Он может быть лишен такой возможности в силу различных обстоятельств: при неожиданной потере имущества («не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек» - Еккл 6. 2); жадность и заботы о будущем не дают наслаждаться настоящим («пресыщение богатого не дает ему уснуть» - Еккл 5. 11) и т. д. Бедность в любом случае лишает человека возможности радоваться жизни, хотя Бог может в какой-то момент дать ему богатство («Видел я рабов на конях, а князей, ходящих, подобно рабам, пешком» - Еккл 10. 7). Т. о., обычно бедность в понимании Екклесиаста представляет собой зло и для возможности счастья человеку нужно обладать хотя бы минимальным имуществом; эту «долю» дает ему Бог (Еккл 5. 18). Проблема власти рассматривается в Е. к. в разных контекстах, причем нередко Екклесиаст критикует различные ошибки царей в управлении гос-вом. Так, они слушают невежд и принимают неправильные решения («Есть зло, которое видел я под солнцем, это - как бы погрешность, происходящая от властелина; невежество поставляется на большой высоте...» - Еккл 10. 5-6). Люди, обладающие властью, обычно не терпят прекословия (Еккл 8. 2-4), поэтому не следует злословить человека не только вслух в его присутствии, но даже в мыслях и у себя дома (Еккл 10. 20). Всякую мирскую власть, и в первую очередь царскую, следует уважать, подчинение ей имеет божественное происхождение (Еккл 8. 2), однако, несмотря на это, нередко, как признает Екклесиаст, «бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл 8. 9). Видя различные притеснения «бедному и нарушение суда и правды», не нужно этому удивляться, поскольку это почти неизбежное следствие любой системы управления гос-вом (Еккл 5. 7). Мудрость и невежество являются предметом мн. рассуждений Е. к. Невежество и глупость рассматриваются как очевидное зло (см., напр.: Еккл 10. 1), и Екклесиаст призывает читателей не поступать подобно глупцам (Еккл 5. 1-2). Отношение к мудрости неоднозначное: по сравнению с глупостью она представляет собой неоспоримое благо («...преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою» - Еккл 2.

http://pravenc.ru/text/189649.html

Еккл. 9 :2. Участь 288 одна праведному и нечестивому, доброму и злому, и чистому 289 и нечистому, и приносящему жертву н не приносящему, как доброму, так и грешнику, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Еккл. 9 :3. Это худо во всем, совершающемся под солнцем, что участь одна всем 290 , и сердце сынов человеческих (бывает от сего) исполнено лукавства, и неустойчивость 291 в сердце 292 их и 293 в жизни их (остается) и по удалении их к мертвым 294 . Еккл. 9 :4. Ибо кто постоянно имеет общение со всеми живыми? 295 Есть надежда, что пес живой лучше мертвого льва 296 . Еккл. 9 :5. Ибо живые знают, что они умрут, а мертвые ничего не знают, и нет им более награды, так как забыта и память о них: Еккл. 9 :6. И любовь их, и ненависть их, и ревность их уже погибли, и нет им более на веки части 297 во всем, чт6 делается под солнцем. Еккл. 9 :7. Прииди, ешь в веселии хлеб твой и пей с радостным сердцем вино твое, ибо 298 угодны Богу дела твои 299 . Еккл. 9 :8. Да будут во всякое время одежды твои белы и елей да не оскудеет на голове твоей. Еккл. 9 :9. И наслаждайся 300 жизнию с женою, которую ты полюбил, во все дни жизни юности 301 твоей, данной тебе под солнцем, во все суетные дни твои 302 , ибо это-доля 303 твоя в жизни твоей и в труде твоем, которым ты занимаешься под солнцем. Еккл. 9 :10. Все, что найдет (нужным) рука твоя делать, по силе твоей делай, ибо нет ни работы, ни размышления, ни разума, ни мудрости в аду, куда ты пойдешь 304 . Еккл. 9 :11. Еще я видел под солнцем, что не проворным дается быстрый бег, не сильным-победа, не самому 305 мудрому 306 -хлеб, не разумным-богатство, не разсудительным-благорасположение 307 , но время и случай назначен им всем 308 . Еккл. 9 :12. Ибо и сам 309 человек не знает времени своего: как рыбы уловляются в пагубную мрежу и как птицы запутываются в сеть, подобно им и сыны человеческие уловляются сетью в бедственное время, когда оно внезапно постигнет их. Еккл. 9 :13. И видел я сию 310 мудрость под солнцем, которая показалась мне 311 великою:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В предостережениях против многословия Екклесиаст дважды сравнивает его со сновидениями (Еккл 5. 2; 5. 6), что не вполне понятно; возможно, он цитирует некое известное в его время высказывание на эту тему, смысл к-рого был впосл. утерян ( Krüger. 2004. P. 108). В библейской традиции засвидетельствовано различное отношение к снам, от положительного (как к источникам откровения - Быт 40-41; Иов 4. 12-13; Дан 2, 4, 7) до крайне настороженного («Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами... Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего» - Сир 34. 5-6). Нек-рые исследователи толкуют выражение     (суетные сны; букв.- сны и суета - Еккл 5. 6; в синодальном переводе иначе) как свидетельство того, что в этом контексте «сны» и «суета» - синонимы ( Seow. 1997. P. 200). Возвращаясь к теме несправедливости (Еккл 5. 7-8; ср.: Еккл 3. 16; 4. 1), Екклесиаст больше внимания уделяет социальному неравенству: речь идет о «притеснении бедному»; смысл рассуждения не вполне понятен, поэтому исследователи расходятся в толкованиях этого «исключительно трудного текста» ( Seow. 1997. P. 218). Согласно доминирующей среди комментаторов т. зр. (Ibidem), имеется в виду бюрократическая система управления сатрапиями (  , в синодальном переводе - область - Еккл 5. 7), при к-рой представители разных уровней правящего сословия постоянно шпионили друг за другом («над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший»). Др. возможное толкование состоит в том, что как бы некий правитель ни пытался возвыситься, попирая закон и притесняя беззащитных, его честолюбивые планы никогда не осуществятся полностью, т. к. всегда будут чиновники выше его по рангу ( Seow. 1997. P. 218). Связывая стремление человека к исполнению своих суетных желаний с «притеснением бедному и нарушением суда» (Еккл 5. 7), Екклесиаст переходит к осуждению жизненной цели мн. людей - суетного богатства (Еккл 5. 9-16). Тягу к такому богатству он называет «мучительным недугом» и, вскрывая природу этого недуга, объясняет, что страдающий им человек никогда «не насытится серебром» (Еккл 5. 9). Даже когда такому человеку сопутствует успех и у него «умножается имущество» (Еккл 5. 10), все равно он не получает от этого никакой пользы; его «пресыщение... не дает ему уснуть» (Еккл 5. 11), он думает о наживе и о неожиданностях, к-рые могут лишить его всего, чем он владеет (Еккл 5. 13-14). Конец жизни такого человека будет таким же, как и у бедняка («...каким пришел он, таким и отходит»), поэтому делается вывод, что он «трудился на ветер» (Еккл 5. 15).

http://pravenc.ru/text/189649.html

Еккл. 8 :8. Никто из людей не властен над (своим) духом, чтобы удержать 261 (свой) дух, и никто не властен над днем смерти, (как) и не бывает отпуска 262 во время войны, и не спасет нечестие пребывающого в нем 263 . Еккл. 8 :9. И все это я видел и вникал 264 своим сердцем во всякое дело, какое делается под солнцем, во все 265 , чрез что обладает один человек над другим во зло ему. Еккл. 8 :10. И тогда видел я, что нечестивых уносили в гробницы 266 , и из святого (места) 267 уходили 268 , и они восхваляемы были в городе за то, что так 269 поступали. И это-суета. Еккл. 8 :11. Так как не скоро бывает испытание 270 делающим худое, то сердце сынов человеческих бывает уверено 271 в них и делает 272 худое. Еккл. 8 :12. Кто согрешил, то совершил худое с того времени 273 и за долго 274 , и я знаю, что боящимся Бога блого (будет) 275 , дабы они боялись лица Его, Еккл. 8 :13. И не будет блага нечестивому и не проживет долго, подобно тени 276 , тот, кто не боится лица Божия. Еккл. 8 :14. Есть суета, допускаемая на земле: иногда праведников постигает (то, чего заслуживает) дело нечестивых, а иногда нечестивых постигает (то, чего заслуживает) дело праведных 277 . Сказал я: и это-суета. Еккл. 8 :15. И похвалил я веселие, потому что нет (высшаго) блага для человека под солнцем, как есть и пить и веселиться, и это-польза 278 для него от труда его во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. Еккл. 8 :16. При сем 279 я предал сердце свое (тому), чтобы узнать мудрость и узнать заботу, проявляемую на земле, так как (человек) 280 ни днем, ни ночью глазами своими не видит сна (от нея) 281 : Еккл. 8 :17. И видел я все творения Божии (и узнал), что не может человек постигнуть 282 дело, которое делается под солнцем 283 . Сколько бы ни старался постигнуть (его), а (все таки) не постигнет. И если бы какой мудрец сказал, что он уразумел (его), (тем не менее) 284 он не может постигнуть. Посему все это я вложил в сердце мое и сердце мое все это познало 285 . Глава 9 Еккл. 9 :1. Ибо праведные и мудрые и дела их-в руке Божией, и любви и ненависти человек не знает 286 ; все пред лицем их-суета во всем 287 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Кохелет также учит с осторожностью относиться к материальным благам. В отличие от сегодняшних учений, проповедующих ценность богатства, Екклесиаст предупреждает молодых людей: сами по себе деньги не являются достаточным условием для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Человек может быть лишен этой возможности по причине разных обстоятельств, находящихся во власти Промысла Божьего. Неожиданная потеря имущества («не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек» — Еккл. 6:2), жадность и заботы о будущем («пресыщение богатого не дает ему уснуть» — Еккл. 5:11), а также неспособность понять, что все находится в руках Божьих (Еккл. 5:17–18), не позволяют наслаждаться материальными благами. Обращаясь к ученикам, которые, предположительно, занимали высокое социальное положение, Екклесиаст затрагивает нравственные вопросы, касающиеся власти и того, как нужно справедливо распоряжаться ею (Еккл. 5:7; 8:9, 24; 10:5–6). Также он говорит о том, как необходимо соблюдать придворный этикет и вести себя с начальствующими, — по мнению Екклесиаста, это требует особой мудрости (Еккл. 8:2–4; 10:20). Злом для человека являются глупость и невежество (Еккл. 10:1), поэтому нельзя поступать, как глупцы (Еккл. 5:1–2). Отношение к мудрости также должно быть осторожным: по сравнению с глупостью она благо («преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою» — Еккл. 2:13). Кохелет предостерегает и от гордыни, от чрезмерного упования на собственную мудрость, поскольку для человека это не меньшая опасность, чем глупость. Человек может решить, что он способен постигнуть все дела, которые делаются под солнцем, хотя на самом деле «сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Еккл. 8:17). Истинная мудрость, по мысли Екклесиаста, состоит в том, чтобы человек осознавал непознаваемость путей Божиих и собственную ограниченность . Подобные уроки также очень важны для современного общества, которое во многом утратило смирение перед Богом и чрезмерно уповает на силы человеческого разума. Может быть, по этой причине жизнь современных людей стала слишком суетной и тревожной. Современная идеология проповедует, что человек — творец своего счастья, способный ценой чрезмерных усилий приобрести мнимое благо, которое все время ускользает от него. От подобной суетности и тщетной «погони за ветром» и предостерегал Екклесиаст: «Всё — суета». Эта фраза является одной из наиболее важных в Книге Екклесиаста . Тему суетности жизни часто считают основой для всего учения Кохелета , поскольку она обрамляет весь текст книги: звучит и в начале («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» — Еккл. 1:2), и в конце (Еккл. 12:8). В учении Кохелета слово «суета» призвано охарактеризовать все преходящее, кажущееся, недолговечное, непонятное и противоречивое .

http://bogoslov.ru/article/6191760

Попытки человека понять устройство мира тщетны, он «не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем» (Еккл 8. 17). Такие попытки являются, по мнению Екклесиаста, «суетой», и на основании собственного опыта он не советует им предаваться. Напротив, Екклесиаст «похвалил... веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» (Еккл 8. 15). Эти слова, на первый взгляд прямо противоречащие учению Христа в притче о безумном богаче (Лк 12. 19), могут быть поняты лишь в контексте. Веселье, о к-ром говорит Екклесиаст, доступно человеку «во дни жизни его», если он осознает, что все это «дал ему Бог под солнцем» (Еккл 8. 15); вместо этого безумный богач, по словам Христа, забыл о существовании Бога: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12. 21). Екклесиаст переходит к следующему разделу, в к-ром он рассуждает о смерти - единой участи, ожидающей как праведников, так и нечестивцев. Жизнь для него представляет сама по себе великую ценность, к-рую Бог дал и людям, и животным: «...псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл 9. 4). Пока человек жив, для него «есть еще надежда», в то время как для умерших все связи с миром уже окончены «и память о них предана забвению» (Еккл 9. 4-5). По мнению Екклесиаста, «в шеоле... все равны, все... ничтожны настолько, что жизнь самого незначительного человека ценнее пребывания в шеоле великого человека» ( Мышцын. 1908. С. 29). Вместе с тем между жизнью и смертью нет непроходимой границы: «мертвые ничего не знают», однако «живые знают, что умрут» (Еккл 9. 5). Единственный выход, предлагаемый Екклесиастом, состоит в том, чтобы человек, пока жив, пользовался всеми благами, дарованными ему Богом: «...ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим» (Еккл 9. 7). Эти доступные человеку блага названы его «долей (  )... в жизни и в трудах» (Еккл 9. 9); у умерших этой доли (в синодальном переводе - части) уже нет (Еккл 9. 6). Помимо веселья и пользования «своей долей» человеку следует «по силам» трудиться; эта возможность также будет отнята у него после смерти, т. к. «в могиле... нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл 9. 10).

http://pravenc.ru/text/189649.html

Еккл.7:7 .  Притесняя других, мудрый делает­ся глупым, и подарки по­ртят сердце. «И подарки портят сердце». Разумеются, преимущественно, подарки должностным лицам. Еккл.7:8 .  Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. Еккл.7:9 .  Не будь духом тво­им по­спешен на гнев, по­тому что гнев гнездит­ся в сердце глупых. Еккл.7:10 .  Не говори: «отчего это пре­жние дни были лучше нынешних?», по­тому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Екклезиаст предостерегает от того угрюмого и нетерпеливого недовольства, которое во всем старается отыскать дурное. Еккл.7:11 .  Хороша мудрость с наслед­с­т­во­м, и особен­но для видящих солнце: «Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце». Частица имеет здесь, как в Еккл 2.16 , значение «ровно как», «подобно». Следовательно, можно перевести: хороша мудрость как и наследство, и преимущественнее (наследства) для видящих солнце, т. е. для людей. Еккл.7:12 .  потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но пре­восход­с­т­во знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею. Преимущество мудрости в том, что она дает жизнь, – жизнь не только истинно-нравственную, но и физическую, поскольку отвращает человека от страстей, губящих тело. Еккл.7:13 .  Смотри на дей­с­т­во­вание Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Еккл.7:14 .  Во дни бла­го­получия по­льзуйся бла­гом, а во дни несчастья раз­мышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог ска­за­ть про­тив Него. «Не мог сказать против Него». (как в Еккл 3.22, 6.12 ) значит: после него. Следует перевести: не мог сказать после себя. Для того Бог посылает человеку благополучие и несчастье, чтобы он не знал будущего и чувствовал постоянную зависимость от Бога. Еккл.7:15 .  Всего насмотрел­ся я в суетные дни мо­и: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. Еккл.7:16 .  Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? «Не будь слишком строг», буквально: не будь слишком праведен. В этих словах некоторые видели выражение стоического принципа жить сообразно с природой и стоического понятия о добродетели, как искусстве μεσος χειν – держаться средины. На самом же деле, продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл.9:10 .  Все, что может рука твоя делать, по силам делай; по­тому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни раз­мышле­ния, ни знания, ни мудрости. Свои печальные размышления Екклезиаст заключает, по обыкновению, призывом к наслаждению жизнью. Чем мрачнее будущее человека, тем более он должен ценить радости земного существования. Еккл.9:11 .  И обратил­ся я, и видел под солнцем, что не про­ворным достает­ся успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у ра­зу­мных – богат­с­т­во­, и не искусным – бла­го­расположе­ние, но время и случай для всех их. Еккл.9:12 .  Ибо человек не знает своего време­ни. Как рыбы по­падают­ся в пагубную сеть, и как птицы запутывают­ся в силках, так сыны человеческие уловляют­ся в бед­с­т­вен­ное время, когда оно неожидан­но находит на них. Но взирая радостными глазами на жизнь, человек ни на одну минуту не должен забывать о своей зависимости от времени и случая; он должен приготовиться ко всякой случайности, так как обыкновенно случается, что внешний успех не соответствует внутреннему достоинству человека. Благодаря полной неизвестности будущего человек не в состоянии бывает предупредить печальное для него стечение обстоятельств. Еккл.9:13 .  Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она по­ка­за­лась мне важною: Еккл.9:14 .  город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и про­извел про­тив него большие осадные работы; Еккл.9:15 .  но в нем нашел­ся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. Еккл.9:16 .  И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пре­небрегает­ся, и слов его не слушают. Еккл.9:17 .  Слова мудрых, выска­за­н­ные спокойно, выслушивают­ся лучше, нежели крик властелина между глупыми. Еккл.9:18 .  Мудрость лучше во­инских орудий; но один по­грешив­ший по­губит много доброго. Но даже и здесь мудрость спасает человека от многих зол и умеет, иногда, направить ход событий ко благу людей. Хотя мудрость часто бывает предметом пренебрежения, однако она сильнее крика властелина, сильнее воинских орудий. «Однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке». Одни толкователи видят здесь указание на прежнюю неизвестность бедного человека до спасения города, другие – на скорое забвение его заслуг современниками. Контекст и грамматическое построение допускают то и другое понимание. Трудно сказать, взял ли Екклезиаст возможный случай или воспользовался определенным историческим фактом, чтобы иллюстрировать свою мысль. Некоторые толкователи видели в бедном и мудром человеке образ презренного Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл.5:8 .  превосход­с­т­во же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Деспотическому государству противопоставляется патриархальное царство с царем, который самолично управляет народом и заботится о благосостоянии его. Точный перевод стиха должен быть таков: «Преимущество же страны всегда в царе, преданном полю». Выражение «полю» (lesadeh) указывает на земледелие, как главное занятие народа и главный предмет заботливости патриархального царя. Еккл.5:9 .  Кто любит серебро, тот не насытит­ся серебром, и кто любит богат­с­т­во­, тому нет по­льзы от того. И это – суета! Сребролюбец не в силах утолить своей жажды к богатству и, потому, всегда остается неудовлетворенным и несчастливым. Еккл.5:10 .  Умножает­ся имуще­с­т­во, умножают­ся и по­требля­ю­щие его; и какое бла­го для владеющего им: раз­ве только смотреть сво­ими глазами? Еккл.5:11 .  Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пре­сыще­ние богатого не дает ему уснуть. «Потребляющие его». По мнению одних, здесь разумеются члены фамилии, по мнению других – слуги и компаньоны, расточающие богатство хозяина. В том и другом случае, богатому приходится не столько пользоваться своим богатством, сколько смотреть, как пользуются им другие. Еккл.5:12 .  Есть мучи­тель­ный недуг, который видел я под солнцем: богат­с­т­во­, сберегаемое владетелем его во вред ему. Еккл.5:13 .  И гибнет богат­с­т­во это от несчаст­ных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Еккл.5:14 .  Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким при­шел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он по­нести в руке своей. Еккл.5:15 .  И это тяжкий недуг: каким при­шел он, таким и отходит. Какая же по­льза ему, что он трудил­ся на ветер? Еккл.5:16 .  А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раз­драже­нии, в огорче­нии и досаде. Екклезиаст приводит случай, когда богатство не только не дает счастья, но и делает человека положительно несчастным. Неожиданная потеря богатства, в особенности когда есть дети, есть величайшее несчастье, которое гораздо тяжелее всегдашней бедности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл.10:8 .  Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто раз­рушает ограду, того ужалит змей. Еккл.10:9 .  Кто перед­вигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. Еккл.10:10 .  Если при­тупит­ся топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить. Связь этих стихов с предшествующими понимается различно. Одни находят здесь изображение тех интриг, путем которых добивались высокого положения низшие и глупые люди. Другие видят в этих стихах продолжение характеристики мудрого и глупого. Кто неосторожно берется за рискованные и опасные предприятия, к своей ли выгоде или ко вреду другим, тот легко может повредить себе. Мудрость же научит человека соразмерять желания со своими силами, не расточать непроизводительно своей энергии. Она заранее сознает всю опасность и всю трудность каждого предприятия и умеет во время устранить их. «Мудрость умеет это исправить»; точнее с еврейского: «преимущество успешного действия – мудрость». Еккл.10:11 .  Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. Этот стих следует перевести так: «если змей ужалит незаговоренный, то не имеет никакой пользы заклинатель» (славянский текст – « Аще угрызнет змий не во шепте, и несть излишества обавающему»). Заклинание, по этим словам, предполагается ранее укушения. Пс 57.5 говорит о змее, который жалит, не допуская над собой заклинания. В образной речи Екклезиаст указывает на бесполезность запоздалых действий. Еккл.10:12 .  Слова из уст мудрого – бла­го­дать, а уста глупого губят его же: Еккл.10:13 .  начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие. Болтливость глупого распространяется и на такие предметы, которых человек не может знать, и о которых ему никто не скажет. Еккл.10:14 .  Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет по­сле него? Еккл.10:15 .  Труд глупого утомляет его, по­тому что не знает даже дороги в город. Незнание дела, незнание самых простых вещей, например, дороги в город, неумение найти защиту своих интересов у городского судьи, делает труд глупого утомительным и бесплодным.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010