Светилен Октоиха. Слава, преподобнаго. Подобен: Со ученики взыдем: Давидски процвел еси в дому Господни, яко финикс, отче преподобне,/плоды твоих трудов во сто ныне умножив./Темже полк демонов тучами слез твоих, Павле блаженне, погружь,/от Христа почесть и венец победы приял еси/и чудес, премудре, независтнобогатую благодать. И ныне, Богородичен: Иже горе славимый Божески от Ангел,/недр Отеческих не отступив, Чистая,/неизреченно с дольними поживе;/Ты же сего была еси спасения виновна,/от чистых Твоих кровей сему, Чистая, паче слова плоть заимодавши./Егоже моли рабом Твоим избавление дати прегрешений. На стиховне Октоиха. Священномученик Елевферий, мученица Анфия и мученик Корив, епарх, пострадали около 120 года. Святой Елевферий, сын знатного римского гражданина, был воспитан в христианском благочестии своей матерью Анфией, принявшей святое Крещение от апостола Павла. Святая Анфия отдала отрока Елевферия на воспитание римскому архиепископу Анаклету (70–91). Добродетели юного подвижника были столь велики, что в возрасте 15 лет он был рукоположен в сан диакона, через три года – во пресвитера, а в 20 лет был поставлен епископом Иллирийским. Когда император Адриан начал преследование христиан, в Иллирию был послан воевода по имени Филикс. Ворвавшись в храм во время Богослужения, он хотел схватить святого Елевферия, произносившего проповедь . Однако вслушавшись в слова Евангельской истины и содействием благодати Божией из гонителя стал кротким учеником Христовым. Филикс решил не возвращаться к императору, но святитель, желая пострадать за Христа, уговорил его вместе идти в Рим. Святой Елевферий мужественно стал перед судом, призывая мучителей отречься от ложных богов и познать Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю. «Из того, что Он создал, – поучал святой, – мы самое лучшее и благороднейшее творение. Между тем мы заблуждаемся в неведении, ходя как бы в ночи, и, не зная, что угодно или неугодно Господу, поднимаем брань против Него... Я прилепился Господу и все почести или бесчестия и муки считаю детской угрозой. Для меня умереть за Христа – наслаждение и блаженство».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Коприй, преп. Египетский, с Патермуфием. 9 июля. Корив, муч. Римский при Адриане, с Елевферием и Анфией. 15 дек. Корнилий сотник, первый христианин из язычников. 13 сент. Корнилий, преп. Комельский, ум. 1537. 19 мая. Корнут, священномуч. Никомидийский. 12 сент. Коронат, муч. при Декиии, из дружины Фирса и Левкия. 17 авг. Косма и Дамиан, безмездные врачи, мучч. Римские при Карине. 1 июля. Косма и Дамиан, Аравляне, бессребреники, и с ними Леонтий, Анфим и Евтропий, мучч. Киликийские, при Диоклетиане. 17 окт. Косма и Дамиан, бессребреники Асийские. 1 ноября. Косма скопец, отшельник Палестинский 6 в. 3 авг. Косма, еписк. Маиумский, 8 в. 12 окт. Косма, еписк. Халкидонский, исповедник при Льве Армянине. 18 апр. Крискентиан, муч. Римский ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Крискентия, муч. Луканийская при Диоклетиане, с Витом отроком. 15 июня. Крискент, или Крисп, ап. из 70, с Силой и др. 30 июля. Крискент, муч. Коринфский при Декии ок. 250 г., с Кодратом и др. 10 марта. Крискент, муч. из Мир Ликийских. 13 апр. Крисп, ап. из 70. 4 янв. Кронид комментарисий, муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом синклитиком и др. 23 марта. Кронид, Леонтий и Серапион, мучч. Александрийские 4 в. 13 сент. Ксанфиппа и Поликсения препп., ученицы апп., сконч. в Испании. 23 сент. Ксанфий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Ксанф, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Ксения, она же Евсевия, преп. Мидасская 5 в. 24 янв. Ксенофонт, пр. 5 в., с Марией женою и двумя сынами. 26 янв. Куарть, или Кварт, ап. из 70, с Олимпом и др. 10 ноября. Кукша священномуч. и Пимен постник, иноки Печерские 13 века. 27 авг. Кутоний, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Куфий, муч. Остийский при Диоклетиане, с Сосанной дев. и др. 11 авг. Л Лаврентий архидиакон, Сикст папа и др., мучч. Римские при Валериане. 10 авг. Лаврентий, преп. Египетский 6 века. В субб. с. Лаврентий, преп. Печерский. 29 янв. Лавр, муч. Иллирийский, с Флором. 18 авг. Лазарь Четверодневный. В шестую субботу великого поста и 17 окт. (Перенесение мощей его из Кипра в Царьград).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

38) Мартиролог Иеронима под 31 декаб. Retia Hermetis exorcistae. Усуард: Retiariae s. Hermetis exorsistae. По одному списку Усуарда: Retia provincia, civitate Reciaria s. Hermetis exorcistae. Мартиролог Иеронима янв. 1. In Retia Eventii, Hermetis; Bononiae Gaii, Heraelii. Янв. 4. In oriente Bononia civitate Hermetis, Aggei, Gaii, Petri, Marci, Sereni, Senni, Anastasiae. Усуард под 4 янв. Civitate Bononia Hermetis, Aggei et Gaii. У Барония в мартирологе прибавлено о последних: «пострадали при имп. Максимине». По картам старого мира Reccaria там, где ныне Радосвац, а Bononia вблизи Прахова. 39) Мартиролога Иеронима и Усуарда под 11 и 18 апр. св. епископ Елевферий, по менологам (дек. 16) «епископ Иллирика», последовавший при имп. Адриане (97-117 г.), по мартирологам Ноткера и Рабана (апр. 18) был епископом Аквилеи и пострадал в Риме (о месте страдания тоже в Иеронимовом мартир.); в мартирологах Адона и Усуарда должно было стоять in Moesia Aquilese, вместо: apud Messanam Apuliae, чему трудно приискать смысл; равно напрасно писали в греческих известиях, что Елевферий поставлен в епископа Аникитою (154-169). было при имп. Траяне в 110 г.40). След. тогда были в Иллирике христиане и ревностные пастыри их. Известны и особые обычаи иллирийских христиан относительно великого поста41). Предание о построении Константином Великим храмов в Твердоше, Стоне, Завале, Добричеве основано на памятниках42). Известны и подвижники уединения, блаж. Мартин и Иларий, страдавшие в Иллирике за православие от ариян43). С Готфскими королями Далматии христианство поднимало жестокие гонения против православия в Триваллии; но славянская стихия взяла верх над пришлою немецкою и в начале 5 века православие стало господствующею верою в Триваллии44). В 760 г.   40) Menolog. Basilii ad 6 julii Act. Sanct. Iulii II, 284. Пролог июн. 4. Baronius ad an. 110. Мощи св. Петра, замученного в Которе, перенесены были в Дубровник в 1026 г., говорит Майков (О сер. языке стр. 82). Тут не все верно. В договорной грамате с Михаилом Ясенем дубровинчане говорят: «клянемся – св. мучениками Василием, Лаврентием, Петром и Андреем, нашими ходатаями» (Майков стр. 8). Как св. Лаврентий есть известный мученик и архидиакон римский и св. Василий епископ, покровитель дубровичан, замученв Севастии в 306 г. (Lat. Patrol. 123, 725. 726), так в св. Петре и Андрее надобно признать лампсакских мучеников, воспоминаемых цервокию мая 18 и в мартирологах мая 15. На монетах которских изображался св. Трифон; это – мученик никейский времен Декия, празднуемый февр. 1. Он – покровитель Котора (Martyrol. Usuardi p. 726. 727). Все это значит то, что мощи помянутых мучеников в давние времена перенесены были в сербские поселения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Евтропия, муч. Александрийская ок. 250 года. 30 окт. Евфимия всехвальная, великомученица Халкидонская, ок. 304 года. 16 сент. (Воспоминание чудес ее во время Халкидонского собора 451 года. 11 июля). Евфимия, мученица Амисская при Максимиане, с Александрой и др. 20 марта. Евфрасий, муч. Керкирский, с ап. Иасоном. 28 апр. Евфрасия дева, муч. Никомидийская 303 года. 19 янв. Евфрасия, из 7 дев мучениц Анкирских ок. 304, с Феодотом. 18 мая. Евфрасия, муч. Амисская, с Александрой и др. при Максимиане. 20 марта. Евфросиния девица, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Евфросиния, преподобная Александрийская 5 в., подвизавшаяся под именем Смарагда. 25 сент. Евфросиния преподобная, княжна Полоцкая, ум. 1173. 23 мая. Евфросиния, преподобная Суздальская 13 в. 25 сент. Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. княгиня Московская, ум. 1407. 7 июля. Евфросин преп., виденный в раю еще при жизни. 11 сент. Евфросин преп., Псковский чудотворец, ум. 1481. 15 мая. Евфалия дева, муч. Сицилийская. 2 марта. Евфимий, муч. Никомидийский ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Евфимий Великий, преп. Палестинский, ум. 473. 20 янв. Евфимий, еписк. Сардийский, исповедник, ум. ок. 840. 26 дек. Евфимий новый, преп. 15 окт. Евфимий преп., архимандрит Суздальский, ум. 1404. 1 апр. (Обретение мощей его в 1507 году. 4 июля). Евфимий, архиеп. Новгородский, ум. 1458. 11 марта. Едесий муч., постр. в Александрии от Иерокла в 306 г., с братом Амфианом. 2 апр. Езекия, царь Израильский. В нед. праотец. Екатерина, великомуч. Александрийская при Максамине. 24 ноября. Екдит из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Ексакустодиан, он же Константин, из 7 Ефесских отроков. 4 авг. и 22 окт. Елеазар, сын Аарона, второй первосвященник Израильский. В нед. праотец. Езеазар священник и семь братий Маккавей, ветхозаветные мучч. при Антиохе Епифане. 1 авг. Елевсипп, муч. 2 в., с Спесиппом и др. 16 янв. Елевферий диакон, муч. в 96 г., с Дионисием Ареопагитом. 3 окт. Елевферий, еписк. Иллирийский, Анфия и Корив, мучч. Римские при Адриане. 15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Кондак, гл. 2. Благочестия веры поборницы злочестиваго мучителя оплевавше, обличисте зверообразное его кровопролитие, и победисте того яростное противление, Христовою помощию укрепляем, Фирсе и Левкие, с пострадавшими о нас молитеся. 15 . А. Св. священномуч. по М.В.С. и Х.М.: и матери его муч. Св. Елевферий, сын знатного римского гражданина, воспитан был в христианском благочестии своей матерью. «Богу прилепляяся чистейшим умом от юности», он «плотскаго мудрования душу удалил и чудес обильно благодатию обогатился». Добродетели его были так высоки, что 20-ти лет от роду он был уже поставлен епископом Иллирийским. При Адриане св. Елевферий за ревностную проповедь о Христе после мучений был обезглавлен в Риме вместе со св. Анфией. Епарх Корив, мучивший св. Елевферия, сам уверовал во Христа и также был усечен мечом. Мощи св. Елевферия почивают в Риме. В церковной службе св. муч. Анфия по имени не называется. Кондак, гл. 2. Яко удобрение священников преподобне, и предувещание страстотерпцев еси восхваляема, и просим тя священномучениче Елеыферие: любовию память твою празднующия бед многообразных свободи моля непрестанно о всех нас. Пр. отца нашего Пала, иже в Латре. Он еще в отрочестве посвятил себя на служение Господу в обители на горе Латре (в Малой Азии, близ Милета). Непрестанная молитва, стропа пост, глубокое безмолвие – вот добродетели, которыми прославился пр. Павел. Скончался пр. Павел в 955 г., заранее предузнав час своей кончины. Тропарь, гл. 4. Яко бесплотных единовсельника, и всем преподобным сообщника, всеславне Павле, поем тя и молим тя: молися всегда о нас, яко да обрящем милость. Кондак, гл. 8. От юности мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески, мирский мятеж оставил еси, и был еси Божественнаго ради жительства Троицы жилище, и просветил еси верою приступающия тебе; тем зовем: радуйся Павле пребогате. † Иже во святых отца нашего Стефана исповедника, архиепископа Сурожского, VIII в. Родом из Каппадокии, он 15-ти лет пришел в Царьград для высшего образования, которое и окончил успешно, так что превзошел «всех учителей, иже во граде». В зрелом возрасте он постригся в иноки и для высших подвигов ушел в пустыню, где прожил 30 лет и «житие непорочно явил». Но особому откровению он был вызван из пустыни патр. Германом и рукоположен во епископа г. Сурожа (ныне Судак, в Крыму). Его паства сильно была заражена ересью, и он в продолжение 5 лет успел истребить ересь и восстановить православие. При иконоборце Льве Исавре он, отправившись в Константинополь, «проповедовал со дерзновением православия предавав» и потерпел мучения и темничное заключение за почитание св. икон. Впоследствии св. Стефан, истомленный темницей, изувеченный истязаниями, уже ветхий годами, получил свободу, снова возвратился к своей пастве и скоро скончался (по предположению некоторых, в 790–795 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

143 § 1. Пр. Зак. от 31 мая, 1875 г. и Швейц. союзн. конституции от 29 мая, 1874 г. artt. 51, 52. 144 Этого взгляда держатся – Бавария, Вюртемберг, Баден и т. д., а из ученых–Блюнчлли (т. 11:332), Моль (226–230), Hinschius (Die Orden und Kongregat. 111–121), Целлер (150–158), Фридберг – III кн. и др. 146 Это различие известно с самой глубокой древности, и только некоторые еретические общества смешивали функции клириков и мирян. Так Тертуллиан говорит в одном месте о еретиках своего времени: „alius hodie episcopus, cras alius; hodie diaconus, qui cras lector; hodie presbyter, qui cras laicus; nam et laicis sacerdotalia manera injungunt (de см. t. I. кн. 1. гл. 5. § 4). Правда, слово Божие говорит о священстве мирян, но разумеет под ним собственно благодать крещения, по силе которого все верующие, по слову св. апостола Петра, составляют род избранный, царственное священство (1 2:9) внутреннее и невидимое, отличное от особенного класса церковной иерархии. 151 Подробности об иррегуляритете см L. Tomassin et Nouvelle Discipline de leglise touchant les bénéficiers. 1725. t. II. р. II. 1. I. стр. 360–595. 158 Тимофей, ученик апостола Павла, был посвящен во епископы – юношей (1 посл 4:12); в раннем возрасте посвящены многие отцы древней церкви как напр., св. Григорий Чудотворец , Афанасий Великий , Елевферий, епископ Иллирийский (20 лет) и др. См. Bingham’a „Origines sive. Antiquitates ecclesiasticae. Halae, 1724. t. I. кн. II. стр. 143–146 Tomassin t. 1, 940. 159 Ученый Томассен рассказывает историю об одном подвижнике Аммоне, который, чтобы не быть посвященным в священника, отрезал себе ухо; но епископ, имевший намерение посвятить его, сказал, что посвятит его и в том случае, если даже подвижник отрежет себе нос (t. II. кн 507 11). 169 Практика первых трех столетий не дает на этот раз точных указаний и законов. Блаженный Феодорит посвятил во епископы двоеженца, руководясь, по его словам, церковным обычаем – consuetudinem ago secuti sumus (Tomass. t. II. кн 1. стр. 517. 27); впрочем, идет ли здесь речь о двоеженстве до крещения или же после крещения – решить трудно. Были св. отцы (Златоуст), которые, в выражении апостола «епископ должен быть одной жены муж ( 1Тим.3:2 ), видели только запрещение одновременного многобрачия или беспричинного отвержения первой жены для вступления во второй брак, а не второбрачие – последовательное. Оно, по их мнению, не составляло непреодолимого препятствия к посвящению. (Bingh. кн. 4. гл. 5. § 4). Подробности ниже, в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

444 Ibid., 300, 301, 304. Ср. молевдулы ксенодохов Сампсона, VIII и IX вв. у Schlumberger, Sigill., 154. Антипаты и протоспафарии, заведовавшие орфанотрафиями, упоминаются в «De Ceremoniis» (I, 729 и 732, Ed. Bonn). Моливдовулы показывают, что во главе герокомия (приюта для стариков) Евгения стоял ипат; во главе ксенодохия Елевферия – вестарх, ипат и т. д. (Schlumberger, Op. cit., 154 и 155). 450 См. о климатическом лечении, Палладий, 105 и житие Феогния Витилийского, 84, об искусстве Константинопольских хирургов в чудесах Артемия 34, 36, 38, 41; богатейший материал для познания византийской медицины дают чудеса Кира и Иоанна и Космы и Дамиана. 452 Равным образом, им. Юстин, иллирийский крестьянин по происхождению, был неграмотен, Proc., Anecd., 44. 453 Правда, эти святые: муч. Евгения, пр. Апполинария, Евфросиния Алекс., Афанасия Эгинск., Феодора Солунск., царица Феофано, принадлежали к более или менее высшим слоям общества. 454 Свв. Николай Чудотворец, Василий В., Феодор Сикеот, Стефан Нов., Григорий Декад., Николай и Феодор Студ., Лазарь Галесийский. 491 Эти источники: относительно академии возле Халкопратии с преподавателями, получавшими δημοσαι σιτσεις, академии, будто бы сожжённой Львом III, Кедрин, I, 795 и Zonaras, 260; относительно академии, восстановленной при Феофиле и Михаиле III и её знаменитом профессоре Льве Магистре, Cont. Theoph., 185, 189, 192; о реорганизации её же при Константине VII, ibid., 446; об одном из к-польских учёных, занимавшем τν σοφιστικον ϑρνον и щедро награждавшемся императором, – Феодоре Смирнском – Timarion, гл. 24 и 39; об учреждении юридического лицея при Константине Мономахе – Mich Attal., 21 и новелла о должности номофилакса; о подведомственной патриарху школе «св. Петра» во главе с магистром Никитой – Сафа, Среднев. библ. V, 87−96; о подчинённом патриарху же училище «Диакониссы» – ibid., 420; о патриаршей высшей школе, учреждённой Тарасием – в житии патр. Никифора. 513 См. рассказ Мосха о женщине, к которой на улицах Тира пристаёт с развратными предложениями идущий в баню чиновник (Лимонарь, 3061).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анфир (235–236). 5 авг. Фавий, или Фабиан (236–251). муч. 5 авг. Стефан (253–257), муч. 2 авг. Сикст II (257–259), муч. 10 авг. Гаий (283–296), муч 11 авг. Маркеллин (296–304), муч. 7 июня. Маркелл (304–310), муч. 7 июня. Силвестр (314–335). 2 янв. Ливерий (352–355), исповедник. 27 авг. Келестин (422–432). 8 апр. Лев, (440–461). 18 февр. Агапит (535). 17 апр. Григорий Двоеслов, (590–604). 12 марта. Мартин (649–655), исповедн. 14 апр. Агафон, (678–682). 20 февр. Мученики и мученицы: При Нероне (53–68): Василисса и Анастасия. 15 апр. Прокесс и Мартиниан. 11 апр. Фотина Самаряныня, сыны ее, Виктор и Иосия, пять сестер, дочь Нерона Домнина и 100 рабынь ее. 20 марта. При Траяне (98–117): Игнатий Богоносец. 20 дек. Иакинф, Диомид, Евлампий, Асклипиодот и Голиндуха. 3 июля. Феодот и Феодотия. 4 июля. Дросида, дочь Траяна. 22 марта. При Адриане (117–138): Вера, Надежда, Любовь и София. 17 сент. Евстафий Плакида, с женой и детьми. 20 сент. Елевферий, еп. Иллирийский, Анфия, мать его, и Корив. 15 дек. При Антонине (138–161): Птоломей, Лукий и некий римлянИн.1 июня. При Марке Аврелии (161–180): Иустин Философ, Харитон и прочие. 1 июня. Филицата и семь сынов ее. 25 янв. При Септимии Севере (193–211): Разумник. 12 дек. При Александре Севере (222–235): Татиана, дева, диаконисса и др. 12 янв. Кикилия, Валериан, Тивуртий и Максим. 22 ноября. При Декии (249–251): Анастасия и Кирилл, воИн.29 окт. Авдон и Сеннис, князья Персидские. 30 июля. При Валериане и Галлиене (253–268): Понтий. 5 авг. Евгения преп., Пронт, Иакинф и Василла. 24 дек. Лаврентий архидиак., Феликиссим и Агапит, диаконы, и Роман воИн.10 авг. Агрипина. 23 июня. Ипполит, Ириней, Авундий, Конкордия и прочих 18. 13 авг. При Клавдии (268–270): Ипполит еп., Кенсорин, Савин, Хрисия и друг. 20 мучч. 30 янв. Марин и Марфа, и чада их, Авдифакс и Аввакум, Персиане, со многими другими. 6 июля. При Домитии Аврелиане (272–275): Савва стратилат и 70 воинов. 24 апр. При Карине и Нумериане (284): Косма и Дамиан, врачи безмездные. 1 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Евфросиния Александрийская , прп. (25 сентября/8 октября; 15/28 февраля) Евфросиния Московская – см. Евдокия Московская Евфросиния Полоцкая (до крещения княжна Предислава), прп., игумения (23 мая/5 июня) Евфросиния (в иночестве Евпраксия) Рязанская (5/18 июня) Екатерина Александрийская , дева, вмц. (24 ноября/7 декабря) Ексакустодиан (Константин) Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Елеазар Анзерский (Севрюков), прп. (13/26 января) Елеазар Иерусалимский , мч., учитель мчч. Маккавеев (1/14 августа) Елеазар Маккавей , мч. (1/14 августа) Елевферий Иллирийский , Римский, еп., сщмч. (15/28 декабря) Елезвой Ефиопский , царь (24 октября/6 ноября) Елена Константинопольская , равноап., царица, мать имп. Константина Великого (6/19 марта; 21 мая/3 июня) Елисавета Феодоровна , Алапаевская, вел. княгиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Елисавета , прав., мать св. Иоанна Предтечи (5/18 сентября) Елисей , пророк, ученик и преемник пророка Илии (14/27 июня) Елпидий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Елпидифор Персидский , мч. (2/15 ноября) Емилиан Доростольский , мч. (18/31 июля) Емилиан Кизический , еп., исповедник (8/21 января; 8/21 августа) Енравот-Боян Болгарский , мч. (27 марта/9 апреля) Епенет , ап. от 70-ти, еп. Карфагенский (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Епистимия Емесская (Финикийская), мч. (5/18 ноября) Епифаний Кипрский , еп. (12/25 мая) Еразм Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (24 февраля/9 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Еразм Охридский , сщмч. (2/15 июня) Ераст , ап. от 70-ти, еп. Панеадский (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Ерм (Ермий), ап. от 70-ти, еп. Далматский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля; 31 мая/13 июня) Ермий Команский , мч. (31 мая/13 июня) Ермипп Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа) Ермоген Александрийский , епарх, мч. (10/23 декабря) Ермоген Московский и всея России, патр., чудотворец, сщмч. (17 февраля/2 марта; 12/25 мая; 5/18 октября свт.]) Ермократ Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне - правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) - в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским. В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1348; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) - в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) - в мучении). Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа). Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

http://pravenc.ru/text/673743.html

   001    002   003     004    005