Богатство Богатство принадлежит Богу: Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф ( Агг.2:8 ). Господня земля и что наполняет ее ( Пс.23:1 ). Бог дает богатство: Господь делает нищим и обогащает ( 1Цар.2:7 ). Сказал Бог Соломону: и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои ( 3Цар.3:13 ). Давид сказал: и богатство, и слава от лица Твоего, Господь ( 1Пар.29:12 ). Бог дает силу приобретать богатство: Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство ( Втор.8:17–18 ). Благословение Божие приносит богатство: Если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, пошлет Господь тебе благословение во всяком деле рук твоих, откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою ( Втор.28:2,8,12 ). Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит ( Притч.10:22 ). Бог делает богатым и бедным: Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь ( Притч.22:2 ). Богатство – а) временно: Богатство не навек ( Притч.27:24 ); б) неверно: Собирает человек, и не знает кому достанется то ( Пс.38:7 ). Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем, во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него ( Еккл.5:12–13 ); в) преходяще: Не заботься о том, чтоб нажить богатство; устремишь глаза свои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья, и, как орел, улетит к небу ( Притч.23:4–5 ); г) подвержено опасности похищения: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ). Человек не может после смерти учесть свое богатство: Не бойся, когда богатеет человек, ибо, умирая, не возьмет ничего ( Пс.48:17–18 ). Как вышел владетель богатства нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понесть в руке своей ( Еккл.5:14 ). Мы ничего не принесли в мир, явно, что ничего не можем и вынести из него ( Пс.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 4 Еккл.4:1 . И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнета­ющих их – сила, а утешителя у них нет. И обратился я, и увидел все обиды, какие бывают под солнцем; и вот слезы тех, кои терпят обиду, и нет кто бы утешал их; а в руках обижающих их сила, и нет для них утешителя. После этого размышления, я обратил ум и глаза свои к тому, чтобы посмотреть обидчиков и обижаемых. И вот те, кои несправедливо угнетаются более сильными, протестуя против неправды дела слезами, которые только и дозволяется иметь им в их бедствиях, не могут найти утешителя. И к довершению несчастий, к безутешному своему горю, они видят, что обидчики в неправдах своих очень сильны. И поэтому-то они не могут утешиться. Мысль эту подробнее раскрывает Давид в псалме семьдесят втором и Иеремия в своей книге. Еккл.4:2–3 . И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. И похвалил я мёртвых, которые уже умерли, пред живыми, какие живут доселе. А лучше пред сими обоими тот, кто еще не родился, кто еще не видел дела злого, которое сотворено под солнцем. При виде бедствий, какие угнетают смертных в мире сем, я признал более счастливыми мёртвых, чем живых, по оному слову Иова об аде: «там успокоились утомленные телом вместе с теми, кои были связаны; они уже вне опасности, не слышат голоса приставника» ( Иов.3:17–18 ). А обоих этих, то есть живого и умершего, лучше тот, кто еще не родился. Ибо один еще терпит бедствия, а другой, как бы после кораблекрушения, остался ни с чем; тот же кто еще не родился, счастливее тем, что не испытал еще зол мира. Говорит это не в том смысле, что еще не родившийся существует прежде рождения и счастливее тем, что не обременён еще телом, а в том, что лучше вовсе не существовать и не иметь ощущения бытия, чем существовать или жить несчастно. И об Иуде Господь говорит, указывая на его будущие мучения: «лучше было не родиться человеку тому» ( Мф.26:24 ), – т. е., что лучше ему было вовсе не существовать, чем терпеть вечные мучения. Некоторые же это место понимают так: умершие лучше тех, кои живут, хотя они были прежде грешники, ибо живые находятся еще в борьбе и как бы заключены в темнице тела, а умершие уже вне опасности и перестали грешить. Так и Иоанн, более коего не было в рождённых женами, меньше того, кто самый меньший в царствии небесном, и кто, освободившись от бремени тела, не имеет нужды говорить с апостолом: «окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея» ( Рим.7:24 ). А обоих их лучше тот, кто еще не родился и не видел зол, какими удручены люди в мире сем; ибо наши души прежде чем нисходят в эти тела, пребывают в горнем и до тех пор блаженны, пока пребывают в небесном Иерусалиме и в лике ангельском 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1 Пс. 63(62), 3. 2 Мф. 4, 4. 3 Втор. 8, 3. 4 Исх. 1, 17 5 Пс. 63 (62), 6. 6 Иной перевод: «ниже которой они ставят все». 7 Пс. 55 (54), 23. 8 Лк. 18, 12. 9 Числ. 11. 10 Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5. 11 Лк. 19:26. 12 2 Петр. 1, 5. 13 2 Кор. 8, 5. 14 Лк. 10, 42. 15 Дан. 10, 2 сл. 16 Иоиль 2, 12. 17 Беседа о богатом//Patrologia Orient. Т. 31. Р. 22. 18 Скобки принадлежат оригиналу. 19 Hieron. Epistola 59, 11//PL Т. 22. Col. 537А. Блаж. Иероним здесь только приводит греческий стих: «Упитанный желудок не рождает тонкий ум». — Прим. Mnsr. Жюжи. 20 Скобки принадлежат оригиналу. 21 Т. е. прежде Моисеева Законодательства. 22 1 Кор. 8, 13. 23 Мф. 9, 15; Лк. 5, 34. 24 Общая мысль на основании Мф. 23, 23; Лк. 11, 42. 25 Эту мысль находим у св. Григория Двоеслова, Беседа XVI на Еванг. § 5. Т. е. Десятословие — десять заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, представляли собою сущность Ветхозаветного Закона, которую исполнил Христос, как Он сказал: «Не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17). 26 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 27 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1 † 2 † 3 † 4 ­­ 10. 28 Гал. 5, 24. 29 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27). 30 Кол. 2, 12. 31 Или: «по причине оного праздника». 32 Оригинал: «начало года». 33 В марте месяце день имеет 12 часов и ночь имеет 12 часов. 34 2 Кор. 7, 10. 35 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 36 Все это, конечно, следует понимать образно. 37 Мф. 17, 21. 38 Скобки принадлежат оригиналу. 39 Т. е. постом, молитвою и милостынями. 40 2 Ездр. 3, 20. Здесь «бесстрашие» следует понимать в смысле «наглости». 41 Исх. 32, 6. 42 Лк. 16, 24. 43 Еккл. 2, 3; в тексте сокращено. 44 Переводим, следуя совету, данному в примечании Mnsr. Жюжи. 45 «Сухая» в понятии суровости к себе, в воздержанности. 46 Скобки принадлежат оригиналу. 47 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 48 Схоларий обращается к монахам, для которых была предназначена вся эта проповедь. 49 Пс. 63 (62), 3 50 Мф. 4, 4 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3017...

Дары Божии Все то, что есть человек, или чем владеет он, суть дары Божии: Давид сказал: все, что на небе и на земле, Твое, Господи. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. Кто я, и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе ( 1Пар.29:11–14 ). От божественной силы Господа нашего даровано нам все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ). Дары Божии а) изобильны: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? ( Рим.8:32 ); б) распределяются по воле Его: Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор.7:7 ). Дары Божии духовные суть а) душа человека: Отходит человек в вечный дом свой, и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:5,7 ); б) Господь воплотившийся, величайший из всех дар Божий: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Иисус сказал самарянке: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ( Ин.4:10 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ); в) Дух Святый: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный дает Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:13 ). Я умолю Отца, и дает вам Духа истины и в вас будет ( Ин.14:16–17 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа ( Тит.3:4–6 ); г) покаяние: И язычникам дал Бог покаяние в жизнь ( Деян.11:18 ); д) вера: Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ). Вам дано ради Христа веровать в Него ( Флп.1:29 ); е) оправдание и усыновление: Дар не как суд за одного согрешившего, – ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений. Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:16–18 ). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Стефан Фиваидский. Аскетическое слово 7. Прежде всего, чадо, отрекись от мира; отрекись от земли своей и сродников своих ( Быт. 12, 1 ); отрекись от являемого [очам] вещества, то есть от забот века сего, дабы смог ты узреть Царство Небесное 719 . 8. Сними покров [греха] 720 с сердца своего, чтобы обрести зрение; отрекись от [вещей] зримых, чтобы увидеть незримые 721 . 9. Да будет хранение в сердце твоем, чтобы смог ты познать побуждающих тебя [ко греху] 722 , потому что твердая пища подобает совершенным – тем, которые посредством постоянного навыка приучили чувствилища [свои] к различению добра и зла. Это и есть хранение сердца 723 . 10. Чадо! Убойся Бога и отрекись от гордыни, от порока, от зависти, от тщеславия, от злословия, от многоглаголания 724 . 11. Отрекись от похотей очей своих, от двоедушия, от превозношения, от малодушия, от ярости и гнева, от ропота и возмущения 725 . 12. Чадо! Не будь своенравным, отрекись от желаний чрева своего и от смеха и не развлекайся. 13. Отрекись от [желания] насмехаться над человеком и не стремись к соперничеству в чемлибо; отрекись от злонравия и [худых] мыслей 726 . 14. Отвергни тщетную печаль 727 и не унывай 728 ; отрекись от невоздержанности; не будь робким, дабы не впасть тебе в [бесполезную] брань 729 . 15. Сын [мой]! Будь искренним во всех делах своих, ибо Бог любит слова правдивые 730 . 16. Не будь сластолюбивым и бесстыдным лицом 731 , но стяжай себе добрый стыд. Не будь неслухом 732 , «да не умреши не во время свое» ( Еккл. 7, 18 ). 17. Чадо! Не будь сребролюбив, ибо сребролюбие есть корень всех зол ( 1Тим. 6, 10 ) 733 . 18. Не будь притворщиком и не желай чужого. 19. Убегай от греха, дабы не стать тебе рабом похоти. Не будь алчным, но избегай лукавства. 20. Не следуй плотским похотям своим, но владычествуй над ними 734 . 21. Не будь обманщиком, но отрекись от лжи. Будь кротким, а не упрямым 735 . 22. Чадо! Не будь беспокойным и любящим суету мира [сего] 736 . 23. Не увлекайся мыслью о перемене мест 737 . 24. Чадо! Стяжай себе доброе послушание 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В нем он выделил восемь основных проблем в понимании и переводе текста стихов 1-18 первой главы Евангелия от Иоанна и подробно остановился на двух проблемах: понимании термина ξουσα в стихе 12 и соответствующем переводе фрагмента данного стиха как «дал им возможность [или способность] стать детьми Божиими», а также выборе чтения «единородный Сын» или «единородный Бог» в 18-м стихе. Доцент Московской и Санкт-Петербургской духовных академий М.В. Ковшов в докладе «Роль Духа Святого в " Открывающей эсхатологии " (Inaugurated eschatology) св. ап. Павла» отметил, что дары Святого Духа в этой жизни будут также получены и в жизни будущего века. Связью двух веков является Сам Господь Иисус Христос. В докладе преподавателя Курской духовной семинарии священника Романа Коцапа «Анализ отрывка послания к Колосянам 2:8-10 " ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно " » было продемонстрировано понимание термина «философия» у иудейских авторов Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также у церковных византийских писателей. Заведующий кафедрой древних и новых языков СПбДА иеромонах Варфоломей (Магницкий) выступил с докладом «Лексико-грамматические особенности глагольных форм в Синодальном переводе Нового Завета», в котором представил в систематическом виде специфику перевода глагольных форм Нового Завета в Синодальном переводе. В секции «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии» также был представлен ряд докладов. Ректор Минской духовной академии , заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Сергий (Акимов) представил доклад «Суд Божий и суд человеческий: толкование Еккл. 3:15-17», ректор Костромской духовной семинарии священник Георгий Адрианов — « " Литература Премудрости " в современной библейской науке», профессор СПбГУ Е.Н. Мещерская — «Структура и особенности " Апокалипсиса " в апокрифе " Исход Марии " », заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии А.С. Кашкин — «Саул и Аэндорская волшебница: анализ экзегетических концепций», доцент СПбДА Д.Г. Добыкин — «Анализ Чикагского заявление о безошибочности Библии», доцент СПбДА Б.А. Тихомиров — «Книга пророка Амоса 5:25-27 — экзегетический экскурс», преподаватель МДА протоиерей Александр Тимофеев — «Забытое царство и утраченное единство: библейская археология на методологическом распутье», преподаватель СПбДА священник Александр Зиновкин — «Ишодад Мервский (IX в.) как комментатор Священного Писания», аспирант Института философии СПбГУ Ю.А. Снисаренко — «Историософская модель Втор. 30:1-10 в иудейских текстах периода Второго Храма» После каждого выступления участники заседания активно обсуждали представленные доклады. По материалам сайта Санкт-Петербургской митрополии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5274467.ht...

Вы познаете опытом, что всякое земное услаждение – «суета и томление духа» ( Еккл. 1:14 ) и что без Бога, при всех удобствах к внешней счастливой жизни, мы – бедные и жалкие люди; что Христос в сердце – вот наше богатство, наше прекрасное светлое жилище, наше убранство, вот наш покой и наше утешение. Итак, перенесите вашу скорбь в терпении и выучите сердцем тверже тот урок, который преподает вам Господь через вашу скорбь. Не малодушествуйте и не отчаивайтесь в милости Божией: вмале скорбь, и потом опять воссияет радость. Ибо Господь многомилостив и помнит, что мы персть 84 ; что как трава дни человека, что он как цвет полевой, так отцветает (см. Пс. 102:14, 15 ), и не попустит Господь нам быть искушенными больше, чем сколько можем, но в искушении оставит для нас избыток сил, чтобы мы могли перенести (ср. 1Кор. 10:13 ) (7). Сердце тонко, легко, духовно, небесно по природе своей – береги его; не отягощай, не оземленяй его, будь крайне воздержан в пище и питье и вообще в удовольствиях телесных. Сердце – храм Божий. «Кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор. 3:17 ) (7). Чрево стало идолом: постов многие совсем не держат, считая их тягостными, пирования и пьянство сделались явлениями постоянными. Деньги стали положительно современным кумиром, и для легкого приобретения их люди не пренебрегают никакими средствами, как бы они ни были неблагородны, нечестивы; все помыслы, заботы, забавы, в том числе и игра, словом, удовольствия, искательства, намерения, предприятия, даже учение направлены к земле; о небе, о небесном звании, о небесном учении и житии во многих домах нет и помину. Человек стал весь земля, весь прах (9)! Ах! Да не говорит никто из нас, братья: дай ты мне потешить мои пять чувств, дай ты мне испытать все земные удовольствия, не заставляй меня отказаться от них, они так приманчивы, насыщусь, тогда попекусь о душе. Нет, возлюбленные братья, время дорого: им искупается вечность, спешите, спешите на небесную вечерю и оставьте пристрастие к чувственным удовольствиям, удаляющим сердца наши от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В самом деле: в Книге Притчей немало говорится о мудрости царя, о правильном, справедливом и мудром управлении и собственным домом, и страной. Все это не могло не импонировать Екклесиасту: все, связанное с царской властью, с управлением, с тем, что сегодня мы назвали бы служебной этикой, было ему близко и понятно (Еккл 8:2–4). Впрочем, понимал он и другое: до тех пор, пока существует государство и его институты, настоящей справедливости в мире не будет, просто в силу ограничений самой государственной машины, которая не может быть иной, чем такой, какая она есть (Еккл 5:7), и многое зависит от конкретного человека, находящегося у власти (Еккл 5:8). И все же прочитанное не помогло Екклесиасту. Он не отрицает значения мудрости, не считает ее ненужной и бесполезной. Иногда она может даже помочь бедняку из низов стать царем — если очень повезет (Еккл 4:13–14). И все же в целом картина, которая предстала глазам Екклесиаста, оказалась вовсе не радостной, даже если смотреть на нее глазами мудреца. Впрочем, что касается мудрости, то она, по собственному признанию автора книги, осталась от него «далека» (Еккл 7:23–24). Да и точно ли искания человека идут ему на пользу (Еккл 7:29)? Правда, иногда мудрость может даже спасти город, вот только спасителя обычно быстро забывают (Еккл 9:13–15). Мудрость вообще лучше силы, но мудростью пренебрегают, а перед силой преклоняются (Еккл 9:16, 18). Иногда слова мудрых слышат лучше, чем крики властителей (Еккл 9:17), но власть все же остается в руках тех, кто ею обладает. Так зачем же нужна мудрость, что она может изменить в этом мире? Мудрость украшает человека, делает его более достойным (Еккл 8:1), но не дает ему силы изменить мир. Мудрый живет зрячим, а глупец — слепым (Еккл 2:13–14), но судьба у всех одна и конец один, а у сильных мира сего мудрость обычно не в чести; так зачем же тогда она нужна? Мудрость хороша, как украшение жизни, «с наследством» (Еккл 7:11–12): в таком случае она органично дополняет ту полноту, которая уже есть в наличии. Хорошо быть богатым, знатным и мудрым, тогда, при богатстве и знатности, мудрость не пропадет даром.

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ek...

Мудрость, советы мудрого являются особым подходом в педагогике и учении Екклесиаста . Самое частое слово, ассоциирующееся с мудростью в еврейской Библии, — «хокма» (‎, сноснтан), которое имеет много значений и включает в себя множество коннотаций: интеллект, сосредоточение на учебе, практическая мудрость, здравый смысл и др. Несмотря на то что часто оно связывалось с интеллектуальным типом образования , в отличие от современного обучения, в основании этой традиции лежало религиозное мировоззрение. Поэтому мудрый человек не тот, кто прошел через определенные ступени современной ему системы образования, где делается упор только на интеллект и знание узкой профессиональной области; мудрость — это умение жить и действовать согласно воле Божией. Согласно учению Кохелета, весь видимый мир есть результат творческой деятельности Бога . В Книге Екклесиаста неоднократно описывается творческая деятельность Бога, выражается восхищение Его творением: «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце» (Еккл. 3:11) . Екклесиаст учит, что сам человек является Божьим творением, ибо «все дни жизни дал ему Бог» (Еккл. 5:17), так же как и все средства, необходимые для поддержания жизнедеятельности людей, являются даром Бога (Еккл. 2:24) . Кохелет учит: все, что случается в жизни, человеку следует воспринимать как должное (Еккл. 7:14), поскольку для людей недоступно полное понимание того, что делает Бог, и человек ничего не знает о своем будущем (Еккл. 3:11; 3:21), любые попытки получить такое понимание бесплодны (Еккл. 8:17; 11:5). Через подобные рассуждения Екклесиаст доносит до своих учеников важную истину: все находится в руках Бога. Этот урок не менее важен и для современного человека, в котором светская культура насаждает надменную уверенность в собственных силах. Современный человек полагает, что он способен техническим путем преобразовать мир к лучшему, что созданные людьми технологии и добытые научные знания способны приблизить какое-то «светлое будущее», где человек будет счастлив.

http://bogoslov.ru/article/6191760

Э. Г. Юнц идет по другому пути. В Еккл. 1:2 он использует три синонима: «Никчемно все … Напрасно все и бесцельно все». Но все эти слова передают только лишь общее значение еврейского термина, какое он приобретает в контексте книги, не отражая его частные смысловые оттенки. Вместе с тем, подход Э. Г. Юнца интересен тем, что, используя его, можно перевести выражения «суета сует», «суета сует», «все – суета» тремя разными выражениями, которые бы отражали конкретный смысловой оттенок еврейского слова . В качестве альтернативы можно предложить и еще один вариант перевода рассматриваемого сопряженного сочетания – «совершенная пустота». А Еккл. 1:2 может звучать так: «Совершенная пустота … Совершенная пустота. Все – пустое». Перевод слова зависит также от перевода сочетания, которое сопутствует этому слову, соединяясь с ним посредством союза «и». Речь идет о выражении / , которое звучит рефреном в Книге Екклезиаста 7 раз. Необходимость согласовывать перевод и / проистекает от того, что в данном случае мы имеем дело с синонимами, соединенными союзом «и». В Библии несколько раз встречаются подобные пары синонимов, включающие слово (см., например, Иерем. 16:19). В Книге пророка Исайи это пара («ни на что и вотще/впустую») (Ис. 49:4), а также пара («помощь Египта будет тщетна и напрасна/бесполезна») (Ис. 30:7). Смысловая близость слов и признавалась, например, М. И. Рижским, который термин в Еккл. 11:10 перевел как «дуновение ветра». Сочетание / в Синодальном тексте передается как «суета и томление духа». Однако все остальные переводы предпочитают иное прочтение данного выражения. Ш. Мидбари передает это выражение как «суета и погоня за ветром», «тщета и погоня за ветром» (единожды). Интересно, что фразу из Еккл. 1:17 Ш. Мидбари переводит как «томление духа». М. И. Рижский последовательно переводит рассматриваемое выражение как «лишено смысла и погоня за ветром», «бессмысленно и погоня за ветром» (единожды). А. Э. Графов также проявляет последовательность: «это – пустое, это – погоня за ветром», «все – пустое, все – погоня за ветром». У И. Дьяконова преобладает вариант «тщета и ловля ветра», однако встречается и вариант, близкий к прочтению Синодального перевода: «тщета и пустое томленье». Э. Г. Юнц предпочитает несколько вариантов перевода: «бессмысленно, как погоня за ветром», «бессмысленно, как ловля ветра», «бессмысленно, как гнаться за ветром». Интересно, что выражение из Еккл. 1:17 он передает как «никчемно». Все эти переводы подчеркивают конечную бесплодность, бессмысленность человеческих трудов, действий, которые напоминают погоню за ветром или ловлю ветра. Такое понимание оправдано общим содержанием Книги Екклезиаста.

http://bogoslov.ru/article/2007428

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010