Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

По отношению к людям слово « богатство » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», – сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4). Гостеприимство Авраама. Южная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.      Земное богатство – это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8–10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11–18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19). Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет Давид (Пс. 112: 1–3). Но пьяница – не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство – падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7). Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но – доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9). На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих – была для иудеев далека.

http://pravoslavie.ru/66151.html

6 . Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми, ибо Тело суть и Кровь Христовы, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет это, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовых. 7 . И объясняет тебе Давид сего (Таинства) силу, говоря: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих ( Пс.22:5 ). А слова его означают сие: прежде Твоего пришествия трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную (см. Мал.1:7 ), исполненную диавольской силы; но по Твоем пришествии, о Владыко! Ты приготовил предо мною трапезу. Когда человек говорит Богу: уготовал еси предо мною трапезу, – что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал сопротив, то есть из противного противную и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо та общение имела с демонами, а эта – общение с Богом. Умастил елеем голову мою ( Пс.22:5 ). Елеем умастил твою главу на челе, через печать, которую ты имеешь от Бога, чтобы ты был образом печати с надписью «Святыня Господня» ( Исх.28:36 ). Чаша моя преисполнена ( Пс.22:5 ). Видишь ли, что здесь говорится о той чаше, которую взял Иисус в руки, благодарил и сказал: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:28 ). 8 . Почему и Соломон, об этой гадательствуя благодати, в Екклесиасте говорит: иди, ешь с весельем хлеб твой ( Еккл.9:7 ) (то есть духовный хлеб. И через слово прииди именует спасительное и блаженнотворное призывание). И пей в радости сердца вино твое, т.е. вино духовное. И да не оскудевает елей на голове твоей ( Еккл.9:8 ) (видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?). Да будут во всякое время одежды твои светлы, ибо Бог благоволит к делам твоим ( Еккл.9:7–8 ). Ибо прежде, чем приступил ты к благодати, суета сует ( Еккл.1:2 ) были дела твои. Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлые (т.е. духовные) нужно тебе одеваться, чтобы говорил ты с блаженным Исаией: возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня ( Ис.61:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

– Привет тебе, Иероним, из XXI века! И через шестнадцать веков всё так же. Приветствуем и вас, кто будет писать в веках после нас! Ведь всё будет так же… Блж. Иероним отмечает, что некоторые толкователи слов Екклесиаста прилагали к спасительному подвигу Христа: «Некоторые место это, начиная от слов есть один и нет второго , объясняют по отношению к Спасителю, что Он для спасения мира сошёл один и без всякого сообщника» [там же]. У Христа не было помощников. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 ). Мессианское звучание слова Екклесиаста могут обретать, конечно, только методом асмахты (прислонения). Двоим лучше, нежели одному Худо человеку одинокому, без сына, без брата. В тяготах и волнениях этой жизни рассуждает Екклесиаст: Еккл. 4:9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их Еккл. 4:10 ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Еккл. 4:11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? Еккл. 4:12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся. Даже в райском состоянии находящемуся человеку сказал Ягве Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ). Екклесиаст это увидел в жизни. Двоим лучше, нежели одному . Иисус никогда не посылал учеников по одному. После сего избрал Господь и других семьдесят и послал их по два пред лицем Своим ( Лк. 10:1 ), а на гору Фавор поднялся с тремя, ведь нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся . И так оно в церкви Христовой на все времена. По первому апостольскому правилу епископа поставляют два или три епископа. Церковь соборная. Ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них ( Мф. 18:20 ). И в супружестве будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть ( Мф. 19:5–6 ). Брак – двое становятся одним, а потом нитка скручивается втрое – появляются дети. И что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Отец Павел Флоренский говорил, что, как в браке двое становятся одной плотью, так в дружбе двое – одна душа. Екклесиаст показывает всё это на трёх примерах. Если один упадёт, то другой поднимает товарища своего. Горе одинокому страннику, которого некому поднять. В холодную ночь двое согревают друг друга. Вспомним, как у Лескова в рассказе «На краю света» выживают занесённые пургой в снегу епископ-миссионер и язычник-проводник. Язычник не очень-то свежо дышит в лицо епископу – тот не выдерживает, а язычник приговаривает: «Ты, бачка, морду-то свою не отворачивай». Так и спас епископа от замерзания. И уж тем более при вражеском нападении. Если станет кто преодолевать одного, то двое устоят против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еккл. 12:9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил ещё народ знанию. Соломон получил от Бога мудрость в Гаваоне. Сам он просил мудрости не чтобы умничать, а чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло ( 3Цар. 3:9 ). Однако этим дело не ограничилось – он получил и знание , благодаря которому говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены (ботаника); говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах (зоология) ( 3Цар. 4:33 ). Предание свидетельствует, что Соломон знал языки птиц, животных и демонов. Как бы то ни было, Соломон не только был мудр и праведно судил людей, но он учил ещё народ знанию . Именно это послушать приходила из Аравии царица Савская. Екклесиаст – учитель Израиля. Раши понимает слова Эпилога так: « А сверх (того), что был Собиратель 92 мудр . И сверх изложенного в этой книге был Собиратель мудр» 12, 9–14]. Сказанное в Екклесиасте – это ещё не всё, что он говорил народу. Нельзя брать сказанное в этой книге обособленно, брать надо вместе, что говорил и чему учил мудрейший царь. Своеобразно понимал слова Эпилога св. Григорий Чудотворец , к тому же святой отец вкладывает их в уста самого Екклесиаста: «Я же, проповедуя мудро, предпринимаю слишком большой труд, потому что имею намерение учить этот народ, которого нельзя ни научить, ни излечить. Для того, чтобы быть в состоянии уразуметь речи мудрости, нужен муж благородный» 12]. непосильный труд – научить народ, не желающий учиться. Блж. Иероним, как и св. Григорий Чудотворец , вкладывает слова Эпилога в уста самого Соломона. Екклесиаст не только мудрец и публичный проповедник, он ещё и учёный исследователь Божественной премудрости, её искатель и собиратель, а также писатель, полагавший эту мудрость на письмена. Еккл. 12:9 …Он всё испытывал, исследовал, и составил много притчей. Еккл. 12:10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. Видно, что Екклесиаст писал не как пророки, имевшие видения и откровения и слышавшие голос Божий. Он испытывал, исследовал, составлял, приискивал . В Новом Завете так говорит о себе евангелист Лука, который тоже тщательно исследовал и по порядку описывал ( Лк. 1:1–4 ). Дух дышит, где хочет – и исследовательские писания могут быть богооткровенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сколько раз мы видали, как лев сидящий в засаде с богатыми, то есть сенаторами и князьями века сего, и замышляющий против церкви, был поражаем мудростью бедного Онаго! И когда этот бедный победит и в городе будет восстановлен мир, то едва кто-либо помнит о Нём, едва кто-либо чтит Его повеления, но все, предавшись роскоши и наслаждениям, ищут богатства, которое не избавляет в бедствии. Еккл.9:16 . И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. И сказал я: мудрость лучше силы, и мудрость бедняка, которая была презираема и слова его, которых не слушали. Хотя никто не помнит о мудром бедняке Оном, когда все предается удовольствиям и все преклоняются пред силою и богатством: тем не менее я, согласно со всем вышеизложенным толкованием, более почитаю презираемую мудрость бедняка и слова, которых никто не удостаивает внимания. Еккл.9:17 . Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Слова мудрых выслушиваются спокойно, лучше, нежели крик властелина между глупыми. Если увидишь в церкви, что какой-либо вития угождением народному вкусу и красными словами возбуждает рукоплескания, вызывает смех, приводит слушателей к взрывам восторга, то знай, что это призрак неразумия как оратора, так и слушателей. Ибо слова мудрых выслушиваются спокойно и в скромном молчании, а кто неразумен, тот, хотя бы он был и человек властный и сам ли кричал бы, или возбуждал крики народа, будет причисляем к неразумным. Еккл.9:18 . Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго. Мудрость лучше воинских орудий, и один согрешивший погубит много доброго. И теперь предпочитает силе мудрость и говорит, что она гораздо важнее, чем воинские орудия. Ибо, если один будет неразумен, хотя бы он был мал и ничтожен, часто, однако, по его глупости тратятся большие средства и богатства. А так как на Еврейском можно читать: «а кто грешит в одном, тот потеряет много доброго», то можно думать и так: из-за одного греха погибает много дел праведности; добродетели соединены между собою, и кто имеет одну, имеет все, а кто согрешит в одном, тот подлежит всем порокам ( Иак.2:10 ). Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 6. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1880.– 529 с./Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии. 1-136 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Когда же придет царствие Божие? — спрашиваем мы. Вопрос постоянный; он повторяется ежечасно людьми. Этот вопрос предлагали даже апостолы Иисусу Христу, говоря: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).    Но этот вопрос не разрешим в существе. Ни люди, ни Ангелы, никто кроме Бога не осведомлен, когда же наступит, наконец, блаженное царство Божие. Может случиться, что мы не доживем до времени, когда царство Божие явится во всей силе. Но для нас довольно того, чтобы царство Божие было внутри нас (см. Лк. 17:20, 21); нужно желать, чтобы это царство внутри нас раскрылось в глубине тоскующего нашего духа и принесло бы душам нашим «праведность, и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).    Итак, когда пробьет в будущий четверг полночный час, с которым начинается новолетие, заповедую вам освятить первое время Нового года и освятить дух свой словами молитвы Господней: «Отче наш! Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» (Мф. 6: 9, 10) Аминь. Слово в день Новолетия     Кто во Христе, тот новая тварь.    (2Кор. 5:17)    При вступлении, по благодати Божией, в новое лето Господне вполне естественны и законны ожидания чего-либо нового. Отсюда, по обычаю, освященному добрыми преданиями, в первые часы и дни гражданского новолетия между людьми происходит живой и разнообразный обмен лучшими благожеланиями и приветствиями.    Но есть ли что-либо новое в видимом мире? Вся видимая природа не отступает от предписанных ей всемогущим Творцом неба и земли законов. От начала мира и до сего дня «восходит и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл. 1:5). Сменяются одно за другим поколения, «род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:4). «Что было, то и будет... что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).    Православный христианин ожидает и желает нового не в царстве природы, но в царстве благодати. Оно представляет собой нравственный, духовный мир, где заключен неисчерпаемый источник нового в лице человека — разумного создания Божия, обновленного Иисусом Христом. В разумной душе человека может и должно совершаться беспрерывное обновление. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое», — восклицает св. апостол (2Кор. 5:17). В царстве благодати Божественная Творческая Сила никогда не прекращает способности создания. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), — учил Сам Господь наш Спаситель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бог так повелел, но не навсегда оставил: Он премудрой хитростью отвратил иудеев от жертвоприношений, повелев совершать их только в одном городе. Когда, по прошествии некоторого времени, после многих знамений и чудес, иудеи, хотя и несовершенно, начали постигать истинного Бога, тогда Господь Бог запретил им жертвоприношения животных, игру на арфах и пение и сказал через пророка: “Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать”(Ам. 5, 23.). И еще сказал Господь: “Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди… о всесожжении и жертве”(Иер. 7, 22.). И еще: “Жертвы и приношения Ты не восхотел”(Пс. 39, 7.). И еще: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих”(Пс. 49, 9.). Теперь понятно, что Бог не требовал жертвоприношений и музыки, повелев иудеям приносить жертвы и играть на арфах, но Он снизошел к их слабости, жестокосердию и непокорности. Поэтому Господь в одно время повелевает, в другое — запрещает, и иногда любит, иногда же — ненавидит. Много подобных мнимых противоречий можно найти в Священном Писании. Соломон говорит: “Нет у человека преимущества перед скотом… Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах”(Еккл. 3, 19–20.). Далее он же говорит: “Таково преимущество мудрого перед глупым”(См. Еккл. 6, 8.). Ранее сказав: “Нет у человека преимущества перед скотом”, далее Соломон говорит, что не только перед скотом, но и перед грешным праведный имеет преимущество. Соломон говорит о грешниках: “Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”(Еккл. 9, 10.). А о праведниках он говорит: “Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их”(Прем. 3, 1.). И еще: “Праведники живут во веки; награда их — в Господе… Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа”(Прем. 5, 15, 16.). И еще: “Он причислен к сынам Божиим и жребий его — со святыми”(Прем. 5, 5.). И далее Соломон ясно показывает, что не одинаков конец не только у человека со скотом, но и у праведников с грешниками: животные после смерти не живут и не сходят в ад, души грешных людей после смерти живут и из-за своих нечестивых дел попадают в ад, души праведных — в руке Божией; праведники получат царство славы и венец красоты от руки Господа; кроме этого, есть и другие различия между человеком и скотом. Чтобы показать слабость и ничтожество грешника, Соломон говорит: “Нет у человека преимущества перед скотом”. Когда же Соломон хочет показать славу и величие праведного человека, тогда он говорит: “Праведники живут во веки… Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа”. И еще: “Они причислены к сынам Божиим и жребий их — со святыми”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Противники авторства Соломона указывают, что в тексте книги находятся места, которые позволяют усомниться в авторстве Соломона. Так Екклесиаст говорит о себе: «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом» ( Еккл.1:12–13 ). Между тем, Соломон царствовал в Иерусалиме до конца жизни. Поэтому кажется странным, что он употребляет в данном случае прошедшее время. Этому можно дать такое объяснение: Соломон указывает, что уже был царем, когда начал свое исследование жизни. В другом месте говорится от имени автора: «Я возвеличился и приобрел мудрости больше всех бывших прежде меня над Иерусалимом» ( Еккл.1:16 ). До Соломона царем в Иерусалиме был только Давид. Поэтому множественное число кажется здесь неуместным. Епископ Филарет (Филаретов) полагает, что Соломон мог здесь иметь в виду языческих правителей города. Кроме того, царем Салима (Иерусалима) был праведный Мелхиседек «священник Бога Всевышнего» ( Быт 14, 18–24 ). Святитель Филарет Московский не был уверен в авторстве Соломона. «К сожалению, обращение Соломона не столь достоверно, как его заблуждение. … Книга Екклесиаста по-видимому есть памятник его покаяния», – писал он. 59 Впрочем, следует отметить, что следов покаяния в книге нет. Есть только рассуждения о жизни. Книга Екклесиаста ни разу не цитируется в Священном Писании Нового Завета. Среди «речений Господа», записанных на папирусе из Оксиринха, есть следующее речение: «Иисус говорит: где собраны двое, там Я посреди них, и где кто-то находится один, то говорю вам: Я с ним. Передвигаешь ли камни, там находишь Меня, колешь ли дрова, и Я перебываю с тобой». Эти слова Господа являются как бы ответом на сетование Екклесиаста: «Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них» ( Еккл.10:9 ). Согласно иудейской богослужебной традиции, книга Екклесиаста читалась во время богослужения на празднике Кущей. 4.2. Обзор содержания и проблематика книги Екклесиаста

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

– Утро и вечер, – утро и вечер. Философ долго сидел в раздумье. Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей… – Утро и вечер. Философ встал, посмотрел на восток – там утром восходило солнце, творческая энергия вливалась в грудь, в каждую клеточку тела, во все поры пробуждающегося сознания. Хор птиц пел, звенели жаворонки. Солнце подымалось, а философ ещё долго не мог оторвать взгляд от востока, к тому времени уже бесцветно поблекшего. Взгляд стал безучастным и лениво повернул на запад. Вечерело. Тихо угасало солнце. Природа умиротворилась, деревья и цветники тёмными силуэтами предстояли пред Богом. Как день прошёл? Ночные тени покрывали отходящих ко сну. Совы широко открыли глаза. Утро и вечер. Юность и старость. Мысль шла по кругу, озаряемая всполохами откровения. Едва проснувшись, засыпала земля. Идёт ветер утром к югу и переходит вечером к северу, кружится, кружится на ходу своём… Мальчишка с сачком пытался догнать ветер, уловить развевающиеся косы его. Всё пар и даже пар пара и погоня за ветром. Суета сует, – всё суета! и томление духа. Утро юности Еккл. 11:9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведет тебя на суд. Еккл. 11:10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. Еккл. 12:1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей… Престарелый Соломон-проповедник воспевает гимн дням юности. Он его уже воспел во младые лета, когда прекрасная Суламифь внимала чарующим звукам Песни Песней. Весенние перезвоны ласкали её слух, ароматы насыщали воздух благоухающего сада, зеленели поля, покоряли красотою цветы. божественная Премудрость, нетварная София осеняла сердце юноши, воспылавшее любовью, что крепче смерти. Летали огненные стрелы лютой ревности. С зеленью полей сливались лани, стелющиеся в беге, в бальзамические горы уносился олень. – Что ты теперь, старый, делаешь? Хочешь новую Песнь Песней воспеть? Нет, она умолкла, ей больше не звучать. Соломон прожил на земле один раз, и больше молодым он не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010