И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В наст. время в Елецком Успенском мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

http://pravenc.ru/text/389455.html

Второй Троицкий монастырь Елецкий Свято-Троицкий мужской монастырь Лишившиеся монастыря, ельчане в начале XIX века начали хлопотать о восстановлении Троицкой обители. Первым из них стал Елецкий городской голова купец первой гильдии Иван Васильевич Шапошников, рассчитывавший восстановить обитель на западной окраине города. Шапошников обещал построить для обители каменный Троицкий храм, пожертвовать колокол и выделить из собственных средств 30 тысяч рублей на строительство. После смерти Шапошникова его дело завершила супруга Евдокия Фёдоровна. Город выделил 15 десятин земли под монастырь у западной окраины Ельца, на Орловской дороге. В феврале 1820 года было подано прошение о переведении пришедшего в упадок и упраздняемого Брянского Петропавловского монастыря в Елец. В 1823 году начаты работы по составлению сметы, проектов и строительство храма и богадельни. В 1826 году было принято окончательное решение о переводе монастыря из Брянска в Елец. 13 сентября 1830 года император Николай I Павлович утвердил соответствующее предложение Святейшего Синода. В 1830 году были присланы готовые планы монастыря и фасадов монастырских зданий, после чего началась активная фаза строительства. К этому времени была законченная церковь, заложенная ещё Шапошниковым. В 1832 году, кроме Троицкого храма, была выстроена и оштукатурена ограда с тремя воротами, а по её углам находились четыре башни. У южных ворот по обе стороны построена больница и прачечная. Внутри возведены настоятельский и братский корпуса, дома для казначея и эконома, кухня и трапезная с подвалом и хозяйственные службы. К началу мая 1836 года все отделочные работы были завершены, и братия прибыла в новый монастырь. 5 сентября 1836 года Троицкий храм и все монастырские постройки были освящены «при стечении большого количества богомольцев, граждан и гостей города». Комплекс Троицкого монастыря представлял в плане правильный прямоугольник со стенами в 8,5 метра, четырьмя круглыми башнями по углам и трёхъярусной колокольней с воротами в середине северной стороны. Поставленная в одной из самых высоких точек города, эта колокольня была увенчана высоким шпилем, видимым с дальних участков дорог, ведущих в Елец. Все постройки монастыря того времени были выполнены в стиле позднего русского классицизма. Монументальная и величественная колокольня выстроена в строгой геометрической форме, разбавляемой лишь циферблатом часов на втором ярусе и тонким шпилем на куполе. В первый год существования обители кроме настоятеля числилось 12 человек братии.

http://drevo-info.ru/articles/22892.html

Во время Первой мировой войны в монастыре действовали госпиталь и приют для беженцев. После революции 1917 года новые власти всячески препятствовали нормальной жизни обители, что выразилось в постоянных и беспричинных обысках, реквизициях монастырского имущества. В 1919 году монастырь был закрыт, часть его помещений передали пролетарской коммуне. Коммунары, поселившиеся в монастырь, начали выживать монашествующих. На монастырских кладбищах поломали памятники, в колокольне устроили отхожее место, а после ходатайствовали о закрытии церквей. Троицкий монастырь стал участником военных действии в конца августа 1919 года, связанных с захватом Ельца войсками генерала Мамонтова. С монастырской колокольни коммунары обстреляли белоказаков, при этом убили двоих. Затем захватившие город мамонтовцы расстреляли у стен монастыря нескольких коммунаров, в честь которых была названа улица, проходящая мимо монастыря. В 1920 году всех монахов «разогнали», Тихвинский храм передали коммуне для организации в нем школы, а через два года в нем поломали иконостас и сбросили купола. Часть монастырской утвари передали Вознесенскому собору , а некоторые иконы поступили в елецкий музей. В последующие годы шло разрушение монастырских храмов, для кирпича, использованного под строительство молочной фермы и скотного двора. После войны сохранившиеся строения бывшего монастыря принадлежали коммуне отделения Родина совхоза «Елецкий». В октябре 1963 года все монастырские постройки были переданы тресту «Елецстрой», в том числе: жилой дом, склад (бывшая церковь), склад (бывшая пекарня), подвал под церковью, водонапорная башня (колокольня) и другие. Вскоре после этого были окончательно уничтожены два главных храма Троицкой обители – в 1965 году взорван Троицкий собор, а в 1969 году – Тихвинская церковь. В последующие годы территория монастыря занята автобазой В сохранившихся братском корпусе и пристроенной к нему церкви св. Пантелеимона были устроены квартиры. С 2006 года происходит постепенное восстановление монастыря. Часть территории монастыря передана его насельникам - небольшой монашеской общине. Богослужения совершаются в находящаяся вблизи монастыря церкви во имя Иоанна Златоуста.

http://drevo-info.ru/articles/22892.html

Затем открытое гонение сменилось скрытым, и притеснение верующих продолжались, особенно в 1960–1970 годах. В 300-тысячном Чернигове была открыта лишь небольшая Воскресенская церковь. С 1959 по 1989 год Черниговские архиереи временно управляли Сумской епархией. Поворот в жизни епархии наметился в середине 1980-х — 3 августа 1984 года Церкви были возвращены мощи святителя Феодосия. Со второй половины 1980-х годов стала оживляться религиозная жизнь епархии. Верующим возвращались храмы и частично уцелевшие монастыри, началось строительство новых церквей. К 1000-летию Крещения Руси возобновляется служение в Свято-Троицком кафедральном соборе, возвращается древнейший Спасо-Преображенский собор, открываются монастыри —Елецкий, в городе Нежине, селах Даневке (близ Козельца) и Домнице. В 1989 году в Чернигове открылось духовное училище регентов и псаломщиков. В составе Украинской Православной Церкви [ править править код ] Епархия продолжает расти и отстраиваться, перейдя в новую эпоху под водительством своего опытного пастыря, митрополита Антония (Вакарика), управлявшего ей в течении 30 лет. После смерти митропололита Антония (Вакарика) временно управляющий Черниговской епархией – епископ Амвросий (Поликопа) а с 16 октября 2003 г. — епископ Черниговский и Нежинский. 31 мая на очередном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви приняли решение о делении Черниговской епархии на две самостоятельные. На Черниговскую и Новгород-Северскую под руководством Преосвященнейшего Амвросия (Поликопа), а также на Нежинскую и Батуринскую под руководством Преосвященнейшего Иринея(Семко). 24 сентября 2008 епископ Амвросий был возведен в сан архиепископа. За время управления архиепископом Амвросием Черниговской и Новгород-Северской епархией, количество приходов возросло вдвое, открыто информационный сайт епархии, Черниговского духовного училища, ректором которого с июля 2007 года является архипастырь. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Успенский Елецкий мужской монастырь (Чернигов) [ править править код ] Елецкий монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Черниговская_о...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Липецкой и Елецкой епархии), в г. Ельце Липецкой обл., на Каменной горе. Основан в 1683 г. на месте скита елецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря . Входил в состав Воронежской (до 1775) и Орловской (до нач. 20-х гг. XX в.) епархий. XVII в.- 1764 г. Задонский иером. Геронтий (Кургановский) и воронежский историк Н. И. Поликарпов без ссылки на источники относили основание скита Троицкой обители к 1628-1629 гг., когда по благословению игум. Моисея старанием мон. Савватия в лесу на «старом городище», занимавшем каменный мыс, образованный р. Ельчик и оврагом Кременной Верх, был построен монастырский скит с деревянной ц. в честь «Рождества Пресвятыя Богородицы и Знамения Ея «Курския»». В неск. кельях жили по 2-3 монаха, иногда «за скудностью» скит пустовал, т. к. братия жила «в мирских домах» и часто «мирским подаянием» ( Поликарпов. 1896. С. 674). Елецкая в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Литография. 70-е гг. XIX в. Елецкая в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Литография. 70-е гг. XIX в. Впервые скит упомянут в перечне мон-рей Елецкого у., составленном в 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича «холопом Алешкой Зеленым»: «На посаде ж монастырь Курская Богородица. Построин внове. В нем живет братьи пять человек. А игумна нет. А бобылей за монастырем четыря двора. А крестьян нет» (РГАДА. Ф. 210. Белгор. стол. Стб. 604). Обитель именовалась по находившейся в ней чтимой Курской иконе Божией Матери «Знамение». Благотворителями были купцы Г. Шустов, М. Росихин и елецкий воевода Л. Шекловитый (ГА Липецкой обл. Ф. 167. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 об.). На пожертвования последнего в скиту был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, приобретены иконы и церковная утварь (чаша, дискос), поставлены царские врата и проч. Каменногорский скит был обнесен деревянным острогом. В 1682 г. Елец посетил еп. Воронежский свт. Митрофан, к-рому проживавшие в городе монахини рассказали, «что живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием, а на божественную службу ходят в мужской монастырь» ( Пясецкий. 1899. С. 432-434).

http://pravenc.ru/text/189787.html

В приходскую церковь обращены Дивногорский, Успенский Усманский и Острогожский Пятницкий монастыри. Но первый и без того служил приходскою церковью для своих же крестьян. Монастыри же Битюцкий, расположенный в глухом лесу, Лысогорский, Шатрищевкий – среди безлюдных гор, Лебедянский и Богородицкий Елецкий, только что сгоревшие, – оказались непригодными для этой цели. Не пригодились для приходских храмов и монастыри донских казаков. Перейдем теперь к монастырям сверхштатным. Из пяти таких монастырей, оставленных в 1764 году, Дивногорский в 1788 году был упразднен, как малороссийский, а Семилуцкий закрылся сам собою в 1781 году. Остались только три монастыря: Троицкий Елецкий, перешедший в Лебедянский, Успенский Донецкий и Толшевский. Вотчина Елецкого монастыря была без труда передана в Коллегию Экономии. А так как и самый Елецкий монастырь вскоре был переведен в Лебедян, то эта передача вотчины в казну обошлась без дальнейших осложнений. Труднее было отказаться от вотчин Донецкому монастырю. Деревни Мостки и Боровенки Бахмуцкой провинции, Титова и Орловка Рязанского уезда, лежавшие вдали от монастыря, отошли в казну без видимых последствий. Гораздо труднее было монастырю отказаться от соседней вотчины. Но пришлось покориться факту. Впрочем, монастырю оставлено 30 д. пахотной земли за Сухим Донцом, сенокос по р. Дону на 40 стогов, два сенокосных луга, луг на выгон скота за Сухим Донцом, два рыбных озера – Матюшино и Кривое (с уплатою 3 р. ежегодного оброка), лес близ озер 428 . На отчужденную монастырскую землю были переселены крестьяне из Боровского и др. подмосковных сел, занявшие Сухой Донец 429 . Заготовленный хлеб (454 копны) был оставлен за монастырем 430 . Но отобран был конский завод, а потом и мельница 431 . Затруднение произошло и в определении имущественных прав заштатного Толшевского монастыря. Монастырь не имел вотчины. Но по временам за монастырем числилось по несколько душ, за которых монастырь платил подушные деньги. В год секуляризации за монастырем числилось пять душ из церковников, хотя из них двое умерли и трое бежали еще в 1762 г..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Вологодская Покровский-Паисиев-Угличский С.-Петербургская Посольский-Спасо-Преображенский Костромская Преображенский-Вятский Московская Происхожденский-Крестовоздвиженский Владимирская Раифская-Богородицкая Рязанская Рождественский-Богородицкий-Белгородский Новгородская Рождественский-Богородицкий-Ростовский Вологодская Свенский-Успенский-Брянский Костромская Святогорский-Успенский Орловская Седмиозерная-Богородицкая-Вознесенская Пензенская Сковородский-Михаиловский Воронежская Снетогорский-Рождество-Богородицкий Симбирская Сокольницкий-Николаевский Ярославская Спасо-Великопустынский Забайкальская Спасо-Геннадиев Вятская Спасо-Каменный Нижегородская Спасо-Мирожский Спасо-Преображенский-Енисейский Казанская Спасо-Преображенсвий-Белевский Курская Спасский-Муромский Спасский-Арзамасский Ярославская Спасский-Симбирский Спасский или Спасо-Преображ.-Старорусский Орловская Спасский-Преображенский-Севский Псковская Страстный-Богородицкий-Московский Казанская Толгский-Пречистой Богородицы Троицкий-Муромский Новгородская Троицкий-Селенгинский Псковская Троицкий-Чебоксарский Троицкий-Курский Новгородская Троицкий-Севский Псковская Троицкий-Пензенский Ярославская Троицкий-Алатырский Вологодская Троицкий-Смоленский Псковская Троицкий-Истобенский Енисейская Троицкий-Козловский Тульская Троицкий-Кондинский Владимирская Троицкий-Мангазейский-Туруханский Нижегородская Троицкий-Преображенский-Тюменский Симбирская Троицкий-Рафаиловский Новгородская Троицкий-Селижаровский Троицкий-Сергиев-Великолуцкий Орловская Троицкий-Устькиренский Московская Троицкий-Усть-Павловский Троицкий-Яблонов-Елецкий Ярославская Успенский-Тульский Владимирская Успенский-Богородицкий-Старицкий Забайкальская Успенский-Богородицкий-Каргопольский Казанская Успенский-Орловский Курская Успенский на Курцове-Холмогорский Орловская Успенский-Горицкий-Староладожский Пензенская Ферапонтов-Белоезерский-Мартемианов Симбирская Хотьков-Покровский Смоленская Христорождественский-Тверской Вятская Христорождественский-Уфимский Тамбовская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С возведением Троицкого собора монастырь всё чаще именовался в документах как " Святейшего патриарха домовый Троицкий монастырь Яблоновая пустынь " , а уже к началу XVIII века первоначальное название " Яблоновая пустынь " окончательно забылось. Находясь под покровительством патриархов, монастырь был благоустроен, имел своё подворье в Москве. Ещё в 1627 году он владел землёй в Романцевском лесу " под дворы " - местом будущей Подмонастырской слободы, огородами, гуменниками, выгоном, пастбищем и пашней, рыбными прудами и озёрами, а с 1629 года - двумя мельницами на Дону. В эти же годы были построены монастырские службы: каменный подвал, ледник, кладовая, изба для служителей, сараи, кухня. Братские кельи и корпус настоятеля до середины XVIII века были деревянными. В монастыре до 1917 года хранилось множество вкладов московских царей и патриархов. В их числе - особо чтимая лебедянцами икона " Св. Троица в явлении трёх ангелов Аврааму " . Образ был написан в Москве в 1665 году на пальмовой доске размером 6,5 х 7,5 вершка. Дважды в год - в Духов день и в Ильин день - с этим образом совершались крестные ходы из монастыря в город, привлекавшие большое число богомольцев. Эта традиция сохранялась до 1917 года. На колокольне монастыря висел большой благовестный колокол - дар патриарха Адриана, отлитый в 1698 году. В 1681 году монастырь был ограблен разбойниками. Они сняли серебро с икон, унесли церковную утварь из Троицкого собора и Успенской церкви. В 1764 году в огромном пожаре погибли многие древности монастыря и его архив. Уцелели только некоторые предметы утвари и иконы местного ряда в Троицком соборе. В том же году монастырь был упразднён, а его земельная собственность в сёлах Телепневе, Лубнах, Куймани и деревне Хмелевке поступила в ведение Коллегии Экономии. В 1768 году по ходатайству Тихона Задонского монастырь был возрождён как заштатный. В 1775 году в него был переведён упразднённый елецкий Троицкий монастырь со всем имуществом и братиею, а монастырь стал именоваться " Троицкий Елецкий " .

http://sobory.ru/article/?object=10180

Затем, по отзыву Воронежской Консистории, оставлены за штатом пять монастырей на своем содержании. Успенский Донецкий, Преображенский Толшевский, Преображенский Семилуцкий, Вознесенский Коротоякский, Успенский Дивногорский. Три монастыря мужских – Троицкий Битюцкий, Троицкий Лысогорский и Преображенский Шатрищагорский решено «по приличности и по недостатку доходов упразднить и приходскими церквами учинить», а монахов этих монастырей перевести в штатные монастыри Алексеевский и Елецкий, где братии не достает 12 человек до штатного положения. Затем женские монастыри Елецкий Богородицкий, Острогожский, Пятницкий и Усманский Успенский также упразднялись, с размещением монахинь по оставшимся в штате монастырям. Три монастыря донских казаков – Троицкий Мигулинский, Преображенский Устьмедведецкий и Вознесенский Кременский – «по их особливому состоянию и от Войска Донского довольствию» – оставлены в прежнем положении, и реформа пока не коснулась их – до 1786 года. В Синодальном указе совсем не упоминаются монастыри Белоколодский мужской и Казанский женский, – знак, что к этому времени они уже прекратили свое существование. Чтобы судить о том, как осуществлена была реформа в Придонье, приведем список монастырей с указанием их численного состава. Из приведенного списка видно, что два монастыря – Казанский Коротоякский и Лебедянский женские и Преображенско-Белоколоцкий мужской даже не упоминаются, – знак, что они и без реформы 1764 года прекратили свое существование. Монастыри – Битюцкий, Шатрищевский и Лысогорский, назначенные к упразднению «по приличности и по недостатку доходов», тоже едва влачили свое существование. Разграбление Битюцкого монастыря в 1762 г. и недостаток братии во всех этих монастырях делал и существование их без внешней поддержки невозможными. В 1764 году сгорел Троицкий Лебедянский монастырь. Сгорело все – и братские кельи, и две церкви (Успенская и Ильинская) с утварью и иконами. Обгорела колокольня, колокола упали и частью разбились, частью растопились, уцелел лишь большой колокол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В 1850 году было принято решение о строительстве второй тёплой церкви в монастыре. Проект составлен архитектором Померанцевым, а в октябре того же года был утверждён. Строительство нового храма началось в 1852 году под руководством и наблюдением городского архитектора Никиты Ефимова. Но при окончании возведения кладки здания в 1856 году в столбах пошли трещины, а в июне следующего года здание обрушилось. Новый проект был составлен и принят в январе 1860 года. Дело строительства нового храма в 1861 году принял на себя новый настоятель обители архимандрит Дионисий. Также при архимандрите Дионисии был благоустроен и капитально отремонтирован весь монастырский комплекс. В 1865 году скоропостижно скончавшегося архимандрита Дионисия сменил архимандрит Флорентий. В годы его управления обитель обрела долгожданный пятиглавый тёплый каменный храм Тихвинской иконы Божией Матери, который был освящён в сентябре 1870 года. Также трудами архимандрита Флорентия в монастыре были построены и освящены: в 1873 году – церковь во имя святителя Тихона Задонского, в 1874 году – храм св. Пантелеимона при трапезной, и в том же 1874 году – храм-усыпальница во имя свв. Космы и Дамиана. В начале 1890-х годов монастырские храмы были вновь отремонтированы, а в Троицкий собор проведено отопление. В начале XX века Елецкий Троицкий монастырь представлял собой крупный архитектурный комплекс и один из значимых духовных центров города, в том числе как резиденция елецких епископов. Также в эти годы кроме пяти церквей, монастырь обладал: братским каменным двухэтажным корпусом, деревянным домом настоятеля, двухэтажной кирпичной сторожкой, каменной трёхъярусной колокольней, кирпичной хлебопекарней, деревянным домом о. Иоанна Жданова (перенесён в монастырь из города), кирпичной баней, просфорней, ледником, хлебным амбаром, канюшней, дворницкой, сараем, церковно-приходской школой, домом псаломников, монастырским кладбищем, фруктовым садом (за стеной с западной стороны), несколькими лавками в центре города, монастырской гостиницей, хутором с более чем 150 гектарами земли.

http://drevo-info.ru/articles/22892.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010