Каждый из нас дал бы дорого, чтобы вот это слово,. отравившее жизнь, оказалось никогда не сказанным… Все это нужно вспомнить и почувствовать, чтобы понять — почему, наряду с праздностью, унынием и любоначалием, молитва св. Ефрема Сирина ставит, как один из четырех главных грехов, как одно из основных зол — «празднословие». «Дух празднословия не даждь ми…». С очищения слова, с восстановления его в его первозданной силе начинается очищение и возрождение жизни. Мы говорим: «взвешивать каждое слово». Да, именно взвешивать. Но взвешивать не только на весах осторожности, пользы и расчета, но на весах правды, добра и истины. 3 Словами молитвы св. Ефрема Сирина мы просим о том, чтобы Бог даровал нам дух целомудрия, дух смиренномудрия, дух терпения и дух любви. Остановимся на каждом из этих понятий, в которых христианский духовный опыт издревле видит первооснову и источник добра, подобно тому, как в отрицательных прошениях великопостной молитвы видит и знает он, этот опыт, основу греха и зла. Дух целомудрия. Слово «целомудрие» — одно из самых глубоких, самых прекрасных слов на языке человеческом — понемногу как бы «выдохлось» или во всяком случае сузилось в своем значении. Для подавляющего большинства оно стало означать почти исключительно половую чистоту, стало противоположностью половой распущенности, разврата. Но изначальный смысл слова «целомудрие» неизмеримо шире и глубже. Ключ к этому смыслу в двух понятиях, соединенных в нем воедино: «целостность» и «мудрость» — «целомудрие». Можно сказать без всякого преувеличения, что слово «целомудрие» — одно из самых христианских слов, так как в нем выражено нечто для христианства самое главное, самое существенное. Выражено понимание, опыт добра, доброй, праведной и подлинной жизни, как именно целостности, и потому мудрости. Целостность — это то, что противостоит злу, которое всегда распад, разделение, разложение изначальной целостности, и потому — уход от мудрости. Поэтому дух целомудрия — это та целостность, вне которой ничто остальное невозможно.

http://pravmir.ru/o-velikopostnoj-molitv...

Фото: patriarchia.ru Почему бы нам, действительно, не отменить этот неэстетичный обряд? Но мне сложно представить Великий пост без земных поклонов. Один из первых признаков постной службы – молитва святого Ефрема Сирина. Красивейшая. Трогательная. Живая. «Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне рабу Твоему! Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, Яко благословен еси во веки веков. Аминь». Влюбился я в эту молитву сразу, в первый год церковной биографии. Правда, не из-за поклонов и глубокого содержания, а просто потому, что батюшка только эту молитву читал «человеческим» голосом, без обычной богослужебной манеры. В этом тексте все так просто и ясно, что, кажется, даже ребенку не нужно объяснять. Все про нас, все про жизнь, ничего лишнего. Но молитва еще и динамична. Она разбита на три прошения, и после каждого следует класть земной поклон. Потом следуют двенадцать поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», и повтор – теперь полностью с одним земным поклоном. Читать эту молитву постом с поклонами предписывает Типикон – так называется «страшная» церковная книга, в которой запечатлен весь устав нашего богослужения. Однако предписания Типикона отличаются от современной практики. В древности кланялись иначе. Во-первых, молитва святого Ефрема – тайная: «И посем, воздевше руце, молимся во своей мысли, глаголюще в себе молитву святаго Ефрема». То есть этот текст следует говорить про себя, безмолвно, так же, как, например, священник читает во время шестопсалмия особые светильничные молитвы: прихожане слушают шесть псалмов, а батюшка молится по своей книжечке. На Афоне молитву святого Ефрема читают молча. Но ведь нехорошо такую чудесную молитву произносить про себя, поэтому наши предки положили оглашать ее всем храмом. Немного иначе совершался в древности и сам земной поклон. Сейчас мы кланяемся так: не торопясь полагаем крестное знамение и опускаемся на колени, склоняя голову. «Страшная книга» тоже говорит о голове: «И сотворив молитву, творит поклон великий, елико можно главою до земли довести». Так что дед Нахалёнка делал все согласно уставу. Однако этот устав ничего не говорит о крестном знамении. И это не должно нас удивлять. Вместо крестного знамения в древности был широко распространен другой сакральный жест – воздеяние рук : «И посем, воздевше руце , молимся во своей мысли, глаголюще в себе молитву святаго Ефрема».

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-4-kto-po...

Люди, понимающие это, помнят, что сказано святым апостолом Павлом: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15). Так говорит величайший верховный апостол, сознавая свое бессилье идти по пути добра, глубоко понимая, что плоть его, которая тянет вниз и не пускает сердце высоко к Богу, имеет огромную власть над ним. Он тосковал, мучился душой, что не творил того доброго, чего жаждала душа его, а творил то злое, чего не хотел. Святой Ефрем, глубоко сознавая это, молил Бога, чтобы избавил от пороков, чтобы дал силу творить добро. Силу творить добрые дела получаем только от Бога, силу избавиться от пороков получаем только от Бога. Это смутно сознает душа каждого христианина, и потому так трогает молитва святого Ефрема Сирина. Вникните глубже в эту молитву, подумайте, почему не просит он просто, чтобы Бог избавил от таких и таких пороков и дал такие и такие добродетели. Почему говорит: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему говорит о духе пороков, говорит о духе добродетелей - это важно понять. Вы знаете, что вещи имеют свой запах, свойственный им. Если в вашей комнате останутся вещи ваши, сосуды разные, все, что потребляли при жизни в ней, и комната останется запертой, в ней останется запах ваш, дух этих вещей. Знаете, что, если в сосуд влить вещество благовонное, потом опорожнить сосуд и вымыть, надолго останется аромат; и напротив, если влить чего-либо зловонного, то зловонный дух останется надолго-надолго. Так бывает и в человеческой душе. В душе человека оставляют свой дух, свой след все пороки, которыми грешит человек, оставляет, с другой стороны, свой свет все добро, которое творит он. Если человек всегда творил злые дела, если его душа пропитана пороками, в душе останется навсегда дух этих пороков. Если человек живет доброй жизнью, творит много добра, если душу освящает постоянно молитвой, он проникается духом молитвы, духом добродетелей, духом праведности. Молитва Ефрема Сирина как отражение сути Великого поста и покаяния

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/18/...

Молитва нигде не погрязнет, и погрязших подъемлет она в высоту; молитве ничто не полагает преград, потому что у нее духовные крылья. Молитвой побеждают праведники, молитвой возвращаются к жизни грешники. Молитва есть матерь грешных; слезами исцеляет она язвы их и делает их здоровыми, как врач. Грешники, восставьте себя молитвой. Кто не плачет о восстановлении своего здоровия, тому вожделенна его смертельная язва. Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но смотри, не питай ненависти к братьям своим, когда просишь оставления долгов. За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют при себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве. Что соль для жертв твоих, то любовь для молитв твоих. Если пренебрежешь этим и не принесешь этих дополнений, то и жертва не будет принята, и молитва не будет услышана. Из того должны мы познавать любовь Его [Божию], что и при всеведении Своем преклоняет Он слух к молитвам нашим, чтобы выслушать их. Леность наша могла бы впасть в заблуждение и потерпеть вред от уверенности, что Бог все знает, хотя бы мы и не взывали к Нему. Поэтому из любви к невеждам, чтобы молились мы Ему, благоугождается Он собеседованием с нами. Всегда нам, братия мои, надобно быть готовыми к молитве, потому что молитва – весьма великое дело; она доходит даже до Бога. Когда молитва с любовью возносится к Богу, чтобы собеседовать с Ним, тогда отверсты для нее горние врата, и никто не воспрепятствует ей войти в них. Не задержат ее Ангелы, не остановят огнезрачные, как только пожелает она войти и получить от Бога исполнение просимого. Поэтому всякий возлюби молитву и бодрственно упражняйся в ней – и день, и ночь. Будем неослабно молиться. Хотя мольбы наши немощны словами, но имеют обильную и великую силу: приводят нас к Тебе и Тебя низводят к нам. Сего они могут достигать не потому, чтобы они сами были настолько сильны, но потому что Ты благ и сообщаешь им эту действенность в хвалу Твою. Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина/[ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 480 с. - (Духовное наследие). ISBN 978-5-485-00215-2 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Скачать epub pdf 34. 5 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О самоосуждении В предыдущих двух беседах о молитве преподобного Ефрема Сирина мы, благочестивые слушатели, рассмотрели последние прошении этой молитвы о «зрении» своих согрешений и о «неосуждении» брата своего. Спросим ещё раз: для чего нам нужно «зреть» свои согрешения? Для того чтобы осуждать себя за них и через покаяние освобождаться от них. Почему нельзя осуждать других? Потому, что как преступник не может судить преступника, так и грешник не может судить грешника. Если же он судит, то горячие угли собирает над собственной головой. Привычку судить других необходимо заменить привычкой следить за собой, зреть свои собственные согрешения и судить лишь себя самого. Если мы будем пристально и неукоснительно зреть свои согрешения, то увидим засилье над собой греха, полное господство его над нами. Мы увидим также и то, что особенно важно, что наша постоянная привычка судить других, а не себя самих ничем не оправдана, что мы, утопая в трясине собственного греха, осуждением других лишь увеличиваем свою греховность, занимаемся делом, для нас гибельным. И тогда откроется нам, что следует заниматься лишь самоосуждением. Только в этом случае мы узрим, что сами являемся виновниками наших столкновений с ближними и осуждения их, узрим, что источник греха сидит не в них, а в нас самих. Только тогда мы увидим в глазу ближнего лишь сучок греха. Бревно же целое, огромное, страшное бревно греха увидим в своём собственном глазе. И тогда мы поймём призыв Спасителя, прежде всего, вынимать бревно из собственного глаза. Научившись делать это, научившись борьбе с собственным грехом, мы можем помочь и брату своему вынуть сучок из глаза и, таким образом, будем уже не судить его, а помогать ему в деле спасения. А ведь к этому и призывает нас Господь наш Иисус Христос. Помолимся Ему: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего!» Аминь. Читать далее Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной)/Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Особенности данного богослужения содержатся в Типиконе (25 марта). Кафисмы читаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропарь и кондак – праздника, читаются на каждом часе (постные тропари и кондаки часов опускаются). Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). Типикон содержит замечание, что 3-й, 6-й и 9-й часы на Благовещение совершаются «без поклонов». Потому если буквально следовать Типикону, то поклоны на часах в Благовещение надлежит отменить вовсе. Однако есть все основания полагать, что в Уставе говорится об отмене многочисленных поясных поклонов, «метаний», которые в большом количестве полагаются на великопостном богослужении. Как отмечено в современных «Богослужебных указаниях», «отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой преп Ефрема Сирина , поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. “На конец коегождо часа по три поклоны великия” предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с понедельником и вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой пр Ефрема Сирина . Например, в день Благовещения вечером “повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на «Слава в вышних...» 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по «Честнейшую...» 3 великия поклоны с молитвою: «Господи и Владыко...» и прочия 12, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст” (26 марта, 3-е “зри”). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св Четыредесятницы: “поем полунощницу без поклонов; точию по «Честнейшую Херувим...» 3 поклоны великия, с молитвою «Господи и Владыко живота моего...». Сие же бывает в 1-й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны” (Типикон, гл 49)» 234 . §4.5. Особенности в четверг 5-й седмицы Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хор поет тропарь часа. Священник говорит 1-й стих тропаря. Хор поет тропарь часа. Священник говорит 2-й стих тропаря. Хор поет тропарь часа. Священник: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» и читает Богородичен часа. Чтец библейские стихи часа. Чтец: Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Чтец «Аминь» , тропари или кондаки (из Часослова или Следованной Псалтири) на ряду. Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз). Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Священник: «Боже, ущедри ны...» (на всех часах). Чтец: «Аминь». Священник произносит дважды молитву преподобно­го Ефрема Сирина с 16-ю поклонами следующим образом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» (земной поклон). «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему» (земной поклон). «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» (земной поклон). Затем 12 поясных поклонов с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» (эта молитва произносится тайно, хотя допустимо ее произнесение священником вслух). В конце священник вновь громко произносит молитву преподобного Ефрема Сирина (на этот раз уже целиком) и делает еще один земной поклон. После чтец говорит «Аминь» и читает молитву часа. §3.2. Частные особенности великопостных часов На 1-м часе Тропарь часа «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» , стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Тебе помолюся, Господи» . Библейские стихи часа «Стопы моя направи…» поются (а не читаются). По «Отче наш…» читается только один кондак, в зависимости от дня седмицы: в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь…» , а в среду и пяток – «Скоро предвари…» . После молитвы преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами полагается конечное Трисвятое и окончание с отпустом утрени:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Катавасия только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни, тот же ирмос (по 3-й песни – 2-й ирмос). По 3-й песни По 3-й песни седальны Триоди. Сразу после седальнов Сразу после седальнов – 2-я половина жития преподобной Марии Египетской. На 4-й, 8-й и 9-й песни На 4-й, 8-й и 9-й песни добавляются трипеснцы. Они читаются перед песнью Великого канона. Ирмосы трипеснцев опускаются, сразу читаются тропари со стихом «Святии апостоли, молите Бога о нас». Перед Богородичными читаем стих «Пресвятая Богородице, спаси нас», перед Троичным 2-го трипеснца – «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (согласно замечанию Типикона, у трипеснцев «Слава, и ныне» не глаголем). По 6-й песни По 6-й песни кондак «Душе моя...» (обычно поётся, и в храме народ преклоняет колени) и икос. Сразу после икоса поются «Блаженны» с тропарями 417 . Наличие «Блаженн» – весьма знаменательная особенность утрени четверга 5-й седмицы, ибо «Блаженны» на утрене поются только два раза в году: в этот день и в Великую Пятницу. На 9-й песни На 9-й песни поётся «Честнейшую». По 9-й песни По 9-й песни «Достойно есть» на практике не поётся (хотя Устав прямых указаний насчёт этого не содержит). Светильны великопостные гласа. Окончание утрени по великопостному чину. Молитва преподобного Ефрема Сирина произносится с 3 поклонами. Вопрос о количестве поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина в службе Великого канона является спорным. Конечно, вариант полной отмены поклонов не стоит рассматривать всерьёз (хотя некоторые литургисты, в том числе В. Розанов 418 , высказывали такое мнение) 419 , потому остаётся два варианта: или все 16 поклонов по полному чину, или 3 поклона. В пользу 16 поклонов говорит отсутствие прямых указаний в Уставе о сокращении количества поклонов; именно этот аргумент приводит протоиерей К. Никольский 420 . Эта практика отражена в современном пособии «Великий покаянный канон» 421 ; также вариант с 16 поклонами поддерживали составители «Богослужебных указаний» 1949–1957 годов. Основным же доводом в пользу сокращения количества поклонов до 3 (эта практика отражена в современных «Богослужебных указаниях» и «Настольной книге священнослужителя» 422 ) является расширительное толкование краткого предписания Типикона: «Всю службу поём поскоро, труда ради бденнаго». Хотя понятие «поскоро» весьма абстрактно, его сопоставляют с аналогичным замечанием, касающимся чтения «Блаженн» на изобразительных в случае Благовещения или полиелейного праздника в седмичный день поста. Но и в том и в другом случае термин «поскоро» сочетается с ясными предписаниями совершать по 3 поклона и заменять на часах и изобразительных пение чтением. Потому и в службе Великого канона характеристика «поскоро» может подразумевать следующие особенности: 1) в конце каждой службы совершаются 3 поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина ; 2) те молитвословия, которые обычно поются, на этой службе читаются и поклоны, если они полагаются во время их пения, при прочтении отменяются (тропари часа, «Блаженны»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, неосуждение венчает великопостную молитву. Оно свидетельствует о Божественной Любви, живущей в человеке, – потому и следует сразу же за прошением о духе любви. Впрочем, все остальные положительные свойства, перечисленные в этой молитве, тоже являются и проявлениями любви, и путем к ней. Об этом пути – о том, чтобы наконец-то днесь вступить на него, – мы и молимся молитвой преподобного Ефрема Сирина на всем протяжении пути Великого поста. И на самом-то деле – умоляем об одном: « Господи, Ты видишь, как греховная смерть поражает всего меня. Ты, Ты Сам, Господи, вселись в меня и твори во мне заповеди Твои » . Ведь дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви – не что иное, как Дух Святой . Только Он, вселившись в нас, может «отогнать» постоянно бросающиеся и терзающие нас страсти, «не дать» нас им на съедение и тем самым увести нас из-под влияния духов лукавых. Только Он может родить и вырастить в нас те перечисленные в молитве свойства, которые сделают нас похожими на Христа. Поэтому не столь важно, какими именно словами и в какой редакции мы обращаемся к Богу с этой, по сути, единственной просьбой. Той, что, словно главная тема симфонии, переливается в бесконечных вариациях, звуча на разные лады в молитвах, составленных святыми, чтобы когда-нибудь превратить наше сердце в «надежды маленький оркестрик под управлением любви». К Богу и ближнему. Господи, Царю Небесный, прииди и вселись в меня. Отжени от меня всякий дух сопротивный, очисти мя от всякия скверны. Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи и Владыко живота моего, дух уныния и небрежения, празднословия и тщеславия, сребролюбия и любоначалия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя согрешения, еже не осуждати ми брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.  В своей «Памяти» 1653 г., разосланной по церквям Москвы, патриарх Никон предписал заменить 12 земных поклонов между двумя произнесениями молитвы преподобного Ефрема Сирина – поклонами поясными. Прошения при этом также были изменены: «Боже, очисти мя грешнаго» на каждый поклон вместо более разнообразных, повторяющихся по два раза прошений (по древнему чину поклоны сопровождаются следующими молитвами:

http://pravoslavie.ru/92648.html

Как часто бывает, что мы осуждаем своих ближних. Образно, Господь сказал об этом в Евангелии: «Что ты видишь сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не замечаешь». Дай Бог, чтобы слова молитвы преподобного Ефрема Сирина, которые мы сегодня в последний раз слышали в этом году за последней литургией Преждеосвященных Даров, научили бы нас христианским добродетелям и преодолению грехов. Я рад был сегодня помолиться в этом намоленном древнем храме, совершить последнюю этим постом Литургию Преждеосвященных Даров. Никто из нас не может знать, судит ли нам Господь дожить до будущего года, присутствовать вновь на этих умилительных великопостных богослужениях, слушать слова трогательной и глубокой молитвы преподобного Ефрема Сирина. Но будем надеяться, что Господь по милости Своей продлит годы жизни каждого из нас и дарует возможность еще не раз молиться за Преждеосвященной Литургией, прося у Господа, чтобы «исправилась молитва наша, яко кадило пред Тобою». Слушая молитву преподобного Ефрема Сирина, будем вновь назидаться и утверждаться в добродетелях, уклоняясь от грехов. Тех, кто сегодня причастился Святых Христовых Тайн, я от всего сердца поздравляю с этим событием. Благодарю владыку Амвросия, отца наместника, отца благочинного, всех, кто сослужил Нам сегодня, за общее служение Литургии Преждеосвященных Даров, последней в этом году. Всех вас, дорогие братья и сестры, я благодарю за общую молитву. Дай Бог, чтобы в эти святые и великие дни, когда мы будем вспоминать Тайную вечерю Господа с учениками, установление великого Таинства Божественной Евхаристии, Крестные страдания и смерть за спасение мира Господа и Спасителя нашего, каждый смог бы пережить всем сердцем величие этих событий, совершенных почти два тысячелетия назад и ставших главнейшими во всей истории человечества. Желаю вам встретить светлый праздник Пасхи Христовой в радости о Воскресшем Господе и Спасителе. Седмица.Ru / Патриархия.Ru /Православие.Ru 4 апреля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/21618.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010