В Неделю о Страшном Суде митрополит Минский и Заславский Павел совершил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска 20 февраля 2017 г. 13:42 19 февраля 2017 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, митрополит Минский и Заславский Павел совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. В этот день Патриаршему экзарху всея Беларуси исполнилось 65 лет. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , епископ Молодечненский и Столбцовский Павел , управляющий делами Минской экзархии архимандрит Сергий (Брич), секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, клирики Свято-Духова собора и сопровождающие архипастырей в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Виталия Соболевского. Во время малого входа митрополит Павел во внимание к усердным трудам и в связи с назначением на должность первого проректора Минской духовной академии возвел иерея Владимира Долгополова в сан протоиерея. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Сергий (Брич). По окончании Литургии было совершено славление празднику Сретения Господня. Затем архиепископ Новогрудский Гурий огласил поздравительное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополиту Минскому и Заславскому Павелу и от имени всех присутствующих в храме поздравил владыку с днем рождения и вручил Его Высокопреосвященству святую просфору. В ответном слове митрополит Павел поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за поздравительный адрес и высокую Патриаршую награду, поздравил архипастырей, прихожан и духовенство собора с праздником, после чего обратился к верующим со словом назидания. С поздравительным словом к митрополиту Павлу обратились настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игумения Гавриила (Глухова), сестры Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря и прихожане Свято-Духова кафедрального собора. Владыка Павел поблагодарил игумению Гавриилу, сестер Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, прихожан кафедрального собора за теплые слова поздравления и вручил всем присутствующим на память о совместной молитве цветы и памятные календарики. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

13:8)», — сказала в завершение своего выступления матушка Сергия. Следующий доклад «Волк в овечьей шкуре: самые опасные помыслы для монаха» представила вниманию слушателей игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря ( Белорусский экзархат ). Сказав, что святые отцы всегда придавали борьбе с помыслами первостепенное значение в духовной жизни, игумения Евдокия вначале всесторонне рассмотрела значение слова «помысел» и характеристики, которые были даны ему в святоотеческих писаниях и толкованиях. Затем она обратилась к рассуждению о помыслах, особенно опасных для монаха, и о путях борьбы с ними. Самые опасные помыслы — те, которые кажутся благовидными и правильными, а на деле приносят смущение и отчаяние и могут разрушить всю духовную жизнь. Для различения помыслов требуется мудрость, поэтому необходимо прибегать к духовному руководству, частому исповедованию, воспитывать в себе навык внутреннего контроля и отсечения помысла при самом его появлении, — как советовал глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов; †1991), духовник сестер Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря и самой матушки. Игумения Евфросиния также рассказала о том, что в Полоцкой обители есть зримое подтверждение мысли, что тот, кто победил греховный помысел, получает венец от Господа: среди уникальных, XII века, росписей Спасского храма находятся две фресковые композиции, повествующие о старце и его ученике, который сумел семикратно отсечь помысел непослушания и семикратно был увенчан Богом за этот подвиг. Настоятельница Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова) в своем докладе «Оптинские старцы о борьбе с помыслами — советы монахам», по ее собственному замечанию, лишь кратко коснулась «обширной, почти двухсотлетней, оптинской духовной традиции в самом ценном и оригинальном ее аспекте». Тем не менее, в этом выступлении ясно и убедительно были представлены примеры духовных «методик», с помощью которых великие Оптинские старцы наставляли людей и лечили их души.

http://patriarchia.ru/db/text/5503889.ht...

Первые послевоенные годы даже пользуются поддержкой местных властей. Однако стремительно растущая популярность монастыря среди населения (в 1954-57 гг. количество прихожан выросло более чем в два раза) воспринималась советским и партийным руководством как идеологическая угроза основам коммунизма. В 1960 году обитель была закрыта ещё раз, насельниц переместили в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. Только в 1989 году, 6 июля, последовало решение Священного Синода РПЦ о возрождении Полоцкой Спасо-Ефросиньевской обители. В 1990 году Спасский монастырь возобновил свою деятельность, сюда вернулись сёстры из Жировиц. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-восстановительные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился. Святые мощи прп. Ефросинии с 1943 по 2007 год почивали в Спасском храме (сейчас они находятся в Кресто-Воздвиженском соборе). Дважды, в 1998 и 2006 годах, совершалось их переоблачение и освидетельствование. В результате медицинской экспертизы был установлен факт сохранения священных останков в нетленном виде без всяких средств консервации, несмотря на то, что мощи неоднократно переносились с места на место и пребывали в самых различных климатических условиях. Сохранились не только кости, но и мягкие ткани, и кожа. Ежегодно 5 июня, в день памяти святой Ефросинии, в монастырь со всех уголков Беларуси и из-за её пределов стекаются тысячи паломников, чтобы поклониться мощам полоцкой княжны, которая по праву считается небесной заступницей Белорусской земли. С сайта: Spas-monastery.by/history/и из путеводителя: " Полоцк " . - Минск; " РИФТУР " , 2008 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2004 году в России была выпущена серия почтовых марок, посвященных монастырям Русской православной церкви, на одной из этих марок изображен Спасо-Евфросиниевский Полоцкий женский монастырь. Фото 1912г. С.М.Прокудина-Горского  Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00287

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжества, посвященные 100-летию перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой 6 июня 2010 г. 16:33 5 июня 2010 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжества, посвященные 100-летию перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. В этот день митрополит Филарет совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского женского монастыря г. Полоцка. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископы Истринский Арсений , Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , Витебский и Оршанский Димитрий , Полоцкий и Глубокский Феодосий , епископы Гродненский и Волковысский Артемий , Брестский и Кобринский Иоанн , Туровский и Мозырский Стефан , Речицкий Леонид . За богослужением владыка митрополит удостоил настоятельницу монастыря игумению Евдокию (Левшук) права ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии архиереи и духовенство во главе с владыкой экзархом направились к Спасо-Преображенскому храму обители, где состоялась встреча крестного хода из Софийского собора г. Полоцка. Митрополит Филарет обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил духовенство и верующих с праздником. С приветственным адресом от имени президента Республики Беларусь к присутствующим обратился вице-премьер республики В.Н. Потупчик. «Мы чтим преподобную Евфросинию Полоцкую как небесную заступницу Беларуси и одну из лучших дочерей нашего народа, величие свершений которой не меркнет в веках. При поддержке государства воссозданы величайшие реликвии — Крест и рака Евфросинии Полоцкой, ставшие символами нашего духовного возрождения. Пусть же эти торжества послужат дальнейшему единению белорусского народа, наполнят наши сердца светом любви и милосердия, вдохновят на добрые дела. Желаю вам, дорогие земляки, крепкого здоровья, успехов в труде на благо Беларуси, радости и добра», — сказано в поздравлении главы государства. Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла огласил архиепископ Истринский Арсений.

http://patriarchia.ru/db/text/34996.html

По окончании канона совершено водосвятие и окроплены святою водою ковчег с мощами и икона преподобной Евфросинии, привезенная из Киева. После отпуска с трикирием и дикирием певчие пели величание преподобной, а архиерей, сотворивши поклонение и лобызание святыни, поднял на голову ковчег и вышел из храма, предшествуемый духовенством. Здесь, у западных дверей храма, совершена была краткая лития и преосвященный осенил умиленный народ святыней. Засим открылось обратное шествие к градскому Успенскому собору. Ковчег со святыней сначала передан был для несения старшему архимандриту, а потом по очереди передавался и другим двум архимандритам. Впереди ковчега, осеняемого рипидами, несли иконы Корсунской Божией Матери и преподобной Евфросинии, инокини полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители, для коей собственно и предназначена присланная из Киева святыня. За оградою Богоявленской церкви христолюбивые воины приветствовали святыню трогательным гимном «Коль славен наш Господь в Сионе», исполненным на музыкальных инструментах. Во всех градских церквах начался торжественный звон. Певчие попеременно с воспитанниками семинарии пели величание преподобной, а один из священников, идя впереди, кропил народ св. водою. Пред Николаевским кафедральным собором и Воскресенскою церковию преосвященный, после краткой литии, осенял народ святынею. По прибытии в Успенский собор святыня поставлена на нарочито устроенном посреди храма возвышении, а за нею на аналое иконы Корсунской Божией Матери и преподобной Евфросинии; затем совершено благодарственное Господу Богу молебствие о даровании православным чадам полоцкой Церкви столь вожделенной святыни. Обширный Успенский собор едва вмещал в себе всех жаждущих приложиться к святыне и не опустевал до позднего вечера, при постоянном пении молебствий преподобной; ибо в то время, когда одни, приложившись, уходили, другие, вновь прибывающие, занимали их места. Хотя часть мощей, преподобной Евфросинии назначалась прямо для полоцкой Спасской обители, но, с одной стороны, нельзя было отказать в утешении бедному святынями городу Витебску, чтобы не продлить в нем пребывание столь дорогой гостьи небесной, а с другой – время зимы не благоприятствовало перенесению мощей в город Полоцк с подобающею честию и торжественностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Надвратная колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1992. Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.503905, 28.779223 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая колокольня на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря была построена в 1832 году, после проведения ремонтных работ в Спасо-Преображенском храме. Историк А. П. Сапунов писал о ней следующее: «Снаружи, близ [Спасской] церкви, устроен деревянный колокольный столб с крышей». В 1834 году на этом же месте была построена простая деревянная звонница, которая прослужила недолго. Документы уже за 1868 год говорят о колокольне, «пришедшей в ветхость и угрожающей даже падением». Поэтому возникла необходимость в новой и более прочной постройке. В 1882 году над святыми вратами монастыря воздвигли каменную колокольню. Под ней были устроены четыре жилые келии для монахинь и книжная лавка. В 1898 и 1906 годах произведен ремонт колокольни. О дальнейшей судьбе монастырской колокольни можно судить только исходя из сохранившихся фотографий 1950-х годов, на которых она уже отсутствует. Вероятнее всего, колокольню разрушили в годы Великой Отечественной войны. В 1992 году к празднику 1000-летия Полоцкой епархии она была реконструирована. В 1998–99 годах произведена правильная развеска колоколов с разделением их на зазвонные, подзвонные и благовестники, а также установлен пульт для звонаря. В 2001 году из-за неудовлетворительного звучания прежних колоколов на пожертвования прихожан были заказаны и изготовлены в Минске на предприятии «Отменное литье» три подзвонных колокола средней величины (32, 48, 80 кг). 11 марта 2002 года на колокольню подняли самый большой колокол – праздничный благовестник весом 330 кг. Сегодня на колокольне сочетаются современные колокола минской фирмы «Отменное литье», а также колокола прошлого века завода Самгина и голландские колокола XVII–XVIII столетий. В настоящее время справа и слева от колокольни находятся церковные лавки и монастырские корпуса (1912 и 2002 гг.). Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 1882 году над святыми вратами монастыря воздвигли каменную колокольню. Под ней были устроены четыре жилые келии для монахинь и книжная лавка. В настоящее время справа и слева от колокольни находятся церковные лавки и монастырские корпуса (1912 и 2002 годов). Церкви в надвратной колокольне нет. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04901

Руська Православна Церква Офіційний сайт Московського Патріархату Головні новини У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя та очолив хіротонію архімандрита Серафима (Пасанаєва) на єпископа Мінусинського і Курагінського Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Напередодні свята Входу Господнього до Єрусалиму Святіший Патріарх Кирил звершив всеношну в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела Михаїла в Хонех у Братєєві та очолив хіротонію архімандрита Авксентія (Абражея) в єпископа Несвізьького Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Архів   Головна / Єпархії та Екзархати У Полоцьку пройшли урочистості з нагоди дня пам " яті преподобної Єфросинії Полоцької Версія для друку 5 червня 2018 р. 18:28 5 июня 2018 года, в день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского женского монастыря города Полоцка. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , архиепископ Городницкий Александр , епископ Молодечненский и Столбцовский Павел , епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , управляющий делами Минской экзархии архимандрит Сергий (Брич), секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, клирики монастыря и приглашенные гости в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Проповедь перед причастием произнес клирик Спасо-Евфросиниевского монастыря протоиерей Иоанн Гаврильчик. По заамвонной молитве архипастыри и сослужащие священнослужители совершили молебен преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5215624...

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Невеле; находится под управлением игумена. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. храм двухэтажный, в котором престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Николая Чудотворца, с шестью приделами, из коих один во имя Нила Столбенского. ТАДУЛИНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный; находится под управлением игумена. Когда основан, неизвестно. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. существовавший в древности в Полоцке. О времени основания его точных сведений нет; в летописях упоминается о нем еще в 1396 году. Из числа настоятелей здешних, архимандрит Игнатий (Иовлевич), живший во второй половине XVII века, известен был своей ученостью; он здесь и погребен. СПАСКИЙ, женский, бывший некогда близ Полоцка. Он основан был в XII веке св. Евфросинией, княжной Полоцкой, первою здешнею игуменьею, которая в 1161 году принесла сюда в дар крест с надписью, мощами разных святых и частью Животворящего древа, находящийся ныне в Полоцком Софийском кафедральном соборе. – Еще до основания обители существовала тут древняя церковь Спаса, в которой были погребаемы полоцкие епископы, между коими известен Мина, хиротонисанный в 1105 году. Вместо этой церкви, св. Евфросиния соорудила нынешний храм, который уцелел до нашего времени; стены его украшены Корсунскою, или Византийскою живописью; он в 1579 году отдан был Стефаном Баторием, королем Польским, иезуитам; а в 1820, по изгнании иезуитов из России, Фольварк этот поступил в казну, и ныне, по повелению государя императора Николая Павловича, древний Спаский храм возобновлен и отдан в ведение православного духовенства. МАРИИН, муж. существовавший в древности близ Полоцка. Он был основан около 1150 года св. Евфросинией, княжной Полоцкой. Здесь была соборная церковь во имя пресвятой Богородицы, в которой с XII века находилась икона Божией Матери, писанная св. Евангелистом Лукой и перенесенная сюда из Ефеса, по ходатайству Преп. Княжны Евфросинии и по соизволению императора Мануила и Цареградского патриарха Луки. Икона эта находится ныне в Торопецком Покровском соборе (Псковской губ.). Монастырь Мариин уничтожен весьма давно и ныне следов его никаких не осталось.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Православие казалось навсегда изгнанным из земли Полоцкой, «дети умирали без крещения, а мужья с женами жили без благословения». Но даже в те годы, когда «Православие и русская народность Белоруссии казались погибшими навсегда», память о святой жизни преподобной Евфросинии «православной по вере и русской по происхождению», давала жителям земли Полоцкой силу «сохранить свою православную веру и русскую народность». Господь не допустил уничтожения Православия на Древней Русской земле. Русские войска пошли в Польшу, и после трех разделов ее территории в конце XVIII века все православные области, кроме Галиции, присоединились к России. В 1833 г. восстанавливается Православная Полоцкая епархия. Храм Спаса, построенный преподобной Евфросинией, был возвращен православным. Тогда жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросинии в обитель, основанную ею. Великой радостью для всех православных стало возвращение в храм Спаса креста с мощами, принесенного в дар преподобной Евфросинией. С 1579 по 1841 год крест хранился в Полоцком Софийском собора. То, что крест сохранился, было настоящим чудом, так как иезуиты старались истребить все памятники, напоминающие о древностях православных в западной Руси. 77 лет жители Полоцка не оставляли попыток возвратить мощи преподобной. Шесть раз в течении XIX века они обращались в Синод, но их усердие ни к чему ни привело. Лишь в 1871 г. в Полоцк была перенесена частица мощей. Мысль о перенесении всех мощей не встречала сочувствия Синода и Киевской митрополии. Потребовались многие годы молитв почитателей преподобной, доклады на Всероссийском миссионерском съезде, в Святейшем Синоде, резолюция государя Николая II. 700 лет помнили и с любовью почитали верующие люди Белой России свою святую, несмотря на все религиозные и исторические превратности Белорусского края, несмотря на сопротивление духовных властей и молчание Синода в течение всего XIX века. И вот на третий день Пасхи 22 апреля 1910 г., после Божественной Литургии, мощи святой были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку, вынесены из Киевских пещер и установлены в Великой Лаврской церкви на возвышении. В Киев прибыло более 20 тысяч богомольцев.

http://pravicon.com/info-2284

г. Себежа. Монастырь основан около 1600 г. Мстиславским воеводой Иосифом Корсаком. С 1844 г. считается внештатным, а в 1896 г. преобразован из мужского в женский. В нем два храма с тремя приделами. Соборный храм в честь Покрова Богоматери воздвигнут в 1796 г. При этой общежительной обители имеется смешанная церковноприходская школа и иконописная мастерская. Управляет игуменья. Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцком уезде. Спасо-Евфросиниевский первоклассный (с 1842 г.) необщительный монастырь, расположенный на правом берегу р. Полоты и в 2 в. от уездн. гор. Полоцка, основан около 1125 г. известной полоцкой княжной прп. Евфросинией, в миру Предиславой. Судьба этой знаменитой по древности и историческому значению для края обители тесно связана с судьбой Белорусского края и в особенности с судьбой города Полоцка. Этот город, подпав в конце XIV в. под власть поляков, долгое время находился под гнетом иноверного правительства и насильно навязанной унии. Обитель в 1579 году была отдана иезуитам, а в 1654 г. возвращена православным. Затем в 16 37 г. она снова достается иезуитам, и снова они изгоняются из Полоцка; в 1820 г. обитель переходит в казну, а в 1832 г. отдается в православное духовное ведомство. Она восстановлена была в 1840 г. по повелению императора Николая I архиепископом Полоцким Василием Лужинским . В монастыре два каменных храма: Спасо-Преображенский, построенный основательницей обители не позже 1160 г., и трехпрестольный в честь Воздвижения Креста Господня. В 1870 г. в обитель были принесены часть мощей прп. Евфросинии Полоцкой, скончавшейся в Греции 23 мая 1173 г. и покоящиеся в Феодосиевской пещере Киево-Печерской лавры. Вещественными памятниками преподобной остаются в основанном ею монастыре ее келья в Спасовом храме и ее драгоценный шестиконечный крест 1161 года, длиной в 11,75 вершка, с заключающимися в нем частицами мощей святых. Крест этот обложен золотым и серебряными листами с мозаичной орнаментикой и 20 небольшими образами, из которых один – Григория Богослова – утрачен. На боковых сторонах его вырезана на славянском языке следующая надпись: «въ л. и. Х покладать фросинь чьстьныи крстъ, въ манастыри въ цркви. стго спса. чьстьно дрво бсцньно сть. акованье его. злото. и сребро. и камнье. и жьнчюгъ. къ р гривнъ. а др… м гривнъ. да низносетьс из манастыр. никогдаже ко ни продати. ни аще се кто прслоушать. изнесть и манастыр да не боуди моу помощникъ. чьстьныи крстъ ни въ сь вкъ ни въ боуд. щин. и да боудеть проклтъ стою животворщею троицею. и стыми тци. ти. семию съборъ стыхъ отцъ. и боуди моу часть съ июдою. иже прда хса. кто же дрьзнетъ сътвори с… властелинъ. или кнзь. или пискоупъ или игоумнь. или инъ которыи любо члвкъ а боуди мой клтваси. фросинь же раба Хва. сътжавъши крстъ сии приметь вчню жизнь съ вс… и с.»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010