Все же сие, говорит, производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:2 ). И некоторый 23 богослов выясняя это и приравнивая и присоединяя к оным пророческим ( 1Кор. 14:32 ), говорит: «божественный апостол различные действия одного Святого Духа называет различными дарованиями, как производимые одним и тем же Духом. И кто, говорит, называет их духами по святому Исаии, тот, думаю, от истины не отступает. Потому что во всяком даровании, как большем, так и меньшем, всецело присутствует Дух Святый, действующий соразмерно». И апостол, опять, продолжая речь о вышесказанном и представляя назидание Церкви и средство его, говорит: кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на (незнакомом) языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь . Потому что, говорит, пророчествующий превосходит того, кто говорит языками, разве он будет притом и изъяснять, чтобы церковь получила назидание ( 1Кор. 14:3–5 ). И еще говорит: когда вы сходитесь, братья, у каждого из вас есть откровение, есть истолкование; все сие да служит к назиданию ( 1Кор. 14:26 ). И пиша к Солунянам также говорит: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете ( 1Фес. 5:11 ). И это нужно понимать так. 4 . Но пристойно и соответственно, между прочим, под семью столпами, поддерживающими дом Премудрости, то есть вселенскую Церковь , разуметь и священную четверицу Евангелий Христовых, преимущественно проповедавшую в мире великую тайну Великой Троицы и отвсюду так собравшую воедино и совокупившую Церковь Христову. Потому что вы уже не чужие, недавно 24 мы слышали мудрого Павла, сказавшего к уверовавшим уже и крестившимся, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным Камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм о Господе ( Еф. 2:19–21 ). Потому что и основание ( 1Кор. 3:11 ), и краеугольный камень ( Еф. 2:20 ), и дверь дома ( Ин. 10:7 ), и строитель и художник есть Он же, разрушивший стоявшую посреди преграду ( Еф. 2:14 ) и из двух создавший в Себе самом одного нового человека ( Еф. 2:15 ), на Котором, говорит, и вы устрояетесь в жилище Божие Духом ( Еф. 2:22 ), то есть Духом премудрости, по учению того же апостола опять.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

И, как говорит апостол дальше: «жили по плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева» ( Еф.2:3 ). «По природе» . То есть в самом рождении я имел в себе этот грех первородный, и по природе Бог на меня гневался, я был чадом гнева. То есть отчасти я был чадом дьявола, сыном противления, отчасти я был чадом гнева, объектом гнева Божия. И вот дальше: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас» ( Еф.2:4 ); это мы помним, сказано о том, что Бог делает до моего поступка – домостроительство Божие. «И нас, мертвых по преступлениям, – повторяет, – оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:5–6 ). Пока поставим многоточие и подумаем. Значит, получается, я уже сейчас, судя по написанному, уже сейчас не только оживотворен со Христом, и не только спасен, – уже, сказано, «благодатью вы спасены», – но я уже сейчас воскрес, уже сейчас нахожусь на небесах. Ну, так по тексту... Ясно же, что это не так! Я рад, что вы уже на небесах, но я вижу, что вы сидите со мной, и вы очень милые люди и имеете тела, как видим. Баптист: Потому, что Христос там, а мы во Христе. Православный: Я буквально читаю написанное. То есть, если мы буквально читаем, что я уже спасен благодатью, то я столь же буквально сейчас пребываю на Небе. Но понятно, что я не на Небе. Отсюда мы и говорим о потенциальном пребывании на Небе; как вы правильно мне сказали сейчас, что во Христе это есть, а во мне это лишь обещано. Я наследник этого. Поэтому, как потенциально я на Небе, как потенциально я воскрес (телесно я еще не воскрес), только надеюсь на воскресение, точно так же потенциальна во мне полнота спасения. И вот дальше: «дабы явить в грядущих веках (видите, этот момент подтверждается – «в грядущих веках» ) преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» ( Еф.2:7 ). Дальше повторяется та же мысль: «ибо благодатью вы спасены через веру» ( Еф.2:8 ). Только что сказано, что «благодатью вы спасены», теперь говорит: «через веру». То есть, понятно, через веру, мы должны усвоить домостроительство тем, что принимаем Его. Что будет потом, он пока не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

17. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется для нас в будущем ( Рим.8:18 ). Гл. 5. Ст. 3. Со страхом и трепетом спасение свое соделывайте ( 1Пет.1:17 – 2Пет.2:22 сл.). Господь Искупитель облек нас в ризу спасения, – как на жениха, возложив на нас венец славы и как невесту, украсил нас небесной красотой ( Ис.61:10 ): блажен бдящий и соблюдающий одежду свою, дабы не ходить нагим, и не увидели срамоты его ( Откр.16:15 ). 4. Тяжко нам под бременем греховного тела; не смотря на то мы не хотим раздеться (оставаться без тела), но приодеться (новым, лучшим, небесным телом). 4–5. Бог для того нас создал и дал нам залог Духа Святаго (благодать Свою), чтобы мы отложили ветхого человека с прежним образом жизни, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22–23 ). 9–10. Кто рывностно старается благоугождать Богу, зная, что всем нам должно явиться пред судилище Христово: для того жизнь Христос, а смерть приобретение ( Флп.1:21 ). Кто живет в теле, тот доброе и худое делает посредством тела: все мы явимся пред судилище Христово в теле ( 1Кор.15:44, 46 ). 16. Кто не советуется с плотью и кровью, умерщвляя в себе греховные страсти ( Гал.1:16 ); тот знает Христа не по плоти, но по духу. 15–16. Кто живет не для себя, но для Умершего за всех и Воскресшего; тот никого не знает по плоти, но со всеми живет по духу ( Еф.5:9–11 ). Если Христос за всех умер, то никто не обязан плоти жить по плоти ( Рим.8:13 ). 17. Кто живет для Христа ( Флп.1:21 ), тот новое творение; древнее для того прошло, и наступило все новое ( 1Пет.4:2, 3 ). l7–18. Все новое в нас от Бога; ибо мы Его творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела ( Еф.2:10 ). Гл. 6. Ст. 10. В ком обитает благодать Божия, тот ничего не имея, всем обладает и всех обогащает ( Мф.13:45, 46 ). 11. У любви сердце расширено, и уста отверсты ( Мф.5:2 сл.) для назидания ближнего ( Еф.4:29 ). 12–13. Кто тебя любит от сердца, не помещай того в сердце твоем тесно, но за любовь плати любовью. Гл. 7. Ст. 1. Человек оскверняется плотскими делами и злыми помышлениями. Плотские дела суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласие, ереси, ненависть, убийство, пьянство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Факт всеобщей греховности подтверждается и Св. Писанием Нового Завета. Кроме общеизвестных евангельских случаев отрицательного поведения учеников Христовых (а ведь они были еще до смерти Иисуса Христа «уже очищены через слово», проповеданное им их Божественным Учителем: Ин.15:3 ) как до, так и после сошествия на них Св. Духа, мы имеем прямое свидетельство: «Если говорим, что не имеем греха – обманываем сами себя и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Далее апостол призывает своих читателей исповедовать свои грехи в уверенности, что Бог , «будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Все, что пишет Апостол, имеет целью предостеречь от совершения грехов, но он не имеет уверенности в том, что его предостережение возымеет решающее действие: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин.2:1 ). И ап. Павел, зная удобопреклонность ко греху каждого, в том числе и христиан, увещевал: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 ). Зная, что его читатели много времени уделяли спорам и взаимным обвинениям, он писал римлянам: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восстановлен; ибо силен Бог восставить его» ( Рим.14:4 ). Случай с кровосмешником ( 1Кор.5 ; 2Кор.2:5–11 ) достаточно ясно показывает, с какими тяжкими грехопадениями приходилось св. Апостолу иметь дело в насажденных им общинах, состоявших из людей, несомненно возрожденных во Христе Иисусе ( 1Кор.4:15 ), являвшихся «новой тварью» ( 2Кор.5:17 ), научившихся во Христе «обновиться духом ума… и облечься в нового человека, созданного по Богу» ( Еф.4:21–24 ). Апостол хорошо знал, что даже те, кто оживотворены со Христом, спасены благодатью и, живя на земле, уже водворены на небесах во Христе Иисусе( Еф.2:5–6 ), способны колебаться и увлекаться ( Еф.4:14 ) и поступать, «как поступают прочие народы, по суетности ума своего» ( Еф.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

2Кор.2:14 . «Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте». Объяснение. Познание об Иисусе Христе, распространяемое проповедью о Нём, сравнивается с благовонием мира. Образ взят апостолом из Ветх. Завета, где священным миром помазывались священные сосуды скинии священниками и сам первосвященник: Исх.30:26–30 . В Новом Завете Иисус Христос, помазанный Духом Святым паче причастников Своих: Лк.4:18 , распространяет вокруг Себя благовоние во всей Церкви Своей чрез Своих посланников: Мф.10:5 ; Лк.10:1 ; Деян.14:23 . 2Кор.5:20 . «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Объяснение. Апостолы и их преемники, а не миряне, суть посланники Христа: Мк.6:7 ; Тит.1:5 ; посредники между Ним и людьми: Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; они довершают дело примирения и вместо Христа являются проповедниками о примирении с Богом: Еф.4:11–13 . Кол.1:28–29 . «Которого (Христа) мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы предоставить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силой Его, действующей во мне могущественно». Объяснение. Святыми, или совершенными, называются у апостола не отдельные лица, а целые общества – Церковь Христова, идеал которой есть освящение людей: Еф.5:25–27 . Этим-то освящённым членам истинной Христовой Церкви и открылась тайна воплощения Христова: Мф.13:11 ; при этом, для раскрытия тайны поставлены трудиться и подвизаться силой Божией апостол Павел и другие апостолы и их преемники, Богом на то посланные провозвестники Евангелия: Еф.4:11–12 ; 1Кор.12:28–29 . О девственности епископов 1Тим.3:2:4–5 . «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителен... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Деян.2:33 ). Для усвоения человечеством совершенного Им дела спасения, Он основал Церковь ( Деян.20:28 ), в которой поставил, как говорит апостол Павел, одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ). Он есть глава ( Еф.5:23 ) и краеугольный камень ее ( Еф.2:20 ). По исполнении Церковью назначения своего, Он опять придет, но придет уже не в уничижении, а во славе, чтобы воздать каждому по заслугам его. Сей Иисус, говорят по вознесении ангелы апостолам, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 . 1Кор.4:5 ). Затем Он предаст Царство Богу и Отцу ( 1Кор.15:24 ) и настанет Царство Христа и Бога ( Еф.5:5 ). Учение Святых апостолов о третьем лице Святой Троицы некоторыми чертами своими дает более учения Христа Спасителя, а некоторыми – менее. Так, Божественное достоинство Его, только свойствами обозначенное в учении Христа Спасителя, выражено в учении апостолов определенным названием Духа Святого Богом. Для чего, говорит апостол Петр Анании, допустил ты сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?... Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3–4 ). Что же касается личного свойства Бога Духа Святаго, так определенно выраженного в известном изречении Христа Спасителя об исхождении Его от Бога Отца и о посольстве Его чрез Христа Спасителя ( Ин.15:26 ), то о нем говорят апостолы в выражениях довольно общих. Они называют Его: Духом от Бога ( 1Кор.2:12 ), Духом Сына, посланным с небес ( Гал.4:6 . 1Пет.1:12 ) и Духом Христовым ( Рим.8:9 ). Из всех этих, хотя и общих, выражений видно, однако, что и Апостолы признавали Духа Божия от Отца исходящим и от Сына посылаемым. Вообще же деятельность Духа Божия изображается совершенно так же, как и в учении Христа Спасителя. Ему принадлежит, по учению Апостолов, просвещение светом истины всех благовестников Христова учения. Так апостол Павел прямо говорит, что мы возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого ( 1Кор.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

22-23); «...епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен… тих, миролюбив...» (1 Тим 3. 2-3); описания, посвященные таким Д., как вера и любовь, к-рым ап. Павел уделяет исключительное внимание (Евр 11; 1 Кор 13). На связь Д., на их единство и различия указывает ап. Петр. Он призывает христиан удалиться «от господствующего в мире растления» и явить «в вере... добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр 1. 3-7). Многообразие Д. в апостольских Посланиях сводится к 4 основным категориям, таким как божественные Д. Христа - совершенство, величие, благость, могущество, ведение, милосердие, сострадательность, долготерпение, кротость, благоволение, милость, премудрость, обнищание, жертвенность, терпение, любовь; Д., включенные в контекст апостольского аскетического учения, предполагающего отложение прежнего образа жизни (Еф 4. 22), совлечение «ветхого человека с делами его» (Кол 3. 9), удаление «от растления похотью» (2 Петр 1. 4), распятие плоти «со страстями и похотями» (Гал 5. 24) и облечение «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 24). Д. этой категории - благоразумие, воздержание, рассудительность, опытность, благочиние, бдение, пост, труд, чистота, совершенство, целомудрие, девство , непорочность, терпение, умерщвление земных членов (т. е. страстей), умирание со Христом для стихий мира, непреткновенность, покаяние, обновление, ревность по Боге, честь, верность, постоянство. Претворяя эти Д. в личную жизнь, человек должен возрастать «в мужа совершенного, в меру полноты возраста Христова» (Еф 4. 13); Д., являющиеся основным предметом апостольского нравственного учения,- великодушие, справедливость, благотворительность , братолюбие, гостеприимство, общительность, благоволение, заботливость, честность, искренность, любезность, почитание, терпение, поддержка слабых, искание добра друг другу, усердие, странноприимство, угождение, услужливость, участие, твердость, благоразумие, уважение, снисходительность, щедрость, радушие, смелость, трудолюбие, долготерпение, единомыслие, кротость, молчаливость, увещание, назидание, нежность, сострадательность, повиновение, миролюбие, умение прощать, смирение, дружелюбие, милосердие. Воплощение этих Д. в нравственном поведении и в общении с людьми является основной этической задачей деятельной жизни человека по примеру абсолютной благости Небесного Отца, ибо люди, будучи Его творением, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил... исполнять» (Еф 2. 10);

http://pravenc.ru/text/178658.html

И кто бы не предлагал нам учение, почерпнутое из слова Его, мы к Нему должны обращаться нашим вниманием ( Лк.10:39 −40), на Него взирать ( Евр.12:2 ) очами веры, очами сердца ( Рим.10:10 ; Еф.1:18 ), Ему последовать, отвергая самих себя, и каждый ден восприемля крест свой ( Лк.4:2 ). И сколь бы не велико было разнообразие ближних, которых мы ради Его любили бы как самих себя, во всех их и в каждом из них, как и в себе самих, надлежит нам искать того, что есть Божие, и любить то, что есть Божие. т. е. истинное, доброе и прекрасное, и таким образом к Господу Богу нашему прилепляется любовью от всего сердца ( Мф.22:37 −40). На каждом также шагу в сем пути совершенствования, блаженства, спасения, будем мы воспоминать сие слово Господа Иисуса Христа: «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.14:5 ). Соединение души человеческой со Христом совершается, как говорит Ап. Павел, верою и любовью ( Еф.3:17 ; Гал.5:6 ), но и любовь Божия Духом Святым изливается в сердца верующих во Иисуса ( Рим.5:5 ), и вера приемлющая всеспасительную благодать Духа Святого, не от нас же, говорит сей Апостол, но Божий дар ( Еф.2:8 ). Посему остается нам все рассуждения, желания и намерения благочестивые оканчивать также, как и ектении заключаются в церкви сим приглашением: сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу, предадим Христу Богу. Посему и св. Павел Апостол, прощаясь с пресвитерами Ефесской Церкви говорил им: «Предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его» ( Деян. 20:32 ). Сему и я, недостойный называться служителем Церкви и слова Божия, поучаюсь теперь, усердно желая Вам, достопочтенная сестра о Господе, благополучно на новом поприще подвигов, совлекаться ветхого человека, и обновляться дхом ума вашего, и облекаться в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф.4:22 −24; Кол.3:17 ). Благоволите прочитать с благоговейным вниманием у самого Апостола сии тексты мною указанные, ибо я не хочу ничего лучшего, полезнейшего представить к утешению и назиданию Вашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Церковь Христова – это благодатная жизнь духа в совершенном единении с Богом. Аз в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино ( Ин.17:23 ). Церковь – это тело Христово, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:23 ), в ней действует сила Христова, в ней же совершается исполнение Его искупительного подвига. Церковь Христова – это неиссякающий поток благодати Святого Духа, Который свободно изливается в ней, раздавая многообразные дарования, созидая человека в жилище Божие ( Еф.2:22 ) в любви, во всякой благости, истине и правде ( Еф.5:2,9 ). Церковь Христова – это град Божий, имеющий в стенах своих мир ( Пс.121:7 ), мир с Богом, мир в душе каждого, единение духа в союзе мира между собою и со всеми людьми ( Еф.4:3 ). Эта Церковь создана Господом Иисусом Христом и устроена руками апостолов. К апостольскому служению Господь призвал Сам кого хотел, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь ( Мк.3:13 ). В день Пятидесятницы на первых членов Церкви сошла благодать Святого Духа, и с того времени Церковь сама поставляет себе избранных Богом на апостольское служение. В ней никто сам собою не приемлет этой чести ( Евр.5:4 ). Так, Савл, призванный в чудесном явлении Господа Иисуса Христа и принятый в Церковь чрез апостолов, имел обильные дарования пророка и учителя, проповедовал в Дамаске и устраивал Церковь в Антиохии, но стал апостолом не ранее, чем Церковь поставила его на это служение. Так же и Варнава, близкий сотрудник апостолов, любимый в Иерусалимской общине и там прозванный «сыном утешения», апостольское звание свое получил чрез руковозложение Церкви ( Деян.13:1–3 ). Епископское служение – это жребий апостольский. Епископ – соработник апостолов и верный строитель Церкви ( 1Кор.4:2 ; Тит.1:7 ), хранящий таинство веры в чистой совести ( 1Тим.3:9 ). Епископ – архиерей, дающий ответ пред Богом за все происходящее в Церкви и приносящий без гнева и сомнения молитвы Богу «о своих грехах и людском неведении». О спасении людей, о благостоянии Церкви, о мире всего мира и соединении всех приносит епископ мирную жертву пред Престолом Божиим. Епископ, постоянно трезвясь, хранит в душе своей глубокий и неотъемлемый мир, так как только в мирном духе, как в дыхании тихого ветра, ему открывается Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Домостроительство Духа имеет этапы постепенного раскрытия в истории. В послании к Ефесянам апостол пишет: В Нем и вы, услышав слово истины... и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф 1:13). Этой отсылкой к ветхозаветным обетованиям показывается, что Дух, хотя и действовал в мире до пришествия Христа (говоря через пророков), но преизобильное явление Его человечеству, как это произошло на Церкви, стало возможным только после пришествия в мир Христа. Это явление Духа было, согласно апостолу Павлу, обетовано в Ветхом Завете как нечто грядущее, то есть, еще не имеющее места быть. Таким образом, мы видим разделение домостроительства Духа как минимум на два этапа: до и после Христа. О действии Его в мире до пришествия Христа говорится лишь то, что Лицо Духа Святого есть автор Ветхозаветных писаний: [о сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: (Евр 10:15) ; что же касается второго этапа, то здесь указывается, что Духом Святым верующие запечатлены в день искупления (Еф 4:30), то есть, схождение и обитание Духа Святого в них стало возможным благодаря подвигу Иисуса Христа, в Котором исполнились обетования и Дух был дан верующим. Подателем Духа является Бог-Отец: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф 1:17 также см. 1Фес 4:8; Гал 3:5). Используя различные выражения, апостол Павел утверждает, что Дух дан верующим. Посредством дарования Духа осуществляется духовное единение между Христом и верующим. Другими словами, действие Святого Духа есть проявление любви Божией или Его спасающая интенция. Апостол утверждает: мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1Кор 2:12); в выражении ek tou Theou употреблена конструкция, отличная от para tou Patros в Ин 15:26, видимо, потому, что апостол Павел говорит о домостроительном посланничестве, в то время как у апостола Иоанна речь идет о вечной внутритроичной реальности. В двойном предостережении апостола не оскорблять Духа Святого (Еф 4:30 и Евр 10:29) видится очевидный параллелизм синоптическому если кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек (Мк 3:29; Мф 12:32; Лк 12:10). Для апостола Павла это также крайний грех, подлежащий тягчайшему наказанию, но если выражение Господа относится к неверующим хулителям, то речь святого апостола в обоих случаях относится к тем, кто, уверовав и получив благодать Святого Духа, предал Его, обратившись ко греху.

http://pravoslavie.ru/1519.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010