(Рим. 7:15, 19, 22-23).    Каждый, кто прислушивается к голосу своей совести, на собственном опыте неоднократно убеждался в истинности этих апостольских слов, свидетельствующих о том, что живущий в нас грех расслабляет нашу волю, стремится подчинить ее своей власти, ввергнуть нас в духовную смерть. «Нет человека, который не грешил бы»   «Нет человека, который не грешил бы»    , – говорит священный автор 3-й книги Царств (3 Цар. 8:46). Эту истину подтверждает и богодухновенный новозаветный писатель святой апостол Иоанн Богослов:    : «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас»    «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас»    (1 Ин. 1:8).    Греховное состояние человека (до воздействия на него благодати Божией) апостол называет состоянием    : «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях»    «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях»    (Еф. 4:22). Характеризуя это состояние в нравственном смысле, тот же апостол говорит даже, что пребывающие в нем мертвы «по преступлениям и грехам»   «по преступлениям и грехам»    (Еф. 2:1, 5), то есть их жизнь, в сущности, есть духовная смерть, разрыв общения с Богом.     Святитель Ириней Лионский имеет в виду преимущественно именно духовную смерть или разобщение с Богом, когда говорит, что «Адам сделался началом умирающих» и лишь Христос «сделался началом живущих».    Сознательно отвергающие необходимость для их спасения, благодатного возрождения и оживотворения чрез таинство крещения, совершаемое в Церкви Христовой, лишают себя возможности стать в этой земной жизни участниками Царства Божия. «Если кто не родится от воды и Духа   «Если кто не родится от воды и Духа    , – говорит Господь, – не может войти в Царствие Божие»   не может войти в Царствие Божие»    (Ин. 3:5). Таковые обрекают себя на духовную смерть, делая себя неспособными к общению со Христом, источником вечной жизни. Они как бы добровольно враждуют против Бога (см. Рим. 5:10), делают себя

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Избирая такую тему для нынешней речи, я уверен, что не отступаю от нашего предмета и не нарушаю миссионерского характера нашего собрания. Ибо Церковь и миссия находится между собою в самой тесной связи. Между тем как Церковь призвана служить миру, миссия имеет своей задачей приготовить место Церкви среди этого мира. Церковь и мир – они суть друг против друга и в то же время друг за друга. Когда в день Пятидесятницы апостол Петр окончил свою проповедь, он трогательными словами убеждал собравшихся, чтобы они для своего спасения переходили из мира в Церковь . Церковь есть корабль, на который мы садимся из мира; она есть ковчег Ноя, который во время греховного потопа переносит нас на берег спасения. Церковь и мир – друг против друга, мы это знаем хорошо. И, однако, они должны быть в свою очередь и друг за друга. Не в углу и не в каких-нибудь закоулках и апостол Павел проповедовал Евангелие, но публично, пред всем народом, на открытых местах и площадях. Отсюда ясно видна взаимная близость мира и Церкви. Этому учит нас и прежняя миссия, и миссия наших дней. Хотя она зародилась в тиши и росла в тесноте, но она с самого начала носила в своем сердце весь мир и обнимала своею любовью все народы. И история миссии громко и убедительно проповедует нам, что оба они заодно между собою – и Церковь, и мир, и что Церковь имеет призвание для мира. Вот почему в настоящий день миссионерского праздника мы хотим напомнить себе об этом, положив в основание своей речи слова великого апостола языков. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ). Это слово ясно говорит нам о всемирном призвании Церкви. Но нынешний день побуждает нас обратить особенное внимание на то, как это призвание осуществляется в миссии. Два положения высказывает Апостол в этих двух стихах: 1) что мир призван служить Церкви и 2) что Церковь призвана служить миру. Первое может нас утешать, а второе побуждать и поощрять. Удивительна настойчивость, с которой апостол Павел во всем послании к Ефесянам, в особенности же в этом месте, проводит свою мысль о неразрывной взаимной связи Христа и Его Церкви: Христос, говорит он, есть глава Церкви ( Еф.5:23 ), а Церковь есть тело Иисуса Христа ( 1Кор.12:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Согласно православному вероучению, ясно выраженному в Священном Писании, « Христос Глава Церкви , и Он же Спаситель тела » (Еф. 5: 23). Он является « главою Церкви , которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем » (Еф. 1: 22–23). Все христиане, включая предстоятелей Поместных Церквей, – это члены духовного тела Христова. Первенство во всей Церкви принадлежит не кому-либо из людей, но только Христу, ибо « Он есть глава тела Церкви ; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство » (Кол. 1: 18). Во время земной жизни Господь осудил стремление к первенству у Своих учеников и навсегда дал им совет: « Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою » (Мк. 9: 35), поэтому жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества. Жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества Участникам Собора и всему мировому Православию необходимо определиться с принципиальным вопросом: кто является главой Православной Церкви – Господь Иисус Христос или Константинопольский патриарх? – и в зависимости от ответа будет ясно, кто мы: Церковь Христова или тоталитарная секта под управлением обожествленного лидера Фанара. При таком ракурсе обсуждений главными деяниями Собора могли бы быть следующие. Обозначив эти позиции, Иорданский Собор мог бы обратиться ко всем Поместным Церквам с требованием созыва Вселенского общеправославного Собора для преодоления кризиса, вызванного словами и деяниями патриарха Варфоломея. Поскольку обвинения будут выдвинуты против патриарха Варфоломея, то он не будет иметь право созывать такой Собор, но должен быть приглашен на него и предстать на нем ответчиком. Если кто переживает, что в случае смещения фокуса соборного внимания с Украины на патриарха Варфоломея украинский кризис останется неразрешенным, то напрасно. Именно при таком подходе украинский вопрос может быть сдвинут с мертвой точки по существу. Ибо в случае признания патриарха Варфоломея еретиком он не только низлагается, но обнуляются все его решения и деяния, обусловленные папизмом.

http://pravoslavie.ru/127371.html

Хотя в Священном Писании в. завета нет ясного и положительного учения о нетлении мощей святых угодников Божиих; но тем не менее в книгах нового завета мы находим очень возвышенное учение о теле христианина – человека возрожденного Духом Святым. Апостол Павел пишет Коринфским христианам: разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы ( 1Кор.6:15 )? Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога (ст. 19)? О незамужней женщине Апостол говорит, что она заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом ( 1Кор.7:34 ). О себе и других апостолах тот же Апостол говорит: мы всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем ( 2Кор.4:10 ). В посланиях к Ефесянам и Колоссяннам Апостол говорит о Христе Иисусе: Он есть глава тела Церкви – то есть общества верующих в Него – ( Кол.1:18 ), Бог поставил Его главою Церкви, которая есть тело Его ( Еф.1:22 и 23). В том же послании Апостол, называя Христа главою Церкви, называет Его Спасителем тела ( Еф.5:23 ). – Таково учение новозаветное о теле человека, вошедшего в новый союз с Богом кровию Иисуса Христа – человека возрожденного в новой жизни в Боге Духом Святым. Если же Церковь Христова, как общество святых, верующих во Христа, есть тело Господа Спасителя, если истинно верующие суть живые члены этого тела; то и тело Церкви должно быть исполнено теми же силами, какие истекали из тела Господа во дни Его плоти. Господь, Иисус Христос после смерти Своей не увидел тления. Что же удивительного или невозможного в том, если и человек, истинно верующий во Христа, освященный Духом Божиим по духу и телу своему, после смерти своей бывает прославлен Богом нетлением его смертных останков или мощей? Такое нетление вполне объяснимо из того учения новозаветного, по которому тела христиан суть члены тела Христова и храмы живущего в них Духа Святого. Но само собою понятно, что такое прославление Богом смертных останков угодников Божиих не везде и не во всякое время имеет место, а только там и тогда, где и когда этого хочет Бог. И Господь, Иисус Христос, не на всяком месте и не во всякое время совершал чудеса, а только тогда, когда приходил час Его, и только там, где чудо было на месте. В этом мы находим и ответ на вопрос, который не редко предлагают неверующие в нетление мощей святых, именно на тот вопрос, почему не все святые умершие прославлены нетлением их мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь обнимает собою все нравственные существа, соединенные друг с другом верой во Христа. Это и люди, живущие на земле, и люди, скончавшиеся в истинной вере и святости, и Ангелы небесные – вот члены Церкви, глава которой Господь наш Иисус Христос. Все разумные существа, признающие то, что они подвластны Господу нашему Иисусу Христу, принадлежат Церкви. Об этом мы читаем: «Все покорил под ноги Его, и поставил его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:22–23 ). Сделаю одно замечание. У католиков под Церковью понимается только видимая ее часть, поэтому для них так важен вопрос о главенстве Апостолов – Петра и Павла. А папа у них главенствует над Ангелами, правда, неясно как. Определение Церкви у католиков более земного характера. Протестанты, наоборот, считают, что членами Церкви могут быть только святые, и в то же время они святых не признают. Для протестантов святы те, которые достигли совершенства у Бога; они невидимы. Характеристика Церкви именно по ее невидимой части свойственна протестантам. У о. Георгия Кочеткова происходит то же самое: развивается теория невидимой Церкви по протестантскому образцу. У него мы имеем дело с протестантским богословием на якобы православной почве. О постоянном пребывании благодати Божией в истинной Церкви «Во-первых, о пребывании благодати Божией в истинной Церкви мы удостоверяемся тем, что глава ея есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, то есть Церковь , исполняющий благодатию и истиною» (см. Ин.1:14–17 ). То есть глава наделяет благодатью все члены Церкви. «Во-вторых, тем, что Он обещал ученикам Своим Духа Святаго, чтобы Он был с ними вечно, и что, по сему обещанию, Дух Святый поставляет пастырей Церкви» (см. Ин.14:16 ). Здесь речь идет о том, что Дух Святый, исходящий от Господа, все время усваивается людьми через церковные структуры. «Бог в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христа, посадил Его одесную Себя на небесах... превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1; 10, 20–23 ). В силу этого благодать всегда действует в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ис.59:7–8 . «Ноги их бегут ко злу, а они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира». Объяснение. То, что говорится о нравственном состоянии Иудеев и язычников, нельзя приписывать православным христианам. Конечно, все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны: 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ; Иов.14:4 . Однако от этого Церковь в её основах, законе и учении не перестаёт быть святой: Еф.5:27 ; Рим.3:4:7 . Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан: Ин.17:21–22 ; 1Кор.12:12–14 ; Еф.4:3–5 . Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда: Мф.10:1–7 ; Лк.18:10–14 , так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обременённые грехами: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении всех христиан лучших с худшими, последние могут исправляться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Полное отделение праведников от грешников произведёт Сам Господь при кончине мира: Мф.13:24:30 . Иез.36:20 . «И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они народ Господа, и вышли из земли Его». Объяснение. Здесь говорится об Израильтянах, которые обесславили имя Божие у народов, куда пришли: ст.21. Но Иезекииль видит, что по возвращении Израиля в отечество последуют на раскаявшийся Израиль благословение и милости Божии: ст.25–27. Следовательно, эти слова пророка никакого повода не дают для того, чтобы отделяться от православных, хотя бы среди них и были худые люди, ибо в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Основные места Священного Писания в учении о христианском единении 2Тим.2:20–21 . А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Они также, как показывает избрание первых семи диаконов ( Деян.6 ), поставлялись чрез преподавание им даров Св. Духа. Это преподавание на все три степени священства должно совершаться, по учению Апостолов, чрез возложение рук на избранного. Так преподавали дары Духа Святого сами Апостолы ( 1Тим.4:14 ), также заповедали и своим преемникам. Рук ни на кого не возлагай поспешно, пишет апостол Павел ученику своему Тимофею, не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). С тою же подробностию говорят Св. Апостолы о других Таинствах. В дополнение к учению Христа Спасителя они указывают и значение и способ совершения их. Так, говоря о Таинстве Св. Крещения, Апостолы указывают, что оно предъизображено было переходом Израильтян чрез Чермное море ( 1Кор.10:2 ), что оно близкое имеет отношение к ветхозаветному обрезанию, только выше сего последнего ( Кол.2:11 ), что чрез него человек как бы спогребается Христу и совоскресает с ним ( Рим.6:4 ), получает прощение грехов, омывается, освящается ( Еф.5:26 ), оправдывается, возрождается ( Тит.3:5 ), облекается во Христа, становится членом тела Христова и сыном Божиим ( Гал.3:26–27 ). За крещением следовало, по учению Апостолов, преподавание даров Святого Духа. Оно везде выставляется, как отдельное от крещения священнодействие. Так, хотя Самаряне и были крещены диаконом Филиппом, тем не менее для преподавания даров Духа Святого к ним отправлены были Апостолы Петр и Иоанн ( Деян.8:14–15 ). Это преподавание даров Св. Духа совершалось двумя способами: чрез возложение рук ( Деян.8:17, 19:6 ) и чрез помазание ( 2Кор.1:21–22 ). Какое высокое значение имеет помазание, о том в писании апостола Иоанна говорится так: Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему научило оно вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:27 . Сравн. Евр.6:1–5 . Еф.4:30 ). О Таинстве Святого Причащения Апостолы, в полном согласии с евангелистами, говорят, что оно установлено было Христом Спасителем в ночь пред страданиями Его, что приступать к нему должно после испытания себя, и прибавляют: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней ( 1Кор.11:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Сошествие Святого Духа на апостолов было моментом возникновения Церкви и вместе с тем первым христианским богослужением, потому что апостолы в этот момент были «крещены Духом Святым». Таким образом, Церковь открыла себя миру через облагодатствованное Святым Духом богослужение. Это весьма важное обстоятельство, и оно является основным критерием для определения самой Церкви. Церковь  – там, где имеется облагодатствованное Духом Святым богослужение, и без последнего нет первой. Облагодатствованное Святым Духом богослужение является самой жизнью Церкви. Так именно понимали Церковь апостолы. Приняв крещение Духом Святым, «Петр ..., став с одиннадцатью» ( Деян.2:14 ), обратился к народу с призывом: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). После этого призыва «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:41–42 ). Жизнь первой в мире Церкви заполняли: проповедь тогда еще не записанного и передаваемого устно Евангелия, общение в преломлении хлеба, или, что то же, Евхаристия, и молитвы, т. е. те элементы, которые составляют основу христианского богослужения. В этой действительности «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:47 ). Благодаря повествованию апостола Луки о первых днях существования Церкви мы знаем, что представляла собой Церковь как действительность, влившаяся в мир в день Пятидесятницы. Другой из апостолов – Павел – раскрывает саму сущность Церкви. Церковь есть тело, главой которого является Христос ( Еф.1:22–23 ). Церковь есть непорочная невеста, женихом которой является Тот же Христос ( Еф.5:23–27 ). Слова апостола Павла о Церкви как о теле Христовом и о невесте Христовой являются не аналогиями, полезными для спекулятивных суждений о сущности Церкви. Церковь реальна, как реален воскресший Христос, и она живет со Христом благодаря присутствию в ней Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ибо все вы, — говорит он, — сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:26–28). Не так, следовательно, нужно дело понимать, что одни в Логосе суть, гностики (одаренные познанием), а другие остаются людьми душевными (которым свойственна жизнь лишь общая со всеми одушевленными существами), но так, что все мы, по оставлении плотских пожеланий, имеем равное достоинство перед Господом, все духовны. В другом месте апостол пишет: Ибо все мы одним Духом крещены в одно чело. Иудеи или Эллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом (1 Кор. 12:13). Не неприлично использоваться и собственными словами (наших) противников. «Мысль о лучшем» называют они «продуктом отцеживания духа» diulismon, потому что с мыслью о лучшем связано–де оставление худшего». — Но мысль о лучшем с необходимостью следует за раскаянием в дурном. Итак, наши противники должны, значит, признать, что и к раскаянию приводит дыхание того же самого Духа. Но у нас так именно и есть. Через крещение мы очищаемся и возвращаемся к свету, в качестве чад приближаемся к Отцу, предварительно раскаявшись во грехах и клятвенно отрекшись от повторения их. Оттого, возрадовавшись в духе, Иисус говорит: сдавлю Тебя, Отче, Господи (Лк. 10:21; Мф. 11:25) неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк. 10:21). Называет нас Педагог и Учитель «младенцами», потому что они расположеннее к спасению, чем мудрецы этого мира, которые, вообразив себя мудрецами, обезумели (Рим. 1:22). И Он, радуясь и торжествуя, как бы воспевая вместе с детьми, говорит: Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение (Лк. 10:21). То, следовательно, что скрыто от мудрых и разумных этого мира, открыто младенцам. По справедливости мы называемся чадами Божиими, мы, отложившие прежний образ жизни ветхого человека (Еф. 4:22), совлекшие с себя одежду, которая осквернена плотию (Иуд. 23:2; Кор. 5:4), облекшиеся в бессмертие Христа (1 Кор. 13:33), дабы возрожденным в новый святой народ нам сохранить в себе незапятнанным (нового) человека (Еф. 4:24). И младенец (этот) как вскормленник Божий чист от беспутств и злодеяний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010