Во Христе предвосхищается завершение замысла Божия о творении, в Нем как уже достигнутое усматривается гармоничное единение космоса ( Еф.1:10 ). Объединение всего земного и небесного во Христе стало возможным после восхождения Христа на небеса как Господа, царствующего над миром. Как в ( 1Кор.15 ), так и здесь используются ( Пс.109:1 ) и ( Пс.8:6–7 ) для изображения Христа как последнего Адама, имеющего господство над миром и стоящего над всеми враждебными силами. Бог посадил Иисуса Христа «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего» ( Еф.1:20–22 ). В начале увещательной части послания, в мидраше на ( Пс.67:19 ), напоминается о соединении неба и земли Иисусом Христом, Который наполнив космос Своим господством как в Своем «восхождении», так и в Своем «нисхождении», под которым можно понимать или воплощение, или нисхождение в Святом Духе. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:8–10 ). Читатели послания из своего отношения ко Христу должны понимать и свое место во всем тварном мире. Уже первые слова благословения, открывающего послание, говорят о том, что христиане, благодаря их причастности ко Христу, уже ныне, живя на земле, причастны и к Царству Небесному, они уже ныне вкушают благословения этого Царства: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф.1:3 ). Самое впечатляющее высказывание о новом месте христиан в космосе дается в анамнезисе ( Еф.2:1–10 ). Прежней подневольной жизни «по воле князя, господствующего в воздухе» противопоставляется современное положение верующих, которых Бог «воскресил... и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ср. Кол. 2, 14. 780 Ср. Быт. 3, 24. 781 Ср. Мф. 7, 13–14. 782 Ср. Ин. 7, 37–38. 783 Ср. Пс. 24, 5; Мф. 22, 4. 784 Ср. Мф. 22, 10; Лк. 14, 16. 785 Ср. Мф. 25, 6; 27, 52. 786 Ср. 1 Фес. 4, 17. 787 Ср. 1 Кор. 15, 52. 788 Ср. Мф. 24, 31. 789 Ср. Лк. 16, 24. 790 Ср. 1 Кор. 15, 54–56. 791 Ср. Лк. 6, 35; Гал. 3, 28. 792 Ср. Мф. 25, 7–10. 793 Ис. 56, 5 (Пешитта). Синод.: тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям. 794 Ср. Притч. 6, 27. 795 Ср. Мф. 25, 1–12. 796 (В) возлюбленные мои. 797 Ср. Фил. 2, 6–8. 798 Ср. Мф. 8, 20. 799 Ср. Дан. 7, 13; Мф. 26, 64. 800 Ср. Ин. 12, 14–15. 801 Ср. Флп. 2, 7. 802 Ср. Ин. 4, 6. 803 Ср. Ин. 19, 28. 804 Ср. Мф. 4, 2; Лк. 4, 2. 805 Ср. Пс. 120, 4. 806 Ср. Мф. 8, 24; Мк. 4, 38; Лк. 8, 23. 807 Ср. Мф. 9, 12; Мк. 2, 17; Лк. 5, 31. 808 Ср. Пс. 22, 17. 809 Ср. Пс. 49, 4. 810 Ср. Пс. 69, 22; Мф. 27, 34. 811 Ср. Ис. 59, 8–9. 812 Ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14. 813 Ин. 14, 3. 814 Ср. Евр. 2, 9. 815 Ср. Еф. 1, 14. 816 Ср. Лк. 1, 26. 817 Ср. Прем. 18, 15. 818 Ин. 1, 14. 819 Еф. 2, 6. Пешитта: и воскресил нас с Ним, и посадил с Ним на небесах. Синод.: и воскресил с Ним, и посадил на небесах. 820 Мф. 28, 20. 821 Ср. Мк. 16, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 822 Ср. Плач. 4, 20; Лк. 1, 36. 823 Ис. 53, 12. Фраза в Пешитте может быть переведена и так, как в Синод.: Я дам Ему часть между великими. 824 Ин. 14, 20. 825 Ин. 10, 30. 826 Чис. 11, 17. 827 Ср. 1 Кор. 12, 11–28; Рим. 12, 3–6. 828 Ср. Ин. 3, 34. 829 Ср. Иоил. 3, 1–2; Деян. 2, 17–18. 830 Ср. Мк. 10, 19; Еф. 1, 20; Евр. 10, 12. 831 Ин. 3, 34–35. Пешитта=Синод.: ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. 832 Мф. 11, 27. 833 Ин. 5, 22. Пешитта=Синод.: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. 834 1 Кор. 15, 27–28. Пешитта=Синод.: все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

    «Тайна Христова» открывается человеческому духу только Духом Святым. Это — непреложное евангельское правило познания Христа (ср.: 1Кор.2:10-12). Оно действует и для всех Апостолов, и для всех пророков, и для всех людей во все времена. А так как Христова тайна прежде других «открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф.3:5), то Духом Святым через них открывается она и прочим людям. Для чего? — Для того «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело — σσσωμα, и сопричастниками — συμμτοχα — обетования Божия во Христе Иисусе» (Еф.3:6). Жительствуя Христовым Евангелием, люди становятся Божиими сынами, а тем самым — и наследниками всех Божественных, Христовых богатств (см. Гал.4:7; Рим.8:17). Жительствуя Христовым Евангелием, люди делаются Христовыми сопричастниками «(«сотелесниками»)»: они совоплощаются Христову телу, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками, органами ее Богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе «со всеми святыми» (Еф.3:18, 2:19), питаясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело, а сопричастников несметное множество: одна Церковь, но мириады верующих. Поэтому Церковь — это не обычное людское сообщество, в котором члены известным образом взаимосвязаны, а Богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены суть друг другу сопричастники, связанные всей жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. — Жительствуя в Церкви Христовым Евангелием, люди делаются общниками Божиих обетований, которые всецело исполнены во Христе, «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» (2Кор.1:20). Поэтому, по слову святого Афанасия Великого, «мы спасаемся как сотелесники Бога Слова».    Апостол Павел стал служителем такого Божественного Евангелия «по дару благодати Божией» (Еф.3:7), а не по своим человеческим заслугам. Для такого Божественного служения человеку нужны Божественные силы, которые по труду непрестанно подаёт ему и прилагает Сам Господь Евангелия. Служитель Божия Евангелия может успешно совершать свое «служение благодати Божией» (Еф.3:2) лишь при постоянной помощи и содействии Божией благодати. Величайший труженик и ревнитель Христова Евангелия всё свое служение Евангелию приписывает Божией благодати, утверждая, что оно дано ему «действием силы Его» (Еф.3:7). Сей равноангельный Божий служитель смиренно свидетельствует: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех, их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   (В современном христианском мире слишком, через меру, все сосредоточено на Лице Господа Иисуса Христа. Это особенно ярко сказывается у сектантов, и вообще у протестантов, где только и слышно о спасении Христом Искупителем; даже у католиков Личность Господа Иисуса Христа, особенно страдающего, чрезмерно выпукло выступает. Праздник воплощения, затем распятие у них более чтутся, чем Воскресение Господа Иисуса Христа; не говоря уже о Вознесении, Троице; всюду статуи, да еще человекообразные, Распятого; четырнадцать икон «пути Креста» в каждой церкви; все это говорит больше о Нем Самом, и в частности о Его Жертве, Кресте. Но у них в иерархическом сознании, а не в массе (верующих) еще ярче выступает идея Церкви, а отсюда — папизма. В так называемом «христианском студенческом движении» тоже весьма сильна «христологическая проблема»: проповедь о вере во Христа как Сына Божия, как Искупителя, как Спасителя; «евангельские» кружки, лекции, беседы, конференции «о вере», о Живом Христе — все это оттенок, если не говорить — «отблеск», протестантизма, откуда (из Америки) вышло «христианское студенческое движение». И это понятно: маловерующему западному миру приходится снова проповедовать еще о Христе — Камне веры. В дальнейшем христианское движение начало становиться на «экклезиологический» путь — на идею Церкви, «оцерковления жизни», на подчинение себя авторитету церковному, на более строгое выявление (или хоть равнение) традиционного православного церковного сознания.))    Но это еще не конец: далее начинается уже «жизнь», «духовная жизнь»; и здесь человек встречается уже с «благодатью», со Святым Духом, послать Которого и было целью всего дела Христова. Ближайшая же задача Духа состоит в том, чтобы из ветхого человека «создать» новое «творение» (см.: Еф. 2:10), «нового человека» (Еф. 2:15) по образу Христову (см.: Еф. 4:13), «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца» (Еф. 3:16—17) в том же Духе; короче, не только уподобиться нравственно Христу, Сыну Божию, но и действительно сочетаться с Ним воедино, как члены тела с главою. Но и это единение лишь путь к последней цели, о коей говорит апостол Павел так: «Чрез Него (Господа Иисуса Христа) мы имеем доступ к Отцу, в (при посредстве и действии) одном Духе» (Еф. 2:18). Для этого именно «Бог, богатый милостию, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,:( благодатию вы спасены) воскресил с Ним, и посадил на Небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобилъное богатство благодати Своей в благости к нам — и все это опять — во Христе Иисусе» (Еф. 2:4—7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4094...

Вообще же говоря, если уже кому-либо из двух лиц супружеского союза должно принадлежать, по существу дела, первенство и главенство; то по отношению к нему как-то не пристала бы заповедь о повиновении и страхе, что бы ни понималось под этим страшливым и опасливым чувством. Между тем по отношению к лицу не главенствующему, а лишь содействующему и помогающему, т. е. к жене, это выходит весьма натуральным, а потому и Апостол относится к ней с своим назиданием, как к лицу повинующемуся. 2) Обязанности детей и родителей. Дети ( Еф. 6:1–3 ) должны повиноваться родителям «в Господе», т. е. согласно с волей Господней; тем более, что от сего повиновения зависит благо детей и благословение божие на всю их жизнь, как говорится в заповеди десятословия. Родители, ( Еф. 6:4 ) «не раздражайте детей своих», т. е. без излишней суровости, должны «воспитывать из в учении и наставлении Господнем». 3) Обязанности рабов и господ. Рабы ( Еф. 6:5–8 ), должны повиноваться господам своим «в простоте сердца, … не с видимою только услужливостью, … но как рабы Христовы, … от души, … зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный». Мысль Апостола та, что самое униженное звание и положение на земле, каково рабское, может быть путем ко Христу. Политического или социального вопроса о законности или незаконности рабства Апостол здесь не касается. Господа ( Еф. 6:9 ) должны обходиться со слугами справедливо и снисходительно, «зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия», т. е. на суде у которого внешние и земные преимущества ничего не значат. 4) Заключение нравственной части: всеоружие христианское. В этом отделении Св. Ап. Павел: ( Еф. 6:10 ). Во-первых, указует христовым воинам, где источник их силы. Сей источник есть Христос Господь, дарующий верующим власть на змею и скорпию и на всю силу вражью. Посему Апостол говорит: «братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». ( Еф. 6:11–12 ). Во-вторых, говорит о характере врагов нашего спасения и их силе: «наша брань не против крови и плоти», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Рим.16:20 . «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь». Объясн. Апостол видит истинных последователей Христа уже борющимися со лжеучителями, производящими разделения и соблазны: ст.17–18, и пророчествует, что Бог мира скоро сокрушит учителя всякой лжи – сатану, под ноги их. Этим пророчеством апостол воодушевляет их мужество противостоять врагам истины, о которых подробнее говорится в других местах Писания: 2Пет.2:1–2 ; Деян.20:30 ; Тит.1:11 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:5 . 2Кор.10:4 . «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы». Объясн. Как прежде христиан апостол сравнивал с храмами Божиими: 1Кор.3:16–17 , так ныне лжеучителей и нечестивых сравнивает с твердынями дьявола: Еф.6:11–12 : 1Пет.5:8–9 , на разорение которых он имеет духовное оружие: Еф.6:14–17 . Гал.1:4 . «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». Объясн. Под «лукавым веком» может разуметься такое препровождение настоящей жизни, в котором открываются случаи к лукавству: Еф.5:10–13 , а также и «дни лукавства»: Еф.5:15–16 . Лукавство происходит от лукавых делателей: 2Кор.11:13–15 , от которых Сам Господь предостерегает: Мф.24:4–5 ; к таковым же лукавым делателям относятся и все лжеучители, вводящие пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:3–4 . Еф.3:18–19 . «Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Объясн. Вот плод вселения Христа Господа в сердца, – совершенство разумения! – Где Христос, там и ум Христов, как и апостол говорит о себе: мы имеем ум Христов; 1Кор.2:16 . Но могут ли иметь ум Христов те, которые здравого учения евангельского не принимают: 2Тим.4:3 , не почитают за святыню Кровь завета: Евр.10:29 и, желая быть законоучителями, не разумеют того, о чём говорят: Тит.1:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рим.8:32–34 . «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает! Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Объяснение. Иис. Христос ходатайствует за нас пред Богом Отцом, как искупивший всех Своими страданиями. Но Он имеет много собратий по человечеству: Евр.2:10–11 , возрастающих в меру полного возраста Христова: Еф.4:13 , каждому из святых дана благодать по мере дара Христова: Еф.4:7 . Из этих святых составляется тело церковное, глава коего есть Христос: Еф.1:10:4:16 ; Кол.1:18 . Таким образом, уважающий главу Церкви Христа уважает и членов Тела Его, почитая главу, целует руки, припадает к стопам и просит у каждого члена тела церковного ходатайства пред Богом. Святые внимают этой просьбе и, как друзья Божии: Ин.15:14 , – ходатайствуют пред Богом: 2Пет.1:14–15 . 2Кор.1:10–11 . «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». Объяснение. Здесь говорится о ходатайстве многих. Христос называется единым ходатаем потому, что Его ходатайство по силе и значению не имеет себе подобных. Однако молитвы верующих – одних за других – приемлются Христом, как приятная жертва, выражающая их единение и любовь: 1Пет.3:16 ; 2Пет.1:14–15 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 . 1Тим.2:5–6 . «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Объяснение. Единым Ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но апостол в той же главе, в ст.1, повелевает за всех творить прошения: 2Кор.1:11 , а что это значит, как не ходатайствовать? и в каком ином смысле называем мы святых ходатаями, как не в том, что они за нас молятся? 2Мак.15:12–14 ; Откр.8:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4). Но если вкушение идоложертвенного является публичным актом, к-рый маловерные или неверующие (не понимающие сути 1-й заповеди) рассматривают как отступление от веры, христианин должен отказаться от этого, чтобы никого не ввести в соблазн (1 Кор 8. 7-13). В Послании к Ефесянам он связывает мысль о единстве истинного Бога с идеей о единстве веры и однократности Крещения (поскольку это таинство есть вхождение в Церковь) (Еф 4. 6), а в 1-м Послании к Тимофею - с учением о том, что только один «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). Основные предметы 2, 7 и 8-й заповедей (запреты красть, прелюбодействовать и поклоняться идолам) становятся темами нравственных назиданий ап. Павла: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим 2. 22; ср.: Гал 5. 20; Еф 5. 5). Заповедью о почитании отца и матери ап. Павел обосновывает призыв к детям слушать родителей («ибо сего требует справедливость») и к родителям - воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6. 1-4; Кол 3. 20). Имея в виду запрет прелюбодейства, апостол рассуждает о смысле и ценности брака, а также указывает на уникальность брачного союза, на недопустимость для разведенных повторного вступления в брак (1 Кор 7. 1-11). Он призывает христиан избегать общения с теми, кто лишь внешне являются христианами, но на деле нарушают 1, 7 или 8-ю заповедь (с «идолослужителями», «блудниками», «лихоимцами» или «хищниками» - 1 Кор 5. 9-11); подобные им «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). Нарушителя 9-й заповеди - «любостяжателя» - ап. Павел рассматривает как «идолослужителя», к-рый вместе с «блудниками» «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5. 5). Необходимость исполнения 7-й и 10-й заповедей подчеркивается в призыве апостола в Евр 13. 4-5 к воздержанию от блуда, прелюбодейства и сребролюбия. Предлагаемое им правило действенного покаяния: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф 4.

http://pravenc.ru/text/171772.html

Здесь ясное доказательство того, что святые угодники и по отшествии своём могут за нас ходатайствовать пред Богом и приводить нам на память наши христианские обязанности: 2Мак.15:14 ; Откр.8:3–4:5, 8 . 1Ин.2:1–2 . «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Объяснение. Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и, однако, в несобственном смысле у нас имеется много иных Богом поставленных наставников в лице пастырей Церкви: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 , так и ходатай в собственном смысле один Иисус Христос, а не в собственном, по праву благодати Божией, являются ходатаями и святые люди: 2Кор.1:11 ; 2Пет.1:14–15 ; Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; 2Мак.15:14 . Рим.8:26–27 . «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Объяснение. Ходатайство о нас Духа Святого не исключает ходатайства святых угодников Божиих, так же как не исключает их заступничества и ходатайства Сам Иисус Христос: Еф.2:18 ; Мф.10:41 ; апостол говорит о «ходатайстве многих»: 1Кор.2:11 . Поскольку Православная Церковь имеет потребность в ходатайстве Духа Святого, то каждая служба и моления церковные в ней начинаются молитвой Духу Святому – «Царю Небесный». Но кроме Духа Святого своими молитвами ходатайствуют за нас грешных и угодники Божии: Еф.1:16 ; Кол.1:9 ; Откр.8:4 . Отсюда ясно открывается, что святые как при жизни непрестанно молились (ходатайствовали) за христиан, так и по отшествии продолжают ходатайствовать: 2Мак.15:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Святые Апостолы так и учили, что Сам Господь основал Церковь Свою, что Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ); поэтому Иисуса Христа они называли краеугольным камнем Церкви ( Еф.2:19–20 ) – себя же самих только служителями и строителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ), которые во всем соблюдали повеления Господни, а, следовательно, и в устроении Церкви Божией. «Для того я и оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем годам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.6–22 ), писал тот же Апостол епископу Тимофею. Очевидно, что священные руководители общества избирались и поставлялись не обществом верующих, а самоличной властью Апостолов, как строителей таин Божиих, каковую власть они получили от Бога и Христа Его и передавали ее своими преемникам – епископам. Так строилась Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Церковь, которая и доныне со всеми апостольскими установлениями и заветами пребывает в Греко-восточной и Русской Православной Церкви. Свои отношения к Церкви, или Свой союз с Церковью, Божественный Основатель ее Господь наш Иисус Христос изображал то под видом отношения Пастыря к стаду ( Ин.10:14 ), то под видом связи виноградной Лозы с ветвями ( Ин.15:1–5 ), то под видом Жениха и Невесты ( Лк.5:33–35 ; Мф.25:1–13 ). Апостолы же, имея в виду единение верующих с Христом в таинстве св. Причащения, изображали отношение Господа Христа к верующим так, как в живом организме, или теле, глава относится к остальным членам тела. Такими образом, Церковь есть тело Господа, а Он есть Глава Ее. Так ап. Павел и учит, что Бог поставил Господа Иисуса Христа выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф.1:22–23 ). Глава есть Христос, из Которого все, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно-скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя и любви ( Еф.4:15–16 ). Христос – глава Церкви и Он есть Спаситель тела ( Еф.5:23 ). Как невидимая, истинная глава Церкви, Господь Иисус Христос держит кормило правления Церкви и, оживляя ее спасительною благодатью Св. Духа, соединяет всех членов Церкви союзом любви, веры и надежды. Это оживление тела Церкви, и происходит в таинстве Св. Причащения. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ): говорит Господь. «Один хлеб, и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит ап. Павел ( 1Кор.10:16–17 ). Итак, в Св. Причащении все мы становимся одно со Христом, одним телом с Ним, а Он – нашей Главой. И уже «не я живу, говорит Апостол, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010