Держим путь на север страны. Приближаемся к Галилее. Стало свежее. На горизонте появляется гора Фавор. Она стоит в стороне от всех гор и имеет круглые очертания. Арабы называют ее «гора быка». На горе Фавор Мелхиседек встретил Авраама. На этой горе воссиял Фаворский свет ученикам Спасителя в момент Его Преображения. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; еСли хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф. 17:1-5 ). Царица Елена на месте Преображения, на вершине горы построила храм Преображения Господня. Сейчас на этом месте греческий монастырь Преображения. Подъехав к горе, увидели монастырь. На гору вьется узкая асфальтовая дорога — такая крутая, что одолеть ее под силу только мощной машине. Выходим из автобуса и пересаживаемся в большие белые такси «Мерседес». Садимся плотненько, по восемь человек, и начинаем подниматься. Дорога идет по краю обрыва, ограждений нет. Кажется, что мы взлетаем на самолете. Постепенно уменьшаются дома и открывается горизонт. Фавор имеет высоту семьсот метров, довольно высокая гора. Но такси поднимается к воротам монастыря за несколько минут. В монастыре нас встретил наместник архимандрит Илларион. Взяв благословение у владыки, провел нас в алтарь. В алтаре под престолом находится камень, на котором преобразился Спаситель. Помолившись, прикладываемся к нему. Выходим в храм и поем: «Преобразился еси на Горе Христе Боже». Осматриваем храм, лобызаем иконы. Отец Илларион приглашает нас в трапезную, рассаживает на мягкие диваны и кресла и угощает кофе. Владыка дарит наместнику на память часы. В монастыре живут всего два человека. Выходим на гору, и матушка Исидора рассказывает, как здесь празднуется день Преображения. Съезжается много паломников, приходят православные жители арабских сел, они очень любят этот праздник. Прямо на земле накрывают праздничную трапезу. Каждый год в день Преображения на небе появляется облачко и опускается на вершину горы Фавор. В этом году облачко было такое густое, что скрывало рядом стоящих людей.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Днем Благовещения, как на Западе, так и на Востоке, всегда считается 25 марта. Для такого определения календарного дня праздника есть две причины. 1 . Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января по н. ст.) – дня, который с IV века сначала на Западе, а затем и на Востоке считается днем Рождества Христова. 2 . В александрийской и византийской хронологических системах число и месяц Благовещения и Распятия (или Пасхи), то есть 25 марта, объединяло оба праздника. Это было возможно по той причине, что некоторые части разных поместных Церквей до первого Вселенского Собора праздновали Пасху не по лунному календарю, а как неподвижный праздник. А 25 марта фигурирует в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского именно как день Распятия Спасителя, по римскому календарю. В начале IV века святая равноапостольная царица Елена начала раскопки в Святых местах. Найденные ею материальные свидетельства земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое здесь строительство храмов вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Его Воплощения. Так в Назарете, на том месте, где Пресвятой Деве, по преданию, явился архангел Гавриил, была построена базилика, посвященная этому событию. Есть предположение, что с этими раскопками связано и установление Благовещения как отдельного праздника. Но литургическая практика Иерусалимской Церкви V века еще не знает самостоятельного празднования Благовещению, лишь 4-й день Богоявленских торжеств посвящен воспоминанию этого события. Только в VII веке в Иерусалиме 25 марта начинает праздноваться особый праздник Благовещения. Ясные сведения о праздновании Благовещения в Константинополе появляются тоже лишь к концу VII века. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью. Событие праздника Событие праздника отражено в Священном Писании – апостол и Евангелист Лука повествует о том, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и принес ей Благую весть (отсюда название праздника): В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Дорога ведет к Голгофе. По преданию, здесь похоронен Адам. На том месте, где была каменоломня и казнили Христа, возвышается один из наиболее величественных храмов Иерусалима — храм Воскресения Христова. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев… Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают…» ( Лк. 23:33-34 ). После снятия с креста Тело Спасителя положили на камень: “…Пришел также и Никодим… и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко” ( Ин. 19:39-42 ). В 135 году нашей эры император Адриан построил на месте захоронения Спасителя языческое капище, посвященное культу Юпитера. В 325 году благоверная царица Елена, мать святого Константина, произвела раскопки и обнаружила место погребения Христа и Крест, на котором Он был распят. На этом святом месте за десять лет (326–335 гг.) был построен храм, под сводами которого оказались Голгофа и камень от гробницы Спасителя. Вместе с владыкой Сергием вновь обходим, поклоняемся святыням в конце скорбного Крестного пути. Вернувшись в свою келию, узнали радостную весть: утром будем служить Божественную литургию в Гефсимании, в гробнице Богородицы. Стали читать правила к причастию. 31.05.94 Проснулись в 5.00. Утро началось с молитвы. В 5.30 подали автобусы, и мы отправились в Гефсиманию. Воистину Владычица Небесная услышала наши вчерашние молитвы! Воистину чудотворен образ Иерусалимской Божией Матери! Проскомидию совершал архимандрит Серафим. Служили митрополит Владимир, архиепископ Серафим, греческий архиепископ Исихий, епископ Сергий в сослужении киевской и самарской братии. Пел монашеский хор Горненского монастыря. Во время проскомидии прочли записочки, синодики, помянули всех заповедавших молиться о них. Стали облачаться. Греческие облачения такие же, как наши, только мягкие. Мягкие поручи, фелонь, епитрахиль. Если в наших облачениях мы больше похожи на странников, то греческие облачения придают ангельский облик.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч. «Иссахар» означает «награда». Это получающие великую награду за добродетельное житие на земле. Не видели ли уготавливающуюся им на небесах награду первомученик Стефан и апостол Павел ( Деян. 7:56 ; 2Тим. 4:8 )?! Не великой ли наградой было святому Сергию игумену Радонежскому обетование от Бога, что, как великое множество птиц, распространятся иноки его обители?! Велика награда небесная детей Божиих. Откр.7:8 Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. «Завулон» означает «жилище силы» или «благоухание». Это люди, ставшие жилищем Божией силы, как и Христос говорил, что «облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:49 ). Это ставшие, как говорит апостол Павел, «Христовым благоуханием Богу» ( 2Кор. 2:15 ). Не обителью ли силы Божией и духовным благоуханием в земной долине плача были многие монастыри, многие угодники Божии? Вспомним преподобного Серафима Саровского , который открыл Н.А. Мотовилову даже физическое восприятие благоухания и света Духа Святого. Это такие, о которых, как о Мардохее, может быть сказано, что он был «великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему» ( Есф. 10:3 ). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. «Иосиф» означает «приложение». Это те, кто вместе с Царством небесным получили многие земные блага по слову Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Так, Иосиф искал только верности своему Богу, а Бог дал ему быть вторым после фараона в Египте – величайшей державе того времени. Иные Христа ради оставляли все, что имели. Другие обильно благословлялись земными благами, стояли у кормила земных государств, оставаясь верными Христу. Таковы святая царица Елена, мать императора Константина, король франков Карл Великий, равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, благоверный князь Александр Невский, московская княгиня Евдокия (в монашестве Ефросинья), по смерти своего мужа Дмитрия Донского втайне под пышными княжескими одеждами носившая вериги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Истинно говорю вам: где ни будет проповедано евангелие сие, в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала!» И вот, скажем словами св. Златоуста: молчит история о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых надгробные памятники доселе еще сохраняются; неизвестны даже по имени многие из тех, которые построили города, покорили народы, издали законы: но то, что в Вифании, в доме некоего Симона прокаженного, жена блудница излила миро на главу Христову, об этом знает весь христианский мир... На месте бывшего дома Лазарева св. царица Елена построила прекрасную церковь , но от этой церкви уцелела только передняя стена, к которой пристроена арабская мечеть. А на месте дома Симона прокаженного был когда-то католический женский монастырь, а теперь все в развалинах. Третья святыня Вифании это – гроб Лазаря, находящийся в нескольких стах шагах от дома Симона прокаженного. В святой земле все гробы были изсечены в скалах, а Лазарь был человек богатый, и потому ему была изсечена особая пещера, в которую теперь спускаются по 26 ступеням. В углу пещеры сложен из камней престол, на котором францискане (католические монахи) два раза в году служат литургию. Из этой пещеры, чрез низкое и тесное отверстие, по пяти или шести ступеням, можно сойти в другую пещеру, аршина 2 ширины и 4 длины; вот тут-то, налево, и высечено смертное ложе четверодневного мертвеца Лазаря. Прежде белый мрамор украшал этот гроб Лазарев, и прекрасная церковь покрывала всю пещеру; теперь все опустошено, и кроме голой скалы, да сору и развалин, ничего не видно. Здесь богомольцы читают евангельское сказание о воскрешении Лазаря, и поразительно звучат для сердца под сводами этой опустелой пещеры слова Господа: Лазаре, гряди вон!.. Мысль невольно переносится к этой темной, тесной пещере, откуда вышел Лазарь, обвитый погребальными пеленами, но цветущий жизнью и здоровьем... Недалеко от Вифании, близ дороги Иерихонской, показывают большой круглый камень. Предание говорит, что тут остановился Господь, когда пришел в Вифанию возбудить Своего друга от смертного сна; тут отдыхал Он, усталый от дальнего пути и от высокого подъема на гору; здесь встретила Его заботливая Марфа, и вслед за нею глубокоскорбная Мария, повергшаяся к божественным стопам Учителя со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Отсюда, от этого камня беседы, как называет предание этот гранит, растроганный до слез скорбью близких, преданных Ему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Незадолго до Своих спасительных страстей, Он, как повествуют евангелисты ( Мф.17:1–9 ; Мк.2:2–9 ; Лук.9:28–36 ), взял с Собой любимейших учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую наедине, чтобы здесь помолиться. И во время молитвы Он преобразился пред учениками, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белые яко свет ( Мф.17:2 ) – белы зело, яко снег, яцех же не может белилник убелити на земли ( Лук.9:3 ). С этим небесным светом и славой явились два великих служителя ветхого завета – Моисей и Илия, и беседовали с Ним о Его кончине, о которой апостолы только-что предварены были Господом ( Мф.16:21–23 ; Мк.8:31–33 ; Лук.9:22 ). Апостолы отягчены были сном, но, пробудясь, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Неизяснимо-сладостное чувство восторга наполняло сердца апостолов, и когда мужи готовы были удалиться, то ап. Петр, изумленный, пораженный и восхищенный, опасаясь скорого их удаления, воскликнул: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощещи, сотворим зде три сени (палатки), Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии ( Мф.7:4 ). Вдруг светлое облако осеняет и апостолов, и они слышат из облака голос, говорящий: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте. Но еще не очищенные от естественной слабости, они не могли перенести небесного света. Объятые страхом, они падают ниц, на лица свои. В это время видение прекратилось, но апостолы боялись подняться. Тогда Иисус приступил к ним, коснулся их и сказал: востаните, и не бойтесь. Когда апостолы возвели очи свои, то уже ничего не видели. Так Господу угодно было показать ученикам Своим небесную Свою славу перед тем, когда предстояло Ему понести крайнее унижение и позор крестной смерти за грехи наши, и, по древнему и общему преданию Церкви, это откровение славы Господа нашего совершилось именно на горе Фаворе. Св. равноап. царица Елена в свое время воздвигла здесь храм во имя свидетелей преображения: св. апп. Петра, Иакова и Иоанна, или, по другим, Господу Иисусу Христу, Моисею и Илии. С древнейших времен сюда стекалось множество богомольцев, особенно ко дню Преображения Господня, при чем здесь совершалось торжественное богослужение. Сарацины разрушили совершенно все христианские церкви, монастыри и укрепления. С того время (с XIII в.) вершина Фавора была совершенно необитаема. Только богомольцы от времени до времени заходили сюда и совершали богослужение в развалинах двух древних церквей – византийской, устроенной св. Еленой, и латинской, устроенной крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ныне Иерусалим – святыня трех религий, чтущих Бога Авраама. Но Бог Авраама ведет всех его потомков, все народы к вратам Небесного Иерусалима, где будет Единый Небесный Архиерей вовек по чину Мелхиседека ( Рим.7:17 )- Иисус Христос . Мы исходим из часовни Адама. Перед нами под стеклом большой камень. На нем кирпичного цвета запекшаяся кровь Спасителя. Кровь, омывающая и очищающая всех нас. Только что приобщившись ее от Святой Чаши, мы видим ее отпечатанною на камне. Идем дальше. Вот придел Лонгина Сотника. Здесь стоял руководитель воинов, прибивших гвоздями Христа к древу Крестному, когда Он висел на нём, умирая за Своих распинателей. Здесь Лонгин прославил Бога и сказал: Истинно человек этот был Праведник, воистину Он был Сын Божий ( Лк. 23: 47 ; Мф. 27:54 ). А вот Темница Господня. Здесь по взятии в Гефсиманском саду Иисус Христос провел несколько часов в узах. Темница – это углубление в скале с каменной скамьей, в которую через два отверстия продевались ноги и снизу сковывались цепью. На этой скамье сидел Спаситель. Руки Его были заключены в оковы. Эту каменную скамью Святого Узника с двумя отверстиями мы видели. Он стал Узником, чтобы проповедовать пленным освобождение... и отпустить измученных на свободу ( Лк. 4:18 ). И для того еще, чтобы Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет... и заключил его ( Откр. 20: 2–3 ). Далее проходим Столп бичевания. К этой колонне был привязан Спаситель, когда претерпевал насмешки и подвергался бичеванию. Многие паломники, прикладываясь к Столпу, отчетливо слышат удары бичей. Слышал их и наш паломник из Красноярска до тех пор, пока не прошла вся наша группа. Мы подходим к месту обретения Креста Господня святой царицей Еленой в 326 году. Вот сюда Крест Христов и кресты разбойников были сброшены с холма и со временем засыпаны. Сверху мы видим окно, там стояла царица Елена, наблюдая за раскопками. Оттуда она бросала деньги, ободряя копающих. Мы стоим и поем тропарь праздника Воздвижения и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». На лице отца Андрея радость и умиление. Ведь он – настоятель Крестовоздвиженского прихода и строит храм в честь Воздвижения Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Он воскрес из мертвых, значит и наша душа воскреснет в тот день, который знает один лишь Господь, ибо Он Сам сказал: …наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения ( Ин.5:25, 29 ). Это нужно знать Во второе воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает и чествует святых жен-мироносиц. Этот день справедливо считается праздником всех женщин-христианок, его даже часто называют православным женским днем. Мироносицами именуют тех благочестивых женщин, учениц Христа, которые на третий день после распятия Спасителя ранним воскресным утром отправились к погребальной пещере, чтобы по иудейскому обычаю помазать Его тело миром. Они были безгранично преданы Спасителю в земной жизни и после Крестной смерти остались Ему верны, не побоявшись мести фарисеев и первосвященников. Подвиг святых жен-мироносиц навсегда остался образцом непоколебимой веры, истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. В истории христианства мы видим множество женщин, матерей и жен, которые по примеру мироносиц во имя любви к Богу отказались от своего знатного происхождения, земной славы и богатства. Некоторые с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочестивыми царицами, княгинями и боярынями. Их образы мы видим на иконах — святые великомученицы Екатерина и Варвара, равноапостольные царица Елена и великая княгиня Ольга, мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, блаженные Ксения Петербуржская и Матрона Московская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы. Православная Церковь, отмечая память святых жен-мироносиц, чествует в этот день всех женщин-христианок, признает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в самоотверженном подвиге любви и служения ближним. На кого мы похожи в притче о блудном сыне?

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

Пик Моисея на святой горе Синай ежедневно посещают сотни людей. Они поднимаются сюда ночью пешком в течение трех часов для того, чтобы встретить рассвет. Подавляющее большинство из них с первыми же лучами солнца начинают спускаться вниз. Остаются лишь те, кто хочет в тишине и благоговении побыть в том месте, где Моисей получил от Бога скрижали Завета, в том месте, где Бог разговаривал с человеком и заключил с ним Завет. На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом ( Исх.19:16-19 ). …Это произошло в третий месяц по исходе сынов Израиля из Египта. На третий день после того, как они пришли на Синай, Господь во всеуслышание объявил народу 10 заповедей Своего Закона. В страхе и трепете внимали Его голосу 600 тысяч человек, стоя у подножия горы. Так начиналось наше восхождение к Богу. В первые века христианской эры отшельники стали обживать эти святые места. Кто-то скрывался от гонений, кто-то искал уединенной молитвы. Когда в IV веке в Римской империи перестали бороться с христианством, в долине Откровения уже была высокая духовная жизнь. Ее центром стал храм Богородицы – Неопалимой Купины, который построила царица Елена на месте первой встречи Моисея с Богом. Несгорающий библейский куст Церковь всегда считала символом Божией Матери, Которая смогла вместить в Себя Бога и не сгореть. В рассказе о святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины: «Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келлий святых мужей и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина».

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very?fu...

После краткой эктении, о их благосостоянии душевном и телесном, произносит он три про­странные и трогательные молитвы, в коих воспо­минается таинственное создание жены из ребра Адамова, и первое благословение брачное в раю, распространившееся в последствии на Авраама и других Патриархов и праотцев Христовых по плоти. Он молит, чтобы Сам воплотившийся от Девы и благословивший брак, в Кане Галилей­ской, благословил и сочетающихся рабов Своих, как Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и всех Патриархов и Моисея, как родителей Пресвятой Девы, Иоакима и Анну, и родителей Предтечи, Захарию и Елисавету, и сохранил бы их, подобно Ною в ковчеге, и Ионе во чреве китовом, и трем отрокам в пещи Вавилонской, и даровал бы им радость, какую имела Царица Елена, когда обрела честный крест. Он молит также Господа: помянуть не только брачующихся, но и родителей их воспитавших, зане молитвы родителей утверждают основания домов, и даровать новым супругам, вместе с плодами чрева, единомыслие душ и телес, долгоденствие, целомудрие, взаимную любовь в союзе мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец неувядаемый на небесах. Тогда, с возложением на их главы венцов, которые знаменуют, что подвиг девственного целомудрия венчается свыше, Священник повторяет над каждым лицом, называя его по имени, самые слова, запечатлевающие таинство: «венчается раб Божий рабе Божией, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и, благословив трижды обоих, произносит: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Чтение послания Апостола Павла к Ефесеям, повелевает женам повиноваться мужьям своим, как Господу, ибо муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, а мужьям любить жен своих, как и Христос возлюбил Церковь , и самого Себя за нее предал и, приводя во свиде­тельство сего неразрывного союза слова Бытия, на­конец восклицает: «тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви; таким образом, каждый из вас должен любить жену свою, как самого себя, а жена должна бояться своего мужа». ( Еф. 5:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010