Изъяснение псалма 78-го. «Псалом Асафу». Пророческое слово предвозвещает неистовство Антиоха, по прозванию Епифана, против народа иудейскаго, предвещание же сие излагает в виде молитвы, какую принесут тогда благочестивые, не одержавшие еще победы, но обуреваемые бедствиями. Пс.78:1 .   Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины. «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой». Благодать Духа премудро научила так начать молитву свою борющихся с такими жестокими бедствиями. Ибо прежде всего изобразили они, не собственныя свои страдания, но нечестивое поругание божественнаго храма, тогда как храм ни в чем не погрешил против Божия закона. «Языцы», сказано, живущие в злочестии и беззаконии, возобладали достоянием Твоим, потому что осмелились войти в святилище храма Твоего; не только олтарями, но и жертвами бесовскими осквернили святое Твое. Пс.78:2 .   Трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих – зверям земным. «Положиша Иерусалим яко овощное хранилище». До основания разорив весь город, пресловутый Иерусалим соделали ничем неотличным от кущи, назначенной для хранения овощей. «Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным». С таким зверством и неистовством поступали с служителями Твоими, что тела их отдали на снедение зверям и плотоядным птицам. Пс.78:3 .   Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. «Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй». Решившись на убийство живущих благочестиво, делают, что по земле текут кровавыя реки, убиваемых же не позволяют удостоить погребения. Пс.78:4 .   Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. «Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас». За сие поносят нас живущие окрест; сие соделало нас достойными осмеяния у сопредельных с нами. Соседями же называет Пророк Филистимлян, Идумеев, Аммонитян, Моавитян и другие сопредельные народы, которые всегда были в противоборстве и вражде с Иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Как и в других вопросах, касающихся души человеческой, так и в вопросе о ее бессмертии отцы церкви искали главной опоры прежде всего в Священном Писании , заимствуя из него основание своей уверенности в этой истине. Почти все главнейшие места Свящ. Писания Ветхого 792 и Нового 793 Завета по вопросу о бессмертии души мы встречаем в их творениях и почти все они подвергнуты тщательному и пространному их истолкованию. В Ветхом Завете Бог неоднократно именует себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, Богом живых, а не мертвых и несуществующих, потому что иначе было бы несообразно с вечностью представлять Его Богом небытия. «Сказанное Моисею из купины», ( Исх. 3:6 ) утверждает Иустин Философ , «указывает на то, что умершие продолжают существовать» 794 . Еще определеннее свою веру в бессмертие души выражает Св. Давид, который, но словам Иринея, говорит: «и душа моя Тому будет жить». ( Пс. 21:30 ) 795 «Что душа бессмертна», пишет Св. Епифаний, «сему явно научил Господь, и прямо Сам и через Соломона», говоря: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считается погибелью, и отшествие от нас уничтожением; но они пребывают в мире, ибо хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия». Книги пророков, по свидетельству христианского писателя Лактанция , все направляются к тому, чтобы свидетельствовать о высшем назначении человека, состоящем в его служении Богу и в получении чрез то вечного блаженства» 796 . Тою же мыслью о бессмертии души проникнуто и все новозаветное учение. Призывая коринфских христиан к мужественной борьбе с испытаниями, во имя блаженства вечной жизни, св. Климент епископ римский, ободряет их следующими словами Иисуса Христа, сказанными Петру «не бойтесь убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть над душой и телом» ( Мф. 10:28 ; Лк. 12:45 ) 797 и далее замечает, что «обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего царства и вечной жизни». На вопрос: «откуда видно, что во время смерти душа не умирает вместе с телом», св. Афанасий Великий , ссылаясь на то же место слова Божия, говорит, что Сын Божий и Слово Иисус Христос ясно научает нас смертности тела и бессмертности нашей души, говоря это. «Ясно, что душа бессмертна» 798 . Ту же истину удостоверяет Господь в другом месте вразумительною притчею «о богатом и Лазаре», из которых один представляется покоющимся в недрах Авраамовых по отложении тела, а другой среди мучений разговаривающим с Авраамом (Лк. гл. 16). «На умершем Лазаре Господу угодно было показать могущество Свое, что действительно воскрешает он мертвых, а не словом только проповедует воскресение» 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Но Он хотел показать, что между тем как Он все это делал, еще никто не веровал в Него совершенно, дабы тем явить великое человеколюбие снисхождения Его к нам. Ибо не должно было бы сестрам Лазаря говорить: «четверодневен есть: уже смердит» ( Ин. 11:39 ), ни приходить и показывать, а сказать: «Ты все ведаешь, и если хочешь, он оживет». Посему-то и восплакал Он о окаменении сердец людей. Итак не неведая спрашивал, но искушая обличает и человеколюбствует. И еще говорит: «кто есть коснувыйся Мне?», не потому, что не знал, кто прикоснулся к Нему, но дабы не им самим объявлено было совершившееся чудо, но чтобы сама услышавшая вопрос сей, пришедши, сказала о ниспосланной к ней благодати и, исповедав сие, услышала: «вера твоя спасе тя» ( Лк. 8:48 ), чтобы она и других обратила к вере, дабы они исцелились. " Кого Мя, – говорит, – глаголят быти, Сына человеческаго?», как и в Ветхом Завете от лица Отца говорится: «Адаме, где еси?» ( Быт. 3, 9 ). А Бог знал, где он; посему и обличает его, говоря: «от древа ял еси» ( Быт. 3, 11 ). И Каину: «где Авель брат твой?» ( Быт. 4, 9 ). И не неведая спрашивал сие; ибо говорит: «проклят ты на земли, яже разверзе (уста своя) прияти кровь брата твоего от руки твоея». Се " кровь его вопиет ко Мне» ( Быт. 4, 10–11 ). Итак не неведал говорящий, что «кровь вопиет», но для того спрашивал, чтобы дать ему место раскаяния к защищению себя. 40. И не удивляйся, если Он сказал: «Мною приходят ко Отцу» ( Ин. 14, 6 ), и не предполагай изменяемость существа Отца; ибо Сам Он опять учит: " никтоже приходит ко Мне, аще не Отец привлечет его» ( Ин. 6, 44 ). Посему как Отец посылает к Сыну, так и Сын приводит к Отцу, чтобы показать, что Божество есть одно и тоже. А если написано: «преспеваше возрастом и премудростию» ( Лк. 2, 52 ), то это значит, что Он есть Божия Премудрость (ср. 1Кор. 1, 24 ) и не нуждается в премудрости. Но когда говорится: «Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп. 2, 7 ), то это не значит, что полнота (Божества) уменьшилась, но сказано это, дабы показать, что Он с неба низшел в человечество, то есть, в утробу Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

«Один наш взгляд в предыдущем бюллетене относительно врагов эллинохристианского синтеза, представляющих две крайности, имел следствием “дружеский ответ на дружескую критику” с колонок известного национально-религиозного издания… Однако существует базовое диалектическое различие между нами и ими. Наш собеседник противопоставляет эллинизм христианству, причём с априори очевидным конечным выводом». Но это не автор статей в «Трёх святителях» противопоставляет эллинизм и христианство! ПЕРВЫМ это делает небесный Павел, который проповедовал: Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; А МЫ (как известно, союз “а” (δ) вводит противопоставление ) проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие… ( 1Кор. 1, 22–23 ). И чуть выше: Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих ( 1Кор. 1, 20–21 ) . И ниже: И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого ( 1Кор. 2, 1–2 ). О, блаженный Павел! Почему ты хотел видеть в своих учениках-эллинах только Христа Распятого? Почему рядом с Ним, или хотя бы ниже Его, ты не поместил Пифагоров, Зенонов, Платонов, Сократов, Аристотелей? Почему ты отверг всех и удовольствовался только своим Иисусом? О, сколь фанатичным, претендующим на исключительность и непримиримым ты был!.. Зато мы, обладая более всеобъемлющим, чем твой, духом, более широким сердцем, более ясным пониманием и высшим знанием смешали, как превосходные алхимики, христианство с внешней мудростью и создали шедевр всех веков, который называется «эллинохристианской культурой»!.. За Павлом, последуя его стопам, идёт славный сонм Отцов, которые также считают христианство и эллинизм противостоящими друг другу (свидетельства тому мы уже неоднократно приводили, и вновь делать это было бы излишним). Итак, несправедливо сказано, что я «противопоставляю эллинизм и христианство». Я просто воспроизвожу Отцов. «Бюллетень» продолжает:

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная, принявшая семена в сердце свое, он радовался душой и сердцем встрече со святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец, удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей. Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец благословил их, и в доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой освященного в утробе отрока, и начал петь часы 29 , а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал стихословить 30 Псалтирь очень внятно и стройно, и с того часа он хорошо знал грамоту. Над ним сбылось пророчество премудрого пророка Иеремии, сказавшего: «Так говорит Господь: »Вот, Я дал слова Мои в уста твои« [ Ис. 51, 16 ]». Родители же и братья отрока, увидев это и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать. Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец отведал пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умоляли старца остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине! Побудь еще, чтобы мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и утешил наше скудоумие и нашу печаль. Вот смиренный отрок наш, которого ты благословляешь и хвалишь и которому предсказываешь многие блага, – он удивляет нас, и печаль о нем сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось нечто страшное, удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери, незадолго до своего рождения, его мать была в церкви, и он трижды прокричал в утробе при народе, в то время, когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не видано ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что случится в будущем».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Перейдем к этой тайне. " Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас в Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом " (Еф.1:3-10). Советую читателю внимательно прочитать полностью все дальнейшие строки этого вдохновенного Послания к Ефесянам, Послание к Колоссянам и к Филимону, чтобы начать понимать эту возвышенную теологию, положившую собою начало каппадокийскому богословию. А сейчас обратимся к одному из крупнейших представителей этого богословия - преп. Максиму Исповеднику: Творение " Бог сразу образовав, как знает Сам, логосы всего происшедшего и общие сущности сущего, до сих пор еще осуществляет не только сохранение их для бытия, но и созидание, выхождение и устроение содержащихся в них в возможности частей " . Комментарий: " преп. Максим, очевидно, держится взгляда свт. Григория Нисского - " о Шестодневе " - что " причинам и силам всех существ вдруг и в одно мгновение Бог положил основание " - в потенции создал мир мгновенно - после чего в известном порядке стали появляться отдельные виды бытия " (С. Епифанович) Падение " Страсти первоначально не были созданы с естеством человека, иначе они бы входили в определение этого естества. Научившись от великого Григория Нисского, я говорю, что они были внедрены в человеческое естество вследствие отпадения от совершенства, приросши к неразумнейшей части естества. Через них-то вместо божественного и блаженного образа тотчас вместе с преступлением заповеди стало явным и отчетливо видным в человеке подобие неразумных животных " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

По искренней вере и усердным их молитвам мальчик возрастал под несомненным благословением Божиим. Наставляемый своим отцом и матерью, он твердо знал, что превеликий невидимый Бог повсюду присутствует, все видит, все слышит, все знает; знает мысли и дела каждого человека. Такое понимание крошечному мальчику было дано, конечно, по благословению Господнему, что подтверждает и чудесный сон, приснившийся младенцу Василию в раннем детстве. Это был удивительный пророческий сон, ниспосланный свыше. Своим детским языком он рассказал родителям о виденном, не понимая, что это сон и не отдавая себе отчета в том, что мог бы он означать. И сразу же после этого все рассказанное ребенок позабыл, и как родители ни расспрашивали его о сновидении, оно бесследно исчезло из детской памяти. А видел он себя в этом сновидении уже «большим», в архиерейском облачении и в «золотой шапке». И стоял он в алтаре на «Горнем Месте» во время Божественной литургии, а священник, его родной отец, кадил ему как Архиерею. Сон этот по своему содержанию не только примечательный, но и пророчествующий его будущее. С другой стороны, он не менее примечателен и в отношении самих родителей, отца Димитрия и матушки Марии. Ведь это сновидение дано было не столько ему, сколько его родителям. И они это поняли и сохранили в своей благоговейной памяти сновидение ребенка в совершенной тайне от него. И только тогда, когда сон сбылся, они пересказали ему, уже бывшему в сане архиерея, детское сновидение. Причем сбылась и та подробность, что родной отец, вызванный Святейшим Синодом на хиротонию сына, принял участие в Богослужении и действительно кадил ему, стоящему на Горнем Месте. Но никто в то время еще не знал сокровенного смысла происходящего, так как сновидение не было пересказано ни самому Владыке Феофану, ни архиереям Святейшего Синода, совершавшим таинство хиротонии. Однако отрок Василий в раннем детстве особенно ничем не проявил себя пред Богом и поэтому не имел никаких заслуг пред Господом и достоинств, ради которых предвозвещалось ему быть архипастырем Церкви. За какие же заслуги дается ему этот сон – извещение? Если мы и скажем, что Господь Бог по предведению своему знает путь каждого человека, это не будет полным ответом. Ибо в этом предизбрании отражена прежде всего добродетельная жизнь его родителей. И не только родителей, но и всех предков по восходящей линии. Таким образом, по своей премудрости, Господь устроил так, что жизненный путь человека зависит не только от него самого, но и от его предков, даже и очень далеких, которых человек не знает и о которых ничего не слышал. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор, 5, 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

По этому-то Бог, как говорит Иероним, благ не потому, что принуждается чем-либо к этому, а потому, что Сам хочет этого 253 . Что же касается отсутствия в воле Божией свойства выбора, то Дамаскин показывает, что это не есть признак отсутствия самой воли, а признак отсутствия только той ограниченности, которая неизбежна в воле конечной. Потому что, по мысли Дамаскина, выбор, нераздельный со своего рода совещанием, есть признак принадлежности одного неведения и ограниченности, Бог же знает все одним простым своим воззрением (πλς), а потому и воля Его без всякого колебания или выбора всегда устремляется только к одному добру 254 . Другого рода возражение, какое иногда слышалось против учения о неизменно доброй воле Божией, было более софистического, чем серьезного характера. Его можно формулировать так: если Бог ничего не может хотеть и делать, кроме одного доброго, если напр. не может Он грешить, допускать лжи, умирать и т. п., то Он не всемогущ, если же Он всемогущ, то для него должно быть возможным все делать 255 . На это у древних учителей общий ответ тот, что всемогущество Божие заключается не в том, чтобы делать все, что бы нам ни вздумалось, а в том, что Бог может приводить в исполнение все угодное Его воле; если же Его воля не хочет многого такого, что противно Его совершеннейшей природе, то это самое показывает не слабость ее и бессилие, а напротив ее силу и могущество. Могущество Божие, по Епифанию, состоит в том, что Он делает, что захочет и в то же время делает одно сообразное с Божеством 256 . Августин пишет: «Когда говорим, что Бог не может умереть, или обманывать, то этим не умаляется Его могущество. Напротив, Его могущество стало бы меньше, если бы это невозможное сделалось для Него возможным. Потому собственно Он и есть всемогущ, что не может ни умереть, ни обмануться. Ибо всемогущему должно быть свойственно, как сделать то, что хочет, так и не испытывать того, чего не хочет, – что если бы с Ним случилось, тогда не был бы Он всемогущим 257 . Подобным же образом Феодорит рассуждает о невозможности для Бога лжи, в чем, по его словам, заключается не бессилие и слабость, а величайшая сила и могущество 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Потом уже, в пятом только месте, поставлен подле Григория Богослова святой папа Климент (какое смирение для превозношения римского!); здесь и самая его кафедра уступает Цареградской, коей два иерарха стоят выше. Напротив его, рядом со Златоустом, начертан святитель Григорий Нисский , брат Василия Великого , известный по своим духовным творениям и присутствовавший на Втором Вселенском соборе, на котором окончательно утверждён и дополнен Никейский символ веры , с тех пор неизменно сохраняемый в Церкви Православной. И так лик его служит свидетельством нерушимости её догматов и обличением нововведений римских в символе. Наконец последними начертаны, друг против друга, на стенах алтаря святитель Епифаний Кипрский , написавший обличительную книгу против всех ересей, бывших до него и при нём, и потому глубоко уважаемый Восточной Церковью , и святитель Григорий чудотворец Неокесарийский, прославленный чудесами и составлением первого символа веры ещё до Никейского. Вот какие великие поборники православия собраны в святилище Софийском, во свидетельство векам грядущим, дабы и позднейшие совершители таинств, в священных стенах сего храма, не отступали никогда от завещанного им православия. Все они изображены в белых крещатых фелонях, с Евангелием в руке, как истинные проповедники дома Премудрости Божией, по слову книги Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. ( Притч.9:1–6 ). Трапеза и Чаша уготованы горе, пред глазами всех; проповедники сзывают к ней проповедью, и потому у каждого в руке священная книга; другая рука или благоговейно прижата к сердцу, или благословляет, и здесь мы можем видеть всю суету мудрствования мнимых старообрядцев; ибо в уцелевших мозаиках крестное знамение употребляется безразлично, судя по тому, как с большею или меньшею точностью, изобразил благословляющую десницу мозаист, не всегда искусный: у святителя Николая оно ближе к двуперстному, а у Златоуста, и ещё явственнее у святителя Григория Нисского , оно прямо именословное; все же кресты на стенах без изъяна четвероконечные, в обличение суемудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Потому ничего не называй своим, но во всём хвались Богом: никакому человеку не приписывай ничего. Если не следует ничего приписывать Павлу, то тем более другим. Я, – говорит, – насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог ( 1Кор. 3:6 ). Кто научился хвалиться Господом, тот никогда не будет превозноситься, но всегда будет смиряться и за всё благодарить. Но не так поступают эллины, а всё приписывают себе . Потому они и делают из людей богов: вот куда низринуло их безрассудство ! Впрочем, время уже выступить на битву с ними. На чём же мы остановились в прежней беседе? Мы говорили, что, по человеческому соображению, невозможно было рыбакам одолеть философов; однако это сделано, и, следовательно, сделано благодатью. Мы говорили, что невозможно было им и помыслить о таких достижениях, и показали, что они не только помыслили, но и совершили с великой лёгкостью... И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого ( 1Кор. 2, 1–2 ). Ничего нет способнее к борьбе души Павла, а вернее, не его души, ведь он не сам достиг этого, но ничто не сравнится с благодатью, которая действовала в нём и побеждала всё. И сказанного прежде достаточно было, чтобы низложить надменность тех, которые бахвалились своею мудростью; достаточно было даже и части сказанного. Но чтобы победа была блистательнее, он и после сказанного продолжает борьбу, попирая уже поверженных противников. Смотри же: он привёл пророчество: Погублю премудрость премудрых; показал мудрость Божию в том, что Бог мнимым безумием упразднил внешнюю философию; показал, что безумное Божие мудрее людей; показал, что Бог не только научил чрез простецов, но и призвал простецов. А теперь доказывает, что и самый предмет проповеди, и её способ могли бы привести в смущение, однако не смутили. Не только, говорит он, ученики – простецы, но и я, проповедующий. И я, братия, – опять называет их братьями, чтобы смягчить суровость речи, – приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010