Там с должною торжественностью архиепископ Вениамин совершил над ним (10 апр. 1799 года – в вербное воскресенье) хиротонию, каковое небывалое в Иркутске церковное торжество привлекло не только жителей города, но и массы народа из отдаленных окрестностей. Все с необычайным любопытством смотрели на молодого архиерея, имя которого уже всем известно было, как имя славного просветителя дикарей в новооткрытых странах, и когда преосв. Иоасаф двинулся со своею свитою в обратный путь, то его провожали все с искренними благожеланиями. He теряя времени, преосв. Иоасаф, по прибытии в Охотск, сел со своей свитой на компанейский корабль «Феникс», и 10 мая корабль, подняв паруса, двинулся по волнам непостоянной стихии. Нелишне заметить, что при недостаточной исследованности вод океана, равно как и недостаточной подготовке моряков, более полагавшихся на свою отвагу, чем на знакомство с техникой мореплавания, плавание по океану было сопряжено с весьма большими опасностями. В истории первых действий компании русских промышленников постоянно встречаются известия о крушении судов, из которых иные выбрасывало на скалистый берег и разбивало, другие уносило волнами в неведомые и пустынные страны, где они и погибали от дикарей или собственных повреждений, третьи прямо гибли в бездонной пропасти океана, захваченные свирепыми штормами и так далее. Вот, между прочим, какие испытания приходилось переносить мореплавателям. Судно купца Киселева «Свв. Зосим и Савватий», увлеченное неблагоприятными ветрами, занесено было в такие страны, о которых не имели и понятия ни капитан, ни матросы. «Как из Курил вышли, – рассказывает сам Кожин в описании этого путешествия, – идучи по морю, земли не видали и в продолжение путешествия дошли до такого места, что в платье ходить нельзя и ночью вышед на палубу от жару воздух очень тяжелый, а снасти растопились, а вокруг судна видим червей много и вода, как гретая на огне, а судно течью одолело, что ни одной минуты помпы праздно не бывали, но переменно по склянкам отливаются водою и работных выбило из сил; но, однако, Бог помощник, не хотя свое создание погубити, а все отливались водою, а от воздуху нигде защиты нет, ни в каюте, и ни в трюме, везде жара – быть не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/stolet...

Я стал горячо упрашивать его забыть об этом досадном инциденте и прийти нам на помощь, но, к сожалению, без результата. Позже нашлись Проф. Кожин и Др. Тихонович, но и они не имели денег, а казначей пропал без следа. Наши доктора, красные и измученные, метались, по улице, осаждаемые толпой осетин, которая становилась все более угрожающей. Сознавая мою полную беспомощность, я воспользовался неразберихой и, улизнув от моих преследователей, пробрался к моей повозке. Ночь была лунная и очень холодная. Огромный Казбек с величавым равнодушием смотрел на толпу голодных и измученных людей, тщетно искавших какого-нибудь пристанища. Только теперь мне стало ясно, что санитарное управление, несущее ответственность за эвакуацию раненых существовало лишь в моем воображении, и что надежда на полевые кухни и медицинскую помощь была моим миражем. Родителям удалось найти место в одной из переполненных саклей, я же всю ночь провел на своей арбе то впадая в тяжелое забытье, то просыпаясь от холода и тревоги, но не сознавая, что в это время моя старшая сестра подвергалась смертельной опасности и только чудом спаслась от гибели. Третий день. 7 марта. Коби. Утром началась комедия проверки грузинами документов. Она происходила в полном беспорядке. Кто-то из нашего начальства послал меня на край селения с приказанием задерживать все повозки с ранеными. Я со всем усердием приступил к исполнению этой неосуществимой задачи. Я орал, махал руками и силой останавливал арбы, но никто не хотел меня слушать. Охрипший, потный и измученный, я принужден был признать мое полное поражение. Моя арба выехала одной из последних. Небо было ясное, дорога медленно подымалась, по сторонам, на скалах высились мрачные развалины средневековых укреплений. Кое-где виднелись каменные сакли осетинских аулов. Все было черное, угрожающее и жестокое. Душа ныла от той злобы, грубости и эгоизма, которые, как мутная пена, покрывали наш несчастный эшелон. Вечером мы прибыли в Коби. По счастливой случайности, все четыре аптечные арбы попали на один и тот же двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Сколько пережито за эти семь длинных дней, таких насыщенных и страданиями и красотой и верой в промысел Божий. Вторая глава. Встречи на пути. С. Зернова Мне было 20 лет, когда мы покидали Россию. До этого я ни разу самостоятельно не вылетала из «гнезда». Добровольческая Армия была разбита, мы отступали в Грузию с ее последними отрядами и с обозом раненых. Из Владикавказа длинной вереницей тянулись арбы. Распределительный пункт для эвакуации был в нескольких верстах от города, около Кадетского корпуса. Туда двигались все. Как только наш фургон выехал на Военно-Грузинскую дорогу, нас догнал Профессор Кожин и попросил меня вернуться, чтобы привезти перевязочный материал, забытый на складе, а так же захватить еще теплых вещей и одеял. Мне дали телегу с молодым возницей-казаком и велели ехать как можно скорее. Я должна была встретиться с нашими у Кадетского корпуса. Когда мы приехали на склад, я была поражена количеством остающихся вещей – всюду лежали груды одеял, теплых фуфаек и сапог, все полки были завалены всевозможными лекарствами и перевязочным материалом. Заведующий складом встретил меня враждебно. Он с трудом согласился выдать мне два тюка с марлей и отказал в выдаче одеял, говоря, что ордер мой написан недостаточно ясно. Я робко сказала, что больше половины раненых совсем раздеты, но он даже не ответил мне и, приказав погрузить на мою повозку марлю, запер склад и ушел. Я была очень несчастна, чувствуя, что я плохо исполнила поручение и сознавая свое бессилие и одиночество. Мы двинулись в обратный путь. К счастью, мой возница был веселый и молодой, он бойко погонял лошадей и дружелюбно посматривал на меня, как будто ожидая, что я первая начну говорить. «Вы тоже уедете?», спросила его я. «Нет, барышня, и смотрю на Вас – чего это вы все бежите? Ну что большевики? Ведь тоже люди. Там у них много наших молодых казаков. Вы не верьте, что они разбойники какие-то. И куда это едут все? Как будто грузины лучше?» Я молча слушала его. Все вокруг мне казалось таким нереальным и мучительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В сочельник во время всенощной мы передали друг другу шепотом страшную весть: «Раиса заболела»; это была условная фраза, означавшая падение Ростова. Приход большевиков стал неминуем, оставался только вопрос, как скоро они вновь займут Северный Кавказ. Рождество было омрачено этой угрозой, смертельный круг замыкался вокруг нас, а мы по-прежнему не могли прийти ни к какому решению и даже одно время собирались уехать вперед без нашего отца, безумно рассчитывая, что он может присоединиться к нам «потом». Наконец, помог нам принять окончательное решение профессор Кожин, начальник санитарного отделения. Он предложил нам место в своем поезде, отправляющемся во Владикавказ. Наши колебания сразу прекратились, перед нами были поставлены сроки, требовавшие от нас быстрых и конкретных действий. С нами должен был ехать другой доктор Смоличев с семьей, и это особенно нравственно поддерживало моего отца. Ему легче было оставить Ессентуки вместе с санитарным управлением, чем покинуть их по своей инициативе. Санитарный поезд не мог взять с собой наших тетушек и двоюродную сестру. Они решили остаться в нашем доме, в надежде сохранить его для нас, если мы когда-нибудь вернемся назад. (Мы все соединились вновь в 1923 году, когда во время болезни Ленина можно было получить разрешение на выезд за границу и мы смогли выписать их в Югославию). 17 февраля мы узнали что поезд профессора Кожина уйдет на следующий день вечером. С утра у нас шли беспорядочные сборы и волнения. Никто не знал, что нужно брать и что оставлять. Мы решили укладывать все наши вещи в мешки и брать только то, что мы могли нести на себе. Мне приходилось больше чем собираться самому, уговаривать родителей, которые впали в такое уныние, что были совсем неспособны готовиться к отъезду. Отец Николай отслужил нам напутственный молебен 53 Св. Серафиму и Николаю Чудотворцу. Слушая его молитвы и обещание всегда помнить о нас, я горько плакал, прощаясь со всем, что составляло основу нашей жизни: Россией, церковью, родными и друзьями нашей молодости. В 6 часов вечера, погрузив наши мешки на подводу, мы покинули дом, ставший для нас за эти годы революции нашим дорогим другом. Было облачно и сыро, мостовая была покрыта липкой грязью, улицы были пусты, никто не обратил внимания на наш отъезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

1916. 10 (октябрь). С. 458–461. 4 Материалы 2-го законоучительского съезда в Новочеркасске (июнь 1916 г.) опубликованы в журнале “Донской Православный вестник” и отдельной книгой. См.: Съезд оо. законоучителей//Донской Православный вестник. 1916. 6 (июнь). С. 258; Протоиерей Димитрий Смирнов. По поводу преподавания Закона Божия в средней светской школе Доклад, читанный 8 июня 1916 г. на законоучительском съезде в г. Новочеркасске//Там же. 10 (октябрь). С. 470–480; 11 (ноябрь). С. 533–544; Протоиерей Т. Донецкий. О чтении Слова Божия на уроках Закона Божия в средней школе//Там же. 10 (октябрь). С. 481–488; Он же. Семья и школа в деле религиозного воспитания детей//Там же. 9 (сентябрь). С. 393–404; Протокол суждений вечернего заседания съезда о.о. законоучителей, 7 июня 1916 г.//Там же. 9 (сентябрь). С. 407–412; Протокол съезда законоучителей Донской епархии, происходившего 7, 8 и 9 июня сего года//Там же. 10 (октябрь). С. 444; Протоиерей В. Кожин. Основные задачи преподавания Закона Божия в средней школе//Там же. 8 (август). С. 331–336; 9 (сентябрь). С. 388–393; Священник Пётр Шапошников. Влияние окружающей среды на религиозно-нравственное развитие учащихся в средних школах//Там же. 12 (декабрь). С. 577–587; Священник А. Лиховицкий. Закон Божий в средней светской школе Доклад, читанный на Епархиальном Законоучительском Съезде, 1916 г.//Там же. 1917. 2 (февраль). С. 17–29; 3 (март). С. 45–78; Труды II съезда законоучителей в Новочеркасске. 7–9 июня 1916 г. Новочеркасск, 1917. С. 59–90. 5 Протоиерей Т. Донецкий. Вниманию о.о. законоучителей Объявление//Донская христианская мысль. 1917. 7 (13 августа). С. 101. 6 Протоиерей Т. Донецкий. К предстоящему Епархиальному Законоучительскому Съезду//Донская христианская мысль. 1917. 7 (13 августа). С. 101–102. 7 См.: Труды 3-го Донского Законоучительского Съезда 22–23 августа 1917 г. Новочеркасск, 1917. 35 с.; Священик Андрей Гудков. Краткий доклад о работах Всероссийского Законоучительского Съезда 1917 года//Там же. С. 4–7; Отчёт о деятельности Донского Епархиального Законоучительского Братства за 1-й год его существования (1916–1917 уч.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Архив Пн В Храме Христа Спасителя прошел прием по случаю 65-летия со дня рождения Предстоятеля Русской Церкви 21 ноября 2011 г. 21:47 Вечером 21 ноября 2011 года в Трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялся торжественный прием по случаю празднования 65-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Перед началом приема в Тронном зале Патриарших палат Предстоятеля Русской Церкви лично поздравили многочисленные гости — управляющий делами Президента РФ В.И. Кожин, председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко , председатель Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлов , мэр Москвы С.С. Собянин , председатель Центральной избирательной комиссии РФ В.Е. Чуров, министры федерального правительства, депутаты Государственной Думы, аккредитованные в Москве послы иностранных государств, руководители средств массовой информации, представители бизнеса, научных, культурных и общественных организаций. Кроме того, поздравить Святейшего Патриарха прибыли председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, а также руководители традиционных религиозных общин России. В начале приема к Его Святейшеству от имени Священного Синода Русской Православной Церкви обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Были оглашены поздравительные послания от президентов Белоруссии и Азербайджана. Затем шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде вручил Святейшему Патриарху Кириллу награду Управления мусульман Кавказа — орден «Шейх уль-ислам». Предстоятель Русской Православной Церкви тепло поблагодарил собравшихся за поздравления: «Это не просто знаки вежливости — я воспринимаю их как знаки поддержки. Служение Патриарха многотрудно и было бы совершенно невозможно, если бы не опиралось на молитву и поддержку огромного числа людей. Энергия человеческого духа — это очень сильная энергия, и я ее чувствую — чувствую в ваших добрых словах, в ваших лицах, в ваших глазах, во всем том, что выражается вами в качестве поддержки Патриарху в его служении.

http://patriarchia.ru/db/text/1750157.ht...

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии подписания договора о передаче Русской Православной Церкви подворья в городе Бари 24 ноября 2009 г. 18:29 24 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии подписания договора о передаче Русской Православной Церкви подворья в городе Бари. Церемония состоялась в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Подворье Русской Православной Церкви в Бари было передано Российской Федерации 13 ноября 2008 года. В церемонии приняли участие Управляющий делами Президента Российской Федерации В.И. Кожин; секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк ; генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по управлению собственностью за рубежом» Управления делами Президента Российской Федерации (ФГУП «Госзагрансобственность») Е.В. Поликарпов; начальник Главного управления международного сотрудничества Управления делами Президента РФ С.Н. Болховитин; заместитель начальника Главного управления международного сотрудничества О.М. Лесовой; советник Управляющего делами В.А. Хреков; главный консультант Главного управления международного сотрудничества А.Г. Шешин; юрист секретариата Московской Патриархии М.В. Ильичев. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам церемонии: «Перед нами сейчас стоит очень важная задача — подписать договор, который определит возможность для Русской Церкви использовать ту недвижимость, которая была передана итальянским государством государству российскому». Предстоятель поблагодарил Президента России Д.А. Медведева и председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина «за те усилия, которые были предприняты по возвращению недвижимости России, а также за саму возможность Русской Церкви вновь использовать по назначению это имущество». В свою очередь В.И. Кожин, в частности, сказал: «Мы оцениваем сегодняшнее событие как очень важное в жизни Русской Православной Церкви и государства Российского. Мы еще только в начале пути. Этот только первые шаги по возвращению тех святынь, которые находятся за рубежом». По словам Управляющего делами Президента Российской Федерации, сегодня настало время возвращения России и Русской Православной Церкви таких уникальных объектов, как комплекс в Бари.

http://patriarchia.ru/db/text/727600.htm...

Они попытались сыграть на этом, подбавить себе авторитета у либерального сообщества, в том числе и заграничного. Не более того! Вина большевиков неизмеримо больше.Спорить об этом даже странно. Если Временщики пошли против Закона Божия, то большевики против Закона Божия . Разница существенна! Керенский был в старости весьма набожный человек и, если не ошибаюсь, даже исповедовался еп.Василию Родзянко. По  поводу отцов-делателей . Тут всё не так просто. И с Победоносцевым они совсем ни как не стыкуются. Круг новочеркасских священников-просветителей, к которым относятся упоминаемые в статье Донецкий, Чернявский, Артинский, Кожин сформировался в кризисные года начала века. Это были молодые пастыри, по большей части - преподаватели и законоучители. Впервые о себе они заявляют как раз после Манифеста 17 октября, организовав Новочеркасское пастырское собрание.Это было весьма любопытное учреждение, в рамках которого впервые открыто и серьёзно шёл разговор о проблемах и задачах церковной жизни в свете общественно-государственных перемен, обсуждались пути совместного решения проблем. К 1907 году, усилиями Правящего архиерея, их деятельности была " придушена " и в епархии вновь воцарился " мир " . История с " деникинской миссией " - это уже продолжение...  Да, может они были в чём-то не правы, но они были организаторами, двигателями, вдохновителями церковно-образовательной деятельности и были преданны этому служению. Почему " строгомонархические " пастыри не были столь активны в 1900-х? Где они были в 1917-19 гг.?  Почему Манифест 17-го октября, а не победоносцевская идея,  родил столь активных миссионеров? Мне кажется здесь есть о чём подумать. По поводу инопланетян . Мне показалось, что в Вашей заметке были нотки оправдания большевизма, как объективно-исторического явления, или кары за грехи народа. Может и так, спорить не буду. Но мне кажется, что оправдание (даже косвенно подразумеваемое) большевизма  абсолютно неприемлемо! И тут не до самобичевания!  А то что касается Дона, то дерзну ещё раз утверждать, что среди казаков было антибольшевистское единство.

http://bogoslov.ru/article/716419

В 1904 г. резолюцией Высокопреосвященнейшего Афанасия (Пархо- мовича), архиепископа Донского и Новочеркасского был учрежден Донской епархиальный церковно-исторический комитет с «целью изучения церковно-религиозной жизни Донского края в ее прошлом и настоящем, а ближайшим образом – церковно-историческое и церковно-статистическое описание церквей и приходов Донской епархии» 365 . Показателен совет Комитета – он наполовину состоял из священников: председателем был назначен выдающийся историк Донской епархии инспектор Донской духовной семинарии А.А. Кириллов , заместителем председателя – священник Т.А. Донецкий, членами: статские советники Л.Ф. Свидерский, М.М. Дьяков, выдающийся исследователь Дона Х.И. Попов, А.М. Щетковский и священники: М.С. Архангельский, И.П. Артинский, В.А. Кожин, Е.М. Овсянников 366 . Деятельность Донского епархиального церковно-исторического комитета внесла неоценимый вклад в изучение церковной истории Донской епархии. Комитетом были выпущены 4 выпуска «Донской церковной старины», собрано утраченное ныне древлехранилище, более 250 дореволюционных фотографий донских храмов и мн. другое. Как и для духовенства других регионов Российской империи, для донских священнослужителей Донской епархиальный исторический комитет стал, по определению В.А. Бердинских, единственным доступным местным научным центром 367 . Как видно, статус священнослужителя в приходе был сопряжен в первую очередь с исполнением его прямых обязанностей: совершением богослужений и исполнением треб. При этом статус был лабилен, чем более ответственно священник выполнял свои священные обязанности, тем выше был его статус среди прихожан, и наоборот. В середине XIX – начале XX в. делопроизводственная деятельность духовенства (отчеты в консисторию, ведение клировых ведомостей, исповедных росписей, финансовой отчетности по церкви и др. 368 ) представлялась бюрократической обузой, отвлекающей духовенство от пастырского служения. Действительно, канцелярская работа отнюдь не повышала статус священно- и церковнослужителей. Однако осуществление такой функции государственного управления, как составление метрических книг, придавало значимость священнику как государственному чиновнику. С другой стороны, именно в этой сфере деятельности современные исследователи видят основание для формирования священно- и церковнослужителей конца XIX – начала XX в. как историков и краеведов: «Гуманитарная нацеленность полученного образования, функции регистратора течения времени в приходе (рождений, браков, смертей), наличие в приходской церкви архива – все это делало приходского священнослужителя сельским историком поневоле» 369 . В настоящее время трудно переоценить делопроизводственную сторону деятельности духовенства, в том числе Донской епархии, поскольку во многом благодаря ей существует возможность проводить исследования в различных направлениях церковной истории как Донской епархии, так и Русской Православной Церкви в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Постановление Временного Правительства " Об отмене вероисповедных и национальных ограничений "http://Церковные Ведомости. 1917. 9-15. 8 апреля. С. 64-66; Постановление Временного Правительства " О свободе совести " июля 1917 г.]//Церковные Ведомости. 1917. 31. 29 июля. С. 247-248; Постановление Временного. Правительства «Об объединении, в целях введения всеобщего обучения, учебных заведений разных ведомств [включая церковные школы] в ведомстве Министерства народного просвещения» (20 июня 1917 г.)//Церковные Ведомости. 1917. 28. С. 191; Временное положение о преподавании Закона Божия в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения [заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.]//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31.   Донецкий Т., прот. О необходимости братства законоучителей на Дону [Доклад к 1-му Донскому епархиальному съезду и доложенный в устной краткой форме]//Донские епархиальные ведомости. 1914. 21 (21 июля). С. 950-952. 1-й Всероссийский съезд законоучителей был созван только в июле 1909 г, на котором впервые выпукло была поставлена идея о законоучительских братствах и союзах (Там же. С. 953-954).   Проект Устава Кирилло-Мефодиевского Донского законоучительского братства (утверждён 8 апреля 1916 г.)//Донской Православный Вестник. 1916. 10 (октябрь). С. 458-461.  [iv] Материалы 2-го законоучительского съезда в Новочеркасске (июнь 1916 г.) опубликованы в журнале «Донской Православный вестник» и отдельной книгой. См.: Съезд оо. законоучителей//Донской Православный вестник. 1916. 6 (июнь). С. 258; Смирнов Д[имитрий] прот. По поводу преподавания Закона Божия в средней светской школе [Доклад, читанный 8 июня 1916 г. на законоучительском съезде в г. Новочеркасске]//Там же. 10 (октябрь). С. 470-480; 11 (ноябрь). С. 533-544; Донецкий Т., прот. О чтении Слова Божия на уроках Закона Божия в средней школе//Там же. 10 (октябрь). С. 481-488; Он же. Семья и школа в деле религиозного воспитания детей//Там же. 9 (сентябрь). С. 393-404; Протокол суждений вечернего заседания съезда о.о. законоучителей, 7 июня 1916 г.//Там же. 9 (сентябрь). С. 407-412; Протокол съезда законоучителей Донской епархии, происходившем 7, 8 и 9 июня сего года//Там же. 10 (октябрь). С. 444; Кожин В. прот. Основные задачи преподавания Закона Божия в средней школе//Там же. 8 (август). С. 331-336; 9 (сентябрь). С. 388-393; Шапошников П[ётр], свящ. Влияние окружающей среды на религиозно-нравственное развитие учащихся в средних школах//Там же. 12 (декабрь). С. 577-587; Лиховицкий А., свящ. Закон Божий в средней светской школе [Доклад, читанный на Епархиальном Законоучительском Съезде, 1916 г.]//Там же. 1917. 2 (февраль). С. 17-29; 3 (март). С. 45-78; Труды [II] съезда законоучителей в Новочеркасске. 7-9 июня 1916 г. Новочеркасск, 1917. С. 59-90.

http://bogoslov.ru/article/690378

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010