Обсуждение проблем использования психологических приемов в душепопечении приводит нас еще к одной теме, а именно к вопросу о месте советования в пастырском делании. Ошибочным является мнение, будто всякое общение священника с паствой непременно должно сопровождаться преподанием советов по самому широкому спектру вопросов — семейной, общественной, трудовой жизни и тому подобное. Совет — это вообще весьма сложный инструмент. Его следует применять далеко не всем священникам и с большой опаской и осмотрительностью, помня о том, как просто и легко бывает навредить лишней рекомендацией, которая собеседником может быть воспринята, в силу статуса священника, как истина в последней инстанции. Братья, хотел бы особенно подчеркнуть эту тему: про опасность безапелляционных советов. Мне приходилось иногда беседовать с людьми, которые, получив такие безапелляционные советы, совершили непоправимые ошибки в своей личной жизни. Увлечение советованием или даже сама мысль о неотъемлемости советования от труда священника влечет за собой подмену того главного навыка, который должен приобрести и развивать священник. Этот главный навык — быть прозрачным, устранить как бы самого себя, дать место Богу, уметь обратить внимание и усилия человека на Того, Кто является Единым и действительно Незаменимым. Христоцентричность должна быть и в служении, и в проповеди, и в общении с людьми. Пастырь должен научиться умалять самого себя, действительно быть прозрачным. Не пастырь должен главную роль играть, а главную роль в изменении поведения человека должно играть его обращение ко Господу, а пастырь только помогает. И чем меньше он настаивает на своей роли, чем он меньше эту роль артикулирует или иным образом представляет, тем лучше. Ну и потом, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5), об этом тоже не следует забывать. Священник обязан всегда предельно ясно сознавать, что он — лишь придверник, который открывает вход к Хозяину Дома. Пастырь должен учиться говорить человеку: «Се, чадо, Христос невидимо стоит». Говорить: ко Христу, а не ко мне обращайся. Пастырь должен уметь сострадательно выслушивать приходящего ко Господу. Сострадание предполагает вовсе не многословие, наполненное, как я уже сказал, множеством советов, но, во-первых, уважительное и серьезное отношение к чужой скорби, к чужой беде, понимание того, что для скорбящего человека ничего более драматичного, чем переживаемая им скорбь, в этот момент не существует. И во-вторых, сострадание предполагает искреннюю молитву о человеке.

http://radonezh.ru/2023/12/21/doklad-svy...

б) от благочинного, с проведением принципа децентрализации епархиального управления, потребуются довольно широкие административные способности, почему и выбор кандидатов на эту должность должен быть производим с полным беспристрастием, только в интересах дела, а не той или другой группы лиц; между тем такого беспристрастия не всегда можно ожидать со стороны выборщиков – священнослужителей, в отношении к которым благочинный осуществляет права непосредственного административного надзора; в) интересы священнослужителей и мирян будут достаточно обеспечены всеми прочими выборными лицами благочиннического совета (см. ниже, о пресвитерском совете). Благочиннический совет Благочиннические советы, сохраняя в общем свой настоящей тип, восполняются, как сказано выше, в составе своих членов и в сфере компетенции своей деятельности: а) В состав благочиннических советов, кроме благочинного и двух членов священников (в случае отсутствия последних – кандидатов к ним), входят всякий раз по два выборных от мирян той общины, дело которой рассматривается в совете. Мирские члены участвуют в совете с совещательным голосом, но с правом апелляции к епархиальной власти в случае, если бы решение духовных членов совета противоречило их совести и разумению. Следователь и духовник в совете не участвуют. б) Увеличение компетенции деятельности советов должно быть достигаемо двумя способами: во-первых, должен быть расширен круг дел, подлежащих ведению благочиний: всё, что может быть решено на месте, по возможности и должно быть передано компетенции местного органа; во-вторых, самые решения советов, по крайней мере по известным категориям дел, должны быть признаваемы окончательными, не подлежащими перерешению в высшей епархиальной инстанции; для них (постановлений совета), если и должна быть в определённых случаях высшая санкция, то единственно санкция епископской власти, наравне со всеми другими епархиальными учреждениями. Подробный перечень дел, подлежащих как окончательному, так и неокончательному разрешению в благочиннических советах, всего естественнее, полагаем, определять епархиальным соборам, о которых у нас сейчас будет речь. Собственно-епархиальное управление

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9) Принять постановление Съезда о том, что обучение в школах Закону Божию возлагается, на священника и должно носить миссионерский характер, применительно к условиям местной церковной жизни, и о желательности составления соответствующего руководства по Закону Божию и заведения при школах миссионерских библиотек, дополнив это положение тем, что, если где-либо, в силу особых условий, преподавание Закона Божия и будет поручено не священнику, наблюдение за преподаванием лежит на священнике. 10) Положение Съезда об устройстве приходских братств, миссионерских советов, обществ трезвости, миссионерских кружков, о руководстве учреждениями мелкого кредита и объединении миссионерской деятельности приходских священников в порайонных комитетах, на указанных Съездом основаниях, одобрить. 11) Признать, что деятельность всех миссионерских руководителей объединяется в лице состоящего при кафедральном соборе епархиального миссионера-проповедника, избираемого епархиальным архиереем из лиц духовного сана, наиболее опытного и по возможности с высшим образованием, знакомого с церковной жизнью епархии и проявившего свои организаторские способности, и желательно, чтобы епархиальные миссионеры-проповедники по возможности дольше оставались на своих местах, в виду пользы миссии; 12) Положение Съезда о составе миссионерских епархиальных советов принять, признав необязательным иметь в составе членов советов директоров народных училищ; пожелание о возможно частом устройстве съездов западно-русских миссионеров одобрить, а постановление о центральном миссионерском совете отклонить. 13) По вопросу о ведении противокатолической миссионерской полемики с инославными, положения общего собрания Съезда а) о том, на что должно быть обращено главное внимание означенных миссионеров при устной беседе, б) о публичных собеседованиях с католиками, в) о желательности полемики с ними, г) о том, на какие догматы и другие особенности латинской церкви должно обращать внимание в полемике с римско-католиками и д) о составлении общедоступного обличения католичества одобрить.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Нет сомнения, что полное восстановление прихода возможно лишь в связи с общей реформой церковной жизни и управления. И было бы странно требовать от изданных теперь временных правил полного и последовательного проведения положенного в Обнову их принципа соборности. Вполне естественными поэтому является в них некоторая недоговорённость и невыдержанность этого принципа. Так приглашение церковно-приходского совета к участию в заведывании церковным хозяйством ставится здесь в зависимость от воли причта и старосты (п. 4); и вообще юридические права совета не указаны. Учреждение собраний и советов по правилам не должно соединяться с нарушением установленного церковного строя (какого именно?) и не обязательно при наличности братств, церковных советов и попечительств, если не будут просить об этом сами прихожане (п. 3). Несмотря однако на все эти ограничения и в виду предоставления самим собраниям права вырабатывать подробности в устроении новых форм церковно-приходской жизни (п. 6), учреждение церковно-приходских собраний и советов является первым желательным шагом в осуществлении начала соборности и потому должно встретить среди духовенства самое живое сочувствие. Мы понимаем однако всю трудность возлагаемой на духовенство задачи – оживить церковную жизнь прихода, войти в теснейшее единение с прихожанами. В тысячу раз легче написать, чем сделать. А между тем у нас с давних пор водворился такой порядок: епископы пишут, а священники делают. В оживлении церковно-приходской жизни св. синод возлагает особенную надежду на „сердечное и настойчивое попечение епархиальной власти“. Мы не знаем, чем могут тут помочь духовенству наши епископы. Разные предписания, циркуляры, распоряжения конечно уж не помощь. Единственно чем действительно —831— могли бы они помочь духовенству, это – показать на собственном примере, как следует вести дело в данном случае. Для этой цеди епископы должны были бы сами созывать собрания из своих пасомых и попробовать войти с ними в живую связь при условии полной свободы мнений и слова. Но не думаем, чтобы среди епископов нашлось много охотников на это. Собственно говоря, обязанности по объединению с прихожанами св. синод должен был бы одинаково возложить и на епископов, и на священников. Но мы так привыкли к вышеупомянутому порядку, что этот пробел как-то и не удивляет, как будто у епископа нет собственной паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и) представляет на утверждение Священному Синоду ректоров духовных учебных заведений, настоятелей, настоятельниц и наместников монастырей, находящихся в епархиальном подчинении; к) имеет право созыва Приходского собрания и утверждает его решения; л) выводит из состава Приходских советов членов, которые нарушают канонические нормы и уставы приходов; м) утверждает финансовые и прочие отчеты Приходских советов и доклады Ревизионных комиссий приходов; н) утверждает избранных Приходским собранием председателей Приходских советов (других должностных лиц), Ревизионных комиссий и отстраняет их от исполнения обязанностей в случае нарушения ими канонических норм и устава прихода; о) утверждает протоколы Приходского собрания; п) предоставляет отпуска духовенству на срок более, чем одну неделю; р) заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства; с) заботится о надлежащем образовательном уровне священно- и церковнослужителей, для чего организует их подготовку в границах своей епархии или направляет достойных кандидатов для поступления в духовные школы; т) следит за поддержанием надлежащего уровня церковной проповеди ; у) подает ходатайство Митрополиту Киевскому и всея Украины о награждении достойных клириков и мирян соответствующими церковными наградами и лично награждает их в определенном порядке; ф) благословляет учреждение новых приходов; х) дает благословение на строительство и ремонт храмов, молитвенных домов, часовен и других сооружений (церковно-административные сооружения, здания духовных учебных заведений, монастырские жилые и хозяйственные помещения, сооружения церковных учреждений, предприятий и т.д.) и заботится о том, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции (ремонт древних храмов и обновление икон и иконостасов, имеющих культурно-историческую ценность, осуществляется согласно установленному законом порядку при особом попечении об этом епархиального архиерея); ц) освящает храмы; ч) заботится о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств;

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

§ 26. Районная группа общин управляется местным Советом, а всем Союзом руководит Главный Совет. Главный Совет и местные Советы являются исполнительными органами, избираются и действуют в пределах правил и инструкций, вырабатываемых съездами. Местные съезды разрешаются Губисполкомами, а в порядке внутренней дисциплины Главным Советом. Всероссийский Съезд разрешается НКВД. Местные Съезды ведают интересы районного характера. Всероссийский Съезд решает вопросы, имеющие значение для всего религиозного объединения Союза. Главный Совет является апелляционной и кассационной инстанцией для местных Советов. § 27. Главный Совет избирается Всероссийским Съездом, а местные Советы – местными Съездами сроком на один год. До избрания главного Совета и местных Советов деятельностью Союза руководят временные Советы. Как Всероссийский Съезд, так и местные Съезды созываются не менее одного раза в год. § 28. Всероссийский Съезд и местные Съезды избирают как наличный состав Советов, по 11-ти человек, так и кандидатов к ним в количестве 5-ти человек, которым пополняются в течение года убыли членов Совета. § 29. Советы выделяют из своей среды Президиум в составе пяти лиц для ведения всей текущей работы. § 30. По мере организации местных отделений Союза таковым предоставляется право делегировать своих представителей в состав Главного Совета. § 31. Главный Совет и местные Советы (епархиальные и окружные) развивают свою деятельность на основании настоящего Устава, в пределах действующего законодательства Советской Власти. СРЕДСТВА СОЮЗА § 32. Средства Союза составляются из: а) добровольных пожертвований; б) от продажи и распространения всякого рода изданий; в) всяких других поступлений. Примечание: Принудительные требования членских взносов не допускаются. § 33. Настоящий Устав СЦВ в основных своих положениях может быть изменён только Всероссийским Съездом Союза. § 34. Союз прекращает свою деятельность или по распоряжению органов Власти, или по постановлению Общего Собрания Союза, для чего требуется не менее двух третей голосов присутствующих членов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Кашменский, инспектор Донской духовной семинарии и председатель Донского епархиального церковно-исторического комитета (ДЕЦИК) А.А. Кириллов, священник и законоучитель Урюпинской мужской гимназии В.И. Кожин, епархиальный миссионер и проповедник Л.З. Кунцевич, председатель Донского Кирилло-Мефодиевского законоучительского братства прот. Тихон Донецкий, законоучители священники А. Лиховицкий, А. Гудков, П. Шапошников, Д. Смирнов и др. . Указанные деятели успешно соединяли в своей деятельности исполнение священнослужительского долга в приходах, преподавание в светских и церковных учебных заведениях с законоучительскими обязанностями. Архивные документы сохранили память о законоучителях и их деятельности,и было бы несправедливо игнорировать дореволюционные делопроизводственные документы учебных заведений и церковных учреждений. Протоколы педагогических советов, ведомости училищ и гимназий, программы Закона Божия, церковно-приходские летописи, доклады и прошения законоучителей и другие документы в той или иной мере освещают деятельность законоучителей, сообщают о них биографические сведения и даже характеризуют личные качества преподавателей Закона Божия. В Камышинской Алексеевской женской гимназии законоучительские обязанности в 1911–1915 гг. исполнял о. Ф.Ф. Советов.При его непосредственном и активном участии организовывались торжественные мероприятия, приуроченные к юбилейным годовщинам значительных для русской культуры и истории событий, имевших большое воспитательное значение для учащихся. Такими событиями, отмеченными в гимназии, были в 1911 г. – 200-летняя годовщина со дня рождения М.В. Ломоносова и в 1913 г. – 1600-летие со дня издания Миланского эдикта. Торжественные мероприятия в гимназии включали в себя участие учащихся в литургии в одном из городских храмов, совершение служб и молебнов в актовом зале гимназии, проведение литературно-вокального вечера для учениц гимназии . Законоучитель Ф.Ф. Советов вместе с другими преподавателями готовил и проводил указанные мероприятия.

http://bogoslov.ru/article/1689400

В повестку дня благочиннических съездов, которые назывались также благочинническими собраниями и действовали под председательством благочинных, входили такие вопросы, как меры к охранению православной веры от распространения католической пропаганды (в западных епархиях), о противодействии старообрядчеству и сектантству, о миссионерстве среди иноверцев, о воскресных и праздничных беседах приходских священнослужителей с народом, о распространении в народе грамотности, об открытии и содержании церковноприходских школ, о комплектовании благочиннических и приходских библиотек. Значительное место на съездах занимала также тема церковного проповедничества. Благочиннические съезды имели попечение о состоянии приходских храмов, обсуждали меры по изысканию средств на их ремонт, на строительство новых церквей, а также на содержание духовенства и причтов. На благочиннических съездах уделялось внимание религиозным и нравственным качествам клириков, их поведению в храме и вне храма, на съездах разрешались недоумения и конфликты между клириками, принимались меры по исправлению нерадивых священнослужителей и причетников. Епархиальной властью благочинническим съездам предоставлялись определенные права и полномочия. Съезды по докладу благочинного выносили суждения о проступках и о заслугах клириков, которые доводились до сведения епархиальной власти и служили основанием для прещении или награждения достойных. Съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях и при более серьезных обвинениях, которые признавались справедливыми, докладывали дело епархиальной власти. В связи с учреждением в большинстве епархий в конце 1860-х годов благочиннических советов, которые избирались баллотировкой всего духовенства благочиннического округа с последующим утверждением избранного кандидата епархиальным архиереем, обязанности съездов и советов распределялись следующим образом: разбор дел, связанных с проступками клириков, был передан в благочиннические советы, а за съездами остались вопросы пастырского служения. В некоторых епархиях благочиннические советы по докладу благочинного или его помощника рассматривали неблагополучную ситуацию в том или ином приходе, если она не была типична для всего округа, а в последнем случае дело переносилось на благочиннический съезд. В отдельных епархиях благочиннические советы были подчинены съездам и отчитывались перед ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

в) по жалобам духовных и светских лиц на обиды, причиненные им лицами духовного звания; г) по жалобам о нарушении духовными лицами бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов; д) по делам оскорбления словами или действиями частных лиц: е) за клевету, и ж) за появление в нетрезвом состоянии или в неподобающем для духовного лица виде в общественных местах. 7. Лица духовного звания не могут обращаться в гражданский суд, минуя суд духовный, со всякого рода претензиями против других лиц духовного звания по делам, вытекающими из исполнения своих обязанностей, или по поводу исполнения таковых. 8. Лица духовного звания подлежат церковному суду в случае совершения ими государственных или уголовных преступлений, влекущих за собой церковное осуждение и наказание независимо от привлечений их к ответственности по гражданскому суду. 9. Дела о проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения, а также дела по преступлениям упоминаемым в пар. 6-м, могут быть начаты: а) по распоряжению Высшей Церковной Власти, т. е., Архиерейского Синода, или его Председателя; б) по распоряжению Епархиального Архиерея; в) по предложению Епархиального Совета; г) по сообщению гражданских учреждений и должностных лиц; д) по донесениям благочинных или членов причта; е) по жалобам частных светских лиц, церковно-приходских советов и прихожан; ж) по сведениям, могущими так или иначе доходить до Епархиального Архиерея, и з) по собственному признанию. 10. Лица светского звания подлежат церковному Епархиальному Суду не только по основаниям означенным в пар. 6-м, но и: а) по делам о признании браков незаконными и недействительными и о расторжении браков; б) по случаям, в которых требуется удостоверение о действительности события браков и рождений от законных браков; в) по разным проступкам и преступлениям, подвергающим виновных церковной епитимии, ограничению церковных прав или отлучению от Церкви. 11. Лица церковно-приходской администрации, как например, настоятель, церковный староста, члены церковно-приходских советов и ревизионных комиссий и другие ответственные лица из церковно-приходских организаций за совершенные ими неправильные или незаконные действия могут быть судимы Епархиальным Церковным Судом, если эти действия служат ко вреду и ущербу епархии или прихода, или к подрыву авторитета Святой Православной Церкви и ее Священноначалия, а также наносят материальный или моральныйущерб приходу, церковному, церковно-причтовому имуществу или отдельным лицам, обжаловавшим незаконные или неправильные действия церковно-приходской администрации перед церковной властью. В. Церковный суд первой инстанции. (Суд непосредственно Архиерейский и Суд коллегиальный)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

за 82». Содержание этого устава в общих чертах следующее. После общего определения болгарской церкви, как нераздельной части болгарской церковной области под ведением св. синода, этой высшей духовной власти болгарской церкви (согласно с § 39 «Терновской конституции»), устав содержит в себе подробности судоустройства и судопроизводства болгарской церкви в княжестве. В первой части содержатся постановления о «лицах», а именно: говорится об устройстве управления, об избрании экзарха, членов св. синода, митрополитов, членов епархиальных духовных советов, архиерейских наместников в уездах, епархиальных духовных избирателей и приходских священников. Вторая часть содержит в себе законоположения отностительно прав и обязанностей лиц административного и судебного ведоства болгарской экзархии, а именно: говорится сначала вообще о правах и обязанностях представителей духовной власти, исчисляется далее круг административных и судебных дел св. синода, регламентируется процесс судопроизводства против архиереев и других духовных лиц, и в заключение подробно указываются статьи доходов и расходов на нужды болгарской экзархийской церкви в княжестве и ее служителей. Дополнительная часть устава содержит в себе постановления: в первой части о епархиальных духовных советах, о круге их действий и занятий, о доходах и расходах их и архиерейских наместничеств, об архиерейских наместниках, о качествах членов епархиальных духовных советов и архиерейских наместников; во второй – о священниках и приходах, о средствах содержания приходского духовенства; в третьей – о наказаниях, коим подлежат духовные лица за проступки и преступреления; в четвертой – о церковых попечительствах и их обязанностях, о доходах и расходах церквей и, наконец, о брачных делах (о разводе вообще и разводе незаконных браков, о разводе супругов вследствие осуждения или продолжительного отсутствия одного из них и о разводе вследствие преступлений против святости брака) 27 . Вот, в общих чертах, содержание приспособленного к княжеству «Экзархийского устава» 1883 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010