Скачать epub pdf Глава 6 Тщетность богатства и славы Недолго философ наслаждался счастьем и покоем в доме довольного всем и благочестивого обывателя. Какая-то сила его так и тянет к тем, кто ищет большего и не находит ничего. Не философское это дело сидеть в доме обывателя. Не философское это дело наслаждаться счастьем умеренности. В руках опять страннический посох… И опять суета и томление духа. Еккл. 6:1 Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми Еккл. 6:2 Бог даёт человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чём, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это – суета и тяжкий недуг! Еккл. 6:3 Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и ещё умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, Еккл. 6:4 потому что он напрасно пришёл и отошёл во тьму, и его имя покрыто мраком. Еккл. 6:5 Он даже не видал и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому. Еккл. 6:6 А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдёт в одно место? Еккл. 6:7 Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается. Еккл. 6:8 Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое – бедняка, умеющего ходить перед живущими? Еккл. 6:9 Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это – также суета и томление духа! Еккл. 6:10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это – человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. Еккл. 6:11 Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? Еккл. 6:12 Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? Вновь и вновь взгляд славнейшего и богатейшего царя Востока не может скользнуть мимо славы и богатства, однако вновь и вновь остановиться при этом ни на чём не может – всё суета и томление духа , пар и погоня за ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Радость Радость есть дар Божий: Ты, Господи, исполнил сердце мое веселием ( Пс.4:8 ). Человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость, и знание, и радость ( Еккл.2:26 ). Радость земная смешивается с печалью: При смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль ( Притч.14:13 ). Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа ( Еккл.2:10–11 ). Верующие имеют свою радость в Боге: Буду радоваться о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний ( Пс.9:3 ). О имени Твоем радуются весь день ( Пс.88:17 ). Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем. Да хвалят имя Его с ликами ( Пс.149:2–3 ). Радостью буду радоваться о Господе, веселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения ( Ис.61:10 ). Не видя Господа, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая, наконец, верою вашею спасения душ ( 1Петр.1:8–9 ). Радость верующих есть а) радость Господа совершенная в них: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна ( Ин.15:10–11 ). Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:13 ); б) радость и мир о Святом Духе: Ученики исполнялись радости и Духа Святого ( Деян.13:52 ). Бог надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Плод духа: любовь, радость, мир… ( Гал.5:22 ); в) радость не отъемлемая никем: Я увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин.16:22 ). Радость испытывается а) теми, которые свое упование возлагают на Господа: Возрадуются все уповающие на Тебя, Боже ( Пс.5:12 ). Душа наша уповает на Господа; о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали ( Пс.32:20–21 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Пс. 63(62), 3. 2 Мф. 4, 4. 3 Втор. 8, 3. 4 Исх. 1, 17 5 Пс. 63 (62), 6. 6 Иной перевод: «ниже которой они ставят все». 7 Пс. 55 (54), 23. 8 Лк. 18, 12. 9 Числ. 11. 10 Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5. 11 Лк. 19:26. 12 2 Петр. 1, 5. 13 2 Кор. 8, 5. 14 Лк. 10, 42. 15 Дан. 10, 2 сл. 16 Иоиль 2, 12. 17 Беседа о богатом//Patrologia Orient. Т. 31. Р. 22. 18 Скобки принадлежат оригиналу. 19 Hieron. Epistola 59, 11//PL Т. 22. Col. 537А. Блаж. Иероним здесь только приводит греческий стих: «Упитанный желудок не рождает тонкий ум». — Прим. Mnsr. Жюжи. 20 Скобки принадлежат оригиналу. 21 Т. е. прежде Моисеева Законодательства. 22 1 Кор. 8, 13. 23 Мф. 9, 15; Лк. 5, 34. 24 Общая мысль на основании Мф. 23, 23; Лк. 11, 42. 25 Эту мысль находим у св. Григория Двоеслова, Беседа XVI на Еванг. § 5. Т. е. Десятословие — десять заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, представляли собою сущность Ветхозаветного Закона, которую исполнил Христос, как Он сказал: «Не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17). 26 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 27 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1 † 2 † 3 † 4 ­­ 10. 28 Гал. 5, 24. 29 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27). 30 Кол. 2, 12. 31 Или: «по причине оного праздника». 32 Оригинал: «начало года». 33 В марте месяце день имеет 12 часов и ночь имеет 12 часов. 34 2 Кор. 7, 10. 35 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 36 Все это, конечно, следует понимать образно. 37 Мф. 17, 21. 38 Скобки принадлежат оригиналу. 39 Т. е. постом, молитвою и милостынями. 40 2 Ездр. 3, 20. Здесь «бесстрашие» следует понимать в смысле «наглости». 41 Исх. 32, 6. 42 Лк. 16, 24. 43 Еккл. 2, 3; в тексте сокращено. 44 Переводим, следуя совету, данному в примечании Mnsr. Жюжи. 45 «Сухая» в понятии суровости к себе, в воздержанности. 46 Скобки принадлежат оригиналу. 47 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 48 Схоларий обращается к монахам, для которых была предназначена вся эта проповедь. 49 Пс. 63 (62), 3 50 Мф. 4, 4 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3017...

Дары Божии Все то, что есть человек, или чем владеет он, суть дары Божии: Давид сказал: все, что на небе и на земле, Твое, Господи. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. Кто я, и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе ( 1Пар.29:11–14 ). От божественной силы Господа нашего даровано нам все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ). Дары Божии а) изобильны: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? ( Рим.8:32 ); б) распределяются по воле Его: Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор.7:7 ). Дары Божии духовные суть а) душа человека: Отходит человек в вечный дом свой, и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:5,7 ); б) Господь воплотившийся, величайший из всех дар Божий: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Иисус сказал самарянке: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ( Ин.4:10 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ); в) Дух Святый: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный дает Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:13 ). Я умолю Отца, и дает вам Духа истины и в вас будет ( Ин.14:16–17 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа ( Тит.3:4–6 ); г) покаяние: И язычникам дал Бог покаяние в жизнь ( Деян.11:18 ); д) вера: Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ). Вам дано ради Христа веровать в Него ( Флп.1:29 ); е) оправдание и усыновление: Дар не как суд за одного согрешившего, – ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений. Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:16–18 ). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Стефан Фиваидский. Аскетическое слово 7. Прежде всего, чадо, отрекись от мира; отрекись от земли своей и сродников своих ( Быт. 12, 1 ); отрекись от являемого [очам] вещества, то есть от забот века сего, дабы смог ты узреть Царство Небесное 719 . 8. Сними покров [греха] 720 с сердца своего, чтобы обрести зрение; отрекись от [вещей] зримых, чтобы увидеть незримые 721 . 9. Да будет хранение в сердце твоем, чтобы смог ты познать побуждающих тебя [ко греху] 722 , потому что твердая пища подобает совершенным – тем, которые посредством постоянного навыка приучили чувствилища [свои] к различению добра и зла. Это и есть хранение сердца 723 . 10. Чадо! Убойся Бога и отрекись от гордыни, от порока, от зависти, от тщеславия, от злословия, от многоглаголания 724 . 11. Отрекись от похотей очей своих, от двоедушия, от превозношения, от малодушия, от ярости и гнева, от ропота и возмущения 725 . 12. Чадо! Не будь своенравным, отрекись от желаний чрева своего и от смеха и не развлекайся. 13. Отрекись от [желания] насмехаться над человеком и не стремись к соперничеству в чемлибо; отрекись от злонравия и [худых] мыслей 726 . 14. Отвергни тщетную печаль 727 и не унывай 728 ; отрекись от невоздержанности; не будь робким, дабы не впасть тебе в [бесполезную] брань 729 . 15. Сын [мой]! Будь искренним во всех делах своих, ибо Бог любит слова правдивые 730 . 16. Не будь сластолюбивым и бесстыдным лицом 731 , но стяжай себе добрый стыд. Не будь неслухом 732 , «да не умреши не во время свое» ( Еккл. 7, 18 ). 17. Чадо! Не будь сребролюбив, ибо сребролюбие есть корень всех зол ( 1Тим. 6, 10 ) 733 . 18. Не будь притворщиком и не желай чужого. 19. Убегай от греха, дабы не стать тебе рабом похоти. Не будь алчным, но избегай лукавства. 20. Не следуй плотским похотям своим, но владычествуй над ними 734 . 21. Не будь обманщиком, но отрекись от лжи. Будь кротким, а не упрямым 735 . 22. Чадо! Не будь беспокойным и любящим суету мира [сего] 736 . 23. Не увлекайся мыслью о перемене мест 737 . 24. Чадо! Стяжай себе доброе послушание 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

11, 25–26) полностью исполнился в Его Божественном Воскресении. Но надо сказать еще об одном. Без Воскресения Господня не может быть понят триумф всех от века праведников, особенно же Его учеников и апостолов, мучеников, исповедников, воздержников – героев во Христе, которые посредством благодати Божественного Воскресения «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне» (Евр. 11, 33–34) и вообще победили начала и власти тьмы, попрали саму смерть. Наградой и венцом за все эти подвиги стало для них Воскресение Господне, которое до скончания века будет символом и чаянием всех поколений. Сладчайший наш Господь Иисус, воскресший Богочеловек, пребудет единым бытием как под небом, так и превыше неба, удостоившим заключенного в юдоли плача человека победить смерть, диавола и сам грех, стать блаженным, бессмертным и причастником Его вечного Царства. Потому для нашей природы воскресший Господь стал «всем для всех» (1Кор. 9:22). Он стал прекрасным, добрым, истинным, любимым, радостным, божественным, премудрым, вечным, единственной нашей любовью, нашей радостью, всем нашим благом, всей нашей жизнью, всем нашим чаянием и упокоением. Старец Иосиф Ватопедский 10. Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос даёт радость и духовное утешение. Где Христос – там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел всё, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно» (См. Еккл.2,4–11). Мирская радость даёт нечто временное, что приятно только в данный момент, не даёт того, что даёт радость духовная. Духовная радость – это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости. «Пасха, Господня Пасха»! Преподобный Паисий Святогорец Рейтинг: 8.5 Голосов: 305 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/112100.html

2. Отвергнем же плотские мудрования. А какие – плотские? Те, которые утучняют и услаждают тело, но причиняют вред душе, каковы например: богатство, роскошь, слава, любовь плотская; всё это относится к плоти. Не будем же любить приращение богатства, но будем всегда искать бедности; она – вели­кое благо. Но, скажешь, она делает человека уничиженным и жалким? Это нам и нужно, потому что приносит нам вели­кую пользу. " Нищета, – говорит Премудрый, – смиряет мужа» ( Притч.10:4 ); также Христос (говорит): «блаженны нищие духом...» ( Мф.5:3 ). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что она (бедность) доставляет нам великое дерзновение? Но, скажешь, «мудрость бедняка пренебрегается» ( Еккл.9:16 ); и в другом месте сказано: «нищеты и богатства не давай мне» ( Притч.30:8 ); и ещё: изьми меня из «горнила страдания» ( Ис.48:10 ), Может ли быть злом, бедность или богатство, если «бедность и богатство – от Господа» ( Сир.11:14 )? Почему же так сказано? Это было сказано в ветхом завете, когда богатство считалось весьма важным, а бед­ность была презираема, одно было проклятием, а другое – благословением. А теперь не так. Хочешь ли слышать похвалу бед­ности? Её переносил Христос: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ); также ученикам Он говорил: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои» ( Мф.10:9 ). И Павел говорит в послании: «мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). И Пётр сказал хромому от рождения: «серебра и золота нет у меня» ( Деян.3:6 ). И в самом ветхом завете, – когда удивлялись богатству, – кто, скажи мне были чудные мужи? Не Илия ли, не имевший ничего, кроме милости? Не Елисей ли? Не Иоанн ли? Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богат­ство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее уго­ждать многим. Кто, скажи мне, был беднее Иакова, который го­ворил: «если Бог будет со мною, ...даст мне хлеб есть и одежду одеться» ( Быт.28:20 )? Не имели ли дерзновения Илия и Иоанн и им по­добные? Не обличал ли один Ахаава, а другой Ирода? Этот говорил: «не должно тебе иметь жену брата твоего» ( Мк.6:18 ); а Илия с дерзновением говорил Ахааву: «не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего» ( 3Цар.18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пастырское сердце грустит, когда приходится видеть огромное стечение молодых людей на концертах популярных исполнителей или на футбольных матчах. Нет, мы вас не осуждаем. Молодости свойственно стремление к творческому поиску, к состязаниям, развлечениям, и все это должно занимать в вашей жизни свое место. Однако необходимо уделять время и поиску Истины, и молитвенному предстоянию перед Господом. Ведь если душа не имеет связи с Духом Божиим, она истощается, разрушается, оказывается беззащитной перед натиском искушения, страсти, порока. " Веселись юноша в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего... и помни Создателя твоего в дни юности твоей " (Еккл. 11.9 -12. 1)- наставляет Священное Писание. Стремительно меняется современный мир. Невиданными темпами развиваются новые технологии. Человеческие возможности расширяются во многих сферах деятельности. К сожалению, в порыве самолюбования человек часто забывает о Боге. Но Господь ожидает от вас, дорогие мои, чтобы дарованные Им таланты и способности вы употребили во благо. Возрастайте о Господе! Пусть вам откроется совершенство духовной жизни во Христе, подлинная красота человеческих отношений в Его Церкви. Помните наставление святого апостола Петра: " Служите друг другу, каждый тем даром, какой получили, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4. 10-11). См. также: - Выступление Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула на Съезде православной молодежи - Вступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла - В Москве проходит Съезд православной молодежи Fri, 01 Feb 2002 15:47:36 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru

http://zavet.ru/a/rss_1012567656.html

А в конце говорится: «больше нежели у всех бывших прежде меня в Иерусалиме». Не служит к большой славе Соломона, что он был богаче одного царя, своего отца, потому что при Сауле Иерусалим не был еще столицею, а находился во владении Иевусеев, которые жили и в самом городе. Поэтому следует объяснять в высшем смысле, какой это Иерусалим и чем Екклезиаст был богаче всех предшествовавших ему царей в Иерусалиме. Еккл.2:8 . собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия. Собрал я серебра и золота и драгоценностей от царей и областей. Завел у себя певцов и певиц и забавы сынов человеческих, служителей и служительниц. Серебро и золото Божественное Писание употребляет в отношении к букве и духовному смыслу: так, в шестьдесят седьмом псалме духовно понимаемый голубь более видные и наружные крылья имеет посеребренные, а более сокровенный внутри смысл закрывает блеском золота. Христос собрал в церковь верующих имения царей и областей, или стран: тех царей, о которых Псалмопевец поет: «предсташа царие земстие и князи собрашася вкупе» ( Пс.2:2 ), и тех областей, на кои Спаситель повелевает поднять глава, ибо они уже белеют для жатвы ( Ин.4:35 ). Под имениями царей можно разуметь и учение философов, и светские науки; тщательно изучив их, муж церкви обличает мудрецов в их лжеумствованиях, разрушает премудрость премудрых и отвергает разум разумных ( 1Кор.1 ). Певцы и певицы – это те мужчины ли, или женщины, которые поют духом, поют же и умом. Певец, как муж, как сильный и духовный, поет из области высшего; а певица вращается еще в области вещества, которое греки называют λην и не может высоко поднять свой голос. Таким образом, везде, где в Писании говорится о женщине и о поле слабейшем, там мы должны видеть указание вещественного. Поэтому и Фараон хочет, чтобы оставались дети не мужеского, а только женского пола, как близкие к веществу ( Исх.10:10–11 ), и напротив, ни об одном святом не говорится, или говорится очень редко, что он рождал детей женского пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Впосл. в Библии при описании истории правления Северного царства большинству израильских царей вменялось в вину следование «грехам Иеровоама» (см., напр.: 3 Цар 15. 30; 16. 31 и т. д.). Итогом выбранного И. пути стало предание Господом Израильского царства в руки Ассирии (4 Цар 17. 21-23). Изображение И. как главного виновника неверного выбора исторического пути для своего народа типологически перекликается с жизнеописанием др. ближневост. правителей (напр., Нарам-Син, Набонид, Ибби-Син, Шульги). Нек-рые комментаторы усматривали в словах из Книги Екклесиаста: «Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы» (Еккл 4. 13) - последствия происшедшего между И. и Соломоном конфликта ( Malamat. P. 262-263; Seow C. L. Ecclesiastes: A new transl. with introd. and comment. N. Y.; L., 1997. P. 190). Согласно талмудическим источникам, религ. политика И. не получила поддержки только в колене Дана (Бэмидбар Рабба. 2. 10). Никто из священников не пожелал совершать богослужение в новых святилищах, поэтому И. пришлось привлекать для богослужения случайных людей (Авода Зара. 39a). Чтобы воспрепятствовать паломничеству народа в Иерусалим, он был вынужден выставить на границах с Иудеей охрану, к-рая убивала всех нарушающих этот запрет (Санхедрин. 102a). В экзегезе ранней Церкви И., разделивший царства из зависти ( Greg. Nazianz. Or. 36), стал прообразом раскольников и еретиков, разделяющих единое тело Церкви Христовой ( Cypr. Carth. De unit. Eccl. 6; Iren. Adv. haer. IV 26. 2). Лит.: Bright J. History of Israel. L., 19664; Hayes J., Miller M. Israelite and Judean History. L.; Phil., 1977; Ahlström G. W. Royal Administration and National Religion in Ancient Palestine. Leiden , 1982. (Studies in the History of the Ancient Near East; 1); Evan C. D. Jeroboam//ABD. Vol. 3. P. 742-745; Halevy E. E. Jeroboam I//EJud. Vol. 11. P. 140 - 141; Malamat A. History of Biblical Israel: Major Problems and Minor Issues. Leiden etc., 2001; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого храма. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/293676.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010