Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЛО [греч. κακα, τ κακν, πονηρς, τ ασχρν, τ φαλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага . Ветхий Завет Терминология и семантика В ВЗ предметы, явления, события, действия и переживания, так или иначе противопоставленные благому, полезному, соответствующему принятым нормам или эталонам, т. е. оцениваемые негативно в к.-л. отношении, характеризуются словами, производными от корня   (глаголы         имена существительные и прилагательные:        ). При этом «плохое», «дурное», т. е. неупорядоченное, неправильное, и «вредное», «опасное», т. е. приносящее вред или способное его причинить, а также З. как нравственная характеристика людей и их поступков и З., переживаемое человеком, т. е. страдание, беда, несчастье, различаются только контекстуально, но не терминологически. Так, слова с корнем   служат определениями предметов и явлений, опасных и вредоносных по своей природе, и т. о. подчеркивают эти свойства. Напр., «злой» (  ) нередко называется болезнь: «Поразит тебя Господь злою (  ) проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей» (Втор 28. 35; ср.: Втор 28. 59: «...болезнями злыми (  ) и постоянными»; Втор 7. 15; Иов 2. 7: «...проказою лютою (  ) от подошвы ноги его по самое темя его»; Еккл 6. 2: «тяжкий (  ) недуг»; 2 Пар 21. 19). Когда речь идет о диких зверях, представляющих собой угрозу для человека, используются те же эпитеты: «хищный зверь», «лютые звери» (     - Быт 37. 20, 33; Лев 26. 6; Иез 5. 17; 14. 15, 21; 34. 25). В этом значении такие слова могут употребляться и менее конкретно, обозначая беду, несчастье как совокупность опасных, гибельных событий или обстоятельств: «...за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло (  ) на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар 21. 12); «За это Я наведу беды (  ) на дом Иеровоамов...» (3 Цар 14. 10); после смерти Авессалома Иоав говорит Давиду: «...клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий (  ), какие находили на тебя от юности твоей доныне» (2 Цар 19. 7 (МТ 19. 8)).

http://pravenc.ru/text/199913.html

Но нельзя забывать и слов праведного Иова, обращенных к его друзьям: «В старцах – мудрость, и в долголетних – разум» ( Иов.12:12 ). Потому и сказано апостолом: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» ( 1Тим.5:1 ). Всегда ли ты, душа моя, послушна речам людей опытных? Всегда ли ты готова принять их мудрый совет, когда они останавливают твою горячность, еще не оперившуюся, но уже готовую воспарить ввысь – себе на поругание и врагу на потеху? Не отвергаешь ли ты, душа моя, да еще и с поруганием, наказаний, которыми вразумляет тебя духовник твой? не глумишься ли ты над учением его? не вступаешь ли с ним в бесполезные для твоего возрастания споры и пререкания, пытаясь защитить своё, а не стяжать Божественное? Всегда ли готова ты, душа, прислушиваться к словам людей опытных, идя вслед их и по крупицам собирая мудрость истинную, не почитая для себя зазорным поклониться каждой пылинке, чтобы из множества их выбрать чистое золото духовных плодов? Или ты всё еще считаешь, что собственного твоего копеечного духовного опыта хватит на то, чтобы искупить себе Царство? " Подобно, – сказано, – Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» ( Мф.13:45–46 ). Хватит ли тебе того, что ты имеешь, чтобы эта одна жемчужина, драгоценнейшая всего жемчуга мира, – «одна истина, которая есть Христос» 1401 ! – стала твоей? Неужели ты ответишь мне: «Да!», душа моя? Неужели не вспомнишь ты слов премудрого приточника, который остерегает тебя: «Не будь мудрецом в глазах твоих» ( Притч.3:7 )? Неужели не остерегут тебя его слова, записанные в книге Екклезиаста: «Не выставляй себя слишком мудрым, зачем тебе губить себя» ( Еккл.7:16 )? Ведь если – «да», то – сколь велика гордыня твоя, беззаконная душа моя! Как высоко ты ставишь себя в тщеславии своем! И как противно это самовозвышение словам Христовым – ведь Он сказал: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» ( Лк.14:11, 18:14 ; Мф.23:12 )! «Как понимать слова: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет»? – вопрошает богомудрый толкователь. – Ибо многие, сами себя возвышающие в жизни сей, наслаждаются честью. «Будет унижен» означает то, что кто в мире сем пользуется большой честью, тот жалок и низок пред Богом. Притом, таковой бывает в чести не до конца и не у всех, но сколько одни уважают его, столько же другие поносят, может быть и из тех самых, кои уважают его. Итак, это изречение истины справедливо. И всякий недостойный высокого места, но присваивающий оное себе, будет унижен и пред Богом во время последнего Суда, хотя бы в сей жизни был и выше всех. По природе же всякий человек недостоин возвышения. Посему пусть никто не возвышает себя, дабы не быть униженным до крайности» 1402 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Но так как никто не может исполнить Закона и совершить всё то, что повелено, то и в другом месте Апостол свидетельствует, говоря: так как это было невозможно для Закона, пред которым вследствие плоти [человек] был немощен, то Бог, посылая Сына Своего в подобии плоти греха из-за греха, осудил грех в плоти ( Рим.8:3 ). Если же это верно, то нам могут возразить: „Следовательно и Моисей, и Исаия, и прочие пророки, которые жили под делами Закона, находятся под проклятием?“ Тот, кто слышит слова Апостола: Ибо Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись проклятием за нас, пусть не боится отвечать на это утвердительно и утверждать, что каждый из святых в своё время был проклятием за народ. Но усвояя это преимущество и праведникам, мы не должны казаться умаляющими Спасителя, как будто Он ничего не имеет особенного и превосходного, сделавшись проклятием ради нас, когда и прочие ради других подверглись проклятию. В самом деле, никто из них, хотя сам и сделался проклятием, не освободил никого от проклятия, кроме одного только Господа Иисуса Христа, Который бесценною Кровию Своею искупил от законного проклятия и нас всех, и тех, – я говорю о Моисее и Аароне, и обо всех пророках и патриархах. А чтобы вы не подумали, что это сказано мною как моё собственное мнение (ех meo sensu), об этом свидетельствует Писание: ибо Христос благодатию Божиею, или – как читается в некоторых списках (exemplaribus): без Бога, – умер за всех ( 2Кор.5:14–15 ) 20 . Если же за всех, то и за Моисея, и за всех пророков, из которых ни один не мог разодрать ветхого рукописания, которое было написано против нас, и пригвоздить его ко кресту ( Кол.1:14 ): Все согрешили и имеют нужду в славе (gloria, или: в благодати – gratia) Божией ( Рим.3:23 ) Екклисиаст также утверждает эту мысль: Человек не бывает праведен на земле, который делал бы добро и не согрешил ( Еккл.7:20 ). Наконец, ясно учит об этом и дальнейшее слово Апостола, что ни Моисей, ни другой какой-либо славный муж из древних не мог чрез закон оправдаться пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Помышляли в сердцах своих (Мк. 2, 6; Лк. 3, 15). Даруй же рабу Твоему сердце разумное (3 Цар. 3,9). Мудрость войдет в сердце твое (Притч. 2,10). Не уразумели этого сердцем (Ис. 42, 25). Вы знаете всем сердцем вашим (Нав. 23,14). Бродят помыслы в сердце (Пс. 72, 7). Мудрость почиет в сердце разумного (Притч. 14,33). Безумие в сердце их (Еккл. 9, 3). Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать (Ис. 32,4). Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания... Речей разумного будут искать в собрании и о словах его будут размышлять в сердце (Сир. 21, 17-20). Он дал им (людям) смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения (Сир. 17,5). Да откроются помышления многих сердец (Лк. 2,35). Для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24,38). Остановимся на последнем тексте. Как эти мысли входят в сердца ваши? откуда входят? Если входят в сердце, то, значит, не рождаются в нем. Конечно, Писание не противоречит несомненным физиологическим фактам и не отрицает роли мозга в мышлении, и не только мышлении, но и во всех психических процессах. В приведенных выше словах иноков Каллиста и Игнатия, святителей Василия Великого и Григория Богослова пророчества и видения объясняются благодатным воздействием Духа Святого на ум пророков, а умственные процессы происходят в мозгу. Да, конечно, но только мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается. Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные и дыхательные, тепловые и другие центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозги оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами - значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Поэтому и жених покоится между лилий и среди тех, которые не осквернили одежд своих, ибо пребыли девственницами, и которые внимали заповеди: да будут во всякое время одежды твои светлы ( Еккл. 9:8 ) и, как основатель и глава девства, говорили с верою: Я нарцисс Саронский, лилия долин ( Песн. 2:1 ). Итак камень – прибежище зайцев, которые при гонениях бегают из города в город и не боятся оного пророческого изречения: не стало для меня убежища ( Пс. 141:5 ); – высокие же горы – сернам, питающимся змеями, которых малое дитя будет выводить из пещер, когда будут вместе пастись рысь и козел, и вол и лев будут есть мякину, – не для того, чтобы вол научился свирепости, но для того, чтобы лев научился кротости. Возвратимся к указанному свидетельству. Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего. За тем следует: потому что кротость покрывает и большие проступки. Этот стих имеет такой смысл: Если в помыслы твои проникнет змей, то всяким хранением блюди свое сердце и пой с Давидом: от тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего ( Пс. 18:13–14 ); тогда ты не дойдешь до величайшего греха осуществленного не деле, но тотчас поработишь в уме греховные возбуждения и вавилонских младенцев разобьешь о камень, на котором не видны следы змея, и дашь Господу смиренное обещание: чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения ( Пс. 18:14 ). То же самое Писание свидетельствует в другом месте: наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода ( Чис. 14:18 ), то есть: Бог не наказывает нас непосредственно за самые помыслы и расположения духа, но воздает за них в потомстве их, т.е. в злых делах и в греховном упорстве, как говорит через Амоса: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его ( Ам. 1:3, 2:4 ). После тщательного наблюдения за помыслами, ты должна вооружится постом и петь с Давидом: постясь душею моею ( Пс. 68:11 ); ем пепел, как хлеб ( Пс. 101:10 ); и еще: во время болезни их одевался во вретище ( Пс. 34:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

– Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог . Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом. В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка. 14.5. Неужели все люди грешники? – «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ). Все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, –обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:8,9 ). 14.6. Что такое грех, как его уничтожить? – Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих. Он имеет свойство от малого возрастать до великого. Грех ведет к вырождению, сокращению земной жизни, может лишить и вечной жизни. Первоисточником греха является падший мир, человек – проводник греха. Фазы вовлечения в грех следующие: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Проникая в суть ветхой истории, мудрейший из людей диктовал писцам: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» ( Еккл. 1:9-10 ). Так было, пока не родился в Вифлееме Спаситель мира. «Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их» ( Пс. 106:13-14 ). Закончилась ночь человечества, закончилось блуждание в потёмках, засиял день. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ), — говорит о Себе Спаситель. И ещё: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Если грех держал ветхое человечество в темнице, то Христос Спаситель своей Крестной Жертвой внёс плату за всех, выкупил всех из неё, показал путь в Жизнь Вечную. «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор. 5:17 ), — писал Апостол. С Искупительной Жертвы начался новый, последний период истории человечества. Последний, потому что второго искупителя не будет. Милосердием Божиим человеку даровано всё необходимое для спасения. В Таинствах Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, его усердие к добру получает поддержку благодати. Воскресение Христово открыло врата Царства Небесного. Что ещё нужно человеку? У нас нет причин ждать какого-то особенного, иного времени. Воспользуемся последним, которое даёт нам Господь для покаяния, для исправления жизни, потому что, по словам Апостола, именно для того и длится наше время. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2 Пет. 3:9 ). О смертном страхе И «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий , грядущих на вселенную» ( Лк. 21:26 ), — говорится в Евангелии о последних временах. Да, страх смерти часто ослабляет, отравляет человека. Но более человека неверующего. Всякий христианин уже в этой земной жизни как бы перешагивает грань, ощущая себя не только «сыном века сего», но и «сыном будущего века». Его личная будущая жизнь в какой-то мере реальна для него и сегодня. Молитва, церковная служба, переживание христианских праздников, покаяние, причастие — все это относится и к этой жизни, и к будущей. И поэтому страх перехода в вечность в верующем человеке как-то умерен. Гораздо сильнее действует в нас страх будущего Суда, который и называется Страшным Судом.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Слово 39. О послушании    Тот, кто во всем слушается духовных отцов своих, то, что по Богу, Богу воздает. Ибо послушливый муж, хотя и пребывает в сей жизни, но словно вне сего мира шествует, поскольку, своей воли отвергаясь, Господню исполняет. И таковой к исповедникам причисляется, но не только это, но и беззаботно жительствует все время своего пребывания [на земле]. С таковыми [то есть с исповедниками] и подражателем Господу оказывается, потому что и Сам Он был послушным даже до смерти, и смерти крестной(Флп. 2:8). Послушание же есть нерассуждающее повиновение, чтобы веленное беспечально исполнять. Послушание есть совершенное, лишенное своей воли подчинение одному лишь мановению начальствующего, без колебаний побуждаемое к совершению всяких заповедей. Послушание признается первым благом среди всех прочих начальных добродетелей и упраздняет возношение, рождает же смиренномудрие. И оно становится началом любви ко Христу, потому что и Христос по причине Домостроительства даже до креста и смерти был послушен Своему Отцу (Флп. 2:8), чтобы ввести в вечную жизнь живущих в послушании. Посему кто же не ублажит такового? А вернее — кто же не поревнует таковому жительству? Потому что отсечение своей воли есть пролитие крови и в жертву вменяется человеку и есть свершение разумного и совершенного мужа. И ясно научает нас Исаия, говоря: Аще… не будешь творить хотения своего в день святый… и не воздвигнеши ноги своея на дело, ниже возглаголеши словесе своего во гневе… и будеши уповая на Господа, да ухлебит тя благоты земными (Ис. 58:13-14). Говорит же и премудрый Соломон: Сын бо бых и аз отцу послушливый и любимый пред лицем матере. Иже глаголаша и учиша мя: да утверждается наше слово в твоем сердце (Притч. 4:3-4). И другой: Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (Притч. 19:16). И опять-таки: Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (Притч. 28:14), и:Соблюдающий заповедь не испытает… зла (Еккл. 8:5). Петр же пишет, говоря: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа; и: слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

10 . Не роптал ли на Бога в несчастьях? Пути Господни неисповедимы. Будем верить во всеблагий промысл Божий, ибо Бог все делает для нашей пользы. В Священном Писании есть такие слова: Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами ( Евр. 12:5–7 ). Христианин! Если тебя постигло несчастье, то не ропщи на Бога, предайся всецело в волю Божию, смирись, сознай себя достойным по грехам еще большего наказания. Тогда мир Божий и радость о Господе почиют в твоем сердце! 11 . Не божился ли ты? Не клялся ли? Клясться и божиться без всякой нужды вошло у многих в привычку. А между тем, заповедь Божия нам гласит: «Не произноси имя Божие напрасно». Господь говорит: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:37 ). 12 . Не нарушал ли ты обещаний, данных Богу? В Священном Писании есть такие слова: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал – исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить ( Еккл.5:3–4 ). Давая обеты, будь осмотрителен и не давай обета неразумного и неисполнимого. Если же такой обет уже дан тобой, то иди к отцу своему духовному, чтобы он разрешил тебя от такого обета или заменил его другим исполнимым, более разумным и полезным для тебя. 13 . Христианин! Не кощунствовал ли ты? Не допускай не только кощунства, но даже и самой малейшей насмешки не только над Богом Творцом твоим и Судией, но и над слугами Его – лицами священными и над предметами священными: иконами, крестами. 14 . Не святотатствовал ли? Если обыкновенный тать или вор, по слову апостола Павла, Царствия Божия наследовать не может (см.: 1Кор.6:8–10 ), то что можно сказать про святотатца, похищающего церковное имущество, отданное, посвященное Богу?! 15 . Христианин! Жертвуешь ли ты на благоукрашение своего приходского храма?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

41) О бодрствовании 1Ин.3:6 . «Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его». Объясн. Кто согрешает, т.е. пребывает, коснеет во грехе, тот не видел и не познал Его (Христа). Под видением разумеется здесь созерцание очами веры, которая при этом находит опору и помощь в чувственном созерцании священных изображений Христа. Но это не значит, чтобы христианин, даже истинный, не мог согрешать, совершать отдельные грехи: 1Ин.1:8 ; Еккл.7:20 . Посему вся жизнь христианина протекает в борьбе с грехом, в падениях и восстаниях, и благодатное очищение ( 1Ин.1:9 ) и утверждение требуется для него постоянно: 1Пет.5:8 ; Мк.13:37 . 1Фес.4:10–11 .«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам». Объясн. Здесь обличение для тех, которые, вообразивши, что наступило царство антихриста или что приблизилось славное пришествие (второе) Христово, сами не хотят заниматься житейскими делами, бросают дома, предаются бездействию и других соблазняют к тому же: 2Фес.2:1–3 ; Мф.24:4–5 . Не в праздности, но в труде, какой указан кому Господом, должен застать нас день Господень: Мф.25:13–14 ; Мк.13:33–34 . 1Фес.5:8–10 . «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним». Объясн. Напоминание о бдении и трезвенном внимании привело на мысль для сравнения военную стражу – вооружение; такое сравнение особенно любил часто употреблять апостол: 2Кор.10:4 ; Рим.6:13:13:12 ; Еф.6:11 . Да и Сам Господь нередко призывал к бодрствованию: Мк.13:33 ; Мф.24:42 . Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010