Эти деяния венчал молитвой архиеп. Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), уже воссоединенный своим непосредственным старшим иерархом митр. Евлогием в Париже в авг. того же года. Во 2-й пол. 1945 г. Патриархом был направлен в США архиеп. Ярославский и Ростовский Алексий (Сергеев) с поручением начать обсуждение с архиепископом Сан-Францисским, митр. всей Америки и Канады Феофилом (Пашковским), возглавлявшим Митрополичий округ в Америке , вопроса о возобновлении канонической связи со священноначалием РПЦ. Хотя эта встреча и не была успешной, как и последующее, в июле 1947 г., посещение Митрополичьего округа по поручению А. митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым), все же эти визиты и встречи были не напрасными. Постепенно процесс переговоров становился все более конструктивным и в конце концов привел к подписанию Святейшим Патриархом томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке 10 апр. 1970 г. Это событие произошло за неделю до кончины Предстоятеля Русской Церкви. В нояб. 1948 г. правительство провозглашенного в мае этого же года гос-ва Израиль передало во владение РПЦ часть недвижимого имущества Русской духовной миссии в Иерусалиме , с 20-х гг. находившегося в ведении РПЦЗ. А. направил в Иерусалим для принятия имущества миссии архим. Леонида (Лобачёва), назначенного начальником миссии, и московского прот. Владимира Елховского , назначенного членом миссии. Владения миссии, находившиеся на территории, контролируемой Иорданией, остались под управлением РПЦЗ. Патриаршее богослужение в кафедральном Богоявленском соборе. 60-е гг. XX в. Москва Патриаршее богослужение в кафедральном Богоявленском соборе. 60-е гг. XX в. Москва 4 апр. 1946 г. по предложению А. Свящ. Синодом был учрежден Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), задачами к-рого были осуществление связи высшей церковной власти с учреждениями РПЦ за пределами СССР, поддержание и развитие братских отношений с поместными Церквами и инославными Церквами и религ. объединениями, связь с деятелями нехрист. религий по интересующим стороны вопросам, взаимоотношения с межхрист. и межгос. орг-циями. Председателем ОВЦС стал митр. Николай (Ярушевич), 21 июня 1960 г. на этот пост был назначен Никодим (Ротов), вскоре хиротонисанный во епископа Подольского.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Белозем 755 Дуванлий 764 Антраниково 344 Борец 232 Бургас 110 Ямбол 101 26 .585 Северный диоцез С. Белени, Свищовский район 4.141 С. Ореш, Свищовский район 3.199 С. Лыжане, Никопольский район 1.850 С. Трынчовица, Никопольский район 2.384 С. Асеново 978 С. Бардарски геран, Белослатинский район 2.529 С. Гостиля, Брачанский район 1.071 С. Брегар, Брачанский район 205 С. Царев брод, Шуменский район 420 С. Драгомирово, Свищовский район 1.312 С. Беленци, Исперихский район 116 Г. Русе 585 Г. Варна 585 Г. Видин 84 Тырново и Горна-Ореховица 100 Свищов 47 Итого 19.606 Католики восточного обряда (униаты) София 3.000 Пловдив 650 Мало-Тырново 650 Бургас 190 Принадлежащие к Бургасу: С. Трыстиково 20 С. Лозово 30 Созопол 20 Н.-Панчарево 15 Тополовград 115 Принадлежащие к Тополовграду: С. Светлина 95 С. Доброселец 30 С. Синапово 10 Казанлык 75 Ямбол и с. Атолово 185 Сливен 20 Старая Загора 35 Варна, Шумен и Мытица 60 Правдино и Зорница, Ямбольского района 185 С. Гранитово, Елховского района и Лесово 165 С. Студена 180 С. Филиппово, Свиленградского района 230 С. Присадец 225 Свитенград, Пашово и Дервишка могила . 220 Порован, Ивайловградского района 455 Ивайловград, с. Кобилино и Каратепа 130 С. Куклен, Асеновградского района 100 С. Горни и Долни Боден, Асеновградского района 500 С. Делчево, района г. Святого Врача 190 В разных селах в районах Горно-Джумайском, Святого Врача и Петрическом 500 Живущие в Южной Болгарии 1200 Итого 9480 Итого всего католиков и униатов в Болгарии ………….. 55.671 8. ИМУЩЕСТВА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. ЕЕ ПЕЧАТЬ. УЧИЛИЩА. ДУХОВЕНСТВО. Католическая церковь владеет имуществами в следующих городах: в Софии, Пловдиве, Русе, Варне, Бургасе. Владеет и землями у Пловдива и Русе (хуторами), доходы с которых идут на содержание церковного клира. Так, в Софии католикам принадлежит обширное место (двор), на котором была выстроена сгоревшая недавно церковь -костел св. Иосифа на улице Лавеле, 2. Против нее, на улице царя Бориса, 125, католической церкви принадлежат солидная трехэтажная постройка, обширное место и большой зал, приспособленный сейчас под церковь . В селе Владая, близ Софии, эта же церковь имеет недвижимое имущество – дом, служащий монастырем и домом отдыха для клириков и для детской колонии. Этой же церкви принадлежит большая постройка «Про Ориенте» на улице Оборище, 5 и другая, меньшая постройка на бульваре Толбухина. Ей же принадлежит и упомянутая выше Клементинская больница.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Владимир Елховский. Фотография. 1948 г. Владимир Евгеньевич (16.07.1896, г. Переславль-Залесский Владимирской губ.- 31.07.1977, Москва), прот., зав. канцелярией Московской Патриархии. Сын митрофорного прот. сщмч. Евгения Елховского . Начальное образование получил дома. Учился в Переславском ДУ (1906-1910), во Владимирской ДС (1910-1916). В 1916 г., отказавшись от поступления в МДА, куда был направлен после семинарии, стал студентом исторического отд-ния историко-филологического фак-та Московского ун-та. В том же году был мобилизован в армию, в школу прапорщиков Александровского военного училища в Москве. В 1917 г., по окончании уч-ща, проходил службу в 199-м запасном полку, находившемся в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново), в авг. направлен на Западный фронт. В февр. 1918 г. демобилизован, жил в Переславле-Залесском. Участвовал в организации «Общестуденческого переславского землячества», которое открыло школу для взрослых, устраивало концерты и ставило спектакли. Весной 1918 г. восстановился в Московском ун-те, из Переславля-Залесского выезжал в Москву на сессии. С весны 1918 г. состоял секретарем уличного комитета в Переславле-Залесском. Летом 1918 г. вместе с братом Сергеем был в числе первых сотрудников и организаторов Переславль-Залесского музея-заповедника, а в 1919 г.- научно-просветительного об-ва при нем. Весной 1919 г. был мобилизован в Красную Армию. В 1920 г. Е. был демобилизован. Продолжил научную работу по краеведению в Переславль-Залесском музее. Изучал Плещеево оз., был направлен для инспектирования рыбных промыслов сначала в Иваново-Вознесенск, а затем в Таганрог. В 1938 г. поступил на заочное отделение Ленинградского ин-та иностранных языков, окончил 2 курса. До 1941 г. преподавал в средних школах в Переславле-Залесском, на ст. Итларь Ярославской железной дороги, в г. Мценске Орловской обл. Окончил высшие стрелковые тактические курсы при Высшей военной академии. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в офицерском звании, награжден орденом Красной Звезды и медалями. Впосл. член Советского комитета ветеранов войны.

http://pravenc.ru/text/189917.html

Кончаю письмо, иначе еще неделю не отошлю его. Рвут по всяким делам. Еще раз благодарю за поздравление и прошу молитв Вашего Преосвященства, в которых все мы очень и всегда нуждаемся. Прот[оиерей] В. Елховский. Д. 16. Л. 129–130. Подлинник. Машинопись. 3. 5 октября 1956 г. Москва Ваше Преосвященство, дорогой Владыко. Простите, что до сих пор не ответил на Ваше письмо, которым был очень обрадован. Проболел дней 12 и пролежал дома в постели, но, как за мной водится, не выдержал срока. Встал ранее положенного, хотя профессор и бранил меня сильно, говоря, что в моем возрасте здоровьем бросаться уж не следует. Словом, до сих пор кашляю, мед[ицинская] сестра говорит, что уколы пенициллина мне не помогли и очаг в легких не рассосался. Но что же будешь делать: подходил храмовой праздник, архиерейская служба, а затем буквально с постели вытащили на всесоюзную конференцию ветеранов войны. На 800 делегатов из духовенства был я один, пришлось выступать, сначала все смотрели на меня как на какое-то явление чуть не с того света, а потом усиленно фотографировали особенно после того, как я на вопрос одного генерала: «кто же это вас увел от нас» – я ответил, что не только никто меня не уводил, а я сам еще одного увел (еп[ископа] Михаила Чкаловского 432 ). Когда же маршал Василевский 433 объявил: «слово предоставляется бывшему начальнику штаба бригады протоиерею Елховскому», то тут уже меня встретили большими аплодисментами, что досталось лишь немногим. Все это для меня, конечно, слишком ясно. Когда происходили выборы, то я оказался избранным в состав постоянного комитета. Результат один (с одной стороны) теперь за мной усиленно гоняется один американский корреспондент, от которого меня так же стараются усиленно охранять, (с другой стороны) Патриархия прислала ко мне на сегодняшний день для службы в полном составе всю Сербскую делегацию (патриарх, митрополит, три епископа, три протоиерея, один священник, наш архиепископ Борис и другие). Пришлось пару дней сломя голову носиться по Москве и клянчить где митры, где архиерейские облачения и проч[ее]. А когда я сказал в Синоде, что у Вас побольше церкви не нашлось, то мне архиеп[ископ] Борис, смеясь, ответил: не попадайся в газеты. Вот из-за этой канители и письмо растянул на несколько дней. Ну, слава Богу, все благополучно окончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

4. Образовать в пределах Ярославской области Ярославскую митрополию, включающую в себя Рыбинскую и Ярославскую епархии. 5. Главой Ярославской митрополии назначить Преосвященного Ярославского и Ростовского Пантелеимона.   ЖУРНАЛ 6 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Самарского и Сызранского Сергия с предложением об образовании новых епархий в Самарской области. Справка: Архиепископ Сергий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением об образовании двух новых епархий в Самарской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах городских округов Кинеля и Чапаевска, а также Алексеевского, Безенчукского, Богатовского, Большеглушицкого, Большечерниговского, Кинельского, Красноармейского, Нефтегорского, Пестравского, Приволжского и Хворостянского муниципальных районов Самарской области, — Кинельскую епархию, выделив ее из состава Самарской епархии. 2. Епархиальному архиерею Кинельской епархии иметь титул «Кинельский и Безенчукский». 3. Временное управление Кинельской епархией поручить архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию. 4. Образовать в административных границах городских округов Отрадный и Похвистнево, а также Борского, Елховского, Исаклинского, Камышлинского, Кинель-Черкасского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Похвистневского, Сергиевского, Челно-Вершинского и Шенталинского муниципальных районов Самарской области, — Отрадненскую епархию, выделив ее из состава Самарской епархии. 5. Епархиальному архиерею Отрадненской епархии иметь титул «Отрадненский и Похвистневский». 6. Епископом Отрадненским и Похвистневским избрать игумена Никифора (Хотеева), клирика Самарской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Никифора (Хотеева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 7. Образовать в пределах Самарской области Самарскую митрополию, включающую в себя Кинельскую, Отрадненскую и Самарскую епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/2080949.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 15 марта 2012 г. путем отделения от Самарской и Сызранской епархии (см. ст. Самарская и Тольяттинская епархия ). В тот же день О. и П. е. была включена в состав новоучрежденной Самарской митрополии . Правящий архиерей - еп. Никифор (Хотеев ; 15 марта 2012 клирик Самарской епархии игум. Никифор избран Синодом на Отрадненскую кафедру, 18 марта возведен в сан архимандрита, архиерейская хиротония состоялась 1 апр. 2012). О. и П. е. объединяет приходы в административных границах городских округов Отрадный и Похвистнево, а также Борского, Елховского, Исаклинского, Камышлинского, Кинель-Черкасского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Похвистневского, Сергиевского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области . Кафедральные города - Отрадный и Похвистнево, кафедральные соборы - в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Отрадном и в честь Табынской иконы Божией Матери в Похвистневе. О. и П. е. разделена на 11 благочиннических округов: Отрадненский, Похвистневский, Кошкинский, Шенталинский, Челно-Вершинский, Красноярский, Царёвщинский, Борский, Сергиевский, Клявлинский и Исаклинский. К июлю 2013 г. на территории епархии имелось 94 прихода, числился 61 штатный священнослужитель, в т. ч. 3 монашествующих. К кон. 2018 г. в епархии действовали 140 приходов, монастырь, в клире состояли 86 священников и 9 диаконов. При ЕУ функционируют отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по работе с молодежью, по работе с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению. В О. и П. е. действуют учебные филиалы некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» в г. Отрадном (2 филиала), в г. Похвистнево, а также в следующих районных центрах: с. Кошки, с. Сергиевск, с. Борское, с. Кинель-Черкассы, поселке при ст. Шентала, с. Челно-Вершины, с. Исаклы, с. Клявлино.

http://pravenc.ru/text/2581725.html

Докторская его диссертация посвящена малоизвестной теме — духовному деланию исихастов — афонских монахов, непрестанно творящих Иисусову молитву, задерживая на долгое время дыхание. В конце пятидесятых годов отец Леонид был рукоположен во епископа Курского и Белгородского. А в 1961 году Патриарх Алексий переводит его в Москву с титулом архиепископа Можайского. Он становится вместо Митрополита Николая управляющим Московской епархией (городскими храмами Москвы управлял Киприан). В Москве Владыка Леонид также пользовался всеобщей любовью, и после смерти Патриарха Алексия один из старейших московских протоиереев, выражая всеобщее мнение, уходя на покой, высказал публично пожелание, чтобы Патриархом был избран Владыка Леонид. Все это чувствовали люди, вновь пришедшие в начале шестидесятых годов к кормилу церковного правления. На Патриарха оказывалось непрерывное давление с целью устранить Владыку Леонида из Москвы. Патриарх долго сопротивлялся и лишь весной 1963 года уступил и перевел Владыку на Ярославскую кафедру. Оттуда его перевели в Пермь и лишь в последние годы в Рижскую епархию, которой он правит уже в течение десяти лет в сане Митрополита. Вторым викарием в Москве был также исключительно духовный, молитвенный человек — епископ Стефан, тоже по образованию врач (долго занимавшийся врачебной практикой в качестве психиатра), принявший по глубокой вере монашество в Глинской Пустыни. В 1969 году Владыка был назначен на Калужскую кафедру, где умер в облачении после совершения литургии, у престола, в 1967 году. Таким образом, наряду с двумя прожженными церковными политиками (Никодимом и Киприаном) в руководстве Московской епархии были и очень достойные, глубоко религиозные люди. Среди московского духовенства и даже среди лиц, непосредственно близких Патриархии, были также достойные люди. Среди них на первом месте следует поставить недавно (в 1977 году) скончавшегося о. Владимира Елховского. Вспоминаю его и тотчас чувствую улыбку на своих устах. Добрую и теплую улыбку, — иначе его вспомнить нельзя. Чудесный это был человек; все, что есть хорошего в русском священнике в русском человеке, все воплотилось в отце Владимире. Доброта несказанная, — сколько помогал он нам с Вадимом, да и кому только не помогал!

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

14 октября 1948 г. И. В. Сталин подписал распоряжение Совета Министров СССР «дать согласие Московской Патриархии на выезд из СССР в Государство Израиль для постоянной работы архимандрита Леонида (Лобачёва Ильи Христофоровича) в качестве начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и Елховского Владимира Евгеньевича в качестве священника миссии» 53 . 30 ноября назначенные члены миссии были уже в Иерусалиме. В одном из первых сообщений архимандрит Леонид рассказал, что « церковь и здания в Иерусалиме, не говоря уже о других местах, находятся в запущенном состоянии и нуждаются в ремонте, который необходимо сделать также и для поднятия авторитета Духовной миссии и престижа Русской Церкви в Палестине. Доходы, получаемые от арендаторов, являются незначительными, так как главная часть имущества в Иерусалиме принадлежит Палестинскому обществу, и поэтому они не будут покрывать расходов миссии. С получением имущества Палестинского общества положение изменится, будут покрываться не только расходы обеих организаций, но и значительные суммы поступят в доходы государства» 54 . После того, как завершилась первая изральско-арабская война, демаркационная линия между территориями Израиля и Иордании (по условиям перемирия) обозначила различное «пространство судьбы» для русских храмов и монастырей на западе и востоке страны. Храмы и участки, оказавшиеся на территории Государства Израиль, были возвращены в собственность советского правительства 55 . Что касается храмов, монастырей и участков, оставшихся в 1948 г. на территориях, отошедших к Иордании, они сохранили подчинение Русской Православной Церкви за рубежом – status quo, не изменившийся и после «шестидневной» войны 1967 г. Современная деятельность РДМ в Иерусалиме, напряжённая и плодотворная, могла бы стать темой отдельного исследования. К юбилею 2000-летия христианства миссия, возглавляемая ныне архимандритом Феодосием (Васневым), приняла на себя огромный труд по реставрации входящих в её состав храмов и подворий, строительству новых гостиниц для неуклонно возрастающего потока паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не сохранилось. Времена гонений на Церковь дали обители двух священномученников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (Делекторского) и протоиерея Евгения Елховского. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых. Так Никольская обитель приобрела небесных покровителей и заступников среди вновь прославленных святых. Уповаем, что и безвестные страдальцы из числа духовенства и сестер монастыря пополнили число новомученников и исповедников Российских. И молятся они в обителях небесных за земную свою обитель – Свято-Никольский Переславский монастырь. Более семидесяти лет на месте монастыря царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе. «В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель… – писал святитель Иоанн Златоуст еще в 404 году. – Если он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче Ему поправить то, что есть и что давно было». Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском 27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Переславский Свято-Никольский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 16 февраля 1994 года в обитель прибыли первые насельницы из Толгского монастыря города Ярославля. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом. В условиях холодной зимы, едва наладив быт, сестры приступили к подготовке разоренного храма к богослужению. Жители Переславля и братия Никитского мужского монастыря оказывали им посильную помощь. Горячая молитва и самоотверженный труд сделали невозможное. Менее чем через два месяца после приезда насельниц, 7 апреля 1994 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем Никитского монастыря иеромонахом Анатолием (Аксеновым) была совершена в Никольской обители первая Божественная литургия. С этого дня начал совершаться суточный круг богослужений (при отсутствии священнослужителя богослужение заменялось вычиткой).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

По данным на 1908 г. (которые по ведомостям двух храмов несколько различаются), в селе насчитывалось около 1 тыс. человек, в основном – крестьян. Половина жителей села (159 дворов), а также жители деревень Булькуновка и Комаровка ходили в Покровскую церковь. Другая половина (160 дворов) с крестьянами деревень Горностаевка и Низовка числились прихожанами Троицкой церкви. Во втором приходе, кроме православных, жили беглопоповцы (242 человека), поповцы австрийского согласия (62), поморы (150) и молокане (19). С 1898 г. первым священником Покровской церкви, служившим в Троицкой церкви, был Зиновий Спиридонович Флоров (1863 г. р.). Сын крестьянина, он окончил Самарскую учительскую школу и был учителем Елховского двухклассного училища, заведующим и законоучителем церковно-приходскойшколы. С 1907 г. на втором штате значился священник Павел Степанович Николаев (1883 г. р.) – выпускник Самарской духовной семинарии. Последним священником в Елховке до закрытия храмов был священномученик Иаков Иванович Алферов, служивший в селе с 1921 г. В 1930 г. отца Иакова арестовали, приговорили к трём годам заключения в концлагерь и отправили на Беломорско-Балтийский канал. Домой священник вернулся три года спустя. Как выяснилось позже, он не выходил из поля зрения чекистов. В 1937 г. его арестовали по делу архиепископа Александра (Трапицына). 8 февраля 1938 г. иерей Иаков Алферов был расстрелян. Покровская церковь после закрытия использовалась в сельскохозяйственных целях: как склад зерна, пункт приготовления варенья из тыквы и пекарня. Реконструкция данного храма ещё не закончена. Троицкую церковь после закрытия переоборудовали в клуб. Верующим её вернули в 1991 г. в плачевном состоянии. Священниками храма в данный период были Александр Семёнов, Алексей Скачков, Георгий Попов, иеромонах Захарий (Сараев). С 1998 г. настоятелем является протоиерей Владимир Александрович Балашов. Благодаря его энергии и поддержке прихожан церковь во имя Троицы Живоначальной продолжает возрождаться. Ведерникова Т. И. Православные святыни Самарской митрополии/Т. И. Ведерникова, М. С. Кокарев, М. В. Курмаев, О. И. Радченко. – Самара: ООО «Книжное издательство», 2017

http://sobory.ru/article/?object=29742

   001    002   003     004