– Там как раз – в Брюсовом переулке. Хотя больше, конечно, по детству памятно, как праздновали Рождество на Орловщине, в деревне. А на службе впервые был в первопрестольной. Тогда в храме хор был очень хороший. Там даже многие известные певцы на клиросе пели, артисты Большого театра. Вообще это был храм московской интеллигенции. – Кто там тогда в храме служил? – Помню настоятеля, отца Владимира Елховского. Хотя там многие тогда священники служили. Потому что большинство храмов в Москве уже было или разрушено, или закрыто. А потом хрущевские гонения начались... Хрущев же просто хулиганом был, судя по его поведению. Разве можно таких до власти допускать? На правительственном уровне выступил с программой: показать по телевидению последнего попа. Хотел добить православную Россию. Но люди тогда уже очень богослужением дорожили. Да и так их в храмы тянуло. Тетя у меня очень часто в церкви была. Помню, она там в левом Никольском приделе, у образа пророка Божия Елисея – одной из старинных икон храма Воскресения Словущего, – постоянно молилась. Там ее всегда и можно было найти, если дома не застанешь. Протоиереи Иоанн Букоткин – Знаю, в те годы особо не было такого понятия, как духовник. Но был же у вас в юности наставник? – Отец Иоанн Букоткин. Это уже в Камышине, на Волгоградской земле. Меня туда после техникума работать на комбинат хлопчатобумажных тканей распределили. Он меня и благословил на учебу в Саратовскую семинарию. Написал мне рекомендацию для поступления. Потом, когда при хрущевских гонениях семинарии по стране закрывались, меня в Петроградскую (батюшка намеренно избегает произносить советское название города на Неве – О.О.) перевели. А когда я там, в Петрограде, учился, батюшка уже в Боровичах служил, – это не так далеко, под Нижним Новгородом. Я к нему туда приезжал. Особенно на праздники любил бывать. Бывало, просидим с ним, проговорим целую ночь. Молились вместе. В 2000-м году, когда я уже был в Оптиной пустыни, батюшка почил в Самаре, где он жил в последние годы. Там же, в Иверском женском монастыре, он и упокоен.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=280...

Во время Великой Отечественной войны был призван в армию, с 1942 г. участвовал в боях в качестве рядового артиллериста. Гвардии старшина Лобачев за воинскую доблесть был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За Отвагу» «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Демобилизовавшись из армии, он вновь вернулся к священнослужению. В 1946 году был священником ряда московских храмов. С июня 1948 года служил в храме возобновленного Антиохийского подворья . Протоиерей Владимир Евгеньевич Елховский родился в 1896 г. в Переяславле-Залесском в семье прот. Евгения Елховского, который был расстрелян в 1937 г., а в 2000 г. канонизирован Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ. Окончил духовное училище в Переяславле-Залесском, затем семинарию в г. Владимире, после этого — школу прапорщиков Александровского военного училища. В августе-октябре 1917 г. успел принять участие в Первой мировой войне на Западном фронте. Учился в Московском университете, пока в 1919 г. не был мобилизован в Красную армию. В 1938-1940 гг. учился на заочном отделении Ленинградского института иностранных языков. До войны работал учителем в школах. Закончил курсы при Высшей военной академии им. М. Фрунзе. В Великой Отечественной войне участвовал в звании офицера, дослужился до звания майора. За боевые заслуги получил орден Красной Звезды, имел другие боевые награды. В ноябре 1946 г. архиепископом Макарием (Даевым) он был рукоположен во священника, служил в с. Жилине Московской области, с февраля 1948 г. – в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (ул. Неждановой). Очевидно, в сан протоиерея о. Владимир был возведен Патриархом накануне выезда в Иерусалим. Это было общей практикой, так 11 сентября 1951 г. перед выездом в Израиль, священники Громов и Хомутов побывали у Патриарха, который возвел за малым входом в сан протоиереев . Решающую роль при одобрении их кандидатур членов первого состава РДМ Советом сыграло то, что оба были фронтовиками и орденоносцами.

http://bogoslov.ru/article/360917

Гладь неширокой древней реки Трубеж заполняется многочисленными деревянными лодками, в них прихожане и духовенство с окрестных храмов, все – в праздничных ярких облачениях, в руках хоругви, образа, все сияет в рассветном солнце, золотые блики расходятся по мелкой волне к берегу. Там толпы людей, нарядных, с цветами. С первым ударом колокола лодочная процессия начинает путь. …За очередным поворотом Трубежа открывается гладь широкого – размером с небо – Плещеева озера. Крестный ход проплывает меж двух храмов, стоящих на противоположных берегах реки. Колокольный звон усиливается. Из воспоминаний священномученика Евгения Переславского (Елховского): «Было большой отрадой и духовным наслаждением встречать этот ход, стоя с крестом на воле у паперти храма (в этот день я всегда служил у Введенья, как в главном храме: Четыредесятский – приписной). Какой-то волшебной казалась мне издали картина!… Чудная живая картина!» «Картину» эту в Переславле-Залесском можно увидеть и сегодня. За немногими исключениями. Она уже не такая многолюдная и торжественная, как до революций, когда Рыбацкая слобода отмечала праздник «Шестого воскресенья». Для местных – это самый дорогой праздник еще со Средних веков. Меньше нынче стало и образов, правда, всегда в руках у кого-нибудь – икона священномученика Евгения (в 1937-м батюшку расстреляли). Еще одно отличие: вместо двух церквей в устье осталась одна, Сорокосвятская, вторую – взорвали. Но именно с возрождения Сорокосвятской началось преображение этих мест после падения СССР. Сначала – храм, потом берег, потом весь город, а там уж и про красивую традицию речного крестного хода вспомнили… О том, как в Переславле вновь засияли колокола «храма на воде», о тяжелой и необычной истории этой церкви, о духовных традициях и последних днях мы говорим с настоятелем – протоиереем Иоанном Герасимовым. Протоиерей Иоанн Герасимов с прихожанами. Фото: 40s.pereslavl.ru «Нам враг мстил за то, что мы храм открыли на Пасху» – Когда мы с матушкой приехали сюда в 1990-х, храм выглядел очень плачевно, без окон, без дверей стоял ( батюшка говорит нежно, как о ребенке ), хоть в храме и была спасательная станция, но спасатели не особенно трудились, деревья огромные росли на колокольне, метров шесть одно дерево. Оно разрушало кирпич, стены. А там ( показывает под купол ) вороны жили. Лично туда лазил, чтобы соскрести воронье гнездо, оно было, может быть, вы не поверите – сантиметров 80 толщины, все из проволок и сухих веток. Вороны вокруг меня кругами летали, а я все разгребаю, разгребаю…

http://pravoslavie.ru/126461.html

Тилинино. Неизвестная церковь. Церковь. Не действует.   Год постройки:не ранее 1888. Адрес: Нижегородская область, Перевозский район, село Тилинино Координаты: 55.57278, 44.38845 Проезд:По шоссе Вад - Перевоз Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Тилинино — древнее русское село, история которого насчитывает более четырехсот лет. Первое летописное упоминание об этом поселении относится к 1608 году. По словам местных жителей, здание сельского Дома культуры – бывшая церковь, построенная после 1904 года. http://www.gttp.ru/map_NN/perevoz.htm В 1897 году в деревне открылась трехклассная земская школа, в специально построенном для неё здании. До этого небольшая группа детей из села Тилинино ходила в село Елховку в церковно-приходскую школу. В начале XX века в селе Тилинино тщанием прихожан возвели храм в честь Михаила Архангела , а в 1916 году освятили. Престол в храме был один (престольный праздник 21 ноября). Храм был деревянный, возводился силами своих, тилининских, мастеров. Первым священником церкви был определён перемещенный из елховской церкви Арзамасского уезда отец Василий Словолюбов. Храм в селе был закрыт в 1930 годы. Здание церкви было переоборудовано под клуб. Источник: Рыньков Валентин Владимирович, Рыньков Владимир Валентинович. Возрождение. Из истории православных храмов городского округа Перевозский. - Н. Новгород: Литера, 2020. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Все верно, на этом месте была заложена церковь. Но в послевоенные годы с легкой руки коммунистов недостроенная церковь была переделана в дом культуры. С левой стороны от входа находится старый " поповский " дом и большой сад, а за садом погост. Так что изначально это все-таки был заложен храм. 26 декабря 2012. Этот дом культуры с библиотекой строился с нуля на глазах у моего отца, а церковь существовала уже в 1850 году, сломали ее еще до 1941, но когда точно моя бабка не помнит так как была еще совсем маленькая. На месте церкви был построен сельсовет- это буквально в 20 метрах от ДК и ближе к погосту. 16 марта 2013. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09573

Татьяна Паршина, 38 лет, г. Москва Мы попросили прокомментировать это письмо настоятеля храма во имя Архангела Михаила села Владимировка Елховского района Самарской области протоиерея Валерия Бахтина, врача-педиатра по светской специальности: Йога не может быть полезна нам даже и как сумма физических упражнений. Ни на каком этапе нельзя заниматься этим без риска повредить своей душе. И такое типичное оправдание, что, мол, человек не собирается в это все очень уж углубляться, а только хочет укрепить здоровье, оно очень опасно… Ведь в основе всего дух! И нам сказано: «Духа не угашайте» ( 1 Фес.5:19 ). Йога же все равно рано или поздно приведет к пленению не только тела, но и души иной духовностью, далекой от Христианства. И те, кто лишь хочет «взять» у йогов какие-то азы, начатки физической культуры, играют с огнем. Господь, по слову Апостола и Евангелиста Иоанна , исцелил ВСЕГО человека ( Ин.7:23 ), и нельзя нам искать здоровья для тела в отрыве от здоровья души… А современную йогу породила совсем иная религиозность, с Христианством не имеющая ничего общего. Я встречался с людьми, практикующими йогу. И обратил внимание на такую закономерность: нам не о чем было говорить… За их речами, за их суждениями ощущалась все время какая-то пустота. Наверное, и йогам неинтересно говорить с Православными, уж не знаю… В этом случае, рассказанном в письме, все кончилось хорошо и благополучно: Сам Господь пришел на помощь человеку и оградил от этого тяжелого искушения. Но путь этот опасный, и не все могут вот так же благополучно преодолеть соблазн. Неполезна нам не только йога, но и, как я считаю, некоторые другие системы оздоровления, например, система дыхания по широко известному методу Бутейко, прямо с йогой не связанная. А тем, кто уж очень обеспокоен своим физическим развитием, я посоветовал бы делать обычную гимнастику. Есть замечательные упражнения и дыхательные, и на укрепление позвоночника, и на укрепление всех групп мышц… При разумном подходе здесь вреда никакого не будет. Не будет и соприкосновения с чуждой духовностью. А польза для здоровья будет несомненно. И я уверен, что достичь результата здоровья тела на этом проверенном пути, не связанном ни с какими религиозными практиками, можно быстрее и легче, чем занимаясь йогой, которая несомненно связана с определенным мировоззрением. Хотя по мне так самое лучшее это просто бить поклоны перед иконами… И душа очищается, и тело укрепляется. Вместо того чтобы штудировать тома всяких теоретиков йоги, лучше прочитать житие нашего Православного святого Никиты Столпника . Вот где, можно сказать, предел человеческих сил, в том числе и физических! Как он подставлял свое тело под комариные укусы, как «томил томящего его…». Но делал это Никита Столпник, конечно же, не ради здоровья, а ради спасения души. Для того и накладываем мы на тело пост, чтобы дух укреплялся… Как бы мы ни любили, ни холили свое тело, нужно помнить оно лишь средство для спасения. И укреплять тело, жертвуя своей душой, ни в коем случае нельзя.

http://azbyka.ru/way/moj-put-ot-jogi-k-h...

Зелёные Горы. Спасо-Зеленогорский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1800. Адрес: Нижегородская область, Вадский район, село Зелёные Горы Координаты: 55.613814, 44.216556 Проезд:Из Вада по шоссе через 12 источников, с трассы Р-158 - через Крутой Майдан и Борисово Поле Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Казанской иконы Божией Матери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Некто инок Иона избрал место для своего пустынножительства в Закудемском стану, в Мордовском Елховском угодье, при речке Пасмуровке. В этом месте, называвшемся Каржалейским врагом, на Белой горе, находились пустые бортные знамёна, которые состояли в окладе у живших близ этого места крестьян. Когда к иноку Ионе собралось довольно братии, он решил на избранном месте воздвигнуть храм во имя Нерукотворенного образа Спаса и построить при оном монастырь. В 7161 (1653) году Иона обратился с просьбой о дозволении ему построить церковь и монастырь к царю Алексею Михайловичу и получил на сие указ и вместе грамоту от патриарха Никона». Такими словами архимандрит Макарий в труде «Памятники церковных древностей» начинает историю «монастыря, который, по причине местности, получил название Спасской пустыни Белой горы». Вскоре после основания обители первые иноки «встретили нужды в отношении к содержанию и стали заботиться о средствах к оному». В 1660 году настоятель пустыни строитель Феодосий с братией «били челом царю Алексею Михайловичу в том, что поелику крестьяне, владевшие пустыми бортными знаменами, все уже померли и в окладный оброк никто оных не берет, то не благоугодно ли будет пожаловать их теми бортными знаменами, хотя бы с окладным за оные оброком. По этому их прошению велено им было пользоваться бортнями со взносом оброчных денег». Ещё через пять лет указом царя Алексея Михайловича на пропитание и строение Спасской пустыни было отмежёвано «лесу вдлину надве версты, а поперег в версту с четвертью из мордовскаго бортнаго олховскаго ухожья». Вместе с лесом монастырь получил находящиеся в нём сенные покосы по берегам речек Елховки и Лепески и пахотные земли, «а прежними бортными знаменами стал владеть безоброчно». Царское благоволение способствовало увеличению пустыни. К единственному рубленному топорами пятиглавому храму во имя Нерукотворного образа Спаса прибавилось ещё два: пятиглавый – в честь Казанской иконы Божией Матери и одноглавый – Святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Вокруг монастыря соорудили деревянную ограду с башнями, на территории его – деревянные хозяйственные постройки. К середине XIX века, как отмечает архимандрит Макарий, «из церквей сохранилась одна деревянная о пяти главах, построенная в 1664 года, но другой пятиглавой церкви уже нет, хотя и заметны следы ее развалин».

http://sobory.ru/article/?object=09572

Родился в 1896 г. в Переславле-Залесском в семье священномученика иерея Евгения Елховского, расстрелянного 29 октября 1937 г. В 1910 г. Владимир поступил во Владимирскую духовную семинарию, где слушал курс гомилетики и литургики у иеромонаха Афанасия (Сахарова) . В своем дневнике, написанном во время Великой Отечественной войны, в перерывах между боями, Владимир Евгеньевич вспоминал о полученной им единице по гомилетике и о том, как однажды по предложению о. Афанасия семинаристы подготовили «такую всенощную, какая пелась в старину», продлившуюся с 6 часов вечера до 3 часов утра. Окончив Владимирскую духовную семинарию, Владимир Елховский поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В связи с мобилизацией студентов перевелся в Александровское военное училище и в 1917 г. попал на Западный фронт, откуда через год вернулся домой в Переславль из-за начавшегося в армии морального разложения. В тяжелейших условиях полуголодного существования Владимир Евгеньевич продолжил учебу в университете. В 1918 г. в Москве произошла его встреча с иеромонахом Афанасием – членом проходившего в это время Поместного Собора Православной Российской Церкви, который пригласил бывшего ученика на одно из заседаний. В 1919–1920 гг. В. Е. Елховский служил в Красной армии. В 1920–1930-е гг. ему, как сыну священника, приходилось часто менять место работы – отовсюду увольняли. Он работал в Переславле, в Москве, некоторое время жил с женой и двумя дочерьми в Таганроге. Незадолго до ареста отца и всего городского духовенства вернулся в Переславль. После смерти отца, пройдя всю Великую Отечественную войну, Владимир Евгеньевич в ноябре 1946 г. принял священный сан и был назначен в Успенский храм с. Жилино Московской обл. В феврале 1948 г. он был переведен в московский храм Воскресения Словущего в Брюсовском переулке (ныне ул. Неждановой), в 1953 г. стал его настоятелем. В 1948–1950 гг. был священником Русской духовной миссии в Иерусалиме. По возвращении в Москву работал в Отделе внешних церковных сношений, был благочинным Москворецкого благочиния, работал в Патриархии: в Хозяйственном управлении, Пенсионном фонде, канцелярии. В 1974 г. ушел за штат по болезни. Скончался в 1977 г. и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. 1. 12 мая 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Еще одним знаменитым насельником стал игумен Питирим (впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский). Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом. В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста. Времена гонений на Церковь в ХХ веке дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (в миру Феодор Петрович Делекторский. 3 августа 1898 года рукоположенного в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля) и протоиерея Евгения Елховского (с 30 октября 1907 вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года, бывшего старшим священником). В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых. Главными святынями монастыря являются: Корсунский Крест; чтимый образ святителя Николая Чудотворца с частицей мощей; мощи благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца; мощи преподобного Корнилия Молчальника; 84 частицы святых Киево-Печерских; икона праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей; икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей; икона святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей; икона праведного Иоанна Русского с частицей мощей; икона мученика Виктора с частицей мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00232

Новая Хмелёвка, урочище. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельский храм Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1906 и 1907. Адрес: Россия, Самарская область, Елховский район, ур. Новая Хмелёвка Координаты: 53.906559, 49.947031 Проезд: Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М-5 налево по указателю на Москву. На следующей транспортной развязке в районе Царевщины повернуть направо по указателю на Ульяновск, следовать прямо мимо п. Мирный до перекрестка с круг ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М-5 налево по указателю на Москву. На следующей транспортной развязке в районе Царевщины повернуть направо по указателю на Ульяновск, следовать прямо мимо п. Мирный до перекрестка с круговым движением, где повернуть налево на трассу Самара-Димитровград по указателю на Ульяновск. Далее двигаться по главной дороге до указателя на Березовку, по которому свернуть влево и затем следовать по главной дороге через Березовку до въезда в Кубань-Озера. В черте села на первом перекрестке повернуть налево на поперечную улицу без покрытия, по которой выехать из села в юго-западном направлении на проселочную дорогу. Урочище просматривается от начала дороги; следует держаться главной накатанной дороги до начала ее прямого участка с лесополосой, перед которой повернуть налево на боковой проселок, ведущий прямо к церкви. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Новая Хмелёвка, урочище. Церковь Михаила Архангела Церковь в камне, построена перед революцией в 1906-1907 годах. Храм был разрушен в советское время. В несуществующей деревне Новая Хмелёвка Елховского района Самарской области восстанавливают памятник истории и архитектуры старинный храм Михаила Архангела. В 2008 году, после долгого перерыва, стены этой церкви вновь услышали молитвы. Сейчас здесь совершаются богослужения, проходят крещения, венчания, отпевания, на Михайлов день приезжают верующие из Самары, Ульяновской области, окрестных деревень… 

http://sobory.ru/article/?object=31553

Так, в одном из своих писем игумен Никон (Воробьёв) сообщает следующее: «Дом у нас взяли. Хотели взять и весь коридор. Про старушек сказали: пусть ходят в окно…» . Протопресвитер Владимир Диваков вспоминает, что приходское имущество в основном изымали под предлогом, что оно «якобы используется не по назначению» , а в Москве, где о. Владимир служил в это время, «практически везде изъяли у приходов машины, за исключением Лефортово (имеется в виду храм апостолов Петра и Павла в Лефортовском районе г. Москвы — Б. С.), потому что там боялись забирать, так как этот храм был связан с ОВЦС и туда иногда привозили иностранцев» . Интересный случай рассказывает протоиерей Николай Иноземцев. При храме Архистратига Михаила г. Сорочинска, где служил его отец – протоиерей Евгений Иноземцев, была лошадь. На ней обычно батюшки ездили на требы, но когда начали изымать приходское имущество, власти «принудили, чтобы эту лошадь сдали» . Интересно, что заставили её сдать под тем предлогом, что духовенство и церковные служащие, когда косили траву для пропитания данного животного, тем самым осуществляли воровство с государственной земли . Также был ужесточён контроль со стороны уполномоченных на местах. Он выражался в том, что теперь они стали курировать все кадровые назначения и перемещения духовенства, чего раньше не было. В качестве сравнения интересным представляется письмо Г. Г. Карпова от 22 апреля 1953 года, направленное патриарху Алексию, в котором председатель совета отвечал на вопрос Святейшего об ошибке, допущенной уполномоченным по городу Москве А. А. Трушиным в разговоре с протопресвитером Николаем Колчицким касательно назначения протоиерея Елховского. Г. Г. Карпов согласился с патриархом и написал, что «уполномоченный располагает правами, относящимися к вопросам регистрации, а что касается лиц уже зарегистрированных, то в вопрос их назначения, перемещения, продвижения и т. д., как и вообще во все кадровые вопросы Совет никогда не вмешивался» , и далее сообщает, что А. А. Трушину разъяснено это и он понял свою ошибку .

http://bogoslov.ru/article/6174834

   001   002     003    004