Жертвенник находился с левой стороны престола: он тоже вырубался в скале в виде прямоугольника, иногда с нишею над ним, может быть, для помещения в ней священных сосудов, а иногда выдалбливался в самой скале в виде ниши. 496 Вместо канделябр и подсвечников служили каменные колонки с гладкою или с просверленными углублениями поверхностью, на которую ставили стаканчики с деревянным маслом или восковые свечи. Последние выделывались в семьях женщинами и зажигались большею частью во дни поминовения усопших. При храмах же устроялись иногда и усыпальницы, – оттого и теперь находят около них черепа и другие части человеческого скелета. Но встречаются на южном берегу, наприм. в Аутке, и отдельные могильные памятники в виде ящика, сложенного из четырех грубо вытесанных плит в длину иногда до 2 саженей. Многие из них, если не все, уже осмотрены и разграблены или взяты на постройку набережной Ялты. 497 Меры к сохранению древних храмов Храмы начали пустеть и приходить в разрушение в Крыму с тех пор, как христиане стали терпеть от татар и турок гонения и притеснения, и особенно число их значительно должно было уменьшиться в 1779 г., когда не только православные греки, но и армяно-григориане и армяно-католики ушли из Крыма в екатеринославскую губернию. Сколько же оставалось храмов в Крыму к 1783 г., когда он был присоединен к России, с точностью определить трудно. По плану Феодосии, составленному в 1782 г., в одной Феодосии было 11 греческих церквей. По отзыву барона Игельстрома, в 1783 г. было в Крыму 40 целых и 31 разрушенных греческих и армянских церквей. 500 По статистической ведомости, составленной по приказанью князя Потемкина, в 1783 г. было в Крыму только 51 храм, в том числе 30 целых и 21 совершенно разрушенных. Из мировых ведомостей за 1883 г., мною рассмотренных, видно, что до 1800 г. были в Крыму следующие храмы: в Керчи – Иоанно-Предтеченский, построенный не позже Х века и существующий доселе, в Судаке – построенный еще в 1424 г., в Бияссалах – построенный в 1586 г., в Феодосии – Введения Божией Матери, построенный ранее 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Другие же реки большей частью мелки, в виде ручейков, и многие из них в жаркое время пересыхают. Вот некоторые из них: В Бердянском уезде: Молочная (она течет и в Мелитопольском), по-татарски Сют или Сити 20 , берет начало близ г. Орехова, в 30 верстах от Азовского моря, и впадает в Молочное озеро. Она отделяет Бердянский уезд от Мелитопольского. Вода ее имеет беловатый цвет и, говорят, вредна для питья, потому что может производить зобы. При ней город Мелитополь и несколько селений: Богдановка, Троицкое, Терпение, Спасское и другие. Арапка: Берда, имеющая до 80 верст длины: она имеет начало около селения Поповки, составляет часть границы между Таврической и Екатеринославской губерниями и впадает в Азовское море. Лозоватка: она разливается очень широко и впадает в Ч. море. Берестовая, Буртычия: выходит из балок и ключей на полях Берестянских, Кельтечи и Салтычия, Водяная: принимает две речки Камышеватую и Грузьскую; Корсак, берущий начало в с. Мануиловке, и Обиточная: обе речки мелководны н впадают в Азовское море. Свинячая и Симкулах: последняя в с. Черниговке впадает в реку Токмак. Река Токмак, берущая начало из-под горы Токмак-могила и впадающая в р. Молочную, узка, мелка н болотиста, и летом по местам почти совсем пересыхает; но весной от дождя и таяния снега бывает глубока и быстра. В Мелитопольском уезде: Белозерка, имеющая около 80 верст длины. Начало ее в низменностях (подинах) близ селений Михаиловки и Орлянска. По истории, на этой речке князь Голицын в 1689 г. впервые встретил, во время похода его на Перекоп, отряды Крымских войск, а народное предание хранит память о какой-то жившей здесь прекрасной княжне Белозере или Белозерке, владевшей городом 21 . Ныне она как-бы болото, по местам заросшее камышом. Но от дождей и таяния снега становится очень глубокой. Ушалка: вытекает из Конки и опять впадает в нее. Маячка. Ревут и Татарка – мелкие рукава Днепра. Лепатиха или Лепетишка, в древности Лабодиха 22 , впадает в Днепр и часто совсем пересыхает. В Днепровском уезде: Чайка – мелкий рукав Конки, около г. Алешек, Каланчак – небольшой ручей, заросший камышом и берущий начало в балке Каирке, близ селения – Пенские Каиры, а прежде, по народному преданию, это была глубокая и быстрая река, по которой свободно плавали на чайках (вроде челноков) из Сечи запорожские казаки, опасаясь плыть по Днепру, мимо татарских крепостей. По мнению некоторых, тут был древний город Каркинит 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В 70-80-х гг. XIX в. начинает складываться новый тип епархиальных описаний. Их составители, больше не связанные требованиями единой программы, стремились собрать сведения обо всех, а не только о наиболее выдающихся церквах своей епархии. На 1-е место в этих описаниях выходят данные справочно-статистического характера, в то время как исторические материалы описательного плана либо существенно сокращаются в объеме, либо исчезают совсем. Первым описанием нового типа стало минское, изданное в 9 выпусках в 1878-1879 гг. Оно построено на совершенно иных принципах, чем описания, выходившие до него (в т. ч. и «Историко-статистическое описание Минской епархии», вышедшее в 1864). По структуре, содержанию и функциональному назначению подобные издания стоят ближе к епархиальным памятным и справочным книжкам и адрес-календарям, чем к историко-статистическим описаниям, составленным в соответствии с синодальной программой 1850 г. В 1884 г. началась публикация составленного свящ. И. В. Добролюбовым 4-томного «Историко-статистические описания церквей и монастырей Рязанской епархии», завершившаяся в 1891 г. Это описание значительно отличалось по структуре и содержанию от «Сборника церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии», выпущенного в 1863 г., и в отличие от него включало сведения обо всех приходских церквах края, приведенные по общему формуляру. В 1886 г. был издан подготовленный В. М. Орловым 1-й (и оказавшийся единственным) том планировавшегося 13-томного «Описания церквей и приходов Владимирской епархии». В 1887 г. была напечатана книга еп. Ермогена (Добронравина) «Таврическая епархия», существенно дополняющая изданное в 1872 г. описание той же епархии прот. М. Родионова. В 1888 г. вышел в свет 1-й том «Историко-статистического описания церквей и приходов Волынской епархии» преподавателя Волынской семинарии Н. И. Теодоровича (последний, 5-й том издан в 1903). Кроме того, в 80-х гг. XIX в. было опубликовано 3 сборника материалов для историко-статистических описаний: 1 по Екатеринославской и 2 по Тульской епархии. В екатеринославский сборник вошли описания церквей и приходов XVIII в. и нек-рые документы по истории епархии этого периода, в тульские - публикации различных актовых материалов XVII-XVIII вв. и описания церквей г. Тулы. Составители этих изданий считали целесообразным, не дожидаясь выпуска в свет полных епархиальных описаний, опубликовать те материалы для них, которые уже были собраны. Однако полные описания ни по Екатеринославской, ни по Тульской епархиям так и не были изданы.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Нынешние греки Таврической губернии в большинстве – потомки архипелагских греков, переселившихся сюда по следующему поводу. В конце 1768 г. возникла война между Россией и Турцией. По сношении (22 января 1769 г.) графа П. Панина († 1789 г.) с начальником греческих легионов Стефаном Мавромихали, греки, жившие на разных островах Архипелага, составили особое войско из 8 батальонов, которое и поступило на службу в Русский флот, под начальство графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского († 1808 г.) и в 1769–73 годах принимали деятельное участие почти во всех сражениях русских с турками. По заключении Кучук-кайнарджийского мира (10 июля 1774 г.), Императрица Екатерина предложила этим архипелагским грекам, называвшимся тогда Албанским войском, за их услуги поселиться на выгодных условиях в Керчи и Еникале, уступленных России Турцией. Они поселились, и в 1779 г. из них сформирован был греческий полк, который впоследствии, по присоединении Крыма к России (1783 г.), перемещен был из Керчи и Еникале в Балаклаву, и ему вверена была охрана береговой линии Черного моря от Балаклавы до Феодосии. 355 Между тем вскоре после Кучук-кайнарджийского мира, греки, притесняемые в Крыму турками и татарами, по совету Игнатия, митрополита готфийского и кефайского, 16 июля 1778 г. отправили из Бахчисарая на Высочайшее имя прошение о принятии их в подданство России и отводе им мест и угодий под заселение. Императрица не только согласилась на исполнение их просьбы, назначив для поселения их Азовскую (ныне Екатеринославскую) губернию 356 , но и повелела освободить переселенцев от податей на 10 лет, а от рекрутской повинности навсегда, для бедных построить дома на средства казны и пр. Переселение греков началось в 1778 г. и окончилось в 1779 г. Переселилось греков в Азовскую губернию около 20000 и несколько тысяч армян. 357 Переселившиеся греки построили город и 20 новых селений. Город они назвали Мариуполем (Мариинский город) в честь иконы Божией Матери, которую они взяли с собою из Бахчисарайского Успенского скита, и в память своего селения Марианны, бывшего около того же скита, а некоторым новым селениям своим дали Крымские названия: Керменчик, Карань, Эски-Крым, Салгир, Мангуши и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Южные пределы митрополичьей епархии в рассматриваемый нами период не могут быть установлены с точностью, потому что они постоянно изменялись. Вскоре после нашествия монголов, в ведение митрополитов перешла область епископов Юрьевских, и вследствие этого границы Киевской епархии в конце XIII в. отодвинулись до р. Роси. В этих пределах митрополичья епархия заключалась в течении всего XIV в., пока Рось оставалась южной границей заселенной части Киевщины. В XV в., благодаря успешной борьбе Витовта с татарами, область Киевщины расширилась, и русские поселения появились уже вблизи берегов Черного моря 236 . Оттеснивши татар и желая оградить южные границы, Витовт восстановил на Днепре Канев и основал несколько новых поселений и городов, а в том числе Черкасы, Кременчуг и др. Вместе с этим расширением пределов Киевщины в XV в. отодвинулись к югу и границы Киевской епархии. Но так было только до конца XV в. В 1482 г. Крымский хан Менгли-Гирей разрушил построенные Витовтом укрепления, опустошил юго-западные окраины и на северных берегах Черного моря расположил кочевья Подвластной ему ногайской орды. С этого времени заселенная часть Киевского княжества, а вместе с тем и пределы митрополичьей епархии, снова стали ограничиваться на юге р. Росью. За этой рекою начиналось уже обширное, почти пустынное пространство, пролегавшее от берегов Роси до Днепровских порогов. Это обширное пространство служило местом постоянной партизанской войны между татарскими и русскими удальцами. Но под прикрытием последних южно-русская колонизация, по мере оттеснения татар, постепенно выдвигалась в степь. В начале XVI в. область русских поселений перешла уже за р. Рось, а в половине этого века отодвинулась до Днепровских порогов на юг и до Северного Донца на юго-восток. Область новых русских поселений вошла в состав епархии митрополита. Поэтому можно сказать, что южные и восточные границы Киевской епархии совпадали с теми же границами Украины, захватывая нынешние губернии Киевскую и Полтавскую и северные части губерний Екатеринославской и Херсонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

феодосийским, евпаторийский, перекопский, днепровский, мелитопольский и фаногорийский, а присутственные места открыты были в них в 1787 г. В том же 1787 г. Императрица Екатерина II предприняла знаменитое путешествие свое по Крыму, в котором она провела 12 дней. Для остановок ее построены были временные дворцы в Перекопе, Феодосии, Симферополе, Карасубазаре и Старом Крыму, а в Бахчисарае она останавливалась в ханском дворце; кроме того, в разных местах построены были триумфальные ворота и малые походные дворцы из полотна. 277 В то же время Императрица дала городам греческие названия вместо татарских: Акмечеть назвала Симферополем, Ахтияр Севастополем, Эски-Крым – Левкополем (ныне Старый Крым), Кафу – Феодосией, Гизелев или Кезлев – Евпаторией, самый Крым – Тавридой. Вскоре после кончины Императрицы Екатерины († 6 ноября 1796 г.), именно 12 декабря 1796 г. таврическая область присоединена была к новороссийской губернии, как часть ее, и упразднено самое название: таврическая область; в ней оставлено было только два уезда – Перекопский и Симферопольский. 278 В 1802 г., 8 октября, одна новороссийская губерния была разделена на три: Николаевскую, Екатеринославскую и Таврическую. Таврическая губерния открыта была 30 июня 1803 г. и разделена на 7 уездов, с открытием в них присутственных мест: симферопольский, перекопский, с причислением к нему части мариупольского (екатеринославской губернии), фаногорийский, переименованный в тмутараканский, с причислением к нему земель черноморского войска, феодосийский, евпаторийский, днепровский и мелитопольский. Впоследствии земли черноморского казачьего войска отделены (11 апреля 1820 г.) от таврической губернии, фаногорийский уезд упразднен и открыты новые уезды: ялтинский 23 марта 1832 г. и бердянский 7 января 1842 г. Симферополь же был назван губернским городом еще в 1802 г. Так открылась и организовалась Таврическая губерния. 279 Судьба последнего крымского хана Шагин-гирея Шагин-гирей с беспокойным характером и неспособностью к управлению соединял жестокость, суровость и гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Манифест 8 апреля 1783 г. объявил, что Крым, Тамань и вся Кубанская страна приняты под Российскую державу и что жители Крыма сохраняют, по-прежнему, все свои права и преимущества. Потемкин отправимся в Крым для принятия его под скипетр России и для устроения нового порядка, и поручил Дебальскому в Крыму, а Суворову в Кубани и Тамани, сделать распоряжение, чтобы все татары и ногайцы приведены были к присяге на верноподданство, в города были введены войска, а флот крейсировал около берегов Черного моря. Потемкин, получивший титул князя Таврического, донес (10 июля 1783 г.) Екатерине, что Крым, Тамань и Едисанская и Джамбулукская орды уже приняли присягу. Вслед за тем учреждено было временное местное управление в Крыму из 3 членов: это были: Ширинский-Мегмеджи-бей, Гаджи-Каза-али и Казаспер-Муслядин-эфендий, а отдельными округами (каймаканствами) управляли туземные начальники – каймаканы. 271 Порта признала Крым и Кубань зависевшими от Русского правительства. В 1784 г., 2 февраля, учреждена была Таврическая область, которой герб представлял двуглавого орла на золотом поле с 8-конечным крестом на груди. 272 Для открытия ее Высочайше повелено было пригласить или словенского архиепископа Никифора Феотоки, или готфийского и кефайского митрополита Игнатия. В состав Таврической области 273 вошли: полуостров Крым, земля между Перекопом и границами екатеринославского наместничества и Тамань. Главное управление областью вверено было екатеринославскому и таврическому генерал-губернатору, фельдмаршалу, светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину, 274 а ближайшее управление действительному статскому советнику Василию Васильевичу Каховскому 275 . Потемкин поручил ему, между прочим, озаботиться тем, чтоб в Тавриде продолжали чеканить монету, в Феодосии жили только христиане, а в Бахчисарае только татары, и чтобы тем и другим было одинаково оказываемо правосудие. 276 В 1784 г., 7 февраля, Таврическая область разделена была на 7 уездов: симферопольский, левкопольский, замененный 7 марта 1787 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

I Воссоединение униатов с православной церковью было, бесспорно, главнейшим, господствующим мотивом церковной жизни Минской епархии при преосвященном Викторе. Необычный для других епархий, этот вопрос создал в местной церковной жизни такие стороны, которые дают Минской епархии совершенно особенное место среди всех других современных ей православных русских епархий. Но сколько бы внимания, энергиии сил ни отвлекало на себя дело воссоединения, оно всё же не подавляло окончательно других сторон епархиальной церковной жизни, и последняя развивалась в обычном направлении, принимая лишь, сообразно некоторым особенным условиям, те или другие специфические оттенки. Учреждение российской «Минской, Изяславской и Брацлавской» епархии встретило в ней уже существующими все формы русского епархиального церковного управления из бывшей епархии «Переяславской и Бориспольской», – с той, впрочем, разницей сравнительно с другими русскими епархиями, что здесь, в Минской епархии, всё было устроено, если позволительно так выразиться, хозяйственным, домашним способом, без строгого соблюдения буквы штатов и предписаний. Этот особенный, своеобразный оттенок в жизни Минских епархиальных учреждений сохранялся неизменно во всё время пребывания в Минской кафедре преосвященного Виктора – и только при его преемнике, преосвященном Иове, Минская епархия вошла в обычную оффициальную норму, ничем уже не отличаясь с этой стороны от других епархий. Границы Минской епархии подвержены были в первые годы чрезвычайно частым колебаниям. Это же самое, хотя не в столь значительной степени, можно сказать и о многих других, особенно о малороссийских епархиях, которым в последние годы прошлого столетия часто приходилось менять свои границы, и только с 1804 года 1744 епархии стали сохранять более или менее устойчиво свою территорию. Указом об учреждении Минской епархии её границы определялись границами трёх новоучреждённых губерний – Минской, Изяславской и Брацлавской 1745 . Остальная, незначительная, часть новоприсоединённой земли отходила к смежным с ней русским прежним губерниям – Киевской, Полоцкой, Могилёвской, Черниговской и Екатеринославской 1746 – и поступала в состав тех епархий, к которым были причислены эти губернии 1747 . Но так как точное размежевание не могло быть произведено в скором времени 1748 , то православные церкви всего присоединённого края, во избежание могущих появиться неустройств в церковной жизни, по докладу св. синода, получившему высочайшее утверждение, были подчинены ведению преосвященного Виктора – впредь до установления точных границ гражданского подразделения новоприсоединённых областей 1749 . Кроме того, хотя и не оффициально, но Минский преосвященный сохранил своё «отношение» и к тем православным монастырям и церквам, которые после второго раздела Польши остались вне границ Российской Империи 1750 . Об этом было сказано уже раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Еще Императрица Екатерина II, указом 4 сентября 1784 г. на имя князя Потемкина, повелела по городам екатеринославской губернии и таврической области открыть народные школы для изучения языков: русского, греческого, татарского и других, а в главных городах по одному главному народному училищу для больших классов и для приготовления школьных учителей, а указом 21 июня 1794 г. на имя графа Платона Зубова повелела открыть в Симферополе медико-хирургическое училище. 722 Завет Императрицы таврическая губерния свято сохраняет. В ней – достаточное число училищ разных наименований: 4 мужских гимназии: в Симферополе, Феодосии, Керчи и Бердянске, и 6 женских: в тех же городах и в Севастополе и Евпатории, 2 мужских прогимназии – в Ялте и в Евпатории, и 4 женских – в Ялте, Алешках, Мелитополе и Армянском Базаре, 2 реальных училища – в Севастополе и Мелитополе, учительский институт в Феодосии и учительская семинария в Преславе, Кушниковский девичий институт в Керчи и Александровское училище в Феодосии, мореходные классы, приготовляющие шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания – в городах: Севастополе, Феодосии, Керчи, Бердянске и селении Голой Пристани, 2 школы удельного ведомства и министерства Госуд. имуществ, 24 церковно-приходских школы, 8 воскресных, 19 вечерних классов для взрослых лиц, наконец городских училищ, уездных, начальных народных, содержимых земствами, обществами и частными лицами, до 360. Кроме того, очень много школ татарских и лютеранских, также еврейских, караимских и армянских. 723 И число школ все больше и больше растет. Народ очень сочувственно относится к ним. Это, между прочим, видно из отчета бердянской уездной управы: по отчету ее, израсходовано было в 1882–83 г. на дело народного образования в бердянском уезде городскими и сельскими обществами 104000 р., кроме расходов, которые общества несли натурою, наприм.: отопление, освещение, отвод земли для школ и проч. – Народные училища содержатся на средства казны, земства, сельских и городских обществ; некоторое пособие доставляют почетные попечители, частные лица, приходские попечительства и сбор платы за обучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

341 Женщины же стоят на хорах, за решеткой, куда они входят по особо устроенной для этой цели лестнице. Служащий надевает на себя широкую белую одежду – таллет. 342 Из караимского календаря видно, что караимы ведут особое леточисление и имеют свои особые праздники и посты. Так, на прим., караимский 5645 год соответствовал нашему 1884–1885 году, именно заключал в себе 3 месяца и 22 дня 1884 и 8 месяцев и 9 дней 1885 г. Праздники их: Песах (пасха), Суккот (куща), Иом-киппур (день прощения), Шаббат Тешува (суббота покаяния), Шаббат-нагама (с. утешения), шаббат-гагадфл (с. великая), посты: Чом-гедалья, Ассара-Бешевет, Ассара-Баав и пр. 343 Они молятся каждый день утром и вечером; в пасху всю неделю едят только пресный хлеб; некоторые постятся каждый понедельник и четверг, твердо верят в загробную жизнь, где праведников ожидает алом-хабо, (рай), а грешников – гехином (ад) и т.д. 344 Они имеют семитический тип и большею частью красивое, умное и серьезное выражение лица, и в большинстве отличаются честностью, трезвостью, трудолюбием, бережливостью и чистотой нравов. Они держатся правила по отношению к добрым делам: если не можешь сделать, сколько желаешь, – желай сделать, сколько можешь. – Многие из них землевладельцы, многие занимают общественные должности или ведут обширную торговлю, но жены их, как и жены татар, ведут замкнутую жизнь, а дети учатся или в своих начальных школах, или большею частью в русских как низших, так и средних учебных заведениях. Одежду носят караимы обыкновенную, европейскую; только некоторые старики 345 носят верхнюю одежду суконную длинную на распашку, а нижнюю – цветную однобортную на крючках; она короче верхней и с узкими рукавами. Русские Еще задолго до присоединения Крыма к России, русские бывали в Крыму, но бывали только, как временные гости: то были московские торговые люди. По присоединении же Крыма, русские стали селиться в Крыму уже надолго, или навсегда. Первые из русских переселенцев в Крыму были, без сомнения, воины (полки екатеринославский и фаногорийский), оставленные в Крыму для охранения страны от внутренних и внешних врагов, а затем разные бродяги, беглецы и преступники.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010