Никодим, будучи сам фарисеем, попытался защитить Христа, но его грубо прервали: «И ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» ( Ин.7:52 ). Но наступил вечер, храм должен был запираться, и тогда разошлись все по домам. Иисус же пошел на гору Елеонскую. 28. Предсказание гибели Иерусалима и конца мира ( Мф.24:1–44 ; Мк.13:1–37 ; Лк.21:5–36 ) Гора Елеонская расположена по ту сторону потока Кедрона, на юго-востоке от храма. Христос любил ходить туда с учениками Своими и часто проводил там ночи. С горы открывалась обширная панорама Иерусалима и его окрестностей. Вечером оттуда можно было любоваться великолепным видом огромного и сложного по своей архитектуре храма, который был особенно красив в лучах заходящего солнца. Однажды, когда Господь, окончив проповедь, шел на Елеон, один из учеников сказал: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» ( Мк.13:1 ). Действительно, Иерусалимский храм, заново построенный после многочисленных разрушений, был одним из великолепнейших зданий всего Востока. Уступая древнему деревянному храму Соломона по обилию золотых украшений, он превосходил его по размерам, крепости каменной постройки и красоте драгоценных камней. Над сооружением этого храма трудился весь народ в течение сорока шести лет. Не только евреи, но и иноземцы со всех концов света стекались в Иерусалим посмотреть это чудо красоты и славы. Христос сказал в ответ ученику: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» ( Мк.13:2 ). Пораженный этим пророчеством, ученик замолчал. По дороге проходили люди – храмовая стража и воины, они могли услышать эти опасные слова. Но когда Господь взошел на гору Елеонскую и сел там на высоком месте прямо против храма, к Нему подошли апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей и спросили: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?» ( Мк.13:4 ). Отвечая им, Иисус начал говорить о грядущей судьбе Иерусалима, храма, Иудеи и всего мира. Он сказал, что на святом месте, то есть в Иерусалиме, скоро все увидят полное опустошение и «мерзость запустения», о которых предсказал пророк Даниил (см. Дан.9:27 ). Из Иерусалима тогда начнется повальное бегство в горы, но и там беглецы не найдут себе спасения. Многие погибнут от мечей, и множество иудеев будет уведено в плен «во все народы», а развалины Иерусалима займут язычники и будут хозяйничать в Иудее и всей Палестине, «доколе не окончатся времена язычников». Эта гибель Иудеи будет следствием того, что Иерусалим «не узнал времени посещения» ( Лк.19:44 ) своего, то есть отверг Мессию.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Никодим, будучи сам фарисеем, попытался защитить Христа, но его грубо прервали: «Уж сам ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи пророк не приходит». Но наступил вечер, храм должен был запираться и тогда «разошлись все по домам». Иисус же пошел на гору Елеонскую. 28. Предсказание о гибели Иерусалима и конце мира ( Мф. 24:1–44 ; Мк. 13:1–37 ; Лк. 21:5–38 ) Гора Елеонская расположена по ту сторону потока Кедрона, на юго-восток от храма. Христос любил ходить туда с учениками Своими и часто проводил там ночи. С горы открывался обширный вид на Иерусалим и его окрестности. Вечером отсюда можно было любоваться великолепной картиной огромного и сложного по своей архитектуре, как бы пылающего в лучах заходящего солнца, храма. И когда Господь, окончив проповедь, шел на Елеон, один из учеников Его невольно обратил внимание Христа на величие, красоту и крепость храма. «Учитель, – сказал он, – посмотри какие камни и здания». Действительно, Иерусалимский храм, заново построенный после многочисленных разрушений, был одним из великолепнейших зданий всего Востока. Уступая древнему деревянному храму Соломона по обилию золотых украшений, он превосходил его по размерам, крепости каменной стройки и красоте драгоценных камней. Над сооружением этого храма трудилась вся нация в течение сорока шести лет. Не только евреи, но и иностранцы со всех концов света стекались в Иерусалим посмотреть это чудо красоты и славы. И вот Христос сказал ученику: «Видишь ли сии великие здания? Все это будет разрушено так, что не останется здесь камня на камне» ( Мк. 13:1–3 ). Пораженный этим пророчеством ученик замолчал. По дороге проходили люди – храмовая стража и воины, они могли услышать эти опасные слова. Реконструкция Иерусалимского храма (по Шустеру). В центре собственно храм – с Жертвенником, Святилищем и Святым Святых. Галереи, окружающие храм, носили название притворов. Притвор Соломонов, где чаще всего бывал Христос – на первом плане – вдоль городской стены. За святилищем видны башни римской крепости – «Антонии».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но, Господи, прости нас, недоумевающих и дерзающих мыслить, при виде Твоего дивного исхождения из царственного града на Елеонскую гору: почто не соблаговолил Ты вознестись на небо из Иерусалима, на виду распявших и неверующих в Тебя Иудеев? О, если бы первосвященники, фарисеи и книжники могли лицезреть Тебя воскресшего, идущего снова по улицам и площадям, входящего в храм, учащего народ и возносящегося в славе Своею силою на небо?! О, если бы они были допущены к осязанию рук, ног и язв Твоих? Что было бы с ними? Неужели они не поверили бы, что это идет ожидаемый ими Мессия, Которого Царство не от мира сего, Сын Божий, непризнанный ими по жестокосердию, осужденный ими по беззаконию? Может быть, эти злодеи, пораженные величием Твоего вознесения, познали бы, что Ты воистину от Бога исшел и снова к Богу отходишь? ( Ин.16:28 ). Но Ты, Господи, не явился им после Твоего дивного воскресения из мертвых. Ты знал, Сердцеведче, что никакие чудеса не могут уже смягчить ожесточенные сердца Иудеев. Если они до сих пор все, явленные Тобою, силы признали за вельзевуловы; если после того, как Ты воскресил четверодневного Лазаря, они не уверовали, но положили убить Тебя; если они и тогда, когда Ты Сам воскрес, не поверили сему чуду, но подкупили воинов сказать, будто ученики Твои украли тело Твое, то, конечно, и преславное вознесение Твое не могло уже спасти их и они приписали бы его действию князя бесовского. О, Иерусалим, Иерусалим! если бы ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих, ибо ты не познал времени посещения твоего! Не далек был путь от Иерусалима до Елеона. Елеонская гора – свидетельница скорбей и уничижения Сына Божия. Здесь Господь молился пред страданиями до кровавого пота. Отсюда Он был взять на крестную смерть, как преступник и не потому ли Христос ныне избрал ее местом Своего прославления? Дойдя до вершины горы, Господь остановился, собрал кругом Себя Апостолов и велел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, о чем они заранее слышали от Него. «Иоанн крестил водою, сказал Иисус Христос, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым». Теперь Апостолы решились спросить Господа о том, что более всего их интересовало, «Не в сие ли время, Господи, Ты восстановляешь царство Израилю»? – сказали они. О, несмысленные и косные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк.24:25 ). Они не нашли в своем сердце другого слова, даже в последнюю минуту пред разлукою с возлюбленным Сыном Божиим. – «Не ваше дело знать времена и сроки, ответил им Господь, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли!».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

О некоторых богонеугодных делах израильских царей мы упоминали: о непослушности царя Саула, о грехе пресыщенного роскошью царя Давида. В Священном писании можно видеть немало и другого богопротивного, вплоть до полного забвения некоторыми царями Завета. Но за рамки существенного для нас здесь выходить не будем. 10. О богопослушности Ахиллес – личность трагическая, отмечали многие, сложная. Скажем здесь о его учтивости и богопослушливовости. Знаменитый эпизод: Ахиллес хватается за меч, готовый обрушиться на Агамемнона, появляется дева Афина, видимая только ему, предлагает: Бурный твой гнев укротить я сошла, если будешь послушен, с неба; послала меня белорукая Гера богиня… Ахиллес делает выбор, вразумляется: Вашего с Герою слова, богиня, я слушаться должен, как бы духом гнев ни владел, ибо так оно лучше. Тем, кто послушен богам, и боги охотно внимают. (1:205+). О горестном плаче Ахиллеса, обращённом к матери-богине на Илионском побережье ( «Мать моя!»), а через неё и к Зевсу, мы поминали. Ахиллесу кажется, что Зевс лишает его, и без того обречённого смерти молодым, чести малой, заставив сносить оскорбление от гордого могуществом царя. Смирившись, Ахиллес выказывает полное послушание высшей воле. Бежав от восстания Авессалома, своего сына, Давид забирает с собой ковчег Божий, потом возвращает, решив смиренно: Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно. (2Цар15:25, 26). Давид кроток пред Богом. Скорбел душой он на Елеонской горе. Давид записывает псалмы С транным образом в истории цивилизации перекликаются топонимы Илион и Елеонская гора, происхождение которых принципиально различно Через многие столетия Иисус Христос на Елеонской горе, в Гефсимнском саду будет молиться, по человечески переживая смертельный ужас: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Мф 26:39) И в другом месте: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. (Лук 22:42).

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/18/...

По воззрениям пророчицы, действовавшей в начале периода Судей, Иегова есть Бог Израилев, а Израиль есть народ Иеговы. Господь охраняет народ Свой от бед и напастей и наказывает его врагов и притеснителей. Но Израиль, в свою очередь, не должен забывать об этом; напротив, его долг петь и славить своего могущественного Покровителя за Его благодеяния. Но, ведь, это те именно воззрения, которые, между прочим, изложены и раскрыты в песни Моисея и вообще в Пятикнижии. И значит ли это, что лучшие люди Израиля уже в начале периода Судей были знакомы с писаниями Моисея, поучались в законе Господнем, под благотворным воздействием которого и воспитывалось их религиозное чувство, слагались их религиозные воззрения? Далее, в песне Деворы говорится «когда Ты выходил, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; горы таяли от лица Господа, даже этот Сина от лица Бога Израилева» ( Суд. 5:4–5 ). При составлении этого отделения песни, пророчице предносился, подобно тому как и вначале, также хорошо знакомый ей образец – это благословение Моисея, содержащееся в 33 гл. Второзакония. Здесь мы, между прочим, читаем: «Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона» ( Втор. 33:2 ). Кроме того, в приведенном отрывке рассматриваемой песни упоминаются, в поэтических выражениях, события, происходившие при горе Синае и описанные Исх. 19 гл., где, в ст. 18-м, говорится, напр.: гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне… и вся юра сильно колебалась. Итак, песнь Деворы пророчицы, несомненно, свидетельствует о том, что в то отдаленное время, когда только еще начиналась деятельность Судей Израилевых, Пятикнижие уже существовало среди избранного народа. – Но подобного рода свидетельства имеют место и в дальнейших отделах кн. Судей, признаваемых достоверными со стороны критики, каковы, напр., отделы, повествующие о Гедеоне и Самсоне. К этим отделам мы и обратимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

При чтении и анализе нашего «малого Апокалипсиса» надо обратить внимание на то, что в противоположность популярным тогда многочисленным иудейским апокалипсисам он отказывается от точных откровений, с помощью которых можно было бы рассчитать конец света. Более того, всякая попытка рассчитать конец света далее, в конце 13-й главы категорически отвергается: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13,32 ). Вместо таких суетных расчетов акцент делается на предостережениях и увещаниях: «берегитесь», «смотрите за собою», «бодрствуйте, молитесь». Ведь речь в нашем Евангелии идет не о конце света как таковом, но речь в нём идет о последователях Иисуса, т.е. о христианах, о том, в каком состоянии они должны и могут встретить те скорби, которые неминуемо станут и их уделом тоже! Итак, Иисус «сидел на горе Елеонской против храма». Именно с Елеонской горы взгляд охватывал всю храмовую область. Елеонская гора упомянута не случайно. О ней в связи с Днем Господним говорится у пророка Захарии: «Вот наступает день Господень, ... И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; ... И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; ... И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу...» ( Зах 14,1–7 ). Кроме того, во времена написания Евангелия от Марка, всем было известно, что через несколько лет после смерти и воскресения Иисуса Христа из Египта пришел очередной лжемессия, который заявлял, что он встанет на Елеонской горе и оттуда разрушит стены Иерусалима. Вот что написано о нем в книге Иосифа Флавия " Иудейские Древности»: «В Иерусалим явился некий египтянин, выдававший себя за пророка; он уговорил простой народ отправиться вместе с ним к Елеонской горе , отстоящей от города на расстоянии пяти стадий. Тут он обещал легковерным иудеям показать, как по его мановению падут иерусалимские стены, так что, по его словам, они будто бы свободно пройдут в город. Когда Феликс узнал об этом, он приказал войскам вооружиться; затем он во главе большого конного и пешего отряда выступил из Иерусалима и нагрянул на приверженцев египтянина. При этом он умертвил четыреста человек, а двести захватил живьем. Между тем египтянину удалось бежать из битвы и исчезнуть» (Древн 20,8,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Прияв же (сей) малый (дар) нашей любви, и тщание, с которым мы вас увещаем к большему (совершенству) настоящим писанием, (и) одобряя (его), воздайте мне за это любовью, как братия и возлюбленные в Господе чада, постоянной молитвой, приобретая мне от Бога восприятие во всем, ибо Его слава и честь и держава во веки веков. Аминь. 3. Когда Святая Богородица должна была отложить тело, пришел к Ней великий Ангел 7 , и сказал: «Мария, востав, возьми эту ветвь, которую дал Тот, Кто насадил Рай , и дай ее Апостолам, чтобы, держа ее, они воспели хвалу пред Тобою, потому что по прошествии трех дней Ты отложишь тело. Ибо вот я пошлю всех Апостолов к Тебе, и они Тебя погребут, и узрят славу Твою, прежде чем Ты унесена будешь в Твое место». И ответила Мария Ангелу, говоря: «Почему ты принес только одну ветвь, а не принес ветви для каждого, чтобы не случилось, что если она будет дана одному, то прочие возропщут? И что ты желаешь, чтобы Я сделала или как твое имя, чтобы, если спросят, Я бы сказала им?» И сказал Ей Ангел: «Зачем Ты спрашиваешь о моем имени? Ибо дивно его услышать. И не сомневайся о ветви, ибо благодаря ей, многие исцелятся, и будет (она) свидетельством всем в Иерусалиме. Верующему – открывается, а для неверующего – сокрывается. Итак, ступай на гору». Тогда Мария пошла и взошла на гору Елеонскую, в то время как лик Ея просветился ангельским светом, (и) Она имела ветвь в руке. И когда Она взошла на гору, то возрадовалась вся (гора) с деревьями, находящимися на ней, так что деревья наклоняли головы и покланялись. И когда увидела это Мария, то смутилась, полагая, что (здесь) Иисус, и сказала: «Может быть, это Ты, Господь, потому что таковая великая сила происходит чрез Тебя, чтобы самые деревья поклонялись Тебе? Ибо Я утверждаю, что никто не имеет такую силу творить, как только Господь Славы, Который Сам предстоит Мне». Тогда сказал Ей Ангел: «Никто не может творить знамений, как только от рук Его. Ибо Он дает силу всему существующему. Я же есмь тот, кто душы (людей) смиривших себя пред Богом, принимает и переносит в место праведных в тот день, в который они исходят из тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Пророчество о прободении Спасителя, по свидетельству святого евангелиста Иоанна, исполнилось, когда воины, посланные Пилатом, увидев Христа уже умершим на кресте, не перебили у Него голеней, «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра… да сбудется Писание… воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин 19:31–37 ). Также понимали и объясняли это пророчество свт. Кирилл Александрийский , блаж. Иероним Стридонский , блж. Феодорит Кирский и многие экзегеты нового времени. Выражения Зах 12:10 на Него… и будут рыдать о Нем» говорят об искреннем обращении к Распятому и Пронзённому с плачем раскаяния. Исполнение этой части пророчества, по свидетельству книги Деяний, началось в день Пятидесятницы крещением трёх тысяч иудеев, уверовавших во Христа ( Деян 2 гл.), а окончится, согласно контексту пророчества и посланию святого апостола Павла к Римлянам ( Рим 11:25–26 ), в конце времён, когда в Церковь Христову «пока войдет полное число язычников», тогда и «весь Израиль спасется». Повествование о плаче раскаяния продолжается до конца главы ( Зах 12:11–14 ). О поражении Пастыря и рассеянии овец ( Зах 13:7 ). В Зах 13:7 о мече, поднимающемся на Пастыря, и рассеянии овец при поражении Пастыря: «порази пастыря, и рассеются овцы». Мессианский смысл стиха засвидетельствован в Евангелии. Господь Иисус Христос слова пророчества о поражении пастыря отнёс к Себе, а о рассеянии овец к апостолам, предрекая им о том, что когда Он будет взят на страдания, они соблазнятся о Нём и оставят Его ( Мф 26:31, 56 ; Мк 14:27 ). Также объясняют это пророчество отцы и учители Церкви, понимая под рассеянием овец факт рассеяния апостолов в ночь, когда Христос был взят на распятие (свт. Кирилл Александрийский , блж. Иероним Стридонский , блж. Феодорит Кирский ). Меч, поднимающийся на Божественного Пастыря, – это иудейский синедрион, так как меч – здесь символ власти. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Своё величие и могущество в наказании злых и спасении избранных и будет Богом всей земли, а святой город – местом паломничества. Церковные толкователи некоторые пророческие места этой главы относят к событиям первого пришествия Христова. Выражение Зах 14:4 станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» – объясняют как пророчество о вознесении Господнем, местом которого, согласно книге Деяний (1:12) была гора Елеонская (поэтому этот стих вместе с первым стихом главы составляет начало 3-й паремии на Вознесение Господне).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Пятое воскресенье посвящено самарянке ( Ин.4:4–42 ), которой Христос говорил о религии «духа и истины», не ограниченной пределами какого-либо одного места или народа. Служба шестого воскресенья – «о слепом» ( Ин.9:1–38 ) – сравнивает исцеление слепорождённого с духовным прозрением человека. В седьмое – «святых Отец» – прославляются святители, утвердившие учение Церкви на семи Вселенских Соборах. Вознесение Вознесение празднуется в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Пасхи (согласно указанию Деян.1:4 ). Что такое Вознесение? В чем смысл его? После пасхальных событий ученики ещё не вполне ощутили всё их значение. Им было достаточно знать, что Господь жив, что Он воскрес. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, и там Он не раз являлся им: то на горе, то на берегу озера. Светлый мир сошёл в их души, о будущем они едва ли задумывались. Да и как могла этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для покорения мира Христу? Когда Иисус жил среди них, они во всём полагались на Него. Теперь Он снова с ними. После испытаний настало время покоя. Они не знали, что земной путь Мессии уже завершён, что отныне им самим нужно пролагать дорогу Благой Вести. Но вот Он является перед ними на одном из галилейских холмов. Все падают на колени, и в тишине звучит Его голос: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». А потом – снова Иерусалим. Елеонская гора, где Иисус прежде любил бывать с учениками. Оттуда виден святой град, а за ним – необозримые просторы мира, который ждёт апостолов. Господь поднял руки и благословил их. Сияющее облако Славы скрыло Его. Но ученики не ощутили себя одинокими и покинутыми. Отныне Спаситель будет с ними всегда. Прославленный и преображённый, Он принимает в Свои объятия всю землю, весь мир... Вознесение Господне Тропарь Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим благославением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Пятидесятница (День Святой Троицы)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Следовательно, многие, занимавшиеся чародейством по книгам, сложили и сожгли их. Так и нужно поступать. Вот основные, так сказать, здесь примеры. Но о том, что будет к концу когда вот это обольщение ложными чудесами, интерес ко всем этим эзотерическим, оккультным наукам будет просто поголовным, вот об этом предупреждает нас Господь. Давайте сначала посмотрим Евангелие от Матфея. Вот малый Апокалипсис есть в 24-й главе. Здесь две больших темы. Тема предстоящего разрушения Иерусалима в 70-м году нашей эры и тема конца А эта тема, последняя, была вызвана тем, что Апостолы показали, обратили внимание Христа на храм и на весь храмовый комплекс: И, выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? – всю эту красоту, всё это неповторимое величие. Действительно, уж римлян, этих всесветных завоевателей, было трудно удивить постройками какими-то. Они сами строили прекрасные храмы, акведуки, дороги, крепости, а и они изумились, когда увидели Иерусалимский храм. И вдруг Иисус сказал им: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. С разрушением храма у иудеев ассоциировался конец Если храм будет разрушен, значит, конец. Поэтому, вот, они сидели на горе Елеонской – а с Елеонской горы прекрасная панорама открывается городская: туда поднимались отдыхать и любоваться этой панорамой города жители, «субботы имущие путь» , рядом с Иерусалимом Елеонская гора. Так вот, они задают Ему вопрос: скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины И вот на этот вопрос Господь отвечает, и, в частности, Он говорит, какое будет обольщение и какая скорбь. 23-й стих: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания [внимание], как бы нами посланного [вот, циркулировало какое-то подложное послание от имени Павла. Уже тогда кто-то использовал его авторитет, чтобы протолкнуть свои эти хилиастические идеи, учение о кончине будто уже наступает день Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010