Что скажем мы, желающие жить такой " верой, когда нам нет смысла заниматься великими историческими событиями " , им, которые не ограничившись одной молитвой, но и самый живот свой усилившихся положить ради этих " кухонных " историй и политик? Что скажем мы им многим, своим жертвенным трудом выдворявших орды вражеские из пределов нашей Родины? Что скажем мы тем священникам, которые в 1812 организовывали партизанские отряды (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/63489.htm )? Разве не видим мы, что творится сегодня в пределах нашего Отечества? Где же молитва, достигающая Неба? Где дела веры нашей? Серафима 8 сентября 2013, 23:53 С праздником, дорогая обитель! Какая красота! Какое своевременное слово: " на своем месте делать свое дело! " - начало начал, которое почему-то я все время забываю. Атанас 8 сентября 2013, 22:50 тогда политику приберут неверующие, и продадут все Николай 8 сентября 2013, 21:50 Совершенно верно сказано. Попробуйте заработать на хлеб насущный, исполнить молитвенные правила и посетить все Богослужения. Вы сразу поймете, что вставать нужно раньше и ложиться спать позже. Вам будет не до занятий политикой. Если же Вы политик по профессии, то я Вам могу только посочувствовать и посоветовать молиться еще более усердней, чтобы остаться верующим человеком. Если же Вы будете искренно и усердно молиться, то в политике наверняка не останетесь. Верующий должен стараться всегда пребывать в молитве, это определенный уровень духовного развития, которого нужно стремиться достигнуть. Елена 8 сентября 2013, 21:08 Всякая власть от Бога. Сергей 8 сентября 2013, 20:44 Господь сказал: «Воздатите кесарева кесареви и божия богови»,что еще яснее ? И молится надо и участвовать в жизни страны надо. Вся история христианства этому подтверждение. Документы свидетельствуют о том как Российские высшие власти лелеяли и укрепляли православие в лице монастырей и церквей . А давайте вспомним равноапостольного Константина и его мать Елену, это ли не ярчайший пример симфонии государства и религии ?

http://pravoslavie.ru/63933.html

Листья этого Дуба (теревинфа) не похожи на наши: они мельче, продолговаты, с закруглениями на концах, имеющих острие, и по краям листа зубчики. Желуди с него похожи на наши, хотя и меньших размеров и с несколько отличною от наших своею шапочкою или колпачком. Как бы в утешение тем, кто сокрушается о засыхании нынешнего священного Дуба, под защитою той же железной решетки, растут отпрыски его, и один из них, почему-то именуемый паломниками «дубком Сарры», уже довольно значительной высоты. Вся решетка, окружающая священный Дуб, включая и этот последний, покрыта двускатною крышею, с тою целью, чтобы предохранить совершителей богослужений под этим Дубом от непогоды и ветра. Прилегающая местность к священному Дубу представляет зеленую лужайку, засаженную множеством смоковничных, масличных и других ветвистых деревьев, под которыми любят проводить время евреи и хевронские мусульмане, чтущие Мамврийскую Дубраву наравне с православными. Дуб Мамврийский, как достопоклоняемое место, получает в истории христианской церкви важное значение с древнейшего времени. Св. равноапостольная Елена, мать царя Константина Великого , своим усердием воздвигла храм наравне с другими святыми местами Палестины, между прочим, и при Дубе Мамврийском 34 . Христианским храмом данное место отмечает на своей карте и мадебский мозаичист VI века, называя св. Дуб теми именами, какие ему усвояются до настоящего времени: χα τερεβνϑος и МАМРИ 35 . Нужно думать, что политические перевороты, быстро сменявшиеся один за другим в Св. Земле и тяжело отзывавшиеся на достопоклоняемых местах христиан не миновали и храм у Дуба Мамврийского, и он разделил печальную участь с остальными святыми местами Палестины. Наш паломник XII в. игумен Даниил, определяя местоположение Мамврийского Дуба, совершенно согласно с его настоящим местонахождением близ Хеврона, ни слова не говорит о храме при нем и лишь намекает на остатки здесь когда-то бывшего великолепного храма. «Есть же дубот святый, пишет он, у пути на близу, тамо идучи на правой руце, и стоит красен на горе высоце; и есть около корения его доле от Бога помощено мрамором белым, якоже помост церковный, помощено есть около дуба того всего добраго; и есть посреде помоста того выросл дубот святый ис камени того дивен есть... И есть дубот не вельми высок, кроковат вельми и част ветми, и мног плод на нем есть; ветьви же его близ земли приклонилися суть, яко мужь может, на земли стоя, досячи ветви его; втолще же есть двою сажень моих около его, а голомя взвыше до ветвей его полуторы сажени. Дивно же и чюдно есть толь много лет стоящу древу тому, на толь высоце горе, ни вредися, ни испорохнети, но стоит утвержен от Бога, яко то перво насажен... Ту и воду показа Святаа Троица Авраамови, и есть кладязет и доднесь под горою тою у пути близь. И та земля вся около дуба того зовется Мамбрия; да потому зовется дубот Мамбриский. А от дуба того до Хеврона есть две верьсте» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Глава Вторая. Союз Вселенской Церкви с Римской Империей (От Миланского эдикта (313) до падения Константинополя (1453) Константин Великий (288–337) Константин Великий родился в 288 году. Его отец Констанций Хлор († 306) был верховным правителем Галлии, Британии и Испании, и носил титул Цезаря. Его мать Елена происходила из простой среды и от нее Константин наследовал свою физическую силу, простоту своего обращения с людьми и глубокую набожность. Свою молодость Константин провел при императорском дворе. Там он изучил военное искусство :и ознакомился с системой государственного управления, но там же он присутствовал при пытках и казнях христиан и испытал на себе интриги и вражду вождей Империи. Среди ненависти, страха и жестокости, господствовавших среди правителей государства, он выделялся чистотой своей жизни и непричастностью к тем заговорам, которые постоянно возникали вокруг престола. Только чудом он спасся от смерти, бежав от своих убийц к отцу в Галлию, и там в 306-ом году был провозглашен верными солдатами Констанция Хлора «Августом», т. е. одним из младших соправителей Империи. Так началась блестящая карьера молодого Константина, одного из гениальнейших монархов мировой истории. Он умел совмещать в себе качества первоклассного полководца, не потерпевшего ни одного военного поражения за все свое долгое и бурное царствование, со способностью быть справедливым и мудрым правителем величайшей империи. Кроме того он был человеком высокой духовной одаренности, сохранившим до конца жизни чуткую совесть и непогасившим в себе милосердие и сострадание к ближнему. Но не эти выдающиеся черты сделали Константина Великого Святым и Равноапостольным мужем, а его дерзновенная вера во всепобеждающую силу Креста Спасителя. Он был истинный служитель Всевышнего Бога, Которому он отдал власть над собой и вверенной ему Державой. Константин, всесильный Император Рима, с радостью и смирением последовал за Христом и стал одним из Его учеников. Есть что-то дерзновенно прекрасное во всей личности Константина; он обладал даром проникать в тайны будущего, видеть вещи, сокрытые от взора его современников. Ему принадлежала гениальная мысль построить новую столицу Империи на берегах Босфора, и город, названный его именем, стал на долгие столетия владыкой всего ближнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Пусть твоя к нему любовь и поведение соответствуют намерению, какое предполагали в супружестве святые мудрецы, то есть, чтобы жена веселила мужа и жизнь его исполнила миром 44 и невинными удовольствиями: тогда и без ложного блеска и без суетной прелести женской 45 о тебе скажут: как восходящее солнце украшает высоты Господни, так благоразумная и добродетельная жена украшает дом своего мужа 46 . Сие украшение предписывает тебе и апостол Павел: желаю, говорит он, чтобы жены, одеваясь пристойно, с целомудрием и стыдливостью, украшали себя не плетением волос, или золотом, или жемчугом, или драгоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвятившим себя благочестию 47 . Помни, каждая супруга, что благочестие будет делать тебя всегда любезною мужу, несмотря даже на его ветреность. Минуются его сновидения; и он узнает все твое достоинство. Впрочем не думай, что в наставлении апостола запрещаются тебе все наряды... Нет; здесь запрещается только суетность, предпочитающая наряды всему на свете: ложное мнение, будто прелести одежд прикрывают неопрятность души: преступное желание блистать убранством тогда, когда муж твой находится в трудных обстоятельствах и дом подвергается расстройству. Исключая сии пороки, ты можешь и должна одеваться опрятно и сообразуясь с благоприличием света, то есть, позволяя себе некоторые излишества в нарядах. Не страшись благочестия; оно не столь строго, чтобы за это стало тебя укорять. Много жен, украшавшихся драгоценными перлами, наследовали Царство небесное. Равноапостольная Елена, благочестивая Флакилла, святая Пульхерия и другие христианки украшались одеждами, однако спаслись; потому что еще более украшались одеянием души. Подобно им поступай и ты: пурпур пусть напоминает тебе о стыдливости, как о первом достоинстве, без которого всякая женщина становится ничтожною; диадема, украшающая твои волосы, пусть говорит тебе, что добродетельная только жена венец мужу своему 48 ; вдевая в уши драгоценные серьги, затворяй их для вредных твоему полу ласкательств и соблазнительных бесед; наипаче закрывай твой слух для тех ласкательств, в которых к твоей похвале примешивается хотя несколько бесславия твоему мужу: это змей ласкается к твоему сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В V веке Новый Рим превзошел по численности населения Рим ветхий, к тому времени пришедший в упадок, и уступал тогда, наверное, только Александрии и, возможно, Антиохии, со временем опередив и их и став крупнейшим мегаполисом Средиземноморья. Империя под властью святого Константина Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург. Совершив колоссальный по своим всемирно-историческим последствиям переворот в религиозной политике, император Константин в области государственного строительства явился творческим продолжателем реформ, начатых Диоклетианом. Завершая финансовую реформу Диоклетиана, он ввел в обращение новую золотую монету – статир, явившуюся эффективным средством борьбы с инфляцией. В 327 году вышел указ, не допускавший отсрочек в платежах должников в фиск. Куриалы, отвечавшие своим имуществом за поступление налогов от городов, которыми они управляли, лишены были права оставлять свои должности, которые практически стали наследственными и скорее обременительными, чем почетными. На состоятельных покупателей земельных участков разорившихся владельцев возлагалась ответственность за недоимки казне, которые оставались за продавшими эти участки бедняками. Лица, нашедшие клады, обязаны были половину их отдавать в казну. Суровым преследованиям подвергались вымогатели и лихоимцы – наказанием для вымогателей было сожжение на костре. Зато покровительство оказывалось ремесленникам и специалистам: врачи, учители, архитекторы и их родители – мастера 35 видов ремесел – освобождались от податей. Бедных родителей, чтобы предотвратить детоубийство, Константин велел снабжать одеждой и пищей. Защищая крестьян от эксплуатации, он запретил отбирать крестьянских лошадей для почтовых нужд, не разрешал в страдную пору привлекать крестьян к исполнению чрезвычайных государственных повинностей; запрещено было также брать в залог скот и рабов, занятых в сельском хозяйстве. В связи с этим все, что имело тесное соприкосновение с особой императора, при Константине стало именоваться священным или, что то же, сакральным.

http://pravoslavie.ru/45081.html

20.10.2023 Боюсь старости. Как победить страх? «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым», — говорил герой знаменитого романа Оскара Уайльда. Именем этого героя, страдающего от страха старости и боготворящего молодость, даже было названо особое психологическое состояние — синдром Дориана Грея. Проблема старости, неизбежного периода нашей жизни, волнует многих людей. Некоторые считают, что… 25.11.2023 Красотою спасемся?.. Разбираем самый известный приписываемый Достоевскому афоризм " Красота спасет мир " … Высказывание, приписываемое Ф.М.Достоевскому, цитируется повсеместно – как обнадеживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Вместе с тем, очевиден вопрос: а что имел в виду сам Достоевский? Которое из рассматриваемых значений ближе всего к авторскому замыслу? 09.11.2021 Работать душой, или Как любить по правилам Сохранять же отношения любой ценой, я считаю, не нужно, а порой и вредно. Вы можете серьезно себе навредить — особенно это касается женщин. Потому что в психологическом смысле женщина через это теряет свою целостность, свою притягательность 28.07.2023 24 июля: Святая равноапостольная княгиня Ольга Что известно о ее жизни? Почему у нее два имени (в крещении она Елена)? Как она повлияла на историю нашей страны? И какое отношение события тысячелетней давности имеют к нам, современным людям? 24.07.2023 «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Портрет конфликтующих учеников или планка для христиан? На вопросы «Фомы» отвечает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис. 12.07.2023 Ключевой эпизод Евгения Онегина: суть трагедии главного героя Согласиться на дуэль, убить друга, отказать Татьяне — безвыходное стечение обстоятельств или осознанный выбор Онегина? Как иначе могла бы сложиться судьба Евгения? И кто из героев русской литературы прожил эту «иную судьбу»? 06.06.2023 «Разговаривая с детьми, садитесь на корточки»  — Татьяна Черняева Сегодня в гостях у «Женского клуба» Татьяна Кирилловна Черняева, журналист, телеведущая, художественный руководитель программы «АБВГДейка». Поговорим о детском телевидении, «неудобных» детях, восстановлении храма, красном пальто и о многом другом.

http://foma.ru/authors/mitrofanova-alla

Но прошло всего лишь несколько лет, и ему самому, Константину VII Багрянородному, пришлось описывать торжественный прием «владичицы Русов» (именно так, по смыслу, расшифровывается здесь слово «архонтесса»), «в знаменитой палате Магнавре, под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда Ольга явилась с огромной свитой из 108 человек (не считая людей из дружины Святослава), и переговоры в более узком кругу в покоях императрицы, и парадный обед в зале Юстиниана, где, по стечению обстоятельств (внимание!) промыслительно встретились за одним столом четыре «государственных дамы»: бабушка и мать святого равноапостольного Владимира (святая Ольга и ее спутница Малуша) с бабушкой и матерью его будущей супруги Анны (императрица Елена и ее невестка Феофано)» (Н. Ульянов). Как так?! Неприступно-самонадеянный, надменный и гордый император ромеев со своей семьёй за одним столом не только с «королевой Ругов » (как не стеснялся называть княгиню Ольгу, к примеру, король Германии и, впоследствии, император Священной Римской империи Оттон I Великий), но и с её «рабыней, ключницей Олжиной, Малкой»? Возможно ли это? Да, конечно - если понимать смысл этих слов. «Раб» на Руси - совсем не то же самое, что раб, к примеру, в древнем Риме. «Имя раба смешивалось с именем младшего члена семьи; что раб значило малый, юный, доказательством служит производное робенок или ребенок, также производный глагол от роб или раб - робею, умаляюсь духом», - писал в примечаниях к одной из своих работ замечательный историк С.М. Соловьёв. «Рабами» и восемь столетий после того писались, в обращении к царям, даже высшие чиновники Империи - покуда императрица Екатерина Великая не заменила это обращение на слово «верноподданный». «Рабами Божьими» (то есть только Его, и более ничьими) до сих пор называют себя всякие сущие в том языки. «Ключница» же, как определил один дотошный исследователь, при Ольжином дворе было нечто вроде «лорда-хранителя Большой печати», ничего общего по существу не имеющего с ношением связки отпирок от кладовых, медуш и прочих закромов. Что впоследствии нашло, между прочим, зримое отражение в золотом ключе - принадлежности камергера - придворного чина и придворного звания высокого ранга. Да и впрямь: зачем было Ольге-княгине брать с собою в столь дальнюю и ответственную поездку... как бы завхоза?

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/19/...

Равноапостольные император и его мать изображены по сторонам от обретенного ими Голгофского креста как строители христианской веры, воздвигнувшие Честной крест над всей ойкуменой. Они же утверждают Истинный крест и в этом храме, выступая как символические насадители христианства в Новгороде, образуя идеальную пару властителей, приводящих к истинной вере северный русский центр. По сторонам от креста, имеющего простые очертания и никак не украшенного, в отличие от поздних изображений сцены «Воздвижение креста», помещены надписи белого цвета: ЙС ХС. В конце XIX в. при обнаружении фрески сохранялась и надпись над головой Елены, сделанная уставом XI в.: «Олена». Композиция четко вписана в границы прямоугольника лопатки столпа. Масштаб изображений в полтора-два раза большее естественного. Легкие повороты фигур к центру не мешают фронтальности, согласованной с поверхностью стены. Этому единству способствует важная особенность: цвет синего фона, чуть усиленный, употреблен для обводки силуэтов, царских венцов на головах, а также волос и нимбов. Константин и Елена облачены в императорские далматики с лорами и торикионом у Елены. 247 Пропорции фигур вытянутые, но классически правильные, силуэты подчеркнуты, рельеф, едва намеченный легко проработанными складками одежд, еще больше сглажен благодаря графическому узору из орнамента и драгоценных камней на драпировках. Головы – крупные, с отчетливыми чертами. Различная обрисовка черт ликов (более решительная у Елены, более изящная у Константина) подчеркивает разницу в возрасте и говорит об отношениях матери и сына. Трехчетвертной поворот лика Елены позволяет показать энергично разлетающиеся брови, нависающий нос, стилизованные очертания глаз, поднятых вверх уголков губ. Лик Константина исполнен более деликатно, лишен мощи и суровости. Колорит росписи, исключая синий тон, весьма приближен к естественным оттенкам, гамма сдержанная, почти аскетичная, в ней преобладают охристые, коричневатые оттенки, даже румяна и уста имеют густо-коричневый, а не киноварный цвет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современные фильмы про иконы - все такие одинаковые: колокола, хор и свечечки, свечечки, свечечки А те фильмы, что мне приходится видеть про иконы!.. Они все такие одинаковые, похожие: колокола, хор и свечечки, свечечки, свечечки. И такие назидательные. Как будто автору было очень страшно что-то нарушить, выбросить какой-то кусочек. А это надо делать во имя лучшего восприятия, чтобы из «вагона» текста донести одну фразу. – Мне тоже кажется, что лучше, когда искусство (если оно не храмовое) говорит о духовном между строк. Чтобы чувствовать присутствие Божие и в дыхании тихого ветра (подобно Илие – в «гласе хлада тонка»), а не только в колоколах, свечах, крестных ходах… – Святые же не сразу с нимбами родились. И самое интересное: рассказывать о том, откуда их святость, о том, как самый обычный человек начинает идти по пути и выходит на какие-то совершенно иные высоты, сам того не ожидая. – Не раз встречала мысль, что святость – это итог жизни человека, а в течение жизни и поиск бывает, и ошибки… – Святой жил, плача над тем, какой он, и сам не знал, что он – святой. Когда я прочитала про равноапостольную Елену, то была потрясена, что она родом из… Англии, что ее отец был хозяином паба, и девочкой она вытирала столы за римскими легионерами. Мне увиделся конец фильма про эту святую, где можно было бы провести рефреном то, как состарившаяся Елена протягивает руку девочке с тряпкой - такой же, как она когда-то. Для меня это был бы такой пронзительный кадр... И посыл для каждого: ты тоже можешь подняться, можешь идти этим путем. А то: «с детства не вкушал», «не ходил», «не веселился». И на всём этом акцентируется внимание. – А если святость недостижима... – Тогда думаешь про себя: ну и зачем я буду вставать? Буду лежать в своей пыли! А надо говорить: поднимайся! Вот потому и о Петре с Февронией я попыталась рассказать человеческую, бытовую историю. Можно ведь о святых, о добродетелях и о прикладном христианстве говорить опосредованно. Рейтинг: 10 Голосов: 280 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/143897.html

Из 3000 зданий, имевшихся в Пскове до войны, в результате бомбежек и обстрелов было разрушено 1800. Псков был освобождён 23 июля 1944 г., население города составляло менее 10 тыс. человек. Братская могила 65 000 военнопленных, погибших в концлагере, находится в п. Кресты. В конце Крестовского шоссе, рядом с к/т «Молодёжный», установлена мраморная 4-метровая стела. Братская могила 50 000 военнопленных, погибших в концлагере, находится в местечке Пески, пер. К. Гея. Проезд: от ул. Советской Армии (отходит от шоссе Санкт-Петербург-Киев на Черехинском ж/д переезде). Рядом с дорогой, ведущей к аэропорту, возвышается холм, под которым захоронены замученные фашистами люди. На вершине холма – обелиск. Святые [ править править код ] Равноапостольная Ольга (в Крещении Елена) Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей – «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских – одной из древнерусских княжеских династий. Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении – Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010