Святые ворота. Надвратная церковь св. Иоанна Лествичника. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Святые ворота. Надвратная церковь св. Иоанна Лествичника. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Одновременно с Иоанновской ц. рядом с Успенским храмом при поддержке Василия III была построена ц. во имя арх. Гавриила с приделом святых Константина и Елены - небесной покровительницы вел. кнг. Елены Глинской. Возможно, храмы возведены одним зодчим, Григорием Борисовым (подробнее см.: Подъяпольский. 2006. С. 132-134, 138, 180-181). Все 4 престола церквей прор. Иоанна Предтечи и арх. Гавриила были освящены в дек. 1534 г. Пермским и Вологодским еп. Алексием, сведения о чем вошли в монастырский синодик (РНБ. Кир.-Бел. 752/1009. Л. 11). Год возведения ц. арх. Гавриила упомянут на резном кресте 1638 г. (КБМЗ), созданном по случаю освящения храма после его поновления ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 247). Высокая кубическая церковь с 3-частным делением фасадов лопатками и с 3 низкими полукруглыми апсидами, с арочными окнами без обрамлений и с кирпичными перспективными порталами (сохр. северный) внешне выглядит традиционно. Аркатура на апсидах близка к декору ряда московских церквей нач. XVI в. Однако в декоре отразилось влияние ордерной архитектуры итал. Ренессанса, как и в оформлении ц. прп. Иоанна Лествичника: пара 4-гранных вост. столбов, почти слившихся с межапсидными стенками, профилированные импосты под пятами арок, коробовые своды с крестовым перекрытием над зап. частью среднего нефа, зальный принцип построения внутреннего пространства, на фасадах - лопатки с базами и раскреповками в завершении, широкий 3-частный антаблемент над ними, профилированный цоколь. Оригинальное завершение здания было обусловлено назначением церкви - «иже под колоколы» (Там же. С. 101); ярус звона с 3 арками на каждом фасаде был огражден стенкой, окружающей четверик, и декорирован 2 ярусами килевидных кокошников. Завершали строение 2 главы - над церковью и приделом. Появление рядом с собором 2-го каменного здания (звонницы), близкого к нему по размерам, также сближало К. Б. м. и Троице-Сергиев монастырь, где подобным образом соотнесены Троицкий собор и Духовская ц. Последняя вместе с Гаврииловской представляет собой одну из 2 известных 4-столпных церквей, завершенных звонницей ( Подъяпольский. 1989. С. 314). Аналогом ц. арх. Гавриила является ц. в честь Благовещения в Ферапонтовом мон-ре, сооруженная, возможно, также Григорием Борисовым.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Видимо, планировочная структура монастырского комплекса с его уникальным сочетанием монашеской обители и дворцовой резиденции соответствовала наиболее распространенному в рус. монастырском строительстве типу обители с центральным расположением собора. Со всех сторон собор окружали постройки, в некоторых из них размещались кельи настоятеля и братии. Некрополь XIV в. Мон-рь также являлся некрополем, и не только вел. княгинь. Это был 2-й по времени устроения (после Успенского собора) известный по летописям московский некрополь. В обители покоились останки кнг. Елены (в монашестве Соломонида; † 1331), супруги кн. Иоанна Калиты; кнг. Анастасии († 1345), супруги вел. кн. Симеона Гордого; кнг. Александры (в иночестве Мария; † 1364), супруги вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного, матери св. кн. Димитрия Донского; кнг. Марии (в монашестве Фотиния; † 1399), 3-й жены кн. Симеона Иоанновича (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46, 56, 78; Т. 25. С. 228), останки к-рой в 1472 г. были обретены нетленными и по приказу вел. кн. Иоанна III Васильевича облачены в новые ризы ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232). Это было последнее документально подтвержденное погребение в храме ( Панова. 2002. С. 9, 13). Также в обители в 1393 г. был похоронен сын Димитрия Донского вел. кн. Иоанн Димитриевич (в иночестве Иоасаф) - «в притворе, идее же гроб бабы его, княгине великие Александры Ивановны» ( Присёлков. 2002. С. 442-443). Во время ремонта храмового притвора (1836) были обнаружены 2 захоронения в каменных гробах характерной для XIV в. формы (широких в верхней части и сужающихся в нижней). В одном сохранилось погребение женщины в шелковом платье, в другом - мужчины в иноческих одеждах, их останки специалисты идентифицируют с вел. кнг. Александрой, матерью вел. кн. Димитрия Донского, и ее внуком кн. Иоанном Димитриевичем (в схиме Иоасаф; † 1393) ( Беляев. 1994. С. 262. Примеч. 232, 233). Но Т. Д. Панова считает, что оба погребения были женскими ( Панова. 2003. С. 93 и др.). В 1387 г. «в монастыри у святого Спаса в церкви» был погребен кн. Феодор Фоминский (в монашестве Симеон) ( Присёлков. 2002. С. 431). В Рогожском летописце и Симеоновской летописи его имя ошибочно читается как Федор Симоновский. Впрочем, в этих источниках могла идти речь и о др. Спасском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Вышел в свет июньский номер журнала " Вода живая " мая 2015 Поскольку 1 июня весь мир празднует День защиты детей , раздел " Подробно " посвящен воскресным школам. В материале Елены Миловидовой " Как выбрать воскресную школу " речь идет о готовящейся с 2013 года реформе воскресных школ. Автор беседует с сотрудниками  отдела религиозного образования и катехизации , с педагогами - авторами оригинальных методик. О воскресной школе при  Спасо-Парголовском храме  - материал Ольги Надпорожской " Школа как семья " , о воскресной школе пока не построенного  храма Святой Троицы в Киришах  (под храм приспособлено помещение магазина) - материал Тимура Сунайта " Обучение без диктатуры " . В завершение раздела - краткий путеводитель по учебным пособиям и информация об общероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры " Русь святая, храни веру православную " . Раздел " Образы и смыслы " посвящен 25-летию прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Открывает его очерк Тимура Щукина " Имя и дела " , посвященный святому. Любимое детище отца Иоанна -  Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке ; Ольга Надпорожская беседует с настоятельницей монастыря игуменией Людмилой (Волошиной). Матушка рассказывает о детстве, о жизни в монастыре со времени его восстановления (она была одной из насельниц Пюхтицкого монастыря, перешедших в 1992 году по благословению Патриарха Алексия II в возрождающийся Иоанновский монастырь), о своей старшей сестре, ныне покойной игумении Серафиме, первой настоятельнице обители. Материал Андрея Гориченского " В поисках святого " - о фильме Надежды Большаковой про храмы, монастыри, часовни, приюты, богадельни, посвященные памяти кронштадтского пастыря, в разных городах России и за рубежом. Завершает раздел программа торжеств " Благодарная Россия - великому пастырю " , которые пройдут в Санкт-Петербурге, Кронштадте и Суре, и заметка о новой книге о праведном Иоанне " Пастырь Истины " . Раздел " Люди в Церкви " открывает материал Евгения Перевалова " Один день с митрополитом " : наш корреспондент сопровождал митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в течение целого дня.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

П.В. Долгоруков Тучковы Предок их Борис Михаилович Морозов, потомок Михайла Прушанина в седьмом колене, (см. во второй части Российской родословной книги статью о князьях и графах Салтыковых), имел четырёх сыновей: 1) Василия, по прозвищу тучко (см. далее); 2) Ивана, по прозвищу тучко; 3) Семёна, по прозвищу брюхо († 1507) бывшего постельничим при великих князьях Иоанне Великом и Василие Иоанновиче; он женат был на дочери Ивана Ивановича Всеволожа; сын его Иван Семёнович Брюхов-Морозов († 1539) находился окольничими в правление великой княгини Елены Васильевны (управлявшей государством за малолетством сына своего Uoahha IV ), а внук Иван Иванович Брюхов-Морозов умер бездетным; и 4) Фёдора, по прозвищу брюхо, умершего бездетным. Иван Борисович Тучко-Морозов (см. выше) имел сына Василия Ивановича Тучкова, умершего бездетным, и дочь Ирину Ивановну, супругу боярина Юрия Захарьевича (она была прабабкою патриарха Филарета Никитича). Василий Борисович Тучков-Морозов (см. выше) находился боярином при Иоанне Великом († 1481); сын его Михайло Васильевич Тучков († 1534) был боярином при великом князе Василие Иоанновиче; имел четырёх сыновей: 1) Ивана, 2) Василия, 3) Михаила († 1567) бывшего окольничим при Царе Иоанне IV, и 4) Степана. Сей последний оставил также четырёх сыновей: Михаила, Ивана, Ермолая и Давыда. Двое Тучковых владели населёнными имениями в 1699 году. Праправнук Ермолая Степановича, Алексей Васильевич служил, при Екатерине Великой, инженер-генерал-поручиком, а при Императоре Павле был тайным советником и сенатором, потом действительным тайным советником и кавалером Святого Александра Невского; оставил пять сыновей, которые все пятеро с величайшим отличием служили на военном поприще: 1) Николай Алексеевич (рождение 1761 † в сентября 1812), генерал- лейтенант, Святого Александра Невского кавалер и командир 3-го пехотного корпуса, смертельно ранен был под Бородиным; 2) Алексей Алексеевич, генерал-майор (рождение 1766 † 1853), оставил двух сыновей: а) Алексея Алексеевича и б) Павла Алексеевича, ныне генерал-лейтенанта и кавалера Святого Александра Невского; 3) Сергий Алексеевич (рождение 1 октября 1767 † 3 февраля 1839), служил генерал-лейтенантом; 4) Павел Алексеевич (рождение 1776), служил генерал-майором в отечественную войну; потом был тайным советником и сенатором; ныне действительный тайный советник, государственного совета член, председатель коммиссии прошений и кавалер всех российских орденов; женат на Александре Петровне Неклюдовой; имеет сына Александра Павловича и трёх дочерей: Елену Павловну, за действительным статским советником Иваном Андреевичем Михайловым; Марию Павловну и Александру Павловну; 5) Александр Алексеевич (рождение 1777 † 26 августа 1812), генерал-майор, убит под Бородиным; от брака с Маргаритою Михайловною Ласунскою, рождённою Нарышкиною, имел одного сына, Николая Александровича (рождение 1811 † 1826).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Т. 1. С. 135 и сл.). Сделанное во время этих споров представителем Холмского епископа заявление, что король не имеет права отбирать земли у «Русской» Церкви и передавать их «Римской» (Акты Виленской археографической комиссии. Т. 19. 132. С. 92), ясно показывает, что, несмотря на подтверждение грамоты Владислава III, духовенство Холмской епархии не считало себя частью «Римской» Церкви. Не считало его таковой и польское правительство. Разумеется, иной характер носил интерес к привилею Владислава III одного из инициаторов Брестской унии — Луцкого еп. Кирилла Терлецкого, который в 1594 г. внес копию документа в луцкие гродские книги (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. 105. С. 440). Для него документ, конечно, должен был служить дополнительным подтверждением обоснованности тех условий, которые Западнорусские епископы выдвигали при заключении унии с Римом. После слов «в монастыри» в привилее идет: «и в отумерщины». «Отумерщинами» называлось имущество покойных священников, которое поступало в пользу воевод или старост. Теперь великий князь отказывался от притязаний на это имущество. Привилей Туровскому еп. Вассиану датируется 27 июня 1506 г. (Ярушевич А. Ревнитель православия князь Константин Иванович Острожский и православная Литовская Русь в его время. Смоленск, 1896. С. 88). Точка зрения митр. Макария о том, что мятеж Глинских вовсе не был вызван религиозными притеснениями, получила в настоящее время подтверждение в специальной работе, написанной с привлечением разнообразных источников (Кром М. М. Православные князья в великом княжестве Литовском в начале XVI в. (К вопросу о социальной базе восстания Глинских)//Отечественная история. 1992. 4 (здесь же сведения о предшествующих работах по этому вопросу). Как выяснилось позднее, обвинения (вплоть до подозрений, что Елена Иоанновна была отравлена), выдвигавшиеся русской стороной, не были ложными и нашли подтверждение в хронике ордена бернардинов, написанной Я. Коморовским, который принимал участие в этих событиях. Паны радные не позволили королеве ехать в Браслав и опечатали ее казну, так как распространились слухи о ее намерении уехать с этой казной в Россию. Митр. Макарий безусловно прав в том, что имевшие место столкновения происходили не на религиозной почве. На это указывает хотя бы тот факт, что казна Елены Иоанновны хранилась у виленских бернардинов. Перевод текстов из хроники Я. Коморовского см.: Церетели. Елена Иоанновна. С. 339 и сл.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Случалось, что, находясь в плену, последователи ислама добровольно выражали желание принять крещение. Так поступил казанский царевич Кайдакул. Он взят был в плен в 1487 г. вместе с братом своим царем казанским Алегамом, матерью и другими ближайшими родственниками и сначала сослан был в Каргополь на жительство, а потом перемещен в Ростов, в архиерейский дом. Проведши в России осьмнадцать лет, этот царевич имел возможность хорошо ознакомиться с истинами христианской веры и, решившись принять ее, обратился к митрополиту Симону, чтобы тот испросил ему у государя Василия Иоанновича разрешение креститься. Когда государь повелел ему явиться в Москву, он повторил свою просьбу лично пред государем со слезами на глазах. И потому 21 декабря 1505 г. был крещен в Москве-реке в присутствии самого Василия Иоанновича и его двора, получив при крещении новое имя Петра . После крещения он дал присягу и письменное удостоверение за поручительством митрополита, что пребудет непоколебимым в православной вере и неизменно верным русскому государю до конца своей жизни. А чрез месяц удостоился чести сделаться зятем государя, женившись на сестре его Евдокии. И действительно, свято исполнил данный обет верности православию и русскому престолу († 1523) . Подобный случай обращения к христианству, хотя, как можно догадываться, не столько добровольный, был в правление Елены, матери Иоанна IV. Правительство наше почему-то прогневалось (в 1535 г.) на казанских пленников, живших в Новгороде и других городах с своими семействами, и приказало всех мужчин заключить в темницы. В Новгороде их оказалось более 80 человек, а в Пскове 70, и все они вскоре погибли в заключении. Остался жив только один из них, по имени Асак, который заявил желание принять святую веру со всем своим семейством, и действительно принял, и назван Михаилом. Вслед за тем жены погибших татар начали приходить к архиепископу Макарию и просить у него крещения. Макарий с соизволения государя велел раздать их священникам, чтобы предварительно наставили их в истинах веры и потом крестили.

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

Подле Великой Княгини Марии, супруги Василия Васильевича Тёмного. 4 1485 года, Июля 24 В. Княгиня Мария, в инокинях Марфа, урождённая Княжна Донская, супруга Василия Васильевича Тёмного В углу церковном 1503 года, Апреля 7 В. Княгиня Софья Фомична, урождённая Княжна Палеологова, супруга В. Князя Ивана Васильевича Подле В. Княгини Марии Борисовны. 3 1538 года, Апреля3 В. Княгиня Елена Васильевна, урождённая Княжна Глинская, супруга В. К. Василия Ивановича Подле Софии Фомичны. 5 1550 года Княжна Мария Ивановна, дочь Царя Ивана Васильевича Подле Царицы Ирины Михайловны. 24 1563 года, Августа 7 Царица Анастасия Романовна, первая супруга Царя Ивана Васильевича Подле В. К. Елены Васильевны. 6 1570 года, Сент. 1; по другим в 1568 году Царица Мария Темрюковна или Феодоровна, урождённая Княжна Черкасская, вторая Супруга Царя Ивана Васильевича. См. Зерцало Российских Государей стр. 390 и Путеводитель к древностям Московским, т. I, стр. 243 Подле Царицы Анастасии Романовны. 8 Царевна Феодосия Феодоровна, дочь Царя Феодора Иоанновича Подле Царевны Марии Иоанновны. 7 1605 года Ноября 14 Царица Марфа Васильевна, урождённая Собакина, третья супруга Царя Иоанна Васильевича Подле Царицы Марии Темрюковой. 9 1608 года, Июля 20 Царица. Мария Феодоровна, урождённая Нагих, супруга Царя Иоанна Васильевича Грозного Около 1610 года Царевна Анна Васильевна, дочь Царя Василия Ивановича Подле Царевны Пелагеи Михайловны. 16 1622 года, Января 6 Царица Мария Владимировна, урождённая Княжна Долгоруких, первая супруга Царя Михаила Феодоровича За левым столбом подле западных дверей на левой стороне на первом месте 1626 года в Июле Царица Мария Петровна, в инокинях Елена, урождённая Княжна Буйносова Ростовская, супруга Василия Иоанновича Шуйского Подле Царицы Натальи Кирилловны. 30 1629 года, Января 25 Царевна Пелагия Михайловна, дочь Царя Михаила Феодоровича Подле Царевны Марфы Михайловны 17 1632 года, Сентября 2 Царевна Марфа Михайловна, дочь того же Царя Михаила Феодоровича Подле Царевны Софьи Михайловны. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См. Кутеенский Богоявленский. Богоявленский Могилёвский Братский монастырь См. Братский Могилёвский Богоявленский. Богоявленский монастырь Московской Епархии 2 класса мужской. Находится в столичном городе Москве, в Китае за ветошным рядом или что за торгом. Богоявленским именуется по главной церкви. Строением начат в княжение Великого Князя Даниила Александровича Московского в 1296 году, а окончен при его сыне, Великом Князе Иоанне Даниловиче Калите, около 1304 года. Строения в нём находятся ныне следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня двухэтажная; в нижнем этаже – храм во имя Казанской Богоматери, построенный, по запискам Г. Татищева, в 1624, а по известиям сего монастыря, в 1696 году при Государях Царях, Иоанне Алексеевич е и Петре Алексеевиче, благословением Святейшего Патриарха Адриана в четыре года и освящена тем Патриархом Января 20 того же года, что явствует из находящейся на иконостасе в церкви надписи. При означенной нижней церкви во имя Казанской Богоматери три придела: а) св. Алексия Митрополита, освящённый в 1697 году, Июня 7; б) св. великомученика Георгия, построенный коштом Княгини Елены Алексеевны Долгоруковой в 1747 году; в) св. Апостола Иакова Алфеева, построенный иждивением Княжны Марии Александровны Долгоруковой, и освящённый в 1754 году; и 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. Иоанна Предтечи на воротах; 3) КОЛОКОЛЬНЯ и под нею ХРАМ во имя св. мучеников Бориса и Глеба, построенный монастырским коштом в 1739 году, и в 1742 освящённый. Между достопамятными происшествиями, случившимися в монастыре сем, почитаются: 1) Пострижение в иноческий сан святого Алексия, Митрополита всероссийского, на 20 году возраста его, в этой обители через Настоятеля оной Игумена Стефана, брата преподобного Сергия совершившееся; при чём он из Елевферия переименован в Алексия. 2) Игумен сей Стефан был духовником Великих Князей, Семёна Иоанновича и Иоанна Иоанновича и прочих вельмож. 3) В сем монастыре погребены многие знатные фамилии Российских Бояр до 1772 года, в числе том и Светлейший Князь Михайло Михайлович Голицын Генерал Адмирал 48 , также и св. Алексия Митрополита родитель из славных бояр Черниговских именем Феодор погребены в нижней Казанской церкви сего монастыря. До учреждения Духовных Штатов в 1764 году, было за ним 2.014 душ крестьян, а с того времени состоит во 2 классе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Главнейшею наградою для обители за понесенное бедствие было последовавшее за ним вскоре обретение честных многоцелебных мощей угодника Божия и пр. Евфимия. После сего целое столетие для нее было периодом спокойствия и процветания. Два самодержавные монарха российские Василий Иоаннович и Иоанн Грозный, имевшие обычай не только государственные торжества, но и семейные радости ознаменовывать щедрыми пожертвованиями в церкви и монастыри, не лишали своих благодеяний и Спасский монастырь. Таковые вклады рассылались Василием по разрешении Елены младенцем Иоанном и от сего последнего при рождении от Анастасии первенца Димитрия (скоро после рождения умершего). Иоанн Васильевич Грозный даже сам лично посещал Суздаль для поклонения святыне. Вообще Суздаль привлекал к себе благочестивые приношения от двора с того времени, как несчастная Соломония сослана была за безчадие на горькое заточение в один из монастырей его. Ей сочувствовали подданные, но естественно всех более родственники и наконец сам Василий Иоаннович, если верить преданию, что провидение наказало его за небывалое дотоле на Руси расторжение брака поздним раскаянием в горестной ошибке. Как бы то ни было, но драгоценный покров, присланный к праху умершей государыни – узницы в Покровский монастырь, множество священных вещей, осыпанных крупным жемчугом и дорогими каменьями, и потом опочивание вблизи мощей ее близких ей по плоти много подтверждают предание. Приводим эту мысль, чтобы усилить убеждение в том, что Евфимиева обитель, которой обязан началом своим Покровский монастырь, не могла остаться забытою от всех знаменитых почитателей памяти усопшей невинной Соломонии (в монашестве Софии). Быть может, богатство и почти всегда неизбежное с ним самозабвение навлекли Божий гнев, или Промыслу угодно было горнилом испытания возвысить чистоту и блеск избранных сосудов, – о том смертный рассуждать не смеет. Известно только, что Спасо – Евфимиев монастырь еще раз подвергся бедствию и притом тягчайшему. В первых годах XVII столетия темный человек, бродивший из одного монастыря в другой, как бы для выведывания о их богатствах, нужных для его обширных замыслов, известный под именем Григория (Юрий Отрепьев), принят был архимандритом Левкием в Спасо – Евфимиевскую обитель и прожил в ней целый год.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

(XV в.?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Ржевская. Первые упоминания о святой, к-рую возможно идентифицировать с П., содержат рус. летописи XVI в. В 1531(7039) г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Москву из Ржева были привезены 2 чудотворные иконы - «преподобнаа Парасковгиа и святаа велико Христова мученица Парасковгиа, нареченнаа Пятница, ветхости ради, иже многыми леты обветшавши». Эти иконы были поновлены и стали образцами для московских списков, выполненных по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича для новой церкви, построенной в Москве близ Покровского храма «на Новом». 27 нояб. 1531 г. в присутствии государя, вел. кнг. Елены Глинской и их сына Иоанна Васильевича (впосл. царь Иоанн IV Васильевич Грозный) состоялось торжественное освящение храма во имя 2 святых: прп. Параскевы и вмц. Параскевы (Пятницы). «И оттоле устави великий государь по вся лета ходити съ кресты къ храму ихъ ноября 27 и праздновати честно» (ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 277-278). События, связанные с появлением икон в Москве, запечатлены в цикле миниатюр «О поновлении икон, принесеных изо Ржевы» в Шумиловском томе Лицевого летописного свода, созданного в 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 913-915; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 19: 1528-1541 гг. С. 79-83). В рукописи помещены композиции: встреча вел. князем 2 икон; работа в мастерской над изготовлением списков и возведение церкви во имя святых; отправление икон вел. князем из Москвы и молитва в храме перед их копиями; поставление новых икон в церкви и перенесение древних святынь во Ржев; освящение новой церкви 27 нояб. в присутствии вел. князя и его семьи (крестный ход). На всех миниатюрах изображены 2 относительно крупные поясные прямоличные иконы с надписанием «пя[т]ница» на охристом фоне с более темными полями; святые показаны в одинаковых позах - с правой рукой возле груди (как бы сжимают крест), левая скрыта под красным или красно-коричневым мафорием (оттенки одеяний святых немного различаются в некоторых миниатюрах цикла).

http://pravenc.ru/text/2578994.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010