RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89270.html 03 октября 2010 Игорь Потемкин Генерал Ефремов – человек и военачальник Источник:  http://moscvichka.ru/News/?p=4878 Москвичка Жизнь и героическая смерть генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова – яркий пример беззаветного служения Родине, образец мужества и верности воинскому долгу. Многие советские генералы снискали славу в сражениях Великой Отечественной и сложили свои головы на алтарь Победы. Но тут – случай особый... Военная карьера Михаила начиналась в Первую мировую. Боевое крещение он получил прапорщиком в знаменитом Брусиловском прорыве. С 18-го года – активный участник гражданской. Смышленого и храброго командира приметил во время обороны Астрахани Сергей Миронович Киров. А знаменитый рейд на Баку отряда бронепоездов под его командованием (комиссаром был Анастас Иванович Микоян) накануне Первомая 1920 года стал образцом военного искусства того времени. Сам Киров дал Ефремову рекомендацию для вступления в партию. После гражданской Михаил Григорьевич прошел все командирские ступеньки – до командующего округом и генерал-инспектора пехоты РККА. До 41-го года ему довелось покомандовать пятью округами! Ничего подобного в практике военного строительства нашей страны не было. В разгар " чисток " он едва спасся. " Лепили " ему несколько статей, и все расстрельные. Ниточка потянулась от Павла Ефимовича Дыбенко – легендарного председателя " Центробалта " , наркома военно-морских сил в первом советском правительстве. В 30-х годах он возглавлял Приволжский военный округ, где Ефремов командовал стрелковым корпусом. У них сложились не только деловые, но и дружеские отношения. Взяли Павла Ефимовича, как обычно, под надуманным предлогом и изувечили в застенках НКВД. Он не выдержал, оклеветал своего товарища. Когда Ефремова привели на очную ставку, рассказывал мне его сын Михаил Михайлович, он узнал Дыбенко с трудом. И на вопрос: " Как же ты мог, зачем оклеветал меня? " только и ответил: " Меня жутко пытали, Миша. Прости, если можешь... " Но что написано пером...

http://religare.ru/2_89270_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90963.html 05 декабря 2011 Ольга Викторова Отпевание генерала Ефремова: молитва о том, кто не предал Источник:  http://www.taday.ru/text/1337935.html Татьянин день Отпевание генерала Ефремова: молитва о том, кто не предал Через почти семьдесят лет после того, как в окружении под Вязьмой застрелился генерал Михаил Ефремов – герой битвы за Москву, дважды отказавшийся спасти свою жизнь, оставив солдат, – в Тарусе 5 декабря проходит его церковное отпевание. Инициатор прошения об отпевании Александр Щипков считает образ Ефремова противоположностью фигуре генерала Власова – и рассказывает " ТД " , почему в день отпевания генерала для него закончится гражданская война. Отпевание самоубийцы? Российский социолог религии, главный редактор портала " Религия и СМИ " Александр Щипков стал инициатором обращения к Святейшему Патриарху Кириллу с прошением об отпевании генерала Михаила Ефремова. Препятствия к отпеванию, казалось бы, очевидны: во-первых, генерал застрелился, а даже нецерковные люди знают, что самоубийц в церкви не поминают. Во-вторых, мог ли красный генерал, участвовавший в Гражданской войне на стороне красных, быть христианином? Александр Щипков рассказывает, как возникла первая мысль об отпевании: – Мы – прихожане храма святых апостолов Петра и Павла в Тарусе, где родился генерал Ефремов – поставили ему памятник в бронзе. Это бюст с надписью: " Не предавшему Родину и солдат " . Но однажды я подумал: мы печёмся о памятнике, а ведь я ни разу не подавал за него поминовение на литургию. И в храме я написал записку на проскомидию, потом на панихиду, даже не задумываясь о том, отпет ли раб Божий Михаил Ефремов. Потом я позвонил его внуку Вячеславу Михайловичу Ефремову – а он уже как историк, в биографии деда разбирается лучше всех, – он сказал, что генерала члены его семьи не отпевали, и никаких документальных свидетельств о совершении отпевания нет. Тогда и было написано прошение Святейшему Патриарху Кириллу, где говорится, что самоубийство генерала Михаила Ефремова не является следствием смертного греха уныния и отчаяния. Обстоятельства смерти Ефремова являются примером верности Родине, присяге и солдатам. Он погиб, выполняя воинский долг, то есть " положил душу свою за други своя " (Ин. 15:13).

http://religare.ru/2_90963_1_21.html

Серафима, молящегося пред Нею. Образ этот вручен был во время тяжкой болезни утром пришедшей монахиней. Жена моя за несколько перед сим видела во сне, или даже наяву, ибо она была в беспамятстве, что о. Серафим хлопотал и заботился около нее, обливая ее теплой водой; когда же она опомнилась, то вся была в поту. Тут ей дали присланный вами образ, и с сей минуты она начала выздоравливать, тогда как злая горячка, вместе с пузырчатой рожей, совершенно свели ее было в могилу. Я и каждый из членов моего семейства свидетельствуют вам и перед всею обителью вашей, что молитва преподобного о. Серафима, созидавшего сиротскую обитель, велика пред Господом. Много, много было с нами чудных случаев, уверивших нас в его пред Богом заступлении». 19 октября 1869 года приехал в Дивеевский монастырь Петр Иванович Ефремов из г. Краснослободска служить панихиду по отцу Серафиму. Он рассказал, что четыре года тому назад, будучи в Дивееве, он получил исцеление больной ноги, на которой сделалась от ушиба неизлечимая рана, и из нее постоянно текла кровь. Три врача пользовали больного, но безуспешно; целый год он был без ноги. При жизни батюшки Серафима Ефремов бывал у него и пользовался его наставлениями. Однажды во время сильного приступа боли П. И. Ефремов обещался побывать в Дивееве и отслужить панихиду; после этого он сейчас же почувствовал себя лучше, начал с небольшим трудом вставать с постели, а когда приехал в обитель, отслужил панихиду, приложился к одежде батюшки Серафима, то исцелился, и рана на ноге закрылась и совершенно зажила. Мария Григорьевна Сабурова писала в обитель: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь. Я удостоилась во время сильной тифозной горячки видеть угодника Божия о. Серафима в видении: будто бы я пришла в Саровскую пустынь, и старец о. Серафим послал меня в Дивеевскую обитель, и когда в видении представилась пустынь, в ней недоконченный храм, а на воздухе над храмом я увидела икону Божией Матери, св. отец Серафим сказал мне от имени Царицы Небесной, что я буду жива, что болезнь моя не к смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Также свое мнение в поддержку позиции епархии и надуманности заявлений некоторых общественных деятелей, создающих конфликт «на ровном месте», высказывали председатель региональной общественной организации по сохранению историко-культурного наследия Николай Судоргин и первый заместитель атамана Всевеликого войска Донского Михаил Беспалов. Историческая справка В 1756 году знаменитый войсковой атаман Данила Ефремов заложил домовую церковь на своем подворье в Черкасске. Храм был построен каменным и освящен в честь Божией Матери в образе Ее Донском. Завершил строительство уже сын Данилы Ефремовича — тоже войсковой атаман Степан Ефремов. А спустя годы вдова его сына Евдокия Акимовна со своей невесткой Ульяной Алексеевной Ефремовой передали этот храм и свой дом со всеми постройками Донской епархии для устроения здесь женского монастыря. В 1831 году вдовы-полковницы Евдокия Акимовна, Ульяна Алексеевна Ефремовы и есаул Николай Степанович Ефремов обратились с прошением к архиепископу Новочеркасскому и Георгиевскому Афанасию: «…имея полное право наследия, мы, во славу Божию и память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь…». При этом они выражали желание, чтобы монастырь всегда был под покровительством местных епархиальных архиереев, чтобы имена умерших их родителей всегда поминались за упокой, а живые — о здравии. Для осуществления задуманного Евдокия Ефремова пожертвовала свой капитал, внесенный на «вечные времена» в сохранную казну, чтобы проценты с него обращались на содержание монахинь и церковного причта. Дополнительно она построила и необходимые монастырю служебные здания. А для работы в обители выделила 4 семьи из числа крепостных крестьян. В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской женского Ефремовского монастыря с присвоением ему степени III класса. Бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией Матери стала монастырским храмом. Для обустройства женского монастыря Ефремовы пожертвовали домовую церковь в честь Донской иконы Божией Матери, Атаманский дом и кухню Ефремовых, которая поставлена на государственную охрану как «Дом Степана Ефремова». Более того: правящий архиерей тогда даже выдвинул такое условие — для того, чтобы был устроен монастырь, необходимо возвести и другие строения. И только после того, как на собственные средства Евдокии Акимовны и Ульяны Алексеевны Ефремовых были построены келейные корпуса, конюшни, сараи и другие хозяйственные здания, Высокопреосвященнейший Афанасий начал готовить доклад для представления его в Синоде. То есть только Атаманский дом и кухня Ефремовых связаны непосредственно с жизнью атаманов. Остальные постройки были возведены Ефремовыми для жизнедеятельности обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4269230...

Некоторые историки даже сомневаются, точно ли генерал застрелился. Некоторые считают, что он был ранен настолько, что уже не мог двигаться. Немцы похоронили его с воинскими почестями, пораженные его мужеством. Рассказывают, что немецкий генерал обратился к своим солдатам: " Сражайтесь за Германию так же доблестно, как сражался за Россию генерал Ефремов " . На второй месяц окружения – в марте 1942 года – силы немцев превосходили силы Ефремова в десять раз. В апреле немцы в два раза увеличили свою группировку – превосходство стало двадцатикратным. В день солдатам армии Ефремова выдавали 5 патронов на винтовку и 1 снаряд на орудие; немцам – 120 патронов на винтовку, 3 тысячи патронов на пулемет. – У нас в последнее время бережно относятся к памяти белого движения – изучают судьбы Колчака, Деникина. Там были и яркие, и смелые люди, и люди с чувством долга, но были и изверги. Разделение гражданской войны на " своих " и " чужих " сидит внутри нас через без малого сто лет после той эпохи, – считает Александр Щипков. – Если бы мне 30 лет назад сказали, что я буду ставить памятник красному генералу и добиваться его отпевания, я бы засмеялся: я ведь ярый антисоветчик, моя мама сидела в тюрьме за антисоветчину. Лично для меня гражданская война завершится 5 декабря, после отпевания генерала Ефремова. Жуткая ситуация разделения – наши и " ненаши " , белые и красные, поддерживалась в том числе советскими фильмами вроде " Неуловимых мстителей " . Это надо преодолеть, потому что иначе мы не будем двигаться вперед. Ефремов был христианином по крещению, но, вероятно, не был по жизни. Но он был им по рождению (по крещению) и по смерти – а это главные моменты в жизни христианина. Это два чуда – рождение и смерть как рождение в жизнь вечную. А уж середина – какую жизнь прожил, такую прожил. Мы должны изжить, преодолеть внутри себя разделение на " белых " и " красных " . Александр Щипков считает образ генерала Михаила Ефремова чрезвычайно актуальным. – Православные сегодня из числа красных генералов почитают только Георгия Жукова. Надо смотреть не только на то, белый или красный, но, как говорят афонские монахи, надо смотреть на то, как человек умирать будет. Для меня генерал Ефремов – фигура с очень глубоким религиозным содержанием.

http://religare.ru/2_90963.html

В воскресенье же нам позвонил взволнованный Казачок и отменил показ портрета. Как выяснилось впоследствии, Александр Дмитриевич, которому, кстати, уже 80, работал всю ночь с субботы на воскресенье. Под утро уснул... и во сне увидел Михаила Григорьевича Ефремова. Таким, каков он на той, последней фотографии. Каким был в окружении. Обреченный командир обреченной армии. Человек, готовый к смерти, и в определенном смысле, может быть, уже умерший. Умереть для мира – это выражение применяют к монахам, но оно применимо, наверное, и в подобных случаях тоже. Никаких сведений о религиозности Ефремова у нас не было, по всем нашим сведениям, он был вполне советский военачальник, член партии, конечно, и депутат Верховного Совета СССР. Но то, что мы видели на этом снимке, в его глазах – это было абсолютно религиозное состояние души. Спасавшая Москву, освобождавшая Наро-Фоминск, Боровск и Верею, 33-я армия, которой командовал Ефремов, попала в окружение в результате трагической Ржевско-Вяземской операции. Очень долго – с сентября 41-го по апрель 42-го года – связывала силы гитлеровцев, и они никак не могли ее одолеть. Армия перешла, по сути, на партизанскую тактику. Все местное население знало ефремовских. Однажды ночью они прорвали оборону немцев и вынудили их бежать из Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря. Этот разоренный монастырь оккупанты использовали как сборный пункт – для русской рабочей силы, предназначенной к отправке в Германию. Накануне трое деревенских ребят пытались из монастыря бежать. Немцы поймали их, и наутро должны были расстрелять на глазах у прочих. Ефремовский прорыв спас мальчишкам жизнь. Один из этих спасенных – отец моей жены Любы. Он чтил память генерала Ефремова до самой своей смерти. В апреле 42-го года немецкое командование сбрасывает на позиции 33-ей армии листовки с ультиматумом: немцы заверяют командарма и его непосредственных подчиненных в своем уважении " к мужеству окруженной армии " , которая " храбро сражается " и предлагают почетную капитуляцию с гарантией сохранения жизней всех сдавшихся добровольно. Ефремов докладывает о листовках в штаб Западного фронта. Он не собирается сдаваться! Сталин, понимавший, что 33-я армия обречена, выслал самолет за Ефремовым – такая была практика во время войны, генералов вывозили, не давали им погибать. Ефремов отправил с этим самолетом знамена и тяжелораненых. Сам улетать отказался. Не выполнил приказа главнокомандующего. Не бросил своих солдат. Такой поступок невозможно совершить без какого-то религиозного чувства.

http://religare.ru/2_90946.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90984.html 06 декабря 2011 Дроздова Виктория 5 вопросов об отпевании генерала, который застрелился Источник:  http://www.foma.ru/article/index.php?news=6441 Фома Сегодня, 5 декабря 2011 года, в 70-ю годовщину остановки немецкого наступления на Москву в городе Тарусе Калужской области, состоялось церковное отпевание героя Великой Отечественной Войны генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Разрешение на это было дано лично Патриархом Кириллом, после обращения к нему инициативной группы и родственников покойного. Причина: обстоятельства гибели генерала Евремова – оказавшись в окружении, он застрелился, чтобы не попасть в плен к немцам. О том, при каких обстоятельствах отпевание самоуйбиц возможно и почему было сделано исключение в данном конкретном случае рассказывает член инициативной группы по увековечению памяти генерала Ефремова публицист, редактор сайта " Религия и СМИ " Александр Щипков. 1. Александр Владимирович, для начала: кем все-таки был генерал Михаил Ефремов и в чем, собственно, состоит его подвиг? – В первую очередь Михаил Ефремов – прямой антипод генерала Власова. В их судьбах много общего, за исключением финального выбора. Он был кадровым военным, сражался в Первую мировую, затем на стороне красных в годы Гражданской войны. В 30-е вошел в высшую военную элиту СССР, получил звание генерал-лейтенанта. В 1941-ом участвовал в битве за Москву, командуя 33 армией, защищавшей город на Нарофоминском направлении, и, кстати, смог не только остановить продвижение немецких войск, но и первым перешел в контрнаступление. Главный же его подвиг произошел зимой 1942 года, во время ржевско-вяземской операции, когда армия Ефремова попала в окружение, и фактически полностью погибла. Тогда, оказавшись в тяжелых условиях, он показал себя с самой лучшей стороны. Немцы традиционно забрасывали окруженные армии листовками с призывом сдаться. В случае с 33 армией, среди прочего с самолетов сбросили листовки подписанные Верховным командованием Германской армии, которое возглавлял Адольф Гитлер. В них содержалось прямое обращение к генералу Ефремову – предложение сдаться и перейти на немецкую сторону. Ефремов ответил бомбардировкой того места, где в день предложенной сдачи его ждали фашисты.

http://religare.ru/2_90984_1_21.html

6 октября 2005 г. от Брянской епархии: протоиерея Александра Левицкого (1868 — 7 декабря 1937), священника Алексия Тютюнова (1892 — 7 декабря 1937), священника Иоанна Никольского (1866 — 7 декабря 1937), священника Корнилия Удиловича (1877 — 7 декабря 1937), священника Митрофана Корницкого (1873 — 7 декабря 1937); от Московской епархии: священника Константина Соколова (1875 — 25 марта 1938), священника Алексия Красновского (1886 — 11 августа 1938), священника Павла Никольского (1896 — 22 января 1943), священника Петра Успенского (1876 — 12 марта 1938), священника Алексия Троицкого (1875 — 20 февраля 1942), иеромонаха Андроника (Сурикова; 1885 — 22 сентября 1938), протодиакона Николая Тохтуева (1903 — 17 мая 1943), диакона Павла Широкогорова (1878 — 6 марта 1938), Ольгу Кошелеву (1874 — 6 марта 1939); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеимона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937), иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931). 27 декабря 2005 г. от Архангельской епархии: архимандрита Павла (Моисеева; 1849 — 30 сентября 1918), архимандрита Феодосия (Соболева; 1842 — 30 сентября 1918), иеромонаха Никодима (Щапкова; 1852 — 30 сентября 1918), иеромонаха Серафима (Кулакова; 1874 — 30 сентября 1918), игумена Леонида (Молчанова; 1872 — 13 ноября 1918); от Екатеринбургской епархии: священника Алексия Кротенкова (1878 — 18 апреля 1930); от Московской епархии: протоиерея Димитрия Розанова (1890 — 9 октября 1937), протоиерея Николая Скворцова (1875 — 27 сентября 1937), протоиерея Александра Левитского (1876 — 9 октября 1937), иеросхимонаха Дионисия (Петушкова; 1863 — 10 июня 1931), игумена Владимира (Терентьева; 1872 — 3 марта 1933), священника Василия Малахова (1873 — 24 марта 1937), священника Константина Любомудрова (1879 — 19 ноября 1937), священника Алексия Протопопова (1880 — 4 мая 1938), диакона Николая Аристова (1872 — 10 июня 1931), псаломщика Михаила Маркова (1884 — 12 марта 1938), послушницу Анастасию (Титову; 1873 — 17 декабря 1937), послушницу Марию (Носову; 1872 — 10 мая 1938), послушницу Евдокию (Павлову; 1876 — 20 апреля 1939), Игнатия Маркова (1876 — 10 июня 1931), Петра Юдина (1877—10 июня 1931).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

1. Что такое юлианский календарь? Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. Он повсеместно использовался до 1500–х годов, когда многие страны начали переходить на григорианский календарь (см. раздел 2 ). Однако некоторые страны (например, Россия и Греция) использовали его до 1900–х годов, а православная церковь в России и некоторые другие православные церкви до сих пор используют его. В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня=365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. 2. Что такое григорианский календарь? Григорианский календарь — это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Трентского собора (1545–1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется «Inter Gravissimas» по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. 3. Какой день является високосным? Это 24 февраля! Странно? Да! Объяснение связано с римским календарем, вы найдете его в разделе 7.1 . Если рассматривать числа, то конечно, дополнительный день — это 29 февраля. Однако если рассматривать праздничные дни, то традиционно используется следующее соотношение между днями високосных и не високосных годов: Обычный год Високосный год 22 февраля 22 февраля 23 февраля 23 февраля   24 февраля (дополнительный день) 24 февраля 25 февраля 25 февраля 26 февраля 26 февраля 27 февраля 27 февраля 28 февраля 28 февраля 29 февраля Например, день святого Леандра отмечается 27 февраля в обычные годы и 28 февраля в високосные годы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 18821938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Константинович Введенский (1871 (по др. данным 1872) – 1918), сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/122308_8.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010