веке понять растление» (3 Езд 4. 10-11). Далее Уриил рассказал Ездре притчу о войне леса и моря, замыслы которых захватить территорию друг друга оказались тщетными. Ездра осудил суетность их попыток, «ибо земля дана лесу, дано место и морю», после чего Уриил объяснил неуместность его собственного недоумения о Промысле Божием: «Ибо как земля дана лесу, а море волнам его, так обитающие на земле могут разуметь только то, что на земле; а обитающие на небесах могут разуметь, что на высоте небес» (3 Езд 4. 13-21). Видение прор. Ездры. Роспись придела св. Стефана ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва. 1652-1653 гг. Видение прор. Ездры. Роспись придела св. Стефана ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва. 1652-1653 гг. Несмотря на упреки Уриила, Ездра, обращаясь к Богу, повторяет свой вопрос в неск. измененном виде. Он оправдывается тем, что хочет узнать «не... о высшем, а о том, что ежедневно бывает у нас». Ездра спрашивает Бога: «...почему Израиль предан на поругание язычникам? почему народ, который Ты возлюбил, отдан нечестивым племенам, и закон отцов наших доведен до ничтожества...» (3 Езд 4. 23). Он получает ответ, на этот раз более загадочный: «...посеяно зло, а еще не пришло время искоренения его»; это злое семя было «посеяно в сердце Адама изначала», и до времени жатвы оно «будет рождать» новое зло (3 Езд 26-32). На следующий вопрос Ездры, «когда это будет», отвечает «Иеремиил Архангел». Он объясняет Ездре незыблемость божественных определений о конце времен: «Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит...» (3 Езд 4. 33, 36-37). Иеремиил рассеял опасения Ездры, что срок этот откладывается «ради грехов живущих на земле», сравнив неотвратимость исполнения божественного замысла с женщиной, ожидающей родов «по исполнении девятимесячного срока» (3 Езд 4. 38-42). В ответ на желание Ездры узнать, «имеющее прийти более ли того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет?» (3 Езд 4. 45), Иеремиил показывает ему видение и объясняет значение «подобия» (demonstrabo tibi interpretationem similitudinis - 3 Езд 4.

http://pravenc.ru/text/189579.html

Песн. – Книга Песни Песней Соломона Ис. – Книга Пророка Исайи Иер. – Книга Пророка Иеремии Пл. – Книга Плач Иеремии Иез. – Книга Пророка Иезекииля Дан. – Книга Пророка Даниила Ос. – Книга Пророка Осии Иоил. – Книга Пророка Иоиля Am. – Книга Пророка Амоса Авд. – Книга Пророка Авдия Ион. – Книга Пророка Ионы Мих. – Книга Пророка Михея Наум. – Книга Пророка Наума Авв. – Книга Пророка Аввакума Соф. – Книга Пророка Софонии Агг. – Книга Пророка Аггея Зах. – Книга Пророка Захарии Мал. – Книга Пророка Малахии Книги Нового Завета Мф. – От Матфея святое благовествование Мк. – От Марка святое благовествование Лк. – От Луки святое благовествование Ин. – От Иоанна святое благовествование Деян. – Деяния святых Апостолов Иак. – Послание Иакова 1 Пет. – Первое послание Петра 2 Пет. – Второе послание Петра 1 Ин. – Первое послание Иоанна 2 Ин. – Второе послание Иоанна 3 Ин. – Третье послание Иоанна Иуд. – Послание Иуды Рим. – Послание к Римлянам 1 Кор. – Первое послание к Коринфянам 2 Кор. – Второе послание к Коринфянам Гал. – Послание к Галатам Еф. – Послание к Ефесянам Флп. – Послание к Филиппийцам Кол. – Послание к Колоссянам 1 Фес. – Первое послание к Фессалоникийцам 2 Фес- Второе послание к Фессалоникийцам 1 Тим. – Первое послание к Тимофею 2 Тим. – Второе послание к Тимофею Тит. – Послание к Титу Флм. – Послание к Филимону Евр. – Послание к Евреям Отк. – Откровение Иоанна Богослова Апокрифы 1 Мак. – Первая книга Маккавейская 2 Мак. – Вторая книга Маккавейская 3 Мак. – Третья книга Маккавейская 2 Езд. – Вторая книга Ездры 3 Езд. – Третья книга Ездры Тов. – Книга Товита Иудифь – Книга Иудифи Прем. – Книга Премудрости Соломона Сир. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Посл. Иер. – Послание Иеремии Вар. – Книга пророка Варуха Об авторах Джон X. Уолтон – профессор Ветхого Завета и древнееврейского языка в Библейском институте Мооди (Moody Bible Institute) в Чикаго. Он автор ряда книг, посвященных Ветхому Завету. Виктор X. Мэтьюз – профессор религии в Юго-Западном университете штата Миссури (Southwest Missouri State University). Им написано несколько книг о Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

…Ездра, сын Сераии,... сын Аарона первосвященника... В помещаемом здесь родословии Ездры опущены шесть предков Ездриных (от Мераиофа до Азарии), – как это открывается по сравнению с 1Пар. 6:7–9 . Ст. 6. …Сей Ездра вышел из Вавилона... Ниже указывается время этого исшествия, именно, седьмой год Артаксеркса. Таким образом, история Ездры начинается около 57 лет спустя после описанных выше происшествий; ибо от шестого года Дария Гистаспа, в который совершилось освящение храма, и до седьмого года Артаксеркса, внука Дариева, сына Ксерксова, протекло около 57 лет. …Он был книжник, сведующий в законе Моисеевом… Это звание, по общему мнению, утвердилось за Ездрой ради того, что он пересмотрел все книги ветхого завета и восстановил их в прежней чистоте, исправив все неправильности, вкравшиеся в них или от небрежности священников, особенно, в последние царствования нечестивых царей Иудейских, или от ошибок писцов, и от времени. А также, полагают, что он заменил древние еврейские письмена божественных книг халдейскими; ибо еврейский язык стал забываться, выходить из общего употребления и заменяться халдейским. Говорят, что при сем и другая была цель у Ездры, – именно, чтобы, как можно резче провести грань между народом Божиим и еретическими Самаритянами, у которых остался в употреблении древний еврейский язык. …И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его, была над ним… Из этого примечания видно, что сам Ездра обратился к царю с просьбою и хлопотал у него о позволении идти во Иерусалим и устроить тамошние дела. Можно полагать, что, по устроении храма и открытии богослужения, ревность Иудеев к своей религии ослабела, и закон стал забываться. Узнав об этом, Ездра счел своей прямой обязанностью идти в Иерусалим для устроения тамошних дел. Ст. 9. …в первый день первого месяца было начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним… Четыре месяца путешествия Ездры из вавилонских областей к Иерусалиму, – время весьма небольшое, если принять во внимание трудность пути, многочисленность путевых опасностей, а также и то, что с путешественниками находилось много женщин, детей и стад. Потому-то священная книга замечает, что благодеющая рука Божия была над путешественниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

по Р. Х. Скорее (принимая во внимание близость Иосифа Флавия к фарисеям) можно согласиться, что «закрытие» канона состоялось в фарисейском (предраввинистическом) иудаизме, современном Иосифу Флавию, причем споры об отдельных книгах продолжались еще долго. Приблизительно к тому же времени, что и трактат «Против Апиона», т. е. к кон. I в. по Р. Х., следует отнести апокалипсис, который в славянорус. традиции стал ядром 3-й Книги Ездры (главы 3-14). Этот апокалипсис завершается словами: «Всевышний даровал разум пяти мужам, и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали. Ночью они ели хлеб; а я говорил днем и не молчал ночью. Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал» (3 Езд 14. 42-48). Здесь речь идет как бы о 2 «канонах». Один, открытый для всех, включает 24 книги. Другой, доступный только мудрым,- 70 книг (3-я Книга Ездры явно претендует на то, чтобы входить в их число). Вряд ли автор 3-й Книги Ездры имел в виду некий конкретный список 70 апокрифов; скорее всего этот «тайный канон» - лит. фикция. Зато если 24 книги общедоступного канона соответствуют (что естественно предположить) 24 книгам масоретского канона, то неизбежен вывод: к моменту появления текста 3-й Книги Ездры этот список был уже чем-то само собой разумеющимся для той среды, в которой она создавалась. Страница из Ленинградского кодекса (Быт 1. 10–26). 1009 г. (РНБ. Вост. В19а) Страница из Ленинградского кодекса (Быт 1. 10–26). 1009 г. (РНБ. Вост. В19а) Возможно, сочинение Иосифа Флавия и 4-я Книга Ездры отражают то представление о составе Писания, которое к кон. I в. по Р. Х. формировалось в предраввинистическом иудаизме. VI. Дискуссии о достоинстве библейских книг в раннем раввинистическом иудаизме.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Из других пророков, имеющих явиться во времена Мессии, Талмуд называет пророка Моисея. «В четвертую ночь, говорится здесь, когда мир закончит определенное для него время, чтобы пришло избавление, выйдет из пустыни Моисей, а из Рима царь Мессия»; «подобно тому (сказал Господь Моисею), как ты отдавал свою жизнь за народ в этом мире, так должно случиться и в будущем мире; когда Я пошлю им пророка Илию, то вы оба должны прийти вместе». Весьма вероятно, что ожидание пришествия Моисея стоит в связи с крайним развитием законнического направления: из благоговения к закону иудеи не могли лишить великого законодателя Моисея участия в устроении грядущего блаженного царства. Но так как с именем предтеч Мессии в сознании иудеев соединялось представление о том, что они подобно Илии и Еноху не должны были во время земной жизни подлежать смерти, то и о пророке Моисее в последующее время составилось сказание, что он был взят на небо живым. 553 Далее, 3 книга Ездры дает довольно прозрачные намеки на то, что и пророк Ездра был восхищен Богом от живущих на земле и что перед открытием блаженного царства он явится вместе с Мессией. «Ты будешь взят от людей, говорить Господь Ездре, и будешь обращаться с Сыном Моим и с подобными тебе, доколе не окончатся времена; и так ныне устрой дом твой, отрекись тления, отпусти от себя смертные помышления, отбрось тягости людские, сними с себя немощи естества и отложи в сторону тягостные для тебя помыслы, – и готовься переселиться от времен сих» ( 3Ездр. 14:9; 14:13–14 ). Если присоединить сюда слова 3Ездр. 8:19 («начало слов Ездры, прежде нежели он был взят»), если принять затем во внимание заключительные слова к книге Ездры в восточных переводах (сирском, эфиопском, арабском и армянском): «и был восхищен Ездра и вознесен в место, где были подобные ему» 554 , то трудно будет сомневаться в том, что автор названной неканонической книги допускал взятие Ездры живым на небо: а отсюда прямой переход к мнению, что и пророк Ездра будет, предтечей или сопутником Мессии наравне с другими величайшими праведниками ветхозаветной церкви. 555 О таком мнении можно догадываться из сопоставления слов: «ты будешь обращаться с Сыном Моим и с подобными тебе» ( 3Ездр. 14:9 ), и: «откроется Сын Мой с теми, которые с ним» ( 3Ездр. 7:28 ). Мысль об участии Ездры в деле устроения мессианского царства могла естественно возникнуть в среде иудеев благодаря тому высокому взгляду на деятельность и великие заслуги пророка, какой составился в позднейшем законническом иудействе ( 3Ездр. 5:17; 6:32; 10:38–39; 12:42; 13:54–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

в. к. оно заменено словом «Господь» ( Grabbe. 1998. P. 72). По-разному передается в 2 греч. текстах имя Шешбацар: в переводе LXX - Σασαβασαρ (Сасабасар, напр., 1 Езд 1. 8), в Е. в. к.- Σαναβασσαρ (Санабассар, в синодальном переводе - Саманассар, см., напр.: 2 Езд 2. 12). Общее количество принесенных в Иерусалим сосудов (5469) примерно то же, что и в МТ 1-й Книги Ездры (5, 4 тыс.), однако количество сосудов каждого конкретного вида отличается (2 Езд 2. 12-15; ср.: 1 Езд 1. 9-11). Окончание 2-й гл. (2 Езд 2. 16-31) также содержит нек-рые отличия от МТ. Отсутствует упоминание Артаксеркса, имеющееся в 1 Езд 4. 7. Персид. пров. Заречье (   - 1 Езд 4. 17 и др.) названа «Келе-Сирия и Финикия» (2 Езд 2. 17 и др.); уточняется, какие строительные работы, придя в Иерусалим, ведут иудеи («устрояют площади его, возобновляют стены и полагают основание храма» - 2 Езд 2. 18). Греч. передача имен нек-рых из авторов письма Артаксерксу отличается как от имен в МТ 1-й Книги Ездры, так и от имен в переводе LXX этой книги. Результатом письма стала остановка строительных работ до времени царствования Дария; по сравнению с 1-й Книгой Ездры делается уточнение, что эта остановка длилась «до второго года царствования Дария, царя Персидского» (2 Езд 2. 31). В 3-й и 4-й главах содержится рассказ о споре 3 «юношей телохранителей» царя Дария, состоявшемся после устроенного царем большого пира. Спор был о том, «что всего сильнее»; тот, «чье слово окажется разумнее», должен был получить «великую награду» от царя (2 Езд 3. 5). Юноши написали «каждый свое слово» и затем, запечатав, «положили под изголовье царя Дария» (2 Езд 3. 8). Утром царь призвал вельмож и военачальников «Персии и Мидии», вызвал юношей в «совещательную палату» и предложил каждому из них обосновать написанное (2 Езд 3. 13-17a). 1-й юноша утверждал, что сильнее всего вино, к-рое «приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его» и делает «ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого одним умом» (2 Езд 3. 18-24). 2-й юноша считал, что сильнее всего царь, к-рый господствует над всеми людьми и, «если скажет убить - убивают; если скажет отпустить - отпускают» (2 Езд 4.

http://pravenc.ru/text/189577.html

В конце 7-й главы Ездра благодарит Господа за то, что Он вложил в сердце царя желание «украсить дом Господень, который в Иерусалиме»; далее сообщается, что Ездра «собрал... глав Израиля» для путешествия в Палестину (1 Езд 7. 27-28). В 8-й гл. говорится о пути иудеев в Иерусалим, однако подробности путешествия не сообщаются; вместо этого большую часть главы занимают родословие переселенцев и список пожертвований на храм. Родословия упорядочены следующим образом: для каждого рода сначала называется далекий предок, затем совр. глава этого рода (напр.: «из сыновей Адина Евед» - 1 Езд 8. 6); после этого нередко приводится число мужчин в этом роде. Начинаются родословия с упоминания священнических родов Финееса и Ифамара, а также потомков царя Давида (1 Езд 8. 2). Осмотрев людей, собиравшихся идти с ним в Иерусалим,- «народ и священников» - Ездра обнаружил, что среди них отсутствуют «сыны Левия» (т. о., в 1-й Книге Ездры, как и во мн. др. местах ВЗ, левиты не отождествляются со священниками - 1 Езд 8. 15 в отличие, напр., от Втор 24. 8; 27. 9) и направил посольство к некоему «Иддо, главному в местности Касифье», к-рый и выделил достаточное, по мнению Ездры, количество левитов и младших храмовых служителей - нефинеев (1 Езд 8. 17-20). Подготовка к походу заключалась в молитве к Богу о благополучном путешествии, поскольку Ездре «стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения… от врага на пути»; путники «постились и просили Бога… и Он услышал» их (1 Езд 8. 21-23). Отказ Ездры от вооруженного эскорта должен был быть, по-видимому, большой неожиданностью для царя, т. к. опасности подвергались не только люди, но и перевозимое ими большое количество золота и серебра, в т. ч. и дар самого царя для Иерусалимского храма ( Grabbe. 1998. P. 31). В начале путешествия огромное количество денежных пожертвований и храмовую утварь Ездра, по-видимому подчеркивая священный характер этого груза, передает на хранение левитам, чтобы они в свою очередь по прибытии сдали все это «начальствующим над священниками и левитами и главам поколений Израилевых в Иерусалиме» (1 Езд 8. 24-29).

http://pravenc.ru/text/189575.html

Глава 12 Исчезновение последней головы орла и гибель всего его в пламени (1–3). Молитва Ездры об истолковании видения (4–9). Толкование видения (10–36). Повеление Бога написать все виденное, но сохранить его в тайне от народа (37–38). Обещание нового откровения (39). Просьбы пришедшего народа о возвращении Ездры в город для руководительства жизнью пленников (40–45) и согласие Ездры на это (46–51). 3Езд.12:1 Когда лев говорил к орлу эти слова, я увидел, 3Езд.12:2 что не являлась более голова, которая оставалась вместе с четырьмя крыльями, которые перешли к ней и поднимались, чтобы царствовать, но которых царство было слабо и исполнено возмущений. 2 . В Вульгате неожиданно вместо двух (XI:24; XII:29) говорится о четырех малых крыльях, перешедших под правую голову. Эта ошибка произошла вследствие пропуска. В рукописях латинского текста в данном месте идет речь сперва об исчезновении 4 малых крыльев, а далее о двух приютившихся под правою головою крыльях. Подобно тому, как прежде, отмечая гибель 12 больших крыльев (XI:22), автор попутно упоминает об исчезнувших вместе с ними двух придаточных, так и теперь, рассказав об уничтожении третьей головы, он присоединяет заметку о гибели примыкающих к 3 головам 4 малых крыльев, не менявших своего места. В восточных переводах мысль выражена с большей отчетливостью. «И вот голова, которая оставалась в живых, не появлялась более. И воспрянули два крыла, которые перешли к ней, и поднялись, чтобы царствовать, и царствование их было слабо и полно мятежей». Так как третья голова погибает от руки Мессии, а пришествие Мессии ожидается автором лишь в будущем, то нужно признать, что книга явилась в последние годы царствования Домициана (61 г.–96 г.), около 96 г. по Р. Х. Домициан не оставлял по себе преемников. Автор, переживший смутное время от смерти Нерона до воцарения Флавиев, предчувствовал возобновление его и изобразил в виде двух придаточных крыльев, правящих следом за третьей головой, вероятных претендентов на престол по смерти Домициана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но усматривать в пророческой книге Ездры лишь учение Талмуда о скрытом состоянии Мессии несправедливо. Мессия обрисован здесь такими чертами, которые явно показывают в Нем не земное, а небесное существо. Учение о Мессии, как сверхъестественном существе, имеющем предвечное существование, выражено в ней с достаточной определенностью, хотя и не поставлено в органическую связь с представлением о Нем, как потомке Давида. Эта двойственность проходит красной нитью через все догматическое учение послепленного иудейства. Противоречие было устранено только христианским догматом воплощения, который чужд был автору 3 книги Ездры. 3Езд.7:29 А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. 29 . Мессия, как человек, подчинен закону смерти. Смерть Его не имеет никакого отношения к учению христианства о Его искупительной жертве (ср. 1Kop XV:28 ). Пророческой книге Ездры чужда мысль об уничижении и страданиях Мессии. 3Езд.7:30 И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого. 30 . Ср. VI:39. Молчание в начале существования мира длилось до творения человека. В данном месте опять проводится параллель между первыми и последними днями мировой жизни. 3Езд.7:31 После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. 31 . Ср. 1 Кор (XV:26) «об этих обителях и говорит Господь» ( Uh XIV:2 ). 3Езд.7:32 И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. 32 . По словам Амвросия (De bono mortis, X) «об этих обителях и говорит Господь ( Uh XIV:2 ), что у Его Отца много обителей, которые Он приготовит для своих учеников, восходя к Отцу». 3Езд.7:33 Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. 33 . О престоле, на котором будет восседать Судия мира, упоминают книга пророка Даниила (VII:9) и Апокалипсис (XX:11). На последнем суде не будет места жалости и долготерпению. «И минует сострадание (et pertransibunt misericordiae), и удалится долготерпение». 3Езд.7:34 Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. 3Езд.7:35 Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда. 35 . Дела, которые каждый совершил последуют за ним на суд ( Omkp XIV:13 ) и за них будет достойным образом воздано (ср. Uc XL:10 ). Последняя мысль в рукописях передается в такой форме: «и неправды не будут покоиться». Подобно тому, как поступки праведников не будут оставаться в безвестности, так и неправды и злодеяния грешников совершавшиеся под покровом тайны, предстанут пред очами всех 2 . 36 Я сказал: Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей – за отцов, согрешивших в пустыне;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После этого предварительного труда, открыты были в Иерусалиме (с 1-го дня десятого месяца) общие заседания глав поколений, под председательством Ездры священника 891 . Пред лице этого собрания и приходили в назначенные времена обвиняемые лица, и с ними старейшины каждого города и судьи его, для окончательного расследования дела и решения приговора, доколе не отвратится пылающий гнев Бога за это дело 892 . …И окончили, таким образом, исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца 893 ... Первый месяц по еврейскому счету соответствует второй половине нашего марта и первой половине апреля. Обращая внимание на деятельность Ездры во всем этом деле, нельзя не заметить, кроме неусыпной его ревности о законе и глубокого благочестия, – и мудрой его осмотрительности и умеренности. Ибо, несмотря на чрезвычайную власть, которой он уполномочен был от персидского царя 894 , он ничего не предпринимает без старейшин и глав поколений. Не без основания полагают, что со времен Ездры началось народное представительство в гражданском управлении евреев, а также положено начало сосредоточения высшей правительственной власти в особе великого первосвященника. Напротив – то, что раввины говорят о существовании в эти времена великой синагоги по делам церковным и великого синедриона – по гражданским, не подтверждается св. историей 895 . 10:19. …и они дали руки свои во уверение, что отпустят жен своих, и что они повинны принести в жертву овна за свою вину… Расторгнуто было 113 браков. Разлучив мужей от жен, из коих многие уже родили детей 896 , Ездра употребил, конечно, весьма строгую и суровую меру, которая иным, смотрящим на дело не с иудейской точки зрения, может показаться несправедливой. Но нужно иметь ввиду, что смешанные браки с язычницами воспрещались для Евреев прямым и положительным законом Божиим, для восстановления которого, собственно, и пришел Ездра из Вавилона в Иерусалим; а в законе Божием, конечно, заповедывалось Евреям одно только то, что, по национальному их характеру и особенностям, было для них внолне нужно и спасительно, воспрещалось же то, что было вредно и опасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010