«Все обвинение, — как писал в следственную комиссию протоиерей Иоанн Восторгов, — построено исключительно на единственном показании неведомого Погарева, какого-то самозванца, мифического существа, и не имеет за собою ни единого другого стороннего и объективного доказательства в виде документов, вещей и т.п.» 50 Несомненно, что еще задолго до ареста Иоанну Восторгову уже был вынесен смертный приговор, приведенный в исполнение 5 сентября 1918 г. Расстрел знаменитого московского проповедника протоиерея Иоанна Восторгова, вместе с епископом Ефремом (Кузнецовым) и бывшими министрами представители новой власти объявили актом «красного террора» 51 . Промыслом Божиим сохранилось для нас описание кончины осужденных. В то время для заключенных Московской Бутырской тюрьмы одной из самых тяжелых была обязанность копать глубокие канавы для погребения расстрелянных. Работа эта выполнялась изо дня в день. Заключенных вывозили на грузовике под надзором вооруженной стражи, надзиратель отмерял широкую, в рост человека, канаву, длина которой определяла число жертв. Выкапывали могилы на двадцать-тридцать человек, готовили канавы и намного больше. Подневольным рабочим не доводилось видеть расстрелянных, они были «заприсыпаны землею» руками самих палачей. Арестантам оставалось только заполнять рвы. В эмигрантском журнале «Двуглавый орел» в 1922 г. был напечатан отрывок из воспоминаний эсера, сидевшего в это время в Бутырках. Он встретил там заключенного, который знал обстоятельства кончины известных монархистов, в том числе и протоиерея Иоанна Восторгова. Однажды конвоиры объявили, что на завтрашнее утро — 5 сентября 1918 г. — предстоит «важный расстрел» попов и министров. На следующий день прояснилось, о ком шла речь. Это были: Селенгинский епископ Ефрем (Кузнецов), протоиерей Иоанн Восторгов, ксендз Лютостанский с братом, бывшие министры внутренних дел Н. А. Маклаков и Хвостов, председатель Государственного Совета И. Г. Щегловитов, сенатор Бельский 52 . Массовые расстрелы жертв красного террора производились в 1918–1920 гг. у кирпичной ограды Всероссийского военного Братского кладбища героев Первой Мировой войны, граница которого вплотную примыкала к Всехсвятскому приходскому кладбищу при Храме Всех Святых. Это одно из самых больших мест захоронения жертв красного террора в Москве, где и завершил свой жизненный путь и протоиерей Иоанн с товарищами по заключению.

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_vost...

Вскоре, 20 мая (2 июня) 1918 года, батюшка был арестован по обвинению в антисемитской пропаганде и заключён в Московскую Бутырскую тюрьму. Там, одною из самых тяжёлых обязанностей заключённых было закапывание расстрелянных и выкапывание глубоких канав для погребения жертв следующего расстрела. Работа эта происходила изо дня в день Заключённых вывозили на грузовике под надзором вооружённой стражи к Ходынскому полю, иногда на Ваганьковское кладбище, надзиратель отмерял широкую, в рост человека, канаву, длина которой определяла число намеченных жертв. Выкапывали могилы на 20–30 человек, готовили канавы и на много десятков больше. Подневольным работникам не приходилось видеть расстрелянных, ибо таковые бывали»заприсыпаны землёю»руками палачей. Арестантам оставалось только заполнять рвы землёй и делать насыпь вдоль рва, поглотившего очередные жертвы»Чека». Однажды конвоиры объявили, что на завтрашнее утро — 23 августа 1918 года — предстоит»важный расстрел»попов и министров. На следующий день дело объяснилось. Это были: Селенгинский епископ священномученик Ефрем (Кузнецов), протоиерей Иоанн Восторгов, ксендз Лютостанский с братом, бывший министр внутренних дел Н. А. Маклаков, председатель Государственного Совета И. Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел Хвостов и сенатор Бельский… Прибывших разместили вдоль могилы лицом к ней… По просьбе отца Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осуждённым помолиться и попрощаться друг с другом. Все стали на колени и полилась горячая молитва»смертников», после чего все подходили под благословение преосвященного Ефрема и отца Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым подошёл к могиле отец Иоанн, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины, принести последнюю искупительную жертву.«Я готов», — сказал он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошёл к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул её за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам. Белецкий рванулся и быстро отбежал в сторону от кустов шагов на 20–30, но настигнутый двумя пулями, упал, и его приволокли к могиле, выстрелили ещё раз и сбросили.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Говорит святой Исаак Сирин : «Если благодаришь Бога за малое, то подвигаешь Его и на большее добро». Святой Ефрем Сирин говорит: «Бог от больного человека двух дел требует: благодарить Бога за болезнь и молиться непрестанно». И святой Иоанн Златоуст в том же духе говорит о больных: «Так угодны уста больного, благодарящего Бога в болезни, в минуты страданий, что они ничем не ниже уст мучеников, исповедовавших Его в муках, когда их распинали, и ввергали в котлы, и мучили. Ибо и те страдали, и эти страдают в равной мере». Итак, кто благодарит Бога в болезни, тот добровольный мученик. Молитва больного самая сильная, потому что он молится всем сердцем и со смирением. Святой Иоанн Лествичник говорит так: «Бог, когда видит монаха или послушщника, горящего любовью к Нему и имеющего высокую жизнь изначала, не оставляет его жить долго,– ибо Бог заранее знает жизнь человека, – чтобы он не изменился». В общежительном монастыре, как показывает святой Пахомий Великий , монах – что путешественник без ноши. Послушай, что говорит святой Исаак Сирин : «Всякое дело красит мера в жизни». Говорят божественные отцы: «Крайности принадлежат диаволу, а середина – Христу, ибо она есть царский путь». Святой Иоанн Лествичник говорит, что такое послушание: «Послушание – это гроб воли». Каждый да захоронит волю свою. И снова: «Послушание есть отвержение своего мнения во всем». Святой Феодор Студит говорит: «Тот послушлив, кто как железо в руке кузнеца и как глина в руке горшечника». Также святой Феодор Студит говорит: «Кто совершает послушание с любовью, Литургию совершает». Василий Великий в «Великих правилах» (в правиле 55) говорит: «Монах в общежитии есть жертва и жертвующий». «Кто совершает послушание с любовью и имеет Христа в уме, тот сыном Божиим по благодати делается», – говорит святой Исаак Сирин . Святой Иоанн Лествичник показывает, что девство по обету имеет ту же ценность, что и девство по естеству. Святой Феодор Студит говорит: «Послушание и отсечение воли есть самый высокий пост на свете».

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

«Да сохранит тебя и заступит, и покроет Своим Материнским Покровом Пречистая Заступница Матерь Света. Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице: Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молись». Ниже текста письма сделана приписка: «Усердно молимся за дорогих страстотерпцев, смиренный иерей... (подпись неразборчива)». С началом гонений на Церковь первый удар приняли миссионеры Закончив житие мученика Николая Варжанского, было совершенно естественно начать подготовку материалов по канонизации его тестя протоиерея Неофита Любимова(1846-1918), который был обвинен в «агитации против советской власти» тем, что «служил панихиду по “помазаннике Божием” Николае Романове». 17 сентября 1918 года он был приговорен к расстрелу. Реальная же причина заключалась в его миссионерской деятельности. С началом гонений на Церковь со стороны революционной власти первый удар приняли именно миссионеры: протоиереи Иоанн Кочуров, Константин Голубев, Иоанн Восторгов, епископ Ефрем (Кузнецов) и др. Протоиерей Неофит был даровитым педагогом. Он стремился воспитать благоговейных и верных чад святой Церкви. Отец Неофит писал, что знания «являются неполными и слабыми, мертвыми и безжизненными, мрачными и безотрадными, а иногда вредными и гибельными, если не утверждаются и не восполняются словом Божиим, не оживляются Духом Премудрости и Разума, не озаряются светом веры Христовой и не управляются истинною любовью христианскою». 17 сентября 1918 года президиумом коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией, который состоял из трех человек, протоиерей Неофит был приговорен к смерти. Расстрелян он был на Калитниковском кладбище. Гонения на Церковь продолжались весь долгий период власти атеистов. Но проходили они волнами. Много было умучено за веру православных людей в 1918 году. Однако девятый вал приходится на 1937-1938 годы. Из трех человек, которым Святейший Патриарх Тихон(1865-1925) завещал патриаршее местоблюстительство, двое (митрополиты Кирилл (Смирнов; 1863-1937) и Петр (Полянский; 1862-1937)) были расстреляны именно в 1937 году. Поэтому и в списке подготовленных к прославлению угодников Божиих преобладают мученики, закончившие свой земной путь в 1937-1938 годах.

http://pravoslavie.ru/105167.html

Далее, аскетические лишения святых юродивых касались также и постели, которая есть, так сказать, ночная одежда, а вместе с нею и сна. Попытки, если не вполне искоренить в себе потребность во сне и ночном отдыхе, то по крайней мере, сколько возможно ограничить удовлетворение этой потребности, попытки этого рода древни. Уже Гомер упоминает об одной древне Пелазгической жрице Юпитера в Додоне, что она ходила неумытыми ногами и спала на голой земле. Александр Македонский с своими спутниками не только видел Диогена в Коринфе, лежащего на жесткой земле пред своей бочкой, но и встречал на Востоке не мало индийских аскетов, которые ложились или на раскаленном песке, или на острых камнях и которые, притом еще, наваливали себе камни на спину. О новейших индийских аскетах современные путешественники рассказывают, что они день и ночь бродят по обширным раскаленным от солнечного жара скалистым равнинам, или же зарываются в землю, так что едва можно примечать их дыхание, или же обнаженные лежат на терновых подстилках; некоторые из них ложатся на ужасную постель, состоящую из железных острых спиц. Подобного рода формы аскетического самоистязания встречаются и среди святых юродивых. Так, блаженный Иоанн Устюжский спал в печке на раскаленных угольях, что видел священник Григорий 304 . Чтобы отогнать сон святые юродивые целые ночи простаивали на молитве в своих убогих «хлевинах» или на холодных папертях церковных или на снегу (святой Симон Юрьевецкий); святой Симеон «по вся нощи в молитве пребывание до утрени» 305 ; святой Феодор Новгородский «днем ходя по стогнам града, творяше юродство, нощию же моляся Богу о избавлении града от огненного запаления» 306 ; святой Исидор Твердислов «в нощи непрестанно молитву возсылаше к Богу и в своей хврастной хиже всю нощь без сна в молитвах, и в слезах, и в коленопреклонении пребываше» 307 , или же ложились спать на голой земле. Про святого Прокопия Вятского рассказывается, что он «приимаше покоя своему телеси овогда на улицах градских, овогда за градом на гноищах, имея себе одр – землю, а покров – небо» 308 , святой Виссарион спал или сидя или стоя 309 . Первоначально в древности такой способ провождения ночи предписывался грешникам в знак покаяния и был тождественен с возлежанием во вретище и на пепле и прахе, о чем говорит Библия 310 ; но уже с древнейших времен христианства спанье на голой земле стало обыкновенным явлением в среде наиболее строгих аскетов ( Антоний Великий , Иаков Низибийский , Ефрем Сирин и др.). Не довольствуясь тем, чтобы делать сон как можно менее покойным и лишать его подкрепляющего действия на человека, святые юродивые, употребляли все усилия к тому, чтобы сколько возможно ограничить продолжительность сна и этого достигали чрез удлинение ночных молитв (святой Симеон).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Домов в Тоёхаси 4420, из которых около 400 домов сизоку. К Собору прошлого года было крещеных в Тоёхаси 95 человек (показано в Гидзироку: 90 и 3 умерших, но неверно). С Собора доселе крещено 4. Итого ныне всех крещено в Тоёхаси: 100 человек. Из них умерло 10. Но взамен перешло из других мест 8 человек, именно: из Оказаки 6 (смотри страницу 227), из Тоокёо 2, там крещенных: Яков Юза и Иов Оояма. Крестившиеся здесь из Фукурои 2 человека не вписаны в здешнюю метрику, а должны значиться в Фукуройской. Итого христиан налицо в Тоёхаси: 98 человек, в 41 христианском доме. Из них ослабели в вере и не приходят в Церковь следующие: 1 . Яков Юза, племянник старика Петра Юза, умершего в Тоокёо; был здесь учителем, теперь праздно живет; принадлежит к обществу «Дзиюу-тоо»; в доме один он христианин. 2 . Марина Найтоо, ныне восемнадцать лет. Когда Цуда был здесь проповедником, то жил в доме ее отца; Марина прислуживала ему и научилась христианству, вопреки воле родителей. Ныне, как видно, подчинилась влиянию последних. Выдана за язычника. 3 . Ефрем Томида, тридцать один год, хеймин, кузнец, поведения зазорного; избран, однако, в кочео. 4 . Симон Судзуки, тридцати лет, тоже кузнец; христианского сердца совсем не потерял, но боится соседей. Были названы еще в числе неприходящих в Церковь : Кирилл Хираяма с семейством и Петр Хасейгава; но в продолжении дня были у меня и обещались вперед не отделяться от братии. Впрочем, жена первого (Елена) и сын Феодосий (двадцать один год) сомнительны, – кажется, совсем ослабели в вере. В девятом месяце 1875 года, по приглашению Хираяма, после названного в крещении Кириллом, Григорий Миясита сказал в Тоёхаси первое слово о христианстве. В одиннадцатом месяце того же года Матфей Кангета был здесь и проповедывал с неделю. В том же месяце на три дня был с проповедью и Даниил Кангета. В 1876 году Иоанн Оно, на пути в Какогава, остановился здесь на десять дней и проповедывал. В мае 1876-го года крещены были первые из Тоёхаси: Хираяма Кирилл и Мефодий и Цуция Мефодий (они крещены в Оказаки, но в метрику внесены прямо в Тоёхаси).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Ефрем (Кузнецов Епифаний Андреевич ; 1876–1918), священномученик, епископ. Член Собора как заместитель епископа Забайкальского и Нерчинского. В 1903 г. окончил КазДА, кандидат богословия, поступил на службу в Забайкальскую Духовную миссию, с 1904 г. ее начальник, протоиерей. В 1909 г. пострижен в мантию, архимандрит. В 1916 г. хиротонисан во епископа Селенгинского. 30 мая 1918 г. арестован на квартире протоиерея Иоанна Восторгова . В сентябре 1918 г. был расстрелян в Москве. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Завитневич Владимир Зенонович (1853–1927), историк и археолог. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1879 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. С 1884 г. доцент КДА по кафедре гражданской истории, с 1899 г. экстраординарный профессор. С 1903 г. доктор церковной истории, с 1906 г. ординарный профессор. С 1917 по 1927 г. принимал участие в работе Всеукраинской Академии наук. Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич ; 1842–1922), митрополит. Член Собора по должности как архиепископ Казанский и Свияжский, с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит. Председатель Уставного отдела, почетный председатель Отдела о духовных академиях. В 1870 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1891 г. хиротонисан во епископа. В 1906 г. член Предсоборного Присутствия, председатель отдела «О реформе церковного суда». С 1910 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Осенью 1918 г. переехал из г. Казани в г. Иркутск. В ноябре 1918 г. почетный председатель Сибирского церковного совещания в г. Томске, назначен митрополитом Иркутским, с апреля 1920 г. митрополит Томский. В 1921 г. уволен на покой с пребыванием на правах настоятеля Московского Симонового монастыря. В марте 1922 г. арестован, выслан из Москвы. Скончался в г. Томске. Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич ; 1886–1929), священномученик, архиепископ. Член Собора по избранию от МДА в сане архимандрита. В 1910 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1913 г. удостоен степени магистра богословия. В 1913 г. пострижен в монашество, профессор МДА. В 1920 г. хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. В марте 1922 г. арестован, сослан в г. Архангельск, в июне 1923 г. освобожден, в июле 1923 г. возведен в сан архиепископа, временно управлял Московской епархией. В ноябре 1923 г. арестован, сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Умер от сыпного тифа в больнице тюрьмы «Кресты» в Ленинграде. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Журнал Московской Патриархии. 1965. Выписка из частного письма Святейшего Патриарха Тихона к митрополиту бывшему Киевскому и Галицкому Антонию [Храповицкому] ...Опричники расстреливают нас, как куропаток: за епископом Макарием [Гневушевым], Варсонофием [Лебедевым], о. Восторговым сей участи подверглись (по слухам) А. Андрюшин, еп. Ефрем [Кузнецов] и Варжанский А.; может быть, их участь лучше, чем нас оставшихся. Теперь многие из нас бегут к вам, но вы к нам погодите... Обвинительное заключение... М., 1923 10(7)1921. Ответное письмо Святейшего Патриарха Тихона архиепископу Евлогию [Георгиевскому] по вопросу о невозможности для последнего выполнения патриаршего предписания о производстве ревизии Североамериканской епархии Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 11(?)1921. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона об утверждении епископа Канадского Александра [Немоловского] в сане архиепископа Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 1921. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о благословении открытия работ Всезаграничного Карловацкого церковного собора Обвинительное заключение... М., 1923 Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на прошении, поданном польским поверенным в делах в Москве, о даровании прав автокефалии Православной Церкви в Польше Священные каноны нашей Церкви предусматривают автокефалию для отдельных самостоятельных народов. Если бы польский народ, получивший недавно суверенность, был православным и просил об автокефалии для себя, Мы бы ему в этом не отказали, но давать автокефалию для разноплеменных православных, проживающих в пределах Польского государства на положении национальных и религиозных меньшинств, Нам не позволяют ни здравый разум, ни священные каноны. Что возможно, то Мы уже дали православным в Польше – широкую поместно-церковную автономию. Документы о польской автокефалии, 1919–1926 1575. Послание («декрет») Святейшего Патриарха Тихона о недопустимости нововведений в церковно-богослужебной практике

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

За долгую историю новозаветной религии предлагалось много подделок ее и подмен. Одни были грубые, другие – более тонкие. «Христианский социализм» является опасной подменой христианства – учения о Царстве Небесном – земной социальной утопией. Можно ли считать кончину отца Даниила Сысоева мученичеством? иеромонах Иов (Гумеров) Смерть является последним событием земной жизни человека. Для миссионера она последняя проповедь , последнее свидетельство о Христе, Которого он полюбил до полной готовности ради торжества веры пожертвовать своей жизнью. Отец Даниил Сысоев готовил себя к этому давно. Еще в юном возрасте, учась в Московской духовной семинарии, где я преподавал основное богословие, он был проникнут горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и горячо спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы. Людям, не чуждым равнодушия к успехам своей религии, это казалось странным, кто-то даже соблазнялся, но его смерть как священника в им же построенном храме дала возможность увидеть его добрую ревность и целеустремленность. С самого начала принятия священства отец Даниил выбрал самый тяжелый вид служения – миссионерство, начало которому положили апостолы. В первенствующей Церкви миссионерство было тождественно мученичеству. «Мученики были проповедниками христианства, продолжателями апостольского служения, и эту миссию они исполняли именно как martures, то есть являясь свидетелями» (Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. I. Церковь послеапостольская и Римская империя). После захвата власти большевиками первый удар гонителей обрушился именно на миссионеров. Были убиты епископ Ефрем (Кузнецов), протоиереи Иоанн Кочуров, Иоанн Восторгов , Константин Голубев, епархиальный миссионер Николай Варжанский и другие. Отец Даниил Сысоев вел свою миссионерскую деятельность среди мусульман. Его проповедь была весьма успешной: многих он обратил и крестил. В ответ он получал угрозы быть убитым. На них он отвечал тем, что с еще большей ревностью продолжал начатое дело. Поэтому его кончина есть христианская жертва ради того высокого дела, к которому он считал себя призванным. Смерть – очевидная победа, ибо «воинов Божиих и Христовых не убивают, а увенчивают» ( Киприан Карфагенский , священномученик. Послание 66).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Изъяснив таинственный смысл некоторых принадлежностей суда над Господом Иисусом Христом, блаженный Иероним делает такое заключение: „подобно тому, как Каиафа сказал, что одному надлежало умереть за всех, не ведая, что говорил, – и они“, все вообще соучастники в осуждении Спасителя, „что ни делали, хотя и с другим намерением делали, однакож нам верующим представили нечто таинственное“. 174 Подобным образом, и мы, показав значение суда над Господом Иисусом Христом, можем сделать из сказанного справедливое заключение, что, действительно, тогда как виновники осуждения Иисуса Христа, прикрываясь личиной законности, на самом деле допускали беззаконие за беззаконием, – они же, сами не ведая, творили то, что должно было совершиться и совершилось по премудрым законам благодати Божией, от вечности предопределившей даровать оправдание грешному человеку, чрез осуждение единого Всеправедного! „Учись и размышляй, брат, – говорит святитель Ефрем Сирин , – что такое ты слышишь: безгрешный Бог, Сын Всевышнего, ныне предан“ на суд, „ныне поруган, ныне был поражаем заушениями, бичами биен был, терновый венец носил. Плач каждый день, благодаря Бога за столь великие и многие страдания, которые понес за тебя Он, кроткий и преблагий Господь, – дабы слезы твои, в день пришествия Его, послужили тебе к славе и возвышению пред оным страшным судищем!“ 175 126 О сем пророчественном месте, а равно и о всех последующих местах, на которые указываем здесь, довольно заметить, что все они взяты из чтений (часов и паремий) во св. Вел. Пяток, и следовательно самой Церковью прилагаются к Иисусу Христу. 129 «Делаша», евр. (харешу) выражает собственно биение кузнецов молотом по наковальне, или еще значит избороздить землю оранием: таково было бичевание! 135 Признавая суд над Иисусом Христом «искупительным», мы не думаем чрез то утверждать, что наше искупление совершилось единственно или даже главным образом через суд над Иисусом Христом; сила нашего искупления по учению апостольскому – в крестной сметри Иисуса Христа. А суд, совершенный над Ним, имеет искупительную силу по тому самому, что он есть непосредственное предуготовление и даже начало самых крестных страданий Спасителя. Посему-то, если бы надлежало вполне показать значение рассматриваемого события в догматическом отношении, то мы должны были бы взять его в связи с другими важнейшими истинами христианского вероучения. Здесь же мы ограничились той лишь стороной его, с которой оно может быть рассматриваемо отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010