21. Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. 22. Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. 23. Монахиня Таисия. Русские святые. СПб.: Азбука-классика, 2001. 24. Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. 25. Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 26. Евдокия Суздальская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web- сайт]. http://www.pravenc.ru/text/187100.html (27.10.2013); Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013); Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 27. Православный календарь [Электронный ресурс]//Православие.ру: [web-caйm]. http://days.pravoslavie.ru/(21.10.2013) 28. Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 29. Ковалевский И., свящ. Подвиг юродства. М.: Лепта, 2000. С. 11. 30. Цит. по: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. Репринт., воспр. изд. 1913. (СПб) М.: Изд-во Моск. подворья Свято Троице-Сергиевой Лавры, 2000. С. 90. 31. Указ. соч. С. 96. 32. Указ. соч. С. 97. 33. Стихира из общей службы Христа ради юродивым. 34. Стихира из службы св. блж. Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. 35. Тропарь св. блж. Марфе, Христа ради юродивой. 36. Тропарь св. блж. Любови Рязанской, Христа ради юродивой. 37. С.А. Иванов отмечает, что мирское значение у слова юродивый возникло лишь в XIX веке. 38. Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М.: Даниловский благовестник, 2010. С. 143. 39. См. например: Животворящая тайна русского слова. 5 вечеров с Василием Ирзабековым [Электронный ресурс]//2 DVD-дucka. Бдение, 2010.

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

115. Служба святой блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой//Минея дополнительная. С. 182. 116. Безумием мнимым безумие мира обличившие... М.: Русский паломник, 2006. С.145. 117. Указ. соч. С. 147. 118. Молитва к св. блж. Параскеве Дивеевской. 119. Малая вечерня, стихиры на «Господи воззвах». 120. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Книга первая. Киево-Печерская Лавра, 1764. С. 491 [Электронный ресурс]//CD-дuck. СПб.: Аксион эстин, 2009. 121. Там же. 122. Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 247. 123. Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 84. 124. Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской. М.: Благо, 2004. 125. Безумием мнимым безумие мира обличившие. М.: Русский паломник, 2006. С. 241. 126. Кондак. 127. Безумием мнимым безумие мира обличившие. М.: Русский паломник, 2006. С. 241. 128. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Книга 3. Киево-Печерская Лавра, 1764. С. 809 [Электронный ресурс]//CD-дuck. СПб.: Аксион эстин, 2009. 129. Указ. соч. С. 811. 130. Там же. 131. Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013) 132. Там же. 133. Каллист (Уэр), епис. Диоклийский. Юродивый как пророк и апостол [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия «Азбука веры»: [web-caйm]. http://azbvka.ru/tserkov/duhovnava zhizn/osnovy/kallist vnutrennee tsarstvo 12-all.shtml (28.10.2013). 134. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Книга 3. Киево-Печерская Лавра, 1764. С. 809 [Электронный ресурс]//CD-дuck. СПб.: Аксион эстин, 2009. 135. Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 259–260. 136. Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 248.

http://predanie.ru/book/219453-zhenskoe-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Казанский женский монастырь Россия, Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново. В начале XVI века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери «Казанская». О храме нет никаких упоминаний. Известно лишь, что в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Он существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии. После пожара приступать к постройке в Колюпаново храма не было разрешено. Но спасенная от пожара Казанская икона явила свое чудо: она исчезла из церкви села Фомищево и явилась на берегу против сгоревшего храма. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина, и в начале 1783 года постройка была окончена. Казанская икона Божией Матери с большим торжеством была перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Храм просуществовал до 1929 года. В годы гонений его разорили, устроили в нем скотный двор, кузницу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми сохранилась могила святой Евфросинии. В 1993 году началось строительство храма в селе Колюпаново. Всем миром собирали средства. Много помогали в администрации Тульской области, города Алексина. Приходили на помощь предприятия не только Тульской области, но всей России. Монастырь на основе прихода образован в 1995 году. Поднялись корпуса хозяйственных построек, насельники переселились в келейный двухэтажный корпус, под купол возведен второй храм. Выстроены две крытые купальни. В монастыре почитается как местночтимая святая Евфросиния Колюпановская. Евфросиния происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, по окончании коего была любимой фрейлиной при дворе императрицы Екатерины Великой. Сколько она жила при дворе – неизвестно. Но придворная жизнь угнетала ее, и она вместе с двумя другими фрейлинами решила покинуть Царское Село и провести остальную жизнь в подвигах. Три фрейлины оставили на берегу пруда свои платья, чтобы убедить всех, что они утонули купаясь. Переодевшись в бедное рубище, пошли они странствовать, добровольно презревши мир со всеми его благами. Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Во Владычнем монастыре в начале XIX века жила известная юродивая Евфросиния Колюпановская. Основателем Владычнего монастыря в Серпухове был знаменитый святитель XIV столетия митрополит московский Алексий Бяконт. Однажды Алексий совершал молитвенное правило и, дойдя до молитвы «О всепетая Мати», его келью озарил необыкновенно яркий свет. В комнате вместе с митрополитом был также дьякон Герасим, ставший свидетелем чуда. От иконы Богородицы послышался голос, который говорил: «Алексие! Ты должен построить монастырь во имя Мое, а вместе и себе в память». Пораженный видением, митрополит ушел в свою комнату и молился Божией Матери, чтобы она сообщила, где следует построить монастырь. Голос от иконы ответил святителю: «В пределах города Серпухова: там возлюбила я место во спасение многим душам человеческим». Митрополит Алексий послал в Серпухов своего келейника Варлаама, чтобы тот нашел подходящее место для будущего монастыря. Исполнив поручение, Варлаам в течение тринадцати лет устраивал монашескую общину Владычней обители. За два года до кончины инок ослеп и, чувствуя приближающийся конец, вызвал в Серпухов митрополита Алексия, говоря: «Сам ты соорудил монастырь…Сам погреби и меня своими руками». Задолго до строительства обители Варлааму также было чудесное видение, о котором он дал обет не говорить, пока не наступит смертный час. Когда Алексий прибыл к умирающему в Серпухов, ослепший старец Варлаам прозрел, взял перо с бумагой и записал виденное им много лет назад: «Когда я упал, увидел, что монастырь держат ангелы, в дверях церковных стоит Захария и входит Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил ее на третьей ступени». Записав это, Варлаам вскоре скончался, а митрополит Алексий совершил обряд погребения, предав земле преподобного старца у паперти построенного им Введенского храма. Над могилой преподобного Варлаама Серпуховского поставлена деревянная сень-часовня. В память об основателях обители митрополите Алексии и строителе Варлааме стены монастыря с внутренней стороны украшают мозаики с изображениями этих двух святых, выполненные в полный рост. Кроме того, на площади перед входом на территорию, прилегающей к обители, стоит бронзовый памятник Варлааму Серпуховскому с иконой «Неупиваемая Чаша» в руках.

http://sobory.ru/article/?object=00622

В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель. Умерла Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма. В 1929 году большевики уничтожили эту церковь, а в 1996 году на ее месте был построен новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Теперь он стал монастырским. В этой церкви, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака. Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, Анастасия Ивановна собственными руками переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену. “Однажды, сильно болея горлом, живя одна в построенной из конюшни избушке, зимой, я мучилась острой болью и решила утром идти три километра – в больницу. Я молилась блаженной – и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. И спал жар. Будь это от прорвавшегося нарыва в горле, был бы гной, но горло было чисто, я была здорова. Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии”, – рассказывала А. Цветаева. По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и ее внучкой Ритой поехала в Тульскую область искать могилку и источник подвижницы. “Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей у деревни Свинки, пошли пешком искать Колюпаново. Нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего из него ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он истекал из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра. (Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб – рассказы старших о старице Евфросиньи довлели, значит, и им!) Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал в густых берегах, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега – и впадал в Оку”.

http://pravoslavie.ru/2728.html

55 Иоанн (Кологривов), иером. Юродивые Христа ради [Электронный ресурс]//Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории Русской святости. – Брюссель, 1961. С. 241. Электронная библиотека Одинцовского благочиния: [web-caйm]. http://odinblago.ru/rus sviat/2#4 (28.10.2013) 56 Зеньковский В., прот. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. С. 45. 59 Дамаскин (Орловский), игум. Во времена гонений юродивые стали миссионерами//Журнал «Нескучный Сад», 25 июня, 2010 [Электронный ресурс]//Ежедневное интернет- СМИ «Православие и мир»: [web-caйm]. http://www.pravmir.ru/vo-vremena-gonenii- yurodivye-stali-missionerami/(16.05.2013) 60 Дамаскин (Орловский), игум. Во времена гонений юродивые стали миссионерами//Журнал «Нескучный Сад», 25 июня, 2010 [Электронный ресурс]//Ежедневное интернет- СМИ «Православие и мир»: [web-caйm]. http://www.pravmir.ru/vo-vremena-gonenii- yurodivye-stali-missionerami/(16.05.2013) 61 Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 3. 65 Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 96. 67 Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 97. 68 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 273. 71 Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013) 77 Число сестёр Дивеевского монастыря доходило до тысячи (Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2006. С. 10). 78 В некоторых источниках почему-то пишут, что в Тавенском монастыре во времена прп. Исидоры подвизалось до 400 сестёр (например: Ковалевский И., свящ. Подвиг юродства. М.: Лепта, 2000. С. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поскольку, как уже ранее отмечалось, абсолютное большинство прославленных святых (в том числе и в чине юродивых Христа ради) – это мужчины, то и типичное представление о внешнем виде и речевом поведении святых юродивых основывается, как правило, на примере святых мужей. Что касается святых жён, прославленных в чине Христа ради юродивых, то, конечно, отношение к своему внешнему виду и телу у них точно такое же, как и у святых мужей, а именно пренебрежительное. Однако среди них мы не увидим таких жён, которые ходили бы полностью обнажёнными среди людей. В то же время, безусловно, существуют какие-то типичные атрибуты внешнего вида (в том числе одежды) святых жён, юродивых Христа ради. Рассмотрим их подробнее. Св. прп. Исидора притворялась перед сестрами в монастыре бесноватой, за что была презираема, уничижаема сестрами до такой степени, что с ней никто не хотел вместе вкушать пищу. В отличие от монашествующих, покрывавших свои головы куколем, св. Исидора покрывала свою голову «простым платом сквернавым» 134 . В целом нужно отметить, что очень часто святые жены, юродивые Христа ради, именно на голову водружали какие-то грязные и рваные платки и тряпки. Так, например, поступала св. блж. Евфросиния Колюпановская, а позже св. блж. Пелагея Дивеевская во время своего начального юродства в миру, в Арзамасе: «Наденет на себя самое дорогое платье, на плечи – шаль, а голову обернет какой-нибудь самой грязной тряпкой и пойдет или в церковь , или куда-нибудь на гулянье, где собирается народу побольше и помоднее, чтобы все её видели, судили и пересмеивали» 135 . Св. Домна Карповна постоянно носила повязку на голове, чаще всего белую, с крестом и ленточками. Иногда она носила старые шляпы, но это ношение было необычным: «она надевала на голову две зараз, а третью пришпиливала внизу спины» 136 . Что касается одежды, то, конечно, кроме демонстрации пренебрежительного отношения к ней, святые жены использовали её в различных символических целях. Так, св. блж. Домна носила странную одежду, состоящую из тряпья, старых верёвок, банок, связанных узлами. Эти узла она постоянно перевязывала, творя Иисусову молитву, тем самым они заменяли ей чётки: «Одежда ее была очен странная: она вся состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были никуда не годные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обув, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху узлов навешено было много мешочков – с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой; также она носила с собой квас, молоко, старые щи и многое другое. Узлы, по обилию своему представлявшие болъшую тяжест, носит которую постоянно уже было подвигом, нисколъко не избавляли Домну Карповну от холодного ветра, дождя и мороза. Руки ее всегда были заняты тем, что она меняла расположение узлов. По узлам, которые ей служили, очевидно, и вместо четок, она совершала молитвы» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помещица Елена Андреевна Дубровина, крепко любившая старицу и искренне ее уважавшая, часто приезжала во Владычний монастырь и останавливалась в монастырской гостинице. В эти свои приезды она всегда считала долгом навестить и старицу Евфросинию, которая, в свою очередь, не раз навещала ее в гостинице. Они подолгу и с удовольствием беседовали друг с другом. Нередко видели их вместе, прохаживающимися по монастырю и около него. В одну из таких прогулок, когда обе собеседницы, утомившись, присели отдохнуть на лавочке за монастырской оградой, г-жа Дубровина, положив руку на спину старицы, ясно ощутила на ее теле вериги. Но старица сию же минуту поспешно встала и строго сказала: «Не трогай меня! Это моя тайна, и тебя не касается!» Дубровина извинилась перед ней и с того времени еще больше стала уважать ее. Спала блаженная на голом полу вместе с собаками. А если кто-либо из посетителей спрашивал, зачем она позволяет собакам спать с собой, старица смиренно отвечала: «Я хуже собак». А как она спала?! Никто никогда не видел, чтобы она лежала всем телом; обыкновенно она полулежала, подперши голову рукой, поставленной на локоть. Можно представить себе, каков был ее сон! Одна случайная посетительница старицы Евфросиний, жена священника о. Павла Просперова, еще девушкой, направляясь «с товарками» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, по пути зашла в Серпуховской Владычний монастырь к подвижнице с письмом от помещицы П-вой. Здесь путница заночевала и после рассказывала следующее о своем пребывании у старицы. «Когда я с товарками подходила к монастырю, матушка сидела на лавке около ограды. Неподалеку от нее стояли молодые парни и бросали в нее кто чем попало. Вдруг она встала и подошла к ним, говоря: «Нуте, бейте, плюйте в меня!». Те отвернулись и стали отходить, и она отошла. Мы, узнавши, что это матушка Евфросиния Григорьевна, подошли к ней и подали письмо. Прочитав его, матушка, между прочим, сказала нам: «Барыня-то какая добрая, захворала и умерла». И это действительно впоследствии сбылось: г-жа П-ва вскоре заболела раком и умерла.

http://pravicon.com/info-2282

Проснувшись, о. Павел решил соорудить дощатую гробницу над могилой блаженной, а когда только что приведенные слова старицы и решение о. Павла стали известны А.И. Цемшу, управляющему Мышегским чугунолитейным заводом княгини Е.А. Бибарсовой, тот предложил отлить на своем заводе чугунную плиту на могилу блаженной. Но что написать на этой плите?! Вот тут-то о. Павел и вспомнил слова старицы, сказанные ему при последнем свидании с ней: «Спроси у митрополита Филарета, он все знает», - и отправился в Москву. Принятый митрополитом Филаретом, он рассказал ему все о своем последнем свидании с блаженной старицей Евфросинией и просил его приподнять завесу неизвестности, скрывающую тайну происхождения великой подвижницы, чтобы знать, что написать о ней на ее надгробной плите. Мудрый архипастырь, по-видимому, не считая себя в праве открывать то, что перед своей кончиной не пожелала открывать сама подвижница, ответил на эту просьбе так: «Напишите - Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». Эти слова с присоединением «скончалась июля 3 дня 1855 года» и были начертаны на чугунной плите, сооруженной усердием А.И. Цемша и вделанной в верхнюю доску гробницы старицы. В 1914 году усердием одного из почитателей памяти блаженной старицы Евфросинии, пожелавшего остаться неизвестным, с разрешения епархиального начальства над гробницей подвижницы сооружена деревянная с позолотой сень. Не был обойден заботами почитателей памяти старицы-подвижницы и ее источник. Спустя лет 30 после смерти блаженной, над ее источником усердием и трудами почитателей была поставлена деревянная часовенка-навес на столбах. Случилось так, что постройка этой часовенки была закончена ко дню сошествия Святаго Духа. В этот день и решено было совершить ее торжественное освящение. После литургии при торжественном перезвоне колоколов из Казанского храма села Колюпанова в сопровождении множества народа вышел крестный ход, направляясь к цельбоносному источнику блаженной старицы Евфросинии, где по совершении водоосвящения было совершено и освящение только что созданной часовенки-навеса. Затем под те же ликующие звуки колокольного перезвона крестный ход возвратился в храм.

http://pravicon.com/info-2282

Страшное любопытство овладело отцом, захотелось узнать, каким это чаем хочет матушка потушить в нем страсть к водке. Заметив, как был завернут сверток и как положен, он взял его, осторожно развернул, посмотрел, затем тщательно завернул по-прежнему и положил на старое место. Через несколько минут после этого в келию вошла матушка. Остановившись около порога, она строго посмотрела на отца и сказала: «А! Ты хотел узнать, какой это такой мой чаек! Так уходи же! Нет тебе моего чаю!» Так, благодаря своему неуместному любопытству, мой отец до самой своей смерти и оставался горьким пьяницей». Крестьянин Карп Кондратьевич Кондратьев с двенадцати- до семнадцатилетнего возраста по назначению Алексея Ивановича Цемша состоял кучером при матушке Евфросинии, когда она гостила на Мышегском заводе. С ней не раз приходилось ему ездить и в Алексин, и в Колюпаново, и в другие окрестные места. Раз летом, в один из праздничных дней, он собрался, было, идти на луг в хоровод, как ему было приказано Алексеем Ивановичем подать матушке лошадь. От хоровода пришлось отказаться, и это страшно его раздосадовало. Скрепя сердце, пошел он на конный Двор, ругая про себя старицу, как он сам впоследствии сознавался, самой отборной бранью. Однако лошадь запряг и, подав ее к крыльцу келий, попросил доложить матушке, что лошадь готова. Но старица, выбежав из келий, грозно закричала: «Уезжай отсюда!!! Пошел прочь!.. Я с тобой сегодня не поеду!.. Ступай! Ступай!» Так и пришлось ему вернуться на конный двор и отпрячь лошадь. Однажды, рассказывает крестьянка Мышегского завода Дарья Ивановна Гуслистова, в 1850-х годах, в январе месяце пришла матушка Евфросиния, гостившая в то время у княгини Екатерины Алексеевны Бибарсовой, к моей матери Марфе Алексеевне, взлезла на печку и запела: «На печке звезда взошла высоко, и видно ее далеко, и осветила весь белый свет». В это время в избу вошел литейщик завода Евдоким, лет 25, человек доброй христианской жизни, которого старица очень любила. Старица посмотрела на вошедшего, слезла с печи, взяла маленькую иконку святителя Николая Чудотворца и, обращаясь к Евдокиму, сказала: «На, раб Божий Евдоким, благослови меня».

http://pravicon.com/info-2282

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010