В то время, когда политическая власть в стране оказалась полностью деморализованной, только Церковь оставалась опорой государственности. Патриарх Ермоген до последнего твердо стоял за царя Василия, которого не мог уважать, но должен был поддерживать, чтобы избежать большего зла. Однако бездарность московского царя делалась все более очевидной. 17 июля 1610 года, несмотря на сопротивление Патриарха, он был низложен, а еще через два дня насильственно пострижен в монахи, чтобы навсегда лишиться права претендовать на светскую власть. В условиях образовавшегося безвластия московские бояре, искавшие исключительно личной выгоды, решились на новый шаг национального предательства. Вслед за " Тушинским вором " они решили утвердить на московском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III, не прекращавшего войны с Московским государством. Партиарх Ермоген согласился на избрание Владислава только при условии обращения его в православную веру и сам писал об этом польскому королю. Однако Патриарх хорошо знал, что это условие никогда не будет выполнено. Он наотрез отказался подписывать грамоту, составленную боярами, которая предписывала послам, ехавшим к Сигизмунду, во всем положиться на волю короля. В сентябре 1610 года поляки вошли в Москву, открытую для них боярами, и расположились в Кремле, Китай-городе, Новодевичьем монастыре. Только теперь предательство бояр, сделавшееся очевидным, возмутило русских людей, впервые, может быть, задумавшихся о судьбе страны. Патриарх Ермоген рассылает грамоты в свободные от неприятеля города северной Руси, призывая народ собирать ополчение и освобождать страну. Когда к Москве подошло ополчение Прокофия Ляпунова, поляки и державшие их сторону русские бояре потребовали от Патриарха, чтобы он приказал ополчению разойтись, угрожая ему в противном случае смертью. Патриарх Ермоген отказался это сделать и был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре. После убийства казаками Ляпунова, когда атаман Заруцкий провозгласил царем сына Марины Мнишек, патриарх Ермоген посылает грамоту в Нижний Новгород с протестом против таких действий казацкой " атаманьи " . " Отнюдь, – писал Патриарх, – Маринкин на царство не надобен: проклят от святого собора и от нас " . 25 августа 1611 года эта грамота верными Патриарху людьми была принесена в Нижний Новгород и отсюда переслана в другие города, в значительной степени воодушевив подготовку нового земского ополчения под Москву. Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского, сидевшие в Москве бояре и поляки потребовали вновь от патриарха Ермогена, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. " Да будет над ними, – отвечал Патриарх, – милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем " .

http://religare.ru/2_34215.html

3 июля 1606 года при новом царе Василии Шуйском митрополит Ермоген собором епископов был избран патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Исидор вручил патриарху Ермогену посох святителя Петра, митрополита Московского , всея России чудотворца († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший патриарх Ермоген совершил шествие на осляти вокруг стен Кремля. Современники, знавшие его святую жизнь, говорили, что это был «непобедимый столп благочестия», «верховный в преподобии» и «предивный рачитель христианской веры», «непобедим и непреклонен» в вере. Патриаршество Ермогена проходило в трудные для России годы – в период Смуты. Но и в эти годы он заботился о строительстве храмов, о восстановлении древних служб, продолжал дело преподобного Максима Грека по исправлению богослужебных книг, уделял много внимания развитию книгопечатания в России. Одновременно он делал ревизии церквей, отмечал все недостатки и непорядки и обличал их в своих назидательных посланиях. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. После низложения царя Василия Шуйского Россия находилась на грани потери своей государственной самостоятельности. В этот период и началось исключительное служение патриарха Ермогена своей Родине. Он проявил себя не только защитником Православия, но и истинным патриотом, сумевшим отстоять национальную независимость Русского государства. После свержения Шуйского правящая партия бояр склонна была отдать русский престол польскому королю Сигизмунду III. Патриарх выступил против этого. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда польские войска заняли Москву и уже хозяйничали в ней, святитель Ермоген энергично поддержал возникшие по всей стране национальные восстания против поляков. Своими грамотами, рассылавшимися по всем городам, патриарх призывал народ идти к Москве, чтобы очистить ее от польского поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 25.04.1858, мест. Нов. Одесса Херсонского у. и губ.- 29.06.1918, близ дер. Карбаны Тобольской губ.), сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых), еп. Тобольский и Сибирский. Сын единоверческого прот. Ефрема Павловича Долганёва (впосл. архим. саратовского Преображенского мон-ря Иннокентий; † 1906), брат прот. сщмч. Ефрема Долганёва . Е. поступил в Николаевское мореходное уч-ще, но вскоре был определен отцом в Одесское ДУ, по окончании к-рого начал учебу в Одесской ДС. Затем покинул семинарию, избрав светское образование. Поступил в Новороссийский ун-т в Одессе, однако вскоре был отчислен как бывш. семинарист. Сдал экзамены на аттестат зрелости при гимназии г. Ананьева для поступления вновь в Новороссийский ун-т. Обучался на историко-филологическом, физико-математическом и юридическом фак-тах. Посещал медицинский фак-т Женевского ун-та. Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. Сщмч. Ермоген (Долганёв), еп. Тобольский. Икона. 2006 г. Мастерская «Храм декор», Москва Сщмч. Ермоген (Долганёв), еп. Тобольский. Икона. 2006 г. Мастерская «Храм декор», Москва Большое влияние на жизненный выбор Георгия Долганёва оказал Одесский и Херсонский архиеп. Никанор (Бровкович) , посоветовавший ему завершить обучение в ун-те и поступить в ДА. В 1889 г. Георгий был принят в СПбДА. Учеба в академии давалась с трудом. На 1-е место он ставил не академические науки, а духовное самовоспитание. В годы обучения называл своими духовными наставниками митр. Исидора (Никольского) и афонского иеросхим. Евгения. 1 дек. 1890 г., во время обучения на 2-м курсе академии, был пострижен в монашество с именем Ермоген в честь мч. Ермогена Александрийского. 2 дек. 1890 г. ректором СПбДА Выборгским еп. Антонием (Вадковским) рукоположен во диакона, 15 марта 1892 г.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/190195.html

Когда самозванец Лжедмитрий II подошел к Москве и расположился в Тушино , Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: " ...Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца " . В другой грамоте Первосвятитель призывал: " Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога... " Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию (Палицыну) открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Свт. Ермоген Московский Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на самоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время Патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. К этому времени после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского (в июле 1610 года) Москва была занята польскими войсками. Большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава , сына Сигизмунда III. Этому решительно воспротивился Патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда, Патриарх ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению Святителя из Казани была перенесена Казанская икона Божией Матери (скорее всего — копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения.

http://drevo-info.ru/articles/12507.html

В середине 1608 г. польско-литовские захватчики с Лжедимитрием II остановились под Москвой, в Тушине. Москва оказалась в осаде. Все северные города подверглись разграблению. Оставался незанятым только Троице-Сергиев монастырь, выдержавший 16-месячную осаду (с сентября 1608 г.) 30-тысячного польско-литовского войска. В 1609 г. Сигизмунд III осадил Смоленск, а в следующем году русские изменники бояре, свергнув царя Василия Шуйского (1606—1610), впустили польские войска в Москву. Святой Патриарх Ермоген многими своими посланиями воодушевлял народ на героическую борьбу за освобождение Родины. К Москве двинулись и земские, и ратные люди из разных городов. Огромное впечатление произвела Патриаршая грамота в Нижнем Новгороде. Нижегородский мещанин Косма (Кузьма) Минин быстро собрал ополчение, во главе которого встал князь Димитрий Пожарский. На пути к Москве нижегородские ополченцы увлекли за собой ополчения Ярославля, Владимира, Костромы, Рязани. Москву обложило русское воинство в 100 тыс. человек. На требование изменника боярина Михаила Салтыкова и его сообщников остановить шедших освобождать Москву русских ополченцев Патриарх Ермоген отвечал: «Напишу, чтобы возвратились, если ты и все находящиеся с тобою изменники и королевские люди выйдете вон из Москвы; если же не выйдете, то благословляю всех довести начатое дело до конца, ибо вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей и не могу слышать пения латинского в Москве» (101, с. 154). 21 марта 1611 г. Патриарх Ермоген был схвачен и заключен поляками сначала в келлии Кирилло-Белозерского подворья в Москве, а затем брошен в подземелье Чудова монастыря в Кремле. Но и из заключения Патриарх Ермоген продолжал посылать народу грамоты с призывом стоять за Русскую землю и православную веру. Святитель Ермоген не дожил до радостных дней освобождения. 17 февраля 1612 г. он скончался мученически — от голода в подземелье Чудова монастыря. В конце октября 1612 г. ополченцы взяли Москву и вскоре освободили Русь от иноземцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584 — 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, а царь принес в дар новому Патриарху панагию. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику … Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил патриарху и царю. По благословению патриарха Иова и по повелению царя мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру и 3 июля 1606 года он возведен Собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца (память 5/18 октября, 21 декабря/3 января, 24 августа/6 сентября), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. Служение патриарха Ермогена совпало с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этот мрачный период Смутного времени первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству, но в этом подвиге он не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братия и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Патриарх Кирилл: Святой Патриарх Ермоген – пример верности Христу и любви к Отчизне 1 мин., 01.03.2012 1 марта, в день празднования 400-летия со дня преставления священномученика Патриарха Московского и всея Руси Ермогена , Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание верующих на личность и подвиг святого, приведя его как пример верности вере и Родине. - Ныне Русская Православная Церковь совершает молитвенную память священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, который отдал все силы и саму жизнь во имя сохранения в нашей стране Православия, государственной независимости и национальной самобытности. - Патриарх Ермоген – мученик на Московском Патриаршем престоле – символ жертвенного служения Церкви и на все времена пример верности Христу и любви к Отчизне, - подчеркнул Предстоятель. Отмечая заслугу священномученика Ермогена, Святейший также заметил: - В условиях массового духовного помрачения, когда большинство не понимало, где друг, а где враг, когда даже часть Церкви приветствовала иноземцев, считая их правление благом, святитель Ермоген, будучи брошенным в темницу оккупантами и испытывая физические страдания, остался верен своей стране и высокому Патриаршему долгу. При этом Патриарх Кирилл признал, что в наше время имя святого Ермогена незаслуженно забыто и призвал к исправлению этой ошибки. - Между тем, имя святителя наряду с именами многих великих полководцев и правителей незаслуженно забыто сегодня. Память об этом подлинном патриоте и исповеднике Господнем необходимо возродить и увековечить, воздвигнув ему в столице подобающий памятник.   По сообщению  сайта  Православие.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/patriarh-kirill-svyatoy-p...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил мировую премьеру оперы-оратории Г.П. Дмитриева «Святитель Ермоген» 4 ноября 2012 г. 23:10 Вечером 4 ноября 2012 года, в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Большой зал Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где состоялась мировая премьера оперы-оратории Г.П. Дмитриева «Святитель Ермоген». Средства от концерта будут направлены на установку памятника святителю Ермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля. На концерте также присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.С. Соколов , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . Премьера оперы «Святитель Ермоген» была организована по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при поддержке Фонда по установке памятника Патриарху Гермогену, Московской государственной консерватории, Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, Министерства культуры РФ и Правительства г. Москвы. Перед началом оперы клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерей Александр Агейкин прочитал духовный стих о Патриархе-мученике, произнесенный на торжественном собрании в память Святейшего Ермогена, Патриарха Всероссийского, 19 февраля 1912 года в Успенском соборе Московского Кремля. В премьере приняли участие Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист СССР Юрий Башмет), Большой смешанный хор Академии хорового искусства им. В.С. Попова под управлением Алексея Петрова, Московский синодальный хор под управлением Алексея Пузакова, ансамбль «Колокола России» (художественный руководитель — Галина Филимонова».

http://patriarchia.ru/db/text/2568915.ht...

На территории совр. К. е. имелись след. обновленческие викариатства: Бугульминское, Буинское, Чистопольское, Мамадышское, Мензелинское, Спасское, Аксубаевское, Ибресинское. Вик-ства существовали формально, во главе нек-рых стояли благочинные, руководствовавшиеся правилами «кантонного самоуправления приходов» (правила были утверждены обновленческим епархиальным съездом в мае 1925). Обновленческие викариатства создавались в границах кантонов Татарской АССР, решение принималось на кантонном съезде обновленческих священников и мирян, желавших отделиться от правящего «архиерея» и подчиняться непосредственно обновленческому «первоиерарху». Обновленческой Казанской епархией управляли: Иоанникий (Дьячков; окт.-нояб. 1922; на кафедру не прибыл), Алексий (Баженов; 1923-1929, с 1924 «митрополит»), Иоанн (Миртов; управлял в 1929-1933 как «митрополит Нижегородский и Казанский»), «митрополит» Иерофей (Померанцев ; 1933-1938). Е. В. Липаков 1942-1988 гг. Определением Московской Патриархии от 14 авг. 1942 г. бывш. Саратовский архиеп. Андрей (Комаров) был назначен архиепископом Казанским (приехал в Казань 26 авг. 1942). Было восстановлено епархиальное управление, но до янв. 1944 г., когда архиеп. Андрей был переведен в др. епархию, продолжали действовать лишь 2 храма: в Казани и в Мензелинске. По данным Совета народных комиссаров Татарской АССР, в 1942-1943 гг. православные передали на военные нужды: в Фонд обороны - 316 тыс. р. и 120 г золота на сумму 318 тыс. р., на танковую колонну - 390 тыс. р., на больных и раненых воинов - 148 тыс. р., в помощь пострадавшим городам - 70 тыс. р., на подарки бойцам Красной Армии - 16 тыс. р. В мае 1944 г. епископом Ульяновским и Мелекесским и одновременно управляющим Казанской епархией был назначен Иларий (Ильин). В связи с увеличением числа передаваемых Церкви храмов возникла необходимость в отдельном епископе для Казанской кафедры. Синодальным решением от 28 дек. 1945 г. бывш. обновленческому «митрополиту», настоятелю церкви в г. Грозный иером. Ермогену (Кожину) определено было стать епископом Казанским и Татарским (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 34). 18 февр. 1946 г. в Москве Ермоген (Кожин) был хиротонисан во епископа Казанского (в протоколах заседаний комиссии по созыву совещания предстоятелей автокефальных правосл. Церквей при Синоде РПЦ за февр.-март 1948 еп. Ермоген титуловался как «епископ Казанский и Татарский»). В мае 1948 г., при возведении в сан архиепископа, Ермоген имел титул «Казанский и Свияжский», в марте 1949 г. синодальным решением титул архиерея был изменен на «Казанский и Чистопольский» (ЖМП. 1948. 9. С. 40; ЖМП. 1949. 3. С. 6). В июле 1948 г. архиеп. Ермоген, к тому времени уже являвшийся ректором МДА, направил в Совет по делам РПЦ письмо с отказом от должности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе (для работы за рубежом Ермогена в 1947 рекомендовал Г. Г. Карпову уполномоченный по делам РПЦ по Татарской АССР Горбачёв).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010