Весьма интересной представляется вологодская агиографическая традиция. И не только в силу многочисленности житий святых, подвизавшихся на Вологодской земле, но и благодаря тому, что важнейшие из этих житий обладают удивительной текстуальной связанностью. Определение круга житий вологодских святых сложилось в науке достаточно давно (И. Верюжский, Н. Коноплёв), хотя представляется условным в значительно большей степени, чем выделение др. региональных житийных традиций. Епископская кафедра была перенесена в Вологду в 1589 г. (до этого епархия существовала как Пермская с кафедрой в Усть-Выми, в 1492 переименована в Вологодскую, но центр ее остался там же; см.: ПЭ. Т. 9. С. 240). Первые вологодские жития, преподобнические по типу, посвященные прп. Димитрию Прилуцкому (2-я пол. XV в.) и прп. Дионисию Глушицкому (1495), в качестве образца используют Житие прп. Сергия Радонежского. Житие прп. Дионисия Глушицкого стало источником Жития прп. Амфилохия Глушицкого (его ученика) и Жития прп. Александра Куштского, к-рое в свою очередь явилось источником Жития, одновременно посвященного 2 святым - преподобным Александру Куштскому и Евфимию Сянжемскому (часть данного Жития, не зависящая от Жития прп. Александра Куштского, по наблюдениям Карбасовой, восходит к Житию прп. Кирилла Новоезерского). Жития преподобных Димитрия Прилуцкого и Дионисия Глушицкого послужили источниками Житий преподобных Григория Пельшемского и Корнилия Комельского. Хотя в Житии прп. Дионисия Глушицкого говорится и о прп. Павле Обнорском , Житие последнего возникло независимо от Жития прп. Дионисия Глушицкого, однако в свою очередь оказало влияние на Житие прп. Корнилия Комельского. Среди источников Жития прп. Корнилия было и Житие прп. Кирилла Белозерского, рассматриваемое нек-рыми исследователями в числе вологодских, а другими - вместе с Житиями преподобных Мартиниана и Ферапонта Белозерских и Кирилла Новоезерского выделенное в группу белозерских житий. Житие прп. Иоасафа Каменского, восходящее к невологодским житиям через посредство Жития прп. Евфросина Псковского, включило в себя большие фрагменты Жития прп. Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Это обилие чудес послужило побуждением к причислению прп. Евфросинии к лику святых, что и произошло при митрополите Московском Антонии (1572–1581). Епископ Суздальский Варлаам (1570–1586), великий почитатель преподобной, отыскал ее житие и подал его с описанием чудес царю Иоанну Васильевичу и митрополиту Антонию. Митрополит созвал собор, который и установил повсеместное празднование прп. Евфросинии. На торжественном прославлении угодницы Божией собрались толпы народа, и от ее мощей совершилось в то время много чудес. Одно из них особенно поразительно. Человек, именем Матфей, был одержим лукавым духом; долго и жестоко он мучился. Но вот, в день прославления преподобной, его привели в обитель Пресвятой Богородицы, ко гробу Евфросинии. Демон страшно мучил его, и больной как бы лишился разума; потом вдруг внезапно очнулся и сказал вслух: «Я вижу на образе пот». После того начал осмысленно и здраво говорить. Присутствовавшие тут думали, что он все еще беснуется. Но потом увидали, что на образе прп. Евфросинии выступила как бы роса. С того времени Матфей стал здоров и возвратился в свой дом. Нетленные мощи прп. Евфросинии были обретены в 1699 г., 18 сентября, и по благословению патриарха Адриана положены в соборной церкви Ризоположенского монастыря. Сентябрь 26 Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, святитель Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии. В миру он носил имя Василия. Когда Василий был еще малолетним, его отцу Иоанну Белавину было откровение о каждом из его детей. Однажды, когда он с тремя сыновьями спал на сеновале, то вдруг ночью проснулся и разбудил их. «Знаете, — заговорил он, — я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот — Василий — будет великим». Понял ли старец священник, что его сына будут на всех ектениях по всей России и даже по всему миру поминать великим господином? Пророчество явившейся покойницы со всею точностью исполнилось на всех трех братьях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Евфросин Псковский, ап. Иоанн Богослов, свт. Савва Сербский и прп. Савва Крыпецкий. Средник иконы из Иоаннобогословской церкви Крыпецкого монастыря (Псков, 1702 г.) Евфросин Спасо-Елеазаровский, Псковский, в схиме Елеазар (ок. 1386 - 1481 ), преподобный Память 15 мая и в Соборе Псковских святых В миру Елеазар, родился около 1386 года в селе Виделебье , близ Пскова . Родители хотели, чтобы Елеазар вступил в брак, но он тайно ушел в Снетогорский монастырь и принял там постриг . Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин, с благословения настоятеля, поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути - " како подобает инокам пребывати " . Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого ; богослужебной части в нем нет совсем. В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого. Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Скончался 15 мая 1481 года, в возрасте 95-ти лет. Есть сведения, что перед кончиной он принял схиму с именем Елеазар. На его гробнице по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила . Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками.

http://drevo-info.ru/articles/15162.html

ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ († 1705), мон. московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря, писатель, переводчик, редактор, библиограф ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИН (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, книжник ЕВФРОСИН (сер. XVII в.), мон., автор «Сказания о различных ересех и о хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах»

http://pravenc.ru/rubrics/121748_6.html

В. И. Галко, Э. П. Р. Гимнография Преподобные Евфросин и Серапион Псковские. Икона. 90-е гг. XX в. (Трехсвятительский собор Спасо-Елеазарова мон-ря) Преподобные Евфросин и Серапион Псковские. Икона. 90-е гг. XX в. (Трехсвятительский собор Спасо-Елеазарова мон-ря) Старшие списки службы Е. датируются 50-ми гг. XVI в. В рукописях XVI в. служба представлена в 2 видах - как бденная с малой и великой вечернями (нач.: «О преславное чудо, иже от младых ногтей тепле отлучился еси к постному течению») и бденная с великой вечерней (нач.: «Отче богомудре Евфросине»). Автором канона является свящ. Василий (в надписании канона указано, что это «творение Васильево»), составивший также одну из редакций Жития святого. В надписании канона сообщается, что он содержит акростих «Евфросина похвалити разума, Боже мой, даруй ми». В тексте канона акростих не прочитывается. А. В. Горский и К. И. Невоструев установили, что канон Е. почти полностью совпадает с каноном из службы прп. Пафнутию Боровскому, составленной Иннокентием. В заимствованные из канона прп. Пафнутию песнопения свящ. Василий внес изменения и дополнения, связанные с биографией Е. В каноне псковскому святому есть оригинальные песнопения. В каждой песне к 3 тропарям, заимствованным из канона прп. Пафнутию, свящ. Василий добавил по тропарю. Их содержание связано с Житием Е.: в 4-м тропаре 1-й песни повествуется об иноке, пожалевшем о данном в мон-рь серебре; в 3-м тропаре 4-й песни и в 3-м тропаре 6-й песни свящ. Василий пишет о посрамлении святым «столпа философа» и о мн. унижениях, к-рые Е. претерпел как от него, так и от др. «неразумных людей»; в 4-м тропаре 7-й песни свящ. Василий вспоминает о явлении «Богородицы» и «богоносных отцов» автору жизнеописания Е. Некоторые из добавленных тропарей обнаруживают сходство с тропарями из служб преподобным Ефрему Перекомскому, Савве Вишерскому и др., вероятнее всего, они заимствованы из Общей Минеи. Сходство службы Е. со службой прп. Ефрему Перекомскому наблюдается и в др. песнопениях (2-я стихира на литии и 2 седальна по 1-й стихологии). Неск. песнопений в службе Е. совпадают полностью или частично с песнопениями из службы прп. Сергию Радонежскому. Отдельные темы в стихирах службы Е. находят соответствие не в редакции Жития Е., созданной свящ. Василием, но в краткой редакции (РГБ. Овчин. 300). Возможно, свящ. Василий при составлении службы воспользовался текстами древних песнопений, посвященных Е. Служба Е. с каноном свящ. Василия печаталась в XVII в. в Минеях, в 1682 г. была исключена из богослужения, в 80-х гг. XX в. вошла в богослужебные Минеи (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 140-155) в исправленном виде (без воспоминания споров о пении аллилуия и без описания явления Е. автору «Повести о сугубой аллилуии»).

http://pravenc.ru/text/187848.html

Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. Преподобный Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (память 15 мая и 7 сентября по старому стилю) Родился в конце XIV века в городе Юрьеве (Дерпте) и был воспитан в строгом благочестии. Хорошо зная Священное Писание и творения святых отцов, был пламенным исповедником православной веры и ревностным обличителем латинского заблуждения. Около 35 лет от роду святой поселяется на реке Толве и становится учеником преподобного Евфросина Псковского (U 1481 г., 15/28 мая), жившего еще в полном уединении, и разделяет с ним пустынные подвиги и труды по устройству обители (55 лет прожили святые вместе). Неизвестно, где и когда принял преподобный Серапион постриг, но к преподобному Евфросину он пришел уже иноком. Ревностно исполняя все монастырские уставы, святой особенно прилежал к церковной молитве и говорил, что: «двенадцать псалмов, пропетых в келлии, не могут равняться единожды пропетой в храме краткой молитве: " Господи, помилуй " ». Ради великих подвигов своих преподобный еще при жизни удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений. В 1476 г. исцелился от гнойной раны на ноге латыш-крестьянин, приложив к ней снег от следов святого. Преподобный предсказал нашествие на Псков немцев в год его смерти и то, что обитель не пострадает, что и исполнилось. Скончался он 90-летним старцем, 8 сентября 1480 г. По смерти прославился многочисленными чудотворениями. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3339

В 1764 г. Е. м. предполагалось упразднить, но в 1766 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу, в обитель переведена братия упраздненного Великопустынского Спасского мон-ря Псковского у., отчего Е. м. стал именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровым. В 1804 г. в Е. м. переведены насельники упраздненного Снетогорского мон-ря. В 1813 г. по просьбе псковских граждан и по определению имп. Александра I в честь победы в Отечественной войне Е. м. был возведен во 2-й класс, в 1906 г. преобразован в общежительную пустынь. Устав В Псковской земле Е. м. был 1-м общежительным «богорадным» мон-рем, т. е. без обязательного вклада при поступлении в него (РФА. Вып. 1. 33. С. 145-146; 40. С. 163-164). Зная по опыту жизни в Снетогорском мон-ре, как быстро забываются устные заветы, в 1457-1461 гг. по благословению архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464) прп. Евфросин составил Общежительный иноческий устав - древнейший из известных именной рус. общежительный устав. При его составлении были использованы сочинения святителей Василия Великого, Григория Двоеслова, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Саввы Иерусалимского, Феодосия Великого и др., а также дисциплинарные грамоты и послания Снетогорскому мон-рю митр. Фотия (ок. 1417) и архиепископов Дионисия Суздальского (1382/83) и Симеона Новгородского. Устав разделен на автобиографическое вступление и 28 глав, имеющих краткие заглавия. Для предотвращения к.-л. изменений своего устава, опасаясь вмешательства извне в монастырские правила, как это произошло в Снетогорской обители, прп. Евфросин отметил во вступлении к Уставу самостоятельность Е. м. и независимость его «ни от святитель, ни от князя и никакоже от держащих кую либо власть и сан, аще и на благое дело». Согласно Н. И. Серебрянскому, по сравнению с др. монастырскими правилами Устав преподобного гораздо чаще встречается в древнерус. письменности XVI-XVII вв. В б-ках рус. мон-рей Устав стал появляться со 2-й пол. XVI в. Главное внимание Устав обращает на внутреннюю сторону монашеской жизни. Прп. Евфросин почти не останавливается на регламентации внешнего поведения монахов, делая основной упор на развитие духовного подвига братии, что дало возможность относить основателя Е. м. к предшественникам прп. Нила Сорского . Так, И. К. Смолич отмечает сходство представлений прп. Евфросина Псковского о повседневной жизни монаха с устроением иноческого жительства у прп. Нила: «...оба подвижника в сущности стремились к одной цели: устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения» ( Смолич. 1997. С. 160). Внешним же началом к духовному подвигу служили, по мнению преподобного, 2 основные добродетели - послушание игумену и нестяжание. Больше половины глав Устава (15 из 28) посвящено именно этим монашеским добродетелям.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Сказание о Спасо-Каменном мон-ре послужило одним из главных источников Жития И., составленного в кон. XV - 1-й пол. XVI в. В наст. время известно 24 списка Жития XVII-XVIII вв. (перечень рукописей в кн.: Там же. С. 53 следует дополнить списками XVII в.: ГИМ. Син. 797; ГИМ. Увар. 122-8°, 257-8° и 759-4° и списком XVIII в. ГИМ. Муз. 1510). Житие И. компилятивно: вступление, Похвала святому и предсмертные молитвы И. восходят к Житию прп. Евфросина Псковского (а через посредство этого текста - к Житию прп. Дионисия Глушицкого), рассказ о жизни И. в монастыре - к Житию прп. Макария Калязинского, начало рассказа о кончине святого списано с незначительными изменениями с Жития прп. Павла Обнорского. Части текста, в к-рых сообщается об авторе Жития, восходят к Житиям прп. Стефана Махрищского и прп. Макария Калязинского. Во фрагменте, взятом из Жития прп. Макария, заменены слова, датирующие создание Жития: вместо «и се уже 64-му лету совершающеся по преставлении святаго» (РГБ. Ф. 304/I. 692. Л. 478) читается «и се уже в лета 6985-му совершающуся, по преставлении святаго». Эта дата не может обозначать время создания Жития И., поскольку оно основано на значительно более поздних текстах. Вероятнее всего, дата связывает житие И. со Сказанием, в к-ром под 6985 (1476) г. помещен рассказ о пожаре в Спасо-Каменном мон-ре. Возможно, ориентируясь на агиографический цикл, посвященный прп. Макарию Калязинскому, автор Жития И. оставил в зашифрованном виде свое имя:     ii   или   ii   Попытка применить простую литорею дает варианты:   ii   или   ii   к-рые можно принять за зашифрованное с искажениями имя Максим. Однако следует признать, что либо шифровка содержит ошибки, либо применен более сложный вид литореи. Работая над житием И., автор расспрашивал старцев обители и изучал записи Паисия (Ярославова), к-рые «той собра от старых от многых книг после пожара Каменнаго монастыря».

http://pravenc.ru/text/578044.html

в передаче Павла Алеппского он скорее дает представление о взглядах Никона на патриаршество. Хотя в сочинениях патр. Никона нигде определенно не выражена теория пентархии, известная еще со времен Феодора Студита (759–826), по мнению М. В. Зызыкина, Никон строго ей следовал. Суть ее в том, что представитель автокефальной Церкви, принимая сан патриарха, не ограничивается делами только своей Церкви, а принимает также участие и в решении общецерковных вопросов (Зызыкин. Патриарх Никон. Т. 2. С. 132–139). Более подробно обстоятельства и ход «чумного бунта» в последнее время изложены В. С. Румянцевой (Народное антицерковное движение. С. 93–106). Она считает, что волнения в Москве не могли быть вызваны реформами патр. Никона, которые еще только начинались. В условиях распространения эпидемии социальную напряженность вызвал тот факт, что в городе не хватало священников для погребения умерших. Активизировались «капитоны» и «христововеры», отрицавшие священство, духовную иерархию, церковные таинства и православную обрядность. Отъезд патр. Никона из столицы, а прежде этого публичное поругание им икон нового письма, покровительство грекам, которых население считало еретиками, послужили причиной того, что гнев восставших был направлен против патриарха лично. Речь идет о житии основателя псковского Елеазарова монастыря прп. Евфросина, составленном в кон. XV — нач. XVI в. Исследователи считают, что приверженность прп. Евфросина сугубой аллилуйе была несколько преувеличена автором жития для того, чтобы авторитетом преподобного доказывать ее правильность и истинность. Большой Собор 1667 г. постановил, «чтобы писанному в житии Евфросина никто не верил» (Охотникова В. И. Житие Евфросина//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 262–264). Митр. Макарий преувеличивает опасность разрыва с Восточной Церковью из-за обрядовых расхождений. Конечно, проводимая патр. Никоном реформа обрядов вела к сближению Церквей, укреплению контактов, но и отличия в обрядности не служили препятствием во взаимоотношениях. Это подтверждается как активизацией контактов с греческими иерархами в 1640-х гг., так и упоминавшимся ответом Собора Восточных патриархов по поводу решения Собора Русской Церкви внести изменения в обряды. Ср. комм.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАМФИЛ ПСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Памфил, игумен Спасо-Елеазаровский, Псковский. Икона (Россия, 2013) Памфил Псковский, Спасо-Елеазаровский (XV - XVI вв.), игумен   Спасо-Елеазаровского монастыря , преподобный Память 15 мая и в Соборе Псковских святых Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского , написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был Памфил. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что Памфил происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, Памфил, Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского монастыря. Первым игуменом монастыря и духовником Евфросина был старший брат Памфила Игнатий, после него - Харлампий, затем, уже после смерти Евфросина (+ 1481), - Памфил. Точное время игуменства преподобного Памфила не установлено. Во второй редакции Жития Евфросина, написанной в 1547 году, ее автор, псковский агиограф Василий, говорит, что беседовал в Елеазаровском монастыре с иноком Маркелом, постриженным в монахи при игумене Памфиле 50 лет тому назад; следовательно, и в 1497 году игуменом Елеазаровского монастыря был преподобный Памфил. Послание игумена Памфила наместнику великого князя в Пскове содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание купальных обрядов. Древний языческий праздник в честь Купалы совпал с днем Рождества Иоанна Предтечи . Возмущенный тем, что Рождество великого Иоанна Предтечи встречают по-прежнему бесовскими играми, чародейством и " блудом " , Памфил обращается: к псковскому наместнику и напоминает ему об обязанности искоренять остатки языческих обрядов. Послание имеет две редакции - Краткую и Летописную  . Считается, что обе редакции принадлежат Памфилу. Первым было написано Послание в Краткой редакции, однако оно не выполнило своей задачи - псковские наместники не приняли мер по борьбе с остатками языческих обрядов.

http://drevo-info.ru/articles/13681595.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010