Здесь (апостол) показывает отличительную черту своей молитвы за них. Не сказал просто: «молю», но сказал: «преклоняю колени мои», и тем выразил свое усиленное моление о них. «От Которого именуется всякое отечество». Уже не говорит (об отечестве, которое было разделено) «по числу сынов Израилевых» ( Втор.32:8 ), но о Том, Кто сотворил и горние, и дольние колена, – не такие, каковы иудейские. «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф.3:16–17 ). Смотри, с какой ненасытностью просит им благ для того, чтобы они не колебались. А каким образом это совершается? «Духом Его во внутреннем человеке вашем верой вселиться Христу в сердца ваши». Как именно? «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» ( Еф.3:18–19 ). О чем молился (апостол) вначале, о том и теперь. О чем же он говорил вначале? «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» ( Еф.1:17–19 ). И теперь говорит тоже самое: «чтобы вы ...могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота», т. е. (да возможете) с точностью познать тайну домостроительства нашего спасения. Широтой и долготой и глубиной и высотой он называет познание богатства любви Божьей, – того, как она повсюду распространилась. Описывает же ее телесными чертами, приспособляясь к понятиям человеческим; (для того и говорит) что она обняла и верхнее и нижнее и находящееся по сторонам. Мы сказали, говорит, что этому может научить не наше слово, а Святой Дух. Ним " крепко, – говорит, – утвердиться» против искушений и обольщений, – потому что не иначе можно утвердиться в добре, как через испытания и при помощи благодати Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Б. НЫНЕ НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ – ИИСУС Следует отметить, что христ. вера в В. – это не только надежда на отдал. будущее. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( 1Петр. 1:3 ). След., можно сказать, что такое упование уже начало осуществляться для нас, верующих. Теоретич. догма «когда-нибудь» уступает место наполняющему силой и волнующему «здесь и сейчас». В вере мы можем рассчитывать на немедленное воздействие В. Иисуса Христа. О таком воздействии сообщается в Мф. 27 Бог воскресил Иисуса из мертвых, тем самым оправдав Его и показав всему миру, что Иисус – подлинный Мессия. Достигнутая т.о. победа над смертью сразу же стала очевидной в совоскресении первых святых. Это стало началом новой эры В. Библия позволяет утверждать, что В. верующих уже началось: 1) при этом следует подчеркнуть, что В. верующих представляет собой процесс, начавшийся с В. Иисуса и ныне продолжающийся, причем слово «начавшийся» подразумевает и его завершение, которое произойдет только со Вторым пришествием Господа. Т.о., мы как бы находимся в положении «уже», но «еще не» (О.Кульман). В 1Кор. 15:23 сказано об очередности В. верующих: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». К таким верующим относятся слова: «...в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас... оживил вместе с Ним...» ( Кол. 2:12 ). «Итак... вы воскресли со Христом...» ( Кол. 3:1 ). Т.о., через веру происходит постоянное «В. из мертвых». Эта вера порождается у верующих тем же могуществ. действием, которым Бог воскресил Христа ( Еф. 1:19 ). Именно так следует понимать призыв: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5:14 ). Это «В. из мертвых», называемое также новым рождением или рождением свыше ( Ин. 3:3 ), должно начинаться здесь и сейчас, если мы хотим «достигнуть» его в пришествие Господа (ср. Флп. 3:8–11 ); 2) т.о., через В. Иисуса Христа мы оказываемся вовлеченными в происходящие сейчас с нами, верующими, события. Мы переходим из состояния духовной смерти в сферу жизни Христа ( Еф. 2:5 ). Тот, кто обрел существование во Христе, становится «новой тварью» ( 2Кор. 5:17 ) и «ходит в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Бог воскресил Его «для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ), для того, чтобы в нас воплотилась новая праведность Иисуса Христа ( Рим. 6:4 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Апостол Павел увещевает христиан, дабы они не были младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения ( Еф.4:14 ), чтобы кто не увлек их философией и пустым обольщением ( Кол.2:8 ). Апост. Петр пророчествует, что в обществах христианских будут лжеучители, которые введут пагубные ереси ( 2Пет.2:1 ). Эти мудрые в себе люди, желая быть законоучителями христиан, производят больше споры, нежели Божие назидание в вере ( 1Тим.1:4 и 7); ибо кто не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины ( 1Тим.6:3, 4, 5 ). Не в том, без сомнения, состоит зло, причиняемое обществу Христову, что христианин хочет углубить свой ум в познание истины Божией, лучше и яснее уразуметь учение Христово, а в том, что достигнуть этого он пытается вне божественного руководства Церкви Христовой, и надмеваясь кажущимся успехом собственного знания, перестает покоряться разуму Божию, свой разум он возводит на степень истинного истолкователя учения Христова и отделяет, прежде всего, себя от истинного источника Света Божественный истины, а затем, выдавая своё учение за единое истинное учение, вводит в заблуждение и отторгает от общества Христова своих последователей: став их учителем и вождем, перестает сам быть верным учеником и послушным сыном Церкви. Уразумевать истину Христову для просвещения ею своего разума не только не запрещается христианину, а, напротив, это есть его долг и духовная пища его ума и сердца ( Еф.3:18, 19 ; Кол.1:9, 10 ). Но кто действительно любит эту истину, кто просвещает ею свой разум и питает своё сердце, не отделяясь от Церкви, тот пользуется ею для назидания своего и ближних своих в вере, для созидания тела Христова ( Еф.4:12 ), а не для того, чтобы опустошать Церковь Божию ( Гал.1:13 ). Отсюда понятно, что тот христианин, который вносит в общество верующих во Христа дух разделения и разъединения, увлекает некоторых учеников за собою, отторгает их от общества христианского, образует религиозную партию или секту, вступает с людьми несогласными с его учением в споры и в состязания, тот становится виновным, грешит пред Богом, а это и есть грех сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Объяснение. Не сказано, что Христос есть глава церквей, а Церкви одной, как и в другом месте говорит апостол: Один Господь, одна вера, одно крещение: Еф.4:5 . Отсюда такой вывод, что истинная Церковь Христова есть единая святая соборная и апостольская, которая, по апостолу: столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 . г) О святости Церкви Христовой Кол.1:12–13 . «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего». Объяснение. «Призвавшего нас к участию в наследии святых во свете», – это одно и тоже, что к участию в Церкви Христовой, в качестве члена её. В понятии о Церкви Христовой необходимый признак её составляет святость. Церковь свята потому, что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства: Ин.17:17–20 ; Еф.5:25–27; 2:19–20 . д) Взаимная связь Церкви земной с Церковью небесной Еккл.9:5 . «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению». Объяснение. Здесь приводится мнение людей, не верующих в загробную жизнь и мздовоздаяние. Сам же Соломон другую веру имел: Еккл.11:9 . Один только Бог Сам Собою, Своим всеведением знает всё. Святые же Ангелы и угодники Божии знают тайны человеческого сердца не сами по себе, а вследствие откровения им от Бога, или по благодати Божией, обитающей в них: Дан.2 ; Деян.5:3–9; 27:22 . После смерти ведение святых людей получает большее совершенство, ибо они водворились в жилище Господа: 2Кор.5:2:8 ; Лк.23:43 ; а отсюда полное доказательство для взаимной связи Церкви земной с Церковью небесной. е) Вечность Церкви Христовой Мф.28:20 . «Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Объяснение. Слова Иисуса Христа о вечности Пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20–22 , удостоверяют нас в том, что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18 ; Деян.16:4–5:20:17–28 ; Еф.1:22–23:2:20–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Надежда наделяет христианина вместе с радостью также силой со смирением и терпением переносить всякое испытание. Только скорбями крестившийся и верующий во Христа войдет в Царство Небесное ( Деян. 14:22 ) и прославится со Христом, пострадав с Ним ( Рим. 8, 17 ). И потому можно сказать, что в страданиях наших сокрыто тайное благо, ведущее к просветляющей надежде: Хвалимся и скорбями, зноя, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности – надежда ( Рим. 5:3–4 ). Надежда мыслится как личностное состояние ума и сердца человека. Она личностна уже потому, что, во-первых, каждый человек по природе своей стремится обрести свое счастье, во-вторых, неисчислимое множество оттенков ощущения и понятия предмета и цели надежды уже сообщают ей характер личностный, прямо вытекающий из личного характера дарованной нам Богом свободы воли. К цели своей надежды человек движется стезею добрых дел, совершаемых в любви и достойных Вечной Жизни. Как бы ни совпадали пути и дела рядом идущих по жизненному пути людей, их дела и поступки, их искушения и победы – это действия и переживания разных лиц. Укажем при этом на форму единственного числа, которую употребляет апостол Павел, говоря о своем земном подвиге: Подвигом добрым я подвизался... теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный ( 2Тим.4:7–8 ). Каждый испрашивает у Господа спасения собственной душе, как это сделал благоразумный разбойник на кресте. Надежда имеет также и соборный характер. Царство Небесное как предмет надежды каждого христианина открыто для всех достойных его. Являясь членом Церкви, таинственного Тела Христова, верующий носит в себе реальное переживание приобщенности ко Христу. Все верующие во Христа Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом ( 1Кор. 12:13 ). По воле Божией каждый из членов Тела Церковного занимает свое место, и Сам Бог соразмерил Тело, внушив о менее совершенном большее попечение ( 1Кор. 12:24 ), ибо все призваны к одной надежде ( Еф. 4:4 ), к Единому Отцу, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф. 4:6 ). Все члены Тела взаимно дополняют друг друга, стараясь сохранять единство Духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ). Надежда каждого отдельного христианина этой соборностью укрепляется, вдохновляется и на ней покоится. Соборный характер христианской надежды лучше всего выражен в Молитве Господней, где единственное число личного прошения заменено множественным числом просьбы о благословении всех обращающих свое упование на Господа ( Мф. 6:9–13 ). Молитва Господня – источник соборной надежды

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еф.2:21–22 . «На котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Объясн. По учению апостолов, храмом духовным и домом Божиим является, прежде всего, Церковь , собрание верующих: 1Пет.2:5 ; 1Тим.3:15 , а потом уже и отдельные христиане, но не иначе как под тем условием, чтобы они были истинными членами великого храма Церкви, глава которой есть Христос: Еф.1:23 . Рукотворенные же храмы являются средством к единению отдельных членов Церкви, через которое (единение) они только и могут устроиться в Божие жилище. Вот почему апостол и умолял в другом месте, говоря: «не будем оставлять собрания своего»: Евр.10:25 ; и апостол Павел охранял святость собрания верующих: 1Кор.11:22 . Апостолы в храме постоянно пребывали: Деян.5:42 , а святой Павел получал в нём откровение: Деян.22:17–18 . Православные храмы не то, что Иерусалимский храм, – они строятся на всяком месте Ин.4:21–22 . «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». Объясн. Православные христиане не на одной какой-либо горе и не в одном Иерусалиме кланяются и строят храмы, а на всяком месте, соответственно потребности верующих. Если Сам Христос оказывал почтение даже к Иерусалимскому храму и назвал его домом молитвы для всех народов: Мф.21:12–13 ; Мк.11:16–17 , то как же нам не почитать новозаветных храмов, в которых, при собрании единомысленных молитвенников, есть особенное присутствие благодати Божией: 3Цар.9:3 ; Исх.25:22 ; Мф.18:19 . Деян.7:48–50 . «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живёт, как говорит пророк: небо престол Мой, и земля подножие ног Моих; какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие?» ( Ис.66:1–2 ). Объясн. Здесь святой архидиакон Стефан обличает горделивое мнение современных ему Иудеев, по которому Иерусалимский храм был единственным местом, достойным для поклонения Богу истинному: Ин.4:20 . Архидиакон знал, что скиния и храм построены по воле Божией: Деян.7:44:46 . Бог вездесущ, и в рукотворенном храме есть: Еф.4:10 ; Иер.23:24 . Храм не единственное место жилища Божия: но место особого присутствия Бога: Исх.25:8 ; Мф.23:21 ; храмы отличаются от обыкн. жилищ: 1Кор.11:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную Жертву ради спасения человека и всего мира. Без этого согласия творение мира было бы так же невозможно, как и без творческого действия Отца. Тайна домостроительства открыта нам лишь отчасти, в той мере, в какой это для нас необходимо и спасительно. В частности, нам совершенно неведомо, почему Бог для спасения людей избрал именно такое средство, а не какое-то иное. Почему именно таким образом Господь благоволил спасти человека, мы не знаем; не случайно ап. Павел ( Еф.1:9 ) говорит об Искуплении как о тайне воли Божией. Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответственность перед Своим творением: наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления, принимает решение в Лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падшести. Священное Писание говорит, что это решение было предвечным, т. е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Ап. Павел ( Рим.14:24 ) называет это решение тайной, о которой «от вечных времен было умолчано». В Еф.3:9 он говорит о тайне, «сокрывшейся от вечности в Боге». В Еф.1:4 апостол говорит, что «Бог избрал нас в Нем» (т. е. во Христе) «прежде создания мира». И Сам Христос называется в Священном Писании Агнцем, предназначенным в Жертву от создания мира ( 1Пет.1:19–20 и Откр.13:8 ). В спасении человеческого рода участвуют все три Лица Пресвятой Троицы: 1) Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). 2) Через Воплощение и искупительную Жертву Сын совершает наше спасение. Господь во время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того, чтобы исполнить волю Отца. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:36 ). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10:17–18 ). Ап. Петр ( 1Пет.1:18–19 ) говорит, что мы «искуплены от суетной жизни... драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В чем суть этого Совета, почему именно человек почтен таким Божественным вниманием? Бог создал человека свободным существом, и человек способен злоупотребить своей свободой, «повернуться спиной» к своему Создателю. Некоторые современные богословы даже говорят о сотворении человека как о некотором Божественном «риске» 954 . Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти средства – воплощение Сына Божия – Второго Лица Пресвятой Троицы – и Его искупительная жертва. Решение об искуплении было предвечным. Апостол Павел называет это решение тайной, о которой от вечных времен было умолчано ( Рим.14:24 ), сокрывавшейся от вечности в Боге ( Еф.3:9 ). Тот же апостол говорит, что [Бог] избрал нас в Нем (т. е. во Христе) прежде создания мира ( Еф.1:4 ). И Сам Христос называется в Священном Писании Агнцем, предназначенным в жертву от создания мира (см.: 1Пет.1:19–20 и Откр.13:8 ). Тайна Божественного домостроительства во всей полноте для человеческого сознания недоступна: слово Божие открывает нам ее в той мере, в которой это необходимо и спасительно для нас. В частности, нам неведомо, почему Бог для спасения людей избрал именно такое средство, а не какое-то иное, хотя, если исходить из того, что Бог всемогущ, Он мог бы изыскать и иные способы спасти людей от осуждения. Ап. Павел говорит об искуплении как о тайне воли Божией (см.: Еф.1:9 ). Свв. отцы подчеркивают, что в таком способе спасения людей открываются все Божественные совершенства: благость, премудрость, правда и всемогущество 955 . Участие Лиц Святой Троицы в спасении человеческого рода определяется следующим образом. Благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына принадлежит Богу Отцу: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Сын совершил наше спасение через воплощение и искупительную жертву. Господь во время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того, чтобы исполнить волю Отца. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ( Ин.4:34 ). Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня ( Ин.5:36 ). Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего ( Ин.10:17–18 ). Ап. Петр говорит, что мы искуплены от суетной жизни... драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет.1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

О благодати Божией а) Под именем благодати Божией вообще разумеется дар благости и любви Божией к человеку, каковы все творческие и промыслительные действия Божии по отношению к человеку, словом, всё получаемое им от Бога без всяких заслуг со своей стороны. Но все дело искупления человека, усвоение искупления каждому человеку и освящение его, есть дело благодати Божией в собственном и частнейшем смысле. В этом смысле Ап. Павел говорит: «благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас; Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2:8–9 ). Искупительное действие благодати Божией принадлежит всем Лицам Пресв. Троицы, но в собственном смысле, как действие усвоения искупления и освящения, благодать Божия есть действие Св. Духа. В Ветхом Завете Бог обещал послать в мир Св. Духа: «излию от Духа Моего на всякую плоть и будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Ин. 2:28, 32 ). Иисус Христос сказал о том же обетовании: «Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин. 14:16–17 ). Это обетование исполнилось в день пятидесятницы. б) Благодать Божия необходима как для искупления человека, так и для усвоения дела искупления или для освящения его. Многие видели Иисуса Христа во время Его земной жизни, слышали Его учение, были свидетелями Его дел, но не уверовали в Него, не усвоили себе виденного и слышанного, даже Его ученики, пока не получили Св. Духа. Для усвоения искупления необходимо новое чрезвычайное действие Божие, именно освящающее действие благодати Духа Святого. Слово о кресте и о всем деле искупления, совершенного Иисусом Христом, для одних людей соблазн, для других безумие ( 1Кор. 1:23 ), потому никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), и без благодати Божией невозможно ни начало, ни продолжение, а тем более усовершенствование в духовной жизни. – Освящение человека состоит в полном и совершенном обновлении его, или в претворении ветхого, греховного человека в нового, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 ), имеет целью, чтобы человек достиг в меру полного возраста Христова и исполнился всею полнотою Божией ( Еф. 3:19 ). Как грех , вошедши в мир, царствовал к смерти, выражаясь во всех видах преступлений и беззаконий, так и благодать воцарилась к жизни вечной, внося в мир начало новой жизни, открывающееся во всех видах и плодах духовного совершенства. Потому всякое духовное добро в человеке есть действие благодати Божией. Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению ( Фил. 2:13 ), в противоположность тому, как грех, живущий в человеке, направляет все помышления сердца его на зло. Об этом действии благодати Божией выразительно говорит Ап. Павел: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во Мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со Мною» ( 1Кор. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

е. племенам и народам. Есть у Меня и другие овцы, говорит Он, которые не сего двора, (т. е. не из иудейского народа), и тех надлежит Мне привести: и глас Мой услышат, и будет одно стадо и один пастырь ( Ин.10:16 ). Это видно также 3) из того, что апостолы всех верующих во Христа называют одной Церковью и одним телом Его, у которого Он единая глава: Бог, говорит апостол Павел, все покорил под ноги Его, и Его поставил превыше всего, главою Церкви, которая есть Его тело, – а мы многие одно тело во Христе: – ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос ( Еф.1:22–23 , Рим.12:5 , 1Кор.12:12 ). Наконец, об этом должно заключать 4) потому, что Иисус Христос приходил на землю, благовествовал мир отдаленным и близким ( Еф.2:17 ), и умер на кресте для того, чтобы примирить всех людей с Богом и между собою, собрать рассеянных чад Божиих ( Ин.11:52 ), и составить из них одно тело, одну Церковь Божию. Он есть мир наш, говорит апостол, соделавший из обоих (т. е. из иудеев и язычников, составлявших тогда весь род человеческий) одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле (т. е. Церкви) примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). II. Основав свою Церковь , Иисус Христос желал, чтобы все ученики Его пребывали в ней единодушно, в любви и согласии, твердо держались одного учения Его и не разделялись, а тем паче не враждовали между собою по вере. Для этого Он: 1) всем им преподал одно учение, содержащееся в Его Евангелии, и внушал им соблюдать оное неизменно: ежели пребудете в слове Моем, говорил Он уверовавшим в Него иудеям: то вы истинно Мои ученики; – кто любит Меня, тот слово Мое соблюдет, – а кто соблюдет слово Мое, тот не узрит смерти вовеки ( Ин.8:31–51, 14:23 ); 2) убеждал их твердо пребывать в Нем, т. е. в Его учении и Церкви, и запрещал им составлять отдельные религиозные общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010