Здесь же два знаменитых символа - чернильница и классическое гусиное перо, которым в течение всего времени существования человечества, за исключением последних лет, и создавалась область исторических знаний. А ещё на первом плане изображён Знак признания заслуг фонда перед Сибирью и Россией - статуэтка первопечатника Ивана Фёдорова, которой многократно награждался фонд в российских книжных конкурсах, ежегодно проводимых Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ). И, наконец, в единое целое всю композицию объединяет, так называемая легенда - надпись, пущенная по кругу на лицевой стороне медали «Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска - XXV», которая и проясняет нам причину создания этого шедевра - шестидесятой медали из коллекции «Славен град Тобольск» Система образов лицевой стороны медали как нельзя лучше отражает цели и задачи Фонда. Вот как об этом говорит основатель проекта А.Г. Елфимов: «Помнить и понимать историю своей страны - значит видеть, куда двигаться в будущем. Объекты нашего внимания - историческая ПАМЯТЬ и ЛЮБОВЬ к родному краю, без чего ни одна самая передовая программа социально-экономического развития не может работать эффективно. Если человек не ведает земную Родину, через которую открывается Отечество Небесное, он не знает, для чего рождён, в чем смысл жизни, для него не существует инстанции ответственности, долга и совести». Поэтому деятельность общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» обращена к глубинным национальным идеям, которые смогут сыграть объединяющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в обществе, находящемся в состоянии социальной и общественной неопределённости, когда обширно произрастает ядовитый чертополох так называемой массовой культуры. И эта устремлённость к национальным ценностям русского народа ярко выражена в художественных образах на оборотной стороне медали, где на фоне древнего Тобольского кремля изображён один из гениальных выразителей родного языка, великий сказочник Тобольска Пётр Павлович Ершов, памятник которому в Тобольске был также установлен благодаря фонду.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/23/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Петр Ершов Ершов Петр Павлович (1815–1869) – поэт. В русской поэзии Петр Ершов остался автором одной стихотворной сказки «Конька-Горбунка», впервые опубликованной в 1834 году в самом многотиражном журнале того времени «Библиотеке для чтения», когда он был еще студентом философско-юридического факультета Петербургского университета. Только при жизни Ершова «Конек-Горбунок» выдержал пять дополненных и исправленных изданий, не считая контрафактных, об одном из которых он писал в мае 1863 года Дмитрию Менделееву: «Нельзя ли пугнуть его (издателя Крашенникова. – В.К.) цензурным уставом, так как последнее издание его сильно смахивает на контрафакцию». Вся остальная жизнь Петра Ершова была связана с родным городом Тобольском, где он был учителем, инспектором и директором гимназии. «Ничто не может быть полезнее деятельности этого человека», – так отзывались современники о Ершове-педагоге, продолжавшем публиковать свои стихи в «Библиотеке для чтения», в первых послепушкинских томах «Современника», в «Живописном Сборнике» А. Плюшара. В 1835 и 1836 годах отдельными изданиями вышли его драматические произведения «Фома-кузнец», «Суворов и станционный смотритель». Посетив еще раз столицу в 1858 году, он напишет друзьям: «Теперь смейтесь, сколько хотите, а я снова повторяю, что мой родной Тобольск в тысячу раз милее, – по крайней мере для меня, – вашего великолепного Петербурга». Однажды он обронил фразу, что в Тобольске обрел «спокойствие неизвестности». Так говорят, уходя в монастырь… Одно из примечательных событий в его сибирской жизни произошло в начале июня 1837 года, когда в Тобольск прибыл девятнадцатилетний наследник престола, совершавший первую трехмесячную поездку по России. Будущего царя сопровождал его воспитатель Василий Жуковский. Обо всем этом Петр Ершов вскоре сообщит в письме своему университетскому другу: «Еще за два месяца до прибытия Его Высочества в Тобольск получено было здесь о том известие и тотчас же сделаны были распоряжения об устройстве дорог и города.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

К юбилейным дням Ломоносова, кстати вспомнить, что в Москве живут его прямые потомки, муж и жена М.В. и А.В. Ершовы, призреваемые в Екатерининском богадельном доме. Старик Ершов происходит от сестры Ломоносова, внучка которой была бабкой Ершова. Это бабка, видная фигура в семье Ломоносовых, имела золотой перстень от императора Николая Павловича. Призреваемый теперь в богадельне И.В.Ершов находится в преклонном возрасте: он родился как раз в день открытия памятника Ломоносову в Архангельске в 1831 г. Он был в Архангельске старостой, затем городской головой, впоследствии разорился и поступил в богадельню. Ершов составил родословную Ломоносовых, которая хранится в историческом музее. Он утверждает, что настоящая фамилия Ломоносова – Дорофеев, и что, уже будучи в Москве, Ломоносов заменил ее своей настоящей фамилией. Ершов приготовил к юбилею историческую записку. 28 Петрозаводск, 20 ноября В Государственном Совете идет обсуждение законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. Начало этому вопросу положено указом 17 апреля 1905 года, который отменил все ограничения перехода из православия в другие вероисповедания, в том числе и для некоторых категорий православных – в нехристианские религии. Но, вместе с тем, и очевидно по спешности и недосмотру, указ сохранил существовавшие ограничения для инославных христиан. Создалось положение, при котором господствующая православная церковь оказалась наименее оберегаемой государством, а прочие христианские исповедания привилегированными: для перехода из православия достаточно заявить об этом губернатору, а для перехода из протестантства или католичества необходимо предварительное разрешение губернатора. В результате, вслед за изданием указа 17 апреля 1905 года, от православия отпали сотни тысяч, а на других исповеданиях указ почти не отразился. Государственная Дума вступила на путь еще большего подрыва господствующей церкви, установив полную свободу перехода в нехристианские религии – буддизм, магометанство и др. Но Россия – государство православно-христианское и, как таковое, обязано защищать господствующую веру, вошедшую в плоть и кровь русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

На закрытом судебном заседании Специальной судебной коллегии Свердловского областного суда в городе Кунгуре, проходившем 8–14 июня 1936 года, Владыка Аркадий еще раз категорично заявил: «Виновным себя ни в чем не признаю». Тем не менее в обвинительном заключении было сказано: «Спецколлегия установила: привлеченные по настоящему делу подсудимые… …Открыто выступили против пункта декларации признания советской власти, обвиняя митрополита Сергия в измене и предательстве, продавшегося антихристовой власти, отказались от его поминовения и примкнули к монархическому течению истинно-православной церкви. Подсудимый Трушков, имея связи с другими подсудимыми, разделял мнение и примыкал к течению ИПЦ, высказывал лично сам настроение против декларации митрополита Сергия. Будучи по убеждениям монархистом, поминал в церкви бывшую Царскую семью Романова. Подсудимый Ершов, будучи епископом Кунгурским… …А также зная о наличии контрреволюционного церковно-монархического течения в Юговской группе, мер никаких не принял и органам советской власти не сообщил». Специальной судебной коллегией Свердловского областного суда Владыка Аркадий был приговорен по статье 58–12 УК РСФСР к лишению свободы сроком на 3 года. Против этого решения Судебной коллегии он подал кассационную жалобу в Верховный суд РСФСР. Рассмотрев материалы дела, Специальная коллегия Верховного суда РСФСР 20 июля 1936 года вынесла определение об отмене приговора и отправила дело на новое рассмотрение. После пересмотра дела обвинение уже звучало так: епископ Аркадий (Ершов) виновен в том, что, «будучи правящим епископом, знал о существовании контрреволюционной организации, деятельности ее участников, предупреждал их действовать осторожно». Но и этим определением дело не закончилось. Материалы следственного дела рассматривались на Особом совещании при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР, на котором 21 января 1937 года «Ершов Александр (Аркадий) Павлович за участие в контрреволюционной группе церковников был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет».

http://pravicon.com/info-1811

  29 мая 1912 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в 9 ч[асов] 45 м[инут] утра выехала в Кремль, а в 1 ч[ас] 50 м[инут] дня вернулась домой. В 2 ч[аса] 30 м[инут] дня к Ее Высочеству изволила прибыть Ее Императорское Величество государыня императрица Мария Федоровна вместе с великими княгинями Ксенией и Ольгой пробыла 55 м[инут], уехала. В 4 ч[аса] дня Марфо-Мариинскую обитель посетил вице-директор Департамента полиции г[осподи]н В 6 ч[асов] 30 м[инут] вечера к Ее Высочеству прибыли великие князья: Павел Дмитрий Павлович и великая княгиня Мария Александровна, пробыли 30 м[инут], уехали. При сем докладываем, что по полученным негласным путем сведениям Марфо-Мариинскую обитель посетит государь император завтра, т. е. 30 сего мая между 2-мя и 7-ю часами дня и вечера. В течение дня никаких происшествий не случилось. Игнатченко, Юров, Атрохов, Ершов.   31 мая 1912 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в 9 ч[асов] 30 м[инут] утра выехала из дому, а в 3 ч[аса] 55 м[инут] дня вместе с Ее Императорским Величеством государыней императрицей Александрой приехала домой. По приезде в обитель Ее Императорское Величество государыня императрица проследовала в коляске в Покровский храм, где была встречена настоятелем обители о[тцом] Сребрянским, после краткого молебна Ее Императорского Величество в стуле-коляске была провезена двумя камердинерами по саду, а затем в стуле-кресле Ее Величество была внесена в покои великой княгини, где пробыла [до] 5 ч[асов] 15 м[инут] дня. Вместе с Ее Высочеством великой княгиней изволила уехать из обители. Во время пребывания в обители Ее Величества государыни императрицы в 5 ч[асов] вечера на автомобиле в обитель приехал Его Императорское Высочество великий князь Николай и, не заходя в обитель, вернулся обратно. В течение дня никаких происшествий не случилось. Игнатченко, Ершов.   1 июня 1912 г. Ее Императорское Высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в 9 ч[асов] 30 м[инут] вышла в больничную церковь к обедне, по окончании в 9 ч[асов] 40 м[инут] утра ушла в покои. В 10 ч[асов] утра выехала в Кремль, а в 12 ч[асов] 36 м[инут] дня вместе с государем императором поездом выехала в Троице-Сергиеву лавру. По полученным негласным путем сведениям Ее Высочество возвратится в Москву завтра, 2 сего июня, в 6 ч[асов] вечера. В течение дня ничего предосудительного замечено не было. Игнатченко, Ершов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Множество голодных стекалось во Флорищеву пустынь, прося хлеба. Хотя хлебные запасы были и не велики, но блаженный Иларион, подкрепляясь надеждою на всещедрого Бога, никому не отказывал в пропитании, несмотря на ропот братии. И Господь оправдал веру угодника Своего: запасы муки долго не истощались. Когда же не стало муки, в обители варили крупу для приходящих, а блаженный Иларион послал монаха Никона в Гороховец к одному богатому человеку, по имени Симеон Ершов, чтобы занять у него денег или двадцать мер жита, но получил от него ответ: «Сам ты богат, хочешь всех прокормить и никому не отказываешь. Зачем же требуешь чужого имения и хочешь получить спасение от чужого богатства?» Отказ богача огорчил щедрого страннолюбца, но Господь скоро утешил его: проезжие люди дали ему десять рублей, столько же принесли богомольцы из села Павлова, неизвестный благотворитель доставил сто рублей, на которые куплен в Гороховце целый струг хлеба. Наконец и Семен Ершов, устыдившись своей скупости, подарил 50 мер жита и с того времени постоянно благодетельствовал монастырю. Таким образом, блаженный Иларион не только сам с братиею не терпел нужды, но и пропитывал множество приходившего к нему голодного народа. Другой опыт прозорливости показал Иларион на одном монахе из своей братии, подвергшемся сильному искушению. Один земледелец, по имени Иван, еще живя в миру с женою, трудился на работе с утра до вечера, лишал себя пищи, нарочно давал кусать себя муравьям, ложась на муравьиные кучи, сек себя лозою по плечам до крови – и делал все это для спасения души своей. Когда же случилось ему овдоветь, он был очень рад тому и поспешил во Флорищеву пустынь, где и постригся с именем Ионы. Настоятель поручил его надзору доброго старца, который назначил новоначальному монаху келейное правило и старался удерживать его от излишних подвигов. Но Иона не слушал старца, находя данное ему правило слишком легким, отказывал себе в пище, приходил в церковь прежде всех и выходил оттуда последним. Вскоре он начал мысленно осуждать других иноков, как бы ленивых к посту и молитве, а себя самого почитать великим подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аркадий Екатеринбургский, сщмч. - житие Краткое жизнеописание священномученика Аркадия (Ершова), епископа Екатеринбургского Священномученик Аркадий, в миру Александр Павлович Ершов, родился в 1872 году в городе Кунгуре Пермской губернии в семье священника Павла Евфимиевича Ершова. Вскоре после рождения сына семья Ершовых переехала в село Сабарка Суксунского уезда Пермской губернии, где Александр и провел свое детство. Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, по окончании которой работал учителем в действовавшей при ней школе. Александр Павлович отличался энергичным и бойким характером, что часто служило для него источником неприятностей. В 1898 году он поступил на историко-филологический факультет Варшавского университета. В 1901 году в этом учебном заведении произошли студенческие беспорядки, в результате чего некоторые студенты, в том числе и Александр Павлович, были отчислены из университета. Александр Павлович женился, через некоторое время, в 1902 году, был рукоположен в сан священника и определен к церкви села Банного Кунгурского уезда. Вскоре отца Александра перевели на служение в город Кунгур, где он занял также должность законоучителя в реальном училище. В годы первой русской революции (1905–1907гг.) обострившиеся в обществе противоречия затронули и духовенство. В Русской Православной Церкви началось активное обсуждение существовавших проблем, нередко высказывалось мнение, что Церковь точно так же, как и общество, требует обновления и что необходимо провести церковные реформы. C 1905 года уже велась подготовительная работа по созыву Поместного Собора. Отец Александр в силу своего порывистого и деятельного характера не мог воздержаться от высказываний по наболевшим вопросам, и, видимо, его суждения иногда бывали излишне резкими. Так, в 1907 году отец Александр произнес речь перед выборами во Вторую Государственную Думу и получил за нее от епархиального начальства строгий выговор. В следующем, 1908 году он критически отозвался о членах местного отделения организации Союза русского народа. После этого отец Александр был переведен из города Кунгура в поселок Михайловский завод Красноуфимского уезда на должность третьего священника.

http://pravicon.com/info-1811

По окончании учебы в Петербурге Ершов возвращается в Тобольск, питая надежду на широкую просветительскую деятельность в Сибири. Он начинает работать учителем в Топольской гимназии, затем директором и, наконец, инспектором всех народных училищ обширной губернии. В числе его учеников был и Дмитрий Менделеев. Несмотря на большую занятость, Петр Павлович не прекращает писательской деятельности. В его стихах все оживает, потому читать их удивительно легко. Писательская деятельность Ершова разнообразна, это стихи, проза, переводы и даже либретто большой волшебно-героической оперы «Страшный меч», посвященной истории Киевской Руси во время правления святого равноапостольного князя Владимира. Попробуем только представить, насколько многотрудна должность директора, а Петр Павлович ведь был еще и инспектором гимназий. По долгу службы ему приходилось много ездить по вверенной губернии, но он всегда помнил и любил то место, где родился. В письме к жене он писал: «…Были …с смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моем содействии – соорудить в Безруковой церковь.  Мое дело будет испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились.  Место они выбрали то самое, где был …дом…, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывал о том: неужели Господь так милостив, что исполнится давнишнее мое желание и освятится место моего рождения, и восхвалится имя моего святого». Заботы об устройстве церкви в родном селе составляли для него одно из самых важных занятий до последних минут жизни. Как же трепетно Петр Павлович относился к вере! Несмотря на все трудности и удары судьбы (потери родителей, брата, жены, детей), он не потерял веры в Бога, Которого искренно любил всей душой. Как горько и трогательно он пишет кузине после потери жены: «Письмо моё будет коротко, милая кузина. Только радость говорит, а печаль молчалива. И что сказать мне, когда я до сих пор не могу ещё образумиться. Удар был так неожидан, так внезапен, что не пасть под ним надобны были вера и особенная помощь Божия. 

http://azbyka.ru/deti/avtoru-konka-gorbu...

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАПО. Ф. 541. Оп. 1. Д. 31. Лит.: Адрес-календарь Пермской епархии на 1909 г. Пермь, 1908. С. 90; Справ. кн. Пермской епархии на 1912 г. Пермь, 1911. С. 63; Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 16; Дамаскин. Кн. 2. С. 113-153 (здесь: с. 116); Агафонов П. Духовенство Пермской епархии. Пермь, 1997. Ч. 1: 1918-1928 гг.; Королёв. Исповедники. С. 16; ЖНИР. Июнь. С. 188-189. Архим. Дамаскин (Орловский) Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Павлович Тетюев (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН Артёмович Бояршинов (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Михайлович Юрганов (26.12.1877 - - 15.11.1918), свящ., сщмч. (пам. 2 нояб., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ Евфимиевич Ершов (1867 (по др. данным, 1866) - 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии) НИКОЛАЙ Артурович Мациевский (1872-1919), свящ., сщмч. (пам. 11 янв., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Михайлович Онянов (1862-1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2565802.html

— Как вам сказать, Гаврила Романович… Помнят, конечно, но… — Всё понятно — молчи, не говори! Я и сам на бессмертие не замахиваюсь. С меня довольно бессмертия души. Я об этом много думал… Побольше меня люди в Лете тонули… Вот, видите картину? Это мне государь подарил, Александр Павлович: здесь изображены все народы земли в виде рек: вытекают эти реки из одного истока, от Ноева ковчега, а конец у всех один — океан Леты. Все там будем. И он читает, твёрдо, по-старорусски произнося звук Р (не «река времён», но — «рэка врэмён): — «Река времён в своём стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы». Вот так-то! Засим имею честь откланяться. Остаюсь вашей милости всегда покорный слуга Гаврила Державин! Нет, воображаемое интервью — порочная практика. Лучше попросту, без затей рассказать всё, что думаешь о том или ином писателе. Вот, например, Пётр Ершов… 14. Смиренный Гомер В русской словесности две дороги. По одной следуют золочёная карета Державина, изящное ландо Тургенева, лакированный роллс-ройс Набокова; по другой катят сплошь телеги: Кольцов, за Кольцовым — Некрасов, за Некрасовым — Лесков, Мельников-Печерский, Суриков, Никитин и иже с ними, замыкает тележный поезд Есенин, а следом трясутся на полуторках Твардовский, Рубцов, Шукшин, Белов… И вот на этой-то второй дороге, то мелкой трусцой, то стремительным галопом, а то и в небеса взлетая, поспешает на своём Коньке-Горбунке Пётр Павлович Ершов. Не подумайте только, будто я хочу первую дорогу, барскую, гладкую, прямым ходом идущую из просвещённой Европы, объявить нерусской. Нет! Ни в коем случае! Дело в другом! Дело в Ершове. Принято жалеть Петра Павловича: он-де, в ранней юности написав своего «Горбунка», больше уже ни строчки путной родить не смог, хотя прожил долгую жизнь и стихи сочинял в немалом количестве. Однако никто почему-то не жалеет Гомера за то, что он написал только «Илиаду» да «Одиссею»; или автора «Песни о Нибелунгах» за то, что он не сочинил ещё какой-нибудь песни.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-vstrech/?...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010