Но за то море и благочестие служили для них самою крепкою оградою. Каждый из иноков трудился и молился один отдельно в своей келье. В продолжение всей недели они не видели друг друга. Но вот наступал вечер субботы, или навечерие какого-нибудь праздника; отшельники собирались в общий храм и проводили в нем целую ночь в богослужении, молитве и чтении священных книг. Кроме того что у них вычитывалось в это время и было пето всё, что положено церковным уставом для вечернего и всенощного богослужения, они читали ещё все двадцать кафизм псалтири и толкование рядового воскресного или праздничного евангелия. Потом с наступлением утра слушали они божественную литургию, причащались св. Христовых тайн и, подав друг другу взаимное прощение, расходились в безмолвные свои жилища до следующей субботы, или навечерия какого-нибудь праздника. Здесь каждый вычитывал в сутки весь круг церковного нощеденственного богослужения и, кроме того, акафисты Божией Матери и Спасителю, каноны Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю и молитвы утренние и вечерние 14 . Устраивая Анзерский скит 17 , преподобный Елеазар желал видеть в нем каменную обширную церковь вместо прежней небольшой деревянной. Но, так как собственных средств Анзера недостаточно было на сооружение предполагаемой церкви, то Елеазар решился отправиться в Москву, чтобы здесь испросить пособие от благочестивых московских граждан и от самого царского двора, при котором он пользовался известностью и уважением. Он взял с собой и Никона. В Москве приняли их почтительно, как славных подвигами благочестия. Вся собранная ими милостыня простиралась до 500 рублей. По возвращении в скит, Елеазар положил эти деньги в церковное казнохранилище и как будто забыл о них. Протекло три года; церковное здание не было даже начато 18 . Деятельный и решительный Никон осмелился напомнить своему настоятелю о необходимости приступить к сооружению храма. Елеазар не внимал его совету. Никон предлагал отдать, по крайней мере, деньги на хранение в Соловецкий монастырь, чтобы не узнали о них, говорил Никон, разбойники и не убили нас самих 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Преподобный Елеазар, находясь на Анзере, провидел приближение последнего часа земной жизни преподобного Иринарха, и спешил переправиться на Большой Соловецкий остров. В это время преподобный Иринарх, видя очами сердца своего друга и сподвижника, сказал, что духовный брат его Елеазар плывет сейчас морем, но он не успеет проститься с ним. Преподобный Елеазар прибыл на остров уже после кончины преподобного Иринарха. До наших дней сохранилась часовня во имя преподобного Иринарха. Она находится в подклете Свято – Троицкого собора. Соловецкий патерик повествует о том, что инокам обители являлся преподобный Иринарх. Так, в 1636 году, при игумене Варфоломее, Маркелл, впоследствии игумен Соловецкий и архиепископ Вологодский, находясь вне монастыря на послушании, увидел во сне, будто он стоит в Спасо–Преображенском соборе обители у западной стены, а перед ним у царских врат поднимается лестница, достигающая большой главы. Преподобный Иринарх, сойдя по этой лестнице, направился к игумену Варфоломею, взял посох из рук его и, сказав: «довольно, брат, не твое это дело», велел Маркеллу подойти и взять посох. Многие из жителей Двинской страны, Варзуги, Сумского острога получали помощь от преподобного Иринарха, избавлявшего их от опасностей зимнего моря и непогоды.         Преподобный Елеазар, основатель Троицко–Анзерскаго скита Происхождение. – Монашество. – Отшельничество на Анзерском острове. – Искушения. – Схима. – Начало скита. – Подвижничество. – Замечательные случаи. – Построение деревянного храма. – Строительство Елеазара. – Дружество с прп. Иринархом – Известность Царю. – Царская грамота 1633 года. – Ученики Елеазара. – Забота об устройстве каменного храма. – Попечение патриарха Никона о ските. – Опыты духовной жизни Елеазара. – Кончина. – Явления и чудеса. – Наставления инокам о пострижении, келейном правиле, причащении св. Таин, погребении. – Поучение в св. Четыредесятницу. – Состояние скита по смерти Елеазара. – Строители Никодим и Роман. – Причисление к Соловецкому монастырю. – Строитель Спиридон. – Обретение мощей прп. Елеазара. – Игумен Мельхиседек. – Настоящее состояние скита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Анзерский Свято-Троицкий скит при Соловецком монастыре. Свято-Троицкий Анзерский заштатный, общежительный скит расположен на Анзерском острове, который находится на Белом море, в пяти верстах от Соловецкого острова и в 22 верстах от самой Соловецкой обители. Анзерский остров в окружности имеет 30 верст. Природа здесь дикая и весьма живописная. Вся середина острова и частью берега его покрыты дремучим хвойным лесом. По всему острову разбросано множество озер; их насчитывают около 60. Одно из них, лежащее близ скита с юго-восточной стороны, именуется Святым. С севера к самому скиту подходит довольно длинная (2,5 версты) Троицкая морская губа, на которой расположена Троицкая же спасательная станция. Постоянное жительство на Анзерском острове началось по почину иноков соседнего Соловецкого монастыря, которые устроили здесь соляные варницы. В 1583 году, ради беспрестанно находившихся на Анзерском острове солеваров и иных промышленников, имевших настоятельную нужду в богослужении и в исполнении необходимых христианских обязанностей, по прошению соловецкого игумена Иакова и по благословенной грамоте архиепископа новгородского Александра, здесь поставлена была деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, которую перенесли сюда из Соловок. Ревностный соловецкий игумен Иаков намеревался было построить на Анзерском острове, кроме того, еще и особенный монастырь, но, неизвестно по каким причинам, грамотою царя Феодора Иоанновича в 1596 году это предприятие было приостановлено. Лишь спустя 20 слишком лет после этого, в 1620 году, на Анзерском острове воздвигнут был скит во имя Живоначальной Троицы. Основателем его явился соловецкий схимник св. Елеазар (скончался 13 января 1656 года). Св. Елеазар, по благословению игумена Иринарха, переселился на Анзерский остров, где довольно продолжительное время в уединенной келии проводил подвижническую жизнь отшельника в посте и молитве. Затем он поселился близ церкви Николая Чудотворца, где срубил себе новую келию. Молва о подвигах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1290 с исправлением явных ошибок по другим спискам. Исправления обозначены курсивом. 302 ...о острове Ванзерском...Анзер – второй по величине остров Соловецкого архипелага, площадью 47 кв. км, расположен к северо-востоку от Большого Соловецкого острова и отделяется от него пятикилометровой салмой (проливом). Анзер был освоен, вероятно, задолго до основания Соловецкого монастыря: необычайная красота природы, обилие озёр (которых насчитывалось около 60), тихая и удобная бухта для стоянки судов (получившая впоследствии название Троицкой губы) издавна привлекали поморских торговых людей и путешественников, находивших на острове временное пристанище. Жители Соловецкого монастыря построили здесь соляные варницы и рыболовные тони. Известно, что около 1683 г. на острове находились около 70 человек рабочих, для которых с Большого Соловецкого острова была перенесена церковь Святителя Николая. Анзерский лес использовался для монастырских построек. С конца XVI в., видимо, из-за ограниченного количества дров для солеварения, Анзерский остров опустел и стал привлекать внимание пустынножителей. Около 1596 г. соловецкий игумен Иаков хотел основать здесь монастырь, но его попытка была остановлена царской грамотой. Около 1620 г. Елеазар основал Анзерский скит, который первоначально находился под покровительством Соловецкого монастыря. В 1633 г. скитяне получили независимость от соловецких властей. В 1682 г. Анзерский скит был вновь приписан к Соловецкому монастырю, а в 1764 г. решением Синода подчиненность обители была подтверждена.На Анзере находится высшая точка Соловков – гора Голгофа, на которой в начале XVIII в. соловецким пострижеником, анзерским строителем Иовом Распятским (в схиме Иисусом Голгофским) был основан Голгофо-Распятский скит. 303 ...сумских сътрелцов... – Сумской Посад – село на берегу Онежской губы Белого моря, административно и экономически было тесно связано с Соловецким монастырём. Возможно, сравнение бесов с сумскими стрельцами имело у Елеазара реальную основу. Согласно вкладной книге Анзерского скита 1710 г., брат Елеазара Михаил Севрюков жил в Сумском остроге. Упоминание о семье Севрюковых обнаружено нами в дозорной книге 1661 г. соловецкого соборного старца Варсонофия при перечислении посадских стрелецких дворов (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, д. 57, л. 101 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чувствуя приближение своей кончины, преподобный в последний раз собрал вокруг себя всю братию. Он много поучал своих духовных чад всему полезному ко спасению и дал им письменный устав жизни иноческой. Потом святой Елеа­зар поставил вместо себя наставником своего первого ученика Никодима, заповедав ему иметь постоянную заботу о братии, а братии — слушаться своего наставника, как его самого. «Если труды мои воспомянутся перед Бо­гом, — так закончил свое прощальное слово преподобный, — со временем прославится место сие и не оскудеет никогда благодатью Божией». После того, причастившись Святых Таин, он мирно предал дух свой Господу 13 января 1656 года и с честью был погребен своими учениками вблизи выстроен­ного его трудами храма, с восточной стороны, в часовне. Вскоре после смерти преподобного Елеазара была окончена постройка камен­ной церкви в Анзерском скиту и она была освящена во имя Живоначальной Тро­и­цы с двумя пределами: в честь Знамения Пресвятой Богородицы и во имя пре­подобного Михаила Малеина. Благодать Божия по молитвам преподобного не покидала его духовного на­сле­дия и места его святых подвигов. Сама Пречистая Дева сделалась Покро­вительницей скита. Один старец строгой жизни после молитвенных трудов сел отдохнуть и во сне увидал Жену, стоящую на воздухе над скитом. Простерши руки к Господу, Она молилась Ему: «Владыко Вседержителю и Господи! Призри с высоты святыя славы Своея на скит Анзерский и посети его ради человеко­любия Твоего и помилуй живущих в нем». И тотчас послышался голос с неба: «По­слан был человек в скит Анзерский, чтобы прославить его». Проснувшийся в трепете старец узнал в молящейся Жене Пречистую Деву и возблагодарил Господа и Богоматерь, что не отступают Они от места сего. Как бы некоторым видимым знаком особенного присутствия здесь Богоро­дицы являются три леторасли, чудесным образом произросшие из каменного помоста алтаря под Ее образом Знамение. Благодаря особому покровительству Божию Анзерский скит сделался местом благоговейного почитания и паломничества окрестных жителей. Много прибега­ющих сюда за духовной помощью и с верою молящихся здесь получали испол­нение прошений и исцеление недугов своих как от иконы Пресвятой Троицы, так и от мощей преподобного.

http://pravicon.com/info-2290

в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства преп. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностию занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким пониманием к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. По благословению преп. Иринарха, он оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отдаленный от Соловецкого на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Поселившись один на острове, пустынник работал деревянные чашки, выставлял их на пристани, а сам удалялся в леса от людей. Приплывавшие поморцы брали посуду, а в оплату оставляли хлеб, крупу и капусту. Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Кельи отшельников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались старцы для общей молитвы и на следующий день, совершив восресное пение, расходились по кельям для богомыслия и рукоделия по силам каждого. В числе первых и ближайших учеников преп. Елеазара был знаменитый патриарх Никон . В житии Елеазара рассказывается, что он предсказал царю Михаилу рождение сына, царевича Алексея. Царь Михаил и потом патриарх Никон и царь Алексей своими жалованными грамотами и разными вкладами весьма много способствовали возвышению и благоустройству основанного преп. Елеазаром скита. Анзерский скит сделался знаменитым, как место строгого подвижничества и в то же время книжного просвещения. Сам преп. Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвещения и книжного учения. В «Вкладной книге» Анзерского скита мы о нем читаем: «Он много Божественнаго писания различныя повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом» (Рукоп. Анзер. скита N 2, л. 31–32). Анзерская библиотека вошла в состав Соловецкой и сохранилась до нашего времени («Прав. Собес». 1860 г., янв., стр. 103–104). Преп. Елеазар ум. 13 января 1656 года, после 40-летних подвигов. Мощи почивают под спудом в церкви Анзерского скита. Память празднуется в день преставления (Соловецкий Патерик, стр. 86–88). «Когда и кем составлено дошедшее до нас житие преп. Елеазара, – определенно сказать нельзя; в заглавии сказано, что оно «собрано от многих и верных сказателей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

На месте встречи святыни московским духовенством и народом поставили крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). 3 Преподобный Иринарх Соловецкий Преподобный Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме и Савватию. В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, он призывал к тому же и монахов. Под духовным руководством преподобного Иринарха в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар, друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове. Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы. Преставился святой 17 июля 1628 года. 4 Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем. В XV–XVI веках здесь стали селиться монахи-отшельники, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, но вскоре он опустел. В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Подвижник страдал от видений бесовских, но однажды, по преданию, перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся и крепись, Господь с тобою, и напиши на стенах кельи: “Христос с нами уставися”». Слово «уставити» – по-славянски означает «удержать» или «не допустить». С тех пор все анзерские подвижники стали писать на дверях келий эти слова. Вскоре после этого Елеазар принял от подвижника Фирса пострижение в схиму. Он стал жить возле Троицкой губы. Старец вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани и менял у мореплавателей на съестные припасы. Слава подвижнической жизни святого Елеазара привлекала к нему новых и новых искателей уединения. Преподобный ввел для сподвижников строгий древний иноческий устав, и началась история Анзерского Свято-Троицкого скита…

http://sever.foma.ru/soloveckie-svjatye-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Устроителем скита почитается преподобный Елеазар . Он был принят в число братии Соловецкого монастыря преподобным Иринархом , игуменом обители. Стремясь к отшельнической жизни, инок Елеазар удалился на остров Анзер в 1615 году. Анзер был необитаем и лишь иногда служил пристанищем для беломорских рыбаков. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, на которых работало более 70 человек. В 1583 году на Анзер перенесли из монастыря деревянную церковь святителя Николая Чудотворца . В конце XVI века солеварни были закрыты, и остров снова опустел. На Анзере в уединении селились лишь иноки, искавшие пустынножительства . В Соловецком патерике упоминается, что в 1616 году инок Елеазар встретился на острове с иеромонахом Фирсом «и принял от него пострижение в схиму». К подвижнику стали приходить люди, стремившиеся к отшельнической жизни, и селиться поблизости от его келии. Спустя 4 года игумен Иринарх благословил устроить скит на берегу Троицкой губы на месте чудесного явления, где, по преданию, монастырские рыбаки видели «столп огнен, до небес восходящ». Расцвет скита Об анзерских пустынножителях стало известно царскому двору. На пожертвования царицы Марфы в 1621 году была построена в скиту деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича ). Для нового храма государыня пожаловала книги, иконы и церковную утварь. Строителем ( скитоначальником ) с 1624 года был назначен преподобный Елеазар. Братия скита жила по обычаю древних иноков: «каждый пустынник имел особую келию , на некотором расстоянии от других, пребывая в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву». После недели труда и молитв иноки собирались в субботу вечером на общую службу в храме. В воскресенье утром, по окончании литургии , совершали чин прощения и в молчании расходились по келиям.

http://drevo-info.ru/articles/1454.html

Преподобный Елеазар Анзерский Фильм рассказывает об одном из преподобных Русской Православной Церкви, основателе Свято-Троицкого Анзерского скита Соловецкого монастыря. Елеазар родился в семье купца Афанасия Севрюкова из города Козельска. В раннем возрасте поступил в Соловецкий монастырь, принял постриг от игумена Иринарха Соловецкого. В монастыре Елеазар обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении иконостаса Преображенского собора монастыря. В 1612 году он, стремясь к аскетическим подвигам, поселился на Анзерском острове. В 1616 году был пострижен в схиму и спустя четыре года переселился на другой край острова, поближе к Соловецкому монастырю. Рядом с ветхой церковью святителя Николая он построил себе келью и часовню. Постепенно вокруг Елеазара начала образовываться монашеская община. Для неё Елеазар установил правила анахоретного монашества. В 2003 году научная экспедиция нашего Фонда участвовала в поиске и обретении частиц мощей святого Елеазара. Претерпевшие до конца В фильме, снятом в 1997 году на месте событий, рассказывается о жизни священноисповедника Виктора (Островидова), викария Вятской епархии, который скончался в ссылке в 1934 году в Коми области. Фильм «Претерпевшие до конца» является в полном смысле документальным. В нём запечатлён момент обретения мощей священноисповедника Виктора и обращение к православию и крещение жителей села Нерицы, в котором ещё помнят епископа Виктора. В фильме сделана попытка раскрыть понятие «мученик», вошедшее в исторический опыт Русской Православной Церкви лишь в ХХ веке, рассказано о значении подвига мучеников для живущих ныне, почему Церковь их прославляет, в чем отличие мучеников от репрессированных. В фильме поднимается вопрос о значении мучеников для церковного возрождения и для возрождения национального. Новые светочи России. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Александр Столяров, игумен Дамаскин (Орловский)Фильм украинского режиссера Александра Столярова рассказывает о жизни и христианском подвиге священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Родился 1 января 1848 года в семье священника Никифора Богоявленского в селе Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию; в 1874 году – Киевскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. После смерти жены и единственного ребёнка, 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре принял монашеский постриг. Был единственным иерархом Русской Православной Церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи. И первым из иерархов пострадал в начале гонений на Церковь в ХХ столетии.

http://fond.ru/video/kino

  Того же скита инок Макарий, искусный в живописи, задумал написать изображение Преподобнаго Елеазара, но не знал, какой вид имел Преподобный. Скучая об этом, инок, после вечерняго правила, лег на одр и уснул. Вдруг он видит пред собою преподобнаго Елеазара, который говорить: " ты, брат, желал меня видеть, и вот я теперь стою пред тобою. " Инок в страхе проснулся и увидел уже на яву Преподобнаго. Тогда Макарий пал на колена и поклонился явившемуся, который стал невидим. Припомнив черты лица его, инок изобразил его кистию.   В одно время Анзерскому строителю Исаии, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время зимнее, но пролив, разделяющий острова Соловецкий и Анзерский, был свободен от льдин: строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братии. На обратном пути они были застигнуты массою льда, принесеннаго ветром с моря. Огромныя льдины, окружив лодку, понесли ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили из лодки на льдины и пустились поспешно к берегу, между тем Исаия оступился и едва не погиб. В это время явился ему преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерскаго берега, куда путники пробирались, было еще не близко, а движущейся лед уносил их в противоположную сторону; к большей беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратились к Господу с усердною молитвою об избавлении от опасности и стали призывать на помощь Препод. Елеазара. И вот, при тусклом свете луны, они увидали, что на другом конце льдины стоит Препод. Елеазар и заправляет ею к Анзерскому берегу. Обрадованные иноки хотели приблизиться к Преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самаго берега Анзерскаго острова - и путники вышли на берег благополучно.     Чтобы иметь более полное понятие о том, как понимал иночество преподобный Елеазар, и как он руководил других в подвигах иноческой жизни, мы признаем полезным сделать извлечение из его наставления новоначальным инокам. В этом наставлении Преподобный сначала предлагает общее поучение о вере и нравственности, а также о покаянии. Потом обращает внимание инока на данные им обеты и приводит чин малаго пострижения, где с особенною подробностью останавливается на поручении новоначальнаго монаха в послушание старцу. Далее, излагаются подробныя правила о ночных искушениях и приводятся разныя мнения, касающиеся соблюдения чистоты телесной. За сим, даются наставления в случай страхования ночного. Есть у преподобнаго Елеазара и особое наставление о келейном пребывании с братом. Остальная часть устава состоит из выписки поучений инокам св. Ефрема, Исаака Сирина и некоторых других.

http://isihazm.ru/1/?id=598

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010