Арх.: РГАДА. Ф. 389 (Литовская метрика). Кн. 209. Л. 290 об.- 293; Ф. 210 (Разрядный приказ). Кн. Денежного стола Разряда. 81. Л. 19 об., 43, 91 об.- 92, 128-128 об., 203; Новгородский стол. Стб. 8. Л. 138-139; Белгородский стол. Стб. 29. Л. 1-7, 11-16 об., 87, 193 и слл.; Ф. 124 (Малороссийские дела), 1630 г. 1. Л. 1-2; 1631 г. 1. Л. 1-8; Ф. 52 (Греческие дела), 1626 г. 6-7; 1628 г. 12; Ф. 138 (Дела о Посольском приказе). Оп. 3. 3. Л. 172. Соч.: Флоря Б. Н., ред. Послание Иосифа Курцевича кн. Григорию Четвертинскому//Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3. С. 141-151. Ист.: ukaszewicz J. Dzieje kocioów wyznania helweckiego na Litwie. Pozna, 1842. T. 1. S. 165; ААЭ. Т. 3. 242. С. 369; 249. С. 380, 381; Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 724, 963, 965, 968; Фёдоров А. Историческое собр. о богоспасаемом граде Суздале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. мат-лы. С. 34, 43; Челобитная, поданная в 1630 г. царю Михаилу Федоровичу от суздальцев на архиепископа своего Иосифа Киянина в разграблении у них кожевен//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Смесь. С. 2-3; РИБ. 1875. Т. 2. С. 551-555; Justifikatia niewinnoci//АрхЮЗР. 1887. Ч. 1. Т. 7. 197. С. 525-526; Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 383; ПСРЛ. Т. 40. С. 157. Лит.: Г авриил (Воскресенский), архим. Ист. описание казанского Успенского второкл. Зилантова мон-ря. Каз., 1840. С. 5; Баженов Н. Плавание к Зилантову мон-рю и Казанскому памятнику. М., 1846. С. 14; Борисов В. А. Описание г. Шуи. М., 1851. С. 56-58; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 31; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241-242; Титов А. А. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 71-74; Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуя Владимирской губ.//ЧОИДР. 1893. Кн. 2. С. 45-46; Харлампович К. В. Иосиф (Курцевич), архиеп. Суздальский, бывший Владимирский и Брестский (1621-1647). Почаев, 1900 (отт. из: Волынские ЕВ. 1900. 13-15); он же. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 32 и слл.; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К.; Льbib, 1909. Т. 7 (по указ.); Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя. К., 1990. С. 97-98; Яковенко Н. М. Украïньска шляхта з kihця XIV до сер. XVII ст.: Волинь i Центральна Украïна. К., 1992. С. 281; Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/578515.html

1311 Cp. Termull. с. Marc. IV, 1–7. (с. 1: «Evangelium ejus – Marcionis – quod interpolando suum fecit»; c. 2 «Ex his commentatoribus, qnos babemus, Lucam videtur Marcion elegisse quem caederet; затем Тертуллиан приводит основания, почему Маркион сделал этот выбор). Irenaeus (adv. haeres. 27. слова приведены выше § 14] и III, 12:12). 1312 Хотя 18-м столетии многие из ученых (Semler, Löffler, Corodi, Eichhorn, Schmidt и др.) совершенно уклонялись от мнения древних; но и оно в свою очередь имело защитников (Stor, Hug, Paulus, Arneth, Dan. Fr. Schütz, Gratz, Neander). Позднее вопрос этот был решен Ольсгаузеном (Olshausen Echtcheitder kanonischen Evangelien S. III–215), еще, подробнее Ганом (Hahn Das Evangelium Marcions in seiner ursprunglichen Gestalt. Königsberg. 1823). С ними согласен и де Ветте (De Wette Einleitung § 70 ft S. 166 ed. 2), а в новейшее время Франк (Frank Das Evangelium Marcions. Theolog. Stud. und Kritik. 1855 2) в др. После этих исследований становится ясным, что Евангелие Маркиона не было самостоятельным; а то, что говорили против этого Швеглер (Nachapostolisches Zeitalter. 1. 261). Ричль (Das Evangelium Marcions. Tüb. 1846), Баур (Zellers. Tbeol. Jabrbuch. 1846. H. 4. Der Ursprung und Character des Lucasevangeliums. S. 453–615 и Untersuchungen ueber die Evangelien. 1847. S. 393), выдавая Евангелие Мариона не за искажение, а за основной текст Евангелия от Луки: то это объясняется субъективным воззрением школы на историю древней христианской церкви и составляет необходимый последовательный вывод из него. Даже Гильгенфельд и гораздо обширнее чем он, Фолькиар (выше) признавали в Евангелии Маркиона изменение, и искажение Ев. от Луки, и сам Баур в существе дела не противоречил более этому мнению. 1313 На Рим очень определенно указывают свидетельства о нем у Евсевия (h. е. 11:2) и Иеронима (Catal. с. 631, несмотря на всю краткость и по-видимому случайность этих указаний. И из собственных слов Тертуллиана (apologet с. XVII) несомненно открывается действительность пребывания его в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Икона Преображения прекрасного письма XVII в. и едва ли не была написана она Гурием Никитиным. Любопытны царские врата Христорождественской церкви XVIII в.: здесь при ев. Матфее изображено древо Иессея и древо познания добра и зла; при ев. Марке – воскресение Христа и воскресение мертвых; при ев. Луке рождество Христово и распятие И. X., при ев. Иоанне – добрый пастырь с овечкой и крещение И. X. Церковь Никольская. Наружныя стены её украшены изразцовыми изображениями единорогов и птиц. Иконостас резной – виноградные ветви и гроздья, иконы его в 7 ярусов, XVII века. Настенная живопись столповая, но переписана вновь масляными красками. Анастасийский монастырь. В алтаре – иконы: Владимирской, Фёдоровской и Тихвинской Богоматери, Михаила Малеина, Макария Унженского и Алексея человека Божия, все XVII в. В теплой церкви деисис XVIII в.; в приделе – Се агнец Божий –икона времен Петра I; Воздвижение честного креста XVIIXVIII в.; святит. Николая Чудотворца XVII в.; того же времени икона Иоанна Предтечи в алтаре. Церковь Воскресения Хр. на площадке – старая 1724 г. В ней сохранились: икона И. Предтечи с деяниями половины XVII в., Успение Богоматери облачное, с жидовином Авфониею XVII в. В приделе Тихвинской Богоматери в алтаре на иконе св. Димитрия Ростовского приписаны на полях изображении: св. Тихона Задонского , препод. Сильвестра Обнорского и ярославских Чудотворцев князей Фёдора, Давида и Константина. Икона св. Геннадия Костромского и Любимоградского. В другой церкви – новой на стенах размещены иконы, взятые из прежней деревянной церкви: Владимирская Богоматерь, Георгий Победоносец, Николай Можайский, Св. Троица, Неопалимая Купина; муч. Харлампий; все они относятся к половине XVII в.; написаны в более строгом стиле, чем московские иконы того времени. Вероятно это произведение местных иконописцев, даже и в XVII в. придерживавшихся строгих иконописных преданий отдаленной старины. Церковь Козьмы и Дамиана на Мшанской улице. Местная икона свв. Козьмы и Дамиана конца XVII в.; с золотыми шраффировками в одеждах. Икона святителя Николая Чуд. в деяниях XVII в.; в летней церкви иконы того же времени – свв. Феодосия Тотемского, Фёдора, Давида и Константина Яросл. чуд. (табл. LVI), праздники и икона Фёдоровской Богоматери в алтаре, очень хорошая, с привесным панагиаром XVII в.; украшенным филигранью, с мощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1993. Ист.: Акты Холмогорской и Устюжской епархий. СПб., 1890. Ч. 1; 1894. Ч. 2. (РИБ; 12, 14); Устюжский летописец 1681 г. 1-я ред.//ПСРЛ. 1982. Т. 37. С. 108; Устюжский летописец 1746 г. 2-я ред.//Там же. С. 110; «Летописец о великом граде Устюге» свящ. Льва Вологдина, 1765 г.//Там же. С. 129. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 315-317; Суворов Н. И. Устюг Великий в кон. XVII ст. [Вологда, 1864]. С. 11; он же. Освящение нового храма и здания Устюжского епарх. жен. уч-ща//Вологодские ЕВ. 1896. 20. С. 341-343; Иоанно-Предтечев девичий мон-рь//Домашняя беседа. 1877. Вып. 23. С. 675-676; Попов А. М., прот. Описание Великоустюжского Иоанно-Предтечева девичья мон-ря//Вологодские ЕВ. 1877. 9. С. 144-153; 10. С. 169-177; 11. С. 188-200; 12. С. 209-218; 13. С. 229-244; 14. С. 249-256; 15. С. 269-277 (отд. отт.: Вологда, 1877); Верюжский. Вологодские святые. С. 47-52; Устюг Великий: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст./Публ., предисл.: Н. А. Найдёнов. М., 1883; Случевский К. К. По Северу России: Путешествие... вел. кн. Владимира Александровича и вел. кнг. Марии Павловны в 1884 и 1885 гг. СПб., 1886. Т. 1. С. 211; Открытие епарх. жен. уч-ща при Устюжском Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре//Вологодские ЕВ. 1888. 23. С. 475-483; Ист. записка об открытии в г. Вел. Устюге трехклассного епарх. жен. уч-ща 1 окт. 1888 г.//Там же. С. 483-491; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1889. С. 9-11, 29, 106, 118-119, 168; [Полиевктов Н. А.?] Посещение г. Вел. Устюга... вел. кн. Сергеем Александровичем//Вологодские ЕВ. 1898. 14. С. 340-341; Непеин А. С. Святыни и достопримечательности г. Вел. Устюга и его окрестностей//Там же. 1915. 11. С. 299-300 (отд. отт.: Вологда, 1915); Дунаев Б. И. Северорус. гражданское и церк. зодчество: Город Вел. Устюг. М., 1915; он же. Город Устюг Великий. М., 19192. С. 33-34; Отчет о состоянии Велико-Устюжского епарх. жен. уч-ща в учебно-воспитательном отношении за 1914/15 уч. г.//Вологодские ЕВ. 1916. 3. С. 28-32, 43-46; 4. С. 70-72; 5. С. 83-85; 6. С. 117-120; 7/8. С.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Лит.: Маловский В., свящ. Игуменья Пензенского жен. мон-ря Надежда: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. 22. С. 30-36; Дубасов И. И. Загадочная монахиня//ИВ. 1881. Т. 4. 3. С. 691-694; Киреев А. А. Белая монахиня в Пензе в нач. 1860-х гг.//РС. 1889. Т. 63. 7. С. 193-194; Мешков Г. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Сб. Пензенского губ. стат. комитета. 1893. Вып. 1. С. 1-4 (3-я паг.); Х[вощёв] А. [Л.] Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. 10. С. 349-375; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; М. Игум. Рахиль, настоятельница Пензенского жен. мон-ря: (Некр.)//Пензенские ЕВ. 1909. Ч. неофиц. 6. С. 239-244; Артоболевский С. Таинственная старица: (Из архивных дел XIX в.)//Там же. 1910. 19. С. 752-772; То же//РС. 1910. Т. 141. 3. С. 665-679; Дворжанский А., Шишлов С. Красота и трагедия//Пензенская правда: Газ. 1989. 3 нояб.; Тюстин А. [В.] «Пребывая в безмолвии…»//Мир людей: Газ. Пенза, 1997. 9 янв. С. 4; он же. Игуменьи//Точка зрения: Газ. Пенза, 1998. 12 авг. С. 4; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Дворжанский А. И. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1998. 3. С. 3-4, 6; 6. С. 37-47; 8. С. 61-67; он же. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Троицкий жен. мон-рь//Губ. город Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 64-68; То же//Губернский город Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 160-162; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Рус. монастыри: Юж. часть Центр. региона России. Новомосковск; М., 2005. С. 127-143; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь. Пенза, 2015; Дусавицкая В. А. Троицкий жен. мон-рь в Пензе//Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 123-125; Белохвостиков Е. П. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Троицкий жен. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2011. 7. С. 33-40; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы. История пензенских улиц: Ул. Троицкая. М., 2012. С. 153-178; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову/Сост.: А. И. Дворжанский, С. В. Зелёв, прот. В. Клюев. М., 2014; Логинова Т. В. Игумения Митрофания (Перетягина): Очерк. Пенза, 2015; Мешков Г. И. Записки о г. Пензе/Публ.: Е. Е. Жаринова//Пензенское краеведение. 2015. 4(16). С. 9-10, 12-14.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

сведений о преосвящ. Павле, митр. Тобольском//Черниговские ЕИзв. 1868. Ч. неофиц. 8. С. 269-272; То же//Киевские ЕВ. 1868. 12. Отд. 2. С. 453-456; Толстой М. В. Свт. Павел, митр. Тобольский и Сибирский//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Смесь. С. 158-166; Знаменский П. В. Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования Екатерины II//ПС. 1875. Ч. 1. 4. С. 395-399; он же. Руководство к рус. церковной истории. Каз., 18762. С. 409-410; Иконников В. С. Арсений Мацеевич: Ист.-биогр. очерк//РС. 1879. Т. 26. 9. С. 1-34; он же. О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; он же. Павел Конюшкевич, митр. Тобольский, 1758-1768 гг.: Заметки по поводу новых о нем мат-лов//РС. 1892. Т. 73. 3. С. 697-705; Терновский Ф. А. Неск. слов о Павле Конюскевиче, митр. Тобольском, в Киево-Печерской лавре почивающем// Он же. Очерки из истории Киевской епархии в XVIII ст., на основании док-тов Синодального архива. К., 1879. С. 23-30 (То же//ЧИОНЛ. 1879. Кн. 1. С. 203-210); Козырев Л. Кр. сведения о Павле, митр. Тобольском. К., 18802; Сулоцкий А. И., прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881. С. 9-10; Недосеков А. К. Последний Тобольский митрополит - Павел Конюскевич//Тобольские ЕВ. 1882. Ч. неофиц. 23/24. С. 475-489; Кр. сведения о 3-м красноярском протоиерее - о. Алексее Михайловском//Енисейские ЕВ. 1887. Ч. неофиц. 18. С. 222-226; Сырцов И. Я. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII ст.: Комиссия о раскольниках в Екатеринбурге при митр. Павле: (1758-1769)//Тобольские ЕВ. 1888. Ч. неофиц. 7/8. С. 140-167; Титов А. А. Павел Конюшкевич, митр. Тобольский и Сибирский//ИВ. 1888. Т. 31. 1. С. 180-186; Львов А. Н. Архивные данные по делу преосвящ. Павла Конюшкевича, митр. Тобольского//ХЧ. 1891. 9/10. С. 251-265; [Титов Ф. И., прот.] Митр. Тобольский Павел Конюскевич//Киевская старина. 1895. Т. 49. 6. Отд. 1. С. 263-271; [он же.] Свт. Павел, митр. Тобольский и Сибирский (1705-1770). К., 1913; [он же.] Свт. Павел, митр. Тобольский и Сибирский, как архипастырь//Киевские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

относятся изображения Благовещения в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо 74 , в моз. Дафни 75 , в ев. Афино-Пантелеймонова монастыря, в ев. гелатском 76 , в грузинской минее Давид-Гареджийской пустыни, в ев. коптском и сирском 33) национ. библ., к XII–XIII в. в миниатюры в Евангелиях Афоноивер. 5) и Ватопед. 101/735) монастырей, в ев. публ. библ. 105), никомидийском (в киев. Музее), парижском 54) и в греч. акафисте моск. синод. библ., к XIV в. греч. сборн. нац. б. 2243, славянская псалтирь общества любит. древн. письм. 77 ; новгородские врата в Александровской слободе 78 ; к XV в. ев. публ. библ. 118, лицевой акафист из собрания сиб. дух. академии, икона в новгородской церкви Бориса и Глеба, греч. икона в киев. музее и угличская псалтирь; к XVI в. стенописи афонских соборов – Протатского, Кутлумушского и Дохиарского, царские врата в музее академии художеств 64 (вверху два пророка со свитками), в собр. сиб. дух. академии, в собр. г. Постникова 912–913, 919, 924, 940–941), ипатьевская псалтирь (1591 г.) и др. От XVII–XVIII вв. таких памятников дошло до нас множество 79 . Не описываем их, и отметим лишь, как трактуют эту иконографическую композицию иконописные подлинники. В греческом теоретическом подлиннике указан лишь один перевод Благовещения с рукоделием: палаты; св. Дева стоит пред кафисмой (Λαμπκης Χριστ. ρχαιολ τς μονς Δαφvιου σελ.) с наклоненной головой; в левой руке Ее веретено с шелком, правая простерта к Архангелу. Пред Ней Архангел Гавриил 80 со свитком в левой руке и благословляющей десницей. Над палатами небо; Святой Дух в лучах сходит на главу Богоматери 81 . Русский подлинник XVI в. не описывает Благовещения как сюжета общеизвестного, ограничиваясь единственным замечанием: на Архангеле риза багор дичь (Подлин. Сиб. дух. акад. Стр. 85); подлинники XVII–XVIII в. иногда также опускают его на том основании, что «про сей великий праздник все православные христиане знают» (Публ. библ. О. XIII, 2), иногда же отмечают один или все важнейшие переводы, даже с вариантами: Архангел пред палатами; пред ним Богоматерь сидит или стоит; вверху Саваоф, от Которого исходит к Богоматери Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Размер иконы: в. Поля жёлтые, фон розовый, земля коричневая. Палаты. На разных табуретах восседают апостолы Пётр и Марк. Надписи в нимбах чернилами: « Петръ», « Марко». Правой рукой апостол Пётр двуперстно благословляет, левую простёр как бы в рассуждении. Марк пишет гусиным пером Евангелие, в котором можно прочитать: « Зачало Хва Сна Двда яко е... писано во пророцхъ: се азъ посылаю аггла моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твои пред...». Вверху иконы, в облаках орёл, в когтях держит книгу. Икона XVII в., сохранилась довольно плохо. Поступила в музей из Св. Синода. 110. Св. Ев. Лука Размер иконы: в. Фон голубой. Св. Евангелист представлен со своим символом – тельцом Гусиным пером он пишет Евангелие, в котором можно прочитать: « Понеже убо мнози начаша чинити и...» – (чернилами с киноварной заставицей). Вверху иконы надпись чернилами же: « Апстл Лука». Икона второй половины XVII в. 111. Св. Ев. Лука Размер иконы: в. Поля жёлтые, фон розовый, земля зелёная. Вверху иконы надпись киноварью: « Стыи Апостолъ Лука». Икона около полей украшена орнаментом в виде каймы. Св. Евангелист представлен в палатах, сидящим на табурете (ноги его покоятся на подножии) пред столом, на котором стоит чернильница (в виде кубышки) и лежит белая хартия с надписью (чернилами с киноварной заставицей): « Понеже убо мнози начаша чинити повесть п...». В руках у Евангелиста также хартия, в ней он пишет гусиным пером: « Понеже...» Вверху, в облаках, символ Евангелиста – телец, двумя передними ногами держит Евангелие в золотом переплёте. Икона XVII в. 112. Св. Ев. Лука Размер иконы: в. Поля коричневые, фон зелёный, земля тёмно-коричневая. Надпись киноварью: « Стын иегалист Лука». Св. Лука сидит в палатах, на табурете, пред столом, с закрытой книгой в руках. Икона XVII в. 113. Св. Ев. Иоанн Богослов Размер иконы: в. Фон голубой. Надпись чернилами: « Апстл. Символ Евангелиста – орёл. В руках у Иоанна раскрытое Евангелие, в котором он пишет гусиным пером: « В начал б Слово Слово б къ Бгу Бг б Сло...».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 17. С. 462-474; 18. С. 492-507; 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 10/11. С. 269-286; 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.)//Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ.//Там же. 1908. Ч. неофиц. 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии//Там же. 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе//Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса//Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 24. С. 503-505; 1917. 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник//6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря//История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г.//Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: XIV-XXI вв.: Сб. ист. очерков/Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря//Отеч. арх. 2018. 4. С. 44-51.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

7. С. 140-142; Ефремов Л., прот. Жизнь свт. и чудотворца Тихона, еп. Воронежского и Задонского, и уроки для нас из жизни его. Воронеж, 1874. С. 102-115; Новосельский И., свящ. Воспоминания о поездке в Задонск//Воронежские ЕВ. 1876. 14. С. 34-39; Воронежские архиереи: Св. Тихон епископ (1763-1767)//Там же. 1879. 14. С. 132-134; Святитель Тихон I, еп. Воронежский и Елецкий//Донские ЕВ. Новочеркасск, 1883. 17. С. 23; 19. С. 32-34; Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 2. С. 126; Вып. 3. С. 106, 258, 309; Вып. 4. С. 222; Троицкий П., прот. Святитель Тихон Задонский. К., 1885. С. 41-44; Димитрий (Самбикин), архим. Церкви в Воронежской епархии за истекшее 300-летие (1586-1886)//Воронежские ЕВ. 1886. 22. С. 44-47; 23. С. 67-69; И. Д. Тамбовский вотчинник XVII в.//ИВ. 1891. Т. 46. 11. С. 534-538; Ермилов В. Е. Угодник Божий свт. Тихон Задонский. М., 1892; Геронтий [Кургановский], иером. Ист.-стат. описание Задонского Богородицкого 1-кл. муж. мон-ря. СПб., 1893; Лаврентьев С. Свт. Тихон Задонский, еп. Воронежский. М., 1896. С. 4-12; Сергиевский Н. Ф. Свт. Тихон, еп. Воронежский и Задонский и всея России Чудотворец. М., 1898. С. 32-61; Никольский П. В. Разработка истории Воронежской епархии: (Крит.-библиогр. обзор)//Воронежские ЕВ. 1900. 4. С. 23-26; 5. С. 21; 6. С. 15-17; он же. Монашество на Дону. Воронеж, 1909. С. 24, 43-49, 101-164, 243-255; он же. Свт. Тихон Задонский и его подвиги//Воронежская старина. Воронеж, 1909. Вып. 8. С. 44-66; он же. Задонские старцы XIX в.//Там же. 1910. Вып. 9. С. 42-56; Тихомиров Е. А. Рус. паломник: Святые места, чтимые правосл. рус. народом. М., 1903. С. 63-68; Введенский С. Н. Хозяйственная деятельность Тешевского (Задонского Богородицкого) мон-ря на Донской Украине в XVII и в первые годы XVIII в.//Воронежская старина. 1904. Вып. 5. С. 383-385; Корольков А. В обителях св. Тихона Задонского: Задонский Богородицкий муж. мон-рь//Рус. паломник. 1907. 33. С. 84; Николаевский И. Описание Воронежской губ. Воронеж, 1908.

http://pravenc.ru/text/182467.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010