Еф.1:18 .  И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых. Еф.1:19 .  И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его. Еф.1:20 .  Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах. Еф.1:21 .  Превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Еф.1:22 .  И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви. Еф.1:23 .  Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. «Да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его», «просвещенна очеса сердца вашего». Прошу же в молитвах, чтобы исполняться вам духовной мудрости и познать усладительность уповаемых благ. Сие назвал Апостол откровением. Сие же: «Бог Господа нашего Иисуса Христа» – сказано в смысле разделительном. Ибо одного и того же назвал и Богом, и Отцом Иисуса Христа, и Богом Его, как человека, а Отцом, как Бога; так как «славою» наименовал естество Божие. Так и в Послании к Евреям сказал: «Иже сый сияние славы» ( Евр. 1, 3 ), то есть естества Божия. Так и божественный Иезекииль говорит: «сие... подобие славы Господни» ( Иез. 2, 1 ). Поскольку распознать естество Божие совершенно невозможно, то именуют оное славою, придавая именование от поклонения и славословия. «Яко уведети вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых», «и кое преспеющее величество силы Его в нас верующих». Умоляю же, чтобы зрение ума вашего озарилось мысленным светом и могли вы как познать, к чему мы призваны, так предуведать величие обетованных благ. Но говоря плотским языком и будучи не в состоянии, как хотел бы, прославить Владыку и показать величие даров, божественный Апостол собирает вкупе многие именования, усиливаясь, по мере возможности, выразить это. Посему слагает вместе выражения: «упование звания, богатство славы достояния, преспеющее величество силы, благоволение воли» и иное сему подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Во Христе предвосхищается завершение замысла Божия о творении, в Нем как уже достигнутое усматривается гармоничное единение космоса ( Еф.1:10 ). Объединение всего земного и небесного во Христе стало возможным после восхождения Христа на небеса как Господа, царствующего над миром. Как в ( 1Кор.15 ), так и здесь используются ( Пс.109:1 ) и ( Пс.8:6–7 ) для изображения Христа как последнего Адама, имеющего господство над миром и стоящего над всеми враждебными силами. Бог посадил Иисуса Христа «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего» ( Еф.1:20–22 ). В начале увещательной части послания, в мидраше на ( Пс.67:19 ), напоминается о соединении неба и земли Иисусом Христом, Который наполнив космос Своим господством как в Своем «восхождении», так и в Своем «нисхождении», под которым можно понимать или воплощение, или нисхождение в Святом Духе. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:8–10 ). Читатели послания из своего отношения ко Христу должны понимать и свое место во всем тварном мире. Уже первые слова благословения, открывающего послание, говорят о том, что христиане, благодаря их причастности ко Христу, уже ныне, живя на земле, причастны и к Царству Небесному, они уже ныне вкушают благословения этого Царства: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф.1:3 ). Самое впечатляющее высказывание о новом месте христиан в космосе дается в анамнезисе ( Еф.2:1–10 ). Прежней подневольной жизни «по воле князя, господствующего в воздухе» противопоставляется современное положение верующих, которых Бог «воскресил... и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Тайна новой жизни в Церкви определяет и отношения супругов друг ко другу: Апостол заповедал жене любить мужа как члена единого брачного союза, и бояться как главы своего. Муж же получил обязанность не только любить жену свою, но и устроять ее жизнь ( Еф.5:29 ). Здесь возникают недоуменные вопросы: а) а мужья не должны ли повиноваться женам? Да, должны, потому что Апостол всем заповедал повиноваться друг другу в страхе Божием ( Еф.5:21 ). Там, где есть страх Божий, там водворяется обоюдное согласие, мир, любовь и взаимное послушание. Но так как жены склонны тяготиться главенством мужей над ними, то им и напоминается повиновение. А мужья склонны злоупотреблять властью над женами, поэтому Апостол напоминает им о любви; б) Как понимать «жена да боится» мужа? Как уважение к мужу, соединенное с опасением, как бы не оскорбить его и тем не уменьшить обоюдной любви. Блаженный Иероним в Вульгате перевел «да чтит» жена мужа (в греческом оригинале употреблено jobhta, от jobew – устрашать, пугать). Ведь жена должна видеть в своем муже не просто сожителя, но Богом поставленного главу, возносясь умом до осознания главенства над собой Христа. Недоумение возникает от забвения о том, что семья есть прежде всего церковная единица. б) Взаимные обязанности детей и родителей (Еф.6:1–4) Апостол указывает на обязанность детей слушаться родителей, так как это долг справедливости и одна из первых заповедей Божиих. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» ( Еф.6:1 ) и «это первая заповедь с обетованием» благополучия и долголетия ( Еф.6:2 , см. Исх.20:12 ). Характер послушания детей определяется словами: «в Господе», т. е. если воля родителей будет несогласна с волей Божией, то дети могут и должны не послушать их, чтобы не преступать большей заповеди. Свт. И. Златоуст говорит: «Они, родители, после Бога – главные виновники жизни нашей, поэтому они первые имеют право на наше почитание, а потом и все прочие люди». Обязанность родителей – терпеливо воспитывать детей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

«Тайна Христова» открывается человеческому духу только Духом Святым. Это – непреложное евангельское правило познания Христа (ср.: 1Кор.2:10–12 ). Оно действует и для всех Апостолов, и для всех пророков, и для всех людей во все времена. А так как Христова тайна прежде других «открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ), то Духом Святым через них открывается она и прочим людям. Для чего? – Для того «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело – σσσωμα, и сопричастниками – συμμτοχα – обетования Божия во Христе Иисусе» ( Еф.3:6 ). Жительствуя Христовым Евангелием, люди становятся Божиими сынами, а тем самым – и наследниками всех Божественных, Христовых богатств (см. Гал.4:7 ; Рим.8:17 ). Жительствуя Христовым Евангелием, люди делаются Христовыми сопричастниками «(«сотелесниками»)»: они совоплощаются Христову телу, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками, органами ее Богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе «со всеми святыми» ( Еф.3:18, 2:19 ), питаясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело, а сопричастников несметное множество: одна Церковь , но мириады верующих. Поэтому Церковь – это не обычное людское сообщество, в котором члены известным образом взаимосвязаны, а Богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены суть друг другу сопричастники, связанные всей жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. – Жительствуя в Церкви Христовым Евангелием, люди делаются общниками Божиих обетований, которые всецело исполнены во Христе, «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» ( 2Кор.1:20 ). Поэтому, по слову святого Афанасия Великого , «мы спасаемся как сотелесники Бога Слова». Апостол Павел стал служителем такого Божественного Евангелия «по дару благодати Божией» ( Еф.3:7 ), а не по своим человеческим заслугам. Для такого Божественного служения человеку нужны Божественные силы, которые по труду непрестанно подаёт ему и прилагает Сам Господь Евангелия. Служитель Божия Евангелия может успешно совершать свое «служение благодати Божией» ( Еф.3:2 ) лишь при постоянной помощи и содействии Божией благодати. Величайший труженик и ревнитель Христова Евангелия всё свое служение Евангелию приписывает Божией благодати, утверждая, что оно дано ему «действием силы Его» ( Еф.3:7 ). Сей равноангельный Божий служитель смиренно свидетельствует: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех, их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но если предприниматель , как человек , имеющий таланты организовывать людей , направлять их и руководить ими , хочет приложить свои усилия и в политике , он должен понимать , что здесь нельзя обойтись без соответствующих знаний . Любая кухарка ( или политик ) не могут управлять государством , потому что очень верно подмечено , что если государственный деятель не всесторонне образован , то он уже казнокрад . Человек , желающий управлять другими , должен понимать , как возрастает его ответственность за других . Ответственность предполагает и получение специальных знаний , необходимых в выбранном деле . И не случайно за государственной деятельностью укрепилось название — служба . Это на самом деле служба и служение , при котором обязательно надо помнить слова Господа нашего Иисуса Христа — « кто хочет между вами быть большим , да будет вам слугою » ( Мф . 20, 26) . « От православного политика или государственного деятеля требуется крайняя духовная и нравственная чуткость . Христианин , трудящийся в области созидания государственной и политической жизни , призван стяжать дар особой жертвенности и особого самоотвержения . Ему совершенно необходимо быть внимательным к своему духовному состоянию , дабы не допускать превращения государственной или политической деятельности из служения в самоцель , которая питает гордыню , алчность и другие пороки » ( из « Основ социальной концепции Русской Православной Церкви ») . И ещё о власти . Да , согласно заповедям Божьим , христианин обязан уважать власть и подчиняться ей , но мы не должны забывать и обязанности власти по отношению к подчинённым . Да , апостол Павел сказал : « Дети , повинуйтесь своим родителям в Господе …» ( Еф . 6, 1) , но тут же он и сказал : « Отцы , не раздражайте детей ваших , но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем » ( Еф . 6, 4) . Да , апостол сказал : « Жёны , повинуйтесь своим мужьям , как Господу , потому что муж есть глава жены , как и Христос глава Церкви » ( Еф . 5, 22–23) . Но какова же обязанность мужа по отношению к жене ? « Мужья , любите своих жён , как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё » ( Еф . 5, 25) . Да , апостол Павел сказал : « Рабы , повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом … служа с усердием , как Господу , а не как человекам » ( Еф . 6, 5–7) . Но он же и сказал : « И вы , господа , поступайте с ними так же , умеряя строгость , зная , что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь , у Которого нет лицеприятия » ( Еф . 6, 9) . Христос за Церковь и за спасение людей взошёл на крест , не пожалев Своей жизни . И такую же безграничную любовь и преданность заповедует Спаситель властям по отношению к тем , кто от них зависит .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Рим.16:20 . «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь». Объясн. Апостол видит истинных последователей Христа уже борющимися со лжеучителями, производящими разделения и соблазны: ст.17–18, и пророчествует, что Бог мира скоро сокрушит учителя всякой лжи – сатану, под ноги их. Этим пророчеством апостол воодушевляет их мужество противостоять врагам истины, о которых подробнее говорится в других местах Писания: 2Пет.2:1–2 ; Деян.20:30 ; Тит.1:11 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:5 . 2Кор.10:4 . «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы». Объясн. Как прежде христиан апостол сравнивал с храмами Божиими: 1Кор.3:16–17 , так ныне лжеучителей и нечестивых сравнивает с твердынями дьявола: Еф.6:11–12 : 1Пет.5:8–9 , на разорение которых он имеет духовное оружие: Еф.6:14–17 . Гал.1:4 . «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». Объясн. Под «лукавым веком» может разуметься такое препровождение настоящей жизни, в котором открываются случаи к лукавству: Еф.5:10–13 , а также и «дни лукавства»: Еф.5:15–16 . Лукавство происходит от лукавых делателей: 2Кор.11:13–15 , от которых Сам Господь предостерегает: Мф.24:4–5 ; к таковым же лукавым делателям относятся и все лжеучители, вводящие пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:3–4 . Еф.3:18–19 . «Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Объясн. Вот плод вселения Христа Господа в сердца, – совершенство разумения! – Где Христос, там и ум Христов, как и апостол говорит о себе: мы имеем ум Христов; 1Кор.2:16 . Но могут ли иметь ум Христов те, которые здравого учения евангельского не принимают: 2Тим.4:3 , не почитают за святыню Кровь завета: Евр.10:29 и, желая быть законоучителями, не разумеют того, о чём говорят: Тит.1:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Святые Апостолы так и учили, что Сам Господь основал Церковь Свою, что Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ); поэтому Иисуса Христа они называли краеугольным камнем Церкви ( Еф.2:19–20 ) – себя же самих только служителями и строителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ), которые во всем соблюдали повеления Господни, а, следовательно, и в устроении Церкви Божией. «Для того я и оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем годам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.6–22 ), писал тот же Апостол епископу Тимофею. Очевидно, что священные руководители общества избирались и поставлялись не обществом верующих, а самоличной властью Апостолов, как строителей таин Божиих, каковую власть они получили от Бога и Христа Его и передавали ее своими преемникам – епископам. Так строилась Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Церковь, которая и доныне со всеми апостольскими установлениями и заветами пребывает в Греко-восточной и Русской Православной Церкви. Свои отношения к Церкви, или Свой союз с Церковью, Божественный Основатель ее Господь наш Иисус Христос изображал то под видом отношения Пастыря к стаду ( Ин.10:14 ), то под видом связи виноградной Лозы с ветвями ( Ин.15:1–5 ), то под видом Жениха и Невесты ( Лк.5:33–35 ; Мф.25:1–13 ). Апостолы же, имея в виду единение верующих с Христом в таинстве св. Причащения, изображали отношение Господа Христа к верующим так, как в живом организме, или теле, глава относится к остальным членам тела. Такими образом, Церковь есть тело Господа, а Он есть Глава Ее. Так ап. Павел и учит, что Бог поставил Господа Иисуса Христа выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф.1:22–23 ). Глава есть Христос, из Которого все, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно-скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя и любви ( Еф.4:15–16 ). Христос – глава Церкви и Он есть Спаситель тела ( Еф.5:23 ). Как невидимая, истинная глава Церкви, Господь Иисус Христос держит кормило правления Церкви и, оживляя ее спасительною благодатью Св. Духа, соединяет всех членов Церкви союзом любви, веры и надежды. Это оживление тела Церкви, и происходит в таинстве Св. Причащения. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ): говорит Господь. «Один хлеб, и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит ап. Павел ( 1Кор.10:16–17 ). Итак, в Св. Причащении все мы становимся одно со Христом, одним телом с Ним, а Он – нашей Главой. И уже «не я живу, говорит Апостол, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2). Могла также расположить Апостола к написанию послания нужда утешить Ефесян, скорбевших о бедствиях, постигших духовного отца их и учителя веры. «Посему прошу вас, – пишет он им, – не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава» ( Еф. 3:13 ). 3). Желание предохранить учеников своих от влияния людей, говорящих превратно, дабы увлечь учеников за собой, могло также расположить Апостола писать в Ефес, тем более что он сам пророчески предупреждал о появлении тех зловредных людей ( Деян. 20:30 ), – колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения… Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления ( Еф. 4:14, 5:6 ). 4). Наконец, желал, как видно, Апостол утвердить своих Ефесских учеников из иудеев и язычников во взаимной любви и согласии и побудить их достойно проходить свое высокое христианское звание, а потому и пишет он им: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф. 4:1–6 ) 89 . Время и место написания послания Местом написания послания, как видно из предыдущего, должно полагать Рим, а временем написания первые римские узы, т. е. 62-й или 63-й годы по Р. Х. Что Апостол был узником, пиша послание в Ефес, – об этом неоднократно упоминает он сам в своем послании ( Еф. 3:1, 4:1, 6:20 ). А что это были первые, а не вторые узы, видно из того, что Апостол надеется еще смело проповедовать евангелие и просить Ефесян молиться о нем «дабы ему дано было слово, устами его открыто с дерзновением – возвещать тайну благовествования… дабы он смело проповедовал, как ему должно» ( Еф. 6:19–20 ). Тогда как во вторых узах он уже пророчествует о предстоящей для него близкой смерти: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

19 ... как безмерно величие могущества Его [т.е. Бога, Отца славы – А.С.] в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Вновь, как и в Кол., о несравненном превосходстве Христа говорится с использованием ангельской терминологии, связанной как с иудаизмом, так и с зарождающимся гностицизмом, который пытался осилить и вместить в себя и некоторые симпатичные ему идеи все того же иудаизма, например, ангелологию. Екклезиология Надмирное, надвременное, сверхангельское превосходство Христа – не отвлеченное умозрительное богословское положение, а «взор снизу» к той вершине, на которой «одесную» (ст. 20) Отца славы восседает Христос, с Которым в свою очередь неразрывно связана Церковь . Так тело связано с главой. Глава же – то, что наверху не только пространственно, но и в смысле первостепенного значения как источника жизнеспособности тела. Можно сказать, что богословие Церкви (екклезиология), разработанное в предыдущих посланиях, прежде всего, в 1 Кор., где о Церкви тоже говорится как о Теле Христовом, но в чисто человеческом, так сказать, «горизонтальном» смысле – как о многообразии служений в органическом единстве, – здесь восполняется измерением «вертикальным» и, шире, вселенским и даже космическим. Церковь – единство, в которое призвано и которым наполнено «все» (см. Еф. 4, 10 ), вся тварь, «все небесное и земное» ( Еф. 1, 10 ; ср. 3, 15). Это «полнота Наполняющего все во всем» (ст. 23). Хотя мы постоянно отмечаем параллельность Еф. и Кол. в христологии и екклезиологии, все же немаловажно, что Еф. представляет собой следующий шаг по сравнению с Кол.: Хотя и в Кол. мы встречаемся со вселенским понимаем Церкви, тем не менее половина из четырех случаев употребления e)kklhsi/a [ Церковь – А.С.] имеет в виду местные общины ( Кол. 4:15–16 ). Такого значения нет ни в одном из девяти употреблений этого слова в Еф. Здесь всегда это слово в значении единственной, Вселенской Церкви 575 :

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

4). Но если вкушение идоложертвенного является публичным актом, к-рый маловерные или неверующие (не понимающие сути 1-й заповеди) рассматривают как отступление от веры, христианин должен отказаться от этого, чтобы никого не ввести в соблазн (1 Кор 8. 7-13). В Послании к Ефесянам он связывает мысль о единстве истинного Бога с идеей о единстве веры и однократности Крещения (поскольку это таинство есть вхождение в Церковь) (Еф 4. 6), а в 1-м Послании к Тимофею - с учением о том, что только один «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). Основные предметы 2, 7 и 8-й заповедей (запреты красть, прелюбодействовать и поклоняться идолам) становятся темами нравственных назиданий ап. Павла: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим 2. 22; ср.: Гал 5. 20; Еф 5. 5). Заповедью о почитании отца и матери ап. Павел обосновывает призыв к детям слушать родителей («ибо сего требует справедливость») и к родителям - воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6. 1-4; Кол 3. 20). Имея в виду запрет прелюбодейства, апостол рассуждает о смысле и ценности брака, а также указывает на уникальность брачного союза, на недопустимость для разведенных повторного вступления в брак (1 Кор 7. 1-11). Он призывает христиан избегать общения с теми, кто лишь внешне являются христианами, но на деле нарушают 1, 7 или 8-ю заповедь (с «идолослужителями», «блудниками», «лихоимцами» или «хищниками» - 1 Кор 5. 9-11); подобные им «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). Нарушителя 9-й заповеди - «любостяжателя» - ап. Павел рассматривает как «идолослужителя», к-рый вместе с «блудниками» «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5. 5). Необходимость исполнения 7-й и 10-й заповедей подчеркивается в призыве апостола в Евр 13. 4-5 к воздержанию от блуда, прелюбодейства и сребролюбия. Предлагаемое им правило действенного покаяния: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф 4.

http://pravenc.ru/text/Десять ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010