Сразу после присоединения Молдавии к Румынии (9 апр. 1918) К. е. перешла в юрисдикцию Румынской Церкви. 20 июня 1918 г. назначенный румын. Синодом «местоблюстителем Кишинёвской и Бессарабской архиепископии» еп. Никодим (Мунтяну) официально занял кафедру в Кишинёве. Первыми действиями епископа были реорганизация администрации, введение румынского языка в делопроизводство, в богослужение, в преподавание в Кишинёвской ДС. 22 июля 1918 г. во епископа Измаильского, викария К. е., был хиротонисан архим. Дионисий (Ерхан). Еп. Никодим находился в Кишинёве до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на Кишинёвскую кафедру в качестве временного управляющего, затем как титулярный архиепископ (21 февр. 1920) был назначен Ботошанский еп. Гурий (Гросу). В 1928 г. К. е. была возведена в ранг митрополии. В 1936 г. вслед. разногласий с епархиальным собранием и вмешательства в церковную жизнь румын. кор. Кароля II митр. Гурий был уволен за штат. Позднее кафедрой временно управляли: Хушский еп. Никодим (Мунтяну; нояб. 1936 - июнь 1937), Нижнедунайский еп. Косма (Петрович; июнь 1937 - февр. 1938), Тигинский еп. Ефрем (Енэкеску; 6 марта 1938 - лето 1944; с 12 янв. 1944 митрополит Кишинёвский). В 1923 г. в пределах Бессарабской митрополии были образованы 2 епархии: Четатя-Албская и Измаильская с кафедрой в Измаиле (преобразована из Четатя-Албского вик-ства) и Хотинская и Бельцкая с кафедрой в Бэлце (Бельцах). Четатя-Албскими и Измаильскими епископами являлись: Нектарий (Котлярчук; 20 мая 1923 - 7 нояб. 1924), Юстиниан (Текулеску; 21 дек. 1924 - 16 июля 1932), Дионисий (Тигиняну; 1932), Дионисий (Ерхан; 15 мая 1934 - 1940). Хотинскую и Бельцкую кафедру занимали епископы Виссарион (Пую; 1923-1935), Тит (Симедря; 1935-1940). В Бессарабской митрополии было построено более 100 храмов, в частности собор в Бэлце, столько же отреставрировано, открыты новые мон-ри и скиты, при мон-рях устраивались духовные школы. К 1940 г. общее число храмов в митрополии превышало 1090, в них служили ок. 1,1 тыс. священнослужителей, число монашествующих превысило 2,4 тыс. чел. Много внимания в епархии уделялось антисектантской работе; в 1929 и 1933 гг. в Кишинёве прошли II и IV миссионерские съезды Румынской Церкви. В 1920 г. была проведена аграрная реформа, в результате которой церковные учреждения в Бессарабии лишились земельной собственности; Церковь сохранила лишь 50 га земли.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

10 марта 1923 г., во время архипастырства Владыки Гурия, на территории Бессарабии были образованы входившая в Бессарабскую митрополию Аккерманско-Измаильская епархия, а также Хотинская епархия (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишиневе был основан находившийся в ведении Ясского университета богословский факультет, а в Измаиле и Единце — 8-классные Духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. В 1929 г. в Кишиневе состоялся 2-й, а в 1933 г. — 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви. В межвоенный период на территории Бессарабской митрополии было построено более 100 церквей и столько же отреставрировано. Основывались школы для желавших принять монашеский постриг, в монастыре Добруша была организована школа певчих, в целом число монашествующих возросло до 2400 человек. Выходил официальный печатный орган митрополии — журнал «Lumintorul» («Просветитель»), «Газета православной румынской миссии в Бессарабии» (1929-1940), еженедельник «Луч» (орган Содружества клириков Бессарабии), журналы «Студент», «Наш язык», «Звезда» и другие церковные издания. [lvii] В 1936 г. сменилось руководство Кишиневской епархии: митр. Гурий был предан гражданскому суду за похищение полутора миллионов лей из кассы Епархиального управления и 11 ноября отправлен на покой. Скончался он в Бухаресте 16 ноября 1943 г. и 21 ноября был погребен в монастыре Черника, на церемонии присутствовали Патриарх Никодим и представители государственной власти. После митр. Гурия Бессарабской митрополией управлял с ноября 1936 по июнь 1937 гг. архиепископ Никодим (Мунтяну, будущий Патриарх), с июня 1937 по февраль 1938 гг. бывший епископ Нижнедунайский Косьма (Петрович) и с марта 1938 г. до августа 1944 г. (с перерывом в июне 1940 — июле 1941 гг.) бывший епископ Тигинский Ефрем (Енэкеску), занимавший Кишиневскую кафедру. Однако новые архиереи, так же, как и прежние, стремились к румынизации края. [lviii]

http://bogoslov.ru/article/656120