16–17. Если Христос вселяется верою в сердца наши, то мы утверждаемся Духом Его во внутреннем человеке (или в добрых делах). 17–18. Верой во Христа мы укореняемся и утверждаемся в любви (в добрых делах). 18–19. В любви Иисуса Христа мы укоренены и утверждены смертью Его, и любовь Христова к нам так велика, что мы не можем постигнуть ни широты, ни долготы, ни глубины, ни высоты её ( 1Ин.3:1 – 2Кор.5:14 ). 19. Любовь Божия вся излилась на нас ( Ин.3:16 ), и мы исполнились всякой Божией благодатью ( Ин.1:16 ). Гл. 4. Ст. 2–3. Любовь есть единство духа ( Деян.4:32 ) в мирном союзе ( 1Кор.12:14–25 ). 4. Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело ( 1Кор.12:12 ): так мы многие одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Все мы одним Духом (веры и благодати – Еф.2:8, 18 ) крестились в одно тело ( 1Кор.12:13 ; Гал.3:27 ): а посему один Господь, одна вера (благодать – Еф.4:7 ), одно крещение. 5–6. Язычники находят и почитают многих богов на небе, или на земле: но у нас один Бог Отец, из Которого все, и один Господь И. Христос, Которым все (создано ( 1Кор.8:6 ). 12. Святые (верные) суть тело Христово, но нераскаянные грешники не принадлежат к святой Церкви. 13. Святая Церковь единством веры и познания Сына Божия приходит в зрелость мужа, и меру полного возраста Христова ( Гал.3:27 ). 13–15. Младенец во Христе, питаемый молоком или первыми началами Слова Божия, неопытен в слове правды (в праведности); но совершенные суть те, которые питаются твердой пищей или истиной в любви. Младенцы, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, колеблются и увлекаются всяким ветром учения (ложным учением); но совершеннолетние навыком приучили чувства к различению добра и зла ( Евр.5:12–14 ). Не вей себе всяким ветром (словом, учением), и не ходи всяким путем (учением): буди утвержден в разуме твоем. Сир.5:11, 13 . 23–24. В новом человеке (созданном по образу Божию – Еф.2:10 ; Кол.3:10 ) новые мысли, новые желания, чувствования и деяния: вместо лжи ( Еф.4:25 ) – святая истина; вместо гнева ( Еф.4:26 ) – любовь; вместо худых поступков – честность и святость ( Еф.4:28 ); вместо пустых и соблазнительных разговоров ( Еф.4:29 ) – назидание и полезные беседы ( Еф.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста» ( Еф.1:22, 23; 2:13, 16 ). «Разумение тайны Христовой, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело» ( Еф.3:4, 6 ), «потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф.5:30 ). «Не держась Главы, от которой все тело, составами и связями, будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол.2:19 ). Эта «присущность» (φ σνδεσμος) в теле Христа считается ап. Павлом конечною и венчающею благодатью искупления: всевозможные духовные и вечные блага и духовное родство с Богом и ближними суммируются в ней ( Еф.1–3 гл.гл.; Кол.1–2 гл.гл.). Это начальная благодать: все крещенные предполагаются общниками ее, и она дается для того, чтобы действием своим предохранять их от совершения грехов и утверждать в исполнении христианских обязанностей и в добродетельной жизни. Если христианин предостерегается от впадения в грехи своего прежнего языческого состояния, то этим предполагается, что однажды уже сделался членом Христа ( 1Кор.6:15 ). Отсюда – побуждение к христианским добродетелям: смирению, миролюбию, прощению, долготерпению и дружелюбию ( Рим.12:3, 4, 5 ; Кол.3:15 ; 1Кор.12:27 ), а также к тому, чтобы он был хорошим мужем ( Еф.5:25 ) и правдивым членом христианской общины ( Еф.4:25 ). Теперь мы пришли к вопросу: чему соответствует состояние, обозначаемое выражением «во Христе»? Самый факт соединение со Христом Крещением предполагает, что мы прежде находились в каком-то другом состоянии, противном нашему пребыванию «во Христе». Нам не трудно разрешить это. Выражение «во Христе» соответствует выражению «в Адаме» ( Рим.5:12–21 ; 1Кор.15:21, 22 ; Еф.4:11–32 ; Кол.3:9–11 ). Аналогия между Адамом и Христом помогает нам усвоить истину таинственного сообщения естества Второго Адама тем, кто пребывает в Нем. Мы согрешаем, потому что мы действительно причастники плотского и духовного существа первого Адама; но и наше единение со Христом, как оно изображается в Св. Писании Н.Завета, указывает на действительное, хотя и таинственное, сообщение нам Его естества; напр.: мы называемся «членами Тела, плоти и костей Его» ( Еф.5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Скачать epub pdf I. Экклезиология Святые Апостол Павел часто обращается к своим адресатам, называя их «святыми» ( Еф.1:1 ). Это обращение заимствовано из Ветхого Завета, где так именуется Израиль как целое. Соответственно и в посланиях Апостола Павла это имя прилагательное никогда не встречается в единственном числе, применительно к отдельному христианину. «Святые» – это святой народ Божий. Святыми ефесские христиане именуются, во-первых, в молитвах. Апостол благодарит Бога за славу, какой Он наделил Свой народ, уделив ему богатое наследство, «богатство славного наследия Его для святых» ( Еф.1:18 ). Великое преимущество быть среди святых подчеркнуто также в напоминании о языческом прошлом ефесских христиан в контрасте к их настоящему. Прежде они были бездомными странниками, чужаками для Израиля. Ныне они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ), то есть народ Божий. Во-вторых, святыми христиане называются в увещательной части послания. Их целью является состояние нравственного совершенства, к которому их ведут поставленные Христом служители Его Слова: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых» ( Еф.4:11–12 ). Напоминание о статусе святых служит также мотивации достойного поведения: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» ( Еф.5:3 ). В-третьих, слово «святые» употребляется там, где необходимо подчеркнуть принадлежность местной христианской общины к широкому Церковному контексту. Говорится «о любви ко всем святым» ( Еф.1:15 ), о постижении «со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…» ( Еф.3:18 ), о молитве за всех святых ( Еф.6:18 ). Церковь Само слово ekklesia используется в послании к Ефесянам очень часто. В греческом языке это слово означает «собрание», но в LXX оно переводит еврейское qahal, обозначающее народ Завета, собрание Израиля перед Господом. Хотя апостол Павел и раньше иногда использовал слово Церковь применительно к христианству в целом, Послание к Ефесянам в этом отношении сделало решающий шаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Она есть, таким образом, то же самое, что возвещенное Христом Спасителем Царство Божие, что и видно, как из замены слова „ Церковь “ словом „Царство“ ( Деян.19:8, 20:25, 28:23 . Кол.1:13 ), так равно из уподоблений ее, совершенно одинаковых с уподоблениями, данными Христом Спасителем Своему Царству. Она есть, по их учению, тело Христово, глава которого Сам Христос, а члены – верующие в Него ( 1Кор.12:27 . Еф.5:23–30 ). Она есть здание или храм, краеугольный камень которого Христос, строители·– Апостолы и учители, а камни, составляющие здание, – верующие ( Еф.2:20–22 . Сравн. 1Пет.2:4–7 ). Она есть поле, или нива Божия, на которой один насаждает, другой поливает, а произращает все Бог ( 1Кор.3:6–9 ). Все такие уподобления, почти тождественные с уподоблениями Христа Спасителя, показывают, что и Апостолы, как и Христос, понимали под Церковью общество, имеющее основателем своим Христа Сына Божия и стоящее в самых близких отношениях как к Нему, так и к Богу Отцу, и к Богу Духу Святому. То же самое видно и из тех названий, какие усвоились ими Церкви. Она есть Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею ( Деян.20:28 ). Она есть Церковь Христова ( Еф.5:25–27 ), жилище Святого Духа ( 1Кор.3:16 ), единая по единству духа, веры, крещения и Бога Отца всех ( Еф.4:4–6 ), святая и непорочная ( Еф.5:27 ), столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Будучи открыта каждому, кто призовет имя Господне ( Рим.10:13 ), будет ли он Иудей или Еллин, раб или свободный ( Кол.3:11 ), она, по учению Апостолов, имеет назначением своим то же самое, какое указано Христом Спасителем в притче о лозе виноградной ( Ин.15:5 ), а именно: освящение человека чрез приобщение его жизни Божественной и взаимную поддержку одного члена другим и особенно младшего старшим. Христос, говорит апостол Павел, возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее ( Еф.5:25–26 ). Он поставил, говорит тот же апостол по поводу руководства, одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Апостол Христов писал: «Одно тело, один дух... один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:4,5 ). По этим словам апостола для истинной Церкви требуется единство веры, таинств и духа благодати. Здесь же апостол присоединил: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ). Следовательно, для единства Церкви необходим и дух мира, любви. Отступники от веры и еретики, извращающие веру, судом апостолов отлучаются от Церкви Христовой. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). «Еретика, после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:10,11 ). То же говорит апостол Иоанн ( 1Ин.2:19 ). Святые Отцы и учители Церкви постоянно учили о единстве Церкви, как ее существенном свойстве. «Как каждый город, – говорит блаженный Феодорит , – имеет множество домов, но называется одним городом; так есть множество церквей, на островах и на твердой земле, но все они составляют одну Церковь , будучи соединены согласием истинных догматов» (Толков. на Псалом 47 §4). Святой Ириней писал: «Хотя Церковь рассеяна по всему миру; но эту веру и проповедь она сохраняет тщательно, как бы пребывая в одном доме; одинаково верует, как бы имея одну душу; одинаково исповедует и учит и передает, как бы имея одни уста: не иначе веруют и передают церкви, основанные в Германии, или Грузии, или Галлии, не иначе на Востоке, или в Египте, в Ливии или посреди мира» (Против ерес., кн. 1). Известно, что местные церкви имели своих мучеников, своих подвижников, свои праздники, свои обряды. Но они не считались отделенными от общей истинной Церкви Христовой. Если, как мы видели, христианское чувство и религиозное настроение должны выражаться в известных религиозных формах, то, при единстве веры и духа, и религиозная внешность должна быть одна для всех христиан. «Она не может быть предоставлена не только произволу, но и свободе отдельного исторического общества. Она должна быть созданием всей Христианской Церкви. Единство церковных форм, как и единство самой Церкви, зиждется на единстве Духа Божия, созидающего Церковь ( Еф.2:22 ), и вытекает из единства христианского духа веры и любви. У всех «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ) и все должны «сохранить единство духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ). А один и тот же дух, одна и та же жизнь не могут выражаться в разных до противоположности формах. И разные до противоположности формы в свою очередь не могут созидать одну и ту же жизнь и воспитывать один и тот же дух. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Еф.4:4 ). Таким образом, если Церковь Христова одна, то и формы ее должны быть одни. Кто посягает на эти формы, тот посягает на единство Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Определение Церкви как «Тела Христова» весьма важно в том отношении, что оно дает представление о самом характере внутренней жизни Церкви. «Как обыкновенное тело растет, увеличивается, так и Тело Христово созидается ( Еф.4:12 ), творит возвращение ( Еф.4:16 ). Как в теле каждый член имеет свое особое назначение, служа целому, так и Тело Церкви составляется и совокупляется «при действии в меру каждого члена» ( Еф.4:16 ).«Как в теле нет распри, а все члены образуют единое целое, так и в Церкви Христовой мы все примирились в едином теле» ( Еф.1:23 ), образуем едино тело, одушевляемое единым духом ( Еф.4:4 ). «Как в теле есть свои связи, своя система питания, так существуют они и в Церкви Христовой» ( Еф.4:16 ; срав. Кол.2:19 ) (проф. Д. Богдашевский. Послание св. апостола Павла к Ефесянам, Киев, 1904, стр. 151). III глава Отличаясь от других человеческих обществ личностью своего Основателя Христа, Церковь отличается от них и своими границами или пространством. Всякое человеческое общество имеет определенные границы, намеченные в самом характере заданной цели или пространстве. Христианское общество, Церковь , не знает таких границ; она охватывает всю жизнь человека и распространяется на весь мир. Эту истину Господь открывал всему роду человеческому еще в обетованиях патриархам ( Быт.22:17, 28:14 ), потом всему народу иудейскому в многочисленных пророчествах ( Пс.2:7–8, 71:8–11 ; Ис. 2:2–3, 9:6–7, 49:6 ); наконец, со всею ясностью сказал Сам непосредственно, когда заповедал ученикам Своим: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). Следовательно, членами Церкви Христовой обязаны быть все люди, слуха которых когда-либо достигнет евангельская проповедь . Обязаны быть все: ибо все равно призваны, по самой природе своей, в религиозный союз с Богом. И значит, когда этот союз ими нарушен и когда, для восстановления его, Сам Господь предлагает людям единственное средство в вере христианской, – они и самой своей природой и властью Бога обязываются принять предлагаемое средство, чтобы им пользоваться. Вот почему Спаситель к заповеди Своей апостолам о проповеди Евангелия всей твари присоединил и следующие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк 16:16 ); «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:14–15 ). Пределы Церкви не ограничиваются даже пределами видимой вселенной: и умершие христиане продолжают быть живыми членами Церкви. Вселенское христианское общество, носящее название Церкви, осуществляет в себе идею единства всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Еф.4:7 .  Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. «Единому же комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова». Сим утешает приявших, по-видимому; меньшие дарования и показывает, что раздает их Владыка Христос, как бы так говоря: «Не огорчайтесь, потому что Сам Христос, как ведомо Ему, отмерил каждому благодать». Подтверждает же слово сие и пророческим свидетельством. Еф.4:8 .  Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. «Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком». Псалом говорит: «приял еси даяния во человецех» ( Пс. 67, 19 ); Апостол же поставил: «даде». Совершает же то и другое, потому что, приемля веру, воздает благодатию. Весьма точно употребленное пророком выражение: «пленил еси плен»; потому что не тогда пленил нас, когда были свободными, но пленил, когда были пленниками диавола, и даровал нам свободу. Потом Апостол объясняет, что значит восхождение. Еф.4:9 .  А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? «А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в долнейшыя страны земли?» Восхождение указывает на сошествие. Ибо, сошедши прежде и устроив наше спасение, потом уже «взыде», потому что «долнейшими странами земли» Апостол назвал смерть. Так и Пророк говорит: «Положиша мя в рове преисподнем» ( Пс. 87, 7 ); и еще: «и состав мой в преисподних земли» ( Пс. 138, 15 ). Еф.4:10 .  Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. «Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая». Ибо не иной сошел, и иной восшел, но, если сказать кратко, иначе «сниде» и иначе «взыде». Ибо, снишедши бесплотным, восшел с телом. Сошествие же не означает какого-либо местного снисхождения, но показывает величие Домостроительства, а именно, что Всевышний приял на Себя толикое уничижение. Еф.4:11 .  И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. Еф.4:12 .  К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор.1:2 . «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас». Объяснение. Что Церковь Божия в Коринфе состояла не из одних мирян, видно из слов того же послания апостола Павла: 1Кор.12:28–29 ; только члены истинной Церкви и могут быть освященными во Христе Иисусе: Ин.17:18–20 ; Еф.2:19–20 . Незаконно собирающиеся, не по воле Господней, по-видимому, собираются и во имя Господне, но услышат: «что вы зовёте Меня...» Лк.6:46 ; 2Тим.2:5 . Лев.26:12 . «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». Объяснение. «Вы» – «мы» – разумеется целое общество, например христиан, сравн. 2Кор.6:16 . В этом обществе есть соработники у Бога (пастыри) и Божия нива (пасомые): 1Кор.3:9–11:16 . Такому обществу основание положено Самим Иисусом Христом и устройство дано апостолами: Еф.2:20–22 . Оно состоит из многих членов: 1Кор.12:12–30 . Пс.136:8–9 . «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень». Объяснение. Из этих слов видно, что здесь говорится о Вавилонском царстве, а не о Церкви Православной, основанной на апостолах: Мф.16:18 , и имеющей главою Самого Господа: Еф.1:22–23. 136 псалом изображает состояние евреев в плену вавилонском, а 8–9 стихами выражается желание, чтобы вавилонянам было отомщено за жестокое их обращение с пленными евреями; а потому, нет никакого основания относить эти стихи к Православной Церкви. б) Церковь Христова полна Еф.1:22–23 . «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего всё во всём». Объяснение. Сравнивая Церковь с телом, апостол представляет Христа главою тела, не только в отношении управления, как главу общества, но и в отношении жизни и деятельности всего тела, в котором есть разные члены: Еф.4:11–12 . Созидание Церкви происходило чрез посредство апостолов и их преемников: Деян.16:4–5 ; Еф.2:20–21 ; 1Тим.3:15 ; Тит.3:5 . Иисус Христос , как глава Церкви, хотя и наполняет всё и действует во всех частях Своего тела, но для Его полноты нужна и Церковь (из различных членов), носительница Его высочайших совершенств: 1Кор.12:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В образовании Церкви определяющим фактором является не только откровение, но также Божественное призвание и избрание. Они тоже подчеркивают инициативу Бога в спасении людей. Читатели послания должны осознавать, что они не просто решили стать верующими и исключительно добровольно присоединились к Церкви. То, что произошло, зависело от Бога и Его промысла. Это особенно ясно выражено в начальной молитве благословения, которая изобилует такими словами как «избрал», «предопределил», «предназначил», «благоволение», «воля», «изволение», «определение». Все они указывают на суверенные деяния Божии. Уже первое благословение имеет своим предметом избрание верующих Богом «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Таким образом, избрание Божие зависит не от прихотей исторических событий и случайностей, не от человеческих заслуг, но укоренено «прежде создания мира», исключительно в свободной и независимой благодати Божией. Дальнейшие благословения указывают на предопределение к усыновлению ( Еф.1:5 ), на Божественный выбор, который пал на тех, кто «ранее уповали на Христа», и настоящее существование которых – хвала славе Божией ( Еф.1:11–12 ). Не удивительно, что столь важная тема избрания не ограничивается молитвой благословения, но пронизывает все послание. Предвечное избрание Божие актуализируется в истории как Его призвание. В ( Еф.1:18 ) писатель молится Богу, чтобы Он «просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его», то есть чтобы читатели познали дарованную им надежду как следствие их призвания. Увещание второй части послания подчеркнуто акцентирует внимание на призвании, дважды комбинируя соответствующие глагол и существительное: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф.4:1 ); «вы призваны к одной надежде вашего звания» ( Еф.4:4 ). В увещательной части читателям внушается, что Божественной инициативе в избрании должна отвечать человеческая ответственностью за жизнь, достойную этого избрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Вообще же говоря, если уже кому-либо из двух лиц супружеского союза должно принадлежать, по существу дела, первенство и главенство; то по отношению к нему как-то не пристала бы заповедь о повиновении и страхе, что бы ни понималось под этим страшливым и опасливым чувством. Между тем по отношению к лицу не главенствующему, а лишь содействующему и помогающему, т. е. к жене, это выходит весьма натуральным, а потому и Апостол относится к ней с своим назиданием, как к лицу повинующемуся. 2) Обязанности детей и родителей. Дети ( Еф. 6:1–3 ) должны повиноваться родителям «в Господе», т. е. согласно с волей Господней; тем более, что от сего повиновения зависит благо детей и благословение божие на всю их жизнь, как говорится в заповеди десятословия. Родители, ( Еф. 6:4 ) «не раздражайте детей своих», т. е. без излишней суровости, должны «воспитывать из в учении и наставлении Господнем». 3) Обязанности рабов и господ. Рабы ( Еф. 6:5–8 ), должны повиноваться господам своим «в простоте сердца, … не с видимою только услужливостью, … но как рабы Христовы, … от души, … зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный». Мысль Апостола та, что самое униженное звание и положение на земле, каково рабское, может быть путем ко Христу. Политического или социального вопроса о законности или незаконности рабства Апостол здесь не касается. Господа ( Еф. 6:9 ) должны обходиться со слугами справедливо и снисходительно, «зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия», т. е. на суде у которого внешние и земные преимущества ничего не значат. 4) Заключение нравственной части: всеоружие христианское. В этом отделении Св. Ап. Павел: ( Еф. 6:10 ). Во-первых, указует христовым воинам, где источник их силы. Сей источник есть Христос Господь, дарующий верующим власть на змею и скорпию и на всю силу вражью. Посему Апостол говорит: «братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». ( Еф. 6:11–12 ). Во-вторых, говорит о характере врагов нашего спасения и их силе: «наша брань не против крови и плоти», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010