Исповедав священнику свои грехи, получить от него разрешение через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста. Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга. Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго индивидуальна, " лицом к лицу " , так называемая " общая исповедь " , когда священник читает всем сразу молитвы, а потом по одному подходят за " разрешением " , неправомочна. Таинство Брака Вопрос: Что такое таинство Елеоосвящения и почему Его ещё называют Соборованием? Ответ: Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников - о.А.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем (елей - масло греческ.) во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " . (Иаков 5.14,15) В этих словах Апостола раскрыт смысл Таинства Елеоосвящения. Прежде всего, само название этого Таинства говорит о том, что Действие в Нём Благодати Святого Духа осуществляется посредством освященного растительного масла - елея (у нас на Руси обычно используется для освящения подсолнечное масло). По слову Апостола, посредством молитвы священников и помазания освященным маслом совершаются два благодатных действия: исцеление недугов и прощение грехов. Но, скажете вы, ведь для прощения грехов существует Таинство Покаяния? Правильно. Только в Таинстве Покаяния прощаются те грехи, которые христианин вспомнил, раскаялся в них и открыл на исповеди. Забытые же, неисповеданные грехи, продолжают отягощать человеческую душу, разрушая её и становясь источником душевных и телесных недугов. Таинство Елеоосвящения, очищая душу от этих забытых, неисповеданных грехов, устраняет первопричину болезней и, по вере, дарует христианину совершенное исцеление. А так как все мы, недужные или ощущающие себя физически здоровыми, имеем забытые, или в неведении совершенные грехи, то не должны пренебрегать возможностью очиститься от них в Таинстве Елеоосвящения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2163...

Мф.25:7 .  Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Мф.25:8 .  Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. В 8-м и следующих стихах – «диалог» притчи. Объясняя этот стих, Ориген говорит: «Хотя девы и были глупы, но понимали, что им со светом должно было идти навстречу жениху, имея все светильники своих чувств горящими». Иероним: «Если кто-нибудь имеет девственную душу и любит стыдливость, тот не должен довольствоваться средним, что быстро высыхает, и, начав гореть, гаснет; здесь указывается на совершенные добродетели, издающие вечный свет». Мф.25:9 .  А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Ответ мудрых дев иногда считается черствым и даже «неблагородным». Но Иероним замечает: «Так (девы) отвечают не вследствие жадности, а из страха. И как во время вавилонского плена Иеремия не мог помочь грешникам, и ему сказано было: «ты же не проси за этот народ» ( Иер.7:16 ), – так страшен будет и тот день, когда каждый должен будет думать только о себе». Некоторые предполагали, что в ответе мудрых дев содержится простая ирония или насмешка над глупыми. Новейшие критики и экзегеты решительно отвергают такое толкование. Оно появилось, кажется, преимущественно потому, что если не принимать ответа за насмешку и если он был серьезен, то трудно объяснить, где и как глупые девы могли раздобыть масло в ночное время, «когда все лавки были заперты». Но дело это объясняется проще. Если мудрые девы советовали глупым идти и купить себе масла, то, значит, совет этот был удобоисполним. Из нижеследующего стиха 10 можно заключать, что глупые действительно раздобыли масло, только это было уже слишком поздно; оно им, может быть, совсем и не понадобилось. По всей вероятности, продавцы жили где-нибудь поблизости. Известно, что в жарких странах, как и в Палестине, из-за дневной жары оживленная торговля производится ночью. Под «продающими» Златоуст понимает бедных. «Видишь ли, какую пользу приносят нам бедные? Если ты устранишь их, то лишишься всякой надежды на спасение. Итак, здесь надлежит запастись елеем, чтобы там, когда потребует время, воспользоваться им: настоящее, а не будущее время есть время заготовления». Та же мысль повторяется и Феофилактом: «Неразумные идут к продающим, т.е. к беднякам. Это значит: они раскаялись, что не творили милостыни. Только теперь они узнают, что мы должны получать елей от бедных. Поэтому слова, что они ушли к продающим купить елея, означают то, что они в мысли своей ушли к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело милостыня». Но в притче совсем не говорится о том, что продавцы – люди бедные.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? [ Рим. 8, 32 ]. Одно мы сердце и одна душа должны быть. Опыт жизни убеждает нас к этому единству. Я пользуюсь трудами моих духовных отцов, братий, как своими собственными. Говоря, например, чужую проповедь, я бываю одно сердце, одна душа с сочинителем, и многие думают, что это моя проповедь. Такое единство! Такое общение! Если же я духовными произведениями других пользуюсь, как своими собственными, то велико ли, если другие будут пользоваться туне моими вещественными благами? Не естественное ли это дело? Если я пользуюсь ежедневно бесценною милостию Владыки – даром жизни (хотя я и недостоин жить), прощением грехов, просвещением ума, укреплением сердца, здравием тела, воздухом, светом, теплотою, водою, землею – то велико ли, не естественно ли брату моему пользоваться от меня взаимно хотя мне принадлежащими, но Божиими дарами? Мы многие одно тело [ 1Кор. 10, 17 ]. Чем более душа и тело вытерпят огня и тесноты, от диавола причиняемых, тем более целомудренны будут и душа и тело, тем более смиренна и кротка будет душа, тем слабее будут страсти плотские. Опыт. Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю... Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию [ 3Цар. 17, 14, 16 ]. Когда ты преломляешь хлеб гостям, или братиям, или бедным, или слугам, преломляй его щедро и раздавай благим и щедрым сердцем, как себе (возлюби ближнего твоего, как самого себя [ Мф. 22, 39 ; Мк. 12, 31 ]), уповая на Господа, что хлеб твой не оскудеет и елей твой (или, понынешнему, чай-сахар) не умалится. Ибо Тот же Господь с нами и ныне, Который был с Илиею и сарептскою вдовицею. Сам Владыка говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [ Мф. 6, 33 ]. Царства Божия и правды Его – то есть мира и любви взаимной, долготерпя, милосердствуя, не завидуя, не превозносясь, не гордясь, не бесчинствуя, не ища своего, не раздражаясь, не мысля зла, не радуясь неправде, а сорадуясь истине, всё покрывая, всему веруя, всего надеясь, всё перенося, никогда не отпадая от любви [ 1Кор. 13, 4 –8 ], – и это все приложится вам, то есть и хлеб, и питие, и деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

70 …разбойника, завопившего к Нему на кресте… – См.: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лука, 23, 42). 71 …как кустодия, поставленная на страже. – Кустодия – старинная коробочка для сохранения печатей, привешиваемых к разного рода грамотам. 72 …на расстланный антиминс, как бы на плащаницу… – Антиминс – льняной или шелковый плат с изображением в центре Христа во гробе, по углам – четырех евангелистов, в верхнюю часть плата обычно вшиваются частицы мощей; антиминс расстилается на престоле, и на нем совершается освящение св. Даров; плащаница – большое, в человеческий рост, полотно, на котором изображено снятое с креста и положенное во гроб тело Христа; в Страстную пятницу плащаница торжественно выносится из алтаря и размещается на специальном катафалке в середине храма для поклонения и лобызания верных, после наступления пасхальной полунощницы возвращается в алтарь. 73 …«Благообразный Иосиф…»… – Иосиф из Аримафеи, богатый и знатный член Синедриона, тайный («из страха от Иудеев») последователь Христа, испросивший у Понтия Пилата разрешение снять с креста тело Иисуса и похоронивший его, «как погребают Иудеев», – обвив пеленами с благовониями (см.: Ин.19, 38-40 ). 74 Сударь – здесь: плат, пелена. 75 …обкадив их фимиамом… – Фимиам – благовоние, сжигамое во время богослужения. 76 …к слышанью символа веры… – Символ веры – краткое изложение главных христианских догматов, сформулированное и утвержденное вселенским собором в IV в.; впоследствии католическая церковь дополнила Символ веры так называемым филиокве, которое не признается православием. 77 …елей, знаменующий всякое умягчение. – Елей – оливковое масло, употребляемое в богослужении. 78 …взявши в руки веяло, или репиду… – Репида – небольшое опахало с изображением лика шестикрылого серафима, репидой отгоняют насекомых от св. Даров. 79 …свят Господь Саваоф… – Саваоф – одно из библейских имен Бога. 80 …которою они встретили вшествие Его во Иерусалим… – См.: «Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Марк, 11, 8–10); осанна (с древнееврейского – спаси же!) – молитвенный возглас, славословие.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

   Во-вторых, крещаемый присоединяется к обществу истинных исповедников Христовых, т.е. к Церкви Православной.    Так и говорит св. Писание о последствиях проповеди Ап. Петра: «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:41—47). Поэтому и Ап. Павел объясняет, что «все мы одним Духом крестились в одно тело, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). «Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13) Как дикое дерево привитое к дереву хорошему, питается добрыми семенами этого последнего, так и крестившиеся прививаются к доброй маслине (Церкви), у которой корень и ствол — Христос, получают возможность питаться соками от Христа и приносить добрые плоды (ср. Ин. 15:1, 4—7; Рим. 11:24). Крестившемуся даруется все «потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3). В каком порядке происходит священнодействие крещения?   Сначала совершается оглашение крещаемого; о нем молятся, чтобы Господь расположил его душу к христианству, молитвой запрещается диавольской силе отвращать его от спасения, и оглашаемый или принесшие его восприемники отрекаются от сатаны и его действий, а также исповедуют веру св. Церкви, читая Символ Веры. После этого совершается самое крещение. Молятся об освящении воды крещения, молитвенно благославляют елей, помазуют им части тела и крещают в освященной воде, трижды погружая в нее с произношением слов: «крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь». После прочтения 31-го псалма не крещенного надевается белая одежда, в знак непорочности, чистоты его, а залог того, что крещаемого Господь убелил своей благодатью. Вслед за священнодействием крещения совершается таинство миропомазания. Зачем при крещении освящают елей и помазуют им крестообразно крещаемого?   Самое крещение предзнаменовалось некогда потопом: как от всемирного потопа спасся только Ной с семьей в ковчеге, так и ныне от гибели во власти диавола может освободить одно крещение, которым человек приходит из тьмы в чудный свет, от власти сатаны к Богу, в Его Церковь. И как некогда предвестником конца потопа и начала спасения для Ноя была масличная ветвь, которую принес выпущенный из ковчега голубь (Быт. 8:11), так и для крещаемого предвестником спасения от власти диавола является помазание освященным елеем. Поэтому и масло это называется «елеем радования», т.е. вестником доброй, спасительной радости..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Палестине масличные деревья произрастали в большом количестве и иногда отдельные участки земли получали названия, связанные с разведением маслин. Например, предместья, окружавшие Иерусалим и связанные с жизнью Спасителя, назывались Гефсимания ( Мф.26:36 ; Мк.14:32 ), – что значит пресс или точило для добывания оливкового масла; гора Елеонская ( Лк.21:22,37:39 ) – иначе гора маслин или Масличная ( 4Цар.13:23 ) – сохранила до наших дней около десятка больших и очень древних масличных деревьев, произраставших еще во времена Иисуса Христа. Елей, употребляемый при совершении Таинства елеопомазания есть образ милости Божией к страждущему человеку. Вино, добавляемое к елею при этом Таинстве, напоминает Кровь Христову, пролитую на Кресте. В притче о милосердном самарянине иудейский священник прошел мимо израненного человека, а иноплеменник сжалился над ним и, возлив масло и вино, перевязал его раны. Святая Церковь останавливает всех новозаветных священников над страждущим человеком и заповедует им с молитвой помазать «раны» души и тела исцеляющим освященным елеем с вином. Елей и вино – милосердие и жизнь. Освящается и благословляется милосердие, а жизнь от милосердия свята. Установление таинства Установление Таинства св. елеопомазания восходит ко времени земной жизни Иисуса Христа. Спаситель, проповедуя свое учение, исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.4:23 ). Посылая учеников на проповедь, Христос «дал им власть врачевать всякую болезнь и всякую немочь» ( Мф.10:1 ). По заповеди своего Учителя апостолы проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мф.6:12–13 ). Вот начало и первообразный чин церковного благодатного елеопомазания. Апостол Иаков излагает более подробно содержание и значение елеопомазания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолится над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Выслушай и еще. Принятый вдовой, как гость, Илия нашел неистощимую трапезу, истинную, удобную, аскетическую — воду, елей и муку, и два поленца. Только два поленца было у вдовы? Да. Почему? Слушай, и я скажу тебе. Эта упомянутая вдова изображала собою церковь, почему пророк и посылается к ней. Войдя в дом вдовы, пророк нашел (у нее) поистине залог нашей церкви: воду, елей и муку, и два поленца; вода — крещение, елей — миропомазание, мука — хлеб, два поленца — подвиг креста. Илия воскликнул ко вдове: « мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет » ( сосуд с елеем не умалится, и водонос с мукой не оскудеет ) (3 Цар. 17:14). Не недостаточна благодать православной веры. Итак, Илия, найдя неистощимую трапезу вдовы, обрадовался, возликовал, говоря сам с собой: «Здесь наконец я поживу, здесь проведу все свое время; трапезу нашел удобную; ничего не значат для меня дом Ахава, народ израильский и безумие Иезавели; пусть остаются при своем жребии, безводии; я отсюда не пойду совсем». Так говоря (и) радостно размышляя сам с собой, Илия, как человек, не сознавал, что в радости он имел найти скорбь. Вы все знаете, как вдова, имевшая двух законных и единоутробных сыновей, утром, поднявшись с постели, видит одного своего сына мертвым. Чему свойственно предаваться вдове, подле скончавшегося возросшего сына, всякий из вас знает. Жизнь сына она ценит выше всякого богатства в мире. Женщина не припала, по обычаю, к мертвому, не хоронила, и не заботилась о выносе; но, оставив его, подошла к Илии, держит его, шумит и кричит при всех: « что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего » ( что мне и тебе, человеке Божий? Вшел еси ко мне воспомянути неправды моя, и уморити сына моего ) (ст. 18), т. е., «Ты его умертвил!» Видишь, как радость Илии обратилась в скорбь? Он удерживается, как убийца, так как вдова говорила: « Что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего . Ты его умертвил; твой приход это сделал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Почему здесь Дух Святой сходит прежде Крещения? Это было первое Крещение язычников. Эта практика была внедрена в некоторых Церквях Востока, например, в Антиохийской Церкви, когда миропомазывали после Символа Веры , но до Крещения. И последним из святых отцов, кто говорил о такой практике, был Иоанн Златоуст . Состав мира. Традиция варения мира идет от Апостолов. Сейчас при мироварении используют 33 вещества и каждый год добавляют миро с предыдущего года. Основа миро – оливковое масло, белое и красное вино, разные масла, ладан. «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» ( Быт. 8, 11 ). Масленичный лист – конец гнева Божия. Упоминание елея в Священном Писании. Елей упоминается во многих местах Священного Писания: «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» ( Ис. 61, 3 ) «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44, 8 ). Лекция двадцать первая. Таинство Евхаристии Соединение Бога и человека возможно только в Православии. Учение о Теле Христа. Что такое Причастие? Зачем нужно Причастие? Библейские тексты о Евхаристии (Причастии). Виды приобщения Богу. Предсказание о Причастии. Антипричастие, антицерковь (мировое сообщество). Установление Евхаристии в Евангелии от Иоанна. Условия Причастия. Кто не причащается, не может жить вечно. Нетолерантность Бога Иисуса Христа. Связь Причастия и Миропомазания. Евхаристический реализм. Как часто нужно причащаться? Православный храм не имеет трехмерного измерения. Описание Евхаристии в Евангелии от Матфея. Описание Евхаристии в Евангелии от Марка. Описание Евхаристии в Евангелии от Луки. Где теперь нужно искать Христа? День недели совершения Евхаристии. Евхаристия строит Церковь . Другие тексты описания Евхаристии в Новом Завете. Соединение Бога и человека возможно только в Православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Разделы портала «Азбука веры» В. Петров, директор Православного торгово-просветительского центра при храме Апостола Иакова Зеведеева Во многих печатных изданиях можно встретить восторженную рекламу вазелинового масла, которое усердно рекомендуется для лампад. В связи с этим хотим поделиться своими сомнениями в целесообразности размещения подобной информации на страницах газет и журналов, адресованных православным христианам. Обычай затеплять лампадку перед иконами пришел к нам при святом князе Владимире из Греции — вместе с православной верой. Но не в греческих храмах он возник. Лампады, заправленные елеем, употреблялись еще в ветхозаветной скинии Моисея. Устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых повелений, данных Моисею Господом. Об этом свидетельствует Ветхий Завет ( Исх. 25, 31, 37 ). Там же заповедано: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения, от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них… елей для светильника, ароматы для елея… И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин… чтобы горел светильник во всякое время… ( Исх.25:1-3, 6; 27:20 ). Именно по этой причине боголюбивые чада всего православного мира, следуя заповеди, данной Господом, всегда использовали в лампадах в качестве жертвы очищенное оливковое масло, имеющее, как известно, растительное происхождение. И у нас в стране до революции его применение являлось безусловным каноническим требованием. В обиходе оно называлось деревянным. Но с приходом советской власти атеистическое правительство прекратило импорт оливкового масла для нужд Церкви. Собственные оливковые рощи в России отсутствуют. Поэтому верующие были вынуждены жечь все, что горит. В ход пошли самые различные отечественные пищевые масла, имевшие хождение в быту. Однако, забегая вперед, следует сразу же заметить, что их использование в качестве лампадного масла изначально было обречено на неудачу. И вот почему.

http://azbyka.ru/o-lampadnom-masle

Ueз.XVI:8–9 . И ты стала Моею. И омыл Я тебя водою, и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя маслом. Так как Я простер крылья Мои, и покрыл позор твой, и поклялся тебе и вступил в договор с тобой; то ты стала принадлежать Мне, так что ты, бывшая чужой, когда имела вид нечистой, начала быть Моей, когда Я подтвердил клятвой договор Мой с тобою, или, по обычаю пророков, ты стала Моей, говорит в том смысле, что вступила со Мной в супружеский союз, и Я омыл тебя, говорит, водой спасительного крещения. Ибо аще кто не родится водою и Духом Святым, не может внити во царствие Божие ( Ин. 3:5 ). И в другом месте мы читаем: Той вы крестит духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ). Об этом крещении и Исаия говорит в следующих словах: отмыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских, и кровь очистит от среды их духом суда и духом жжения ( Ис. 4:4 ). Омыв же и очистив от крови подобно тому, как кровоточивую ( αμοοσαν), которая двенадцать лет страдала кровотечением, Он исцелил чрез прикосновение к краю одежды ( Мк. 5:27 ), Он не удовольствовался тем, что омыл водой и очистил от крови, но помазал также маслом, подобно тому как самарянин, означающий стража, сначала размягчил раны полуживого чрез возлияние масла, а потом укрепил чрез терпкое вино ( Лк. 10:34 ). Господь же наш помазан другим елеем, который не боль от ран облегчает, но дает радость, как говорит к Нему Дух Святой: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Пс. 44:8 ). Имеют и противные силы поддельное смягчающее масло, обещая чрез еретиков сладкое, которое обращается в горечь и об удалении которого молит пророк говоря: елей же грешного да не намастит главы моея ( Пс. 140:5 ). Если же Он называется Помазанным чрез помазание, то есть Христом, то смотри, какого преуспеяния достиг Иерусалим, так что и он, помазанный духовным елеем, получил имя Христа, соответственно чему и об Аврааме к Псалмах читаем: не прикасайтеся помазанным (christos) Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс. 104:15 ). Ueз.XVI:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010