Нашло археологическое объяснение и сообщение о конях, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень ( 4Цар. 23, 11 ): именно такие изображения коней с солнечным диском во лбу были найдены в сирийских храмах бога Солнца. Примечательно, что устанавливались они обычно на таком возвышенном месте, чтобы на них падали первые лучи восходящего солнца: для Иерусалима это была Храмовая гора. Так как вход в Ветхозаветный Храм был с восточной стороны, то ранее, при благочестивых царях, свет восходящего солнца падал на порог притвора и шел далее ко Святому святых, при нечестивых же царях с рассвета освещались лишь поставленные у входа кони. Поэтому язычествовавшие цари иудейские именно здесь и поставили изображение посвященных солнцу коней, – изображение, сожженное впоследствии царем Иосией (см.: 4Цар. 23, 11 ). По мнению некоторых исследователей, реформы царя Иосии были связаны с ослаблением Ассирии и с возникшей таким образом надеждой на воссоздание прежних порядков, существовавших в державе Давида и Соломона. Раскопки Иерусалима дали очень интересное археологическое подтверждение уничтожения языческих культов царем Иосией (см.: 4Цар. 23, 1–20 ). В нижней части восточного склона, уже за линией городских стен, была обнаружена небольшая пещера середины VIII в. до Р.Х., огражденная массивной стеной и содержавшая многочисленные сосуды. Выше ее располагалось небольшое помещение с двумя вертикально поставленными камнями – культовыми символами. Этот комплекс с уверенностью можно интерпретировать как святилище не принявших реформы Иосии: пещера была хранилищем приношений, малое помещение – алтарем. В состав святилища следует включить и еще одну – заметно большую – пещеру, расположенную в десяти метрах южнее и отмеченную еще более значительным скоплением находок – сосудов, курильниц, статуэток, как антропоморфных (прежде всего фигурок богини-матери), так и зооморфных (лошадей с дисками на лбу – «солнечных коней»). Примечательно, что рядом находится долина сыновей Енномовых, – место средоточия языческих капищ в Иерусалиме этого периода (см.: Иер. 7, 28–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ср. ( 4Цар.21:1–16 ); «Толковая Библия», т. II, с. 559–561. «На обоих дворах дома Господня» (ст. 5), т.е. внешнем и внутреннем (см. комментарии к ( 3Цар.6:36 ); «Толковая Библия», т. II, с. 392). В ( 2Пар.33:6 ) прибавлено (в сравнении со ст. 4Цар.21:6 ): «в долине сына Енномова» (LXX: ν γ (ге – непереведенное евр. слово, означ. «долина», Βενεννμ, Vulgata: in valle Benennom, слав.: «во удоли Веенномли»). Высшим проявлением религиозного синкретизма Манассии было поставление резного идола Астарты в самом храме (ст. 7), причем одновременно, по-видимому, был вынесен из святого святых ковчег завета, водворенный туда обратно уже при внуке Манассии, благочестивом Иосии ( 2Пар.35:3 ). Некоторые исследователи на основании загадочной речи пророка Иеремии ( Иер.3:16 ), признают даже вероятным, что Манассия уничтожил ковчег завета, но ( 2Пар.35:3 ), очевидно, предполагает его существование в царствование Иосии (см. у проф. А. Смирнова , Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе Новое построение истории еврейского народа и новые суждения об исторических лицах его. Прибавл. к изд. Твор. св. отцов в русск. переводе 1887 г., ч. 40, с, 217). Выражением того же широкого религиозного синкретизма Манассии было также введение им в храм Соломонов ассирийского культа светил (ст. 5). С последним связывают проникновение при Манассии в Иудею вавилонской мифологии, космогонии и космологии (см. у проф. А. Смирнова , с. 221–224). Такая измена царя и народа иудейского религии Иеговы неизбежно должна была вести за собой гибель царства Иудейского, как об этом ясно говорили современные Манассии пророки (ст. 10, 18; ср. ( 4Цар.21:10–16 )). Но обличения эти не только не производили желаемого действия на царя и народ (ст. 10), но и вызвали со стороны первого кровавые преследования пророков ( 4Цар.21:16 ). 2Пар.33:11 .  И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В юж., наиболее узкой части долины расположена Акелдама - «земля горшечника», купленная первосвященниками за 30 серебреников у Иуды Искариота для погребения странников (Мф 27. 7-10). Археологические исследования юж. части Е. д. показали, что еще во времена Иудейского царства она служила одним из главных некрополей города. Множество гробниц было высечено в скалистых склонах в I в. по Р. Х. Большая часть захоронений была разграблена еще в древности, однако обнаруженный в 1989 г. монументальный погребальный комплекс предоставил исследователям богатейший археологический и исторический материал. Сложная система искусственно вырубленных в камне пещер содержала неразграбленные иудейские захоронения I в. Ученые обнаружили неск. десятков декорированных каменных оссуариев (костниц) с человеческими останками, керамические и стеклянные сосуды, монеты и ювелирные изделия. Согласно надписям на оссуариях, гробницы предназначались для иудеев, прибывших в город издалека, из ливанских и малоазийских городов. Впосл. иудейские гробницы использовались также для захоронения солдат рим. гарнизона. О рим. захоронениях свидетельствуют керамические сосуды с кремированными человеческими останками, нумизматический материал. В ранневизант. эпоху мн. погребальные пещеры в Е. д. были заселены христ. отшельниками. Ряд древних гробниц в V-VII вв. вновь использовался для захоронений. В Е. д. хоронили и духовенство, служившее в ц. Св. Сиона, построенной при имп. Юстиниане I (527-565). В 1143 г. земли в Е. д. были пожалованы ордену госпитальеров, основавшему там кладбище для погребения странников. В последующие века на скалистых склонах Е. д. возникли караимское, арм. и иудейское кладбища. В наст. время Е. д. остается незастроенной и незаселенной. На юж. склоне ущелья расположены греч. правосл. жен. мон-рь прп. Онуфрия Великого и т. н. Пещера апостолов, где, по преданию, отдыхали ученики Спасителя. В сев., наиболее широкой части долины в средние века был устроен обширный пруд для хранения воды, названный «Султанов пруд» в честь отремонтировавшего его в XVI в. тур. султана Сулеймана.

http://pravenc.ru/text/189977.html

Они не вразумились примером Израильтян, отведенных в плен Ассириянами, и сделали извинительными их преступления, так что некоторые Израильтяне по одному с города и по два из племени будут возвращены в землю отцов своих (3:6–4:2 427 ). Посему жители царства Иудина должны покаяться; иначе постигнет их пленение, от коего не защитят приискиваемые ими сильные союзники, вероятно Египтяне (4:3–31 428 ). Во всем Иерусалиме от простолюдина до вельможи нет ни одного человека истинно благочестивого и весь дом Иудин отступил от Бога (5:1–14 429 ); за то придет народ сильный и знаменитый и опустошит все их царство (5:15–19 430 ). Весть об этом нашествии завоевателей (данная чрез Исаию и других пророков, предшествовавших Иеремии) должна бы заставить благоговеть пред Иеговою; но Иудеи беспечно остаются во грехах и как будто стараются навлечь на себя тяжкое наказание (5:20–6:18 431 ). Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли (6:19); заменили благочестие внешними действиями и знаками, как-то: принесением кадила или фимиама из Савеи, Кинамона или благовонной трости заграничной, жертвами и всесожжениями, которые без внутреннего благочестия неугодны Богу. Все они непослушны и строптивы. Отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их (6:20–30). Вторая  пророческая речь излагается от начала седьмой до конца десятой главы. Время произнесения ее не обозначено; а из содержания можно заключить, что она произнесена прежде торжественного восстановления завета в 18-й год царствования Иосии; ибо пророк говорит в ней, что идолослужение еще продолжается в долине Енномовой, на требищах Тафеф, хотя народ и стал приходить в храм Господень; поклонялся Богу наружно, не оставляя идолослужения внутренне: это-то лицемерное служение и обличается в сей речи. Пророк показывает, что обманчива надежда говорящих: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень и не исправляющих своего поведения (7:1–11 432 ). Как отвергнута скиния Силомская ( Пс 77:60 433 ) и все семя Ефремово или царство Израильское, так отвергнуты будут и они за непослушание закону и пророкам, за пристрастие к идолопоклонству. Пророк получает повеления: Ты же не проси за этот народ… и остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах; первое для устрашения иудеев, как думает святой Иоанн Златоуст (Беседа 14 на послание к Римлянам); второе в знамение отвержения их, как пояснил сам пророк (7:12–31 434 ). Ибо вскоре требище Тафефово (на коем приносили детей в жертву Молоху со времен Соломона, 3Цар 11:5–7 435 ) и долина Енномова наполнится трупами (7:32–34; 436 4Цар 23:10 437 ); даже кости царей Иудейских будут извержены из гробов алчными завоевателями, которые будут искать там сокровищ и драгоценностей, которые клали вместе с телами умерших при погребении (8:1–2 438 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Этому городу Тайнозритель противопоставляет «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (21. 1-22. 5; ср.: Иез 40-48). На Рим указывают и «семь гор, на которых сидит жена» (Откр 17. 9). В древней Церкви этот взгляд высказывал Тертуллиан (Adv. Marc. 3. 13), впосл. блж. Иероним и блж. Августин , за ними вся зап. традиция до Эразма Роттердамского и Ж. Кальвина, к-рые отвергли такое понимание (ср.: Andr. Caes. Apoc. 53). Этот великий город ожидает суд Божий, вызывающий всеобщий плач «царей», «купцов» и «корабельщиков», и ликование «неба, святых апостолов и пророков» (Откр 18). В описании суда налицо явные аллюзии на ветхозаветные тексты, связанные с падением Вавилона, напр. возглас «пал, пал Вавилон» (Откр 14. 8; 18. 2; ср.: Ис 21. 9), призыв к народу Божиему выйти из Вавилона (Откр 18. 4; ср.: Ис 48. 20; 52. 11; Иер 50. 8; 51. 6), указание на золотую чашу в руке «великой блудницы» (Откр 17. 4; ср.: Иер 51. 7). эсхатологический образ Вавилона из Апокалипсиса соотносится с образом Рима именно в аспекте богоборческой гордыни, а потому под ним не может подразумеваться прекратившая свое историческое существование рим. государственность, отношение к ней первых христиан было вполне лояльным. Лит.: Четыркин В. В. Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова: исагогич. исслед. Пг., 1916; Kuhn K. G. Βαβυλν//TWNT. Bd. 1. S. 512; Hunzinger C. H. Babylon als Deckname für Rom und die Datierung des 1. Petrusbriefs//Gottes Wort und Gottes Land: H.-W. Hertzberg zum 70. Geburtstag/Hrsg. H. Rewentlow. Gött., 1965. S. 67-76; Uhlig S. Die typologische Bedeutung des Begriffes Babylon//Andrews Univ. Seminary Stud. Berrien Spring (Mich.), 1974. Vol. 12. P. 112-125; Beauvery R. L " Apocalypse au risqué de la numismatique: Babylone, la grand prostituée et le sisième roi Vespasien et la déesse Rome//RB. 1983. T. 90. P. 242-261; Thiede C. P. Babylon, der andere Ort: Anm. zu 1 Petr. 5. 13 und Apg 12. 17//Biblica. 1986. Bd. 67. S. 532-538; Reimer D. J. The Oracles Against Babylon in Jeremiah 50-51: A Horror Among the Nations. San Francisco (Calif.), 1993. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви ЕННОМОВА ДОЛИНА глубокое ущелье к юго-западу от Иерусалима, служившее границей между наделами колен Иуды и Вениамина

http://pravenc.ru/text/153803.html

стены Старого города. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата - по находящейся здесь гробнице царя Иосафата . В долине расположены кладбища: под городской стеной - мусульманские, на противоположных елеонских склонах - еврейские. Склоны горы еще в ханаанский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго храма (Х в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представители духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы (напр., т. н. мавзолей Авессалома ). Древние кладбища и ныне используются для погребений. Это - юдоль плачевная, где, согласно библейскому обетованию, состоится Страшный Суд (Иоил 3. 12-15). В кн. Деяния св. апостолов ангел после Вознесения Господня, говоря ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо, ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Е. г., над долиной Иосафата. В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река (Дан 7. 10). Долина Силоамская, или Царская (по наличию здесь в древности царских садов, а позже т. н. царских погребений), расположенная ниже по течению Кедрона, огибает с юго-запада городские стены и затем вытянутый мыс горы Офел, сливаясь за ним с долиной Тиропеон (Τυροποιν), а дальше, к юго-западу от Сиона, с Енномовой долиной , и далее идет на юг, к мон-рю Саввы Освященного и Мёртвому м. На дне Кедрона на дороге, идущей от Львиных (Гефсиманских) ворот Старого города к Е. г., находится греч. ц. первомч. Стефана. На этом месте, по греч. правосл. преданию, он был побит камнями в 34 г. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В визант. времена почитание первомученика совершалось в др. месте - за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где имп. Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. Храм первомч. Стефана построен в долине Кедрона Иерусалимским Патриархатом в 1969 г. Справа от здания сохранились каменные ступени древней лестницы, шедшей от Золотых ворот к вершине Е.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЕННА [греч. γεννα; арам.      ], обозначение в Свящ. Писании места наказания грешников, соответствующее понятию ада . Арам. термин  (букв.- долина Хинном) восходит к евр.    («к долине Енномовой» - Нав 15. 8; Неем 11. 30), сокращенной форме от       («перед долиною сына Еннома» - Нав 18. 16; 2 Пар 33. 6) или       («на долине сыновей Еннома» - 4 Цар 23. 10). Это наименование получила расположенная в юж. части Иерусалима Енномова долина, где в эпоху правления иудейских царей Ахаза и Манассии совершались человеческие жертвоприношения (4 Цар 16. 3; 21. 6). Ок. 622 г. до Р. Х. иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники (4 Цар 23. 10). Позднее долина Енномова превратилась в свалку, где постоянно поддерживали огонь, на к-ром сжигали привозившийся из города мусор, а также трупы людей и животных. Дальнейшие проклятие и осуждение этого места в пророческой лит-ре (Иер 7. 32; 19. 6; ср.: Ис 31. 9; 66. 24) повлияли на то, что долина Хинном в апокалиптической лит-ре стала восприниматься как синоним огненной преисподней (см.: 1 Енох 26. 4; 27. 1-3 сл.; 54. 1 сл.; 56. 3 сл.). Впосл. название Г. стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4 Ездра 7. 36 (Vulgata); Apocalypse... de Baruch. 59. 10; 85. 13; Syb. I 103; II 292; IV 186; ср.: 3 Езд 2. 29). Это понимание термина легло в основу учения о Г. в НЗ. Греч. термин γεννα не встречается в LXX; Иосиф Флавий также его не употребляет, хотя сам, будучи фарисеем, признавал существование вечных мучений для нечестивых ( Ios. Flav. De bell. II 8. 14; Contr. Ap. II 218). В схожих по контексту отрывках Филон Александрийский использует греч. термин τρταρος ( Philo. De exsecrat. 152; Quaest. in Exod. (fragm) II 40). Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180) Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180) В НЗ Г. встречается 11 раз (в синоптических Евангелиях и Иак 3.

http://pravenc.ru/text/161896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКЕЛДАМА [греч. Ακελδαμ, от арам.    ,     - поле (село) крови], с нач. I в. по Р. Х.- название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот (Деян 1. 19). Это место, купленное иудейскими первосвященниками и старейшинами за 30 сребреников - «цену крови» Христа, к-рые вернул им раскаявшийся Иуда, в Евангелии также названо «землей горшечника», где хоронили странников (Мф 27. 6-7). Юж. часть Иерусалима - Енномова долина - уже в VI в. до Р. Х. была связана с горшечниками. Здесь, за воротами Харшиф («ворота черепков»), прор. Иеремия разбил кувшин (Иер 19. 2, 10), предвещая приближавшееся вавилонское завоевание; по словам пророка, место пророчества - долина Еннома - станет называться «долиной убиения» (Иер 19. 6). Долина Еннома еще при царях Ахазе и Манассии была осквернена языческим богослужением (4 Цар 23. 10). К I в. по Р. Х. это было место, куда выбрасывались отходы, поэтому оно оставалось пустынным и здесь не запрещалось хоронить странников. По традиции А. локализуется там, где долина Еннома переходит в долину Кедрон , на юж. склоне «горы Злого совещания» (Antonius Placentinua. Itinerarium//CSEL. T. 177. P. 208; Beda Venerabilis. De loci sanctis 3. 7). Здесь сохранились руины средневек. кладбища, недалеко расположен греч. жен. мон-рь прп. Онуфрия Великого . Лит.: Lake K. The Beginnings of Christianity. Grand Rapids, 1965. Pt. 1: The Acts of the Apostles; Спутник паломника по Святым местам. П., 1984. С. 39-40; Smith R. W. Akeldama//ABD. Vol. 1; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton; N. Y., 1992; Святая Земля: Ист. путев. по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана/Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С. 80-81. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63848.html

297 Синодальный Перевод: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (κα κριος βρεξεν π Σοδομα κα Γομορρα θεον κα πρ παρ κυρου κ το ορανο...) ( Быт. 19:24 ). 305 Правила Святых Апостолов: Правило 63 «Аще кто епископ, или пресвитер, или дьякон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его. Или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен ( Деян. 15:29 ). Цит. по Никодим Милаш . Епископ. Правила Православной Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. С. 139. Правила VI Вселенского Собора: Правило 67 «Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда ( Деян.15:29 ). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животного, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благорассмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животного каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Цит. по Никодим Милаш . Указ. соч. С. 556. 320 Геена – полное название Енномова долина евр. Гехинном ( Неем. 11:30 ), называемая также «долиною сынов Енномовых» ( Нав. 15:8 ; 4Цар. 23:10 ),– плодоносная долина к югу от Иерусалима, на границе колен Иудина и Вениаминова ( Нав. 18:16 ; Неем. 11:30 ). Долина начинается к западу от города Иерусалима, на юг от дороги в Яффу, тянется к югу, поворачивает у западного угла Сиона на восток и сливается с Кедронской долиной. В юго-восточной части этой покрытой садами и рощами долине, близ Силоамского пруда, находилось, по словам Иеронима, место, называемое Тофет (т.е. плевок или гарь), где идолопоклонники евреи сжигали в честь Молоха своих детей ( Иер. 7:31 и дал.; 19:6, 14; 32:35; 3Цар. 11:7 , и где безбожный Манассия приносил в жертву своих детей ( 2Пар. 33:6 ). Иосия уничтожил эти мерзости и осквернил это место ( 4Цар.23:10 ), так что на него в последствии смотрели с отвращением ( Иер. 19:11 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

В других местах В. З. ворот с таким названием не упоминается. Из ворот, находившихся в южной части иерусалимской стены, в свящ. писании называются: а) «ворота источника», находившиеся у царского водоема (называвшегося иначе Селах) против царского сада ( Неем. 2:14, 3:15 ) и называвшиеся иначе «воротами между двумя стенами» ( 4Цар. 25:4 ; Иер. 52:7 ); – б) ворота навозныя и гнойныя ( Неем. 2:13, 12:31 ), отстоявшие от западных ворот долины на 1000 локтей, и следов. лежавшие к западу от ворот источника, несомненно находившихся в юговосточной части городской стены (ср. 4Цар. 25 и Иер. 52 ). Так как значит не только глиняный сосуд, но и черепок, обломок: то название: «врата харсифския» может значить и «врата скудельничи», и «врата мусорныя». Последнее значение сближало бы название: «врата харсифския» с названием: «врата гнойныя». Если так, то «врата харсифския» находились в юго-западной части стены иерусалимской. Такое положение их соответствует и тому указанию разсматриваемого места, что эти ворота вели в долину сыновей Енномовых. Долина сыновей Енномовых огибала древний Иерусалим с южной и юго-западной его стороны. 4, 5. Преступления, за которые угрожает Господь народу бедствием, суть следующие: а) ставиша м и чужде сотвориша мсто Город Иерусалим, который Господь избрал в жилище Себе ( Пс. 131:13 ), сделался свидетелем и местом таких дел человеческих, которые неуместны в «святом жилище Вышняго» ( Пс. 45:5 ), которые оскверняют его, лишают его права именоваться святым и считаться достоянием Господним. В жилище Господнем живут оставившие Господа. б) Забвение Господа народом произошло не от простой небрежности, но вследствие решительного отступничества от Господа, вследствие уклонения на путь идолослужения, положительно запрещенного в законе Господнем. Идолослужение обнаруживало в идолослужителях «упорство сердца злаго» (ср. Иер. 7:24, 9:14  и др.). Ихже не вдша и оцы ихъ: см. толков. на Иер. 7:9 . в) наполниша мсто крове неповинныхъ. Это чтение слав.-греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010