е. в учение о Святом Духе. Ап. Павел говорит: " Бог все покорил под ноги Его (т. е. Христа. — О. Д.) и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем " (Еф. 1, 22-23). Эти слова содержат указание на два аспекта Церкви; с одной стороны, она есть Тело Христово, а с другой — " полнота Наполняющего все во всем " , т. е. Святого Духа. Миссия Двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и совершают на земле одно и то же дело — созидают Церковь. И чтобы уяснить это различие, следует рассмотреть, каково место и назначение в Церкви каждого из вышеназванных Лиц. 4.6.1. Господь Иисус Христос — Глава Церкви Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви (Мф. 28, 20). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него, как от нового Адама — родоначальника нового человечества. Он есть Лоза, по отношению к которой верующие суть ветви, питающиеся Его благодатными соками (Ин. 15, 1-6). Он есть " путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Него " (Ин. 14, 6). Плоть Христова, по словам ап. Павла, есть завеса, через которую мы входим в небесное святилище (Евр. 10, 20). По отношению к Церкви Он есть Глава, а Церковь — Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы. В силу этого на верующих лежит обязанность, чтобы они, говоря словами ап. Павла, " истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви " (Еф. 4, 15-16). Таким образом, Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В Свщ. Писании отмечается, что различные существующие в Церкви служения возникают не только из практических нужд церковного общества, но имеют Божественное установление, существуют по воле Самого Христа: " И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служению, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова " (Еф. 4, 11— 13). Аналогичным образом учили о месте Христа в Церкви и свв. отцы. Например, у блж. Феодорита Киррского сказанс " Владыка Христос, яко глава, разделяет духовные дарования и через то сочетывает члены Тела в единое стройное Тело " . .”а же мысль встречается и у св. Иоанна Дамаскина: " Христос, главенствуя над нами, преподает нам Себя и через то сочетавает нас с Собою и друг с другом, вследствие чего мы имеем взаимное сгармонирование " . 4.6.2. Святой Дух в жизни Церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

с вами во век, Дух истины.... Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам ( Ин.14:16, 26 ). Следовательно, Дух Святой пребудет, по слову Господа, с обществом верующих вечно, сохранит между ними истинное учение Христово, а посему и самое общество верующих, или, что то же, Церковь Христова, всегда останется одною и тою же с тем же учением и устройством, какое дал ей Сам Иисус Христос. По этому устройству члены ее разделяются на пастырей и пасомых. Первые преподают одно и то же Божественное учение, совершают одни и те же Божественные таинства, держатся в управлении одних и тех же Божественных законов, а вторые принимают это учение и эти таинства и покоряются их духовному управлению. Это единство Церкви ясно изображает ап. Павел, когда говорит о верующих: едино тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего (как вы и призваны к одной надежде вашего звания): един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех ( Еф.4:4–6 ). К такому единству должны стремиться все верующие во Христа: в нем и конечная цель существования Церкви Божией на земле, как благодатного Царства Христова. Да еси едино будут, взывал Иисус Христос в молитве к Богу Отцу, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино ( Ин.17:21; 23 ). И соответственно этому Он даровал ей пастырей и учителей в созидание тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры ( Еф.4:12–13 ). Будем же, братие, всегда хранить в уме своем это учение о единстве Церкви. Церковь едина, а мы члены тела Церкви. Посему, подобно тому, как член тела не может жить, будучи отделен от него, так и мы не можем жить духовною жизнью вне Церкви Христовой. Вместе с этим, как члены ее, мы должны жить в вере и согласии между собою. Как в теле человеческом члены не восстают одно против другого, не вредят друг другу, но поддерживаются один другим, так и мы должны быть связаны такою любовью между собою, как бы были членами одного тела. На эту обязанность, налагаемую на нас единством Церкви, указывает нам ап. Павел, говоря: «молю (убо) вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию тщащеся блюсти (стараясь сохранять) единение духа в союзе мира ( Еф.4:1–3 ). Заметьте, братие, Апостол говорит: стараясь сохранять единство. Этим он указывает на то, что это дело не легкое. Ничто столько не встречает препятствий, как соблюдение мира и единства. Посему с особенным старанием мы должны сохранять мир между собою, быть единодушными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

1Ин.2:20, 27 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13, 4:30 ). 2) Дух Святой подает нам Свои силы непосредственно, как Корнилию и бывшим с ним язычникам ( Деян.10:44–45 ). Сошествие Святого Духа без внешних посредств на Корнилия и других язычников, бывших с ним, единственный случай (объясн. в гл. о крещении, ответ на 6-е возражение). Если бы для сообщения человеку даров Святого Духа не требовалось священнодействия, то зачем апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию? 3) Апостол называет помазанием дары Духа Святого ( 1Ин.2:20, 27 ) и не говорит, что они подаются через помазание миром. Но название внутреннего, духовно-благодатного действия Святого Духа «помазанием» было бы непонятным, если бы оно не указывало на внешнюю форму сообщения этого духовного действия, от которой оно и получило свое название. Если бы не было внешнего помазания при сообщении даров Святого Духа, то также непонятны были бы выражения апостола: «Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ), «запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ; ср. Еф.4:30 ). Этими словами апостол указывает на видимую сторону таинства миропомазания, в котором помазание является печатью, знаком принадлежности помазанных Христу, удостоверением для них самих в том, что они действительно получат обещанное им (ср. Рим.8:17,23 ), в залог (задаток) чего даны им дары Духа Святого. Таинство Святого Причащения Понятие о сем таинстве. Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения. Заповедь Господа о сем таинстве. В Церкви сие таинство будет совершаться до пришествия Иисуса Христа: Жертвенное значение евхаристии. Приступать к таинству причащения должно с приготовлением. Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Свидетельства древнехристианских отцов. Понятие о сем таинстве «Причащение есть таинство, 199 в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихиз.). Обетование Иисуса Христа о таинстве причащения «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в Жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О молитве за умерших Со смертью христианина связь его с членами земной Церкви не прекращается: тело его умирает, а душа остается бессмертной. Все вместе христиане составляют единое Тело – Церковь Христову ( Еф.1:23 ; Кол.1:18 ; Евр.12:22–23 ). Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших. Почему она необходима? Как мы знаем, никто из людей, умирая, не может сказать, что он вполне очистился от грехов, после смерти нет покаяния, и облегчение своей участи своими собственными силами грешники получить уже не в состоянии. Помочь им может только молитва живых, молитва Церкви, милостыня, а главное – бескровная Жертва, приносимая на алтаре. Эти молитвы, по учению Православной Церкви, «исхищают из уз ада души» находящихся там усопших братий наших (правосл. исповедание, отв. на вопр. 64) и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Простр. катехизис, II чл.), то есть помогают получить от Бога прощение грехов и перейти в лучшее состояние. Придавая такое значение молитве за умерших, Православная Церковь следует слову Божию и указаниям святых Отцов и учителей. Слово Божие, заповедует христианам: «молитесь друг за друга» ( Иак. 5, 16 ), молитесь за брата своего, «согрешившего грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ), «о всех святых» ( Еф.6:18 ), т. е. о христианах, и «за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). А это значит, что надо молиться и за умерших, потому что у Бога «все живы» ( Лк.20:38 ), потому что «живы или умираем – всегда Господни» ( Рим.14–8 ). Почему мы должны молиться друг за друга? Потому что все мы – дети одного Отца, члены одного Тела Христова. И Господь говорит : «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» ( Ин.13:35 ), любовь же по словам апостола, «никогда не престает » ( 1Кор.13:8 ). «Любовь познали мы в том, – свидетельствует и апостол Павел, – что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Истинною любовию, – пишет апостол Павел, – члены Церкви «все возращали в Того, Который есть глава Христос» ( Еф.4:15 ). Это означает, что истинная любовь содействует духовному возрастанию христиан, очищению и прощению грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Жена должна подчиняться мужу: «Жены, повинуйтесь своим мужьям» ( 1Пет.3:1 ), но при этом: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ). А потому как Христос для Церкви, так и муж должен при­носить себя в жертву для жены. И если муж желает, чтобы его жена была ему послушной, то и сам он должен прово­дить богоугодную жизнь. Таким образом, если муж своей благочестивой жизнью уподобил себя Христу, тогда и жена обязана быть ему послушной, как Церковь. Верующим мужьям апостол Петр говорит, чтобы они с пониманием относитесь к женам, помня, что они их слабее. Уважайте их, зная, что они получили в наследие тот же дар жизни, что и вы: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жиз­ни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет.3:7 ). Новый Завет предписывает и детям быть послушными своим родителям в Господе, так как это их долг: «Дети, по­винуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» ( Еф.6:1 ). Но и родителям в отношении детей апостол дает послушание не раздражать их, но, на­оборот, воспитывать их, приучая к порядку и наставляя в Господнем учении: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Го­споднем» ( Еф.6:4 ). Взаимоотношениям с властями в апостольских посланиях уделено должное внимание. Отмечается, что каждый человек должен подчиняться и быть в послуша­нии властям, потому что нет власти, не установленной Богом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» ( Рим.13:1 ). Следовательно тот, кто восстает против власти, отказывается нести послушание, — вос­стает против установленного Богом порядка и оказывает непослушание Самому Господу. Кто так поступает, тот сам на себя навлекает суд: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» ( Рим.13:2 ).

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

9 . Что благодать Божия не только пребывает, но и будет пребывать в Церкви до скончания века, что отрицают некоторые лжеучители и раскольники, это видно из следующих слов Самого Иисуса Христа и Его Апостола. Я создам Церковь Мою, и врата ада, т. е. вся сила диавола, не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века (вечно) ( Еф.3:21 ). 10 . К Церкви принадлежат не одни верующие, живущие на земле, но и святые Ангелы и все люди, скончавшиеся в истинной вере и святости. 11 . Об этом так говорится в Священном Писании. Вы, пишет святой Апостол к уверовавшим во Христа, приступили к небесному Иерусалиму, ко тьмам Ангелов, к торжествующему собору (собранию) и Церкви первенцев (т. е. первых святых из людей, и пр. ( Евр.12:22–24 ). 12 . Церковь земная называется воинствующею, так как она ведет брань с врагами спасения, а Церковь небесная – торжествующею, так как она уже кончила эту брань и наслаждается блаженством на небе. 13 . Церковь есть едина , потому что она есть одно духовное тело, т. е. общество верующих, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. 14 . О единстве Церкви так пишет святой Апостол. Побуждая уверовавших во Христа пребывать в единении друг с другом, он говорит, что они должны представлять собою одно тело и один дух…, потому что один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Еф.4:4–6 ). 15 . Единством Церкви, по словам Апостола, налагается на ее членов обязанность сохранять единение духа в союзе мира, т. е. полное согласие в учении веры и любовь между собою ( Еф.4:3 ). 16 . Есть церкви отдельные и самостоятельные, как-то: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская. Но этим не нарушается единство Церкви, так как это не разные церкви, а части единой Вселенской Церкви, и только имеют отдельное видимое устройство. Единство между сими Церквами выражается в том, что они имеют одинаковое исповедание веры ( Символ веры ) и общение в молитвах и Таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

II. Итак, Слово Бога, Бог, Сын Божий, Который вначале был у Бога, через Которого все начало быть и без Которого ничто не начало быть (Ин.1,1-3), вочеловечился для избавления человека от вечной смерти и так без умаления величия преклонил Себя до восприятия нашей ничтожности, что, [всегда] оставаясь тем, чем Он был, и принимая в Себя то, чем не был, сочетал в Себе истинный образ раба (Флп.2,7) с тем образом, в котором Он равен Богу Отцу; и таким союзом соединил обе природы, что как прославление не исчерпало низшую из них, так и присоединение не умалило вышнюю. Таким образом, поскольку не повреждены свойства обеих природ, в одном Лице сошедшихся, то величие воспринимает уничиженность, сила - немощность, бессмертие - смертность, ради нашего искупления нерушимая природа соединяется с природой, подверженной страданию, и Бог Истинный и человек истинный сочетаются в единстве Господа Иисуса Христа так, что Он, единственный Посредник между Богом и людьми (1Тим.2,5), исцеляя нас, мог умереть как человек и воскреснуть как Бог. Итак, Рождение Спасителя нисколько не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия стало рождение Истины. Такое Рождество, возлюбленные, подобало Божией силе и Божией премудрости - Христу (1Кор.1,24), и оно как соответствовало нам человеческими свойствами, так и отличалось Божественностью. Ибо, если бы не был Бог истинный, то не даровал бы нам искупления, а если бы не был человек истинный, то не преподал бы нам примера. Поэтому, когда рождается Господь, ликующими Ангелами воспевается: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк.2,14). Ибо видят они, что Небесный Иерусалим создается из всех народов мipa. Сколь же великое ликование об этом неописуемом деянии Божественной любви следует питать уничиженности человеческой, когда ему так радуются небесные Ангелы! III. Итак, возлюбленные, через Сына возблагодарим в Духе Святом Бога Отца (Кол.1,12), Который по великому милосердию Своему возлюбил нас (Еф.2,4) и сжалился над нами, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф.2,5) так, чтобы быть нам в Нем новой тварью (2Кор.5,17) и новым образом. Сложим с себя ветхого человека с делами его (Еф.4,22) и, став соучастниками рождения Христа, отречемся от дел плоти (Гал.5,19). Осознай, о христианин, знание свое и, соделавшись причастником Божественного естества (2Пет.1,4), недостойным образом жизни не возвращайся к ветхой ничтожности. Помни, Чьей Главы и Чьего Тела являешься частью (1Кор.6,15). Вспомни, что, исторгнутый из власти тьмы, перенесен ты в свет и Царство Божие (Кол.1,13). Через Таинство Крещения стал ты храмом Духа Святого (1Кор.6,19). Не изгоняй из себя Обитателя дурными действиями и не ввергай себя снова в рабство диаволу, ибо цена [твоего искупления] есть Кровь Христова (1Кор.6,20), и в истине тебя будет судить Тот, Кто в милосердии тебя спас. Он же с Отцом и Духом Святым царствует во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

XX. О возрождении Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Еф.2:3–5 ). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас ( 1Пет.1:3 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Возрождение человека состоит: в призвании из тьмы в свет Еф.5:8 ; в духовном воскресении от смерти греховной: Кол.2:13:3:1 ; в обновлении внутреннего человека: 2Кор.4:16 . Возрождение производит: познание Бога: Иер.24:8 ; Евр.8:11 ; послушание заповедям: Евр.8:10 ; Иез.36:27 . Совершается оно водою и Духом и притом таинственным образом: Ин.3:5 ; предваряется научением человека истинам веры: Мф.28:19 ; Ин.3:9 ; обнаруживается чрез веру во Христа: Ин.1:12:5:1 . Православные христиане, веруя в Бога и Его святую Церковь , чрез это имеют надёжные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о возрождении человека Ин.15:3 . «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам». Объясн. Слышание слов Христа очищает Душу человека, но ещё не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судью: Ин.12:48 ; чрез одно слышание можно уподобиться дому, подметённому и украшенному, но пустому: Мф.12:44 ; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4–5 ; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56 ; Мф.18:17 . Иак.1:18 . «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начаткам Его созданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Апостол Павел увещевает христиан, дабы они не были младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения ( Еф.4:14 ), чтобы кто не увлек их философией и пустым обольщением ( Кол.2:8 ). Апост. Петр пророчествует, что в обществах христианских будут лжеучители, которые введут пагубные ереси ( 2Пет.2:1 ). Эти мудрые в себе люди, желая быть законоучителями христиан, производят больше споры, нежели Божие назидание в вере ( 1Тим.1:4 и 7); ибо кто не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины ( 1Тим.6:3, 4, 5 ). Не в том, без сомнения, состоит зло, причиняемое обществу Христову, что христианин хочет углубить свой ум в познание истины Божией, лучше и яснее уразуметь учение Христово, а в том, что достигнуть этого он пытается вне божественного руководства Церкви Христовой, и надмеваясь кажущимся успехом собственного знания, перестает покоряться разуму Божию, свой разум он возводит на степень истинного истолкователя учения Христова и отделяет, прежде всего, себя от истинного источника Света Божественный истины, а затем, выдавая своё учение за единое истинное учение, вводит в заблуждение и отторгает от общества Христова своих последователей: став их учителем и вождем, перестает сам быть верным учеником и послушным сыном Церкви. Уразумевать истину Христову для просвещения ею своего разума не только не запрещается христианину, а, напротив, это есть его долг и духовная пища его ума и сердца ( Еф.3:18, 19 ; Кол.1:9, 10 ). Но кто действительно любит эту истину, кто просвещает ею свой разум и питает своё сердце, не отделяясь от Церкви, тот пользуется ею для назидания своего и ближних своих в вере, для созидания тела Христова ( Еф.4:12 ), а не для того, чтобы опустошать Церковь Божию ( Гал.1:13 ). Отсюда понятно, что тот христианин, который вносит в общество верующих во Христа дух разделения и разъединения, увлекает некоторых учеников за собою, отторгает их от общества христианского, образует религиозную партию или секту, вступает с людьми несогласными с его учением в споры и в состязания, тот становится виновным, грешит пред Богом, а это и есть грех сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010