16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа Св. Дух: а) творит и дает жизнь: «Земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). – «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). б) открывает тайны Божии: «Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:10–12 ). «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4, 5 ). в) открывает дела Христа: «Когда... приидет Утешитель... Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ). г) открывает будущее: Дух Святой был на Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). – «Дух истины... будущее возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). " Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 ). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). д) вдохновляет пророков: «мы имеем вернейшее пророческое слово... изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19, 21 ). е) назначает на дело священнослужения: «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей... и возьми их к скинии... Я сойду... и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16, 17 ). – Господь сказал апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17. О кресте Христовом «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Так возглашает св. церковь в неделю крестопоклонную, призывая верных чад своих воздать должное поклонение честному кресту Христову и чрез сие прославлению преславного Его воскресения. Почему крест Христов достопоклоняем и достопочитаем? Потому во 1) что на нем был распят Христос, Царь и Господь ( Ин. 19:17, 19, 25, 31 ; Мф. 27:40 и др.), искупивший нас через Свои крестные страдания от греха, проклятия и смерти, тяготевших над родом человеческим. Пригвоздивший ко кресту дерзновенный адамов грех, Он разодрал (уничтожил) и согрешений наших рукописание ( Кол. 2:14 ), примирил Бога с человеком Христом ( Еф. 3:16 ; Кол. 1:20 ; Ин. 14:27 ), в чем и проявилась безмерная любовь Божие к падшему человечеству. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). 2) Здесь на кресте совершилась победа над диаволом, врагом спасения рода человеческого. Чрез крест Христов разрушены его козни и сокрушены врата адова, и связанные греховным пленом получили свободу и право называться сынами Божиими и членами церкви Христовой ( Мф. 12:20 ; Лк. 11:21, 22 ; Ин. 1:12 ; Кол. 2:15 ; 2Кор. 6:16 ). 3) Крест Христов есть победное знамение церкви Христовой, ибо силою креста Христова побеждаются враги видимые и невидимые. Крест Христов есть божественное оружие к отгнанию всякого врага и супостата ( 1Кор. 1:18 ; Лк. 1:71–74 ; Мф. 22:44 ). 4) Крест Христов есть начало и конец нашего спасения ( Ин. 3:16, 17, 36 ). Без креста мы не христиане, мы не члены церкви Христовой, мы же сыны Божии. Для креста мы рождаемся, с крестом живем и с крестом умираем ( Мф. 10:38, 16:24, 28:19 ; Лк. 14:27 ; Мк. 10:21, 16:16 ). Крест Христов есть наша броня, или одеяние, в которое мы должны облекаться ( Мф. 20:22, 23 ; Мк. 10:38, 39 ; Лк. 12:50 ) вовремя нашего земного подвигоположничества, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверного или неверующего ( Апок. 7:3 ; Иез. 9:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7. О принципах или началах в делах житейских или гражданских Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф.6:12 ). Эти слова апостола Павла напоминают нам, что было время, или даже был длинный ряд времен, когда человек, не разумея вполне самого существа Божией истины, а воспринимая ее более или менее в гаданиях и образах чувственных предметов, не вполне понимал и то, что для него было поистине опасно и враждебно. Тогдашний, именно ветхозаветный, человек в чувственных своих врагах и в чувственных видах зла большею частью видел то, против чего ему надлежало вести брань для своего истинного блага и счастия. Так было во времена ветхозаветные. Но у нового Божия Израиля – христиан, знающих и имеющих во Христе самое существо истины и благодати Божией, существенное дело всякого противоборства уже не против чувственных личностей, но против самых действующих начал зла и лжи, против этих живых миродержителей тьмы, духов злобы. Несть наша брань к плоти и крови, но к началом... и проч. Такая истина слышится иногда в наше время по отношению не только к делам духовным, но и к простым житейским, как будто в прямое оправдание того, что именно благочестию принадлежит обетование настоящей и будущей жизни ( 1Тим.4:8 ). Случается, что, хотя на словах, рассуждают о судебном разборе дел самых житейских таким образом: «Пора бросить бедную мысль, что можно сделать серьезные улучшения, выгоняя Ивана и сажая Петра! Пора оставить в покое людей и заняться принципами» (началами)! Уследить, в чем именно кроется разрушительная сила зла, и поставить живое и действенное начало истины и добра – это всего нужнее для благоустроения дел малых и великих, нравственно-духовных и житейских. Но это требует от нас дружного содействия друг другу в деле истины и добра; потому что темные начала лжи и зла всевозможно усиливаются путать нас и вместе укрываться от нас. В раскрытии лживости одних и спасительной верности других начал едва-ли не более, нежели в чем-либо другом, требуется исполнение апостольского внушения: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов ( Гал.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Беседа на Песнь Песней 1. Все движения души «Бог Строитель» ( Евр.11:10 ) создал ко благу. Но в нашей жизни часто случается, что вещи, по природе благие, при злоупотреблении ими ведут нас ко греху. Одно из движений души – любовь: мы правильно распоряжаемся ею, если любим мудрость и истину; когда же наша любовь опускается до худшего, мы любим плоть и кровь. Ты же, «как... духовный» ( 1Кор. 3:1 ), духовно вслушивайся в любовные слова Песни и учись движения твоей души и горение природной любви преображать к лучшему, как написано: «Люби ее, и она... охранит тебя, окружи ее, и она возвысит тебя» ( Притч. 4:6, 8 ). «Мужья, любите своих жен» ( Кол 3:19 ), – сказал Апостол, но не остановился на сказанном: «Мужья, любите своих жен». Он знал, что любовь мужей даже к собственным женам бывает постыдной, знал, что она бывает и угодна Богу, и, уча, как должны мужья любить своих жен, добавил: «Мужья, любите своих жен, как... Христос ... Церковь » ( Еф.5:25 ). Это мы сказали в виде вступления к тому, что будет изложено далее. 2. «Пока Царь в покое Своем» ( Песн 1:11 ) – «преклонился, заснул как лев " и как львенок ( Чис. 24:9 ) – друзья Жениха обещали Невесте, пока Он не встал, «сделать ей подобия золота... и серебра» ( Песн 1:10 ), ибо у них нет золота, как у Жениха. Здесь в иных словах возвещаются страдания Жениха, поэтому не неразумно отвечает Невеста: она разумеет тайну Страстей, и, услышав: «Подобия золота сделаем тебе с серебряными знаками, пока Царь в покое Своем», отвечает: «Нард мой издавал благовоние свое. Мирровый пучок – брат мой у меня посреди грудей моих пребудет» ( Песн 1:11–12 ). Как же мы согласуем предшествующее: «Пока Царь в покое Своем» с последующим: «Нард мой издавал благовоние свое»? Рассказывает Евангелие, как «пришла женщина с алавастром благовония, нарда неподдельного, драгоценного» ( Мк. 14:3 ), не та, что грешница, нет, сейчас моя речь о святой; ибо Лука ( Лк. 7:37 ) рассказывает о грешнице, а Матфей, Марк и Иоанн ( Мф 26:7 ; Мк 14:3 ; Ин 12:3 ) – не о грешнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/besedy_...

В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книги сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением. Предисловие Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей название " Невидимая брань " . Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самих предметов, о коих они поучают (Книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход - потому что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит - потому что содержит устав священнодействий для колена Левитского; книги Царств - потому что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия - потому что благовествуют радость велию, яко родися Спас миру Христос Господь (Лк. 2, 10, 11) и указывают всем верный путь ко спасению и наследию вечно-блаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа " Бранью невидимой " ? Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах, явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст пред Богом обет - воевать за Него, во славу Божественного имени Его даже до смерти (почему написанное в книге Чисел (21, 14): сего ради глаголется в книзе: Брань Господня - иносказательно написано о сей невидимой брани), и о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властям, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/998/...

ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЙ СИНТЕЗ I. ИПОСТАСНЫЕ СВОЙСТВА БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ 1. Введение Творческая разработка вероучения отцами Церкви первых веков и эпохи тринитарных соборов остается постоянным достоянием последующего церковного предания. Мы видим, как глубоко и ясно каппадокийцы сумели выразить богословие Ипостасей, то есть то, что есть неповторимого, личностного и непередаваемого у Каждого из Трех, сочетая понятие неповторимой уникальности Каждого Лица и Их полной и совершенной прозрачности друг другу. Оставим отныне путь хронологического, неизбежно неполного, описания развития учения отцов, чтобы попытаться описать результат достигнутого вероучительного синтеза неизменной веры Церкви в Пресвятую Троицу. 2. Отец а. Его трансцендентность Священномученик Ириней, называя Отца «Невидимым Сына», ясно указывал на трансцендентность Первого Лица Пресвятой Троицы. Надо все же отметить, что апостол Иоанн Богослов говорил о вселении в нас Отца, так же как и Сына: «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Выражение священномученика Иринея чревато определенным риском возведения границы между трансцендентностью и имманентностью, между Отцом и другими Лицами, тогда как истинная трансцендентность Пресвятой Троицы относится только к Отцу в Его отношении к твари. Внутри Троицы есть совершенное тождество ведения и любви, царяшее между Божественными Лицами. «Отец знает Сына и Сын знает Отца». В Боге познание и рождение совпадают. Сын есть совершенный образ Отца ( Евр.1:3 ; Кол.1:15 ). Дух, в свою очередь, есть взаимное знание, почивание Отца в Сыне и возвращение Сына к Отцу, вечный мир и радость Отцовства и Сыновства. Отцовство Отца уникально, неизреченно, совершенно, оно есть не только тайна отношения Отца к Сыну, но и архетип всякого человеческого отцовства, источник всякой совершенной благодати, исходящей свыше от Отца Светов ( Иак.1:17 ). «Преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:14 ), – говорит апостол Павел. Это есть обратная перспектива по отношению к Ветхому Завету, в котором Бог называется Отцом лишь по образу человеческого отцовства: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч.3:12 ), и «поведу их... дорогою ровною, на которой не споткнутся, ибо Я – Отец Израилю» ( Иер.31:9 ) 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

«Господь наш Иисус Христос сам, как Глава, держа кормило правления Церкви, управляет ею посредством св. Отцев.» Патриарш. грам. член 10, стр. 21 Православная Церковь постоянно управлялась собственными законами. Сколь ни много произошло перемен во внешнем и внутреннем ее состоянии; сколь ни много дивных судеб совершилось над нею, со времени ее основания, – верная свое главе – Иисусу Христу, она всегда и везде водилась Его Духом, всегда и везде неуклонно следовала Его воле, самым ясным образом выраженной в святых ее уставах, за необходимость и законное употребление которых ручаются восемнадцать веков. К сожалению не все одинаково разделяют с нами это убеждение: социниане 1 , протестанты и большая часть новейших энтузиастов, отвергнув таинство священства 2 , думают, что Церковь не имела и не должна иметь своего законодательства 3 . Паписты, напротив того, в подтверждение своего догмата о главенстве папы, дают церковным законам характер более гражданский 4 . При таком разногласии, истина покрывается как бы какою завесою и в уме мыслящего христианина невольно рождается вопрос: в самом ли деле Церковь имела и должна иметь собственное законодательство? Что св. Церковь постоянно руководствовалась и должна руководствоваться собственными законами, – в том удостоверяют нас: св. Писание, постоянная практика православной Церкви и наконец те условия, в каких находилась и находится Церковь в отношении к обществу гражданскому, – особенно к состоянию его законодательства. Священное Писание свидетельствует, что первый Правитель Церкви Божией на земле есть сам Спаситель наш Иисус Христос ( Мф. 28:18,20 ; Евр. 2:10 ; Еф. 1:20–22; 5:23 ). Называя Себя Пастырем добрым ( Ин. 10:11–14 ; 1Пет. 2:25 ) и Царем своего благодатного, царства ( Ин. 18:36–37 ), Он даровал разные законы и заповеди верующим во имя Его ( Мф. 6:1,3,5; 6:16,18,19 ; Ин. 15:12 ) и обязывал их притом к безусловному повиновению Церкви ( Мф. 18:17 ). Возносясь на небо, Он власть свою, дарованную Ему небесным Отцем ( Мф. 28:18 ), передал Апостолам со всем ее величием и силою, так что все, что разрешат они на земле, разрешено будет на небеси ( Лк. 18.17 ; Ин. 20:22–23 ). И Апостолы, действительно, пользовались этою властию: они от имени Христа давали законы, по внушению Св. Духа, Церквам ( Деян. 15:28–29 ; 1Сол. 4 ; 1Тим. 3 ), и нарушителей этих законов наказывали положительно ( 1Кор. 15:3–6 ; 2Кор. 10:6 ; Тим.). Так св. Ап. Павел, услышав, что некоторые из Коринфян ищут суда вне Церкви Христовой, обличает их: смеет ли кто от вас, вещь имея ко иному, судитися от неправедных, а не от святых? Не веете ли, яко святии мирови имут судити? И аще вами суд приимет мир, недостойни есте судищем худым ( 1Кор. 6:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Будем помнить свое призвание к " жизни будущаго века " через крещение» Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева 17.01.2022 662 Время на чтение 5 минут Фото: из личного архива автора Сегодня было прочитано Евангелие от Марка, 1 глава, с 1-го по 8-й стих, где говорится об Иоанне Крестителе и его предваряющей миссии, «приготовляющей путь Господу» (Мф. 3:3). Иисус и Иоанн Креститель, как мы знаем из Писания, были роставенниками, и даже обстоятельства рождения их очень схожи. Однако они не знали друг друга лично. Иисус Христос жил в Назарете Галилейском, а Иоанн обитал в пустыне Иудейской. Встретиться им до обозначенного Богом времени не пришлось. Такова была воля Всевышнего. Очевидно, необходимо было исключить всякий повод к обвинению в том, что они заранее договорились поддержать друг друга. Очевидно и то, что Иоанн был наслышан о событиях, ознаменовавших рождение Иисуса. Он знал, что в отрочестве Иисус ходил в Иерусалим, знал и о Его удивительной беседе с раввинами, был наслышан о Его безгрешной жизни и верил, что Иисус и есть обещанный Мессия. Но никаких подтверждений свой вере не имел, поскольку Иисус до сих пор никак не проявлял Своего призвания. Но Иоанн свято верил, что в определённое Богом время будет дано знамение Его божественной сущности, когда Спаситель выйдет на служение. Зададимся вопросом, зачем и для кого проповедовал Иоанн в пустыне? Бог создал человека по Своему образу и подобию, где изначально человек был безгрешным. Грехопадение повлекло за собой бесчисленные страдания для всего человечества и соделало потомков Адама грешниками перед лицом Творца: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12) и стали достойными Его праведного воздаяния: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). В грехопадении, таким образом, исказилась сама природа человеческая, когда мы стали потакать низменным её потребностям и, следуя греховным желаниям и помыслам, навлекли на себя осуждение Божие (Еф. 2:3). Отныне человек стал устремлять все свои пожелания исключительно ко греху: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/bu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно Епископ Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора 02.08.2006 473 Сегодня, 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии епископ Архангельский и Холмогорский Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора Дорогие братья и сестры! Вот уже долгое время мы с упованием ожидаем начала важнейшего события - возведения Михаило-Архангельского кафедрального собора в городе Архангельске. До сей поры столица древнего Поморского края не имеет главного храма. 20 ноября 2005 года в Архангельске прошел общегородской крестный ход к месту строительства Михаило-Архангельского собора. Его участники согласно молились Господу и выражали слова поддержки этого важного духовного начинания. Последовавшее за этим событием время было непростым. Все мы были свидетелями как в средствах массовой информации умножились высказывания, искажающие главный смысл строительства кафедрального собора. Мы по-христиански воздерживались от ответных слов, памятуя о том, что Господь не лишит своих благ хранящих незлобие (Пс. 83, 12). Как епископ могу сказать, что возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно. Господь попустил Архангельской области пройти чрез многие испытания дабы мы усугубили наши молитвы, стяжали терпение и возрастали в вере и любви друг ко другу. Сегодня для всех нас настало время важного определения. Если нам дорого наше будущее и благополучие региона, если мы не хотим своим бездействием потворствовать духовному разобщению и умножению пустых дискуссий, мы должны начать объединяться, собирать воедино все силы нашего региона. Возрождение святыни будет живым символом духовного возрождения, свидетельством о начале нового этапа в истории Архангельской области. Строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора станет возможным только при посильном участии каждого из нас, независимо от положения или благосостояния, " в единстве духа, в союзе мира " (Еф. 4, 3).

http://ruskline.ru/analitika/2006/08/02/...

игумен Арсений (Алексеев) Предисловие к читателю Сам домовладыка, Господь наш Иисус Христос , при основании церкви Своей, предсказал о ней, что она должна вести постоянную духовную войну против врат адовых ( Мф.16:18 ), и с того времени, мы видим, церковь Христова вступила в эту духовную брань с своим врагом. Первым воителем и победителем врагов церкви был сам домовладыка и основатель ея, Господь наш Иисус Христос : Он первый пришел на брань против князя мира сего, диавола, и Своим страданием за нас и смертью победил князя тьмы, избавив нас этим от его рабства. Сей войне Он и нас всех также научает, говоря: « побеждающему дам сести со Мною на перстоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем на перстоле Его: имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам» ( Апок.3:21, 22 ). Первыми последователями и подражателями Христу в духовной войне явились святые Апостолы, о чем в Священном Писании мы читаем следующее свидетельство: «яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным», и нас сему же они научают, говоря: «сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати» ( Еф.6:12, 13 ). Апостолов, в деле духовной войны, заменили потом преемники их, пастыри и учители церковные, которые также всегда воинствовали и продолжают воинствовать против врат адовых, против диавола и всех полчищ его, гонителей церкви, 1) Война церкви с отступническими полчищами, как вратами ада так как, при начале появления церкви Христовой на земле, диавол воздвигал на нее гонение чрез неверных иудеев и чрез язычников, всюду гнал и разрушал церковь ; когда-же Евангельскою проповедью пало язычество, многие цари языческие уверовали во Христа, и когда прекратилось гонение на церковь со стороны язычников, тогда диавол, для войны с церковью, избрал себе другие полчища воинов, образовал различные ереси и расколы, и из этих отступников он составлял свои полчища и вооружал их против восточной Христовой церкви. А в настоящее время он еще более и более умножает свои еретические и раскольнические полчища отступников, которые всюду усердно подвизаются на своей войне против церкви, которую они окружили вокруг своими бесовскими полчищами и стараются исполнить волю владеющего ими, и силятся повсеместно разрушить и опустошить Церковь Христову, и вот противу этих-то бесовских полчищ, как противу врат адовых, и должна Христова церковь непрестанно вести духовную войну. Противу первоначальных бывших еретических полчищ, ополчались пастыри церкви, собирали вселенские и поместные соборы; и после продолжительных увещаний непокорных еретиков они отсекали от единения церковного и извергали их от церкви, и соборне предавали их анафеме и проклятию, 2) О бывшей войне небесной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010