В ежедневной практике чтения Евангелия очень важно идти именно этим путём – чтобы из евангельского текста вырастала наша личная молитва, чтобы научиться говорить со Христом. Нужно уметь вглядываться в два-три, пусть несовершенных, перевода, которые есть под руками. Даже сопоставление славянского текста с Синодальным переводом даёт очень много – притом, что каждый из переводов сам по себе может оказаться для читателя не так уж и ценен: Синодальный страдает множеством недочётов, славянский просто устарел. И тем не менее при сличении их многие трудные места проясняются. …Крестившись, Иисус приходит в Свой город, в Назарет. В субботний день в синагоге Ему подают свиток – книгу пророка Исайи. Развернув, Он начинает читать: «…“Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк.4:18–21). Здесь перед нами описание субботнего богослужения в синагоге, в высшей степени напоминающее то, что происходит каждый воскресный день в любом православном храме. Иисус читает Слово Божие, затем отдаёт свиток служителю, который его уносит, и начинает проповедь на тему только что прочитанного текста: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Здесь опять связь между Ветхим и Новым Заветами – не только на уровне текста, но и в плане богослужения. Наше новозаветное богослужение выросло из ветхозаветного. Итак, «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня», т. е. сделал Меня Христом, чтобы возвещать Благую Весть нищим. Благая Весть – Евангелие, возвещаемое нищим. «Блаженны нищие…», начало Нагорной проповеди, – оно отсюда, из того места 61й главы книги пророка Исайи, что было прочитано в субботний день в синагоге Назарета. Именно в этот момент, прочитав это место, Иисус в первый раз обратился к людям с тем, из чего потом вырастет Нагорная проповедь.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

В ежедневной практике чтения Евангелия очень важно идти именно этим путём — чтобы из евангельского текста вырастала наша личная молитва, чтобы научиться говорить со Христом. Нужно уметь вглядываться в два-три, пусть несовершенных, перевода, которые есть под руками. Даже сопоставление славянского текста с Синодальным переводом даёт очень много — притом, что каждый из переводов сам по себе может оказаться для читателя не так уж и ценен: Синодальный страдает множеством недочётов, славянский просто устарел. И тем не менее при сличении их многие трудные места проясняются. …Крестившись, Иисус приходит в Свой город, в Назарет. В субботний день в синагоге Ему подают свиток — книгу пророка Исайи. Развернув, Он начинает читать: «… " Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное " . И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк4:18-21).   Здесь перед нами описание субботнего богослужения в синагоге, в высшей степени напоминающее то, что происходит каждый воскресный день в любом православном храме. Иисус читает Слово Божие, затем отдаёт свиток служителю, который его уносит, и начинает проповедь на тему только что прочитанного текста: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Здесь опять связь между Ветхим и Новым Заветами — не только на уровне текста, но и в плане богослужения. Наше новозаветное богослужение выросло из ветхозаветного. Итак, «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня», т. е. сделал Меня Христом, чтобы возвещать Благую Весть нищим. Благая Весть — Евангелие, возвещаемое нищим. «Блаженны нищие…», начало Нагорной проповеди, — оно отсюда, из того места 61-й главы книги пророка Исайи, что было прочитано в субботний день в синагоге Назарета. Именно в этот момент, прочитав это место, Иисус в первый раз обратился к людям с тем, из чего потом вырастет Нагорная проповедь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В нашей Св. Церкви Православной ежедневно, за литургией и за всеми вообще богослужениями, устами священнослужителей и других верующих и молящихся, воспеваются хвалы и благодарения Пресвятой Троице, не только во время дня, но и вечером, когда верные, «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», поют «Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир Тя славит». Последним речением: «мир Тя славит» – выражается та мысль, что неразумные твари, которых Бог подчинил на службу человеку, славят Бога чрез того же человека, которому они служат. Далее пророк говорит о тех же святых, или преподобных, в следующих словах (ст. 11 и 12, пер. с евр.): «Да проповедуют славу Царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, и о славном величии Царства Твоего». Сими словами пророк предсказывает о том высоком служении, которое ныне известно под именем миссионерского служения, когда люди призываются на проповедь Евангелия и идут по сему призванию, исходящему от лица Иисуса Христа, Сына Божия, Который «пришел, – по сказанию того же Евангелия, – в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). На сей зов первыми пошли св. апостолы Христовы, а за ними последовали и другие проповедники и служители слова, на которых и исполнилось, и доселе исполняется, это псаломское слово: преподобнии Твои да благословят Тя: славу Царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют; по всем странам мира пойдут и будут рассказывать сыновом человеческим о могущественной силе Твоей, расскажут всем о Христе и о великолепной славе Царства Его, т.е. о Церкви Христовой. А по объяснению блж. Феодорита и Евсевия, «преподобные, и пророки, и апостолы, и принявшие после них служение проповеди, – возвестят, говорит, о вечном Твоем Царстве и неизреченной силе всем людям, а равно потому, что Ты один Владыка над всем» с. и 28]. Пс.144:13–14 Царство Твое Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде, верен Господь во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В сегодняшнем Апостольском чтении описано чудо воскрешения апостолом Павлом некоего юноши, молодого последователя Христа (см. Деян.20:7-12 ). Дело происходило в Троаде. Местные христиане собрались для преломления хлеба. Апостол Павел был среди них, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. На следующий день он намеревался отправиться в дальнейший путь, а вопросов у троадских христиан к своему духовному наставнику оставалось еще много. По этой причине беседа сильно затянулась. Это было не простое духовное общение, а общение прощальное. И апостол Павел, и ученики его понимали, что расстаются навсегда. Поэтому никому не хотелось прерывать беседы, трудно было им прощаться с возлюбленным учителем, а апостолу Павлу разлучаться с учениками, в которых он вложил любовь и тепло своей души. Автор Деяний, который был непосредственным свидетелем происходящих событий, рассказывает: В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Случилось страшное несчастье. Храма Божия, где можно было бы совершать Богослужения, у первых христиан еще не было, местом собрания служила обычно просторная горница в доме. Чтобы придать большую торжественность Божественной службе, зажгли множество светильников. И вот, сидевший на подоконнике открытого окна юноша, утомленный долгой беседой, заснул и по неосторожности выпал из окна. Мы слышали, что он был поднят мертвым. Слова эти значат, что юноша действительно умер. Естественной реакций собратьев были скорбь и отчаяние. Но Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Подобным же образом, как мы помним из Ветхого Завета, были воскрешены пророком Илией сын вдовы сарептской и пророком Елисеем сын сонамитянки. Апостол говорит: …душа его в нем. Не следует понимать это как то, что юноша и не умирал, не расставался со своей душой.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В Сретенском монастыре есть большая фотография Туринской плащаницы. Вообще же, в огромном море современной православной литературы сложно ориентироваться. Ежедневно на прилавках книжных лавок появляются новые издания. «Московский церковный вестник» публикует рецензии на некоторые из них, но этого, к сожалению, недостаточно. Поэтому я бы Вам посоветовал зайти в любой православный магазин, расспросить людей, непосредственно связанных с книгами, т. е. продавцов православной литературы, о том, что Вас интересует, и они, наверное, смогут Вам помочь. — Отец Сергий, мы знаем, что у еретиков существуют толкования Священного Писания, которые в значительной степени произвольны и искажают его смысл, или, например, есть иудейский Талмуд, совершенно извращающий и подменяющий Писание. В чем их отличие от толкований Священного Писания Святыми Отцами? — Православные святоотеческие толкования написаны Святым Духом через Своих угодников, святых людей. В Послании святого апостола Петра сказано: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Таким образом, апостолы, пророки и другие угодники Божии не от себя, не от своего ума истолковывали Священное Писание, как это делали мирские философы, которые, может быть, и были весьма умными людьми, но ум их не был просвещен благодатью. В Православной Церкви богословие понимается как особый дар благодати, который дается за подвижническую жизнь тем, кто очистил свое сердце жительством по евангельским заповедям, освободился от действия страстей. Только в такого человека вселяется Божия благодать, которая через него возвещает Слово Божие окружающим. А по поводу еретиков блаженный Августин говорил, что они могут совершать свое богослужение, у них есть даже некая пародия на Таинство Евхаристии, но у них нет одного — благодати. И в еретических толкованиях Священного Писания благодати нет. Это просто размышления, может быть, умных, образованных и начитанных людей. Но это человеческие учения, и если им последовать, взять их за руководство, то они могут привести к погибели: если слепой поведет слепого, оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Господь говорил отошедшим от благодати фарисеям: Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого (Мк. 7, 7-8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2250...

Велик и важен предмет, о котором я пишу вам и о котором я ежедневно сообщал отцу Исаакию , ибо что может быть важнее для христианского сердца праведнической, безболезненной кончины христианина? А этим праведником и был покойный брат ваш. 3 октября, т.е. в Воскресение, брат ваш служил в Великой церкви; служил с ним и я. Не могу вам объяснить того чувства, которое я испытывал при виде его, воздвигающим во время Херувимской песни руки свои горе: он представился мне тогда, несмотря на то что ничто не предуказывало его близкой кончины, праведнейшим мертвецом; именно — мертвецом, а не живым и священнодействующим Божиим иереем. Но тогда на это впечатление моей души я не обратил должного внимания, а между тем это прозрение сердца через две недели осуществилось на самом деле. Во вторник брат ваш служил соборную панихиду. Во время вечерни он в сухожилиях под коленями внезапно почувствовал боль. Боль эта продолжалась всю ночь по возвращении его в келью, а поутру она уже мешала ему свободно ходить; поэтому в среду у утрени он не был. Днем, в среду, он почувствовал упадок сил, особенно в руках и ногах; аппетит пропал и уже не вернулся к нему до самой его кончины. В четверг был легкий озноб. Чтобы согреться, он, по обычаю своему, лег на печку, после чего у него сделался легкий внутренний жар. Все это время мы с ним не видались: я страдал от зубной боли, а он не придавал значения своему нездоровью, полагая его простым, не опасным недомоганием, и потому не давал мне знать. Только в пятницу вечером я узнал о его немощи. Когда в субботу утром я увидал его лежащим на постели, то он вновь мне представился тем же мертвецом, каким он мне показался во время Богослужения. С этой минуты я уже не мог разубедить себя в том, что он не жилец уже более на этом свете. В этот день прибегли к лекарственным средствам, чтобы вызвать в больном испарину; но он, вероятно, чувствуя, что это для него бесполезно, видимо, принуждал себя принимать лекарство только для того, чтобы снять с окружающих нарекание в недостатке заботливости. С этого времени он слег окончательно, пищи не принимал, и даже позыв к питью в нем сокращался, как и самые дни его.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Весь этот многовековой процесс канонического нормообразования в глазах сторонников jus divinum выглядит, как «восполнение Апостольской заповеди», которое, вводя новое, более жесткое условие, которому должен отвечать кандидат в епископы, «оставляет неприкосновенным идущий от Апостольского Писания запрет второбрачия епископов» Однако исходя из предлагаемой логики следует, что упразднение Трулльским собором (16-й канон) предельного семеричного числа диаконов в городах, установленного ранее 15-м правилом Неокесарийского собора, тоже является естественным и логичным завершением раскрытия нормы «божественного права». Что выглядит довольно нелепо. Особую интригу придает еще и то обстоятельство, что именно Трулльский собор реципировал в составе 625 ранее действовавших в форме местных обычаев канонов все без исключения (!) акты Неокесарийского собора. Как видим, процесс правообразования в Церкви не так линеен, как нам его пытаются представить. III Это далеко не единичная причина для сомнений относительно доктрины «божественного права». Казалось бы, какие более ясные и категоричные указания относительно организации христианской общинной жизни могут быть помимо тех, которые содержатся в «Деяниях Святых Апостолов»? Есть ли большее «божественное право», чем указания и примеры, содержащиеся в них?! Например, относительно регулирования имущественных отношений в Церкви между ее членами: «И все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.2:44–45 ). Или относительно «графика» посещения храмов, совершения богослужения и причастия: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:46–47 ). Но не только в наши дни эти правила более не применяются, они сошли на «нет» сразу же по окончании Апостольской эпохи. Где здесь «развитие» канона?!

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Весьма многочисленны упоминания о сем в священных книгах, равно, как и о том, что Господь принимает к Своему сердцу такие молитвенные вопли даже тогда, когда, повидимому, человек впал уже в безнадежное положение. Вопреки ближайшему смыслу слов такой благодатный вопль иногда не сопровождается никаким звуком. Такова молитва Моисея перед переходом через Чермное море. Итак молитва Моисея была беззвучна, однако Господь говорит ему: что вопиешь ко Мне, скажи сынам Израилевым, чтобы они шли ( Исх. 14:1 ). Такова же была и молитва св. Анны, матери Самуила: она говорила в сердце своем, а уста её только двигались и не было слышно голоса ея (1 Царст. 1:13). Она сменилась потом благодарственным прославлением Бога, которое вошло в наше ежедневное богослужение в числе 8 ветхозаветных гимнов, составивших канву для 8 ежедневных ирмосов утрени. Итак помянутый смертельный вопль души заменяемый потом восторженным славословием и благодарением является как бы прообразом или предсказанием того предсмертного вопля Христова на Голгофе, который явился по воскресении Христовом началом воскресения многих тел усопших святых. Теперь нам покажется уже более ясным и тесно связанным с этой картиной предсмертного вопля и последующего затем излияния Божественной силы тот прообраз воскресения, который обнаружился в воскресении многих святых в момент Христовой трехдневной смерти. Многочисленны выражения псалмов о предсмертном вопле страдальцев и спасении их, посланном от Бога. Мы приведем только некоторые из них. Перед нами книга пророка Ионы. Вот он в чреве кита на волосок от смерти; он умирает, но крик исходящей души соединяет с непоколебимой верой в милосердие Божие и в Его победу над смертию. Замечательна уверенность в спасении, совмещенная в сердце пророка, уже разстающегося с земной жизнью: ко Господу воззвал (возопих) я в скорби моей и возопил, и Ты услышал голос мой, Ты вверг меня во глубину, в сердце моря и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мной. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако, я опять увижу Святой храм Твой (2:3–5). Эта песнь Ионы, как и песнь Моисея и Анны ежедневно повторяются на утрени. Особенно замечательно то, что молящийся не ограничивается исповеданием собственных чувств перед Богом, но туг же обращается ко всему роду человеческому с поучением, и утешением, и обличением: Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосерд ного Своего, а я с гласом хвалы приношу Тебе жертву: что обещал, то исполнил (ст. 9:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ветхозаветная иерархия заключала в себе много прообразований, и Церковь православная не мало позаимствовала от нее. В звании ветхозаветного священника и особенно первосвященника Писание представляет образ новозаветного священства Христова. Такова, говорит ап. Павел, имамы Первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех, и есть служитель святилища и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек ( Евр.8:1–2 ). Подобно первосвященнику иудейскому, И. Христос не Сам по Своей воле возложил на Себя сан великого Архиерея, но призван был от Бога. «Никто сам собою не приемлет сей чести, а только призываемый от Бога, как и Аарон. Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родах Тя ( Евр.5:4 ). Закон человеков поставляет первосвященниками, имущими немощь: слово же клятвенное, данное после закона, поставило Сына во веки совершенна» ( Евр.7:28 ). Обильное помазание ветхозаветного первосвященника елеем было прообразованием того, что Спасителя помазал Бог по человечеству паче причастник Его ( Евр.1:9 ). Священники и первосвященник поставлены были для служения во святилище и приношения жертв ( Евр.5:1 ): так «Христос Первосвященник, пришед не с кровью козлов и тельцов, но со Своею собственною кровью, вошел единожды во святилище, приобретши искупление вечное. Если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, окропляя оскверненных, освящает, дабы чисто было тело: то кольми паче кровь Христова, Который Святым Духом принес Богу Себя непорочного, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр.9:11–14 ). Жертвы, приносимые за священника и священником ветхозаветным, показывали, что он не есть истинный посредник между Богом и человеками, не имеющий нужды ежедневно приносить жертвы сперва за свои грехи, а потом за грехи народа ( Евр.7:27 ), а – только образ истинного Посредника. От слова жребий (κληρος), коим для колена Левиина был Сам Господь, произошло христианское название клира, усвоенное сословию ( Деян.1:17, 25–26 ), посвященному на особенное служение Богу и Церкви, и также клирос ( Неем.12:31 ) – название места, на котором во храме становятся церковнослужители для чтения и пения при Богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Видели образцовое общество христианское, живите по примеру того святого общества и спасетесь. Разве вы не имеете настоятелей, которых воля для вас должна быть священна? Разве нет среди вас того же Иисуса Христа, который сказал: «где два или три соберутся во имя Мое там и Я буду среди их» 71 . Разве не слышите те же писания пророков и Апостолов? Разве не имеете таинств, дарованных вам? Вы желали бы жить в пустыни, но не та же ли пустыня – дом ваш, в котором вы также можете спасаться, как и в пустыни? Начните только жить свято и благочестиво, и увидите, что все грешники от вас отступят, все козни диавола на вас востанут и станут вас искушать, как и пустынников. Разве вас не так же, как и их призывает колокол на молитву? Кто же причиною, что вы тяготитесь продолжительным служением, нескладным чтением и неприятным для вас пением? Разве не могли бы и мы, по примеру обители, ежедневно совершать Богослужение, если бы видели ваше усердие? Мы благодарим Бога, что вы по крайней мере в праздники посещаете церковь Божию. Кто причиною тому, что вы не соблюдаете самый снисходительный устав св. церкви в пищи и питии и несмотря на наши увещания, даже в посты разрешаете себе запрещенную пищу? Как же ваши лица могут сиять богоподобною красотою, если вы ни в чем ни воздержны? Кто причиною, что вместо однообразной, простой и приличной одежды, подражание обычаям мира побуждаем вас одеваться пышно, нарядно и с роскошью? Кто причиною, что сластолюбие, роскошь, богатство, мебель, множество сосудов; мягкие одры – нежат тела ваши, тогда как вы суть члены тела Иисуса Христа, которое распято было на кресте, и глава которого была увенчана терновым венцом. И не для того ли даются вам Настоятели или Пастыри церкви, дабы вы смотрели на них, как на образ Иисуса Христа, и во всем им подражали, во всем с ними советывались бы, открывали бы пред ними свои мысли, свои желания, свои грехи? Отходите ли в путь, приступаете ли к постройке дома, предпринимаете ли какое дело, – вы должны во всем спрашивать своего Настоятеля, просить его совета и благословения и чрез него испрашивать помощи и благословения на свои дела у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010