Я взял заступ и стал копать еще усерднее, а товарищ мой отдыхал пред пещерою. Услышав било к заутрени, он закричал мне: “Ударили в било!” – между тем как я прокопал до мощей Феодосия. И я отвечал брату: “Я докопался уже”. Когда я прокопал, меня объял ужас и я начал говорить: “Господи, помилуй!” В то время два брата сидели в монастыре и смотрели к пещере, дожидаясь, не пронесет ли игумен тайно мощей святого Феодосия только с несколькими из братии. При ударе в било они увидели, что три столба как бы радужных пришли и стали над пещерою, где положен был Феодосии. Тогда же Стефан, епископ (Владимирский), бывший прежде преемник Феодосия на игуменстве, увидел из своего (Кловского) монастыря чрез поле великую зарю над пещерою. Получив еще за день пред тем известие, что будут переносить мощи Феодосиевы, он подумал, что, верно, уже переносят их, и, жалея, что переносят без него, поспешил взять с собою кловского игумена Климента и на коне отправился в Печерскую обитель. Пока они были в пути, им представлялась светлая заря над пещерою. Когда подошли ближе, увидели как бы множество горящих свеч, а когда пришли к самой пещере, уже не видели ничего; вошли в нее и нашли нас, сидящих у мощей святого Феодосия. Между тем я послал сказать игумену: “Приходи, вынесем мощи”. Игумен пришел с двумя братиями. Мы еще более раскопали могилу и, спустившись в нее, увидели мощи Феодосия; составы тела его не распались, только волосы присохли к голове. Положив мощи на мантию, мы вынесли их из пещеры. На другой день собрались епископы Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марк Юрьевский (значит, они или заблаговременно были приглашены в Киев, или находились в Киеве), пришли и игумены из многих монастырей с черноризцами, и многие православные; взяли мощи Феодосиевы с фимиамом и свещами, перенесли их в Великую церковь , поставили в притворе на правой стороне в 14-й день августа, в четверток, и светло праздновали тот день”. Впрочем, хотя мощи Феодосия были открыты и торжественно перенесены в церковь, но сам Феодосии еще не был причтен Церковию к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Из 16 епархий, открытых в период до-монгольский, мы имеем положительные известия о построении каменных кафедральных соборов в 9. Хронологический порядок их построения есть следующий: в Тмутаракани в 1022г., в Чернигове начат перед 1036 годом или в этом самом году и окончен до 1076г., в Новгороде в 1045–52г., в Переяславле в 1089г., в Смоленске в 1101г. (прежде учреждения епархии), во Владимире Волынском до 1160г., во Владимире Кляземском в 1158–60г. (прежде учреждения епархии), в Ростове в 1164г., в Белгороде в 1197г.. К этим 9 епархиям, как кажется, должна быть причислена 10-я Юрьевская: в 1144г. была построена каменная церковь в принадлежавшем к этой епархии города Канёве, и дело, по всей вероятности, должно быть понимаемо так, что кафедра епископа Юрьевского была переведена из Юрьева в Канёв к его каменной церкви. (Под 1154г. епископ Юрьевский действительно называется Канёвским). Из остальных 6 епархий должны быть со всей вероятностью предполагаемы каменные кафедральные соборы, построенные неизвестно когда, в 4 городах: Полоцке, Галиче, Рязани и Перемышле, а относительно двух городов – Турова и Угровска столько же вероятно думать, что их кафедральные соборы были деревянные (первого – во всё время существования кафедры, от Владимира и до нашествия Монголов, а второго – во время весьма недолгого существования кафедры). Из 10 положительно известных каменных кафедральных соборов (к положительно известным причисляем и Канёвский) восемь построены князьями, один местным епископом и один, как представляется вероятным думать, гражданами города. Собор, построенный епископом, был собор Переяславский, имевший своим создателем епископа Переяславского Ефрема скопца, в миру главного дворецкого или главного казначея великого князя Изяслава Ярославича и потом монаха Киевского Печерского и Константинопольского (вероятно) Студийского монастырей. Переяславль составлял удел Всеволода Ярославича, который в 1089г., когда Ефрем построил свой собор, был великим князем в Киеве, а в Переяславле имел своего младшего сына Ростислава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В ЖФ прп. Нестор сообщает, что не санкционированное кн. Изяславом пострижение 2 близких к нему людей - Ефрема (управляющий княжеским двором, буд. митрополит Переяславский) и прп. Варлаама (сын боярина Иоанна) - стало причиной конфликта князя с общиной. Кн. Изяслав угрожал уничтожить пещеры и отправить иноков в заточение. Конфликт был улажен благодаря заступничеству супруги князя, польки Гертруды. Но единство общины было нарушено: прп. Никон отправился в Тмутаракань и там основал обитель в честь Успения Пресв. Богородицы, мон. Ефрем выбрал местом подвигов один из к-польских мон-рей. Прп. Антоний переселился на соседний холм (впосл. Ближние пещеры), где основал новое отшельническое поселение («новый монастырь»). Причину этих изменений обычно усматривают в стремлении печерской братии к уединению, которое могло быть нарушено либо стечением народа, либо продолжающимся гневом кн. Изяслава (Казанский; архим. Леонид (Кавелин), Л. К. Гётц). Но, по всей видимости, кризис был вызван вмешательством князя во внутренние дела монастыря, которое выразилось в назначении на игуменство Варлаама (ок. 1060-1061), и начавшейся в связи с этим трансформацией отшельнической общины в киновиальную (общежительную). О том, что судьба сына боярина Иоанна была небезразлична кн. Изяславу, свидетельствует последующее назначение его настоятелем княжеского киевского во имя вмч. Димитрия Солунского монастыря : «Изяславъ же постави манастырь святаго Дмитрия и выведе Варлаама на игуменьство… хотя створити вышнии сего манастыря, надеяся богатьству» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159). По благословению прп. Антония при Дальних пещерах были возведены первые наземные постройки: деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, кельи и др. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Переход к киновии был осуществлен в игуменство прп. Феодосия Печерского (ок. 1062-1074) введением общежительного Студийского устава . История обретения устава по-разному излагается в источниках. Согласно СПМ, он был получен прп. Феодосием от студийского мон. Михаила, пришедшего в Киев с митрополитом-греком Георгием; по ЖФ - от мон. Ефрема, который изготовил его копию непосредственно в столице Византии. Большинство исследователей (Е. Е. Голубинский , Д. С. Ищенко, М. И. Бълхова, А. М. Пентковский) полагают, что прп. Феодосий заимствовал Алексеевскую редакцию Студийского устава. А. В. Поппе указывает на введение в Киево-Печерском мон-ре Студийского устава в редакции Никиты Стифата , напрямую восходящей к Ипотипикону прп. Феодора Студита . Однако это мнение слабо аргументировано.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Т. о., либо Л. занимал кафедру невероятно долго, либо между кратким периодом деятельности Феодора и Илариона, с одной стороны, и святительством Л.- с другой (а может быть, также между Л. и Исаией), имелся большой перерыв. Митр. Макарий (Булгаков) и Е. Е. Голубинский считали, что деятельность Л. в Ростове продолжалась неск. десятилетий до 1077 г. Присёлков попытался избежать хронологических трудностей, сузив святительство Л. до 1067/68-1072/73 гг. и признав его 1-м Ростовским епископом. Воронин связал мученичество Л. с теми языческими волнениями на Ростово-Суздальской земле, о к-рых сообщает ПВЛ под 1071 г.; т. о., основание епископии в Ростове и проповедь Л. как ее 1-го предстоятеля исследователь отнес к 60-м гг. XI в., не учтя, однако, что статья 1071 г. носит хронологически сводный характер. Между тем во 2-й пол. XI в. на Руси наряду с Киевской временно существовали Черниговская и Переяславская митрополии, бывшие титулярными, т. е. они не могли иметь подчиненных епархий. Это позволило А. Поппе связать открытие Ростовской епископии, сопровождавшееся поставлением Л., с твердо установленным переходом Ростовской волости из-под власти переяславского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича под власть Киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича (и соответственно в юрисдикцию Киевского митрополита) между 1073 и 1076 гг. Возможно, это церковно-адм. преобразование имело место одновременно с назначением новых митрополитов - Киевского Иоанна II и Переяславского Ефрема ; если Л. принадлежал к кругу митр. Ефрема, это могло бы разъяснить противоречивость сведений о происхождении Л.: как и Ефрем, Л., с одной стороны, был бы выходцем из Печерского мон-ря, а с другой - долгое время прожил в К-поле (А. В. Назаренко). Особняком стоит т. зр. Я. Н. Щапова , считавшего возможным продление святительства Л. до 80-х гг. XI в. Вопрос о том, был ли Л. 1-м епископом в Ростове, остается открытым. Новая датировка учреждения Ростовской епископии временем правления св. блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (вероятнее всего, 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Т. 2. С. 2). Кроме того, о работе Н. над летописью дважды упоминает монах Поликарп (30-е гг. XIII в.) - составитель 11 рассказов о печерских монахах, к-рые впосл. легли в основу Киево-Печерского патерика. В слове о Никите Затворнике среди наиболее авторитетных печерян он называет «Нестера, иже написа Летописец»; а в Слове о прп. Агапите «лечьце» ссылается на опыт Н., к-рый «в Летописце написа о блаженных отцех, о Дамияне, Иеремии и Матфеи, и Исакыи (рассказы об этих подвижниках действительно читаются в ПВЛ под 6482 (1074) г.). Казалось бы, на связь Н. с ранним летописанием указывает и наличие известий, повествующих об истории Киево-Печерской обители. Между тем сравнение этих известий с данными ЖФ обнаруживает целый ряд существенных противоречий, на которые исследователи обратили внимание еще в XIX в. (Р. Ф. Тимковский, А. М. Кубарев, П. С. Казанский ). Например, в статье 6559 (1051) г. сообщается, что наземный монастырь был устроен прп. Варлаамом (до этого монахи жили в пещерах), а в ЖФ - прп. Феодосием; в статье 6559 (1051) г. говорится, что Студийский устав прп. Феодосий получил от монаха Михаила, пришедшего в Киев вместе с митрополитом-греком Георгием (ок. 1062 - после 1073), а в ЖФ - от печерского монаха Ефрема (см. Ефрем , свт., митр. Переяславский), к-рый сделал его копию в К-поле; в заключительной части той же статьи летописец пишет, что пришел в обитель при Феодосии, а Н., согласно ЖФ, был принят в монастырь игум. Стефаном. По-разному в ЖФ и статье 6582 (1074) г. описаны последние дни жизни прп. Феодосия и выборы его преемника. Противоречия обнаруживаются и при сопоставлении известий летописи с ЧН. Так, в вводной части ПВЛ рассказывается о посещении Руси св. ап. Андреем Первозванным , а в ЧН утверждается, что Русь не знала апостольской проповеди. Наличие этих противоречий привело часть исследователей к мнению о непричастности Н. к работе над ПВЛ (П. М. Строев , Казанский, И. И. Срезневский , Е. Е. Голубинский , Кузьмин, С. М. Михеев и др.). Наряду с этим возникла гипотеза о существовании двух Н., один из которых - автор Житий, другой - летописи (Бугославский).

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Один человек, отправившись в путь, отдал серебро свое на сохранение иноку Конову, а другой украл его. Конон в скорби о том, со слезами молился Богу и призывал на помощь Феодосия, чтобы не остаться в стыде пред доверителем. Когда он уснул, явившийся Феодосий говорит ему: «о чем ты скорбишь? Инок Николай, по наущению диавола, взял отданное тебе серебро и скрыл его в пещере; указав ему место, прибавил: иди, не говоря никому, и возьми свое». И тот действительно нашел серебро там, где показал Феодосий. Клирик великой софийской церкви был сильно болен, горел как в огне; он молил Бога и пр. Феодосия о своем выздоровлении. После того едва уснул он, видит, Феодосий дает ему палку и говорит: возьми ты эту палку и ходи; когда взял он, то почувствовал облегчение. Об этом рассказал он, явившись сам в монастырь. «В 1091 г. пишет летописец, игумен и братия печерского монастыря составили совет и положили, неприлично отцу нашему Феодосию лежать вне церкви монастырской, – он основал ее и собрал черноризцев. – В след за тем приготовлено было в церкви место, где бы положить его». Самому Нестору игумен поручил отыскать мощи и св. летописец описывает их так: «составы не распались и только волосы присохли на голове». На следующий день «собрались епископы Ефрем переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн черниговский, Марин юрьевский: пришли и игумены монастырей с черноризцами и много православного народа; взяли Феодосиевы мощи с фимиамом и свечами, принесли их в великую церковь и поставили в притворе на правой стороне в 14 д. августа. 50 В 1108 г. по просьбе блаж. игумена Феоктиста, и по согласии в к. Святополка м. Никифор постановил на соборе «вписать Феодосия в синодик по всем епископиям». 51 Это значило тоже, что с того времени начали праздновать везде, как преставление пр. Феодосия, так и перенесение мощей его. Так показывают и другие памятники. 52 В 1130 г. ростовский тысяцкий Георгий, сын известного Шимона, наследовавший усердие отца своего к преподобному прислал в печерскую обитель для окования раки преподобного 500 гривен (фунтов) серебра и 50 гривен золота, и великолепная рака была устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

К числу святых Архипастырей наших того времени принадлежать: св. Михаил, первый Митрополит Киевский; святые Иоаким Корсунянин, Лука Жидята, Герман, Никита, Иоанн (Илия), Мартирий и Антоний – владыки Новгородские, почивающие в Новгородском Софийском храме и чтимые местно, и Новгородский Святитель Нифонт «поборник земли Русской», коего мощи покоятся в Киевских пещерах; святые Леонтий и Исаия, просветители и Епископы Ростовские, коих мощи почивают в Соборной церкви Ростовской; препод. Стефан, бывший Епископом Владимирским; препод. Ефрем Епископ Переяславский, коего св. мощи почивают в пещерах препод. Антония; св. Меркурий, Епископ Смоленский, коего мощи почивают также в Киево-Печерской Лавре; св. Кирилл Епископ Туровский, бывший несколько времени столпником; св. Симон, первый Епископ Владимирский, названный в современной летописи учительным и милостивым: св. мощи его почивают в Киевских пещерах. Из числа подвижников Киево-Печерских одни явили в себе, более или менее, образец всех добродетелей Христианских. Таковы особенно были: препод. Аптоний, много лет проведший в тесной пещере и изумлявший своих учеников суровостью пещерных подвигов, необычайным постом, непрерывною молитвою к Богу, а вместе обильным даром предведения и чудотворений, и препод. Феодосий, обладавший теми же самыми нравственными качествами и благодатными дарами: образец кротости, самоумерщвления, неистощимой любви и самой пламенной ревности по славе Божией и спасению ближних. Другие известны, главным образом, своими страданиями, добровольными, или понесенными от других, но употребленными ими к своей нравственной пользе. Таковы Иоанн многострадальный, в продолжение тридцати лет умерщвлявший плоть свою то шестидневным постом, то тяжкими веригами, то закапыванием себя в землю по рамена; Мовсей Угрин многострадальный, потерпевший многие мучения и пытки от одной Ляхини, бывшей его госпожою, и понуждавшей своего невольника изменить девству; Никон Сухой, которому, когда он был взят в плен Половцами, хозяин подрезал под коленами жилы, чтобы воспрепятствовать его побегу, и который, после чудесного своего избавления от плена, к прежним своим страданиям присоединил новые добровольные для изнурения своей плоти; и Пимен многоболезненный, двадцать лет прострадавший тяжкою болезнью, и только в последние дни жизни получивший исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Он в ту ночь видел через поле, над пещерой великую зарю. Думая, что переносят честные мощи преподобного Феодосия, – он был об этом накануне извещен – сильно жалел, что это происходит без него. Севши на коня, он поехал к пещере, взяв с собой Климента, которого поставил вместо себя на Клове. Едучи, они увидали издали яркую зарницу и, когда приблизились, увидали над пещерой много свечей; когда же подошли к пещере, уже не видели ничего. Тогда поняли они, что это было божественное сияние от честных мощей преподобного Феодосия. Придя к дверям пещеры, они застали святого Нестора с братией, окруживших честные мощи. Преподобный Нестор о прочих тех событиях свидетельствует так. На другой день по обретении честных мощей, по изволению Божию, собрались боголюбивые епископы Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский, Антоний Порозский и игумены всех монастырей, множество черноризцев и благоверных людей из города, со свечами и фимиамом. Честные мощи святого Феодосия перенесли в Богом созданную и пречестную церковь , и возрадовалась пречестная церковь, приняв своего светильника, и можно было видеть в церкви дневной свет, покрываемый светом свечей; и святители окружали, иереи припадали, иноки с народом стекаясь лобызали с усердием мощи святого, воссылая Богу духовные песни и принося преподобному благодарственные хваления. И так положили мощи преподобного в близкой ему церкви Успения Пресвятой Богородицы, на правой стороне, месяца августа в четырнадцатый день, в четверг, в первый час дня, и радостно праздновали тот день. Нельзя здесь умолчать и о том, что в третий день по перенесении мощей преподобного отца нашего Феодосия сбылось одно его пророчество; совершилось же это так. Когда преподобный отец наш Феодосий был еще жив и содержал игуменство, его единственной заботой было, как бы лучше пасти врученное ему Богом стадо, и он заботился не только о черноризцах, но и о мирских душах, как бы им спастись, особенно же о своих духовных детях, наставляя и утешая приходящих к нему, иногда же заходя и в их дома и подавая им благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то же время жил и подвизался в Печерской Лавре и Преподобный Памво послушливый и затворник, который был пленен татарами, во время нашествия Батыева, и потом чудесно спасенный от уз, скончался в Лавре в 1241 году, когда уже иноки Почаевские, без сомнения, твердо укрепились на святой Горе своей. 735 Это подвижники так называемой Феодосиевой или дальней пещеры. Сюда же нужно отнести почивающего в Антониевой или ближней пещере Святителя Меркурия Епископа Смоленского, который, как говорит Преосвященный Филарет, «с своею паствою испытывал ужасы нашествия Батыева и, по преданию, до посвящения в сан святительский подвизался в Печерской обители, где, по примеру других питомцев пещеры, обрел себе и последний покой». 736 Кроме сего, по древнему преданию, к числу святых угодников, из времен нашествия Батыева, находящихся в непосредственном отношении в Киево-печерской Лавре, в качестве подвижника Антоновой пещеры, надобно отнести Святителя Симеона, Епископа Переяславского, который, подобно Меркурию, тоже первоначально подвизался в Печерской обители, и отселе взятый на Епископию, замучен врагами в Переяславле, «когда одни полчища Монголов были посланы Батыем против Чернигова, а другие, как волны, напали на Переяславль» в 1239 году. 737 Правда, как Симеон, так и Меркурий, в самую годину нашествия вражеского на Киев, подвизались оба не в Киеве, а вне его, один в Смоленске, а другой в Переяславле. Но они взяты на Епископию из Киево-печерской Лавры, а при таких условиях раньше или позже они должны были жить вместе с печерскими иноками, застигнутыми татарскою ордой, а в том числе, конечно, и с современными им основателями обители Почаевской. Таким образом мы имеем уже шесть исторически известных святых угодников Печерских, о коих прямо можно сказать, что они были современниками первых насельников Горы Почаевской. 738 Но кроме этого у Преосвященного Филарета Черниговского , в его перечне « Русских Святых» XIII века, указываются еще следующие угодники Киево-печерской Лавры того же века: 1) Антониевой пещеры: Аврамий, Алексий, Евстафий, Елладий постник, Ефрем Пресвитер, Иероним, Лука эконом, Меладий, Онисим, Персий, Павел послушливый, Сергий послушливый, Сисой и Феофил; и 2) Феодосиевой пещеры: Анатолий, Афанасий, Исидор, Кассиан, Лаврентий, Пафнутий, Пиор, Сисой и Софроний. 739

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010