Имея такое неполное, но правильное познание о Мессии, он смело начал проповедовать в синагоге Эфесской; но слушавшие его проповедь Акила и Прискилла, наставленные в пути Господнем более полно великим апостолом Павлом, сейчас же приметили, что он недостаточно наставлен в сем пути, взяли его к себе, может быть как пришельцу дали ему приют у себя, и точнее объяснили ему путь Господень (собственно – путь Божий, так как все дело Христово есть вместе и дело Божие): сообщили ему точнейшее и подробнейшее познание об учении и делах и лице Господа Иисуса Христа. Вероятно, он здесь же принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Святого Духа (ср. Злат.), ибо в Ахаии он является уже облагодатствованным проповедником (ст. 27). Вознамерился идти в Ахаию (см. прим. к ст. 12): причиной сего были, вероятно, рассказы Акилы и Прискиллы о деятельности там апостола Павла и состоянии христианского общества в Коринфе, куда, главным образом, направлял путь свой Аполлос ( Деян.19:1 ). – Братия, т.е. эфесские христиане, тогда еще немногочисленные (ст. 19 и д.), писали к ученикам, т.е. христианам, бывшим в Ахаии, рекомендательное письмо, располагая их принять его приветливо, вероятно, как красноречивого, ученого, ревностного и опытного в писаниях учителя христианского. – Благодатью много содействовал уверовавшим: теперь природные богатые дарования его усилились еще благодатью, т.е. дарованиями особенными Святого Духа, и его деятельность в Ахаии была сильна и плодотворна в укреплении веры уже уверовавших по слову Павла. Особенно сильно он содействовал верующим тем, что сильно опровергал Иудеев всенародно, не только в синагогах, доказывая Писаниями, т.е. ветхозаветными, особенно, конечно, изъяснением пророчеств, что Иисус из Назарета, а не кто-либо другой, есть Христос, т.е. Мессия (ср. Деян.18:5 и прим.). Таким образом, насажденное Павлом Аполлос поливал ( 1Кор.3:6 ). «В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что – твердо, открывалась сила; в том, что доказывал божественными писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения» (Злат.). После Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) перед известным Поликарпом (Чет.-Мин. Янв. 4). Глава 19 Павел в Эфесе: крещение учеников Иоанновых (1–7) 1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошедши верхние страны, прибыл в Ефес, и, нашедши там некоторых учеников, 2. Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. 3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: в Иоанново крещение. 4. Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, во Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак 147 , каждый из нас пришел «в последние дни» ( Ис.2:2 ), когда явился наш Иисус, на «славную гору Господню» (то есть к Слову [Божиему], «возвышающемуся над» всяким словом) 148 и в «дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Мы видим, каким образом он 149 возводится «на вершинах гор» ( Ис.2:2 .), то есть на всех пророческих словах, которые суть его основание. И «дом» этот «возвышается над холмами» ( Ис.2:2 ), то есть над теми, кто считает, что возвещает среди людей нечто исключительно мудрое и истинное. И мы, «все народы», течем к нему, и идем к нему мы, «многие народы», и, обратившись в воссиявшую «в последние дни» через Иисуса Христа истинную религию, говорим друг другу: «Приидите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по ним» ( Ис.2:3 ). Ибо «закон отошел» от тех, кто жил в «Сионе» ( Ис.2:3 ), и перешел к нам, уже духовный. И «Слово Господне» ушло из того «Иерусалима», чтобы распространиться повсюду и «судить народы», избирая тех, кого найдет послушными, и «обличатъ» непослушный «многочисленный народу» ( Ис.2.3–4 ). И мы ответим спрашивающим нас, откуда мы взялись или кто у нас Основоположник: мы пришли по совету Иисуса «перековать» наши боевые и дерзостные словесные «мечи на орала» и «копья», ранее употреблявшиеся нами для войны, переделать «в серпы» ( Ис.2:4 ). Ибо мы уже «не поднимаем на народ меча» и «не учимся более воевать» ( Ис.2:4 ), став «сынами мира» ( Лк.10:6 ) благодаря Иисусу, который и есть наш «Начальник» ( Деян.3:15 ; Евр.2:10 ). И вместо отеческих законов, по которым мы являемся «чуждыми заветов» ( Ефес.2:12 ), мы получили закон, по которому мы, согласно благодаря Избавившего нас от заблуждения, говорим: «Только лживых идолов приобрели отцы наши, и нет между ними производящего дождь» ( Иер.16:19; 14:22 ) 150 Таким образом, наш Предводитель и Учитель, покинув иудеев, управляет всей вселенной посредством слова своего учения. Но мы забежали далеко вперед и опровергли, насколько это было возможно, слова, которые добавляет Цельс, связав их с теми его высказываниями, которые мы уже изложили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

К Коринфянам второе послание Апостола Павла Писано, вероятно, в бытность Апостола из Македонии, в третьем его путешествии около 55 г. по Р. Х. В краткий период времени между двумя известными посланиями к Коринфянам, Апостол по-видимому посетил Коринф вторично ( 2Кор.12–14; 13–1 ). Вернувшись в Ефес, Апостол писал еще послание в Коринф, не дошедшее до нас. Но вскоре смута, возбужденная в народе ремесленником Димитрием, понудила Апостола бежать из Ефеса ( Деян.19 ; 2Кор.1–8 ). Он направился в Троаду, думая найти там Тита, ожидаемого из Коринфа; но ожидал его напрасно ( 2Кор.2–13 ) и не дождавшись пошел в Македонию. Здесь он встретил наконец Тита ( 2Кор.7–6 ), который обрадовал его вестью о любви к нему народа в Коринфе. Однако вместе с тем узнал он, что есть люди, которые, возмущаясь против него, преследуют его клеветой и наговорами. Все это побудило Апостола написать второе послание, в коем, благодаря свою паству за любовь и преданность, он защищает личный характер свой и власть апостольского служения от коварных нападок и наговоров. Глава 1 Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат – церкви Божией сущей в Коринфе, со всеми святыми во всей Ахаии. Благодатное утешение в скорби и страданиях Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякого утешения. От Него утешение нам во всякой скорби, да возможем и мы сущих во всякой скорби утешить утешением, егоже нам самим посылает Бог. Ибо, как прибывает доля страданий Христовых в нас, так прибывает силою Христовой и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения: и будет его совершение в вас, когда в терпении испытаете те же страдания, какия и мы терпим. И надежда наша о вас крепкая неподвижно. И утешаемся мы для вашего утешения и спасения, зная, что, как и в страданиях общение ваше с нами, так и в утешении. Не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии: были мы в великой тяготе, свыше силы нашей, так что не надеялись остаться и в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

" Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость " (20:31). " Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя " (19:10). Еще: " глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая – от младенца " (19:11). Далее и о мере слов говорит: " говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен, говори главное, многое в немногих словах. Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать " (32:9,10). Подлинно, много нужно осмотрительности, чтобы, владея языком, употреблять его совершенно безопасно. Потому он и говорит еще: " бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, – и он благоразумен; иной молчит – и оказывается мудрым " (Сир.19:28;20:5). Нужно не только молчать и говорить благовременно, но и с великой благодатью, почему Павел и говорит: " слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому " (Кол.4:6). 5. Такое хранение языка имел Иов, почему он и не произ­нес ни одного непристойного слова, но большею частью молчал, а когда следовало отвечать жене, то произносил слова испол­ненные любомудрия. Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания. Потому и Христос сказал: " за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда " (Мф.12:36). И Павел: " никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших " (Ефес.4:29). А как можно содержать эту дверь в безопасности и хранить строго, об этом послушай другого, который говорит: " всякая беседа твоя – в законе Вышнего " (Сир.19:20). Если ты научишься не говорить ничего лишнего, но постоянно ограждать и мысль и уста свои беседою из божественных Писаний, то хранение твое будет крепче адаманта. Есть много путей погибели чрез уста, напр., когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится, как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имея возможности удержать находившегося в нем сокровища, вдруг сделался бедным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Наши земные нужды могут быть различные, большие и меньшие, или совершенно иные, чем мы представляем их себе. Они не зависят от нашего ограниченного разума, и слава Богу, — иначе мы часто погрешали бы в выборе, недоумевали бы в средствах, подвергались бы тоске, огорчению и отчаянию. Мы знаем теперь, что нам необходимо в жизни только одно, самое простое и в то же время самое великое, самое неизбежное и в то же время самое лучшее, именно — искание царства Божьего , а с ним мы приобретаем все (ст.33). а) Таков был и есть опыт всех истинно верующих чад Божиих. б) Таков он будет и для тебя , который с таким беспокойством спрашиваешь: “ что нам есть? или что пить? или во что одеться? ” (ст.31)? Спроси лучше с достойной заботливостью: “ что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? ” (Мар. 10:17 )? в) На каком бы месте Господь ни поставил тебя , будь верен в малом, только под этим условием Он обещает тебе помочь. Молись и трудись — вот золотое правило, обнимающее всю мудрость земной жизни. Исполняй свои обязанности, ограничивай свои пожелания и довольствуйся Божьей благостью. Не разлучайся никогда с рукой Промысла, которая ведет тебя везде, пока ты сам не оставляешь ее. Если ты забыт всеми — не говори, что Господь забыл тебя. Если ты отец семейства, окружен толпой детей и учишь их словом и примером искать царствия Божия: то будь спокоен и не спрашивай, при взгляде на скудный кусок хлеба: “ что это для такого множества?” (Иоан. 6:9)? или при мысли о будущем: “ что будет младенец сей ” (Лук. 1:66 )?! Заключение. О, подумайте об этом вы, которые стремитесь только к приобретению земных благ! Смотрите, чтобы ваше изобилие не было бесполезно в жизни и тяжело в смерти. Три сильных средства против излишних мирских забот “ Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ” (ст.31–32). Неудивительно, если язычники спрашивают только о том, что есть, пить и чем одеться? и в решении этих вопросов поставляют всю цель жизни; ибо они “ народ, сидящий во тьме ” (Мф. 4:16 ) и “ не имели надежды ” (Ефес. 2:12 ): но удивительно, если христиане так заботятся о земном, как будто бы все их блага только на земле и в земле…

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Нельзя исключать той возможности, что Второе послание к Тимофею было написано раньше двух других Пастырских посланий, что делает его свидетельство относительно самостоятельным; в этом послании Павел изображается по модели ветхозаветных патриархов (в их апокрифическом варианте) преподающим последнее благословение, оставляющим предсмертные наставления, предостережения и распоряжения своим слушателям в качестве завещания, пророчествующим о своей смерти и о событиях будущего. Подобные задачи могли быть обусловлены использованием имени и авторитета Павла оппонентами автора или авторов Пастырских посланий, а также и вообще широко распространенным тогда мнением о малоценности и даже опасности использования наследия Павла (его посланий и преданий о нем) в силу неоднозначности формулировок в его текстах и в целом парадоксальности его взглядов (о более чем осторожном отношении к посланиям Павла ортодоксальных писателей во II веке см. W. Bauer. Orthodoxy and heresy in earliest christianity. Philadelphia: Fortress Press, 1971. P. 213-228). В пользу чего может свидетельствовать и в основном разность тематики, и частичное расхождение в идентификации и перечислении имен людей, противодействующих Павлу или придерживающихся неверного учения (сопоставьте 2 Тим 2:16-17; 4:14 и 1 Тим 1:20). Против локализации адресата в Эфесе говорит 2 Тим 4:12 («Тихика я послал в Ефес»), что могло быть заимствовано автором или авторами из Еф 6:21-22 («…обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам…») и (или) Кол 4:7-8 («О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам…»). Хотя не все так гладко с согласованием фактов в Деяниях и Втором послании к Тимофею; прежде всего, остается непонятным, почему в 2 Тим 4:20b говорится об оставлении больного Трофима в Милете, хотя в Деян 21:29 указывается на то, что Трофим был с Павлом в Иерусалиме. Впрочем, не исключено, что автор послания имел в виду остров Мелит (Mlit (греч.)) из Деян 28:1, название которого по ошибке написал как название города (Milt (греч.)).

http://bogoslov.ru/article/1100925

Необходимо повиноваться властителю, " верховодцу верховного согласия " , в любви и понимании его великого значения - вот как вполне по-библейски мыслит Гоголь вслед за другими русскими поэтами. Весьма показательно в этом отношении стихотворение Пушкина " К " , приводимое Гоголем, где государь уподобляется двум великим ветхозаветным пророкам. С одной стороны, пророку Елисею: " Ты проклял нас, бессмысленных детей " (Когда он (Прор. Елисей - В.Ф.) шел дорогою, малые дети насмехались над ним... Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. 4 Царств, 2:23-24). С другой стороны, пророку Илье: " Ты любишь гром небес " (Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо 4 Царств, 2:11). Более того, государь (Император Николай I) сравнивается даже с древним боговидцем Моисеем: " И вынес нам свои скрижали " . Это заставило Гоголя задаться вопросом: а вправе ли Пушкин делать такие сравнения? И его ответ был следующим: " Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий, кто среди самих развлечений слышит вечный, неумолкаемо раздающийся в ушах клик Божий, - тот может быть уподоблен древнему боговидцу... " . Пушкин, по словам Гоголя, " сам же упал во прах перед величием возникнувшего в его душе ответа " . Рисуя картину " страданий душевных всего человечества " , которому никто не может помочь, как евангельскому расслабленному, Гоголь показывает, что исцеления можно ждать только от " доселе небывалой любви " , загореться которой может только государь. Вот " высшее, библейское значенье монарха " , которое прозревает автор " Выбранных мест... " . Требуется только, по Гоголю, " воздвигнуть в себе самом ту же брань всему невежественному и темному " (ср. у апостола Павла - наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных Ефес. 6:12). Гоголь завершает эту главу пламенным гимном нашим поэтам, которые " слышали полное определение царя в книгах Ветхого Завета и которые видели волю Бога на всех событиях в нашем отечестве " ; которые " умеют не только простить, но еще торжествовать это прощение, как победу над врагом " ; которых само звание русского писателя обязывает к духовному благородству - им, им песнь и хвала автора. И не в том ли заветная мысль Гоголя, что служение писательское достигает у нас высоты поистине пророческой, а величия поистине царского? Но столь же велика и ответственность. И в этом, наверное, главная дума Гоголя. Дума воистину библейская.

http://pravoslavie.ru/29376.html

Но зачем говорят они вопреки апостолу, который разумеет это воскресение? Те, несомненно, воскресли по внутреннему человеку, а не по внешнему, которым он говорит: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. III:1-2). Туже мысль в другом месте он излагает иными словами, говоря: «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. VI:4). Отсюда и известное изречение: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефес. V:14). Касательно же того, что говорят, будто восставать (воскресать) могут только те, кто падает; и потому думают, что воскресение может относиться только к телам, а не к душам; то почему они пропускают мимо ушей следующее: «Пред своим Господом стоит он или падает» (Рим. XIV:4); и еще: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (I Кор. X:12). Думаю, что предостережение дается относительно падения душевного, а не телесного.    Итак, если воскресение свойственно падающим, а падают и души, то следует само собою признать, что и души воскресают. А что после слов: «Над ними смерть вторая не имеет власти» добавлено: «Но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Апок. XX:6), то это во всяком случае сказано не об одних епископах и пресвитерах, которые в настоящее время исключительно называются в Церкви священниками. Как всех мы называем христианами по причине таинственного помазания, так называем всех и священниками, потому что они члены одного Священника. О них говорит апостол Петр: «Вы — род избранный, царственное священство» (1Пет. II:9). Метко, хотя коротко и мимоходом вставлена мысль, что Христос есть Бог, выражением «священниками Богу и Христу», т. е. Отцу и Сыну; хотя по причине вида рабского и Христос, как сын человеческий, сделался, таким образом, священником во веки по чину Мелхиседекову (Пс. 109:4). Об этом в настоящем сочинении мы говорили не раз. Глава XI. О Гоге и Магоге, которых освобожденный перед концом века диавол возбудит к преследованию церкви Божией     «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морский» (Апок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Первый предмет обличения есть грех неверия в Господа, как в Мессию, грех самый существенный и самый тяжкий, ибо им отвергается Искупитель и Спаситель человечества; второй предмет — «о правде, яко ко Отцу Моему иду» — о том, что Христос действительно есть Сын Божий, праведность Которого, совершенно отличная от мнимой праведности фарисейской, засвидетельствована Богом тем, что Он спосадил Его одесную Себя (Ефес. 2:6). Третий предмет — суд над князем мира сего — диаволом, каковому суду и осуждению подлежат и все нераскаянные и ожесточенные подобно диаволу. Таким образом, при помощи Духа Святаго, Апостолы одержат великую нравственную победу над миром сим, во зле лежащим, хотя он и будет гнать и преследовать их. Это предречение Господа исполнилось, когда робкие прежде и боязливые ученики, разбежавшиеся в разные стороны при взятии Господа и сидевшие потом «страха ради иудейска» в запертой горнице, после сошествия на них Духа Святаго, мужественно и неустрашимо проповедовали о Христе перед многотысячными толпами народа, свидетельствовали о Нем по всему миру и ничего уже не боялись, будучи даже «ведомы пред царей и владык мира» (Матф. 10:18).    «Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне» — здесь Господь говорит ученикам, что до озарения своего благодатию Духа Святаго, они неспособны как следует понять и усвоить все, что Он должен сказать им, но Дух Святый, когда придет «наставить их на всякую истину», т.е. будет руководить ими в труднопостигаемый для них сейчас области христианской истины. Все эти откровения Духа Святаго будут почерпнуты из того же источника Божественной мудрости, как и учение Иисуса Христа: Он будет говорить, как и Христос, то, что «слышал от Отца» (Иоан. 3:32; 5:30; 12:49—50), как от Первоисточника Божественной истины. Этими действиями Духа Святаго прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос и таким образом как бы оправдает все дело Христово в мире. «От Моего приимет», потому что Сын и Отец — одно, и все то, что будет говорить Дух, принадлежит равно, как Отцу, так и Сыну.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Поклоняясь Отцу и Сыну и Святому Духу, трем Лицам во едином существе – 1) Будем помнить, что и в каждом из нас, в не­которой степени, отражается пребожественная Троица. Отражает­ся – а) в трех составных частях нашего существа, духе, душе и теле: отселе научимся заботиться о том, да будет ваш дух и душа и тело во всей целости… без порока ( 1Фес. 5:23 ), да соблюдается между ними то единство и согласие, которые установлены самим Творцом; да не преобладает в нас тело над душой и душа над высшими стремлениями духа, но да пребывают все в своем чине и должном отношении между собой. Отражается – б) в трех главных силах нашей духовной природы, уме, воле и чувстве; научимся сохранять и здесь естественное единство и согласие, т.е. чтобы ни одна из этих сил не была подавляема или пренебрегаема на счет другой, напротив, чтобы все со­гласно стремились к целям своим: ум – к высочайшей Истине, воля – к высочайшему Добру, чувство – к высочайшему Блаженству, и все находились в надлежащем отношении между собой – воля в подчинении разуму, чувство в подчинении разуму и воле или нравственному закону. 2) Будем помнить, что и все мы, хотя не едины по су­ществу, как едины суть Три свидетельствующие на небесах, однако – представляем единое сообщество человеческое; а потому, хотя раз­делены друг от друга, но можем приходить в теснейшее нравственное единство между собой, и иметь как бы единый ум, единую волю, единое чувство. Средства к тому указаны нам самим Триипостасным в единстве христианской веры, в един­стве христианской любви, в единстве христианской надежды ( Ефес. 4:3–6 ; Иоан. 13:34; 17:21 ). 3) Будем, наконец, помнить и то, что хотя мы создания Божьи и даже слабейшие из сознаний, но, сделавшись Христиа­нами, сделались причастниками Божественного естества ( 2Петр. 1:4 ); что по благодати Духа Святого, возродившего нас, все мы чада Отца небесного и братия единородного Сына Его ( Иоан. 1:12–13 ; Лук. 8:21 ). А потому можем приходить в тесней­шее нравственное единение и с самим Триединым, если только, веруя в Него и стремясь к Нему надеждой, возлюбим Его всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим ( Матф. 22:37 ). Тогда, без сомнения, исполнится над нами обетование Спасителя: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Иоан. 14:23 ), – и мы поймем значение слов Апостола: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 ). 2. О равенстве и единосущии Божеских лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010