), но они выражены в динамике домострительства, и Дух в них выступает либо объектом, либо субъектом какого-то действия. Стоит отметить, что порядок поставления Божественных Лиц у апостола. Павла совершенно свободный, так что “иногда перечисляет он все три ипостаси и притом различно, не соблюдая одного порядка, но одну и ту же ипостась именуя то в начале, то в середине, то в конце, чтобы показать равночестность естества” . Апостол одинаково превозносит в разных места посланий любовь Бога Отца (2Кор 13:13, 2Фес 3:5), любовь Христа (Еф 3:19, Фил 1:8, 2Кор 5:14) и любовь Духа (Рим 15:30), утверждая Их единство в любви. Дух подчеркнуто не отождествляется с Божественными дарами: дары различны, но Дух один и тот же (1Кор 12:4). Личностность Духа недвусмысленно утверждается апостолом в трех местах: в Рим 15:30, где говорится о любви (agape) Духа, Который определяется тем самым как любящий, и в 1Кор 12:11, где он описывается, как обладающий волей: все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (katos bouletai). Наконец, в Рим 8:27 сказано, что Дух имеет разум (fronema). Так что Дух - это определенно “Кто”, а не “что”; это непрестанно действующая Личность. Дух Святой, Который живет и действует в каждом уверовавшем во Христа, одновременно с тем есть Дух, Который все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1Кор 2:10-11). “Дух имеет такое же отношение к Богу, какое и к каждому человеку имеет дух, находящийся в нем” , именно в силу этого становится возможным богообщение: потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф 2:18); Духом, проницающем одновременно глубины Божии и сердце верующего (2Кор 1:22), то есть, глубины человеческие, осуществляется соединение человека с Богом.

http://pravoslavie.ru/1519.html

15) В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков ( 1Кор.12:28, 14:26 ; Еф.4:11 ). «Апостолы», – «пророки», – «евангелисты» и «языки» составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии ( 1Кор.12:4–11, 18 ), свойственные апостольскому времени. Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» ( 1Кор.13:8 ). Дар пастырства и учительства ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам ( Еф.4:11–14 ; Мф.28:19–20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная. 16) Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики ( Числ. 16 гл.), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия. «Не обманывайтесь, говорит апостол, … злоречивые … Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» ( 2Пет.2:9–10 ; ср. 3:9), а таковы и есть сектанты – лжеучителя. 17) Пастырей Господь осудил ( Ис.56:10–12 ; Иер.10:21, 50:6 ; Иез.22:26, 34:10 и др.). В указанных местах говорится о том, что Бог строго обличал израильских (ветхозаветных) пастырей за пороки, но за это их еще не устранял от служения, – они продолжали существовать до установления новозаветного священства, о котором Он ясно изрек обетование через тех же пророков ( Ис.66:21 ; Иер.3:15, 23:4, 33:18 ). 18) Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах ( Мк.12:38 ; Лк.20:46 ). Выражение «любят ходить» указывает на незаконное присваивание из тщеславия книжниками покроя одежд священства ветхозаветного. Священство новозаветное носит длинные одежды не из тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. Иисус Христос носил длинные одежды ( Ин.19:23 ; ср. Откр.1:13 ). Церковь как посредница в деле спасения человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

20) О предопределении Божием Иуд.1:4 . «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.3:29–30 ; 1Тим.2:4 ; из этих мест Писания видно, что Бог всем желает подать свою благодать: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему», – говорится в Откр.3:20–21 ; следовательно, Бог даёт благодать праведникам и грешникам: Мф.9:13:18:11–14 ; 2Пет.3:9 . Предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли – одних спасти, а других погубить, а на всеведении и предведении Божием. Каждый человек получит воздаяние за свои собственные дела: 2Кор.5:10:3:8 ; Рим.2:6–8 . Итак, благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает нам, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Пс.94:7–8 ; Евр.3:7–8 . Рим.9:29–30 . «И кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Объясн. Опять должно сказать, что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.8:29–30 ; но спасаются те, которые уверуют во Христа: Ин.3:36:6:47 , сделаются участниками Его благодати в таинствах: Ин.3:5:6:54 , и будут исполнять волю Отца Небесного: Мф.7:21 . Благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Откр.3:20 ; Пс.94:7–8 . Человек сам может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2 ; Мф.23:37 . Рим.9:11–13 . «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» ( Быт.25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010