Еккл.8:7 .  что он не знает, что будет; и как это будет – кто скажет ему? Как в этом, так и во всяких других обстоятельствах, мудрость сумеет предотвратить зло. Мудрый знает, что всему есть время и устав и, потому, старается все понять, ко всему примениться, не пытаясь вступать в бесплодную борьбу с неизбежным и неизвестным ходом вещей, властвующих над самой жизнью. Не будучи в состоянии предвидеть исхода своих предприятий, не думая о том, что для всякого дела есть свое время, свой суд, люди часто впадают в великие несчастия за свои попытки изменить существующий порядок вещей, существующие формы общественной жизни. Под " заповедью» в 5-ом ст. ближе всего разуметь повеления и законы царя, хотя в дальнейшем течении мысль Екклезиаста очевидно расширяется и дает возможность придавать этому слову нравственный смысл. Еккл.8:8 .  Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавле­ния в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. Человек не в состоянии бороться с установленным порядком вещей, так как последний господствует над самой его жизнью. В этой борьбе он никогда не встретит пощады, от неумолимого конца не спасет его никакое беззаконие, никакое отступление от закона (от правил борьбы). Еккл.8:9 .  Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делает­ся под солнцем. Бывает время, когда человек вла­с­т­ву­ет над человеком во вред ему. Еккл.8:10 .  Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и при­ходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так по­ступали. И это – суета! Екклезиаст отмечает факт видимой несправедливости, когда нечестивые удостаивались почетного погребения, напротив, праведники лишались его. Ст. 10 можно перевести так: «видел я тогда, что нечестивые были погребаемы и приходили (разумеется в могилу, ср. Ис 62.2 ), но далеко удалялись от святого места (Иерусалима, храма или гроба) и были забываемы в городе те, которые поступали право». LXX и Вульгата, неправильно прочитав подлинник, перевели «восхваляемы» (ср. слав.) вместо «забываемы». Еврейское ken, в данном месте, значит: «справедливо», «так, как следует» (ср. 4Цар 7.9 ; Чис 36.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Есть у Соломона такие слова: «Веселись, юноша, в юности твоей» (Еккл. 11:9), — а немного дальше он говорит: «Детство и юность — суета» (Еккл. 11:10). Соломон сказал: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить» (Еккл. 5:17), — а немного дальше он будто бы противоречит сам себе: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2). Слова: «Веселись, юноша, в юности твоей», — сказаны царем Соломоном в сердечном веселье. Когда же он говорит «Детство и юность — суета», — то осуждает плотские желания детства и юности. Слова: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить», — сказаны царем Соломоном в печали, ибо «вино... веселит сердце человека... и хлеб... укрепляет сердце человека» (Пс. 103:15). Когда же он говорит: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира», — то открывает духовную истину, поскольку в доме плача у человека пробуждается память о смерти.    В Священном Писании многократно идет речь об одних и тех же предметах, но сказанное имеет разный смысл, поскольку сказано в разное время, разными людьми и при различных обстоятельствах: одно говорится в недоумении, как вопрос, другое — как ответ, что-то сказано из-за плотского желания, иное — в печали, иное — в радости. Все это есть в Священном Писании: сказанное разными людьми в разное время об одном и том же предмете имеет различный смысл.    Подобные мнимые противоречия можно найти не только в Ветхом, но и в Новом Завете: об одном и том же говорится то так, то иначе. Так, Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22), и потом Он же говорит: «Я не сужу никого» (Ин. 8:15). И еще говорит «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно» (Ин. 8:14), — и Он же говорит: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» (Ин. 5:31).    Многим эти слова кажутся противоречивыми и несогласными друг с другом: ведь сначала Христос называет Себя Судией, а после говорит: «Я не сужу никого»; и еще Господь говорит: «Свидетельство Мое истинно», а в другом месте: «Свидетельство Мое не есть истинно». Однако эти слова не противоречат друг другу, но согласуются. Слово Божие не меняется, не противоречит, не расходится с самим собой; так и приведенные выше слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Святом Евангелии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Есть у Соломона такие слова: “Веселись, юноша, в юности твоей”(Еккл. 11, 9.), — а немного дальше он говорит: “Детство и юность — суета”(Еккл. 11, 10.). Соломон сказал: “Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить”(Еккл. 5, 17.), — а немного дальше он будто бы противоречит сам себе: “Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира”(Еккл. 7, 2.). Слова: “Веселись, юноша, в юности твоей”, — сказаны царем Соломоном в сердечном веселье. Когда же он говорит: “Детство и юность — суета”, — то осуждает плотские желания детства и юности. Слова: “Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить”, — сказаны царем Соломоном в печали, ибо “вино веселит сердце человека… и хлеб укрепляет сердце человека”(Пс. 103, 15.). Когда же он говорит: “Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира”, — то открывает духовную истину, поскольку в доме плача у человека пробуждается память о смерти. В Священном Писании многократно идет речь об одних и тех же предметах, но сказанное имеет разный смысл, поскольку сказано в разное время, разными людьми и при различных обстоятельствах: одно говорится в недоумении, как вопрос, другое — как ответ, что-то сказано из-за плотского желания (В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и в 327 здесь добавлено: “что-то — ради истины духовной”.), иное — в печали, иное — в радости. Все это есть в Священном Писании: сказанное разными людьми в разное время об одном и том же предмете имеет различный смысл. Подобные мнимые противоречия можно найти не только в Ветхом, но и в Новом Завете: об одном и том же говорится то так, то иначе. Так, Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну”(Ин. 5, 22.), и потом Он же говорит: “Я не сужу никого”(Ин. 8, 15.). И еще говорит: “Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно”(Ин. 8, 14.), — и Он же говорит: “Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно”(Ин. 5, 31.). Многим эти слова кажутся противоречивыми и несогласными друг с другом: ведь сначала Христос называет Себя Судией, а после говорит: “Я не сужу никого”; и еще Господь говорит: “Свидетельство Мое истинно”, а в другом месте: “Свидетельство Мое не есть истинно”. Однако эти слова не противоречат друг другу, но согласуются. Слово Божие не меняется, не противоречит, не расходится с самим собой; так и приведенные выше слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Святом Евангелии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

– Привет тебе, Иероним, из XXI века! И через шестнадцать веков всё так же. Приветствуем и вас, кто будет писать в веках после нас! Ведь всё будет так же… Блж. Иероним отмечает, что некоторые толкователи слов Екклесиаста прилагали к спасительному подвигу Христа: «Некоторые место это, начиная от слов есть один и нет второго , объясняют по отношению к Спасителю, что Он для спасения мира сошёл один и без всякого сообщника» [там же]. У Христа не было помощников. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 ). Мессианское звучание слова Екклесиаста могут обретать, конечно, только методом асмахты (прислонения). Двоим лучше, нежели одному Худо человеку одинокому, без сына, без брата. В тяготах и волнениях этой жизни рассуждает Екклесиаст: Еккл. 4:9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их Еккл. 4:10 ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Еккл. 4:11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? Еккл. 4:12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся. Даже в райском состоянии находящемуся человеку сказал Ягве Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ). Екклесиаст это увидел в жизни. Двоим лучше, нежели одному . Иисус никогда не посылал учеников по одному. После сего избрал Господь и других семьдесят и послал их по два пред лицем Своим ( Лк. 10:1 ), а на гору Фавор поднялся с тремя, ведь нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся . И так оно в церкви Христовой на все времена. По первому апостольскому правилу епископа поставляют два или три епископа. Церковь соборная. Ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них ( Мф. 18:20 ). И в супружестве будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть ( Мф. 19:5–6 ). Брак – двое становятся одним, а потом нитка скручивается втрое – появляются дети. И что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Отец Павел Флоренский говорил, что, как в браке двое становятся одной плотью, так в дружбе двое – одна душа. Екклесиаст показывает всё это на трёх примерах. Если один упадёт, то другой поднимает товарища своего. Горе одинокому страннику, которого некому поднять. В холодную ночь двое согревают друг друга. Вспомним, как у Лескова в рассказе «На краю света» выживают занесённые пургой в снегу епископ-миссионер и язычник-проводник. Язычник не очень-то свежо дышит в лицо епископу – тот не выдерживает, а язычник приговаривает: «Ты, бачка, морду-то свою не отворачивай». Так и спас епископа от замерзания. И уж тем более при вражеском нападении. Если станет кто преодолевать одного, то двое устоят против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Из откровения Господня Соломон также знал, что большая часть его труда достанется Иеровоаму, вполне неизвестному, чужому и даже враждебному человеку… По указанным мотивам понятна скорбь Екклезиаста-Соломона. г) Довольно ясно указывают на Соломона, его эпоху и душевное настроение, часто высказываемые Екклезиастом следующие советы: «нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы, добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» (Еккл.7:26). Собственное падение через женщин слышится в этом наблюдении Соломона. Еще: «слово царское храни, ради клятвы пред Богом. Где слово царя, там власть, и кто скажет ему: что ты делаешь? (8:2—4). Если увидишь в какой стране притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся (или точнее: не смущайся, не теряйся), потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еше высший. Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране (5:7—8). Поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба, злословящего тебя — господина (7:21). Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему… Не скоро совершается суд над худыми делами… но… хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога» (Еккл.8:9—12). Общий вывод: «даже и в мыслях твоих не злословь царя… потому что птица небесная может перенест слово твое и крылатая перенесть речь твою» (Еккл.10:20). — Все изложенные советы и наблюдения суть точные снимки с периода правления Соломона, множества чиновников и правителей, жадных и несправедливых, народного недовольства ими и царем, — и отражают желание Соломона убедить народ оставаться верным ему и его роду. Предсмертная прощальная когелетная речь Соломона в них очень ясно отразилась!    4) Заметно очень значительное сходство книги Екклезиаст с другими писаниями Соломона: Притчами и Песнью Песней. Например, описание мудрости и глупости, мудрого и глупого человека в их взаимном разностороннем противоположении, можно сказать, наполняют Притчи и Екклезиаст, в отличие от всех других ветхозаветных книг, причем в этих изображениях много дословного сходства между обеими книгами (напр., Бог дает мудрость и разум - Еккл.2­­ Притч.2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   Когда же придет царствие Божие? — спрашиваем мы. Вопрос постоянный; он повторяется ежечасно людьми. Этот вопрос предлагали даже апостолы Иисусу Христу, говоря: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).    Но этот вопрос не разрешим в существе. Ни люди, ни Ангелы, никто кроме Бога не осведомлен, когда же наступит, наконец, блаженное царство Божие. Может случиться, что мы не доживем до времени, когда царство Божие явится во всей силе. Но для нас довольно того, чтобы царство Божие было внутри нас (см. Лк. 17:20, 21); нужно желать, чтобы это царство внутри нас раскрылось в глубине тоскующего нашего духа и принесло бы душам нашим «праведность, и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).    Итак, когда пробьет в будущий четверг полночный час, с которым начинается новолетие, заповедую вам освятить первое время Нового года и освятить дух свой словами молитвы Господней: «Отче наш! Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» (Мф. 6: 9, 10) Аминь. Слово в день Новолетия     Кто во Христе, тот новая тварь.    (2Кор. 5:17)    При вступлении, по благодати Божией, в новое лето Господне вполне естественны и законны ожидания чего-либо нового. Отсюда, по обычаю, освященному добрыми преданиями, в первые часы и дни гражданского новолетия между людьми происходит живой и разнообразный обмен лучшими благожеланиями и приветствиями.    Но есть ли что-либо новое в видимом мире? Вся видимая природа не отступает от предписанных ей всемогущим Творцом неба и земли законов. От начала мира и до сего дня «восходит и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл. 1:5). Сменяются одно за другим поколения, «род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:4). «Что было, то и будет... что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).    Православный христианин ожидает и желает нового не в царстве природы, но в царстве благодати. Оно представляет собой нравственный, духовный мир, где заключен неисчерпаемый источник нового в лице человека — разумного создания Божия, обновленного Иисусом Христом. В разумной душе человека может и должно совершаться беспрерывное обновление. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое», — восклицает св. апостол (2Кор. 5:17). В царстве благодати Божественная Творческая Сила никогда не прекращает способности создания. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), — учил Сам Господь наш Спаситель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бог так повелел, но не навсегда оставил: Он премудрой хитростью отвратил иудеев от жертвоприношений, повелев совершать их только в одном городе. Когда, по прошествии некоторого времени, после многих знамений и чудес, иудеи, хотя и несовершенно, начали постигать истинного Бога, тогда Господь Бог запретил им жертвоприношения животных, игру на арфах и пение и сказал через пророка: “Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать”(Ам. 5, 23.). И еще сказал Господь: “Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди… о всесожжении и жертве”(Иер. 7, 22.). И еще: “Жертвы и приношения Ты не восхотел”(Пс. 39, 7.). И еще: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих”(Пс. 49, 9.). Теперь понятно, что Бог не требовал жертвоприношений и музыки, повелев иудеям приносить жертвы и играть на арфах, но Он снизошел к их слабости, жестокосердию и непокорности. Поэтому Господь в одно время повелевает, в другое — запрещает, и иногда любит, иногда же — ненавидит. Много подобных мнимых противоречий можно найти в Священном Писании. Соломон говорит: “Нет у человека преимущества перед скотом… Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах”(Еккл. 3, 19–20.). Далее он же говорит: “Таково преимущество мудрого перед глупым”(См. Еккл. 6, 8.). Ранее сказав: “Нет у человека преимущества перед скотом”, далее Соломон говорит, что не только перед скотом, но и перед грешным праведный имеет преимущество. Соломон говорит о грешниках: “Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”(Еккл. 9, 10.). А о праведниках он говорит: “Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их”(Прем. 3, 1.). И еще: “Праведники живут во веки; награда их — в Господе… Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа”(Прем. 5, 15, 16.). И еще: “Он причислен к сынам Божиим и жребий его — со святыми”(Прем. 5, 5.). И далее Соломон ясно показывает, что не одинаков конец не только у человека со скотом, но и у праведников с грешниками: животные после смерти не живут и не сходят в ад, души грешных людей после смерти живут и из-за своих нечестивых дел попадают в ад, души праведных — в руке Божией; праведники получат царство славы и венец красоты от руки Господа; кроме этого, есть и другие различия между человеком и скотом. Чтобы показать слабость и ничтожество грешника, Соломон говорит: “Нет у человека преимущества перед скотом”. Когда же Соломон хочет показать славу и величие праведного человека, тогда он говорит: “Праведники живут во веки… Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа”. И еще: “Они причислены к сынам Божиим и жребий их — со святыми”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

5, 17); а гораздо ниже прибавляет: Благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира (7, 3). Если хорошо есть и пить, то лучше, по-видимому, ходить в дом пира, нежели в дом плача. Отсюда видно, что первое говорится от лица несовершенных, а последнее прибавляется от разума. Излагая разумные причины, он далее показывает и пользу, какую получает человек в доме плача: понеже сие конец всякому человеку, и живый даст благо в сердце его, и живой размыслит, что с ним будет. Опять там написано: Веселися, юноше, в юности твоей (Еккл. 11, 9), и немного спустя прибавлено: яко юность и безумие (удовольствия) суета (ст. 10). Если он обличает суету, то к чему прежде, по-видимому, побуждал, то ясно показывает, что первые слова сказаны как бы от лица плотского человека, а последние прибавлены по суду истины. Так, выражая прежде удовольствие плотских людей, преданных заботам, возвещает, что хорошо есть и пить, то же самое потом, по суду разума, отвергает, когда говорит, что лучше идти в дом плача, нежели в дом пира; также и о веселии юноши в юности его предлагает как бы от лица плотских людей, а потом, после объяснения мысли, и юность и веселие называет суетою. Точно так же наш проповедник предлагает мысль от лица несовершенных умом, когда говорит: якоже случай сынов человеческих, и случай скотский, случай един им: якоже смерть того, тако и смерть сего, и дух един во всех, и что излише имать человек паче скота (Еккл. 5, 19); ибо, по разуму, он предлагает другую мысль, говоря: кое изобилие (человеку) мудрому паче безумного? понеже нищ позна ходити противу живота (Еккл. 6, 8)» . Учитывая эти четкие объяснения, предложенные свят. Григорием, перейдем к рассмотрению оспариваемых текстов. Первый из них находится в главе 3 и является выводом из попыток человека найти правду на падшей земле. И если рассматривать человека без учета вечности, то положение его безнадежно, ибо внешне нет никаких различий между ним и животными. Смерть пожирает и тех, и других. «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Для неё никакое удовлетворение недостаточно. Так как ни сердце суетою, ни тело сладострастием никогда не насыщаются по Писанию: не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием ( Еккл. 1:8 ); беги от этой кровопийцы и получишь полную свободу от всякого злого, ибо своя воля всё нехорошее привлекает к себе» кн. 4, гл. 2, отд. 5]. Своеволие должно быть пресечено принятием воли Божией. Иисус сказал однажды Своим ученикам: У Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю Пославшего Меня ( Ин. 4: 32, 34 ). Эту пищу искал и наш философ, но на пути его были только пиявки, ненасытно требующие: подай, подай!.. И он не умел ещё их стряхнуть с себя. Ученики Иисуса пошли в самарийский город за хлебом, ядущий который захочет есть опять. Опять будет – подай, подай! По тем же городам в тщетных поисках бродил и философ. Круг шестой: повторяемость событий Нет итрон. Нет остающегося. Однако если нет остатка, то можно устремиться к новому и этим новым пусть не утолить жажду души неизбывную, но хотя бы позабавить её, развлечь и отвлечь от горькой неудачи. Весь прогресс разве не в том, чтобы от старого устремляться к новому? Пусть новое станет скоро старым, но ведь опять появится нечто новое. И это бесконечно. Для физиков ещё Ленин сказал: «Электрон неисчерпаем!». Пусть бесконечность появления нового опять лишает всё значимой цели, но, по крайней мере, не скучно. каждому поколению есть к чему стремиться. Думал ли так юный царь Соломон во цвете своей красоты и премудрости, при неограниченных возможностях, дарованных ему царским престолом?.. Но стареющий философ, бродя по миру, так уже не думал. Еккл. 1:9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Еккл. 1:10 Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Бесконечная линия со всё новым и новым замкнулась во взгляде ищущего новизны философа на начало, свернулась в круг, безумно закружившийся на месте. Всё новое оказалось хорошо забытым старым.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде,– как звезды во веки, навсегда» ( Дан. 12, 1 –3). 18. Поэтому будь осторожен, человек. Знаешь признаки антихристовы, не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро. Имеешь ли чадо по плоти, наставь его, и если родил кого оглашением, предостереги и сего, чтобы ложного не принял он за истинное. «Ибо тайна беззакония уже в действии» ( 2Фес. 2:7 ). Устрашают меня брани народные, устрашают меня церковные расколы; устрашает меня взаимная ненависть братии. О если бы, хотя и сказано это, но дал Бог, чтобы сие не исполнилось над нами! По крайней мере будем осторожны. И этого довольно об антихристе. 19. Будем же ожидать и готовиться к сретению Господа, грядущего с небес на облаках. Тогда возгремят ангельские трубы. Сперва воскреснут мертвые о Христе, благоговейные из живущих тогда восхищены будут на облаках, приняв в награду за труды почесть, которая выше человека, потому что и подвизались выше сил человеческих, как апостол Павел говорит в своем послании: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем» (7 Фес. 4, 16. 17). 20. Об этом пришествии Господнем и о скончании мира знал Екклесиаст и говорит: «веселись, юноша, в юности твоей» ( Еккл. 11:9 ); и затем: «и удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего» (10). «И помяни Создателя твоего, доколе не пришли тяжелые дни, доколе не померкли солнце и свет, и луна и звезды, и помрачатся смотрящие в окно» (дает разуметь силу зрения), «доколе не порвалась серебряная цепочка» (указывает на сочетание звезд, потому что они сребровидны) «и не разорвалась золотая повязка» (дает разуметь этим златовидное солнце, потому что повязка называется от известного цветка, у которого много кругом лучевидных лиственных отростков). «И будет вставать человек по крику петуха, и высоты будут им страшны и на дороге ужасы» ( Еккл. 12, 1 –6). Что же узрят? Тогда «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных» ( Мф. 24:30 ), и восплачутся «каждое племя особо» ( Зах. 12:12 ). И что же будет в пришествие Господне? «И зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется кипарис» ( Еккл. 12:5 ). Но, как говорят толковники, цветущий миндаль означает окончание зимы. Ибо тогда тела наши после этой зимы дадут от себя небесный цвет. «И отяжелеет кузнечик» – это окриленная душа, облекаемая телом. «И рассыплется кипарис» – рассеются подобно тернию беззаконники.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010