4) Мы должны почитать крест Христов как жертвенник, на котором Христос добровольно принес Себя в жертву для удовлетворения правде Божией за грехи людей, для примирения человека с Богом: Колос. 1:20 ; Ефес. 2:16 . 5) Если ветхозав. жертвенники, на которых приносились в жертву Богу животные, – были в почитании и назывались святыми ( Исх. 27:28–30 ; Мф. 23:19–20 ), то несравненно большего почитания достоин Св. крест Господень, как жертвенник, на котором как непорочного Агнца, Сам Сын Божий принес Себя в жертву Богу Отцу: Евр. 9:28 . 6) Если меч, которым Давид избавил евреев от власти филистимлян, хранился в драгоценных одеждах при скинии свидения: 1Цар. 21:9 , то не тем ли более мы должны чтить крест, как орудие победы над диаволом для освобождения людей от его власти? ( Кол. 2:15 ). Крест надо почитать еще и как знамение Самого Иисуса Христа: Числ. 21:8–9 ; Иоан. 3:14–15 . На древе крестном стояли пречистые ноги Господа, ( Мф. 27:40 ), а св. Давид приглашает верных поклониться подножию Господа: Псал. 98:5;131:7 . 7) Спаситель примирил с Богом весь мир, все небесное и земное ( Кол. 1:20 ) и чем? «Посредством креста», говорит св. Апостол Павел: Ефес. 2:16 . Так не должно ли всему миру хвалиться этим крестом, благословлять его, как хвалился и благословлял св. Апост. Павел: Гал. 6:14 . 8) Из всех христианских святынь св. крест с апостольского времени и до ныне служит предметом самого глубокого почитания и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых; ибо крест хранитель всея вселенныя... красота Церкви... 9) Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись, был прообразом Сына Человеческого, вознесшегося на крест за грехи людей ( Иоан. 3:14 ). Также и теперь крест Христов служит спасением от сетей диавола, с верою взирающих на крест и осеняющихся крестным знамением. 10) Взглянем беспристрастно: кто почитатели и кто враги креста Христова? а) В момент распятия Господа у креста стояла Божия Матерь и ученик его же любляше Иисус, далее взирали на крест жены мироносицы. В это же время толпа иудеев, поджигаемая фарисеями и книжниками, кричала: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В машинописи встречаются ошибки в цифрах (например, вместо « Кол. 1,15 » в тексте значилось « Кол. 1,5 », вместо « Мф. 2,13 » – « Мф. 2,14 », вместо " Soz. Η. Ε. VI, 4» – " Soz. Η. Ε. IV, 4», вместо " Socr. Η. Ε. Ill, 25» – " Socr. Η. Ε. II, 25», вместо " Socr. Η. Ε. II, 38» – " Socr. Η. Ε. II, 28», вместо «Гормизд (514–523)» – «Гормизд (514–529)», «Пелагий (556–561)» – «Пелагий (556–560)») и в именах. Так, одно и то же имя или слово порой появляется в разных обликах: например, Giiotkin и Gwatkin; «духоборцы» и «духоборы». Латинское название автобиографии Григория Назианзина имеет вид то De vita, то Carmen de uitae (sic!) sua. Наряду с «тритистами» в машинописи появляются «тритенты». В ссылках на работы зарубежных исследователей в «Лекциях» указывается только фамилия ученого и год издания (например, " Losche, 1900«) или только фамилия (например, «Спасский, Funk»). При этом фамилии одних исследователей записаны латиницей, фамилии других – кириллицей (например, «Draseke», но «Гарнак»). Поскольку не все выходные данные иноязычных трудов могли быть нами проверены, мы оставляли их без изменения в авторской (вернее, студенческой) редакции. Сочинение Епифания называется то «Панарион», то «Против ересей» (Haer.). В некоторых местах «Лекций» обнаруживается непоследовательность. Так, в главе об Ефесском соборе автор сообщает, что «от восточных были избраны: Иоанн Антиохийский (курсив мой. – А. Б.), Иоанн Дамасский, Имерий Никомидийский, Павел Эмесский, Макарий Лаодикийский, Апрингий Халкидонский, Феодорит Киррский и Элладий Птолемаидский (в Финикии)». Им «было внушено добиваться осуждения анафематизмов Кирилла». В дальнейшем Иоанн под сильным давлением Кирилла «подписал, с незначительными изменениями в тексте, документ об осуждении Нестория и его ереси» и стал проводить соответствующую политику, так что «евфратисийские епископы обращались даже с жалобой на испытываемые от Иоанна притеснения к Пульхерии». Ниже А. И. Бриллиантов сообщает, что «подписывать новое исповедание веры с более ясным осуждением несторианского учения, как желал этого Кирилл, не нашел, однако, нужным сам Иоанн Антиохийский». Слово «сам» представляется не вполне уместным в данном контексте, так как Иоанн, несмотря на изменение своей позиции в отношении Нестория, не мог, очевидно, полностью отказаться от своих прежних убеждений. Его отказ подписывать новое исповедание поэтому вполне объяснимо. Слово же «сам» (­ " даже») превращает его в яростного приверженца противников Нестория. Некоторые фразы в «Лекциях» не совсем понятны. Например: Иаковом Барадеем «рукоположен Иоанн, церковный историк, в Ефес, насчитывающий до 27-и епископов, поставленных Иоанном ». Подобные огрехи возникли, как представляется, вследствие специфичного «лекционного» стиля «Истории древней Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Также точно и писатели Нового Завета в посланиях к разным христианским общинам дают им всем название «святых», как бы предполагая, что они имеют зачаток святости, потому что получили Крещение и составляют избранный народ Божий, удел Божий. Как в древности оно прилагалось ко всему обрезанному народу, так теперь с ним стали обращаться ко всей крещенной церкви, конечно при том взгляде на дело, что чрез Крещение человек призывался и избирался на служение Богу. Приведем несколько примеров, выбранных из множества тех мест, где это слово «святой», можно заменить словом »христианин». «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла он сделал святым Твоим в Иерусалиме» ( Деян.9:13 ). Далее, в той же главе (ст. 32), мы читаем о Петре «обходившем всех» и пришедшем «ко святым живущим в Лидде», и еще (ст. 41): «призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою», и еще: «ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» ( Рим.15:26 ), «при сборе же для святых» ( 1Кор.16: 1 ). Другие примеры см.: 1Кор.14: 33; 16:15 ; 2Кор.8: 4; 9: 1:12; 13:13 ; Ефес. 6:18 ; Фил. 4:21, 22 ; 1Тим. 5:10 ; Фил. 5:7 ; Евр.6: 10; 13: 24 . Во всех этих местах название это, очевидно, употребляется в том самом широком смысле, как название «христианин», прилагаемое ко всем исповедующим Христа. Его нельзя принимать в том смысле, что оно означает благочестивых членов Церкви, или указывает на истинную чистоту сердца всех тех, к кому оно прилагается. Ап. Павел постоянно употребляет эти название, не как означающие, что его слушатели достигли высшей степени христианского совершенства, но как бы указывающие на повод для них стремиться достигнуть этого совершенства. Он ни разу не говорит кому-нибудь из них, что он еще должен ожидать «призвание Богом», но обращается ко всем им как уже призванным святым и увещевает их поступать достойно уже совершившегося для них призвания. Он никогда не говорит, что они в будущем сделаются избранными, но увещевает их как уже избранников Божиих, освященных или святых, «облечься в милосердие, благость, смиренномудрие» ( Кол.3:12 ) и стараться быть достойными своего призвание и избрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Некоторые стихи, принадлежащие Иоанну, попали, по мнению Charles " a, в чуждый им контекст. Он усматривает сложные перемещения в главе XVIII и переносит XVI, 5b-7 после XIX; 15 после III ЗЬ; XVII, 15 перед XVII, 1; XIV, 12, 13 перед XIV, 1. Полная перегруппировка текста произведена им в главах XX-XXII. В других местах он предполагает лакуны: так, после XIX, 9а, вместо интерполированных стихов 9в – 10, Charles ожидал бы исполнения предсказания XVII, 14 об уничтожении парфянских царей. При составлении Апк. Тайнозритель пользовался, по мнению Charles " a, источниками (гл. VI). Такие источники Charles усматривает в VII, 1–8; XI, 1–13; XII; XIII; XIII; XVII и XVIII и, может быть, в XV, 5–8 12 . Charles старается установить язык (греческий или еврейский), на котором каждый источник был написан, и время его возникновения. По мнению Charles " a, первоначальное значение источника иногда сильно отличалось от того, которое он получил в контексте Апк. В главе VII указаны книги, которыми пользовался Тайнозритель. Для понимания Апк. Charles считает совершенно необходимым знание ветхозаветных апокрифов. Он полагает, что из новозаветных Иоанну были известны Мф., Лк., I и II Кор., Фес., Кол., Ефес., Гал., I Пет. и Иак. Встречающиеся в Апк. многочисленные ветхозаветные места, по мнению Charles " a, чаще всего самим Иоанном переведены с еврейского (см. VII, §3), иногда его перевод обнаруживает влияние перевода LXX, (VII, §4), или одного из позднейших переводов (VII, §5). В других случаях Charles усматривает только отзвуки ветхозаветных образов (VII, §6). Глава VIII посвящена вопросу о единстве Апк. Наряду с вышепоименованными источниками, Иоанн включил в Апк. свои собственные раннейшие писания, как-то: IV, 1–8 и, в первую очередь, II-III, первоначально также имевшее значение отличное от того, которое они получили в контексте Апк. Смерть помешала Иоанну совершенно устранить противоречивые черты. Но использование источников не нарушает единства Апк., которое проявляется как в целом, так и в частностях (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Когда же правда Божества не была чистою? И какое в этом благодеяние людям, если Господь явился не в тождестве бытия и не в обновлении естества, как говорит Апостол: Егоже обновил, есть нам путь новый и живой (Евр. 10, 19–20), по сказанному: Аз есмь путь и живот и истина (Иоан. 14, 6)? Но говорите: «верующие спасаются уподоблением и подражанием, а не обновлением и начатком». Как же первородным во многих братиях (Рим. 8, 29) и начатком умерших (1 Кор. 15, 20) соделался Христос, Иже есть Глава телу церкве (Кол. 1, 18)? Ибо вера в очевидное не может назваться верою; но та вера истинная, которою признается невозможное возможным, немощное крепким, страждущее безстрастным, тленное нетлен–ным, смертное безсмертным. Тайна сия велика есть, как говорит Апостол: Аз же глаголю во Христа и во Церковь (Ефес. 5, 32). Бог пришел не Себя оправдать, потому что и не грешил, но нас ради обнища богат сый, да мы, нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9). Как же обнищал Бог? — Так, что восприял в Себя обнищавшее естество и предложил его в собственной Своей правде, как за человеков страждущее и выше человеков сущее, от человеков явившееся, и всецело соделавшееся Божиим. Ибо, если бы не соделался первородным во многих братиях, то как явился бы перворожденным из мертвых? Почему же говарите: «Бог страдал и воскрес во плоти?» Какая нелепость и хула! Это дерзость ариан; они небоязненно произносят таковыя хулы, научившись Сына Божия притворно именовать Богом, хотя Писание учит, что Богом во плоти Его совершено страдание, а не Бог страдал во плоти. 12) Почему же вы, обещавшиеся прежде исповедывать единосущие, в страдание вовлекаете нераздельное Имя, самое неделимое естество, самое неизреченное Божество, непреложное и неизменяемое единосущие вовлекая в страдание и исповедуя его уже вследствие воскресения? Ибо, если Слово, из Себя претворив плоть, дошло до страдания, не прияв в Себя ничего удобостраждущаго или допускающаго воскресение; то само Оно и страдало и воскресло из мертвых. И страдание будет, как учил Валентин, нечто общее для всей Троицы, потому что Слово по Божескому естеству нераздельно с Отцем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

24) А некто Феофроний, Епископ тианский, сам составив следующее исповедание веры, предложил его всем, и все, приняв это вероисповедание, подписались к нему (341 г.). «Известно Богу, Котораго призываю во свидетели о душе моей, что верую так: в Бога, Отца, Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже вся (1 Кор. 8, 6). И в Сына Его единороднаго, Бога Слова, Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, Имже вся, рожденнаго от Отца прежде веков, Бога совершеннаго от Бога совершеннаго, ипостасно сущаго у Бога, напоследок же дней снисшедшаго и родившагося от Девы по Писаниям, вочеловечившагося, страдавшаго и воскресшаго из мертвых, восшедшаго на небеса, седящаго одесную Отца Своего, и паки грядущаго со славою и силою судить живых и мертвых, и пребывающаго во веки. И в Духа Святаго, Утешителя, Духа истины, Котораго и Бог чрез Пророка обетовал излиять на рабов Своих, и Господь обетовал послать, и послал, ученикам Своим, как свидетельствуют Деяния Апостольския. Если же кто учит чему, или в себе содержит что, кроме сей веры; то да будет анафема. И если кто единомышлен с Маркеллом Анкирским, или Савеллием, или Павлом Самосатским; то анафема и сам он и все имеющие с ним общение». 25) Собралось же на обновление храма девяносто Епископов, в ипатство Маркеллина и Провина, в 14–й индикт, в бытность там злочестиваго Констанция. Сделав все это в Антиохии на обновлении храма, и думая, что написали еще несовершенно, и кружась мыслию, чрез несколько месяцев сложили опять иное писание о вере, отправили в Галлию Наркисса, Марина, Феодора и Марка, которые, как посланные Собором, блаженной памяти Августу Константу и всем тамошним сообщили следующее (341 г.): «Веруем в единаго Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих, из Негоже всяко отечество на небшех и на земли именуется (Ефес. 3, 15); и в единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденнаго от Отца, Бога от Бога, свет от света, Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. 1, 16), сущее Слово, Премудрость, силу, жизнь, свет истинный; напоследок дней вочеловечившагося ради нас, и родившагося от Святой Девы, распятаго, умершаго, погребеннаго, воскресшаго из мертвых в третий день, взятаго на небо, седящаго одесную Отца и при скончании века имеющаго прийти судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его; и царство Его ненарушимо пребудет в безконечные веки, потому что не только в сей, но и в будущий век будет Он возседать одесную Отца. И в Духа Святаго, то–есть Утешителя, Котораго (Христос), обетовав Апостолам, по восшествии Своем на небеса послал научить их и воспомянуть им все, и Которым освятятся души искренно в Него уверовавших. Утверждающих же, что Сын из не–сущих, или от иной ипостаси, а не от Бога, и что было время, когда Его не было, вселенская Церковь признает чуждыми».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

За апофатическим методом он не видит у свт. Григория вполне катафатического утверждения: выкуп заплачен Отцу , Который, принимает выкуп . Более того, у свт. Григория мы не видим отрицания того, что кровь Единородного приятна Отце, но лишь – вопрос о причине 161 . Даже «богословски наименее сотериологичный» , как кажется Лосскому 162 , прп. Максим говорил об Искуплении, отнюдь не чураясь выражаться ясно и рационально, не опасаясь использовать юридическое содержание термина «искупление»: «Своим пришествием Он освободил и искупил естество человеков, порабощенное тлению, подвергшееся смерти через свое грехопадение и тиранически управляемое диаволом. Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг , словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и Искупление за нас » (Мистагогия, 8) 163 ; «Природу же [человеческую] в ее первоначальном виде [воплощенное Слово] восстанавливает не только тем, что, став Человеком, Оно сохранило волю свободной от страстей и несклонной к бунту, не поколебавшейся в своей естественной основе против самих распинателей, а наоборот, избравшей вместо жизни смерть за них. Из этого человеколюбивого расположения Страждущего [к распинателям] и видно, что Он добровольно пострадал. Однако [Господь воссоздал природу человеческую в ее первоначальной чистоте] еще и тем, что, упразднив вражду, пригвоздил на кресте рукописание ( Кол. 2:14 ) греха, вследствие которого эта природа вела непримиримую борьбу против себя самой; призвав дальних и близких, то есть бывших под законом и бывших вне закона, и разрушив стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир ( Ефес. 2:14–15 ), примирил нас через Себя с Отцом и друг с другом » (Толкование на молитву Господню) 164 . Разумеется, смерть не была никогда следствием, как выражается Лосский, «тупого гнева тирана» (Догматическое богословие, 19) 165 . Но говоря о примирении с Отцом, прп. Максим подразумевает не только примирение человека с Богом, но и примирение с человеком Бога, Бога разгневанного , ибо

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Если человек пренебрегает общественным Богослужением, то он не только обессиливает свою молитву, но обыкновенно совсем утрачивает религиозное настроение, охладевает постепенно к благочестию и теряет, так сказать, вкус к всему, что дает его жизни христианский характер. Когда овца упорно отстает от своего стада, то легко делается добычею зверя; так точно и человек, отчуждающийся от молитвенного общения с верующими, легко поддается антихристианскому влиянию 201 . Собрания верующих для общей молитвы сколько укрепляют молитву каждого из нас, столько же способны поддерживать и питать взаимное их благочестие, их единомыслие, их назидание и любовь друг к другу. Нигде христианин не может чувствовать такой полноты духовной жизни в себе, как в совокупном с другими молении Господу Богу своему. Когда молящиеся одними устами и одним сердцем возносят Богу хвалы, благодарения и прошения, то каждый из них проникается общим молитвенным духом, каждый назидается другим и назидает другого ( 1Кор. 14:12 . Ср. Ефес. 5:19 ), все живут одною жизнию, исходящею из самого Источника жизни, и то, о чем некогда Сам Иисус Христос молил Отца Своего Небесного, взывая к Нему: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:21 ), более чем когда-либо осуществляется это время видимым образом на земле. Потому-то первые христиане, несмотря ни на какие препятствия для их молитвенных собраний, собирались постоянно, где только могли: в домах ли, подземных пещерах, или в самых темницах, пребывая там в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 2:42,46 . Ср. Гал. 1:14; 2:1 ). Они выносили из своих собраний такой богатый запас духовного утешения, духовной силы и бодрости, что способны были радоваться среди мирских напастей и не ощущать страха от самых близких и страшных опасностей ( 2Кор. 4:5–6,8,16; 6:10; 12:10 ). Важное значение общественного Богослужения открывается и из того, что в состав его входят не только молитвы, но и церковные песнопения, пастырские поучения, священные обряды и таинства. Церковные песнопения, стоящие в тесной связи с общественною молитвою, суть те же молитвы, переложенные только в поэтическую и музыкальную форму. Содержание их разнообразно, как разнообразна внутренняя духовная жизнь христианина. Однако это разнообразие строго подчинено одной цели, которую указывает ап. Павел, когда повелевает христианам «назидать самих себя псалмами ( ψαλμοι) и славословиями ( μνο – гимны ветхозаветные, не включенные в Псалтирь) и песнопениями духовными» ( δα Πνευματικαι – песни, составленные уже самими христианами). Ученые думают, что некоторые из этих последних песнопений или их отрывков содержатся в Посланиях ап. Павла ( Кол. 3:16 ; Еф. 5:14 ; 1Тим. 3:16 ; 2Тим. 2:11 ) и Откровении Иоанна Богослова ( Откр. 4;11; 5;9–13; 11:15–18; 15:3–4 ) 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Только в таком правильном синтезе и находят разрешение те мнимые противоречия, о которые притыкаются односторонние истолкователи апостольского учения. Смысл библейского и вместе – православно-церковного учения об условиях оправдания и спасения человека, надеемся, уяснился для нас теперь достаточно и заблуждение наших сектантов, отрицающих всякое спасительное значение добрых дел, обнаружено вполне. В заключение следует заметить, что это заблуждение имеет свое основание в ложном воззрении на саму сущность оправдания. Учители пашковцев, протестанты, как известно, «под именем оправдания или освящения человека благодатью разумеют одно прощение человеку грехов, хотя на самом деле они в нем остаются, и одно внешнее вменение ему праведности Христовой, хотя на самом деле он не делается праведным» 16 . Понятно, что при таком понимании оправдания, как внешнего только, юридического акта, в котором происходит лишь прощение вины (греха), а не изглаждение ее, одной веры достаточно со стороны человека, чтобы преклонить к себе всепрощающее милосердие Божие. Добрые дела тут – не при чем; заслужить благодати у Бога они все равно не могут, а получить оправдание туне одинаково возможно и удобно как грешнику, так и добродетельному. Совсем иначе понимает сущность оправдания наша православная Церковь . По ее учению, это – не просто забвение или прощение Богом человеческих грехов и не снятие только вины за них, но действительное изглаждение их, очищение и обновление всего духовного существа человека, «совлечение ветхого человека с делами его» и «облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Кол.3:9–10 ; Ефес.4:22–24 ). Здесь добрые дела, очевидно, составляют необходимое условие, без которого нет и самого оправдания; действительно оправданным может быть только человек праведный, добродетельный, очистившийся от всякой греховной скверны. Тот же, в ком остаются в силе греховные навыки и сами грехи, хотя бы и прощенные, тем самым удаляет от себя спасительную благодать и не может находиться в единении с Богом, что необходимо предполагается самим понятием оправдания: «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмой?» ( 2Кор.6:14:15 ). II раздел 17

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

   г) от настоящего лукавого века: Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века (Гал. I:4).    Искупление доставляет нам:    а) оправдание: все согрешили, получая оправдание даром, по благодати Божией, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивление в крови Его чрез веру, для показание правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. III:23 – 25). – Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр. IX:14).    б) отпущение грехов: облагодатствовал нас Бог в возлюбленном Сыне Своем, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов (Ефес. I:6, 7; Кол. I:14). – Христос есть Ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупление от преступлений, призванные к вечному наследию получили обетование (Евр. IX:15).    в) усыновление Богу: Бог послали Сына Своего, дабы нам получить усыновление (Гал. IV:4, 5).    г) освящение с ревностю к добру: Христос дал Себя за нас, чтобы очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тим. II:14).    Бог совершил чрез Иисуса Христа искупление:    а) нашей души: избавит Господь души рабов Своих (Пс. XXXIV:23). – Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет, меня (Пс. XXXIV, 13). – Радуется душа моя, которую Ты избавил (Пс. LXXI, 23).    б) нашего тела: имея начаток Духа, мы в себе стенаем, ожидая усыновление, искупление тела нашего (Рим. VIII:23).    Искупленным дарует небесное наследие: уверовав во Христа, запечатлены вы обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупление удела Его, в похвалу славы Его (Ефес. I:13, 14).    Искупление в Св. Писании описывается    а) как изобильное: у Господа милость и многое у Него избавление (Пс. CXXIX, 7).    б) простирающееся на людей всеми племен и народов: взглянул яговорит апостол Иоанн, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. (Ап. VII, 9). – И поют новую песнь, говоря: Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени (Ап. V, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010