И самые христианские народы исповедуют евангелие не в одинаково чистом и совершенном виде. То, конечно, правда, что не все люди и даже народы слышат слово благовестия Христова. Распространение евангелия имеет свою историю. Благость Божия хотя и всем человекам хочет спасения, но действительное призывание благодатью в царство Христово ограничивается в известное время только некоторыми. Это последнее обусловливается не одною волею Божией, но и свободою человеческою. На сколько может судить слабый человеческий ум о таинственных путях призывающей благодати в отношении к народам, эти пути суть следующие. Призвание народов в царство Христово условливается восприемлемостью их естественных сил. На избрание одних народов предпочтительно пред другими нужно смотреть как на дело премудрости Божией (образец – притча о работниках в винограднике в ев. Мф. 20:1–16 ), которая при этом сообразуется с состоянием разумных своих творений и потому призывает народы к новой жизни в христианстве не прежде, как путем естественного развития они настолько подвинутся, что явятся все естественные условия к принятию ими христианства ( Иоан. 6:44 ; Деян. 16:6–7; 16:9 ). Премудрость Божия в самом избрании одних народов уготовляет семена для будущего призвания в царство благодати других народов, находящихся пока в естественном состоянии (миссионеры). Притом в церкви Христовой существует верование, что настанет время, когда всем народам будет проповедано евангелие. В виду всего этого ошибочно было бы видеть причину того, что так много поколений родятся и умирают, не слыша евангельской проповеди и не участвуя в дарах благодати Св. Духа, в отвержении их Богом по одной Его безусловной воле. Это тайна, которая откроется для нас в будущем. Правда также и то, что между самыми призванными народами благодать Божия одних как бы предпочитает другим; между тем как по судьбам промысла Божия одни делаются хранителями истинного православия, другие оставляются при исповедании христианства менее чистого и совершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

О, Господи, сохрани меня в вере благодатию Твоею.Мысль о возможности сохранения веры лишь при доброй нравственности не моя, это учение и евангельское и святоотеческое. Вот что говорится в св. Евангелии от Иоанна, гл. III, 19-21: " Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит Света и не приходит к Свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть: творяй же истину, грядет к Свету, да явятся дела его, яко о Бозе: суть соделана " .Светом тут Христос называет Себя. Он убеждает современных Ему иудеев оставить искания славы от Единого Бога, при котором человек неспособен к вере; они лишь насмехались… " Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы яже от Единого Бога не ищете? " (Ев. Иоан. 5, 44).И еп. Игнатий Брянчанинов, указывая на эти слова Евангельские, говорит, что, подобно другим страстям, страсть тщеславия уничтожает веру в сердце человеческом: подобно им, оно делает сердце человека не способным для веры во Христа, для исповедания Христа… Поэтому, усердно прошу твоих святых молитв, да сохранит меня Господь от всякого зла, т. е. греха во всех его видах,- тогда никакое внешнее положение не сможет повредить мне.Хотел я лищь кратко сообщить тебе, что я здрав и жив, и паче всякого чаяния, увлекся писанием. Когда же писал, я едва успевал следить за мыслью и записывать то, что она мне диктовала. Все это как-то невольно вылилось из-под пера, и есть глубокое мое убеждение…Да хранит всех вас Господь. Прошу у всех святых молитв, а я, по мере сил моих немощных, всегда памятую молитвенно о всех. Прости.Благодать Господа и Бога нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь.,15/28-16/29 ноября 1922 года.Оптина Пустынь.Уже 2-й час ночи. Поучение иеромонаха Никона, записанное им самим Часть вторая Поучение иеромонаха Никона (Записанное им самим).Это было уже давно. Не помню, по какой причине покойный ныне о. протоиерей просил меня однажды великим Постом отслужить за него позднюю литургию в соборе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

Матф. 20, 30 . И се два слепца седяща при пути. Евв. Марк и Лука говорят только об одном слепце, которого Марк называет Вартимеем, т. е. сыном Тимея (10, 46). И эта разность в повествовании трех евангелистов не представляет противоречия, так как один из слепцов мог быть двумя последующими евангелистами не упомянут, как не знатный, неизвестный по происхождению и как бы скрывавшийся за известным всему Иерихону слепцом, сыном известного Тимея. Остальные части и обстоятельства события излагаются тремя евангелистами вполне согласно. Все они повествуют, что слепцы сидела при дороге, по которой должно было проходить Христу, что услышав о приближении Иисуса Назорея, они начали кричать: сыне Давидов, помилуй мя, что многие заставляли их замолчать, чтобы не беспокоить Учителя, но они еще сильнее кричали, – что Иисус Христос остановился и велел их позвать, после чего Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, чтобы скорее придти к Иисусу, – что Иисус спросил у слепцов: что хощета, да сотворю вама; глаголаста ему: Господи! да отверзутся очи наши (Матф.), Учителю, да прозрю (Марк. и Лук.). Тогда Господь коснулся очей их (Матф.) и сказал: прозри, вера твоя спасе тя, иди (Марк. и Лук.). Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим Матф. 21, 1–12 ; ср. Марк. 11, 1–10 ; Лук. 19, 29–44 ; Иоан. 12, 12–19 . Изгнание из храма торгующих Ст. 1. И егда приближишася во Иерусалим и приидоша в Вифсфагию... Вифсфагия – «дом смоковниц», хотя этим именем могло быть означено не только селение, но и местность или урочище, замечательное обилием смоковниц (ср. Быт. 28, 17 ). – К горе Елеонстей, или Масличной, так называвшейся по множеству росших там маслин, λαα, хотя по различным ее склонам были и другие породы леса. У евв. Марка (11, 1) и Луки (19, 29) в определении, откуда началось торжественное шествие Господа в Иерусалим, находим имя Вифании. Вифания – «дом финиковых пальм», склон Елеонской горы, отличавшийся множеством пальм этого рода: тоже имя носило и селение, там находившееся. Три первые евангелиста опускают то, что было в селении Вифания, где жил Лазарь и где устроена была Господу вечеря пред днем торжественного входа Его в Иерусалим: посему не говорят и о том, что пунктом отправления Господа в этот день был именно дом Лазаря 4 в Вифанской веси (о чем мы заключаем только из ев. Иоанна, гл. 12, 1, 12), и называя Вифанию и Вифсфагию, имеют в виду не селения, а прилежащие к ним местности, которых они не отделяют одну от другой, так как и на самом деле они сливались и не были строго и резко разграничены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Ст. 37. Теперь все изменяется. Люди исполнены такой злобы против Христа, что не только не помнят Его благодеяний, но и скоро причтут Его к злодеям, согласно с пророчеством Исаии (53, 12): ибо все пророчества о временной судьбе воплощенного Сына Божия приходят к исполнению. Ст. 36. Иже имать влагалище, да возьмет, такожде и мех, а иже не имать, продаст ризу свою и купит нож. Ученикам без денег, без запасов, без ножа нельзя и думати» о довольстве и обеспеченности. Если бы кто-либо из них хотел обойтись без лишений (хотя апостолу не свойственно их бояться и чуждаться), то ему нужно было бы брать и влагалище, и мех, а если к тому же он не имеет ножа, то пусть и верхнюю одежду продает, а нож купит. Здесь Господь говорит условно, хотя об условии умалчивает: «пусть купит нож, если стремится к безопасности подобно всем людям, а если ничего не страшится ради Христа, как и должно ученику Христову, если но боится ни злобы, ни презрения, – то конечно ему, как и прежде, но нужно ни влагалища, ни ножа.» Ст. 38. Они же реша: Господи! се ножа зде два. Ученики поняли слова Господа о необходимости влагалища, меха и ножа в буквальном, безусловном смысле, и потому настоящими словами как будто спрашивают: довольно ли им тех ножей, которые у них есть, или нет? Господь отвечает: довольно есть ( κανν στι), собственно: пусть так, хорошо, что означает лишь, что Господь не хотел продолжать речи об этом предмете. Гефсиманский подвиг Матф. 26, 36–44 ; Марк. 14, 32–41 ; Лук. 22, 39–46 После изображения тягостей наступающего времени Господь, может быть, непосредственно повел речь: да не смущается сердце ваше, и т. д., как изложено у ев. Иоанна в гл. 14. Утешая и ободряя учеников, Господь, наконец, сказал им: грядет сего мира князь, – но да разумеет мир, яко люблю Отца и яко заповеда мне Отец, тако творю, востаните идем отсюду ( Иоан. 14, 31 ). И воспевше (может быть псалом 117 с теми словами, которые Господь имел ужо случай прилагать к Себе: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла...) изыдоша в гору Елеонску ( Матф. 26, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

В. Варлыгин И. 1 – – –; Васильев Ив. Иван. 3 – – –; Верещагин Пётр Влас. 3 – – – Ветчинкин Иван Ив. 1 – – –; Виноградов 1 – – –; Виноградов Дим. —43— Дим., свящ. Москов. 1 – – –; Воздвиженский В. Иоан., свящ. Москов. 2 – 1 – Воздвиженский Феод. Дим., свящ. Москов. 3 – – –; Волкова А. И. 1 – 1 – Волков Александр, Моск. купец 2 – – –; Волков К. Мих. 1 – – –; Волков В. Т. 3 – – –; Воробьев Димитрий 2 – – –; Воронцов Мих. Мих., прот. Москов. 1 – – –; Воскресенский Ник. Ал-др. Москов. свящ. 1 – – –; Воскресенский С. 1 – – –; Воскресенский Ф. 1 – – –. Г. Гаврилова А. 3 – – –; Георгиевский Н., преп. Подольской дух. сем. 1 25 1 25; Герасимов 3 – – –; Герасимов Вас. Яков. 3 – – –; Герасимов Конст. Логин. староста Моск. Иоакиманской церкви 1 – – –; Герасимов Ив. Ив. 3 – – –; Германов Феод. Григорьев., Моск. купец 3 – – –; Голицын Влад. Мих., князь 1 – – –; Голуб Иван 1 – 1 –; Глубоковский Н. Н., проф. СПБ. Дух. Акад. 3 15 – –; Гольцев Ефим 1 – – –; Головкин М. А. 2 – – –; Горетовский Дим. Григ., свящ. Моск. 3 – – –; Горлов Павел 1 – – –; Горский Ив. Феод., свящ. Моск. 3 – – –; Гречанинов Сергий Стеф., свящ. Моск. – – 1 –: Григорьев А. – – 1 –; Грачев 3 – – –; Григорьев Н. Г. 3 – – –; Громов Михаил И. 1 – – –; Гурьев – – 1 –; Гурьев Ив., староста Моск. Вознесенской церкви 3 – – –; Гурьев Т. Г. 2 – – –; Гуров Михаил 1 – – –; Гусев Ареф. Георгиевич 3 – – –. Д. Дараган В. 2 – – –; Деньгина С. В. 1 – – –; Державин Иоан. Иоан., свящ. Моск. – 50 – 50; Диванов Г. 1 – – –; Дмитриев Г. И. 3 – – –; Долгоносов А. Н. 1 – – –; Дубровский 2 – – –; Думнов В. В. 3 – – –; Дядьков Мих., смотр. Новочеркас. дух. учил. 1 – 1 –. Е. Егин С. И. 1 – – –; Егоров Иван Димитриевич 3 – – –; Егоров Ф. С. 1 – – –; Елагина Т-ство 1 – – –; Епанечников Л. Е. 1 – – –; Епифанов 2 – – –; Еремеев И. П. 3 – – –; Ермолов С. 1 – – –. Ж. Желтов Василий Космич, моск. мещанин 1 – – –. —44— З. Зайцев Сем. Сем., моск. купец 1 – – –; Захаров М. 1 – – –; Захаров Ник. Ал-ев., пот. почётн. гражданин 2 – – –; Зверев Конст. Петр., протоиер. Моск. 3 – – –; Зверев Виктор Павл., прот. Моск. 1 – – –; Зверев Мих. Ильич, протоиер. Москов. 1 – 1 –; Зубков, староста Троицкой, в Серебренниках, церкви г. Москвы Зубцов Иван Калинович 1 – 2 –.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1740 Св. Иустин М. «1-я Апология» гл. 31, – стр. 68. Св. Афанасий В. даже думает, что именно «по причине темноты сказанного у пророков о Христе» Псалмопевец говорит о них: «темна вода во облацех воздушных» ( Пс. 17:12 ; тв. ч. 4, стр. 89). 1743 Св. Кирилл Ал. тв. ч. 10, стр. 187. Точно также и Ориген говорит, что «по общему признанию все Бож. Писание (даже) для могущих достаточно понимать Слово Божие наполнено загадками и притчами, темными выражениями и другими различными видами неясности» (св. Епифаний Кипр. тв. ч. 3, стр. 89–90). 1746 Св. Климент Ал. «Строматы» кн. 6, гл. 15, стр. 746. Так думает и св. Кирилл Александрийский (тв. ч. 7, стр. 115), по коему «у святых пророков есть обыкновение прикрывать свои слова неясностью из опасения необузданного гнева слушателей, которые не стерпели бы их прямых речей» (тв. ч. 9, стр. 406). 1747 Св. Иустин М. «Разг. с Триф. Иуд.» гл. 120, стр. 347. С этим согласен и св. Златоуст, который говорит, что «Ветхий Завет темнее Нового, потому что «пророки прикрывали пророчества» (о Христе), «по причине грубости и неблагодарности слушателей», (во-1-х) «для сохранения собственной жизни от их преследований», (ибо «если они не устыдились Христа и не отстали дотоле, пока распяли Его, то едва ли пощадили бы тех, которые говорили о Нем, которых они и без того часто побивали камнями», во-2-х) – «дабы не были истреблены и самые книги», которые «Иудеи истребили бы и сожгли бы, узнав все ясно, п поняв силу пророчества о Христе (ибо если они не щадили пророков, тем более не пощадили бы их Писаний»). Св. Злат. тв. т. 6, стр. 25 и 93, 456–459, 461, 462, 466 и «Бес. на пс.» т. 2, стр. 123–124. 1749 Вот почему Иисус Христос, «отсылая Иудеев к Писаниям, отсылал не для простого чтения, а для точного и обдуманного испытания их: Он не сказал: «читайте», но «испытайте Писания» ( Ин. 5:39 ); «не в том смысле говорил это, чтобы (будто), только прочитав, можно было с первого раза понять Писание», но «повелевает им со тщанием углубляться в Писания, чтобы они могли найти сокровенное в глубине их», ибо, «кто, отыскивая положенное в глубине, не станет искать с усердием и трудом, тот никогда не найдет искомого». А «чтобы побудить нас к испытанию» «Писаний», – для этого Он (Иисус Христос) все Писание называет «сокровищем сокровенным» ( Мф. 13:44 ). Св. Иоанн Злат. «Бес. на Ев. Иоан.» ч. 1, стр. 169, 491; ср. тв. т. 6, стр. 547.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви Первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Ев. 12:22—24). Видение славы святых на небе и их участие в судьбах Церкви на земле: От. 5:9—14, От. 6:9—11, От. 7:9—12, От. 8:2—6, От. 11:15—19, От. 12:10—12, От. 14:1—5, От. 14:12—13, 15:2—4. Непобедимость Церкви Дьявол и его слуги борются с Церковью, соблазняя верующих. Физическая сторона борьбы имеет второстепенное значение. Его цель — посеять заблуждение (ересь), оторвать от единства, вовлечь в грех. Бог помогает верующим понять хитрости врага и устоять против искушений. Сказано, что дьявол не сможет одолеть Церкви, и она пребудет до конца существования мира. Наше оружие против дьявола — вера, верность Богу, надежда на Бога, молитва, терпение, мужество, постоянство, любовь. Тексты о духовной войне: Еф. 6:10—18, 1 Пет. 5:8, Дан. 2:34—44, Мт. 16:18, Мт. 28:18—20, 2 Тим. 2:16—19, Мт. 10:30. Утешение верующим во время испытаний: Не две ли малые птицы продаются за ассарий, и ни одна из них не упадет без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове сочтены. Не бойтесь же, вы лучше многих малых птиц (Мт. 10:29—31). Христос говорит: Я дам им жизнь вечную и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей (Иоан. 10:28). Даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам. Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10:19). Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было устоять против козней дьявольских. Потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:10—18, Дан. 2:44). Христос ап. Петру: «Я говорю тебе: Ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мт. 16:18). Слова, сказанные апостолам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле… Я с вами во все дни до скончания века» (Мт. 28:18—20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Но Христос говорит: «вы дайте им есть» (перв. три ев.), a по ев. Иоанну, Сам Господь обращается с вопросом к Филиппу: «где нам купить хлебов чтобы их накормить?» Тот отвечает, что для такого множества мало будет хлеба и на двести динариев». Тогда Господь спрашивает: «сколько у вас хлебов? Пойдите, посмотрите» (Марк). Андрей возвращается и говорит, что есть у одного мальчика пять хлебов и две рыбы. (Иоан.) Тогда Иисус Христос велит принести их к Себе и чудесно насыщает народ. Чудесное хождение no водам моря Галилейского. После чудесного насыщения народа Иисус Христос тотчас велел ученикам войти в лодку и отправиться на другую сторону. Сам же Он пошел в уединение в гору. К этому побудило плотское настроение народа, грозившее политическим возмущением в пользу Иисуса, как. царя политического. Как можно видеть из ев. Иоанна 17 , Иисус Христос, повелев ученикам одним отправиться на западную сторону моря, обещал прийти к ним на каком-нибудь пункте берега. Отсюда можно думать, что ученики должны были сначала держаться берега. Но вдруг поднялся северо-восточный ветер и начал гнать их лодку в глубину моря. В таком положении они пробились до четвертой стражи (3–6 час утра), а берега достичь не могли. В это время, когда они были посреди моря (Мф., Мр.), они видят идущего по водам Господа. Измученные борьбой с волнами и страхом за жизнь, они не верят своим глазам, считают это за призрак. Ho Иисус Христос ободряет. их Своим голосом. Здесь следует рассказ, принадлежащий одному ев. Матфею: о хождении ап. Петра по водам. Потом Господь вошел в лодку и прибыл с учениками в страну Генисаретскую. Слух о Его прибытии сюда быстро разнесся по окрестностям, и жители сел и деревень начали приносить на постелях больных туда, где Он находился, клали их на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю Его одежды, и те, которые прикасались к Нему, исцелялись. Иисус направил путь в Капернаум и скоро пришел сюда. Здесь Христос раскрыл учение о Себе Самом, как хлебе животном, сошедшем с небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В Новом Завете Иисус Христос передавал «Слова Божии» своим ученикам устно и Сам ничего не написал (Ев. Иоан, 17:13–14). И св. Апостолы долго проповедовали «Слова Божии» также устно, И только спустя лет 8 по вознесении Господа и на протяжении свыше шестидесяти лет апостолы составляли книги (Деян, 1:1) с изложением учения, жизни и деятельности Иисуса Христа, как равно и самих апостолов. Содержание книг, впервые названных «Новым Заветом» у писателя 2 века Тертуллиана , апостолы и почерпали из Новозаветного Священного Предания. Уже в Евангелиях мы видим, как евангелисты пополняют один другого, почерпая такие пополнения из Новозаветного Священного Предания, И ап. Павел восполнял евангелистов, когда приводил слова Иисуса Христа: «блаженнее давать, нежели принимать” (Деян. Ап. 20:35), когда сообщал об явлениях воскресшего Христа «более нежели пятистам братии в одно время», Иакову и всем апостолам ( 1Кор. 15:6–7 ). Все эти пополнения, как и другие, ап. Павел почерпал также из Новозаветного Священного Предания. И все же св. апостолы не записали всех «Слов Божиих», переданных Богом чрез Иисуса Христа, ничего не записали и из того, что Иисус Христос говорил им о «Царствии Божием», когда после воскресения являлся к ним в продолжение сорока дней ( Деян. 1:3 ), не записали всех событий из жизни Иисуса Христа (Ев. Иоан. 20:20; 21:25 .) и всего, чему Христос учил их Своим примером и действиями, а также не записали и всего, что они сами проповедовали словом и чему поучали своими примерами и действиями ( Деян. 28:23; 1 Птр. 5:12; 1Кор. 4:17; 2 Кор, 34; 2-е посл. ап. Иоан. 12 ст. и 3-е посл. 13–14 ст.). Св. ап. Иоанн даже не имел желания записывать все необходимое для спасения, а восполнял записанное своим устным оловом: «многое, – пишет он, – имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2-е посл. 12 ст.; 3-е посл. 13–14 ст.). И св. ап. Павел не записал всего, чему он три года день и ночь непрестанно учил пресвитеров Милита, возвещая им «всю волю Божию» (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

   Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое — каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа — для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф.:13, 11; Марк:4, 11; Лк.:8, 10).    Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), «знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это — те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан.:4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис.:7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» — имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность.    Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека — «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор.:3, 17) — та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан.:15, 15) (1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3868...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010